15 апреля 1997 года исполнилось 85 лет со дня крупнейшей морской
катастрофы в истории человечества - гибели пассажирского лайнера
"Титаник" у берегов Ньюфаундленда. Из 2 227 человек, находившихся на
борту, лишь 705 были спасены лайнером "Карпатия" и доставлены в
Нью-Йорк.
Именно этой катастрофе посвящен фильм режиссера Джеймса Камерона
"ТИТАНИК". Огромный бюджет, выдающиеся спецэффекты, участие
восходящих звезд Кейт Винслет и Леонардо Дикаприо, уникальные
подводные съемки - все это создало вокруг фильма небывалый ажиотаж,
такой же, как и вокруг настоящего Титаника в 1912 году.
В отличии от своего реального собрата, фильм "Титаник" успешно
шествует по миру, собирая призы, награды и денежки зрителей. И есть
почему - картина создает полный "эффект присутствия", а романтический
сюжет способен выдавить слезу из камня.
Тех, кто раскопал гробницу Тутанхамона, разорителями не называют. Опытные эксперты из музеев позаботятся о том, чтобы реликвии были сохранены и занесены в каталоги. Взгляните на картину, которую мы обнаружили сегодня... лист бумаги, пролежавший под водой 84 года... нам удалось сохранить его неповрежденным. Разве было бы лучше, если бы он так и лежал на дне океана, и мы не смогли бы взглянуть на него и порадоваться?
Nobody called the recovery of the artifacts from King Tut's tomb grave robbing. I have museum-trained experts here, making sure this stuff is preserved and catalogued properly. Look at this drawing, which was found today... a piece of paper that's been underwater for 84 years... and my team are able to preserve it intanct. Should this have remained unseen at the bottom of the ocean for eternity, when we can see it enjoy it now...?
BODINE
Если Ваша бабушка действительно та, за кого себя выдает, значит, бриллиант был у нее в тот день, когда затонул Титаник.
If your grandma is who she says she is, she was wearing the diamond the day Titanic sank.
JACK
Короче говоря, лед был тонкий и я провалился, а когда оказываешься в холодной воде, такой вот как эта... кажется, что тысяча кинжалов вонзились разом в твое тело. Ты не можешь дышать, ни о чем не думаешь... разве что о невыносимой боли.
I went through some thin ice and I'm tellin' ya, water that cold... like that right down there... it hits you like thousand of knives all over your body. You can't breath, you can't think... least not about anything but the pain.
LOVEJOY
Надо же, юная леди подскользнулась и, что - ждала, пока ты снимешь пиджак и туфли?
Interesting that the young lady slipped so mighty all of a sudden and you still had time to take off your jacket and shoes. Mmmm?
CAL
Ради тебя я готов на все. Если ты не откажешь мне, я не откажу тебе ни в чем. Открой мне свое сердце, Роза.
There's nothing I couldn't give you. There's nothing I'd deny you if you would deny me. Open your heart to me, Rose.
JACK
Больше всего мне нравится в Париже, что многие из девушек готовы раздеться в один миг.
That's one of the great things about Paris. Lots of girls willing take their clothes off.
ISMAY
Видите ли, прессе известны размеры Титаника, но я хотел бы всех поразить его быстроходностью. Пусть в газетах напишут что-то новое. Этот первый рейс Титаника должен стать сенсацией.
Captain, the press knows the size of Titanic, let them marvel at her speed too. We must give them something new to print. And the maiden voyage of Titanic must make headlines!
CAL
Досон? Просто поразительно! Ты вполне можешь сойти за джентельмена.
Dawson! I didn't recognize you. Amazing! You could almost pass for a gentlemen.
RUTH
Твой отец нам ничего не оставил в наследство, кроме долгов и громкого имени. Это имя - единственный козырь, который у нас с тобой есть.
Your father left us nothing but a legacy of a bad depts hidden by a good name. And that name is the only card we have to play.
OLD ROSE
Сердце у меня колотилось вовсю. Это был самый эротический момент всей моей жизни... по крайней мере той, до Титаника.
My heart was pounding the whole time. It was the most erotic moment of my life... up till then at least.
TOMMY
Если крысы бегут, я последую их примеру.
If this is the direction the rats were runnin', it's good enough for me.
ANDREWS
С этой минуты, что бы мы не делали, Титаник неизбежно затонет.
From this moment, no matter what we do, Titanic will founder.
SMITH
Теперь-то уж газеты о Вас не забудут, мистер Исмей.
I believe you may get your headlines, Mr Ismay.
ROSE
Don't you understand? The water is freezing and there aren't enough boats... not enough by half. Half the people on this ship are going to die.
CAL
Pity you didn't keep that drawing. It's going to be worth a lot more by morning.
MOLLY
Now there's somethin' you don't see every day.
GUGGENHEIM
We have dressed in our best and are prepared to go down like gentlemen.
CAL
I put the diamond in my coat pocket. And I put my coat... on her.
ANDREWS
I'm sorry that I didn't build you a stronger ship, young Rose.
FATHER BYLES
He shall wipe every tear from their eyes. And there shall be no more death or mouring, crying out of pain, for the former would has passed away.
JACK
You're going to get out of this... you're going to go and you're going to make babies and watch them grow and you're going to die an old lady, warm in your bed. Not here. Not this night. Do you understand me?
OLD ROSE
Afterwards, the seven hundred people in the boats had nothing to do but wait... wait to die, wait to live, wait for an absolution which would never come.
OLD ROSE
A woman's heart is a deep ocean of secrets. But now you all know there was a man named Jack Dawson, and that he saved me, in every way that a person can be saved.
Привет! Мои читатели!
Любители фильмов, а тем более романтических фильмов мой дневник открыт для Вас!
Роза принадлежит к одной из самых знатных семей Филадельфии, она красива, умна, воспитана, как подобает девушке ее круга. В свои неполные 17 лет Роза уже обручена, и не с кем-нибудь, а с питтсбургским стальным магнатом Хокли. Ее ожидает блестящее будущее в высшем свете и приличное состояние, но Роза недовольна своей судьбой и стремиться избавиться от запретов и предрассудков эдвардианского общества.
Кэйт Винслет дебютировала в 1994 с фильмом "Небесные создания", в 1995 Кэйт выдвигалась на Оскар за фильм "Разум и чувства". В числе последних наград: номинации на Золотой Глобус и Оскар за главную роль в фильме Титаник. С таким началом эта британская актриса заслуженно считается одной из самых ярких восходящих звезд Голливуда.
Фильмы с участием Кэйт Винслет:
Небесные создания (1994)
Дитя при дворе короля Артура (1995)
Разум и чувства (1995)
Гамлет (1996)
Иуда (1996)
Титаник (1997)
Ужасно странный (1998)
Интересные ссылки:
A Kate Winslet Homepage
The Kate Winslet Show
Kate Winslet Fan Club homepage
Джек - вольный художник 20 лет родом из штата Висконсин. Лишившись родителей в 15 лет, Джек зарабатывал на жизнь чем придется. Подрабатывая на пароходах, он перебрался со Францию, где в Париже изучал изобразительное искусство. Билет на Титаник сей очаровательный юноша выиграл в покер, очевидно Джек изучил не только, как держать карандаш, но и многое другое.
В свои 23 года Леонардо ДиКаприо признан одним их самых талантливых и разносторонних актёров своего поколения. Он выдвигался на Оскар и Золотой Глобус за роль второго плана в фильме "Что достает Эдварда Грейпа". За фильм Титаник Леонардо получил номинацию на Золотой Глобус, а вот с Оскаром не повезло.
Фильмы с участием Леонардо ДиКаприо:
Быстрый и мертвый (1995)
Полное затмение
Ромео и Джульетта (1996)
Комната Марвина (1996)
Титаник (1997)
Человек в железной маске (1998)
Интересные ссылки:
Леонардо ДиКаприо: фотогалерея
Leonardo DiCaprio Homepage
Completely Unofficial Leonardo DiCaprio page
Оскар
Лучший Фильм Года
Лучший Режиссер - Джеймс Камерон
Лучшая Постановка - Питер Ламонт и Майкл Форд
Лучшая Кинематография
Лучший Звук - Гарри Ридшторм, Том Джонсон, Гари Саммерс и Марк Улано
Лучшие Звуковые Эффекты - Том Беллфорт и Кристофер Бойе
Лучший Драматический Саундтрек - Джеймс Хорнер
Лучшая Песня - "My Heart Will Go On", Джеймс Хорнер и Уилл Дженингс
Лучшие Костюмы - Дэбора Л. Скотт
Лучший Монтаж - Конрад Бафф, Джеймс Камерон и Ричард А. Гаррис
Лучшие Спецэффекты - Роберт Легато, Марк Ласофф, Томас Л. Фишер и Майкл Канфер
Золотой Глобус
Лучший Фильм Года
Лучший Режиссер
Лучшая Песня к Фильму
Лучший Драматический Сценарий
VFX HQ awards
Best visual effects
Best sequence - the sinking
Best shot - time transition
Best invisible effects - CG ship extentions
Best models/
My Heart Will Go On
Every night in my dreams I see you, I feel you,
That is how I know you go on.
Far across the distance and spaces between us
You have come to show you go on.
Near, far, wherever you are,
I believe that the heart does go on.
Once more, you open the door
And you're here in my heart,
And my heart will go on and on.
Love can touch us one time and last for a lifetime,
And never let go till we're gone.
Love was when I loved you, one true time I hold to.
In my life we'll always go on.
Near, far, wherever you are,
I believe that the heart does go on.
Once more, you open the door
And you're here in my heart,
And my heart will go on and on.
You're here, there's nothing I fear,
And I know that my heart will go on.
We'll stay forever this way,
You are safe in my heart,
And my heart will go on and on.
Леонардо ДиКаприо
любовник номер один
Если к кому-то из молодых актеров применимо понятие "идол", то это не Этан Хоук, не Джонни Дэпп и даже не Брэд Питт. После ни с чем не сравнимого успеха "Титаника" стало ясно: настоящий идол наших дней - это Леонардо ДиКаприо.
Майки с изображением кумира, брелки, ручки, открытки и даже маленькие статуэтки - все это в огромных количествах выпускается сейчас для миллионов поклонниц. Фанатки следят за каждым его шагом и бурно реагируют на любое событие в его жизни. Помните последнюю "Оскаровскую" церемонию? ДиКаприо не оказался в номинации "лучший актер года", и это вызвало бурю негодования со стороны его пятнадцатилетних фанаток. Они пытались выразить свой протест у "Шрайн Аудиториум", где вручали награды, с плакатами "Оскар" слеп" и "Леонардо ДиКаприо - лучший".
Признает это "Оскар" или нет, но ДиКаприо - суперзвезда. Скоро на экраны выйдет новый фильм Вуди Аллена, режиссера, который, кстати, к "Оскару" относится без особого трепета и однажды даже не пришел получать свою статуэтку. Его последняя лента красноречиво называется "Знаменитость", а ДиКаприо играет там молодую и очень капризную голливудскую кинозвезду. Даже сам Аллен, в фильмах которого готов бесплатно сыграть любой из самых дорогих актеров, не нашел на роль суперзвезды никого лучше.
Как и у любого идола, у ДиКаприо есть не только маниакальные поклонники, но и люди, которые столь же рьяно его ненавидят. В Интернете можно найти "Официальный сайт ненависти к Леонардо ДиКаприо", включающий не только исповеди людей, которым новый бог девяностых не дает спать спокойно, но и рисунки и даже минимультфильм о том, что они хотели бы с ним сделать. Здесь можно увидеть образцы наивного творчества, демонстрирующие Лео с отрезанной головой, Лео, из груди которого вырывается "чужой", Лео, изрешеченный пулями, Лео-сатану и так далее. Чем человек более знаменит, тем больше находится маньяков, желающих его смерти.
Когда-то Джон Леннон сказал, что The Beatles популярнее Иисуса Христа. ДиКаприо сейчас популярнее и Христа, и The Beatles. Достаточно увидеть, как толпы поклонниц, с трудом сдерживаемые полицией, кричат и плачут при виде своего бога, посетившего очередную премьеру, чтобы убедиться в этом. На премьере "Титаника" в Японии одна поклонница выкрикнула ему из толпы: "Лео, я готова умереть за тебя!" Так приветствуют только самых великих звезд.
Естественно, Леонардо - частый герой светской хроники и идеальная мишень для сплетен. С кем только ему не приписывали романы! Стоило ему появиться под руку с Алисией Сильверстоун, как все тут же их поженили. Как только Лео снялся с Шерон Стоун в фильме "Быстрый и мертвый" (1995), таблоиды написали, что голливудская дива протежирует мальчика, потому что он - ее любовник. За ужин в компании Дэми Мур ему тоже пришлось заплатить: стали судачить, будто ради Лео она готова развестись с Брюсом Уиллисом. Но Леонардо не такой уж ловелас. Напротив, его недавно закончившийся пятнадцатимесячный роман с моделью Кристин Занг подтверждает, что актер склонен к серьезным длительным отношениям. "Если я когда-нибудь и женюсь, - сказал он недавно, - то только на женщине, с которой проживу до этого лет двадцать".
При этом двадцатитрехлетний актер только в канун последнего рождества покинул материнский дом. Лео живет теперь в пяти минутах хотьбы от него и примерно так же близко к дому отца. Он прекрасно совмещает в себе образы идеального героя-любовника и преданного сына: в то время, как другие голливудские парни выходят в свет с длинноногими подругами, Лео появляется под руку со своей все еще привлекательной матерью - блондинкой Ирмелин. Его отношения с разведенными родителями настолько доверительные и дружеские, что похожи на идиллию.
Его отец - Джордж ДиКаприо, покинувший семью спустя год после рождения Лео, станет сопродюссером нового фильма своего сына, в котором будут использованы мотивы знаменитого "шпионского дела" Юлиуса и Этель Розенберг. Мать Леонардо с самого начала была главным советчиком сына. Она и сейчас пристально следит за его имиджем, регулярно бывает на кино- и фотосъемках Лео, иногда прихватив с собой его бабушку Хелену.
Один из наиболее распространенных мифов о Леонардо - история возникновения его имени. Впервые Лео проявил свой буйный нрав еще в утробе матери - он начал толкаться, когда Ирмелин остановилась в галерее Уффици во Флоренции напротив картины Леонардо Да Винчи. Так что свое первое имя он получил в честь великого художника. Вторым именем - Вильгельм - он обязан своему немецкому деду.
Лео родился в интернациональной семье. По происхождению Ирмелин - немка (поэтому ее сын с детства в совершенстве знает немецкий язык), а Джордж - итальянец, дальние родственники которого живут на острове Капри, где Лео, кстати, никогда не был. И Джордж, и Ирмелин в начале семидесятых вели жизнь хиппи, возможно, поэтому их брак оказался таким непрочным. Скорее всего, по этой же причине у них до сих пор корректные отношения: хиппи всегда отличались миролюбивым нравом. "Мои родители настолько же неотделимая часть моей жизни, как мои ноги, - говорит Лео. - они никогда не делали вид, что нам хорошо вместе и не жертвовали ничем ради меня. Они - просто были рядом, и это само по себе было прекрасно".
Леонардо Вильгельм ДиКаприо родился 11 ноября 1974 года. С раннего детства он вращался в богемных кругах. Его отец был крупнейшим дистрибьютером комиксов и дружил с культовыми фигурами американского андерграунда: автором комиксов Робертом Крамбом, писателем Чарльзом Буковски, певицей Лори Андерсон. "Родители с детства позволяли мне все, поэтому мне и в голову не приходило как-то выражать протест. Все равно их ничем нельзя шокировать", - вспоминает Лео.
Тогда же, в детстве, у него появился талант к передразниванию: он без труда мог изобразить любого папиного друга, имитируя мимику и манеру его речи. Как-то раз, под влиянием бесед взрослых, говоривших о знаменитом сатанисте Чарлзе Мэнсоне, он пришел в школу с фашистским крестом на лбу и заявил всем, что Мэнсон - это он. Маму немедленно вызвали в школу, которую вскоре пришлось сменить. Однако этот эпизод никак не повлиял на отношения в семье: в свободе Лео никогда не ограничивали. В пять лет мальчика привели пробоваться на телевидение в детский сериал, однако в то время шалить он хотел куда больше, чем работать, поэтому его актерский дебют в раннем возрасте так и не состоялся.
Жил Лео с матерью, как он сейчас вспоминает, "в довольно гнусном месте", в неблагополучном районе Лос-Анжелеса. Это детство нельзя было назвать слишком обеспеченным. Вот почему Леонардо так изумило известие о том, что его сводный брат Эдам получил за съемки в маленьком рекламном ролике $50.000. "Это просто не укладывалось в моей голове, - говорит ДиКаприо. - и это придало мне сил. Я помню, что целых пять лет я думал, что мой брат лучше меня, потому что он заработал столько денег".
И Лео занялся делом. Его первый контракт на рекламу игрушечных автомобилей Matchbox, в которой он сыграл маленького главаря мафии, которому привозят машинки, был заключен в четырнадцатилетнем возрасте. В семнадцать лет он дебютировал во второстепенной роли фантастической ленты для подростков "Зубастики-3" и довольно успешно играл неблагополучного мальчика в телесериале "Болезни роста". Но с настоящим серьезным кино он столкнулся впервые только в "Жизни этого парня" (1992). Лучший друг Лео, Тоби Магуайр, присутствовавший вместе с ним на прослушивании, вспоминает, что у того не было никаких шансов получить эту роль: "Лео все время развлекался выпадами каратэ. Он был совершенно несерьезен". А еще он с трудом представлял, кто такой Роберт Де Ниро. В этом невежестве было свое преимущество: Лео не испытал и тени смущения перед авторитетом. Он просто встал напротив Де Ниро и заорал свою реплику прямо ему в лицо, стремясь любой ценой произвести впечатление. Самое смешное, что Де Ниро действительно "впечатлился", а ДиКаприо получил роль.
Кстати, куда более скромный Магуайр - тоже подающий надежды актер, сыгравший в фильме "Снежная буря", - пока не добился карьерных высот, взятых Лео. Быть может, именно по причине своей сдержанности. Тем не менее, с ними и еще с несколькими друзьями, среди которых актеры Кевин Конелли, Винсент Лареска, Дэш Михок, Этан Сапли и личный ассистент ДиКаприо по фильму "Титаник" Иона Джонсон, Лео проводит все свободное время. Обычно перед съемками он вносит в контракт пункт, по которому студии оплачивают гостиницу и билеты на самолет его друзьям, если те захотят приехать к нему на выходные.
ДиКаприо никогда не забывает своих старых друзей. "Он один из самых надежных людей, которых я знала", - как-то раз сказала о Лео его партнерша по фильму "Ромео и Джульетта" Клер Дэйнс. Ей вторит и Иона Джонсон: "Вне дома он может быть знаменитостью, но когда он переступает порог, он становится таким же придурком, как и мы".
Следующим этапом в его карьере стал фильм "Что мучает Гилберта Грейпа?" (1993), где он сыграл парня с расшатанной психикой, младшего брата Джонни Дэппа, за что и был выдвинут на "Оскар" за роль второго плана. После этого ему стали предлагать роли странных ранимых подростков, чьи психозы порой граничат с гениальностью, а неблагополучность - с порочностью. Именно этими качествами отличались его герои в "Дневнике баскетболиста" (1994) и "Полном затмении" (1995). В первом, поставленном по автобиографии культового поэта Джима Кэррола, он сыграл главную роль - подростка, познающего жизнь не с самых радужных ее сторон. В "Полном затмении" он сыграл самого Артура Рэмбо. Сейчас этот фильм задним числом удивляет и шокирует новых поклонниц ДиКаприо, ведь главной сюжетной линией картины были любовные отношения Рембо с Полем Верленом. Фанатки, привыкшие отождествлять своего любимчика с ролями, которые он играет, с Ромео или с Джеком из "Титаника", были смущены, не понимая, что можно играть гомосексуалиста или психбольного, но не быть на самом деле ни тем, ни другим.
Кстати, Лео стал не только любимчиком девочек, но и гей-иконой, но совсем не из-за роли Рембо, не самой удачной в его карьере. Скорее тут дело в том, что принято называть "харизмой" (именно это слово употребила по отношению к актеру его партнерша по "Титанику" Кейт Уинслет), сверхобаянием, которое действует на людей вне зависимости от их пола и возраста. Не случайно фотограф Дэвид ЛаШапель еще в 1995 году, до выхода "Ромео и Джульетты" и "Титаника", снял его в божественном терновом венце, как бы предсказывая его дальнейшую судьбу.
В 1996 году ДиКаприо становится звездой мировой величины, сыграв в фильме Бэза Лурманна "Ромео и Джульетта". За эту роль он получает "Серебрянного медведя" на Берлинском кинофестивале и приз MTV. Роль далась ему без особых усилий. Он не только был отличным Ромео - на съемочной площадке Лео успевал пародировать всех актеров в их образах с потрясающей точностью. "Я просто ненавидел его, - говорит Джон Легуизамо, сыгравший Тибальта, - потому что все так легко давалось этому маленькому блондину, счастливчику, золотому мальчику, черт его побери". А после съемок он еще и успевал вести бурную ночную жизнь и возвращался в свой номер лишь под утро. Вот как комментирует это сам ДиКаприо:"Со мной случился бы нервный срыв, если бы я снимался в фильме три месяца и все это время был бы Ромео и на съемочной площадке, и вне ее. Я знаю, что я делаю, и когда мне говорят "снято!", я чувствую себя хорошо. Я могу шутить. Я не прячусь в угол и не ору на каждого, кто пытается заговорить со мной".
Начиная с "Ромео и Джульетты" ДиКаприо все больше отходит от амплуа привлекательных изгоев и богемных мальчиков и становится идеальным экранным любовником - таким мы его видим в "Титанике". Поначалу ни у Лео, ни у режиссера Джеймса Камерона не было особого желания работать вместе. Кандидатуру ДиКаприо навязываля студия, и Кэмерон был изначально предубежден против него [Камерон утверждает, что это он отстаивал ДиКаприо перед студией]. Актер же с детства презирал голливудские блокбастеры (он даже отказался сниматься в роли Робина в фильме "Бэтман и Робин") и не первой же встрече с Камероном вел себя заносчиво. Однако при повторном знакомстве лед растаял и режиссер понял, что нашел то, что искал. В начале Лео очень капризничал - ему не нравился сценарий, он никак не хотел лезть в воду.... Зато к концу он чувствовал себя, как рыба в воде в буквальном смысле слова и даже мог сделать подводное сальто.
Изматывающие многомесячные съемки потребовали выдержки от молодого актера, и, по словам его партнерши Кейт Уинслет, "сделали его настоящим мужчиной". Именно таким, каким его любят сегодня миллионы поклонниц. Но он не зацикливается на имидже героя-любовника и в следующем фильме "Человек в железной маске" играет сразу две роли: циничного и развращенного Людовика XIV и его несчастного брата Филиппа, которого скрывают от людей в тюрьме в железной маске. "Лео хочет быть разноплановым актером, а не просто звездой", - говорит продюссер фильма Рассел Смит.
Действительно, ДиКаприо выбирает разные роли, как бы желая доказать, что профессиональное совершенство для него важнее славы. Поэтому он может себе позволить просто оставаться самим собой - хорошим талантливым парнем. А по поводу славы он часто вспоминает слова Шэрон Стоун:" Если ты знаменит, относись к этому как к приключению. Это сделает тебя сильнее".
"Premiere" N6-98.
Титаник 86 лет спустя
история катастрофы века на экране
19 декабря прошлого года как минимум две голливудские студии, режиссер Джеймс Камерон и многочисленная армия поклонников автора "Чужих" и "Терминатора" затаили дыхание в ожидании первой реакции на самый дорогой фильм на свете - про то, как погиб самый дорогой на свете корабль. Камерон к концу пятилетней эпопеи создания "Титаника" все больше напоминал человека, который вызвался на глазах у всего мира поставить невозможный рекорд. Среднего не дано - либо триумф, либо провал.
А приметы были плохие. Невиданный бюджет в 200 миллионов [а по другим данным, и все 230]. Странные сообщения об отравлении съемочной группы галлюциногенами. Режиссер-перфекционист, замучивший актеров бесчисленными дублями и следящий, чтобы на каждом столовом приборе стояло нужное клеймо. Пугающие три с четвертью часа экранного времени. Задержка с выпуском фильма на экраны.
И, как при игре ва-банк, успех обернул затраченные деньги двукратной прибылью [для тех, кто не знает: касса фильма на сегодня составляет 1,5 млрд.$, почти в два раза перекрыт прежний рекорд]. Весь мир захотел посмотреть, на что же ушли 200 миллионов - и убедился, что такого грандиозного зрелища, такого масштаба и размаха не было на экранах со времен "Клеопатры" и "Бен-Гура". Не дожидаясь окончательных результатов, общее мнение уже вознесло "Титаник" к вершине кино-Олимпа, по соседству с "Унесенными ветром" - и количество "Оскаровских" номинаций утвердили эти претензии.
И, увидев его, понимаешь, что это не просто еще один дорогой фильм. Это фильм грандиозный и потрясающий своей грандиозностью, совершенный образец Большого Стиля. История гибели "Титаника", обозначившая точку поворота от века Прогресса к веку Пессимизма, опирается на хрупкий костяк любовной истории между пассажиркой первого класса и вольным художником, выигравшем свой билет в покер. ДиКаприо и Кейт Уинслет играют так страстно и так неподдельно, что вы на полтора часа забываете о скорой судьбе корабля. Наверное,это и есть высшее кинематографическое совершенство - история, где все известно заранее, с первой минуты заставляет забыть все, что знаешь - и неожиданно понять, переведя дух, что половина трехчасового фильма уже позади.
Вы знаете, что "Титаник" утонет. Но когда он начинает погружаться, вас охватывает настоящая паника, адреналин пульсирует в венах. Погружение "Титаника" - это самые потрясающие сорок минут, которые когда-либо знало кино. Кровь застывает в ожидании конца, и насколько неторопливо-размеренно приближается гибель, настолько же страшно-неотвратимой она становится. Вы завороженно наблюдаете, как разломившийся надвое "Титаник" встает вертикально в воде, сбрасывая сотни людей в ледяную воду, не в силах отвести взгляд от ужасающего и одновременно восхищающего зрелища.
Когда фильм позади, понимаешь, что его вряд ли можно "любить". Им можно восхищаться. Кино по настоящему любят за легкие, полные очарования несуразности. А "Титаник" Кэмерона, через восемьдесят шесть лет завершивший самый знаменитый рейс ХХ века,- это абсолютное совершенство. И теперь ему осталось побить только один рекорд - взять все "Оскары", которые только бывают.
"ОМ" №3 1998
Семнадцать поцелуев с Лео
репортаж со съемочной площадки
Ну вот, наконец, и долгожданная любовная сцена. Съемка запланирована на первую половину ночи. Две попытки сыграть эту сцену уже предпринимались: первый раз - на большом, еще не затопленном "Титанике", затем - в студии комбинированных съемок в Лос Анжелесе. Теперь эпизод играется на площадке, где установлен панорамный рисованый задник. На нем весьма натурально изображен закат солнца, а в середине - трехметровый нос парохода, а также - для ощущения глубины - фрагмент капитанского мостика, на котором стоит кукольный капитан Смит.
Наконец, все готово к съемке. Джим ехидничает: "Вот уже четыре часа вы, затаив дыхание, предвкушаете этот дубль - первый за сегодняшнюю смену!"
Начали! Кейт делает шаг вперед. "Я передумала",- говорит она. Лео протягивает к ней руки.
"Стоп! Фальшиво",- говорит Джим.
Впрочем, надо срочно подправить еще несколько деталей: "лучи заходящего солнца" светят под каким-то очень уж рассветным углом, сильно бликует якорь. Джим меняет объектив камеры на другой: изменение фокусного расстояния усилит ощущение качки. Затем он хватает кисть, залезает на нос и рисует на крепительной рейке чуть заметные пятна легкой ржавчины. Ассистент художника-постановщика растерянно ходит рядом.
Еще дубль. "Кейт, можно подумать, что ты уже заранее знаешь, что он скажет. А ведь он должен тебя слегка удивить. Ты постепенно осознаешь все, что произошло. Удивись больше!"
На сей раз все проходит весьма живо, вплоть до страстного поцелуя. Кейт обвила рукой шею Леонардо. Получается очень романтично.
"Стоп! Лео нужно изобразить некое душевное усилие. Ведь ты уговариваешь Кейт совершить поступок",- говорит Джим.
Кейт интересуется, на сколько же дублей Джим сегодня рассчитывает. "Не более десяти",- отвечает он.
"Значит, в пределах двадцати одного",- поддразнивает его Уинслет.
Проходит час. И еще час. Приближается тот миг, который Джим так хотел продемонстрировать."В этом эпизоде самое интереспое - это момент, когда герой Лео говорит: "Закрой глаза",- объясняет Джим. - Ведь ты, Кейт, по существу, уже приняла решение: с прежней жизнью покончено. И в твоей душе происходит перелом, причем довольно болезненный. Но ведь зто так интересно! Ты вступаешь в какой-то совершенно неизвестный тебе мир".
"То есть я как бы играю с Лео в игру,- соображает Уинслет.- Делаю вид, что не дам себя поцеловать?"
"И это тоже. Но твои подсознательные мотивы примерно такие: "Ладно, ты, конечно, безумец, но мне так нужно это твое безумие, ведь оно придаст мне сил для совершения того поступка, который мне предстоит". "Надо повторить еще раз и сыграть более трепетно",- говорит Джим.
О'кей, сделаем все как надо.
Вдруг у кого-то включается сотовый телефон.
"Черт бы вас всех побрал! - взрывается Джим. - А ну, немедленно отключите!"
Дубль 12. Трепетнее не бывает.
"А теперь попробуем в более интригующем ключе"
Дубль 13. Ужасно интригующе, просто дух захватывает.
Тут все понимают, в чем суть. Важно показать не вспышку любовного безумия, а ту работу, которую совершает героиня Кейт, чтобы примириться с этим новым чувством. И вдруг у Кейт получается то, чего от нее добивался Джим: чуть заметная улыбка, которая выдает смущение и внутреннюю готовность на все. Она великолепна.
"Лео, ты как-то плохо реагируешь на чувства горячо любимой девушки",- замечает Джим.
Дубль 14. "Ну теперь еще один, на всякий случай",- говорит Джим.
Дубль 15. "Сцена, по существу, очень эротическая,- витийствует Джим.- Лео, пойми, что именно в этой сцене ты должен вскружить голову всем женщинам мира, кроме разве что одной-единственной эскимоски где-нибудь на Юконе, да и то лишь потому, что она только вчера впервые в жизни обзавелась телевизором. Так вот, уже завтра она должна в тебя влюбиться, ясно?"
Дубль 17. "Ближе к Кейт! Так, чтобы ее волосы щекотали тебе лицо. Ты должен жадно вдыхать запах ее кожи! - Джим явно в ударе. - Ты в курсе вообще, как надо вдыхать запах кожи любимой девушки? Ах, в курсе?! Ну так придвинься к ней поближе!"
Когда Джеймс кричит наконец: "Стоп! Снято!", Лео отрывается от Кейт и выпускает воображаемый пар. "Ну и ну!" - смеется он.
Камерон удовлетворен. "Сегодня поцелуи были очень качественные", - резюмирует он.
журнал Premiere
Снять "Титаник" - все равно что родить.
Джеймс Камерон
Профессионалы-кинематографисты признали его лучшим фильмом минувшего года. А Джеймс Камерон снискал лавры лучшего режиссера. О сложнейших съемках "Титаника" ходит множество драматических историй. Вот одна из них, мало известная широкой аудитории. Как-то раз после обеда вся съемочная группа почувствовала приступ дурноты. Те, кому повезло, отделались легко - сильнейшим расстройством желудка. Многие же в тяжелейшем состоянии были доставлены в больницу. Оказалось, что еда была кем-то отравлена. Полиция до сих пор продолжает расследование этого проишествия. Чего стоила эта работа режиссеру Джеймсу Камерону - становиться понятным при взгляде на его голову. За время съемок (а длились они более трех лет) этот симпатичный 43-летний мужчина поседел.
- Когда вы снимали "Терминатора-2" и "Правдивую ложь", пресса писала о безумных бюджетных тратах и прочих проблемах. Но, оказывается, все это были цветочки по сравнению с "Титаником"?
- "Титаник" пострадал от прессы больше, чем любой другой из моих фильмов. Мне почти не встречались публикации, авторам которых пришло бы в голову сказать: "Постойте, а ведь этот фильм безумно труден в творческом отношении", чего я до сих пор не могу понять!
Журналисты истратили столько чернил на оплакивание пустоты и бездарности Голливуда, где что ни фильм, то коммерческая поделка с продолжением и целой серией сопутствующих товаров, игрушек.
И вот, наконец, появляется большая голливудская картина, которая не имеет с этим ничего общего, а они ее просто в клочья разносят.
- Репортажи со съемок буквально кричали о том, что вы - художник с амбициями и вас мало беспокоит, что киностудия может разориться.
- Это несправедливо. Основной груз ответственности всегда лежал на мне. Я не жалел творческих сил, чтобы вернуть студии вложенные деньги. Был момент, когда продюсерам показалось, что я принимаю не те решения. Мне тогда пришлось дать им понять, что я вовсе не стремлюсь лишний раз прославиться. Вот и отказался от своего гонорара за фильм. И от процентов с проката тоже.
- Вы действительно работали бесплатно?
- Да, целых три года. Меня это конечно же не радует, но в конце концов я поступил по-честному.
- Опишите тот день, когда вам пришлось сказать главе киностудии “ХХ Век Фокс” Питеру Чернину, что фильм не будет готов в срок.
- Я был готов к трудному разговору, но обошлось. К тому времени на студии уже видели мой черновой монтаж. Стало ясно, что коммерческий успех картине обеспечен. Волновался лишь об одном: только бы чего-то не запороть. Фильм тогда длился три с половиной часа.
Мы были в ситуации “пан или пропал”. А я заявил Питеру, что могу сократить картину только на двадцать минут. Он со мной не спорил, понимая, что это своего рода настоящая косметическая операция высокой сложности.
- Давайте поговорим об актерах. Вы пересмотрели множество молодых актрис на роль главной героини - Розы. Почему остановились на Кейт Уинслет?
- Когда мне вначале предложили Кейт, я с ходу отверг ее кандидатуру. Она снимается в костюмных фильмах, сказал я, и нам не подходит. Но мне очень хотелось увидесь на экране новое лицо. Да такое, чтобы зрители пришли в восторг. Мы попробовали Кейт и отдали ей роль. Я уверен, что она сейчас одна из самых талантливых молодых актрис.
- Леонардо Ди Каприо - настоящий кумир конца 90-х. Вы тоже из числа его фанатов?
- Когда мы приступали к работе над “Титаником”, я видел единственный фильм с его участием - “Что гложет Гилберта Грейпа”. Леонардо еще не был тогда таким модным. Картина “Ромео и Джульетта” еще не вышла в прокат. Он производил впечатление обаятельного парня, который способен зайти в комнату и всех очаровать. И эта черта главная в его герое. Но все же мне хотелось понять, насколько Лео предан профессии и как он вообще играет. Я попросил его прочитать роль вместе с Кейт.
То, что он выкинул, меня поначалу взбесило. Он развалился в кресле с сигаретой, делая вид, что его это слишком напрягает. Ему, мол, плевать на окружающих. А потом вдруг поднялся и блистатьно сыграл сцену.
Меня словно молнией поразило: знаете - как будто вы увидели сквозь деревья НЛО и тут же побежали всем рассказывать, а люди не верят и думают, что вы под кайфом. Короче, я вбежал к продюсеру со словами: “Ди Каприо - тот, кто нам нужен!”. А продюсер в ответ: “Ну а где кассета с его кинопробами?”. Но Лео пробоваться не захотел. Поэтому мне самому пришлось “продавать” его студии. Надо сказать, что руководство большого энтузиазма не испытало.
Потом и Ди Каприо решил, что роль Джека ему не интересна. Персонаж показался Лео слишком гладеньким. Лео хотелось, чтобы у его героя появились прыщи или он бы страдал наркоманией на худой конец. Но такие мысли я пресек на корню. А потом и сам Лео загорелся ролью. Он понял, что сыграть по-настоящему хорошо, убедительно положительного героя куда труднее.
- Складывалось так, что в “Титанике” поначалу были только две звезды - вы сам да тонущий корабль. Студия не требовала, чтобы вы привлекли кого-то из актеров-звезд?
- Не уверен, что имя режиссера дорогого стоит, если это, конечно, не Стивен Спилберг. В кинобизнесе есть Спилберг и все остальные. Человек с улицы, наверное, не сразу вспомнит, что я - тот парень, который снял “Терминатора”. Но “Терминатор” и “Титаник” - совершенно разный вещи.
Когда встал вопрос о звездах, я спросил продюсера, кто из 19-20-летних подходит для фильма. Выяснилось, что никто. Очень хотел сниматься в “Титанике” Том Круз. Мне об этом настойчиво рассказывал его агент. Ну, предположим снял бы я фильм с Томом Крузом. Его Джеку Доусону было бы лет 35, а влюблен он в 17-летнюю. Что бы этого вышло? А может героине тоже стоило прибавить лет, сделать ее 25-летней? Тогда, во-первых, сегодня ей было бы 110. Ну уж нет! А во-вторых, когда ей семнадцать, а ему девятнадцать, в их чувствах столько чистоты и невинности.
- История любви на “Титанике”, наверное, привела в замешательство боссов киностудии? Они-то ждали от вас очередного “Терминатора”.
- Я обезоружил их простой фразой: “Это “Ромео и Джульетта” на “Титанике”. А они в ответ: ”Да ну?! Замечательно, как раз то, что нам нужно. Забудь к чертовой матери всех этих “Терминаторов”. Шучу, конечно.
Студийное руководство очень сомневалось, сможет ли режиссер, всю жизнь смимавший технотриллеры, потянуть любовную историю. И вообще им не хотелось пускаться в столь сомнительное предприятие. Но пришлось.
Потом они молились: “Господи, помоги нам выжить, тогда, может, в следующий раз Камерон снимет для нас что-нибудь коммерческое”.
- Вы бесплатно работали последние три года. Как скоро приступите к новому проекту или пока слишком измотаны?
- Сейчас энергии у меня прибавилось. А несколько месяцев назад мне казалось, чтоя уже больше никогда ничего не сделаю. Снимать кино - все равно что рожать ребенка. Спросите женщину после родов, хочет ли она еще детей. Она вам ответит: “Ни за что и никогда!”. А год спустя она снова беременна.
Евгий Морошан,
Как я уже говорил, фильм режиссера Джеймса Камерона "Титаник" подтолкнул меня к созданию этой странички. После долгих раздумий, я все-таки решил посвятить этому великому режиссеру и его фильму один из разделов моей странички, хотя сначала я не хотел этого делать, так как страничка изначально планировалась как экскурс в историю "Титаника", но многие люди посоветовали и попросили меня это сделать, некоторые даже стали присылать готовые материалы, которые я здесь и поместил. Я просто не смог отказать этим людям, и что из этого получилось, вы можете увидеть и прочитать ниже. Хочу сразу предупредить, что здесь нет ничего, каким-либо образом связанного с Леонардо Ди Каприо и Кейт Уинслет, нет их фотографий, биографий и так далее, потому, что в сети и без этого достаточное количество сайтов, на которых все это достаточно подробно расписано и показано. Здесь же, представлены некоторые статьи, которые были опубликованы в прессе.
--------------------------------------------------------------------------------
Стойкость и благородство уходящей эпохи, величественность большого корабля по своему масштабу согласуется только с безрассудством людей, которые вели его сквозь темноту в бездну.
Джеймс Камерон
--------------------------------------------------------------------------------
Информационное агентство "GoNets"
"Многие говорят, что у меня страсть доводить свои фильмы до совершенства. Нет, это не так. Я совершенствую их, пока они не становятся великими"
Джеймс Камерон
Кто: кинорежиссер, издатель, продюсер, сценарист
Дата рождения: 16 августа 1954 года
Место рождения: Капускасинг (Kapuskasing), Онтарио, Канада
Знак зодиака: Лев
Образование: бросил Государственный калифорнийский университет
Родственники: отец Филип Камерон (инженер-электрик), мать Ширли Камерон (актриса), жена (четвертая) Линда Хэмилтон (актриса). Имеет пятерых детей.
В рядах представителей актерского ремесла, столь богатого диковинными проявлениями человеческого темперамента, с именем Джеймса Камерона крепко слился эпитет "перфекционист". Фанатичная пунктуальность и приверженность режиссера к оттачиванию деталей почти вошли в поговорку. Для того, чтобы максимально приблизить сцены из "Титаника" к реальности, Камерон сам 12 раз погружался в океан для осмотра места гибели судна.
Другое качество его характера, связанное с первым - желание контролировать съемочный процесс от начала до конца. Сказав, что Джеймс Камерон снял шесть фильмов, мы назовем едва ли не меньшую часть его работы. Им были написаны сценарии всех шести картин, а в последних трех он выступил еще и как продюсер. Родившийся в Канаде в семье требовательных, любящих дисциплину родителей, Джеймс Камерон уже в детстве в полной мере продемонстрировал свою творческую энергию и работоспособность, которые сделают его столь известным.
Прирожденный руководитель, он организовал своих сверстников для постройки настоящей катапульты, которая могла метать камни, оставлявшие в земле воронки. Другим его проектом стал подводный аппарат, в котором он и его друзья однажды отправили нескольких мышей на дно реки Ниагара. Мать поддерживала разнообразные таланты Джеймса и даже помогла организовать выставку его картин.
Семья Камеронов переезжает в Калифорнию. Подросток Джеймс приходит в восторг от только что появившегося фильма Стенли Кубрика "Космическая одиссея 2001 года", который он посмотрел 10 раз. Он сам пытается снимать на отцовскую любительскую камеру и зачитывается научной фантастикой. Поступив в Калифорнийский университет, Камерон неожиданно начинает увлекаться физикой, а затем без всякой паузы переключается на изучение родного английского языка. Однако все эти увлечения оказываются преходящими и, не найдя себя ни в одном из них, он бросает университет.
Будущий режиссер женится и начинает подрабатывать где придется - рабочим, водителем грузовика или школьного автобуса. А по вечерам лелеет свою артистическую страсть, которая оказалась самой постоянной. Камерон пишет рассказы и рисует. Переломным моментом в его биографии стало появление фильма "Звездные войны". По рассказам самого режиссера, это был именно такой фильм, какой ему хотелось снять самому, с тех пор как он увидел "Космическую одиссею".
Его увлеченность проявилась с такой силой, что жена Камерона стала подозревать, что муж сошел с ума. Будущий кинематографист начал доставать разнообразную съемочную технику и изучать литературу, посвященную спецэффектам. В библиотеке он ксерокопировал все, что имело отношение к киноделу, а то, с чего нельзя было снять копию, тщательно конспектировал. Вместе с другом они снимают 10-минутный фильм, наполненный всеми спецэффектами, которые они могли создать. Показывая этот фильм, он пытается найти работу. Не имея никаких рекомендаций или дипломов, он был принят в качестве одного из вспомогательных членов съемочной группы. Превосходно показав себя на площадке, Джеймс Камерон получает первый заказ как режиссер.
Итальянские продюсеры предлагают ему снимать "Пираньи-2". Неопытного режиссера отстраняют от монтажа отснятого материала. Тогда, действуя на свой страх и риск, он тайно производит повторный монтаж картины. В эти голодные дни, в Риме, ему снится сон о непобедимом роботе-убийце. С этого кошмара, который позже станет фильмом "Терминатор" и начинается настоящий взлет его карьеры. Написанный им сценарий был продан продюсеру Гейл Энн Херд (Gale Anne Hurd) за 1 доллар, однако с тем условием, что он будет режиссером картины.
"Терминатор-1" был снят с удивительно низким бюджетом - 6.5 миллиона долларов. В сотрудничестве с Херд он пишет сценарий к другому блокбастеру - "Чужие". Затем Камерон снимает неудачный фильм "Бездна" (Abyss). Однако впервые примененный в картине эффект жидкого металла стал "фирменным знаком" следующего фильма режиссера - "Терминатор-2". Колоссальный престиж Джеймса Камерона позволяет ему аккумулировать неслыханный бюджет в 200 миллионов долларов для своей последней картины "Титаник". Видимо, кроме рекордной стоимости, фильм станет и самым кассовым за всю историю кинематографа.
Камерон опроверг слухи о готовящихся съемках "Терминатора-3". По заявлению режиссера, он собирается снять научно-фантастический фильм "Avatar", где не будет ни одного живого актера. Всех персонажей фильма Джеймс Камерон планирует создать с помощью компьютера.
--------------------------------------------------------------------------------
Камера из титана. ("Видео Асс", №37, 1998 г.)
Вместе с русскими специалистами Майкл Камерон, родной брат режиссёра "Титаника", создал подводную камеру из российского титанового сплава, способную выдержать нагрузку до 2 тонн на 1 кв. см. В апреле 1912 путешествие "Титаника" длилось четверо суток. Когда Джеймс Камерон в апреле 1997 сел за монтажный стол, у него было отснято материала на 12 суток проекции, который необходимо было уложить в три часа. Получилось чуть больше (3 часа 14 минут).
Студиям "Фокс" и "Парамаунт" фильм обошёлся в ту же сумму, что и строительство суперлайнера в 1911 году, но, в отличие от парохода, кино принесло создателям не только шумную известность, но и прибыль - в первую неделю только американского проката фильм вернул 10 процентов от суммы затрат производства. При монтаже, отсекая всё лишнее, Камерон мучился не только муками творца, для которого каждая сцена - художественная находка, но и страданиями бизнесмена, вынужденного выбрасывать в корзину сотни тысяч и даже миллионы долларов, потраченные на съёмки лишних эпизодов. Настоящее творчество - это всегда битва между искусством и бизнесом, но бывает, что и при победе искусства бизнес в итоге тоже не проигрывает. Камерон задумал свой фильм в 1987 году, когда посмотрел документальную ленту Роберта Балларда, снятую для "Нейшнл Джиографик".
Но лишь в 1995 году Камерон провёл переговоры со студией "Фокс", считая, что 100 миллионов долларов ему вполне хватит. Потом начался перерасход. Два миллиона ушли на предварительные подводные съёмки останков реального "Титаника". Погрузиться на глубину 4 километра - дело не лёгкое. Без русской удали и уникальных подводных аппаратов из России было не обойтись. 8 сентября 1995 года экипаж батискафа "Мир 1" приступил к работе. До этого было путешествие в Москву, переговоры со специалистами по глубоководным погружениям, беседы с научными консультантами и, в частности, с профессором А. М. Сагалевичем. Брат Камерона Майк, 40 - летний авиаинженер, вместе с русскими конструкторами создал (на это ушло полгода изысканий) специальный титановый бокс для размещения кинокамеры. Подводные съёмки длились 28 дней. Были отсняты все 120 метров корпуса "Титаника", оставшиеся после разлома. (Другую часть корабля, сломавшегося пополам, разметало по частям в радиусе 5 километров) Проникнув в корпус корабля, отсняли банкетные залы с висящими люстрами, неплохо сохранившийся декор и даже мебель. Эти документальные кадры не только вдохновляли на художественный подвиг, но и стали составной частью фильма. Весной 1996 года началось строительство в Мексике гигантского павильона с внутренним бассейном (200 * 200 м. Этот бассейн водоизмещением 4 миллиона литров образовался от взрыва 5 тонн динамита.), в котором разместили макет "Титаника". Этим сэкономили на спецэффектах - их стало меньше.
Через три недели 50 человек из съёмочной группы отравились: "многие видели огонь, вспышки, как после ЛСД" - накануне они злоупотребили омарами, в мясе которых в разных концентрациях есть микродозы галлюциногенов. Впрочем, спустя сутки от интоксикации не осталось и следа. Но сутки простоя - это расход немалый, день съёмок обходился в среднем в 250 тысяч долларов, поскольку полная рабочая неделя длилась 90 часов.
Снимали и ночами. Режиссёр при этом был строг и требователен. Если кто - то не справлялся или не попадал в ритм работы, от него тут же избавлялись. Имея власть и деньги, Камерон был безжалостен и всегда добивался всего, что хотел, заставляя переделывать, репетировать ночами, вновь переснимать. Ради конечного результата, который в то время знал он один. Его точное знание цели и недовольство было мотором съёмочного процесса. Он кричал, орал, но только если результат ему не нравился. Через три месяца все привыкли, а многим даже понравилось, но не всем. "Камерон любит страдания", - сказал один из членов съёмочной группы. На что Камерон ответил: "Я не люблю страдания, а обожаю результат, и чтобы его достичь, иногда нужны страдания".
Страдали не только "пассажиры", эксплуатируемые "капитаном". Он заставил нервничать и начальников, ведавших бюджетом. С декабря 1996 года цифры бюджета больше не совпадали с реальными. Тогда Камерон отказался от зарплаты и процентов с прибыли (что могло составить несколько десятков миллионов долларов), сохранив за собой лишь миллионный гонорар за сценарий. После трёх недель перерыва съёмки продолжились, и 22 марта 1997 были закончены последние сцены. Съёмочный период завершился. В этот день Камерон в гидрокостюме, погружённый по шею в воду, сам руководил камерой в затопленных каютах. Монтаж и работа над пятьюстами спецэффектами заняли несколько месяцев вплоть до октября. (Поэтому выход фильма был перенесён на август, а затем не декабрь.)
Закончив работу, Камерон отправился в свадебное путешествие с новой женой Линдой Хэмильтон, занятой в "Терминаторе" и бывшей его подругой долгие годы. Но вояж был недолгим. Всё лето Камерон провёл в монтажной, размышляя попутно над новым проектом: то ли это будет продолжение "Правдивой Лжи", то ли "Мумия" (По роману Энн Райс, автора "Интервью с вампиром").
Крушение "Титаника", совпавшее по времени со становлением кинематографа, породило своеобразную кинотрадицию - целый ряд лент можно считать своего рода прологом к "Титанику" Камерона. Любопытен итало - французский фильм "Горничная с "Титаника" Альдо Манчоне, построенный на удвоении мифов в бытовом и сценическом пересказе. Портовая проститутка выдаёт себя за горничную, которая якобы служила на "Титанике". А рабочий парнишка, впервые познавший с ней греховную усладу, так талантливо и трогательно описывает историю своего романа в кабаке, что театральный антрепренер приглашает его на сцену. Очень скоро юноша становиться знаменитостью.
Бедный художник и богатая леди у Камерона - своеобразный инвариант того же сюжета. Но "Горничная ..." - малобюджетная лента, построенная на игре чувств и воображения. Фантазии девушки и впечатлительного юноши, помноженные на грёзы публики, готовой поверить в реальный корабль, видя блеклые картонные декорации на сцене провинциального театра. А помпезный реализм Камерона не оставляет места для игры зрительской фантазии. Ею полностью управляют образы, возникающие на экране. Они настолько близки к действительности, что заставляют зрителя почувствовать себя пассажиром корабля и переживать все ужасы совершающейся катастрофы.
Большим талантом за очень большие деньги при больших рисках, ставках и ответственности создано поистине грандиозное зрелище, и всё, что было навеяно темой "Титаника" раньше, блекнет в ярких лучах успеха последнего по времени фильма. Но ведь лирика акварели прекрасно уживается рядом с пышущими красками монументальными полотнами...
"Чтобы остановить мои съёмки - надо меня уволить а для этого нужно меня убить", - сказал Джеймс Камерон. Рядом с ним всегда лезвие бритвы с надписью: "Применять лишь при провале фильма".
--------------------------------------------------------------------------------
Титаник 86 лет спустя.("ОМ" №3 1998)
19 декабря прошлого года как минимум две голливудские студии, режиссер Джеймс Камерон и многочисленная армия поклонников автора "Чужих" и "Терминатора" затаили дыхание в ожидании первой реакции на самый дорогой фильм на свете - про то, как погиб самый дорогой на свете корабль. Камерон к концу пятилетней эпопеи создания "Титаника" все больше напоминал человека, который вызвался на глазах у всего мира поставить невозможный рекорд.
Среднего не дано - либо триумф, либо провал. А приметы были плохие. Невиданный бюджет в 200 миллионов (а по другим данным, и все 230). Странные сообщения об отравлении съемочной группы галлюциногенами. Режиссер-перфекционист, замучивший актеров бесчисленными дублями и следящий, чтобы на каждом столовом приборе стояло нужное клеймо. Пугающие три с четвертью часа экранного времени. Задержка с выпуском фильма на экраны.
И, как при игре ва-банк, успех обернул затраченные деньги двукратной прибылью (для тех, кто не знает: касса фильма на сегодня составляет 1,5 млрд.$, почти в два раза перекрыт прежний рекорд). Весь мир захотел посмотреть, на что же ушли 200 миллионов - и убедился, что такого грандиозного зрелища, такого масштаба и размаха не было на экранах со времен "Клеопатры" и "Бен-Гура". Не дожидаясь окончательных результатов, общее мнение уже вознесло "Титаник" к вершине кино-Олимпа, по соседству с "Унесенными ветром" - и количество "Оскаровских" номинаций утвердили эти претензии. И, увидев его, понимаешь, что это не просто еще один дорогой фильм.
Это фильм грандиозный и потрясающий своей грандиозностью, совершенный образец Большого Стиля. История гибели "Титаника", обозначившая точку поворота от века Прогресса к веку Пессимизма, опирается на хрупкий костяк любовной истории между пассажиркой первого класса и вольным художником, выигравшем свой билет в покер. ДиКаприо и Кейт Уинслет играют так страстно и так неподдельно, что вы на полтора часа забываете о скорой судьбе корабля. Наверное, это и есть высшее кинематографическое совершенство - история, где все известно заранее, с первой минуты заставляет забыть все, что знаешь - и неожиданно понять, переведя дух, что половина трехчасового фильма уже позади.
Вы знаете, что "Титаник" утонет. Но когда он начинает погружаться, вас охватывает настоящая паника, адреналин пульсирует в венах. Погружение "Титаника" - это самые потрясающие сорок минут, которые когда-либо знало кино. Кровь застывает в ожидании конца, и насколько неторопливо-размеренно приближается гибель, настолько же страшно-неотвратимой она становится. Вы завороженно наблюдаете, как разломившийся надвое "Титаник" встает вертикально в воде, сбрасывая сотни людей в ледяную воду, не в силах отвести взгляд от ужасающего и одновременно восхищающего зрелища. Когда фильм позади, понимаешь, что его вряд ли можно "любить".
Им можно восхищаться. Кино по настоящему любят за легкие, полные очарования несуразности. А "Титаник" Камерона, через восемьдесят шесть лет завершивший самый знаменитый рейс ХХ века,- это абсолютное совершенство. И теперь ему осталось побить только один рекорд - взять все "Оскары", которые только бывают.
Корабль Королевской Почты ТИТАНИК был последней мечтой Золотой Эпохи. Он должен был служить роль величайшего достижения эры процветания, доверия и пристойности. Хотя никто этого и не знал, но мир находился на пороге радикальных перемен. Радио было изобретено в 1901. Первый успешный полет Братьев Райт был в 1903. Устаревшие представления о классах, морали и благородстве были готовы разбиться в дребезги. И если концепция Титаника была кульминационной точкой эпохи, то, вероятно, его гибель означала конец старой драмы и начало новой.
Интенсивно соревновательный бизнес трансатлантических пароходов выделял, в прошлом основные преимущества конструкции кораблей - размер и скорость. Компания White Star Line, одна из лидеров этого бизнеса, сфокусировала свое внимание на размере и элегантности, нежели чисто на скорости. В 1907 году, исполнительный директор White Star Line Дж. Брюс Измэй и Лорд Джеймс Пирри, партнер в компании Harland & Wolff (строитель кораблей White Star Line с момента ее основания в 1869 году) представили три восхитительных парохода, которые должны были установить новый стандарт комфорта, элегантности и безопастности. Первые два из них были названы Олимпик и Титаник, причем последнее имя было выбрано Измэйем, старавшимся выразить потрясающие размер и мощность корабля.
Ушел год на разработку проектов двух кораблей. Построение Олимпика началось в Декабре 1908, с последовавшим за ним стартом Титаника в Марте 1909. Верфь компании Harland & Wolff в Белфасте вынуждена была претерпеть реконструкцию, что бы разместить огромный проект, в свою очередь, мол White Star в Нью-Йорке пришлось удлиннить, чтобы дать возможность кораблю пришвартоваться. Потребовалось два года на то, чтобы завершить строительство основной конструкции Титаника, при этом пресса была наводнена публикациями о великолепии корабля, в сущности, сделав Титаник легендой еще до его спуска на воду. "Спуск на воду" законченной стальной конструкции в Мае 1911, был представлен в виде широко рекламируемого зрелища. Билеты продавались в счет помощи местному детскому госпиталю.
За тем он был убран на "доделку", которое дополнило конструкцию корабля многочисленным оборудованием и системами, его изысканной деревянной отделкой и тонкими украшениями. В то время, как приближалось его первое путешествие, законченный Олимпик потерпел столкновение и требовал серьезного ремонта, увеличив затраты Harland & Wolff, которые и так бились из последних сил, чтобы закончить Титаник в срок. Первое путешествие Титаника было отложено с 20 Марта на 10 Апреля.
Титаник был 883 фута длиной (1/6 мили), 92 фута шириной и весил 46,328 тонн. Он был 104 фута высотой от киля до мостика, почти 35 из которых были ниже ватерлинии... даже при этом, он стоял выше над водой, чем большинство городских зданий того времени. У него было три реально действующие трубы, четвертая, декоративная труба была добавлена, главным образом, чтобы усилить впечатление от его гаргантюанских размеров и мощи, а также для того, чтобы выводить дым из его многочисленных кухонь и котелен. Он был самым большим движущимся объектом, когда бы то ни было созданным человеком. Невероятные размеры корабля и сложность иллюстрируются случайным воспоминанием Второго Офицера Лайттоллера. Входная дверь с трапа на корме по правому борту "была достаточно велика, чтобы въехать в нее на лошади с повозкой." Еще три офицера, приписанные к кораблю во время его приготовления потратили целый день просто на то, чтобы найти дорогу к месту несения службы.
Более того, он был разработан, чтобы стать чудом совремнной технологии безопастности. Он имел двойную конструкцию корпуса из стальных плит дюймовой толщины и (широко рекламируемую) систему из 16-ти водо-герметичных отсеков, закрываемых массивными дверями, которые могли быть мгновенно закрыты одним электрическим выключателем на мостике или даже автоматически, благодаря электрическим датчикам появления воды. Пресса начала называть его "непотопляемым."
Его помещения были самыми современными и роскошными на всех океанах и включали электрический свет и отопление в каждой каюте, электрические лифты, бассейн, поле для тгры в сквеш (рассматриваемое как чрезвычайное новшество), Турецкие Бани, гимнастический зал с механическим конем и механическим верблюдом для поддержания формы наездников, комнаты для прислуги и другие удобства первого класса, способные конкурировать с лучшими отелями Континента. Пассажиры первого класса мягко спускались по шестиярусной, украшенной стеклянным куполом грандиозной лестнице для того, чтобы насладиться изысканной кухней в роскошном ресторане первого класса, который простирался на всю ширину карабельной палубы D уровня. Для тех, кто желал более интимной атмосферы, Титаник также предлагал великолепный ресторан a la carte, шикарные рестораны "Пальмовый Двор" и "На Террасе" , а также веселое Парижское Кафе. Предлагалось два музыкальных ансамбля (вместо одного по стандарту), состоящих из лучших музыкантов Атлантики, многие из которых были переманены с конкурирующих рейсов. Были устроены две библиотеки - для первого и для второго класса. Даже каюты третьего (самого дешового) класса были более роскошными, чем каюты первого класса на более мелких пароходах, а также нашумевшие удобства (такие как внутрикаютные туалетные комнаты), которыми некоторые из переселенцев на Титанике не имели удовольствия пользоваться даже в своих домах.
В первоначальном проекте предполагались 32 спасательные шлюпки. Однако, руководство White Star посчитало, что шлюпочная палуба будет выглядеть слишком загроможденной и уменьшила их количество до 20, общей вместимостью 1178 человек. Даже это превышадо действующие на тот момент правила, не смотря на то, что Титаник был способен перевозить более 3500 человек (пассажиров и команды).
Открывающее путешествие заманизо "самых лучших людей:" Британских аристократов, Американских промышленников и самые сливки Нью-Йоркского и филадельфийского общества. Оно привлекло также большое количество бедных эмигрантов, надеявшихся начать новую жизнь в Америке или Канаде.
Путешестви началось в Саусамптоне, в Среду 10 Апреля 1912 года, в Полдень. На закате Титаник остановился в Чербурге, Фрация, для того, что бы подобрать дополнительных пассажиров. В тот же вечер он отплыл в Квинстон, Ирландия и в 1:30 PM в Четверг 11 Апреля он вышел в Атлантику.
Сезонные трансатлантические пассажиры были глубоко потрясены новым кораблем. Он был настолько массивным, что они едва ощущали колебания волн на море. Его огромные, мощные двигатели не давали практически ни какой вибрации, обычной для других пароходов и их шум был еле уловим. Корабль предоставлял невероятный уровень комфорта, перемещаясь со скоростью 22 узла, будучи не самым быстрым на этой линии, но безусловно одним из пяти самых быстрых.
Погода была приятной и ясной, температура воды была около 55 градусов по Фаренгейту. Зима 1912 года была необычно мягкой и беспрецендентное количество льда откалывалось и дрейфовало из района арктики. Титаник был оборудован новывой системой безпроводного телеграфа разработки Маркони и его два оператора работу этой системы 24 часа в сутки. В Воскресенье 14 Апреля, на пятый день плавания, Титаник получил пять различных ледовых предупреждения, так и не настороживших капитана. Корабль двигался вперед со скоростью 22 узла и Исполнительный Директор линии Дж. Брюс Измэй наслаждался идеей прибытия в Нью-Йорк на день раньше запланированного срока.
В ночь 14 Апреля, оператор беспроводной связи Филлипс был чрезвычайно занят рассылкой болтливых сообщений пассажиров в Кейп Рэйс, Ньюфаундленд, откуда они доставлялись друзьям и родственникам. Он получил шестое ледовое предупреждение, но не обратил внимания на то, как близко Титаник находился от места, указанного в предупреждении и положил его в стопку бумаг. Оно так и не достигло капитана Смита или офицеров на мостике.
По любому счету, ночь была необычно ясной и темной, безлунной, бледно освещенной невероятным звездным небом. Звезды казались на столько яркими, один из офицеров по ошибке принял планету Юпитер (восходящую в тот момент над горизонтом) за сигнальный огонь парохода.
Море было также необычно спокойным и ровным, "как стекло" по рассказам многих из оставшихся в живых. Отсутствие волн делало задачу обнаружения айсберга еще более сложной, ввиду отсутствия сигнальных всплесков волн по краям ледяной глыбы.
В 11:40, наблюдатель на смотровой площадке заметил айсберг в предательской близости прямо по курсу корабля. Он сообщил об этом на мостик и Первый Офицер Мурдок приказал повернуть корабль резко на левый борт. Он просигналил в машинное отделение изменить направление движения, полный назад. Корабль слегка повернулся, но он был слишком большим и двигался слишком быстро, а айсберг был слишком близко. 37-ю секундами позже величайшая катострофа за всю историю мореплавания началась. В течение этой ночи героизма, террора и трагедии 705 жизней удалось спасти, 1502 жизней было потеряно и множество легенд получили свое рождение.
Существует большое количество книг и онлайновых источников, доступных для получения дополнительной информации о Титанике. Необходимо отметить, что даже описание фактов, касающихся трагедии Титаника, широко различается в различных источниках. Во многом, все известное и предполагаемое, касающееся Титаника, по прежнему остается тайной. Среди книг, такие как:
TITANIC, An Illustrated History, by Don Lynch and Ken Marschall, 1992
A NIGHT TO REMEMBER by Walter Lord, 1955
THE NIGHT LIVES ON by Walter Lord, 1986
THE STORY OF THE TITANIC AS TOLD BY ITS SURVIVORS edited by Jack Winocur, 1960 (containing "The Loss of the SS Titanic, Its Story and Its Lessons" by Lawrence Beesley, 1912, "The Truth about the Titanic" by Col. Archibald Gracie, 1913, relevant chapters from "Titanic and Other Ships" by Commander Charles Lightoller, 1935 and Asst. Marconi Operator Harold Bride's account as published in the New York Times of April 28, 1912.)
TITANIC - TRIUMPH & TRAGEDY by John P. Eaton and Charles Haas 1988 (second edition 1994)
: