-Рубрики

 -Цитатник

Овсяная каша с Тыквой - (0)

Овсяная каша с Тыквой Рецепт каши для восстановления печени Печень – это жизненно важный орг...

9 РЕЦЕПТОВ КРАСОТЫ С ЖЕЛАТИНОМ - (0)

9 РЕЦЕПТОВ КРАСОТЫ С ЖЕЛАТИНОМ 1. МАСКА ДЛЯ БЛЕСКА И ГЛАДКОСТИ ВОЛОС смешать 1 ст.л. желатина...

НЕЖНЫЕ, Как МОРОЖЕНОЕ. РАКУШКИ С ИЗУМИТЕЛЬНОЙ НАЧИНКОЙ - (0)

НЕЖНЫЕ, Как МОРОЖЕНОЕ. РАКУШКИ С ИЗУМИТЕЛЬНОЙ НАЧИНКОЙ МУКА 450 ГРАММ СЛИВОЧНОЕ МАСЛО 200 ГРА...

С праздником Великой Победы!!! - (0)

С праздником Великой Победы!!!   ...

6 обалденных КРЕМОВ ДЛЯ ТОРТОВ, которые готовятся в два счета! - (0)

6 обалденных КРЕМОВ ДЛЯ ТОРТОВ, которые готовятся в два счета! Заварной масляный крем для торта...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Радуга_Подруга

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 13.02.2013
Записей: 11391
Комментариев: 3096
Написано: 18235


Некоторые факты из жизни Майи Плисецкой.

Вторник, 07 Января 2014 г. 15:49 + в цитатник




Известная советская и российская балерина Майя Плисецкая, символ неувядающей женской красоты и изящества, и сегодня эталон для подражания. Настоящая жрица этого великого искусства всю жизнь посвятила сцене.

Родилась Майя Михайловна в Москве, в квартире деда по материнской линии Михаила Борисовича Мессерера, зубного врача. Отец Майи Михаил Эммануилович (Менделевич) Плисецкий был видным советским деятелем, репрессированным в 1937-м и расстрелянным в 1938-м, мать Майи Рахиль Мессерер была актрисой немого кино, родной брат матери Асаф Михайлович был артистом балета.
Майя была очень подвижным ребенком, ходить начала уже в 8 месяцев, и вся ее «многочисленная родня шумно дивилась ранним двигательным способностям».

В театр впервые пришла в пятилетнем возрасте. В своей книге «Я, Майя Плисецкая» балерина вспоминает: «Пьеса называлась "Любовью не шутят"... Театр был драматический, музыки не было, танца не было. Но я ушла, пораженная в самое сердце. Долго потом снилась мне стройная красивая женщина в длинном черном, облегающем ее платье. Она стояла на рампе в луче света, за ней ширма, и слушала разговор, который не должна была слушать». Театр настолько поразил воображение девочки, что под впечатлением главной героини она целую неделю «изображала всех действующих лиц», а особенно «женщину в черном платье». Шумное поведение ребенка вывело главу семейства из себя, и он, «не выдержав, шлепнул меня по попе. Я обиделась. Следующим утром, за завтраком, я насупленно молчала. Отец затревожился. «Майечка, ты сердишься? Прости меня, я пошутил. Я тебя люблю». «Любовью не шутят», – в позе «черной женщины» театрально ответила я».

В 1932-м семья отправилась на Шпицберген. Отец Майи Плисецкой возглавлял тогда «Артикуголь», а впоследствии стал генеральным консулом СССР. Эта должность ко многому обязывала. Путь на остров пролегал через Германию, Данию, Норвегию, и Майя нахваталась впечатлений от путешествий по суше, и по морю, а впоследствии поражалась красоте северной природы, удивлялась полярному сиянию и радовалась полярному дню. Там, в ледовой долине, пережила Майя свое второе рождение. Строптивая девчонка вознамерилась дойти на лыжах до Грумант-Сити (второго после Баренцбурга города на острове). Погода испортилась – валом повалил снег. Стена снега перед глазами - впереди видно ничего не было. Девочка все шла и шла вперед не разбирая дороги. Изрядно устав, села на лыжи передохнуть, а снег потихоньку превращал ребенка в сугроб. Майи вовремя хватились, мать, работавшая телефонисткой на Шпицбергене, подняла тревогу. Лыжники с натренированной овчаркой еле нашли засыпающую в снежном плену девочку.
Первая театральная роль Майи – Русалочка – состоялась на подмостках местного театра. Ей рукоплескал весь зал. То, что ребенка необходимо было развивать в этом отношении, родители поняли сразу.

В 1934-м во время отпуска отца семейство вернулось в Москву, и мама с папой записали дочь в Московское хореографическое училище. В те годы дети партийных и общественных деятелей интересовались авиамодельным спортом, были летчиками, военными, и их мало увлекал балет. Конкурса особого не было. «От поступавшего требовались лишь годные физические данные, крепкое здоровье, музыкальность и – непременно! – чувство ритма. В особой цене была природная артистичность. Мою судьбу решил незатейливый реверанс, отпущенный мною приемной комиссии». Так Майя стала учиться балету у Евгении Ивановны Долинской. До сих пор Майя Михайловна вспоминает имя своего педагога с благоговением. Первыми номерами будущей великой балерины были русская бабенка из «Полюшка-поля» и мифологическая пастушка из «Серенады» Чайковского. Затем ее педагогом стал Леонид Вениаминович Якобсон, Майя станцевала в «Конференции по разоружению». В этой школе, кроме танцев, обучали также русскому языку, арифметике, географии, истории, музыке, французскому языку. А потом семья вынуждена была вернуться на Шпицберген. Там девочка заскучала по любимому делу, и весной отец отправил ее на Большую землю – в Москву.

Во втором классе педагогом у Плисецкой стала Елизавета Павловна Гердт. В 1935-м отца вызвали в столицу, «дали новую квартиру. Определили на солидную должность в управлении «Арктикугля». Выделили персональную машину. Черную «эмку». При ней завсегда аккуратно одетый, внимательный, очень внимательный шофер. Отметили в приказе наркома угольной промышленности. Но почему же так невесел отец? Какие предчувствия его одолевают?» Михаил Эммануилович сутками пропадал на работе, а потом вдруг его исключили из партии, следом – уволили с работы. А накануне 1 Мая 1937-го его арестовали. «Эти аресты на рассвете теперь уж многократно описаны в литературе, сыграны в кино, на театральной сцене. Но прожить это самой, поверьте, очень страшно. Незнакомые люди. Грубость. Обыск. Весь дом вверх дном». «Враг народа», и тебя перестают замечать на улице, соседи не здороваются.

Суламифь Мессерер, тетя Майи Плисецкой, – известная балерина Большого театра тех лет.

Майя не прекращала занятий, в школе все оставалась по-прежнему. Многие ее однокашники разделили такую же участь. «Я училась любимому делу. Участвовала во взрослых спектаклях. Выходила на сказочную сцену Большого. Под звуки великолепного оркестра. На меня ставили танцы. У меня была чистая постель. Не голодала. Клеймо дочери «врага народа» не погубило моего жизненного призвания. Я избежала преисподней советского детского дома, куда меня хотели было забрать. Это взаправду заслуга Миты. Я не попала в Воркуту, Освенцим, Магадан. Меня мучили, но не убили. Не сожгли в Дахау…» В 1938-м арестовали мать, и девочку приютила Суламифь (Мита), родная сестра матери, тоже балерина.

В 1941-м, когда фашистские летчики бомбили Москву, Мита, удочерившая Майю к тому моменту, и вернувшаяся из лагеря мать с сыном, эвакуировались в Свердловск. Единственными светлыми воспоминаниями того периода был театр. И хотя возможностей возобновить полноценные занятия не было, первое выступление «Умирающего лебедя» состоялась на свердловской сцене. В 1942-м Майя принимает решение возвратиться в Москву. Ей повезло: не имея разрешения военного коменданта, Майе удалось проскочить патруль незамеченной. Более того, ее восстановили в хореографическом училище, которое она закончила в 1943-м, и была принята в Большой театр.

Репертуар ее за столько времени практически не поменялся: «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Дон Кихот», «Коппелия», «Умирающий лебедь», «Мелодия» Глюка, «Элегия» Рахманинова…



Судьба Майи поменялась в одно мгновение. Большой театр ставил «Шопениану» по случаю 25-летию ВЛКСМ. Плисецкая удивительно быстро «выучила прыжковую мазурку и станцевала ее с громовым успехом»
И на следующие постановки балетоманы шли посмотреть на Плисецкую. Пришла на нее посмотреть и уважаемый педагог Агриппина Яковлевна Ваганова, предложившая Майе поставить «Лебединое озеро». «Я помню ее слова с точностью: "Приезжай, мы сделаем «Лебединое» так, что чертям тошно станет"». Плисецкая явно приглянулась Вагановой. Великий педагог дала много ценных рекомендаций, на первой репетиции «мы прошли всю мазурку от первого движения до самого конца. Несколько комбинаций она буквально «позолотила», поменяв ракурсы поворотов тела, положения головы и абрисы рук.»

К концу войны, когда в театр возвратились именитые танцоры, имя Майи Плисецкой красовалось на афишах наравне с ними, а после премьеры «Раймонды» ее фотографии и маленькая заметка о новой балерине появилась на страницах «Огонька».



Решающую роль в жизни Плисецкой сыграл балет «Лебединое озеро». На протяжении 30 лет ее Одиллия-Одетта радовала зрителя.



Любимыми постановками великой балерины были «Жизель» и «Золушка». Именно партия «Осень» приковывала внимание, поражая воображение картиной увядания природы, легкой философией грусти. Именно этот балет и познакомил Майю Плисецкую с Родионом Щедриным.

В 50-е гг. балерина много общалась с Лилей Брик, часто бывала у нее в гостях, где завсегдатаем также был известный композитор. В один из вечеров, увлеченная постановкой «Золушки», она напела полюбившуюся мелодию, да так, что Родион услышал в ее голосе и флейты, и барабаны… Он был буквально очарован ею, ходил на все ее постановки. А в 1958-м пара поженилась. В 1960-м Майя Плисецкая становится примой Большого театра.

Начинается творческая пора для обоих. Родион пишет музыку, Майя великолепно танцует. В 1967-м она станцевала партию Кармен из «Кармен-сиюты», в 1972-м – партию главной героини в «Анне Карениной» и еще много других прекрасных ролей в «спектаклях» других авторов.










 (124x125, 14Kb)

 (220x40, 4Kb)
Рубрики:  Из жизни известных людей


Процитировано 6 раз
Понравилось: 10 пользователям