Продолжаю острый эксперимент по отпугиванию посетителей своего блога.
Пересказы коротких топиков на темы еврейского мусара (этики), составленных равом Зелигом Плискиным по мотивам книги раби Элияу Элиэзера Деслера "Михтав ме-Элияу".
Я в этой цепочке – третий, т.е. крайний. Если получились лозунги – виноват один я, человек воспитанный на культуре соц-кича.
Сегодня два отрывка на одну тему, очень, по-моему, важную. Речь идет о поведении человека, Читать далее
В детстве, помню, я был очарован гипотезой (называется "Теория одноэлектронной вселенной"), согласно которой в мире присутствует только один электрон. Единственный!
И сразу подумалось: то же самое и люди!
Нет множества людей, а есть только один человек, который проживает все биографии, отпущенные на этот мир. Начиная с первого человека и до последнего – всё это он единственный. А значит, и я, и вы, и все остальные. Все люди – это я. Или вы, что то же самое. Нравится мне это или нет. Читать далее
В годы своей пионерской юности я работал в центре "Эш-Атора". Писал лекции для лекторов (интересная работа, не правда ли?), сам читал лекции (без конспектов!), участвовал в семинарах.
[Маленькое отклонение от темы, не умею без отклонений. Набирали там как-то новых лекторов. Давали им мои лекции – они их как-то учили-запоминали-мучили и приходили на экзамен, чтобы, значит, там все выученное-вымученное пересказать своими словами. Комиссия их слушала и принимала – или не принимала. И вот я, подученный моим другом ребом Зеевом, неважно какая фамилия, пришел на тот экзамен как бы со стороны.Читать далее
Часто слышу, что вот, Тора призывает нас к добру и хорошим делам, и все евреи с этим согласны, но толку почти никакого. Мне все же кажется, что иногда толк бывает. Однако с фразой: Тора призывает нас к объединению, но, тем не менее, мало кто спешит объединиться, – с этим положением я процентов на 80 соглашусь. Ибо, похоже, не с кем объединяться. С кем и на каких принципах? Я не то что не могу отказаться от своих устоев, мне чужие лозунги даже слышать противно, не то что обсуждать. (Это не я говорю, это, как бы, герой моего эссе Читать далее
Тут сразу два жанра. Первый, мной давно задуманный и несколько раз опробованный, но все еще ждущий настоящей работы: берем литературных героев какого-либо известного романа-эпоса ("Война и мир", "Слон и Моська", "Ари Потер") и рассматриваем их поведение с точки зрения Торы. Ну, словно они евреи, и нам интересно – брать с них пример или не торопиться.
А второй жанр – викторина. Было такое занятие у меня в стародавние времена. Еще в той рубрике биографии, которая называлась "Эш-Читать далее
Хороший вопрос. Все знают, что у евреев такое качество имеется, и даже в гипертрофированном виде, но — встречается ли оно у религиозных евреев? В тексте Торы нет ни намёка на юмор или сатиру. Тогда откуда происходит знаменитая еврейская способность всегда смеяться над всем, в том числе, над собой?
Жизнь заставила. Юмор — особая реакция человека на любое событие, в котором обнаружено внутреннее несоответствие. Обычно такое Читать далее
Теги можно было бы ввести такие: воспитание, мусар, Талмуд, еврейская история, мы с вами.
Стиль исполнения: как бы под науку.
Эпоха: эссе времен царя Гороха.
Вопрос: где проходит предел терпимости иудаизма к поклонению идолам? И, в частности, чему учит опыт царя Шломо, который вроде бы (так считается) терпимо относился к культам, открыто справляемым его многочисленными женами?
Существуют два ответа: один политкорректный. Второй традиционный, еврейский. Мне последний кажется единственно возможным (а Читать далее