Вышел новый видео-урок. Тема – битахон Ашем, уверенность в том, что Всевышний поможет, спасет, облегчит и успокоит. Вернее даже, не уверенность, а вера. По-моему, самая трудная часть нашего возвращения к Торе.
Некоторые без проблем возвращаются к Торе, даже соблюдают, даже других начинают учить. Но с битохоном у них беда, т.е. они сильно в Б-га верят, со всей силой, и очень на Него надеются, но сами не плошают. И другим советуют не плошать.
Например, приходят к нам и говорят: нечего в ешивах учиться (и я пока согласен, потому что жду продолжения), нечего брюки протирать, пора работать, а если хотите учиться, и это очень похвально, то учитесь после работы, хоть до утра, но кормить вас никто не обязан. И все Читать далее
С любым из соблюдающих евреев такое иногда случается: время молитвы застает тебя в дороге – и ничего не остается, как отойти в сторону и помолиться. Поэтому про эпизод, который произошел у меня в переходе между станциями московского метро, я бы даже не вспомнил, если б не явная реминисценция из агады.
Сказано, что, когда народы мира узнают, какое благословение прольется на них, если все евреи станут соблюдать заповеди Торы, они Читать далее
Кстати, указанная глава (или псалом, как говорят в Европе) любима образованными людьми многих стран и эпох. Начало такое: Неу́м Адон-о́й ладони́: шев лими́ни, "Сказано Всевышним (Адон-ой) господину (ладони́, укороченная форма от ле-адони): сядь справа от Меня".
Итак (это важно), написано: ладони́, моему господину. Но можно перевести и иначе: по поводу моего господина. В обоих случаях употребляется предлог ле-. Все комментаторы отмечают, что именно второй смысл и подразумевается в главе, где пересказываются слова Всевышнего царю Давиду по поводу его отношений с Шаулем: не бойся, Давид, своих врагов, сиди справа от Меня (т.е. положись наЧитать далее
Продолжаю извлекать из архива свои пересказы коротких эссе рава Зелига Плискина на темы, извлеченные им из книги раби Элиэзера Элияу Деслера "Миктав ме-Элияу".
Сегодня – как вести диалоги (продолжение прошлой трансляции). Обратите внимание на первую сноску – супер!
** **
Об умении встать на сторону оппонента
Вся жизнь – это сплошные диалоги с другими людьми.
Причем наше эмоциональное здоровье, в конечном счете, определяется умением (или неумением) оценивать эти диалоги с точки зрения Читать далее
Из архива. Предупреждаю, текст огромен. На любителей. И на тех, которые постоянно спрашивают на уроках про Кабалу. Так что считайте моим ответом.
** **
1. Написано в Торе (Шмот 32:15-16): "И повернулся, и спустился Моше с горы – и две Скрижали Свидетельства в его руке… Эти Скрижали – деяние Всевышнего, а это письмо – письмо Всевышнего, высеченное на Скрижалях".
Для чего сказано, что письмо, запечатленное на Скрижалях, – письмо Всевышнего? Если для того, чтобы сообщить, что Сам Творец написал его, как поясняет Раши, то зачем здесь повтор ("письмо – письмо Всевышнего")? Не проще бы было написать – "Скрижали – дел Читать далее
С положением, о котором сейчас расскажу, знакомы многие (я проверял). Но не всегда знакомы внятно. Вроде, правило и правило. А на самом деле, оно далеко не тривиально. Я бы сказал, одно из самых основополагающих. Неудивительно, что много веков его от нас скрывали, замалчивали. И только совсем недавно (в масштабе еврейской истории) нам его раскрыли. Сделал это рабейну Бахья в книге "Ховот-Алевовот" (шаар Ахния, глава Смирение, параграф 7).
Правило такое: если некто сказал лашон-ара – его заслуги передают тому, о ком он сказал лашон-ара, а вместо этого на него переводят Читать далее
Еще один текст, обнаруженный в моих загашниках (сусеках, амбарах, архивах, лабазах; скоро общий объем приблизится к паре гига; поболе, чем у графа в одноименных войне и мире; может, на бумаге издать?).
Итак, моя жена профессионально ухаживает за старушками (называя их "бабушками"), у нее такая работа. Ей нравится, а я ужасно доволен: хоть кто-то из нас двоих делает людям хэсед.
Вчера пришла от одной из своих "бабушек", рассказывает: "Сегодня выслушала историю – не поверила". И рассказала.
Даю эту историю в пересказе.
"Бабушка", за которой ухаживает моя жена, и ее сестра (обе из курдских евреев), рассказали, как их вывозили из Ирака. Им было тогда по Читать далее
В городе (не Ляды), где жил раби Шнеур Залман из Ляд, автор Таньи, проживал один известный в ту пору даршан, который умел наставлять народ. И так у него здорово получалось, что на его беседы собирались толпы. Слушали его затаив дыхание, он всех поучал, многие плакали, обещали исправиться, соглашались с ним – а он ходил из синагоги в синагогу и продолжал в том же духе. Можно сказали, его любили слушать. Народный учитель. И вот однажды раби из Ляд обратился к нему: - Ты всех поучаешь, и у тебя хорошо получается. Сделай замечание и мне, чтобы я тоже исправил свои пути. Задумался учитель: как он может сделать замечание великому учителю и мудрецу? Ведь тот по уровню Читать далее