-Метки

абитуриент анекдот база банк бизнес больничный бухгалтер вид деятельности видео вопрос выбор выпускник группа декларация договор доход единый налог есв закон законодательство заполнение зарплата защита заявление здоровье изменения инвалид интернет карьера квалификация квед кзот личные качества мотивация налог налог на прибыль налоговая налоговая накладная налогоплательщик нарушение начальник ндс образование обучение обязанности оплата ответственность отпуск отчет отчетность офис оформление ошибка пенсия персональные данные поиск поиск работы помощь правила правило предприниматель прибыль проблема проверка программа профессия работа работник работодатель расчет регистрация реестр резюме рекомендации ролик руководитель собеседование совет советы соискатель сотрудник способ стаж стресс студент тест требования трудовая книжка трудовой договор трудоустройство увольнение услуги успех учет форма фриланс цель штраф эффективность юмор

 -Рубрики

 -Цитатник

Дефицитный фарш - (0)

ФАРШ станет дефицитом, когда все узнают об этих рецептах! 4 блюда, которые срочно нужно готовить!...

БАДы при гастрите - (0)

Гастрит, лечение и профилактика гастрита Острый гастрит это острое воспаление слизи...

ЗАГОВОРЫ НА УДАЧУ В ДЕЛАХ... - (0)

...

Без заголовка - (0)

*** Ваше волшебное печенье //img-fotki.yandex.ru/get/5503/yes06.1f8/0_55ffe_e4e1a08_L...

Без заголовка - (0)

Новое знакомство Ваше предсказание //img-fotki.yandex.ru/get/4703/yes06.211/0_60dad_c...

 -Приложения

  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в OlgaNeposeda

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 19.09.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 729


Сложные клиенты — и как их определять

Среда, 04 Апреля 2012 г. 02:03 + в цитатник

 

«Душа заказчика — потемки» — к такой мысли иногда приходит практически любой фрилансер.

Конечно, это совсем не так.

Во-первых, большинство заказчиков — вполне адекватные и понятные нам люди (такие же люди, как мы сами).

Во-вторых, эти «потемки» легко осветить, когда у вас есть «фонарь» (умение общаться с заказчиками, понимать их, убеждать, которому я обучаю в своей Школе).

Но всё-таки иногда в работе нам встречаются ТАКИЕ заказчики, что хоть стой, хоть падай.

И чтобы вы устояли, а не упали, разберем, каких заказчиков следует остерегаться — и как их определить как можно скорее.

Тип 1: скрытный

Это такой заказчик, который очень скуп в словах. Дает вам минимум информации. Отвечает не на все вопросы. И может пропасть, сделав вам предоплату (или просто выдав задание).

Далеко не всегда такой заказчик плох — ведь бывают люди молчаливые, не умеющие выражать свои мысли, да и просто занятые.

Но он может перейти в один из более опасных типов.

Поэтому, если уж вы столкнулись с таким, не давайте ему улизнуть. Хотя бы до тех пор, как получите достаточно информации для работы.

Либо, как минимум, предупредите его, что если информации не будет, за результат вы не отвечаете и в случае чего переделывать не станете.

Кстати, разговорить некоторых заказчиков на заполнение того же брифа удается в скайпе. Если же избегаете разговоров, то хотя бы попробуйте вытянуть клиента на переписку в аське.

Тип 2: фамильярный

Я говорю о таких заказчиках, которые сходу, без приглашения, начинают вам «тыкать» и общаться, как со знакомым.

Конечно, это тоже далеко не всегда означает, что с ними не стоит иметь дел. Бывает так, что это простые и веселые люди, с которым у вас сложатся отличные отношения.

Но всё-таки следите за тем, чтобы:

  • сохранялась определенная дистанция (иначе заказчик может сесть вам потом на голову)
  • шутки были шутками, а дела — делами (вас должны уважать)

Если вам претит «тыканье» без приглашения, можете поступать, как я.

Когда заказчик мне предлагает перейти на «ты», я всегда соглашаюсь. Но если он делает это без предупреждения (еще и при первом контакте), я демонстративно отвечаю на «вы». И, как правило, заказчик тоже переходит на «вы».

Тип 3: грубый

Этот тип может показать себя во всей красе как до начала работы (тоже начав иногда с «тыканья»), так и во время, и после. Но чаще — именно после.

Когда вместо адекватной реакции вы получаете письмо с матерными комментами и оскорблениями в свой адрес, резко прекращайте сотрудничество. С возвратом денег или без оного — решать вам.

В отличие от офлайна, где не вы выбираете клиентов, вы свободны сами решать, с кем вам работать.«И лучше будь один, чем вместе с кем попало».

Тип 4: «мог бы и сам, но…»

«Я и сам написал бы, мне просто некогда» — часто я слышал такие фразы от заказчиков.

И в 90% случаев это не предвещало ничего хорошего.

Ведь только 10% таких заказчиков действительно разбираются в теме. Они адекватно оценивали тексты. И даже иногда помогали конструктивной критикой моему профессиональному росту.

Остальные же оказывались бахвалами и/или самодурами, простите за слово. Иногда не зная запятых, они считали себя великими специалистами в продающих текстах. Указывали, где и что писать. И почти всегда оставалисьнедовольными.

В проектах таких заказчиков часто отличает надменное отношение к соискателям. Мол, я сам лучше вас знаю, как это делать, и сдеру при случае три шкуры.

Что делать с ними? Решать вам. Я же обычно, заподозрив такого сам-могу-заказчика, отвечаю: «я привык самостоятельно выбирать инструменты для решения ваших задач. И под ваш шаблон работать не буду — он кривой».

Результат всегда один: заказчика сдувает ветром :-).

Тип 5: «не знаю, но как-то не так»

Помните, я говорил, что скрытный заказчик может оказаться опасным? Пятый типаж — как раз такой случай.

На подготовительном этапе он не мог вам сказать ничего членораздельного. И даже оставлял на ваше усмотрение.

А теперь смотрит на результат работы и неуверенно говорит: «Ну, я не знаю… но как-то не так».

Любого фрилансера такая фразочка выведет из себя.

Хочется спросить — а что ж вы молчали, когда я просил информацию?

Чтобы защититься от этого:

  • обязательно вытащите информацию для брифа до работы (о чём я уже говорил)
  • аппелируйте к ТЗ и требуйте конкретики

Так и говорите: «всё сделано по вашему заданию, если что-то нужно переделать — говорите, что конкретно».

Разновидность такого варианта — это «всё не так» (без объяснения, что за «всё»).

Правда, случается, что вы действительно не справились с заказом. Или радикально не подошли под ожидания заказчика (хотя куда он смотрел, выбирая вас?).

Но всё равно требуйте конкретики. У меня был случай, когда «всё не так» превратилось в отдельные мелкие правки, с которыми я справился за полчаса.

И еще одна разновидность — «мне вроде нравится, но нужно посоветоваться».

Тоже довольно противный случай. Избегайте заказчиков, не принимающих решения.

Может оказаться так, что вы будете бесконечно переделывать работу. Потому что она не будет нравиться жене заказчика/директору/генеральному директору/консультанту.

(Вот почему, кстати, я не работаю обычно с крупными компаниями.)

И этот случай, кстати, довольно часто превращается в следующий тип:

Тип 6: «всё классно, но…»

Вы сделали работу. Заказчику всё понравилось. Но он просит поменять пару мелочей.

Когда вы их поменяли, оказывается, что нашлась еще парочка недочетов.

А затем заказчик вспомнил какую-то деталь, которую нужно вставить…

И вы покорно переделываете работу за разом раз. Иногда вас могут «подбадривать» фразами типа:«Я знаю, что вы можете еще лучше!».

«Лечится» это довольно просто: жестко пропишите число правок и условия их использования (соответствие первоначальному заданию). И берите дополнительные деньги за всё, что выходит за. Пыл заказчика быстро поутихнет.

Вот такие они, сложные заказчики.

Конечно, каждый случай индивидуален, и классификация — это только интеллектуальная модель. Но зная ее, вы сможете увереннее двигаться дальше.

И главное: не забывайте, что обычные заказчики — нормальные и адекватные!

А с какими типами заказчиков приходится работать Вам? Поделитесь своими историями в комментариях!

Серия сообщений "Секреты бизнеса":
Часть 1 - Сложные клиенты — и как их определять
Часть 2 - Заказчики-кидалы», как их вычислить? И что делать если вы попались?
Часть 3 - 7 советов по созданию бренда работодателя
...
Часть 13 - Как стать богатым. 18 правил достижения этой цели
Часть 14 - Где взять деньги на старт бизнеса: 5 идей
Часть 15 - Правила найма: пять советов

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку