-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Neofitov

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 19.11.2006
Записей: 766
Комментариев: 3044
Написано: 7833


Об авторстве... и не только

Понедельник, 17 Октября 2011 г. 17:38 + в цитатник

  «Духовно-нравственный облик русского архиерея» и «Самодержавие духа». Две книги за подписью митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева). До знакомства с Душеновым и то, что выходило за подписью митрополита в издательстве К. Душенова «Царское Дело»...

Сравнительная характеристика:

  I. Казнь еретиков-жидовствующих

  а) О св. Геннадии Новгородском: «Нравственным качеством его души была ревность о православной вере – ревность, имевшая, между прочим, некоторые крайности, а именно: святый проявлял к еретикам слишком большую строгость, доходившую, под влиянием западной инквизиции, до убеждения, что нераскаянных жидовствующих следует предавать смертной казни» (Духовно-нравственный облик русского архиерея. Гл. 5 // Митрополит Иоанн. Пою Богу моему. СПб., 1998. с. 293). Потом в заключении, говоря о погрешностях, допущенных русскими архиереями и приводя примеры, он снова вспоминает отношение св. Геннадия к жидовствующим: «Геннадий, архиепископ Новогородский, допускал крайности в борьбе с ересью жидовствующих – он был склонен слишком строго наказывать еретиков» (Там же. с. 338).

  б) В «Самодержавии духа» о казни жидовствующих говорится так: «Главные еретики осуждены на казнь. Столь суровое наказание (а на нем безусловно настаивал преподобный Иосиф) было связано с чрезвычайной опасностью ситуации» (Самодержавие духа. СПб., 1996. С. 122).
После этих слов стоит знак сноски, а внизу страницы, в примечании – благожелательная ссылка на католический опыт: «Так, для искоренения жидовствующей секты Альбигойцев, превратившей, по словам современника, юг Франции в “новую Иудею”, папа римский Иоанн III даже вынужден был в 1208 году объявить “полноценный” крестовый поход». И ещё немного дальше: «Боязнь погрешить излишней суровостью удерживала князя от решительных действий. “Как писано: нет ли греха еретиков казнить?” – тревожно допытывался он у преподобного, пригласив его к себе еще раз. И лишь соборное решение духовенства, проклявшего еретиков и постановившего предать казни наиболее злостных из них, успокоило великокняжескую совесть» (Там же. С. 125).

  В первой книге дважды говорится о казни еретиков как о крайности и погрешности, и католический опыт упоминается в отрицательном смысле, а во второй книге – ни слова о том, что эти казни были ошибкой. Дело представлено так, что всё это было необходимостью, и даже о папе Иоанне III говорится, что он был «вынужден» громить альбигойцев. В последней цитате интересное выражение: постановление архиереев о казни еретиков «успокоило великокняжескую совесть». Видимо, и совесть автора «Самодержавия духа» это тоже успокоило. Зато совесть автора «Духовно-нравственный облик русского архиерея» на этом факте не успокоилась.

  II. Оценка деятельности Ивана Грозного

  а) «Опричнина и своеволие Ивана Грозного достигли крайних пределов в уничтожении и виновных, и невинных людей. <…> Грозный, разоблачив тайный заговор некоторых князей и бояр, принялся с неистовой жестокостью расправляться со своими противниками. Подражая царю, и опричники, упоенные кровью убиенных, с ножами и топорами в руках рыскали по улицам Москвы, ища новых жертв, грабили повсеместно, а заподозренных в заговоре без суда убивали на площади» (Духовно-нравственный облик… С. 303).

  б) В «Самодержавии духа» ни о каких невинно убиенных Грозным и опричниками нет ни слова. 38 страниц книги посвящены апологии Грозного и опричнины. О Грозном пишется так: «Мягкий и незлобивый по природе, царь страдал и мучился, вынужденный применять суровые меры» (С. 153); «Прощал измены себе, пока было возможно. Но считал, что не имеет права простить измены делу Божию, строению Святой Руси» (С. 154); «Царь, сколько мог, щадил…» (С. 154). И вообще «не было “тирана на троне”» (С. 138), а тираничность Грозного – это просто миф, придуманный историками. Дореволюционные историки обвиняются в клевете на царя, а также в том, что они утратили церковное мировоззрение и отреклись «от соучастия в служении русского народа» (С. 133). Странно только, что в этих клевете, утрате и отречении не обвиняется автор «Духовно-нравственного облика русского архиерея», утверждавший, что своеволие Грозного в казнях достигло «крайних пределов», что Грозный казнил виновных и невинных «с неистовой жестокостью», что опричники грабили и убивали «подражая царю». Серьёзное упущение! Забыл, совсем забыл автор «Самодержавия духа» назвать клеветником и очернителем автора «Духовно-нравственного облика…». Но, может быть, он просто не читал этой книги?

  III. Конфликт св. Филиппа с Иоанном Грозным

  а) «Здесь будет небезынтересно привести речи св. Филиппа к царю <…>. Первое открытое обличение царя последовало в 1568 году 22 марта в Успенском соборе» (Духовно-нравственный облик… С. 304). И далее идёт пространная цитата с обличениями, где, в том числе, сказано: «От века не слыхано, чтобы благочестивые цари волновали свою державу… у самих язычников не происходило ничего такого» (С. 304).

  б) В «Самодержавии духа» говорится так: «Митрополит ходатайствовал о смягчении участи преступников, но политику царя поддержал» (С. 158). Оказывается, он поддержал Грозного.
А как же обличительная речь в Успенском соборе? Да очень просто: «Если уж говорить о “строго научном подходе”, то нет никаких доказательств, что многочисленные “обличительные” речи митрополита, приводимые в различных его житиях, были им вообще когда-либо произнесены» (С. 158). Автор «Духовно-нравственного облика…» цитирует обличительные речи св. Филиппа, а автор «Самодержавия духа» считает их сказками. Осуждение же Филиппа объясняет боярской интригой, в ходе которой злоумышленники начали «лгать царю про митрополита, а святителю клеветать на царя» (С. 159).

  Автор «Духовно-нравственного облика…» пишет: «Царь не унимался и решил низвергнуть Филиппа» (С. 305).

  Автор «Самодержавия духа» пишет: «Царь пытался защитить святителя, но вынужден был согласиться с “соборным” мнением о виновности митрополита» (С. 159).
Бедный безвольный царь! Его вынуждали делать то, чего он не хотел… Сам же он чист и невинен, как Понтий Пилат.

  IV. Убийство св. Филиппа

  а) «Жизнь свою св. Филипп окончил мученически, будучи удушен Малютой Скуратовым» (Духовно-нравственный облик… С. 305).

  б) «Он послал к Филиппу своего доверенного опричника Малюту Скуратова за святительским благословением на поход и, надо думать, за пояснениями, которые могли пролить свет на “новгородское дело”. Но Малюта уже не застал святителя в живых. Он смог лишь отдать ему последний долг, присутствуя при погребении» (Самодержавие духа. С. 160).

  В общем, никак не могут авторы книг сойтись друг с другом во мнениях.

Сергий Царев

http://www.center-rne.org/forums/showthread.php?t=3227
Метки:  

Neofitov   обратиться по имени Понедельник, 17 Октября 2011 г. 18:14 (ссылка)
И, такой, замечательный комментарий на форуме РНЕ: (процитирую без изменений)

"Для меня проповеди митрополита в то время были светом и открытием в мире Православия, книга Самодержавие Духа на протяжение многих лет была у меня настольной. Думаю что последующие издания всякой литературы под именем Иоанна Ладожского ничего общего к нему не имеет и издается с целью дискредитации человека и замыливания его острых "статей". Кому это выгодно всем понятно. Ну а если вспомнить, то в те 90годы в Московской патриархии было много искренних подвижников и бессеребреников их руками шло востановление монастырей и храмов. Это потом пошли поколения семинаристов с комерчиским уклоном , а нормальных батьков задвинули и згнобили. Я так понимаю победить МПРИю изнутри не получилось и те "патриотично-национально" настроенные кто остался изнутри превратились в лучшем в приспособленцев."


Ну не идиоты ли зомбированные?..
Ответить С цитатой В цитатник
иеромонах_Паисий   обратиться по имени Вторник, 18 Октября 2011 г. 10:53 (ссылка)
Старая как мир история. Кто перешел в мир иной, тот уже не опровергнет. А для борьбы за правое дело все сгодится...
Ответить С цитатой В цитатник
Neofitov   обратиться по имени Вторник, 18 Октября 2011 г. 17:18 (ссылка)
Исходное сообщение иеродиакон_Паисий:
тот уже не опровергнет. А для борьбы за правое дело все сгодится...

А, как Вы думаете, за это не придется отвечать, церкви в том числе, если уж она в этом участвует?..
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 20 Октября 2011 г. 08:33ссылка
Извините, но речь-то, кажется, шла о нечистоплотной работе одного издательства? Так при чем здесь вся Церковь? Или Вы о монархическом движении вообще? Но и в нем далеко не вся Церковь участвует...
Перейти к дневнику

Четверг, 20 Октября 2011 г. 18:55ссылка
Если о нечистоплотной работе одного издательства, то просто как пример. (Дело скорей в порочности и нечистоплотности всей идеологии под маркой :Третий Рим", "Русь Святая" и т. д.). Действительно, "Самодержавие духа" было опубликовано, кажется, в 1996 году (© Издательство "Царское Дело", 1996. © Общество ревнителей памяти митрополита Иоанна, 1996). Т. е. после смерти митрополита.

Но продавались то они через церковь, в основном... Реальная ситуация была такова, что человек (неофит) приходит в церковь, будучи патриотически настроеным выбирает там книги типа: "Самодержавие духа", "Терновый венец России", "Антихрист в Москве"... плюс влияние конкретных личностей (обскурантов/монархистов), которые практически на каждом приходе есть... И у человека пришедшего в церковь просто не остается другого пути, как погрузиться во всё это мракобесие (не побоюсь этого слова)...

И самое здравое этому объяснение, по поводу того что происходит, типа: Ну надо же (церкви) на кого то опираться...

К стати, слово "церковь" я сознательно пишу с маленькой буквы, имея ввиду церковь земную.
Перейти к дневнику

Четверг, 20 Октября 2011 г. 19:18ссылка
Здесь есть два аспекта.
Первый - это некоторый бардак в Издательском отделе, когда под их грифом проходили довольно сомнительные вещи (не помню, правда, есть ли таковой на "Самодержавии духа"). Но в последнее время цензуру там ужесточили и, кажется, обязали настоятелей продавать лишь "официально одобренную" литературу.

Второй аспект, гораздо более важный, - это позиция настоятеля. Если он сам монархист (либо человек равнодушный, что не лучше), то подобные вещи на приходе будут процветать. Если же он понимает опасность таких группировок и борется с ними, то в конце концов эти люди уйдут туда, где им просторнее.

Конечно, можно спросить, а почему бы не осудить на Соборе? Но "догмат" о "царе-искупителе" уже осужден. А осуждать всех монархистов подряд - правильно ли? Они ведь тоже разные бывают. И где провести границу?

Вот, по-моему, так.
Перейти к дневнику

Четверг, 20 Октября 2011 г. 19:46ссылка
Исходное сообщение иеродиакон_Паисий:
Конечно, можно спросить, а почему бы не осудить на Соборе? Но "догмат" о "царе-искупителе" уже осужден. А осуждать всех монархистов подряд - правильно ли? Они ведь тоже разные бывают. И где провести границу?

Согласен, в основном.
Хотя книги и по сей день продают разные, например: http://www.liveinternet.ru/users/bizantinum/post185922494/

А по поводу того, где провести границу?.. Просто не нужно хотя бы обожествлять, говорить о монархии, пусть и о так называемой "православной", как о том, куда нужно стремиться.

"догмат" о "царе-искупителе" уже осужден.
А это как? :
"Верховная самодержавная власть русского императора содержит в себе и государственную и церковную власть. Царь всегда являлся главой Церкви - (Н.С. Суворов, Учебник церковного права, 1908. год)"
Перейти к дневнику

Четверг, 20 Октября 2011 г. 19:58ссылка
Извините уж, поставлю ссылочку...
http://www.pravoslavie.ru/news/25327.htm
Это про осуждение св. патриархом Алексием "всенародного покаяния" и "соискупления".
Перейти к дневнику

Пятница, 21 Октября 2011 г. 01:16ссылка
Я то не против ссылки, такая же и у меня тоже имеется:
http://www.liveinternet.ru/users/neofitov/post61513511/

С тех времен организаторы, сторонники и прочие провокаторы стали просто хитрее. На своих сайтах они не дают прямых ссылок...
От 24 июля 2011 г.: "Херсонская группа Союза русского народа провела чин всенародного покаяния с участием и разрешительной молитвой священника. Распространялся новый фильм Анны Москвиной “Осиянная преграда злу в мире”, посвященный Искупительному Подвигу Царя Николая II и фильм о Литургии Царским чином. Активом группы СРН решено и далее поводить покаянные чины по мере собрания желающих":
http://www.liveinternet.ru/users/neofitov/post185544764/#BlCom594792158

Из вашей ссылки: "Тех священнослужителей, которым не хватает Таинства Покаяния, совершаемого в храмах, необходимо лишать сана, ведь они сеют раздор и смуту внутри Церкви, подчеркнул Святейший Патриарх Алексий"

И кого за это время лишили сана, например? Какие публикации Вы мне предложите о том же СРН?

К тому же, пойдите, докажите кому надо, что "Учебник церковного права", за 1908 год, также, имеет отношение к "чину всенародного покаяния". Для большинства людей это не очевидно, совсем.
Перейти к дневнику

Пятница, 21 Октября 2011 г. 09:01ссылка
Вообще-то, если отстаивать монархию, то можно привести аргументы и более серьезные, чем цитата из учебника столетней давности) Но суть не в этом.

То движение, о котором мы говорим, на самом деле имеет к монархии очень отдаленное отношение. Сто лет назад это была реальная, осязаемая, законная форма правления. А сейчас это - лозунг, знамя, мечта, не более того.

Современные монархисты не понимают, насколько они похожи на либералов начала XX в. Те мечтали о молочных реках и кисельных берегах, когда установится республика. А эти точно так же мечтают насчет монархии. И не только мечтают, к сожалению... Было бы смешно, когда бы не было так грустно.

Монархизм в Церкви - это, если хотите, духовная болезнь. Если для человека слова о том, что Церковь - это Царство Христово, являются лишь абстрактной истиной,
если человек не воспринимает Христа как СВОЕГО, ЛИЧНОГО Царя, то тогда вектор активности перключается с внутреннего на внешнее, с невидимого на видимое.
Невидимого Христа тогда мало, нужен Христос осязаемый, земной. Такой, который придет и мановением руки разрешит все проблемы. И государственные, и личные. Но только мешают его приходу темные силы... И проклятие прошлых поколений лежит на нас, нужно его снять всенародным покаянием... И т.д. и т.п.

А теперь самое интересное: как эту болезнь лечить? Запретами да отлучениями? Рубкой голов? Много поможет, как Вы думаете?

Не надо все перекладывать на священноначалие. Очень многое зависит от обстановки на приходе. А ее не только епископ или настоятель, между прочим, создают, но и мы с Вами. Нерадение о духовной жизни, формализм, элементарное незнание Священного Писания ("Царство Мое не от мира сего") порождают и "монархическую" болезнь, и ей подобные.

Ну вот, писал коммент, а целый пост получился)))
Neofitov   обратиться по имени Суббота, 22 Октября 2011 г. 10:04 (ссылка)
Исходное сообщение иеродиакон_Паисий:

Всё так.

иеродиакон_Паисий:
Такой, который придет и мановением руки разрешит все проблемы. И государственные, и личные.

Т. е. за что боролись... совсем по еврейски как то все получается. ;)

Как лечить? Думаю, нужно хотя бы все называть своими именами. И желательно ДО, а не после каких то событий... Тот же "чин покаяния" был осужден официально только в самом конце 2007 года. Или объясните мне, зачем церковному руководству рассылать поздравления, Русскому вестнику, например, если те занимаются деятельностью по сути антицерковной и подрывной?
Или смотрим что в русском языке значит слово "либерализм". А вы его употребляете (во всяком случае мне так показалось) в точности будто бы из Словаря новояза русского черносотенца...

По теме ещё: Все же, нет, книга "Самодержавие духа" была опубликована в 1994 году, т. е. еще при жизни
http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1192

Если, например, Вы считаете чтение таких книг не совсем душеполезным и не скажете об этом, то кто то об этом может просто не узнать...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 22 Октября 2011 г. 18:38ссылка
Слово "либерализм" может иметь разные оттенки в зависимости от контекста. Скажем, английские либералы - это одно. А русские либералы начала XX в. (коих я и имел в виду) - это другое. Для меня это не ругательное слово, ни в коем случае)

С Вашими замечаниями, конечно, трудно не согласиться. Просто не хотелось бы особо погружаться в критику священноначалия. Это легко, но боюсь, что малопродуктивно....
Neofitov   обратиться по имени Воскресенье, 23 Октября 2011 г. 14:14 (ссылка)
Исходное сообщение иеродиакон_Паисий:
Просто не хотелось бы особо погружаться в критику священноначалия. Это легко, но боюсь, что малопродуктивно....

Так........
Вот, Иван (Охлобыстин), потратил на одну из своих последних выходок пять миллионов, как утверждает, два из своего кармана.
И сидят, вместе с Дмитрием Смирновым, с честными глазами, утверждают, что слово "русский" (до 10 сентября 2011) было запрещено в России произносить... а Иван смог!.. http://www.pravmir.ru/protoierej-dimitrij-smirnov-...otirovatsya-v-prezidenty/print
«Учитель мой, Иоанн Ладожский, помяни меня в своих молитвах!» – воззвал отец Иоанн Охлобыстин во время своего литературно-политического перфоманса в Лужниках перед двадцатитысячной аудиторией http://www.pravmir.ru/warhammer-i-uchenie-ioanna-ladozhskogo/print

И что, нужно этому началию в ладоши хлопать или внимательно помалкивать?

  P.S.:

«Пусть Церковь запретит меня и покажет свою власть даже над такими безумцами, как я» (Иоанн Охлобыстин)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 24 Октября 2011 г. 20:04ссылка
Про Охлобыстина знаем, в курсе) Но повторять одно и то же не хочу, а потому попробую подвести итоги дискуссии.

Итак, суть проблемы мы с Вами видим примерно одинаково, но акценты в ее решении расставляем по-разному, а именно:

для Вас главное - действия священноначалия;
для меня главное - духовная зрелость приходской общины.

Предлагаю на этом поставить точку, поскольку множить комменты в стиле "ах они такие-сякие" смысла не вижу.
Neofitov   обратиться по имени Заголовок Вторник, 25 Октября 2011 г. 09:29 (ссылка)
Если о священноначалии, то может, даже, не действия, а бездействие. А источником, некоторых, не только церковных проблем, мне видится и чтение таких книг, за подписью м. Иоанна. Не совсем понятно, почему так мало информации бывает об этом. И за державу обидно, когда кумирами становятся Грозный, Сталин... Не до духовной зрелости - взяли хоругвии, транспоранты и пошли "жидов ловить"... "Православие или смерть!"...

И дело, даже, не в том, что кто то "такой или сякой". Осуждать нужно идеологию.

А по поводу "духовной зрелости", с мнением Александра Авдюгина, думаю можно согласиться:
http://www.liveinternet.ru/users/neofitov/post152609436/
и разговор на данную тему с Вами на этом закончить.
Спасибо за комментарии! :)
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку