В преддверие сезона летних отпусков "Глас Рунета" провел исследование наиболее популярных видов отдыха и составил рейтинг туроператоров, работающих в России. В опросе приняли участие более 2200 российских интернет-пользователей, в возрасте от 18 лет и старше, представляющих наиболее активную, месячную аудиторию Рунета.
Из общего числа всех участников опроса 11% ответили, что не имеют никаких видов на отпуск в нынешнем году. Те, кому повезло больше, намерены провести свои отпуска или каникулы по-разному: 54% респондентов остаются в России, 19% отправятся в страны дальнего, а 9% - в страны ближнего зарубежья. Около 10% пребывали на момент опроса в состоянии неопределенности относительно отпускных перспектив.
Какие из видов отдыха Вы предпочитаете?
Мужчины Женщины
- Пляжный, курортный отдых 50,6% 63,2%
- Выезд на природу, пикник 48,4% 44,8%
- Экскурсионный тур, круиз 35,9% 50,5%
------------------------------------------
- Рыбалка, охота 26,4% 10,5%
- Работа на даче, в саду 21,1% 16,6%
- Туристические походы 20,5% 16,3%
- Лечение, санаторий 13,2% 17,5%
- Экстремальный туризм 8,2% 8,3%
- Образование 6,0% 7,4%
- Другое 14,2% 8,5%
- Затрудняюсь ответить 1,5% 0,6%
В отношении популярных видов отдыха российские интернет-пользователи образуют три основные группы по интересам. Наиболее многочисленную группу составляют сторонники пляжно-курортного отдыха и/или экскурсионных туров (из числа всех опрошенных 29% предпочитают первый, 15% - второй, а 28% оба этих вида отдыха). В этой же группе наиболее часто можно встретить тех, кто нуждается в санаторном лечении. Основу второй группы составляют любители выездов на природу с целью пикника, рыбалки и/или охоты (из числа всех опрошенных 33% предпочитают только "завтрак на траве", 14% - не прочь совместить его с рыбалкой и/или охотой, а 5% - отдают предпочтение исключительно ловле и стрельбе). Наконец, около 22% российских интернет-пользователей предпочитают такой активный вид отдыха на природе как туризм, в том числе, 8% - в его наиболее экстримальных формах.
Среди тех российских интернет-пользователей, для кого актуальна задача организации в нынешнем году очередного отпуска, 67% предпочитают самостоятельно организовывать свой отдых и только 25% планируют воспользоваться услугами туристических компаний. Очевидно, что доля потенциальных клиентов турфирм выше среди тех респондентов, кто предпочитает пляжно-курортный (32%) отдых и экскурсионные туры, круизы (35%). Но более значимым фактором здесь выступает регион будущего отдыха: среди тех, кто планирует провести отпуск в странах дальнего зарубежья, в турфирмы обратятся 68%, а в страны ближнего зарубежья 31% респондентов из числа имеющих отпуск. Среди тех, кто намерен провести отпуск с семьей и/или друзьями, а также в одиночестве лишь 17-27% склонны обращаться в турфирмы. Среди тех, кто отправляется в отпуск с компанией друзей или намерен найти себе компанию на месте отдыха, доля тех, кто рассчитывает на помощь турфирм, составляет 35-50%.
Какую сумму Вы планируете потратить (резервируете) на свой предстоящий
отпуск, каникулы? * Как Вы собираетесь организовать свой предстоящий
отпуск (каникулы)?
Самостоятельно Обращусь к услугам
турфирм
- Ничего сверх обычных текущих расходов 21,3% 0,8%
- До 200$ 8,1% 0,8%
- От 201$ до 400$ 18,7% 8,0%
- От 401$ до 600$ 11,4% 7,8%
- От 601$ до 800$ 8,8% 8,8%
- От 801$ до 1000$ 11,7% 18,1%
- 1001$ и более 13,6% 51,1%
- Затрудняюсь ответить 6,4% 4,5%
Очевидно, что те, кто планирует организацию своего ближайшего отпуска с помощью туристических компаний ( то есть, отправиться в экскурсионный тур или на комфортабельный курорт), понесут в целом наибольшие затраты: практически каждый второй из них рассчитывает на сумму 1000$ и более, а почти каждый третий - на сумму 601-1000$. Фактором, существенно увеличивающим указанные траты, выступает география поездок: более 1000$ планируют оставить в отпуске те, кто отправится в страны дальнего (60%) и ближнего (37%) зарубежья, сумму 601-1000$ резервируют те, кто отправится в страны дальнего (24%) и ближнего (32%) зарубежья. Фактором, ограничивающим отпускные расходы, выступает уровень материального благосостояния российских интернет-пользователей. Среди лиц с доходами ниже среднего (не более 600$ в месяц на члена семьи) 21% не потратят на отпуск ничего сверх обычных текущих расходов, а 40% потратят 200-600$, то есть, останутся в пределах отпускных выплат. Среди лиц с доходами выше среднего (более $1200 на члена семьи в месяц) 46% потратят на отпуск более 1000$ и только 8% ограничатся обычными текущими месячными расходами.
Для составления рейтинга узнаваемости туристических компаний, работающих в России, мы предложили респондентам выбрать из списка известные им названия фирм (без ограничения количества ответов).
Названия каких из перечисленных ниже туристических компаний Вам знакомы?
Мужчины Женщины Все респонденты
- Интурист 47,2% 48,9% 47,3%
- Тез тур 38,1% 52,2% 45,0%
- Натали Турс 31,4% 54,3% 42,8%
- Магазин горящих путевок 29,9% 41,0% 35,6%
- НЕВА 27,6% 39,1% 33,4%
- Спутник 28,8% 26,4% 27,7%
- Корал трэвел 21,8% 33,7% 27,4%
- Куда.ру 20,2% 34,1% 27,2%
- Мострэвел 20,2% 32,7% 26,4%
- Санрайз тур 19,9% 25,8% 22,7% ТОР-10
-------------------------------------------------------------------
- Роза ветров 18,5% 23,9% 21,2%
- Пегас Туристик 16,4% 22,4% 19,7%
- Инна-тур 14,4% 20,2% 17,3%
- Капитал-тур 10,8% 18,6% 14,6%
- Библио-глобус 10,7% 13,0% 11,7%
- Трансаэро Турс Центр 6,4% 11,3% 8,9%
- Ланта-тур вояж 6,5% 9,5% 7,8%
- Эс севен (S7) 7,0% 7,9% 7,5%
- Академсервис 3,6% 4,2% 3,9%
- Туральянс-холдинг 2,0% 2,8% 2,4% ТОР-20
-------------------------------------------------------------------
- Pac Group 1,3% 2,8% 2,0%
- UTE Megapolus group 1,3% 2,1% 1,6%
- Интаэр 1,2% 1,9% 1,5%
- КМП групп 1,1% 1,7% 1,4%
---------------------------------------------------------
- Ни одна из перечисленных 17,3% 6,3% 11,9%
- Затрудняюсь ответить 4,8% 2,6% 3,5%
Данные опроса свидетельствуют, что в целом знание турагентств выше среди женщин, а также среди респондентов 25-34 лет. Это распространяется на все рассматриваемые турагентства. Самый низкий уровень знания туроператоров отмечен среди участников опроса старшей возрастной группы - 24% респондентов старше 45 лет "не узнали" ни одного туроператора. Кроме того, имеют место и региональные различия в известности туроператоров. Если в Москве наиболее известными компаниями являются "Натали Турс" (62%), "Куда.ру" (57%) и "Тез тур" (52%), то в Санкт-Петербурге лидируют "НЕВА" (85%), "Интурист" (51%) и "Магазин горящих путевок" (51%). В остальных регионах наибольшей известностью пользуются компании "Интурист", "Тез тур", "Натали Турс" и "Спутник".
Для составления рейтинга туристических компаний, популярных среди российских интернет-пользователей, мы задали респондентам вопросы относительно опыта пользования услугами этих или иных туроператоров, оценки этих услуг и намерений воспользоваться такими услугами. Как показали результаты нашего опроса, 69% респондентов за прошедшие 12 месяцев не пользовались услугами никаких туристических компаний, а 43% не планируют делать этого в ближайшие 12 месяцев. При этом, каждый четвертый респондент (25%) не делали этого в прошлом и не собираются делать этого в будущем году. Соответственно, около 16% опрошенных отказались, а 58% затруднились дать какую-либо оценку услуг туристических компаний с точки зрения цены/качества.
Тем не менее, в числе наиболее популярных туристических компаний, работающих в России, оказались в основном представители десяти наиболее известных фирм. Так среди респондентов, которые пользовались за последний год услугами турфирм и намерены сделать это в будущем году, лидером продаж выступает "Тез Тур". За ней с некоторым отрывом следует группа таких компаний как "НЕВА", "Натали Турс", "Пегас Туристик", "Корал Трэвел", "Куда.ру" и "Магазин горящих путевок".
Пользовались Оптимально Воспользуются
- Тез тур 16,1% 11,0% 12,6%
- НЕВА 8,7% 5,6% 7,3%
- Натали Турс 8,1% 5,2% 6,2%
- Пегас Туристик 8,1% 3,3% 3,6%
- Корал трэвел 5,8% 3,0% 4,5%
- Куда.ру 5,2% 3,4% 4,9%
- Магазин горящих путевок 4,9% 5,2% 6,0%
--------------------------------------------------------
- Интурист 4,4% 2,6% 2,7%
- Мострэвел 3,9% 2,6% 3,1%
- Спутник 3,9% 3,0% 3,3%
- Санрайз тур 3,4% 1,4% 2,1%
- Капитал-тур 2,8% 1,1% 1,3%
- Роза ветров 2,8% 1,6% 2,4%
- Эс севен (S7) 2,7% 1,0% 1,4%
- Инна-тур 2,5% 0,8% 0,9%
- Библио-глобус 1,6% 1,0% 0,8%
- Другие компании 26,9% 6,4% 13,9%
"Тез Тур" пользуется наибольшей популярностью среди российских интернет-пользователей в возрасте 35-44 лет с доходами выше среднего. Фирма "НЕВА" - у лиц старше 45 лет со средним уровнем доходов. Респонденты в возрасте не старше 24 лет с доходами выше среднего ориентируются на компании "Пегас Туристик" и "Корал Трэвел". Среди пользователей 25-34 лет наиболее популярно агентство "Куда.ру". "Магазин горящих путевок" наиболее востребован лицами старше 45 лет и в группе 25-34 летних с доходами не ниже среднего.
Было бы естественным предположить, что многим интернет-пользователям свойственно приобретать услуги туристических компаний (туры, путевки) через интернет. Однако не более 2% делают это систематически, а 7% имели такой опыт и намерены его продолжать. По сравнению с нашим аналогичным опросом пятилетней давности, ситуация практически не изменилась. Разве что доля тех, кто не имел подобного опыта, но желал бы попробовать, выросла с 17% до 26%, а доля тех, кто не делал таких покупок и не желает делать этого в будущем сократилась с 69% до 59%. Заметно чаще респонденты используют интернет для on-line бронирования авиа- ж/д- билетов (10% систематически, а 19% имели опыт и готовы продолжить его), номеров в гостиницах (5% и 14% соответственно). Если же сравнить, как часто к подобной практике прибегают те респонденты, кто организует в нынешнем году свой отпуск с помощью турфирм и самостоятельно, то можно сделать вывод, что многие российские пользователи, предпочитают не покупать туры у операторов через интернет, а планировать свои отпускные вояжи самостоятельно, пользуясь возможностями интернет-торговли лишь для покупки/бронирования билетов и отелей.
Совершают через интернет...
Покупку туров Покупку билетов Бронирование
отелей
в т.ч. организующие отпуск в нынешнем году...
Сами Через Сами Через Сами Через
турфирму турфирму турфирму
- Да, систематически 1,2% 2,7% 10,3% 9,4% 4,6% 5,7%
- Имел(-а) опыт,
и желаю продолжать 6,3% 11,7% 20,7% 20,7% 14,2% 16,8%
- Нет, но собираюсь
попробовать 24,8% 30,8% 32,3% 36,8% 33,3% 40,5%
При поиске информации о туристических компаниях и поездках 26% респондентов не пользуются интернет-ресурсами, посвященными туризму и путешествиям. Около 18% посещают корпоративные сайты туристических компаний. Если же говорить о специализированных ресурсах, то наиболее посещаемыми являются travel.ru (23%), travel.mail.ru (14%), votpusk.ru (13%), 1001tur.ru (12%), turizm.ru (10%), Туры.ру (8%), 100 дорог (8%), travel.rambler.ru (8%), tourism.gismeteo.ru (7%), otzyv.ru (6%) и Турция.ру (5%).
В перечне информации, которую хотелось бы видеть на сайтах, посвященных туризму и путешествиям, а также на сайтах туристических компаний, респонденты указали информацию о стоимости туров (78%) и подробное описание туров (72%), мнение покупателей туров, обмен опытом (52%), информацию о "горящих" турах (43%), информацию о скидках, промо-акциях (40%). Примерно каждый четвертый респондент, который пользуется интернет-ресурсами, посвященными туризму и путешествиям, желал бы видеть на этих сайтах возможности по составлению индивидуального тура (24%), он-лайн покупки, бронирования туров (24%), билетов и гостиниц (22%).
НОВЫЙ ОПРОС: "Чемпионат Европы по футболу" можно поучасвовать на сайте
http://www.voxru.net/vote3.html