-Фотоальбом

Фотоальбом закрыт всем, кроме списка избранных и списка друзей. Зарегистрироваться!

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в BowHunter


18 мая сажаем лес и отмечаем европейский день парков

Среда, 15 Мая 2013 г. 13:53 + в цитатник

18 мая сажаем лес и отмечаем европейский день парков

18 мая пройдет Всероссийская акция Сажаем лес, к сожалению, пока Москва еще не значится в участниках, хотя значится и Московская область и десятки крупнейших городов России. Лес это наше богатство, фраза известная с детства. Так давайте сделаем ее не пустой фразой асфального мира. 18 мая 2013 г. в московском Парке культуры и отдыха Сокольники откроется Всероссийский фестиваль экологического туризма и заповедного волонтёрства Заповедные острова. Он посвящён Дню музеев и Европейскому дню парков.
Леса России представлены преимущественно лесами бореального типа. Бореальные леса занимают 98 % земель, покрытых лесной растительностью. Основными лесообразующими породами являются лиственница, сосна, ель, пихта, кедр, береза, осина. Древостои лиственницы занимают 35,8 %, сосны - 15,6 %, березы - 15,0 % площади лесопокрытых земель.

(По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций. Прогноз развития лесного сектора Российской Федерации до 2030 года. Рим, 2012) Суббореальные и неморальные типы леса, состоящие из широколиственных пород дуба, бука, вяза, липы, клена, занимают всего лишь 2 %. По группам возраста лесообразующие породы распределены следующим образом: молодняки занимают 17,1 %, средневозрастные - 28,5 %, приспевающие - 10,7 %, спелые и перестойные - 43,8 %. Около 50 % хвойных пород представлено спелыми и перестойными насаждениями. Их накопление происходит в удаленных и труднодоступных участках леса, на землях с избыточным увлажнением почв.

Лес - это наши легкие, наш кормилец, источник древесины, колыбель животного и растительного мира.

1. Лес, произрастающий на территории России составляет суммарно около 22% от всех лесных массивов, произрастающих на Земле.

2. Сибирь - самое лесное место России. Она имеет площадь более 12 миллионов квадратных километров, из которых чуть менее двух третей занимают таежные леса.

3. Российская тайга ежегодно поглощает 15% всего углекислого газа планеты. Это эквивалентно 500 миллионам тонн. Еще около 100 миллионов тонн приходится на остальные лесные массивы России.



18 мая вся Россия сажает деревья!
Вы хотите присоединиться? Для этого нужно:

1. Связаться с координатором в вашем городе и уточнить время и место посадки деревьев http://18may.ru/coordinators. Этот список обновляется каждый день. Если вашего города нет на сайте, он обязательно скоро появится.

2. 18 мая в условленном месте нужно пройти обязательный инструктаж и получить бесплатный инвентарь и саженцы. Их хватит на всех! Берите с собой друзей и родных!

3. На нашей страничке будет регулярно появляться вся актуальная информация. Ставьте Мне нравится и не пропустите ни одного обновления!

Давайте подарим жизнь новым деревьям вместе!
***

По состоянию на 1 января 2013 года в Российской Федерации передано в аренду 232,3 миллионов га площадей лесного фонда, из которых 177,4 миллионов га или 76,4 % от общей площади лесов, переданных в аренду, - в целях заготовки древесины.

Аренда участков лесного фонда является основой использования лесов. Впервые в России она была введена в 1993 году Основами лесного законодательства Российской Федерации. В последующем арендные отношения в лесном хозяйстве так или иначе трансформировались: менялись сроки аренды участков лесного фонда, процедуры проведения торгов, права и обязанности сторон и т.п. По новому (2006 года) Лесному кодексу Российской Федерации лесные участки предоставляются в пользование юридическим и физическим лицам на основании договоров аренды на срок от 10 до 49 лет. Кроме того, согласно статье 75 Лесного кодекса продажа лесных насаждений может осуществляться на основании договора купли-продажи лесных насаждений, заключаемому на срок до 1 года. Как правило, по договорам купли-продажи лесных насаждений, осуществляется отпуск древесины для удовлетворения потребностей населения и нужд муниципалитетов.

Право на заключение договоров аренды участков лесного фонда и договоров купли-продажи лесных насаждений приобретаются гражданами и юридическими лицами по результатам аукционов, порядок организации и проведения которых установлен главой 8 Лесного кодекса России. Исключением из правил являются приоритетные инвестиционные проекты, которые подлежат отбору и утверждению через конкурсные процедуры. К приоритетным инвестиционным проектам относятся проекты, связанные с созданием и модернизацией лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры с суммой инвестиций не менее 300 миллионов рублей. Такие проекты включаются в соответствующий перечень, который ведет Минпромторг России.

***

Мизерное финансирование расходов на охрану лесов от пожаров ведет к увеличению потерь лесного хозяйства.

По данным Центра экономики леса и природопользования, сегодня на обеспечение мер пожарной безопасности в лесах и на тушение лесных пожаров в целом по Российской Федерации расходуется более 13,4 млрд. рублей, из которых субвенции составляют 6,9 млрд. рублей, средства бюджетов субъектов Российской Федерации – 4,7 млрд. рублей, средства арендаторов и иные источники – почти 1,9 млрд. рублей.


Расходы на тушение лесных пожаров в 2012 году составили почти 4,5 млрд. рублей, из которых почти 2,7 млрд. рублей – средства федерального бюджета. Удельный вес расходов на охрану лесов от пожаров в общей сумме расходов на ведение лесного хозяйства возрос с 14 % в 2011 году до 30 % - в 2012 году. Кроме того из федерального бюджета выделено 3,5 млрд. рублей субсидий на приобретение специализированной техники для тушения лесных пожаров.

Работа по обеспечению охраны лесов от пожаров должна совершенствоваться и ставиться на качественно новый уровень. Это не случайно.

По мнению генерального директора Научно-исследовательского и аналитического центра экономики леса и природопользования Николая Петрунина, необходимо в кратчайшие сроки преломить наметившуюся тенденцию к увеличению повреждения лесов и потерь лесных ресурсов от пожаров, вредителей и болезней. Ущерб от лесных пожаров, вредных организмов и других неблагоприятных факторов значительно превышает величину общих расходов на охрану, защиту и воспроизводство лесов.

Финансовое обеспечение данных расходов явно недостаточно: если в США расходы на охрану лесов от пожаров на 1 га лесной площади составляют 9,9 долларов, то в России 7 центов. Почти в 12 раз выше, чем у нас, расходует на эти цели Казахстан, в 4,5 раза - республика Беларусь, в 1,7 раза -Украина.

Вместе с тем, в ряде субъектов Российской Федерации имеют место системные ошибки и просчеты в формировании специализированных учреждений по обеспечению мер пожарной безопасности в лесах и по тушению лесных пожаров, по укомплектованию их необходимыми машинами, оборудованием и инвентарем. В результате эти учреждения: не укомплектованы профессиональным личным составом, не имеют должного материально-технического обеспечения, службы диспетчеризации и т.п.

Названные учреждения созданы без учета специфики особенностей охраны лесов от пожаров, в том числе территориальной, а также резко выраженного сезонного характера работы.

По его мнению, совершенствовать систему охраны лесов от пожаров необходимо системно и постоянно: исследования учёных Института химической физики Российской Академии наук им. Н.Н. Семёнова свидетельствуют, что на современном этапе мы сталкиваемся с фактом смещения широты потепления климата до 500 км севернее сложившегося температурного пояса.

Значительные площади лесного фонда в России, где имеет место повышения широт потепления климата, находятся в Сибири, на Дальнем Востоке и на Урале. На них приходится большая часть земель лесного фонда, которая ежегодно подвержена негативным последствиям от лесных пожаров.

Это неизбежно приведет к увеличению лесных площадей, находящихся в условиях с экстремальными погодными условиями, к увеличению класса пожарной опасности на указанных лесных территориях, к увеличению площадей зон чрезвычайной горимости, где значительная часть пожаров выходит из-под контроля системы охраны и принимает характер стихийного бедствия, к увеличению расходов на выполнение противопожарных мероприятий, к увеличению организационных и технических мероприятий, затрат на тушение лесных пожаров, возможного увеличения ущерба от лесных пожаров и других неблагоприятных факторов, связанных с ними.

Это свидетельствует о необходимости обеспечения как со стороны федерального центра, так и регионов, совершенствования механизмов прогнозирования и оценки рисков воздействия на окружающую среду и модернизации существующих на основе научных исследований и серьезных обоснований с применением инновационных методов и технологий. Для этих целей необходимо предусматривать соответствующее финансовое обеспечение.
***

Россия гордо носит звание мировой лесной державы, обладая самыми большими запасами леса на земле. Звучит парадоксально – но в то же время лесопромышленные гиганты страны заявляют о дефиците сырья. Вокруг перерабатывающих предприятий уже почти не осталось хороших делянок, и возить лес приходится почти за 300 км. Запасы спелой древесины в стране превышают 80 миллиардов кубометров, в то время как в год вырубается всего лишь 20 миллионов кубометров. И если в России с 1 гектара леса в среднем получают только 1 кубометр древесины, в аналогичных природных условиях Скандинавии и Северной Америки получают и 4, и 6 и даже 8 кубометров древесины с гектара. Например, в Финляндии, территория которой в 50 раз меньше России, в год умудряются заготавливать в 2,5 раза больше леса, чем в нашей стране. Почему в России, половину площади которой занимают леса, леса все-таки не хватает? 

Наталья Пинягина директор по связям с государственными структурами Архангельского ЦБК: 

«В Архангельской области, т.к. долго не строились дороги,  вдоль существующих магистралей лес вырублен и практически не осталось хорошего хвойного пиловочника. Поэтому леса деградируют, и сейчас увеличиваются запасы мелкотоварной лиственной древесины. В этой ситуации тормозится предприятие, не хватает хвойного хорошего сырья. Это касается и Архангельского ЦБК, который реализует инвестиционный проект по строительству нового завода и занимается реконструкцией всей своей промышленной базы. Это касается и других предприятий. Таких как Отлский ЦБК, который входит в структуру Илим, и Соломбальский ЦБК, и многие лесопильные предприятия».

Илья Вервейко заместитель директора по лесной стратегии ОАО «Группа «Илим» 

 «При сохранении существующей практики лесопользования в перспективе такой дефицит сырья возможен. Опыт других компаний, которые ведут лесопользование вокруг своих  перерабатывающих предприятий более длительное время, чем Илим, он показывает, что… такой дефицит вполне он реален». 1:38:14  Поэтому для нас это насущная проблема – переход на другую модель ведения лесного хозяйства. Т.е. с точки зрения перспективы. Мы задумываемся об этом уже сейчас».

О необходимости новой системы ведения лесного хозяйства – или интенсификации - говорят и специалисты Рослесхоза. По мнению чиновников, реформа должна быть направлена как на воспроизводство утраченных лесов и модернизацию техники, так и на грамотное освоение новых удаленных участков. Получается, что внешне задачи лесоводов и промышленников совпадают. Однако, первых настораживает, что под термином «интенсификация» бизнес все еще понимает «усиленное использование лесов». Поэтому часто диалога между чиновниками и арендаторами не получается.

Николай Кротов - заместитель руководителя Федерального агентства лесного хозяйства:

Интенсивное лесопользование в понимании российского бизнеса - это комплекс мер, направленных на то, чтобы по их итогам можно было с 1 га лесной земли снимать больший урожай древесины. В понимании Федерального агентства лесного хозяйства (я говорю не об интенсивном лесопользовании, а об интенсивном ведении лесного хозяйства) это комплекс мер, направленных на то, чтобы при снимании большего урожая с одного гектара точно так же интенсивно производились меры, чтобы на этом гектаре восстанавливалась лесная среда. То есть бизнес говорит о том, что давайте мы будем делать рубки с большей интенсивностью, что позволит нам (и ссылаются на пример скандинавских стран) резко увеличить ежегодный прирост. При этом Финляндия тоже доказывает, что по итогам 20-30-летней работы они приходят к снижению возраста рубок, но при этом почему-то бизнес забывает, что Финляндия 100% восстанавливает посадкой, 80% - закрытой корневой системой, и 100% семян улучшенного качества. А вот они предлагают: давайте мы возьмем финский опыт с точки зрения того, что корову будем доить 3 раза в день, а кормить будем, как в России, один раз. Но ведь это неправильно.

Промышленники возражают – и хотели бы кормить с избытком, но нечем. Спрос на отечественную продукцию в России низкий – возможности населения скромные, да и чаще всего потребитель предпочитает покупать более качественный зарубежный товар. Кроме того, нет в отечестве хорошего леса. Для промышленности нужен качественный пиловочник, а в наших лесах много дровяной  и другой низкосортной древесины. Комплексная переработка - пока только в проектах. На восстановление и охрану лесов  средств всегда не хватает. Особенно это касается средних и мелких производств.

Наталья Пинягина, директор по связям с государственными структурами Архангельского ЦБК:

«Сейчас, согласно лесному кодексу, арендаторов обязывают вести комплекс лесных работ. В том числе работать и по лесовосстановлению. Но лесных кодексом не предусмотрена компенсация этих работ. Тем не менее, понимая, что леспромхозам необходимо беспокоиться о сырьевой базе, о том, чтобы леса росли, и было, что заготавливать, эти работы все равно проводятся». 

Бизнес просит адресной поддержки государства – инвестиций и льгот на модернизацию, современных лесосеменных центров для выращивания посадочного материала и дорог к удаленным лесным участкам. Нехватку сырья, по мнению промышленников, может решить смягчение лесного законодательства.

Александр Мариев начальник Управления лесопользования и воспроизводства лесов Рослесхоза:

 «Самое простое предложение, которое мы слышим от лесопользователя – это давайте мы снизим возраста рубок. Т.е. вовлечем новый ресурс административным методом. И у нас леса, которым 60 лет, будут попадать под категорию спелых и перестойных и будем их рубить. Эти подходы, на наш взгляд, не являются правильными».

Арендаторы действительно предлагают пересмотреть возрастные нормативы рубки.  Например, для работы ЦБК в большом объеме нужны балансы, которые можно получить, когда дереву 30-40 лет. И в этом случае промышленники не хотят ждать целое столетие, когда лес достигнет возраста спелости. Лесопильным заводам, напротив, нужен пиловочник.  И они заинтересованы в более интенсивном использовании лесов, чтобы получать больше пиловочника с меньшими затратами. В защиту своих аргументов арендаторы  предлагают успешный опыт скандинавских стран.

Илья Вервейко заместитель директора по лесной стратегии ОАО «Группа «Илим»:

«В скандинавских странах установлена возможность проведения финальной рубки по достижению определенного диаметра насаждений. У нас установлен принцип возрастов рубок. Условно до 100 лет вы выращиваете (есть дифференциация по породам и регионам, конечно) – значит, возраст рубки у вас сто лет. И как бы вы ни вели лесное хозяйство и ни выполняли хозяйственные мероприятия, раньше, чем достигнет насаждение ста лет, вы не имеете права проводить там финальную рубку. Таким образом, желание у лесопользователя выращивать растение отсутствует.

Рослесхоз предлагает изучать зарубежный опыт всесторонне, а не выборочно. Та же Скандинавия много лет решает проблему дефицита сырья за счет многократных рубок ухода за лесом и переработки низкосортной древесины. В результате и с 1 гектара леса снимают урожай в 3-4 раза больше, и к моменту финальной рубки лес вырастает более качественным. Кроме, того перерабатывается практически вся древесина, без остатка, и даже отходы лесосеки идут на биотопливо. В энергетическом балансе Финляндии почти 20% энергии научились получать из отходов деревообработки и малоценной древесины. Почему бы и российским предпринимателям не сделать то же самое?

Андрей Карпилович Руководитель Департамента лесного хозяйства по СЗФО:

  «Как у нас сейчас происходит: мы берем самое вкусное, деловую древесину, распиливаем, отдаем на экспорт, и потом говорим, все, у нас нет сырья никакого. У финнов пройденный этап это. Они тоже это проходили. Тоже увидели, что деловой древесины не хватает. Стали заниматься низкосортной. 1:22:57 Если у нас есть низкосортная древесина, давайте на ней работать. Шаги в этом направлении сделала Интернешнл-пейпа, предприятие Ленинградской области. У них целая линия по низкосортной древесине. Они получают прекрасные результаты и прекрасный продукт».

Ученые, в свою очередь, предлагают позаимствовать более радикальные меры воздействия на арендатора. Например, узаконить финансовую ответственность бизнеса за взятую им на время территорию.

Анатолий Петров ректор ВИПКЛХ Файл:

«У нас ответственность арендатора, которого государство везде восхваляет, заканчивается только объемом заготовки лесов (…) Проект освоения лесов, который должен делать арендатор, он должен заканчиваться мероприятиями на весь период воспроизводства лесов с оценкой конечного результата.  20:08:24 Т.е. мы должны знать, что арендатор там вырубил, и через 50 лет там будет то-то, через 80 тот-то, через 100 то-то и такой-то доход.20:20:51 У нас восстановление измеряется посадкой. Т.е. когда деревце появилось, говорят, все в порядке. Но истинное восстановление будет тогда, когда эти деревья сомкнулись и получился молодняк. На это нужно 10-12 лет».

Александр Мариев начальник Управления лесопользования и воспроизводства лесов Рослесхоза:

Все арендаторы имеют обязательства, которые записаны в договорах аренды, по воспроизводству лесов, охране, защите и аренде. Они должны не только заготавливать, но и восстанавливать 22:18:08 Проверяем все, вот, пожалуйста, у меня даже лежат отчеты тут. Посмотрите, это все созданные лесные культуры. 

Анатолий Петров ректор ВИПКЛХ:

«Результат, я знаю, от посаженных молодняков, остается где-то 15%. Остальное – на бумаге: посадка сделана – хорошо. Но леса-то нет.  Надо принимать результат в виде молодняков. 20:27:01 Т.е. мы должны платить не за работу, а за результат». 

 

В теории все просто. За счет лесного дохода формируется фонд лесовосстановления. Государством устанавливается минимум затрат на эти цели. Стандарты и технологии воспроизводства леса установлены законом. Если арендатор выполняет все в соответствии с нормой, то государство принимает работу и оплачивает ее. В случаях «особых экологических заслуг» арендатора – восстановления ценных лесных массивов, сохранения природного биоразнообразия - государство может дотировать посадки леса.  Но на практике даже на западе не все так гладко получается.Вывести промышленника из позы просителя без участия федеральных денег сложно. И доля государственного участия, по мнению Анатолия Петрова, должна быть. Однако, из этого не следует, что дороги будет строить государство, а лес рубить – бизнес. Неосвоенные участки можно сдавать в аренду на особых условиях.

Анатолий Петров ректор ВИПКЛХ:

Арендатор должен взять неосвоенный лес. Вначале построить туда дорогу и потом вокруг дороги рубить. Так было бы правильно. 

Александр Мариев начальник Управления лесопользования и воспроизводства лесов Рослесхоза:

 Не нужно менять закон наш, лесной кодекс в этой ситуации, нужно лишь менять подзаконные акты Я вижу переломным моментом не частную собственность леса. Я считаю, что мы должны перейти на товарно-денежные отношения с арендаторами лесных участков, в рамках государства тоже на товарно-денежные отношения, которые бы считались бы в рублях и от рыночной стоимости сортиментов, товара, которые производит лесное хозяйство. Сейчас, к сожалению, ключевой момент – передача в пользование лесных участков в гектарах. Мы передаем право пользование лесными участками. И потом, когда считаем сумму, которую должны заплатить за лесные участки, мы переходим к теме объемов древесины, кубометров. Но древесина у нас – крупная, мелкая, средняя. Это не экономические термины, не рыночные. А там, на рынке, они считаются тоже в кубометрах, но считаются сортименты, конкретные породы – сосна, ели, осина – и товарные ценности – пиловочник, баланс, дрова. Мы даже в терминах не стыкуемся.

Переход на единый товарно-денежный язык упростит взаимоотношения между чиновниками, арендаторами и промышленниками, повысит меру ответственности бизнеса за каждый конкретный участок леса.Очевидно - самая насущная проблема на данном этапе – это диалог сторон. Ведь, друг без друга, как промышленность, так и лесное хозяйство, в сегодняшних рыночных условиях просто несостоятельны. 

Анатолий Петров ректор ВИПКЛХ:

Лесное хозяйство без лесной промышленности в экономику никогда не войдет. 20:04:42 Только когда будет востребована промышленность, тогда будет востребовано лесное хозяйство. Это истина, которую все страны проходили. 

Эксперты сходятся в главном - интенсификацию ведения лесного хозяйства бизнес и чиновники должны проводить сообща, поэтапно, опираясь на господдержку, инвестиции и, конечно, обязательства и капитал самих промышленников. И хотя изначальные цели у всех разные: промышленники в первую очередь ищут прибыль, лесоводы следят за воспроизводством лесных насаждений, - в перспективе обе сторонЫ хотят одного и того же. Иметь сильную конкурентоспособную лесную отрасль и богатый лес. 

Анна Ефремова, Ася Полевая, Максим Капустин, ИА ГринПресс

***

Шведская модель ведения лесного хозяйства



 
Является ли шведская модель одним из возможных путей развития лесного хозяйства России? WWF представляет фильм об уникальном подходе к устойчивому управлению лесами в Швеции. Производство: Шведский университет сельскохозяйственных наук, факультет лесных наук. Оператор: Маркус Йунссон, MQM Media Продюсер: Петер Тимсэтер, Nordic Film © SLU 2012 Перевод фильма на русский язык подготовлен в сотрудничестве с WWF России. Перевод Владимир Диканский и Николай Шматков.
***

В Финляндии готовятся изменения лесного законодательства

В Финляндии готовятся изменения лесного законодательства

В следующем году в соседней стране вступит в силу новый Лесной кодекс, который, в частности, предполагает отмену возраста рубок. Сейчас проект этого документа проходит общественную экспертизу. «Лесной портал Карелии» попросил научного сотрудника НИИ леса Metla Тимо Лейнонена рассказать, чем была вызвана необходимость корректировки лесного законодательства.

- Актуализация Лесного кодекса продиктована изменениями целей лесовладельцев и условий работы лесного сектора, - пояснил Тимо Лейнонен. - В Финляндии насчитывается более 600 тысяч лесовладельцев, и у каждого из них имеются свои собственные цели в сфере лесопользования. Реформирование лесного законодательства направлено на увеличение, с одной стороны, степени свободы выбора лесовладельцев, а с другой - степени их ответственности за свои леса. Поставленная цель заключается в смягчении детального регулирования лесохозяйственной деятельности и одновременно в устранении ограничений, касающихся возраста и диаметра древостоя при проведении рубок главного пользования. Это предоставляет лесовладельцам возможность в дальнейшем самостоятельно принимать решения о сроках и обороте этих рубок. Проект Лесного кодекса предусматривает применение более диверсифицированных, нежели сегодня, методов ведения лесохозяйственной деятельности. Это позволит более гибко использовать, например, группово-постепенные рубки и методы выращивания лесов с разновозрастной структурой. Цель реформы как раз и заключается в стимулировании лесовладельцев к более активному проведению лесохозяйственных мероприятий и повышению рентабельности лесного хозяйства.

Тем не менее, актуализация законодательства не предоставляет абсолютной свободы действий даже в собственных лесах. После рубок главного пользования лесовладелец обязан позаботиться о лесовосстановлении, а сохраняемый после промежуточных рубок древостой должен соответствовать определенным критериям объема и качества. Новый Лесной кодекс предусматривает также более четкие минимальные требования по лесохозяйственной и лесозаготовительной деятельности для того, чтобы обеспечить соблюдение принципов устойчивого лесного хозяйства. Таким образом, законодательство устанавливает для хозяйственных мероприятий в лесах определенные рамки, внутри которых лесовладельцы могут вести деятельность в соответствии со своими собственными целями.

Планируется ли отменить возраст рубок во всех лесах или будет какое-то разделение по регионам или по типам леса?

Отмена ограничений по диаметру и возрасту древостоя при восстановительных рубках в лесах хозяйственного назначения предусматривается на всей территории Финляндии. В южном, центральном и северном регионах страны в лесах с равновозрастной и разновозрастной структурой минимальные нормы объема древостоя, оставляемого для дальнейшего роста при рубках промежуточного пользования, различаются между собой.

Проводилась ли какая-либо научная оценка этого шага для сохранения биоразнообразия Финляндии?

Вопрос о сохранении биоразнообразия является обоснованным. Согласно итогам исследований, потеря биоразнообразия в Финляндии продолжается, несмотря на большое количество предпринимаемых мер. В действующей правительственной программе также предусматриваются меры для того, чтобы остановить сокращение биоразнообразия в стране в срок до 2020 года. Актуализация Лесного кодекса играет ключевую роль в обеспечении биоразнообразия в лесах хозяйственного назначения.

Оптимизация деятельности по сохранению биоразнообразия послужила одной из отправных точек реформирования лесного законодательства. В процессе подготовки Лесного кодекса этой задаче отводится столь же важное место, что и обеспечению устойчивого лесопользования.

Новые предложения по оптимизации деятельности для сохранения биоразнообразия основаны на информации, полученной в результате различных научных исследований и анализов, а также на опыте практической работы. По сравнению с действующим законодательством, предлагается расширить список особо важных лесных биотопов. Кроме того, ставится цель обеспечить четкость и прозрачность процедур идентификации особо важных лесных биотопов и их включения в законодательно закрепленный список, наряду с разрешенными в них мероприятиями. Эти меры направлены на то, чтобы сократить количество непреднамеренных нарушений и способствовать сохранению ценных биотопов. Органы лесного управления должны, со своей стороны, оказать поддержку работе по идентификации новых биотопов путем организации профессионального обучения лесовладельцев и других участников лесного сектора.

Ожидается, что по мере расширения использования диверсифицированных методов ведения лесохозяйственной деятельности, в том числе, группово-постепенных рубок и выращивания лесов разновозрастной структуры, биоразнообразие лесов увеличится, в частности, за счет роста доли смешанных лесов и объемов гнилой древесины.

Улучшению биоразнообразия будет способствовать также предлагаемая в проекте Лесного кодекса отмена обязательства по проведению восстановительных мероприятий на участках мелиорированных торфяных болот, малопроизводительных с точки зрения лесозаготовок. Эта мера будет способствовать восстановлению первозданных болотных экосистем на территориях площадью в сотни тысяч гектаров, особенно в Северной Финляндии.

Благодаря тому, что подготовка проекта Лесного кодекса осуществлялась на широкой основе в течение трех лет, в нем учтены точки зрения разных участников лесного сектора. В 2010 году рабочая группа по диверсификации методов проведения лесохозяйственной деятельности, сформированная министерством сельского и лесного хозяйства Финляндии, подготовила отчет о ключевых направлениях, целях и мерах, в том числе, с целью разработки норм и рекомендаций. Задача следующей рабочей группы, созданной в конце 2011 года, состояла в разработке предложений по внесению изменений в Лесной кодекс и вытекающее из него постановление Государственного совета (правительства страны), которые служат основой для подготовки необходимых правительственных предложений. В состав этих рабочих групп входили представители министерства сельского и лесного хозяйства, министерства окружающей среды, отраслевых научно-исследовательских учреждений, организаций лесовладельцев, предприятий лесной промышленности, государственной лесной службы Metsähallitus и экологических организаций. Кроме того, рабочие группы заслушали мнение большого количества экспертов отрасли.

На этапе подготовки законопроекта министерство окружающей среды Финляндии высказало критическое замечание в отношении того, что в предложениях рабочих групп не уделялось достаточного внимания оценке экологических воздействий и влияния планируемых мероприятий на биоразнообразие лесов. В связи с этим такая оценка была выполнена в конце 2012 года. В свою очередь, экологические организации выразили свою обеспокоенность тем, что отмена ограничений в отношении лесовосстановления по показателю спелости древостоя будет способствовать еще более интенсивному омоложению финских лесов, и предложили сохранить минимальные нормы для восстановительных рубок, а также внести в проект Лесного кодекса многие другие мероприятия по сохранению биоразнообразия.

Планируемая отмена возраста рубок инициирована государством или компаниями и частными лесовладельцами?

Изучение вопроса о диверсификации методов проведения хозяйственных мероприятий в лесах было начато отчасти в связи с изменениями, которые произошли в целях лесовладельцев. Все чаще лесовладельцы проживают в городах и, наряду с лесохозяйственной деятельностью, связывают с лесом и другие цели, касающиеся использования лесов для рекреации и создания живописных ландшафтов. Государство, со своей стороны, придерживалось той точки зрения, что детальное регулирование хозяйственной деятельности в лесах не соответствует современным требованиям и назрела необходимость, с одной стороны, расширения свободы выбора лесовладельцев и, с другой стороны, повышения уровня их ответственности за управление своими лесами. Лесная промышленность не принимала особенно активного участия в процессе, но, тем не менее, положительно отнеслась к диверсификации методов проведения хозяйственных мероприятий в лесах, включая отмену ограничений по возрасту и диаметру древостоя при рубках главного пользования. Для представителей лесной промышленности актуализация законодательства означает повышение гибкости и ценовой рентабельности лесозаготовок. Ожидается, что расширение возможностей лесохозяйственной деятельности будет стимулировать пассивных и критически настроенных лесовладельцев к активному проведению лесохозяйственных мероприятий и лесопользованию, а также увеличению объемов поставок древесины на рынки. В настоящее время предприятия лесной промышленности закупают у частных лесовладельцев более 60 % необходимого им древесного сырья.

Как согласуется этот шаг с тем, что на протяжении нескольких последних лет в Финляндии не вырубается расчетная лесосека на 10-15%? В стране уже сейчас есть резерв для увеличения заготовки древесины. Кому будет нужна появившаяся в результате отмены возраста рубок древесина?

В последние годы объем коммерческих рубок составляет около 52 миллионов кубометров в год при расчетной лесосеке около 70 миллионов кубометров. В соответствии с Национальной лесной программой на период до 2015 года ежегодный объем лесозаготовок можно увеличить на 10–15 миллионов кубометров. Несмотря на сокращение производственных мощностей по переработке древесины в последние годы, традиционная лесная промышленность по-прежнему испытывает потребность в равномерных поставках большого количества лесоматериалов разного типа. По прогнозам, в ближайшие годы использование древесины увеличится. Предприятия лесной промышленности постоянно разрабатывают новые поколения бумажных, упаковочных и деревянных изделий. Кроме того, в лесной промышленности все больше сырья требуется для развития растущих сфер биоэкономики, в том числе, строительства и отделки интерьера, производства упаковки и санитарно-гигиенических бумажных изделий, а также биоэнергии. Новые виды биопродукции разрабатываются на базе биоэнергии, биотоплива и биохимикатов, а также путем сочетания древесины и древесных волокон с другими материалами.

Органы государственной власти ставят задачу путем законодательных мер и нормативно-правового регулирования создать для лесного сектора благоприятные условия деятельности, которые будут способствовать развитию рынков древесины. Ожидается, что новый Лесной кодекс повысит заинтересованность и расширит возможности лесовладельцев по уходу за своей лесной собственностью и продаже древесины. Это, в свою очередь, будет способствовать эффективному лесосырьевому обеспечению предприятий лесной промышленности и созданию предпосылок для новых инвестиций в этот сектор экономики страны.
Вопросы задавал Валерий Поташов, редактор «Лесного портала Карелии»

***

Лесной Комплекс в России

Подписан перечень поручений по итогам заседания президиума Государственного совета "О повышении эффективности лесного комплекса Российской Федерации", состоявшегося 11 апреля 2013 года.

Об этом сообщено на официальном сайте Президента Российской Федерации.

Приводим полный текст документа:
1. Правительству Российской Федерации:
а) разработать и утвердить Основы государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, направленные на повышение вклада лесного сектора экономики в социально-экономическое развитие страны за счёт перехода к интенсивной модели использования и воспроизводства лесных ресурсов и развития лесопереработки.
Срок – 1 октября 2013 г.;
б) с учётом Основ государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов обеспечить корректировку государственных программ Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства на 2013 – 2020 годы» и «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности на период до 2020 года».
Срок – 20 декабря 2013 г.;
в) внести в законодательство Российской Федерации изменения, предусматривающие:
проведение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсов на право заключения договоров аренды лесного участка для заготовки древесины предприятиями лесопереработки, установив критерии определения победителя конкурса в зависимости от наличия у его участников производства по глубокой переработке древесины и от уровня развития этого производства;
заключение договоров аренды лесного участка на новый срок без аукциона для арендаторов, надлежащим образом исполнивших свои обязательства по действующему договору аренды;
введение типовой формы договора аренды лесного участка;
возможность неполного или отложенного возврата налога на добавленную стоимость при экспорте отдельных видов сырьевых товаров (необработанные лесоматериалы);
заключение договоров купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины индивидуальными предпринимателями, предприятиями малого и среднего бизнеса с включением в цену указанных договоров расходов на защиту, охрану и воспроизводство лесов;
получение права на осуществление мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов специализированными государственными учреждениями субъектов Российской Федерации без проведения конкурса;
установление критериев и нормативов определения категорий защитных лесов и особо защитных участков лесов, а также установление правовых режимов указанных лесов и участков лесов, исключающих проведение в этих лесах и на этих участках промышленных рубок и передачу их в аренду в целях заготовки древесины;
возможность использования средств дорожных фондов субъектов Российской Федерации, включая предоставление субсидий местным бюджетам, а также муниципальных дорожных фондов для строительства, реконструкции, капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог общего пользования, соединяющих населенные пункты и участки освоения лесов и переработки древесины с сетью автомобильных дорог общего пользования;
увеличение срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в сфере природопользования до одного года со дня совершения правонарушения;
усиление уголовной и административной ответственности за нарушение правил заготовки древесины, незаконную рубку, уничтожение или повреждение лесных насаждений, а также установление уголовной и административной ответственности за оборот незаконно заготовленной древесины.
Срок – 1 сентября 2013 г.;
г) обеспечить достоверный статистический учёт площади лесных и нелесных земель, пройденных лесными пожарами, с применением данных федеральной информационной системы дистанционного мониторинга.
Срок – 1 сентября 2013 г.;
д) обеспечить предоставление на долгосрочный период субсидий предприятиям лесопромышленного комплекса на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2006 – 2015 годах на создание межсезонных запасов древесины, техническое перевооружение и создание проектов по глубокой переработке древесины.
Срок – 1 сентября 2013 г.;
е) представить предложения по использованию существующих и перспективных космических систем дистанционного зондирования Земли для мониторинга лесных пожаров и выявления незаконных рубок лесных насаждений.
Срок – 1 октября 2013 г.;
ж) установить порядок выжигания сухой травянистой растительности, исключающий возможность перехода огня на лесные насаждения, торфяники, объекты инфраструктуры и населенные пункты.
Срок – 1 сентября 2013 г.;
з) представить предложения, направленные на упорядочение экспортной торговли лесоматериалами, в том числе в части, касающейся внесения в таможенное законодательство Таможенного союза изменений, предусматривающих включение в перечень документов, на основании которых заполняется таможенная декларация, лесной декларации, подтверждающей происхождение экспортируемой древесины.
Срок – 1 сентября 2013 г.;
и) представить предложения по организации биржевой торговли круглыми лесоматериалами.
Срок – 1 февраля 2014 г.;
к) разработать и ввести в действие единую государственную информационную систему учёта заготовки древесины и оборота круглых лесоматериалов.
Срок – 1 февраля 2014 г.;
л) представить предложения о целесообразности создания инновационного лесного научного центра и национального исследовательского университета леса.
Срок – 1 августа 2013 г. Ответственный: Медведев Д.А.
2. Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации принять меры, направленные:
а) на создание условий, стимулирующих увеличение объёмов использования низкотоварной древесины и отходов древесного сырья, в том числе в коммунальной и промышленной энергетике;
б) на своевременное проведение санитарно-оздоровительных мероприятий в лесах и вовлечение в хозяйственный оборот лесных насаждений, поврежденных вредными организмами;
в) на пересмотр в сторону увеличения нормативов штатной численности уполномоченных организаций, осуществляющих государственный лесной надзор (лесную охрану), и лесопожарных формирований и укрепление их материально-технической базы;
г) на обеспечение постановки лесных участков, вовлекаемых в оборот, на государственный кадастровый учёт;
д) на проведение лесоустройства в границах лесных участков, предоставляемых в аренду, и актуализацию данных государственного лесного реестра;
е) на создание условий, стимулирующих лесопользователей к добровольной сертификации лесоуправления в соответствии с национальным и международным стандартами.
Срок – 1 декабря 2013 г.
Ответственные: Медведев Д.А., высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации.
3. Генеральной прокуратуре Российской Федерации осуществить проверку реализации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в сфере государственного лесного надзора (лесной охраны), а также выполнения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти функций по контролю за реализацией органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий в указанной сфере, обратив особое внимание на вопросы лесоустройства, лесовосстановления, предотвращения незаконных рубок лесных насаждений, защиты лесов от пожаров, законности проведения аукционов по предоставлению лесных участков в аренду.
Срок – 1 декабря 2013 г. Ответственный: Чайка Ю.Я.
4. Министерству внутренних дел Российской Федерации в целях предотвращения незаконного оборота древесины принять меры по выявлению коррупционных связей должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления.
Срок – 1 ноября 2013 г., далее – ежегодно. Ответственный: Колокольцев В.А.

***

Федеральное агентство лесного хозяйства 16 мая в 12 часов по московскому времени проводит пресс-конференцию с телемостом на тему: «Защита и восстановление российских лесов. Будет ли установлен рекорд во Всероссийский день посадки леса?», которая состоится в Пресс-центре «Комсомольская Правда».

В пресс-конференции участвуют:
• Андрей Жилин, Заместитель руководителя Федерального агентства лесного хозяйства;
• Анна Баскакова, блогер, фотограф, пожарный-доброволец;
• Ражап Набиуллин, Министр лесного хозяйства Республики Башкортостан;
• Вячеслав Дробышев, Руководитель Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу;
• Алексей Эглит, Председатель Комитета по природным ресурсам Ленинградской области.
Участники мероприятия в «Комсомольской правде» ответят на вопросы:
насколько сейчас защищены российские леса от основных угроз: природных пожаров, поджогов, ветровалов;
прогнозы на летний сезон и принимаемые меры;
как будет проходить Всероссийский день посадки леса, какие города примут в нем участие
и другие актуальные вопросы.

Аккредитация журналистов:
• по телефонам (495) 786-67-88, 665-75-31, 637-64-82;
• по электронной почте: media@phkp.ru

После пресс-конференции будет проводиться аккредитация журналистов на Всероссийский день посадки леса 18 мая в Московской области.
Адрес: Москва, Старый Петровско-Разумовский проезд, д.1/23, 5–й этаж, Конференц-зал.
Проезд: станция метро «Динамо» (1-й вагон из центра) автобус № 84 или маршрутное такси № 384, 595, 19 до остановки «Швейное предприятие «Вымпел».
***
18 мая 2013 г. в московском Парке культуры и отдыха «Сокольники» откроется Всероссийский фестиваль экологического туризма и заповедного волонтёрства «Заповедные острова». Он посвящён Дню музеев и Европейскому дню парков.

Союзу охраны птиц России требуются 1-2 волонтёра, 18 мая с 11 до 18 часов. Необходимо будет развлекать детей (при помощи раскрасок с птицами, игр в «Птичье домино», «Птичью запоминайку» и проч.) и доносить до взрослого населения информацию о деятельности Союза.
Контакты для связи: rbcu@yandex.ru, тел.: 8926-33-89-166 Елена Владимировна Зубакина (директор по развитию СОПР)

В программе фестиваля: мастер-классы (по экологичному стилю жизни, народным промыслам, экоиграм, танцам и др.); музыкальный концерт с участием известных групп; лекции в Заповедном лектории.
 
Источник: http://www.nexplorer.ru/news__11228.htm


Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю

Аноним   обратиться по имени Суббота, 18 Мая 2013 г. 21:50 (ссылка)
Посмотрите куда правительство наши деньги впихивает! Это просто невероятно!!! Скинул друг ССЫЛКУ , а там правительственный архив, замаскированый под поиск своих утерянных родственников. А на самом деле, там можно посомтреть всю правительственную информацию на любого из нас! Ввел ФИО, дату рождения итп, прошел антиспам проверку - и получил полный архив на себя. Дело 1 минуты и ты знаешь все о любом человеке. Проверила на знакомом - чуть челюсть не отпала!!!































































































.
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку