-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Пипетища

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 28.05.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 34448


Принцип осознанности в обучении и воспитании

Вторник, 22 Марта 2016 г. 17:35 + в цитатник


Осознанность и неосознанность... Я-то знаю о чём говорю! Я не могу отличить гольф от крокета, регги от регби, Боба Марли от Бобби МакФеррена, что странно, так как он вылитый шотландец как, например, МакКартни...


А сколько раз вы, мои дорогие читатели шли со своим другом куда-нибудь и неосознанно, увлечённые беседой, не запоминали дорогу, по которой вас вели. И потом не могли её вспомнить. А если вам надо было самим найти что-то, то вы смотрели карту и часто панорамы этого места, знали точный адрес и после какого дома нужно свернуть во двор. И вы могли вспомнить этот путь даже через несколько лет!


Осознанность - вот ключевое слово образования и воспитания в целом. Мне рассказывают о маленьком путешественнике, который с родителями не только объездил много мест, но сам о них пишет. Ну пришлите мне кто-нибудь ссылку на его блог, пожалуйста! Мне же, как учителю, интересно! И я вот что думаю: его готовили к этим поездкам. Не брали молча и волокли, а заранее подробно не только рассказывали (устная речь - это то, что дети воспринимают довольно плохо), но и показывали на карте эти места, смотрели с ним фотографии. Я помню, как я ещё в эпоху дефицита прознала, что на другом конце Москвы в одном книжном продавали глобусы. И как я за ним ехала, как везла его, последний, домой, счастливая до поросячьего визга. Как мы с маленьким сыном рассматривали нашу голубую планету, как я светила фонариком на белый мячик от пинг-понга, изображая солнце и луну. Как объясняла, почему Антарктика так называется и почему это континент, в отличие от Арктики. Ну и понятно, почему он был любимым учеником у географички и какая оценка у него стояла по этому предмету.

Лично у меня были проблемы с вниманием, видимо, потому что некоторые предметы у меня шли очень хорошо, например язык и литература. А некоторые - ну, скажем так, с трудом. Например, физика. Была я хорошей, крупной девочкой с косичками, с аккуратными тетрадками и примерным поведением. Никаких мини юбок с моей попандрой, никаких зелёных или синих теней. Я не доставляла учителям особых хлопот, и они меня любили и очень терпимо ко мне относились. По физике мне ставили четвёрки, потому что я аккуратно всё записывала, всегда делала домашнее задание и учила тексты наизусть. Но ничего не понимала. Они меня жалели, ну что делать, если Бог не дал! Даже перед экзаменом в последнем классе учительница подошла ко мне и сказала: "Оля, выучи хорошенько абсолютную и относительную влажность воздуха!" Я решила, что здесь у меня пробел, поэтому перед экзаменом с удвоенной силой старалась запомнить непонятные предложения. На экзамене учительница сказала, почему-то ткнув пальцем в какой-то билет: "Берите билеты!" Я как заворожённая схватила именно этот билет, и это оказалась как раз влажность воздуха. И стала я эту тему "рассказывать". Комиссия удовлетворённо кивала головами. Вдруг кто-то открыл дверь и на минуту прервал мой ответ. Когда дверь закрылась, учительница сказала: "Продолжайте!" (В старших классах к нам обращались на Вы). Ага, продолжайте! А я с середины не могу! Я спросила: "А можно я с начала?" И начала твердить свою непонятную мантру с начала. Комиссия всё поняла и смотрела на меня с ужасом и жалостью. Мне поставили четыре, чтобы не портить аттестат)))) Но! При этом две темы по физике я всё же очень хорошо знала и понимала!
 


В седьмом классе наша учительница по физике заболела и всю неделю (два урока) её замещала другая учительница, которая работала не у нас, зелени пузатой, а в старших классах. И вот она приходит в класс и говорит: "Кто мне сейчас объяснит, что такое кипение с точки зрения физики, тот получит пятёрку!" И стала всех по очереди поднимать и спрашивать. И никто не мог дать правильный ответ, как ни старался. Я, как и всегда, стояла молчаливым истуканом, но она даже не обратила на это внимания, просто жестом разрешив мне сесть. И тут весь класс практически закричал: "Да что же это такое???" - "А это... (она выдержала эффектную паузу) - переход из жидкого состояния в газообразное!"



Класс (включая меня) восторженно взревел! Конечно же, всё так просто и понятно! Даже мне! Дальше мы разбирали, что это газообразование должно происходить во всей толщине кипящей жидкости. И что газ воды называется паром, и что вода кипит при ста градусах и т.д. и т.п. Я была ошеломлена, поэтому, прибежав домой, сразу вытащила некогда нелюбимый учебник физики и стала с огромным интересом его перечитывать, стала сразу же читать и следующий урок "Конвекция". Всё было очень просто и понятно - тёплое (и вода, и воздух) всегда поднимается вверх вертикально. И всё! Поэтому чайник мы и подогреваем снизу, а не сбоку, поэтому воздух у пола, да и сам пол всегда холоднее, чем что-то наверху. Поэтому в бане самое жаркое место - под потолком. Поэтому-то и форточки делают наверху, а не внизу. И на следующем уроке я с восторгом отвечала и получила свою заслуженную пятёрку по физике.



А потом выздоровела и пришла на работу наша любимая добрая учительница. И из всей физики с тех пор я знаю только две темы - кипение и конвекция. А в старших классах той учительницы уже не было в нашей школе. И портрет Марии Кюри так и висит одиноко в кабинетах физики среди портретов мужчин-физиков)))



Этот метод завладевания вниманием всего класса я потом всегда использовала в своей работе, потому что внимание - обязательная составляющая осознанности. Например, именно благодаря направленному вниманию я так хорошо помню ещё один урок уже из первого класса. Наша любимая классная Александра Алексеевна была женщиной не старой, но в летах. Ну мне так казалось. Ей было далеко за двадцать. И ничего ей не оставалось в этой жизни уже, как выйти замуж. Что она и сделала, как раз когда мы учились в первом классе.

В то время в моде была причёска "бабетта" - волосы сильно начёсывали, а потом сзади их аккуратно закалывали. У нашей учительницы только небольшая вьющаяся прядочка выпадала из этой бабетты сбоку ото лба. И вообще, несмотря на возраст, она была такааая красивая со своими голубыми глазами, русыми волосам, в аккуратной чёрной прямой юбке (естественно, ниже колен) и в серой кофточке на пуговицах поверх белой блузки!!! А тут она выходит замуж, и её приходит замещать завуч. Такого же возраста женщина, только с чёрной бабеттой, черными глазами и острым длинным носиком. И у неё не серая кофточка, а голубая поверх голубой же в тон блузочки. И это было тааак красиво и стильно, что мы все с отвисшими ртами смотрели на неё. И она, завладев нашим вниманием, рассказывала нам, прохаживаясь между рядами парт, что одиннадцать - это один на (поверх) 10. И так далее. И я до сих пор вижу её, ходящую между рядов парт и рассказывающую нам такие интересные вещи. И нас тогда совершенно не удивляло, что все 4 года наша учительница ходила в  одной-двух кофточках, а завуча я всегда видела только в этой голубой двоечке, только на Новый год она надела нарядное синее платье))) Ну, если быть честной, то я из школы ещё кое-что помню, например, рассказ учительницы про египетское колесо. Меня тогда поразил этот новый для меня взгляд на историю - не важно, кто оказался у власти, если система осталась старой...



Ну вы ещё спросите меня, что из университета помню! А не помню, что я помню. Потому что неосознанность - мой бич. Неумение концентрироваться и, осознавая, запоминать. Это мне удалось только с химией почему-то, не помню, почему. Я очень легко запоминала длиннющие формулы, потому что поняла логику их построения. Я как бы не присутствовала в своей жизни. Я была не там, а где-то ещё, я не помню. Поэтому, наверное, меня и не травили. Ну не обижаться же очень высокой и упитанной девочке по фамилии Великанова на то, что её дразнят великан-таракан. А друзья до сих пор зовут тараканьчиком. Все сейчас думают, что это из-за чёрных волос))) Я и не обижалась никогда, потому что не могла на этом сконцентрироваться)))) А в старших классах что-то случилось. Вдруг мальчишки перестали меня дразнить. И девочки тоже. И вообще встречные молодые мужчины как-то тормозили передо мной, как будто забывали, зачем и куда шли. Ну это, наверное, от той косметической операции))



А вот что произошло. Была я обычной круглолицей скуластенькой девочкой и курносым носиком, ноздри которого смотрели в небо, как говорила моя бабушка. Это придавало мне такой простецкий вид, с которым моя школьная подруга Лиза никак не могла смириться. Она решила вопрос с моей внешностью раз и навсегда путём эффективной косметической операции по изменению формы носа о школьный бетонный подоконник. Ага. Как раз на уроке черчения в восьмом классе, когда у меня упал на пол карандаш, и я за ним наклонилась. Не могу сказать, что сделала она это осознанно, потому что, когда учительница вела меня, залитую кровью, в медпункт, рыдала из нас двоих именно Лиза. И с тех пор я и приобрела утончённую ахматовскую горбинку на носу. Раскосенькие глазки стали смотреть не простодушно, а как-то хищно и загадочно рядом с высокими скулами и горбатым носом. Я приобрела отчасти роковой вид и какую-то изюминку как раз перед предпоследним классом))) Дразнить меня тогда и перестали...

 


Но вернёмся к осознанности. Если мы хотим что-то новое показать или объяснить ребёнку, нужно подумать, как подготовить его внимание к этому. К поездке ли, к новой теме, к посещению какого-нибудь места или экскурсии.

 

Ну вот ещё пример из моего школьного времени. В последнем классе нас повели в Большой театр на оперу "Женитьба Фигаро". Неподготовленных, заметим. Никто не показал нам фильм, никто не дал послушать запись. А я на опере не была до этого, только на балете несколько раз. И вот мы, старшеклассники, приходим в Большой театр на оперу в 1973 году. В мире уже отгремели мини юбки, в моде стиль "тростинка" и все худеют, включая меня. Я так до сих пор и борюсь с весом. С попеременным успехом)))

У нас были билеты на балкон, ну Большой же театр, балкон - и то счастье! И вот гаснет свет, на сцене появляются бабушки и дедушки, которые изображают влюблённых и юных.  Орут дурными голосами, заглушая музыку. Но это ещё можно было терпеть. А потом выходит тётенька-шкаф. Нет, комод. С низким голосищем. И не затянутая, как все они, в платье с талией, а в каком-то трико, которое облегает её толстенные попу и ляжки, с кривыми от толщины ногами, с тремя животами и пятью подбородками. Наверху тётеньки нахлобучен маленький беретик с пером, который торчит на её голове как вишенка на торте. Мы онемели. Это было непристойно. А она начинает петь низким басом, что она мальчик! юный! кудрявый! влюблённый!!!

Большой театр оказался прочным и балкон не упал. Классная, шипя и грозя всеми карами, стала выводить нас в коридор. А Серёжка нам с Лизой отчаянно зашептал: "Ой, очки потерял!" С него очки упали. А очки в то время - это был такой дефицит, что мы все трое сразу нырнули под кресла их искать. Серёга из-под своего сдавленно с радостью крикнул: "Нашел!" и мы хотели встать, но нас так торопили, потому что мы и так были последними, что мы так и вышли, как были - на четвереньках. Оба класса уже стояли в коридоре по стенке, плача и падая друг на друга. И уже слегка успокаивались под воздействием гнева классной. Хотя им там на сцене главного в стране театра можно, а нам - безобразие?

А тут и мы из-за занавески. Гуськом, на четвереньках.  И почему нам только троим по поведению в четверти оценки снизили??? Лежали же в конце все! Только классная стояла...

А всё оттого, что надо детей подготавливать. Ко всему! Только тогда и возможна образовательная и культурная польза.

Рубрики:  размышления
забавное
обучение

Понравилось: 5 пользователям

а_барбарисовна   обратиться по имени Вторник, 22 Марта 2016 г. 17:42 (ссылка)
Какая прелесть!
Ответить С цитатой В цитатник
Потопешка   обратиться по имени Вторник, 22 Марта 2016 г. 18:06 (ссылка)
Зачиталась))).
Спасибо за положительные эмоции, Олечка).
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 22 Марта 2016 г. 18:08ссылка
Потопешка, )))))
Ой, а про Данечку где почитать?
Боженка-Виктория   обратиться по имени Вторник, 22 Марта 2016 г. 18:23 (ссылка)
Меня тоже всегда смешили толстые тётки-певицы в опере. Помню я такого Ваню в Иване Сусанине и Леля в Снегурочке.
Ответить С цитатой В цитатник
Пипетища   обратиться по имени Вторник, 22 Марта 2016 г. 19:07 (ссылка)
Боженка-Виктория, ой, бедный Лель! Ужыс)))
Ответить С цитатой В цитатник
Atalie   обратиться по имени Вторник, 22 Марта 2016 г. 19:20 (ссылка)
Первый мой поход в оперу в очень небольшом ворасте был на "Кармен". И у меня до сих пор, хоть и читала я Мериме и знаю сколько лет было Кармен, ассоциируется она с очень полной тетенькой среднего возраста.))
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 22 Марта 2016 г. 19:25ссылка
Atalie, а сестра сразу была подготовлена не смотреть, а только слушать голоса. И у неё другое отношение к опере!
Перейти к дневнику

Вторник, 22 Марта 2016 г. 19:37ссылка
Я помню с сыном были в Москве. Пошли на "Щелкунчика" с двоюродной сестрой и ее тремя детками. Детей не подготовили, сидели они вчетвером зевали, друг на друга глядя. Ужас. Поэтому когда в Риге купила входные билеты на Лебединое Озеро, с ребенком заранее поговорила, либретто он знал. И все равно пошел как бы делая мне одолжение. И все время подговаривался, что немного посмотрим и уйдем. И вдруг нам дают билеты на второй ряд партера, кто-то не пришел. Это было такое удовольствие! Какое там уйти - смотрел как завороженный, а в конце даже всплакнул.)
Перейти к дневнику

Вторник, 22 Марта 2016 г. 19:43ссылка
Atalie, вооот! Подготовить! Это очень важно!
ИДА05   обратиться по имени Вторник, 22 Марта 2016 г. 19:29 (ссылка)
Ой, а я тоже физику брала зубрежкой.
Однажды сижу, учу наизусть и плачу, потому что не могу понять, что такое двухтактный двигатель. А потом смотрю на схему этого двигателя и вдруг все-все становится понятно! С этого момента стала физику если не обожать, то сносно к ней относиться.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 22 Марта 2016 г. 19:44ссылка
ИДА05, вот именно - понять. Можно на рисунке, можно в схеме! Это очень важно - задействовать разные каналы: и посмотреть, и услышать, и понять.
ниссе   обратиться по имени Вторник, 22 Марта 2016 г. 20:19 (ссылка)
Осознанность нужна во всём. Даже в выползании на четвереньках. Надо же было другу помочь. И чего ржали?
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 22 Марта 2016 г. 20:36ссылка
Исходное сообщение ниссе
Осознанность нужна во всём. Даже в выползании на четвереньках. Надо же было другу помочь. И чего ржали?
ниссе, Вот я и сама не понимаю! Ничего смешного. Мы ужасно за Серёгу испугались. А очки у него упали под кресло от того ржача, который с нам в зале случился. Ну а что так школьников пугать неподготовленных? ))))
Столовая   обратиться по имени Вторник, 22 Марта 2016 г. 21:21 (ссылка)
Пипетища, хороший учитель - дар Божий. Их так мало. :( Хороший учитель неподготовленных не повёл бы. И очки не упали бы. Вот такая цепочка умозаключений. :))
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 22 Марта 2016 г. 21:46ссылка
Столовая, да, хороший учитель не повёл бы козлов неотёсанных в Большой, это точно)))))
А-р-и-н-а   обратиться по имени Вторник, 22 Марта 2016 г. 22:59 (ссылка)
Пипетища, а я пять лет на мужа злилась, что он два раза меня опозорил в Большом театре. Один раз уснул и захрапел в третьем ряду партера (!) на Лебедином озере, а второй раз практически там же на опере. А он оказывается просто был неподготовлен! А не конченое чмо, как казалось тогда мне, музыкально образованной и привыкшей к операм-балетам девушке)))
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 23 Марта 2016 г. 01:01ссылка
А-р-и-н-а, конечно! Не подготовлен всей предыдущей жизнью. Вот мой дедушка был лысым и не любил оперу. А бабушка очень любила и каждые выходные тащила его куда-нибудь. Вот сидят они в Большом, через минуту начнется опера. Вдруг дед видит впереди в партере чью-то лысину и громко спрашивает в тишине: Кто там коленку выставил в третьем ряду? Весь партер возмущенно оборачивается, видит точно такую же лысую голову и ржал весь театр. Потом бабушка ходила одна, дедушка её только на остановке встречал...
YuliaM   обратиться по имени Вторник, 22 Марта 2016 г. 23:17 (ссылка)
интересно так Вас читать, как роман) спасибо, получила эстетическое удовольствие!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 23 Марта 2016 г. 01:03ссылка
YuliaM, иногда я сама удивляюсь, чего только в жизни не происходит!
rhododendron593   обратиться по имени Среда, 23 Марта 2016 г. 01:10 (ссылка)
Пипетища, Чудесный рассказ,Оль:) Увы,подходить ко всему осознанно тоже надо учить.Ведь некоторые так и живут не приходя в сознание.Женяться,заводят детей и пр.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 23 Марта 2016 г. 12:03ссылка
rhododendron593, ВОТ ИМЕННО!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Ёлка_1961   обратиться по имени Среда, 23 Марта 2016 г. 07:42 (ссылка)
Оля, читала не дыша!)
Твои истории - это чудо!
И наука, и смех до слез, и такая масса воспоминаний параллельно...только не всем дано ТАК написАть!)
СПАСИБО!)
Если разрешишь, отправлю своим девочкам цитаты про подготовку детей, можно?
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 23 Марта 2016 г. 12:02ссылка
Ёлка_1961, конечно же можно!!! Для этого и пишу - не дай Бог, пригодится))))
Андромеда-1   обратиться по имени Среда, 23 Марта 2016 г. 17:23 (ссылка)
Сколько нового и интересного! Обязательно поумничаю где-нибудь про кипение )))
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 23 Марта 2016 г. 21:11ссылка
Андромеда-1, вот смейтесь над несчастным филолухом!!!)))) А для меня до сих пор это такоооое открытие!)))))))))))))))))))))))))))
Перейти к дневнику

Четверг, 24 Марта 2016 г. 07:00ссылка
Ниче не смеюсь, наоборот впечатлилась и собираюсь знание в массы нести! ))))))))
Перейти к дневнику

Четверг, 24 Марта 2016 г. 07:32ссылка
Андромеда-1, а! Да, и для меня, и для многих моих коллег это до сих пор интересный такой факт! А физики над нами хохочут обычно - филолухи, что с них взять!
Перейти к дневнику

Четверг, 24 Марта 2016 г. 07:49ссылка
Пипетища, филологи тоже не лыком шиты, у них вон сколько словечек умных про простые, казалось бы, разговорные выражения. У меня как-то дочь сдавала экзамен по русскому языку, поскольку дело было давненько, и никаких камер на экзамене не было, то телефон она исхитрилась с собой пронести. Звонит, и спрашивает, что такое метонимия. Да кто бы знал, что это! Хорошо, интернет на работе уже был, правда, только у начальника. Почти всем коллективом экзамен сдали! Я это слово с тех пор помню! А физики, небось, и не догадываются, что такое вообще бывает!
АннаФилатовна   обратиться по имени Четверг, 24 Марта 2016 г. 11:03 (ссылка)
Пипетища, даже сейчас, уже в почтенном возрасте, выбираясь на какое-то мероприятие мы с мужем рассматриваем карту, читаем о событии которое собираемся посетить. А если иду в храм, обязательно смотрю на сайте ПРАВОСЛАВИЕ.РУ, какую главу ЕВАНГЕЛИЕ читают в этот день, чтобы быть в курсе событий, иначе действительно можно зевать ничего не понимая и не участвуя... .
Спасибо Оля, с интересом прочитала пост!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 24 Марта 2016 г. 16:31ссылка
Annnji, конечно, так и надо! Теперь я тоже буду читать про Евангелие, а то я тоже без этого ходила, только полагаясь на своё знание старославянского языка. Спасибо!
Перейти к дневнику

Четверг, 24 Марта 2016 г. 17:44ссылка
Пипетища, думаю что это не моя заслуга, но старославянский на примитивном уровне знаю с детства, мама заставляла читать книги, ПСАЛТИРЬ. Да ещё в воскресной школе несколько уроков читали... .

Твой пост заставляет задуматься, благодарю.
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку