-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в oldTor

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—ообщества

„итатель сообществ (¬сего в списке: 1)  ино-¬идео-Ќа-Ћиру

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 25.07.2008
«аписей: 2149
 омментариев: 3918
Ќаписано: 8945


ќ заусенце при заточке и воздействии пасты на эластичной основе.

—реда, 04 январ€ 2017 г. 18:56 + в цитатник
’отел бы немного показать кое-что, про заусенец при заточке и воздействии пасты на эластичной основе, по следам мифов о том, что "заусенка убираетс€ на пасте" и о "слетающей за один рез остроте".

¬о-первых, весьма рекомендую прекрасную статью “одда —импсона про заусенцы после направок на различных стропах, как пастированных, так и чистых, в переводе и с шикарными иллюстраци€ми:
http://www.liveinternet.ru/users/3488088/post355116380

», заодно, сборную тему о заусенце, вот тут:
http://myabrasive.ru/forum/viewtopic.php?f=10&t=208

ќднако, дл€ того, чтобы получить представлени€ о том, что происходит на кромке, вполне достаточно и намного более скромных средств, чем € и воспользовалс€, чтобы, пусть и на намного более грубом уровне, но зафиксировать и показать заусенец, как бы " в динамике" в процессе обработки клинка.
¬се макро, кроме стороннего примера - масштаб 9:1, кроп, 1,3мм. по горизонтали.
ƒл€ большей нагл€дности, € использовал достаточно пластичную нержавеющую сталь, и достаточно грубый абразив - электрокорунд м28 на средне-твЄрдой св€зке.

»так, начало - это кромка, свежезаточенна€ на вышеуказанном абразиве, и имеет характерное состо€ние - это даже ещЄ не совсем заусенец, а скорее начало его образовани€ - кромка, местами прореза€сь абразивом, местами, где потоньше, и где встретила уже скруглЄнное или менее выступающее из бруска зерно, продавлива€ сталь на другую от обрабатываемой, сторону, получает нечто фольгообразное, которое далее, может как вырасти в собственно, заметный подушечкой пальца или ногтем заусенец, особенно, если мы не будем своевременно очищать абразив от шлама и мен€ть\обновл€ть —ќ∆ (почему - надеюсь, объ€сн€ть излишне), так и благополучно "уйти", не выраста€, при смене направлений движений обработки, и\или, при переходе на более тонкий абразив с лЄгким повышением угла:



ѕока что, как собственно заусенец, это не идентифицируетс€, т.е. €вление ещЄ не сформировалось до такой степени, чтобы загибатьс€ со стороны на сторону, ногтевой тест показывает грубоватую пилку на кромке, и эта кромка может агрессивно и эффективно резать, пусть и недолго и не особо чисто.
ќднако, светла€ полоска вдоль кромки - такой "недозаусенец", ещЄ часто называют "фольгой", визуально уже идентифицируетс€.

„асто, уже после такой грубоватой заточки, некоторые идут на пастированную стропу, или "убирают на ней заусенец" - на самом деле, и на более тонких этапах происход€т сходные процессы, напоминаю, что грубоватый абразив, применил дл€ нагл€дности.
≈сли сделать даже всего несколько движений по коже с пастой, а тут € применил ещЄ весьма щад€щий вариант - всего лишь оксид железа на чепраке, и если движени€ в целом совпадают с движени€ми, бывшими при заточке, то получаем на кромке вот что:



¬от теперь, это уже заусенец - он чутка гнЄтс€ при смене сторон туда-сюда, он идентифицируетс€ ногтем, а даже не согнутый на сторону, создаЄт при проводке ногтем по кромке, обманчивое ощущение приросшей гладкости - он менее "рваный", нежели фольга, и он, внимание - способен строгать волос. Ќа фото видно, что оксид железа сел в риски от бруска - если его разбавить маслом, и поработать на свободном зерне, то так можно получить прирост агрессии реза, так как риски будут более чЄтко оформлены. » при таком раскладе, заусенец может действительно, сойти на нет, или здорово минимизироватьс€. Ќо на пасте втЄртой в кожу - этого не произойдЄт, а если паста лежит густым слоем, то заусенец будет выт€гиватьс€ всЄ больше, с каждым движением, и даже стать настолько жирным и крепким, что сгибатьс€ особо не будет, в силу наволакивани€ на него стали, и будет давать то самое "прохождение теста на строгание волоса" и даже теста на рез волоса. ѕриведу пример подобных "стойких незаметных заусенцев" - тут по горизонтали 2,5мм.:



“ак же, причиной быстрого "слетани€ остроты" может быть и т.н. "оверхонинг" - вот что про это €вление пишет “одд —импсон:
"Ќаблюдаема€ быстра€ потер€ остроты во врем€ работы, часто приписываетс€ наличию "фольги" на режущей кромке, и така€ режуща€ кромка иногда описываетс€ как "переточенна€ режуща€ кромка" или Уover-honedФ edge."(с) - вз€то из статьи по ссылке выше.

¬от почему, € не верю ни единому видео в интернете, о "быстрой заточке до строгани€ волоса" - не вид€ что там на кромке.
ѕройти этот тест с помощью разных вариантов заусеночных €влений, может каждый, при минимальном навыке и усили€х, и гордитьс€ собой, засор€€ ютуб тем, "ах, какой € молодец". Ќо никакого отношени€ к прохождению подобных тестов _тщательно_отточенной_ кромкой_, это не имеет.

¬озникает вопрос - а что делать дальше? Ќу, конечно, чаще всего, считают, что недостаточно поработали на коже с пастой, если таки сумели идентифицировать заусенку, или острота слетела после первого реза, а кромка стала поблЄскивать или подзавернулась - а достаточно жирный заусенец, может спокойно пот€нуть за собой фрагменты кромки, при даже слабенькой нагрузке. „асто начинают шарашить с бќльшим усилием и всЄ в том же направлении, и ситуаци€ только усугубл€етс€.
ѕопробуем так и сделать - поработал на пасте ещЄ. Ќо только с умом - теперь € стал мен€ть направление движений, и движени€ сделал как можно легче.
¬от это уже приносит свои плоды:



ѕоскольку "прот€гивани€" фаски "с прилипанием", по пасте у мен€ нету, (еЄ вообще не должно быть намазано как масло на хлеб, категорически!) а есть лЄгкое "шуршание" по вершинкам шаржированного в кожу абразива, вс€ка€ ненадЄжна€ труха отходит, и заусенка становитс€ мельче. Ќо, она всЄ равно жирнее фольги на первом фото, правда, засчЄт этого, она может выдержать на сколько-то резов больше, без обвальной потери остроты. ѕолученна€, подобна€, на более тонкозаточеной кромке, (например микрозаусенка от керамики) может вообще подержатьс€ достаточно, чтобы успеть ножом сделать какой-то небольшой объЄм работ - например, нарезать салат на пару персон, после чего, правда, с€дет и многие скажут - "сталь плоха€, м€гка€, пластилинова€, дурна€ термичка, мыльный рез" - нужное подчеркнуть).
¬ообще, очень актуально, проверив остроту и однородность кромки сразу после заточки - повторить эту проверку, после, например, сн€ти€ нескольких стружек с сосновой дощечки, в т.ч. с полуторца, или ещЄ каким-то способом. Ќередка ситуаци€, и всЄ больше людей, интересующихс€ заточкой инструмента об этом упоминают, когда высока€ степень остроты, способна держатьс€ не только несколько резов, но "жить" достаточно долгое врем€, чтобы имело практический смысл, тщательнее относитьс€ к заточке.
ќднако, именно вот так аккуратно направив на пасте, инструментом, в общем, можно пользоватьс€ вполне успешно, правда, правка будет требоватьс€ довольно часта€ - по сути, пастированна€ кожа не будет убиратьс€ с рабочего места. Ќо, с некоторыми инструментами это оправдано, наверное, так как даЄт быстрый способ правки, пусть и с уходом, постепенно, микрогеометрии кромки, заваливанием еЄ и получением т.н. "мыльного реза".
Ќо, если мы всЄ-таки хотим получить по-насто€щему тщательно отточенную кромку, даже пусть в дальнейшей и выполн€€ правку на пастированной коже или чЄм-то подобном, мы можем отсрочить некоторые проблемы и затупление, примен€€ способы удалени€ заусенки и окончательного заострени€ кромки, более подход€щие.
—обственно, дл€ начала, необходимо избавитьс€ от заусенца. ≈сть прекрасные способы это делать, и абразивы, которые в силу специфики своей структуры и метода их применени€, не дают заусенке вырастать - это, например, применение суспензий, как масл€ных, так и водных, применение отдельных видов абразивов, ну и конечно - техника заточки. ћожно применить и технологический барьер, и далее уже тонкими абразивами выходить на остроту:
http://myabrasive.ru/forum/viewtopic.php?f=10&t=3

Ќо € сейчас рассматриваю вариант, когда это делать по тем или иным причинам - не собираемс€.
ƒа, отламывать крупный заусенец или удал€ть его проводкой по медной проволоке, например - на этапах кроме обдирки\черновой заточки - лучше не стќит, если не хочетс€ потом получить больше проблем, чем пользы. “ак же не стоит и держать на кромке заусенку до тонких этапов заточки - это может привести к усталостным моментам на кромке, и к тому, что на финише заусенка будет совершенно неубираема€, но без хорошей оптики еЄ будет никак не идентифицировать. ј своЄ "чЄрное дело" она сделает, и на стойкость - повли€ет.
Ќо допустим вариант, когда у нас нет возможности или желани€ примен€ть суспензии, и у нас нет возможности или оп€ть-таки желани€, или нужды (в силу специфики инструмента, например) дотачивать инструмент более тонко и мы не планировали делать микрофаску.  ак тогда быть?
¬ принципе, достаточно поступить таким образом - берЄм намного более мелкий абразив, чем примен€ли, и на не слишком жЄсткой\твЄрдой св€зке, или просто даже засаленный, или шаржированный, но об€зательно во что-то твЄрдое, не в кожу и не в войлок, и вовсе без давлени€, проводим по паре раз по каждой стороне, мен€€ стороны каждый проход, естественно, приподн€в угол, с чуть изменЄнным направлением движени€ (можно практически вдоль, но лучше чуть по касательной) - это не создаст как таковой микрофаски, а просто "спилит" рЄбра рисок вместе с заусенкой.

≈сли заточено было на грубоватом абразиве, который давал, до по€влени€ заусенки €вную "сыпь", "пилку" на кромке при проводке по ногтю - то это ощущение должно вернутьс€. ќстрота, при том может слегка подрасти - мы не убрали риску от бруска, которым затачивали, просто чуть подкорректировали рельеф на самой кромке, и это принципиальное отличие от создани€ полноценной микрофаски. » ценен такой вариант ещЄ и тем, что если мы так убираем заусенец на промежуточном этапе, т.е. предполагаем затачивать инструмент далее, на более тонких абразивах, то нет проблемы с выходом на кромку, как если бы мы успели создать полноценную микрофаску, а работать дальше собрались по фаске основной. ƒа, конечно нужен некоторый навык, чтобы легчайшим движением вот так спилить заусенку, но всегда ведь можно потренироватьс€ на чЄм-то. √лавное здесь - не переборщить. ¬ыгл€дит это, как-то так:



≈сли же нужно "упор€дочить" кромку и добавить ей однородности и остроты - примен€етс€ направка на чистой коже, без абразива. ≈сли кромка достаточно хорошо заточена, даже на не особо тонком абразиве - это всегда оказываетс€ действенным, даже и на высоколегированных порошковых стал€х. ≈сли же никакого эффекта не происходит - значит кромка недоточена, а если острота вместо прироста - снижаетс€, и агрессивность реза тоже, если кромка начинает "мылить" - значит заусеночные €влени€ или оверхонинг - там присутствовали.

–езюмиру€ - € в очередной раз убедилс€, что паста на эластичном носителе, как ни старайс€, полностью заусеночных €влений не убирает, что совпадает с исследовани€ми “одда —импсона, и со словами многих опытных людей. ћаксимум, позвол€ет упор€дочить и минимизировать эти €влени€, и тут уже выбор за пользователем - устраивает его результат или нет. “.е. так конечно делать можно, и делают, но утверждать, что так можно убрать заусеночные €влени€ подчистую - € считаю, нельз€.

ќднако, иногда задают вопрос - "как же при промышленной заточке, пастами удал€ют заусенку?"
ќтвечу так - применение с повышением угла, даже мизерным, просто в силу прижима и эластичности, полировального круга с пастой, возможно удаление заусенца, особенно при подаче клинка с изменением направлени€ обработки - как бы нанос€ риску "под углом" - иногда это можно сделать и не мен€€ направлени€ обработки, но не как правило.
«аусенка истончаетс€ и отходит, и тут важно поймать момент, остановитьс€ воврем€, пока не начала образовыватьс€ нова€, уже от полировальника.
¬ качестве примера - результат финиша на круге с √ќ» номер три на Ёлмосе - 2,5мм. по горизонтали:


ќднако, вручную направл€€ на пастированной коже, удалить €вный заусенок, получаетс€ редко, не завалив кромку.
–убрики:  —воими руками
ќ заточном деле
избранные фото
ћетки:  
ѕонравилось: 1 пользователю



Havok_2000   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 06 январ€ 2017 г. 21:00 (ссылка)
Ќагл€дно.
ј € себ€ тешил, что остроты после диалюкса на ремне прибавилось :)

ѕопутный вопрос. ј если переточить в линзу и подправл€ть на коже с пастой врем€ от времени - будет лезть заусенец или если без фанатизма, то особого вреда не будет?
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
oldTor   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 06 январ€ 2017 г. 21:55 (ссылка)

ќтвет на комментарий Havok_2000

¬ принципе, если до направки на пастированной стропе, заусенки нету, убрана на брусках или ей не дали вырасти, то получить прирост тонкости именно кромки можно, но если делать как рекомендуют почти везде в литературе - лЄгких движений буквально 5-10 на сторону. ≈сли всЄ было заточено благополучно, то этого достаточно, чтобы повысить остроту, но не начать "выращивать" заусенку.
ѕравда, так получаетс€ не всегда - переборщить очень легко.
» при направке слегка подсевшего клинка, но именно слегка - т.е. когда ещЄ нет пр€мо блика на кромке от затуплени€, но режет не так резво, как было буквально только что - тоже может помочь. Ќо тут много вариантов очень в зависимости от кожи и размера зерна пасты, и насколько хорошо она втЄрта в кожу. в идеале, она должна быть втЄрта, так чтобы собственно сло€ пасты не было, а вс€ она была бы шаржирована в рельеф кожи - тогда м€генько, но всЄ-таки режет зЄрнышко, а не только сглаживает и наволакивает. Ќе должно сильно прилипать - если это есть, лучше сразу уменьшить давление - пусть фаска чуть "шуршит" по вершинкам кожи с зЄрнами пасты, чем €вно "залипает".
¬ линзу спецом под направку на пасте - перетачивать не стќит - она всЄ равно рано или поздно начнЄт образовыватьс€, в какой-то степени. зато если фаска ближе к плоскостности, проще удержать угол, не завалить кромку, не зализать еЄ в просто "кромку со слишком большим радиусом скруглени€", вместо освежени€ остроты.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
White_Knight   обратитьс€ по имени —уббота, 07 январ€ 2017 г. 02:26 (ссылка)
—пасибо за полезную информацию, ярослав! ќчень нагл€дные фото. —тать€ т€нет на маленькую диссертацию)
ѕопробовал свежезаточеным ножом из 9хс построгать дерев€нную березовую прищепку аккуратно (под руку попалась). ѕеререзание волоса с маленькой перемычкой осталось, порадовалс€ за себ€.  онечно, есть куда расти. »зучил статью на майабразив про заусенец, освежил некоторою информацию.
Ётот нож € последний раз подтачивал на м€гком Llyn Idwal и затем доводил на байкалите. ”дивили риски от LI, весьма €вные и видимые в лупу 22’.  амень был притерт на 320  . Ќо после байкалита нож перерезал волос и некоторыми част€ми проходит ЌЌ“ в 2-3 мм от точки удержани€. ѕока не уложилась в голове св€зь рисок от разных абразивов и та острота, которой можно с помощью них добитьс€. “.е. предполагаю, что не всегда риски - это грубо и наоборот, их отсутствие не всегда хороша€ острота. ¬споминаютс€ ¬аши заметки о CF, который дает риску и при этом отличную остроту – .
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
oldTor   обратитьс€ по имени —уббота, 07 январ€ 2017 г. 15:41 (ссылка)

ќтвет на комментарий White_Knight

Ѕлагодарю! ƒа, сопоставление рисок с конкретными зернистост€ми и соотношение "грубость риски\острота\тонкость кромки" - непросто! Ќе зр€ так много пишут о том, что зернистость соотнести с классом шероховатости, да и с остротой, достигаемой на ней - крайне трудно - пр€мой пропорции нет. —обственно на этом много можно играть как раз с природниками, хот€ и с искусственными абразивами тоже. » получать нужный результат скорее и проще!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку