летучий голландец |
"Летучий голландец" - призрачный корабль, история о нем обросла мифами и легендами, в наши времена немало людей (и магглов, и, как ни прискорбно, магов) считают, что этот корабль - всего лишь выдумка, страшилка, которой раньше любили попугать друг друга.
Между тем красивая легенда о Летучем голландце не была забыта и со временем лишь обросла новыми подробностями. Это случилось триста пятьдесят назад, а может быть, и больше, во времена великих географических открытий. Отважные моряки начали плавать на огромные, до того невозможные расстояния, бросаясь в схватку с непокорным морем. Последнее только и делало, что преподносило мореплавателям разные сюрпризы: рифы, течения, айсберги и другие опасности ждали на каждом шагу. Но мастерство уцелевших моряков росло, и они бросали морю все новые вызовы. Рассказывают, что однажды некий голландский капитан захотел обогнуть мыс Горн. "Мыс Горн — вход в преисподнюю!" - говаривали в ту пору моряки. На погибель морякам высится тут чёрный утес, вечно окутанный туманом. С грохотом дробятся волны, разбиваясь о скалу. Здесь сталкиваются течения двух океанов. Даже в тихую погоду нелегко плыть мимо этой скалы. К тому же дело было поздней осенью, а всякий знает, что там в ту пору дуют непреодолимые злые ветры. Но капитан был упрям. Водяные горы обрушивались на корабль. Град плясал по палубе. Мачты и снасти покрылись ледяной коркой.
Корабль, весь треща и дрожа, карабкался на волну, но всякий раз ветер отбрасывал его назад. Вот уже вторую неделю псом на привязи крутится корабль на одном месте.
Голландец зарифливал паруса, менял галсы, но ветер, дувший в лоб, неизменно отбрасывал его назад. Он был лихой и опытный моряк, однако, величайший грешник, к тому же еще упрямый, как морской черт.
Говорят одни, что, верно, это был капитан Ван Страатен из прекрасного города Дельфта. Другие клянутся, что звали его Ван дер Декен. Оба они жили лет триста назад, любили заглянуть на дно бутылки, а уж кощунствовали, говорят, так, что, услышав их, киты переворачивались кверху брюхом. Как бы то ни было, капитан этот был обладателем огненно-рыжей бороды, а в руке этот свирепый и жестокий смельчак носил толстую плеть со свинцовым шариком на конце. Корабль его плавал и к далёкой Яве, и к берегам Индии, и к Антильским островам. Там, где разбивались и погибали другие суда, его корабль оставался цел и невредим — ни одной пробоины, ни одной царапины на днище. Казалось, корабль заговорён, и всё ему нипочём: и бури, и водовороты, и подводные рифы. Всюду сопутствовала капитану необыкновенная удача. Его знали во всех портах обоих полушарий. Был он тщеславен и горд, как сам дьявол, любил золото, но слава была для него дороже золота.
Он перевозил всё: перец, корицу, шелка. Не брезговал и живым товаром. В трюме нечем было дышать. Рабы умирали десятками от болезней и голода. Когда капитан шёл по узким уличкам портового городка, даже старые моряки стаскивали шапки с голов и гнули окостенелые от старости спины. Не успеешь поклониться, попробуешь его знаменитую плеть. Говорили, что проклятый капитан молится дьяволу и дьявол во всём ему помогает. Снова и снова выходил он в море и каждый раз возвращался с богатой добычей. Но вернемся к мысу Горн...
Вот, стало быть, этот Ван-Страатен, или Ван дер Декен, совсем взбесился, когда встречный ветер в пятый или шестой раз преградил ему путь. Он весь затрясся от злости, поднял кулаки над головой и прокричал навстречу буре такую чудовищную божбу, что тучи, не вытерпев, сплюнули в ответ дождем. Мокрый от макушки до пят, потеряв треугольную шляпу, Голландец, однако, не унялся. Костями своей матери он поклялся хоть до Страшного Суда огибать мыс Горн, пока, наперекор буре, не обогнет его.
По другой же версии, Голландец еще задолго до того поклялся на одной из пьяных оргий своим дружкам, капитану Бернарду Фоку и графу Фон Фалькенбергу, что обогнет мыс Доброй Надежды назло Богу и дьяволу. Когда мятежный капитан покинул трактир, посетители с суеверным ужасом и рвущим за душу криком последовали за ним, ибо неведомая сила начала гасить одну за другой горящие свечи. В те далекие времена подобный знак был более чем дурным. По третьей же, капитан "Летучего Голландца" поспорил с дьяволом, что дойдет на своем судне из Европы в Вест-Индию всего за три месяца, за что дьявол превратил паруса его корабля в неуправляемые железные листы.
Как бы то ни было, Бог с дьяволом оказались недовольны и наслали на корабль проклятье. Он так никогда и не обогнул мыс Горн: неслыханной силы ураган всегда поджидал его около мыса. Волны вставали стеной, ветер отшвыривал корабль назад. Более того, Голландец был осужден до скончания веков своих скитаться по морям и океанам, никогда не приставая к берегу. А если Голландец все-таки пытался войти в гавань, то сразу же что-то выталкивало его оттуда, как плохо пригнанный клин из пробоины.
Четвертое столетие носится Летучий Голландец взад и вперед по морям. Ночью огни святого Эльма дрожат на топах его мачт, днем лучи солнца просвечивают между ребрами шпангоутов. Корабль - совсем дырявый от старости - давно бы затонул, но волшебная сила удерживает его на поверхности. И паруса всегда полны ветром, даже если на море штиль и другие корабли лежат в дрейфе. Несётся по волнам корабль-призрак. Даже имя у него стало другим. «Летучий голландец» — так теперь называют его люди.
Беду предвещает встреча с «Летучим голландцем» посреди бушующего моря. У того, кто его увидел, кровь стынет в жилах. Корабль весь светится красным светом. Старинной конструкции корма и нос приподняты, с высокими надстройками, как полагалось в семнадцатом столетии, по бортам облупившиеся деревянные украшения. Сломаны мачты, перепутаны канаты. И на гафеле болтается флаг, изорванный до того, что невозможно определить его национальную принадлежность. Но до отказа надуты ветром рваные паруса. Нет, это не матросы сгрудились на его палубе, это призраки. А вот и проклятый капитан. Он стоит на носу корабля. Ветер вздыбил дырявый плащ за спиной. На нем просторный коричневый кафтан, кортик болтается на поясе, шляпы нет, седые космы стоят над лысиной торчком. Голос у него зычный, далеко разносится над морем. Слышно, как он подгоняет своих матросов, грозится намотать их кишки на брашпиль, обзывает костлявыми лодырями и тухлой рыбьей снедью.
«Летучий голландец» соскальзывает с волны. А ветер ревёт всё громче. Всё выше вздымаются волны. Словно «Летучий голландец» выпустил на волю все ветры и бури.
А те, кто увидел корабль-призрак, уже прощаются с жизнью. Горе морякам, утратившим мужество в час опасности! Им уже не совладать с бурей. В лучшем случае оно сядет на мель, а экипаж охватит массовое безумие.
Вот как описывает последствия встречи с морским признаком французский писатель А. Савиньи: "Огибая мыс Горн, клиппер "Тексада" встретил "Летучего Голландца", и всех, находившихся на борту, охватил ужас. Несколько дней спустя пять матросов были смыты волной, шестой упал с мачты и разбился, капитан покончил с собой, а когда корабль прибыл в порт Хобарт, что на Тасмании, желтая лихорадка унесла три четверти оставшегося экипажа".
А вот что рассказывали английские моряки. Трёхмачтовый парусник «Глостер» шёл к берегам Англии. Вдруг среди бела дня, справа по борту, словно поднявшись из глубин моря, появился «Летучий голландец». Стоял штиль, но с немыслимой скоростью летел «Летучий голландец», будто был у него свой собственный ветер, надувавший его рваные паруса. Мгновенно он оказался возле «Глостера» на расстоянии одного кабельтова. От «Летучего голландца» отвалила лодка. Пронзительно заскрипели уключины, когда навалились на вёсла матросы-призраки. Люди на «Глостере» словно окаменели. Лодка подошла совсем близко, и на палубу упал холщовый мешок. Ветхий холст расползся, и по палубе рассыпались письма. Это были письма, адресованные давно уже умершим людям. И тогда сказал один старый моряк: "Есть только одно средство, чтобы нам спастись. Слышал я о нём, когда ещё был молод, от моряков, таких же старых, как я сейчас. Надо взять письма с «Летучего голландца» и прибить их гвоздём к фок-мачте. Тогда «Летучий голландец» потеряет власть над нашим кораблём". Самые отчаянные из матросов поспешно, торопя друг друга, прибили письма к фок-мачте. «Глостер» сошел с намеченного курса, торопясь в ближайший порт, лишь бы избавиться от этой страшной почты. Письма мертвецов пришли на родину...
Вот же совсем недавнее сообщение на интересующую нас тему. В августе 1997 года угольный король Дональд Дьюкс из Нью-Мексико вместе с женой сьюзен и 19-летней дочерью Маргарет путешествовал на собственной яхте "Пола бэр" по Карибскому и Саргассовому морям. Яхта была оснащена мощнейшими радиолокационными приборами и ультрасовременные передатчиком. Команда состояла из 9 человек, включая капитана. 28 август яхта находилась в 110 километрах к северу от острова Сан-Сальвадор входящего в архипелаг Багамских островов. Погода была прекрасной. Вдруг неожиданно на голубом небе вспыхнула яркая молния и сразу же прогремел ужасный раскат грома. И моментально погода резко изменилась. Задул штормовой северо-западный ветер, сделавший яхту неуправляемой. С невероятной скоростью ее гнало по волнам, несмотря на то что "Пола бэр" обладала мощнейшим двигателем. Вдруг ураганный ветер мгновенно стих. Мотор заработал в прежней режиме, и яхта вернулась на прежний курс. А море опять было спокойным, небо безоблачным. Такого ни пассажиры, ни команда еще не видели. Это походило на какой-то нелепый фарс.
Тут вахтенный матрос крикнул в переговорную трубу: "Капитан, совершенно внезапно по курсу зюйд-вест возник корабль, который движется прямо на нас!"
Через несколько минут все находившиеся на палубе увидели парусник. Он двигался наперерез яхте. "Странное дело, - воскликнул капитан, - такие корабли не строят уже по меньшей мере лет 400! Откуда он взялся, из морского музея что ли?" Между тем парусник на полном ходу мчался прямо на яхту. Уже можно было разглядеть людей, столпившихся на его палубе и облаченных в странные одежды. Те люди тоже, казалось, были в полном недоумениии глядя на яхту американцев. И вдруг между кораблями завихрился тонкий водяной столб, странный пришелец исчез, буквально растворился в воздухе.
Существует, однако, и совершенно другой вариант легенды, более известный в Индии. Он связан с восточным учением о реинкарнации. Когда-то на Земле жил сильный, добрый и могущественный царь и философ. За свою жизнь он сделал столько хорошего, что мощью своего духа приблизился к ангелам. Придя снова на Землю через несколько тысячелетий, он принес с собой огромную силу, чтобы продолжать делать добро. Но грубая земная жестокая жизнь на время затмила в нем сердечную искру, и он восстал против Неба. Его корабль стал кораблем-призраком. Как искупает он совершенный грех? Корабль-призрак плывет туда, где происходят катастрофы, и там превращается в настоящий парусник. Он спасает оставшихся в живых моряков и доставляет их к родным берегам, а затем снова уходит в предрассветный туман как неуловимый мираж. И будет летучий голландец плавать до тех пор, пока не всплывет со дна моря волшебная книга.
Вот, пожалуй, все подробности этой легенды, в основе которой, думаю, лежат вполне реальные события. Слишком многие видели и знают об этом корабле, и пусть кто-то говорит, что это пустое суеверие, но я считаю, что Летучий голландец действительно существует. Возможно, все было не так, и возможно, повстречав призрачный корабль, судно благополучно доберется до места назначения, но легенды ведь не возникают на пустом месте.
|
астральный выход и шаманизм |
|
точка зрения на вальпургиеву ночь |
|
софисты |
Софисты – странствующие платные учителя добродетели, в центре их внимания – жизнь человека и общества. В знании софисты видели прежде всего средство для достижения жизненного успеха, самым ценным признавали риторику – владение словом, искусство убеждать. Софисты считали относительными традиционные обычаи и нормы морали. Их критика и скептицизм по-своему содействовали переориентации античной философии от познания природы к осмыслению внутреннего мира человека. Ярким выражением этого «поворота» была философия Сократа. Главным он полагал знание добра, т.к. зло, по Сократу, происходит от незнания людьми своего подлинного блага. Путь к этому знанию Сократ видел в самопознании, в заботе о своей бессмертной душе, а не о теле, в постижении сущности главных нравственных ценностей, понятийное определение которых было основным предметом бесед Сократа. Философия Сократа вызвала появление т.н. сократических школ (киники, мегарики, киренаики), различавшихся своим пониманием сократовской философии. Самым выдающимся учеником Сократа был Платон, создатель Академии, учитель другого крупнейшего мыслителя античности – Аристотеля, основавшего перипатетическую школу (Ликей). Они создали целостные философские учения, в которых рассмотрели практически весь спектр традиционных философских тем, разработали философскую терминологию и свод понятий, базовый для последующей античной и европейской философии. Общим в их учениях было: различение временной, чувственно-воспринимаемой вещи и ее вечной неуничтожимой, постигаемой умом сущности; учение о материи как аналоге небытия, причине изменчивости вещей; представление о разумном устройстве мироздания, где все имеет свое предназначение; понимание философии как науки о высших началах и цели всякого бытия; признание того, что первые истины не доказываются, но непосредственно постигаются умом. И тот, и другой признавали государство важнейшей формой бытия человека, призванной служить его нравственному совершенствованию. При этом у платонизма и аристотелизма были свои характерные черты, а также расхождения. Своеобразие платонизма составляла т.н. теория идей. Согласно ей видимые предметы есть лишь подобия вечных сущностей (идей), образующих особый мир подлинного бытия, совершенства и красоты. Продолжая орфико-пифагорейскую традицию, Платон признавал душу бессмертной, призванной к созерцанию мира идей и жизни в нем, для чего человеку следуют отвращаться от всего материально-телесного, в котором платоники усматривали источник зла. Платон выдвинул нетипичное для греческой философии учение о творце видимого космоса – боге-демиурге. Аристотель подверг критике платоновскую теорию идей за производимое ею «удвоение» мира. Сам он предложил метафизическое учение о божественном Уме, первоисточнике движения вечно существующего видимого космоса. Аристотель положил начало логике как особому учению о формах мышления и принципах научного знания, выработал ставший образцовым стиль философского трактата, в котором рассматривается сначала история вопроса, затем аргументация за и против основного тезиса путем выдвижения апорий, и в заключение дается решение проблемы.
Эллинистическая философия (кон. 4 в. до н.э. – 1 в. до н.э.). В эпоху эллинизма самыми значимыми наряду с платониками и перипатетиками стали школы стоиков, эпикурейцев и скептиков. В этот период основное назначение философии видят в практической жизненной мудрости. Главенствующее значение приобретает этика, ориентированная не на общественную жизнь, но на внутренний мир отдельного человека. Теории мироздания и логика служат этическим целям: выработке правильного отношения к действительности для достижения счастья. Стоики представляли мир как божественный организм, пронизанный и полностью управляемый огненным разумным началом, эпикурейцы – как различные образования атомов, скептики призывали воздерживаться от какого-либо утверждения о мире. Различно понимая пути к счастью, все они сходно усматривали блаженство человека в безмятежном состоянии духа, достигаемом путем избавления от ложных мнений, страхов, внутренних страстей, приводящих к страданиям.
(14.41 Кб)
Рубеж тысячелетий (1 в. до н.э. – 3 в. н.э.). В период поздней античности полемика между школами сменяется поиском общих оснований, заимствованиями и взаимным влиянием. Развивается тенденция «следовать древним», систематизировать, изучать наследие мыслителей прошлого. Получает распространение биографическая, доксографическая, учебная философская литература. Особенно развивается жанр комментария на авторитетные тексты (прежде всего «божественного» Платона и Аристотеля). Это было во многом связано с новыми изданиями трудов Аристотеля в 1 в. до н.э. Андроником Родосским и Платона в 1 в. н.э. Фрасиллом. В Римской империи, начиная с конца 2 в., философия становится предметом официального преподавания, финансируемого государством. Большой популярностью в среде римского общества пользовался стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий), но все больший вес приобретали аристотелизм (наиболее яркий представитель – комментатор Александр Афродисийский) и платонизм (Плутарх из Херонеи, Апулей, Альбин, Аттик, Нумений).
|
эпикуреизм после античности |
В XIV веке была распространена и официально признана христианской церковью, идущая от патристической традиции, точка зрения, что эпикуреизм - безнравственное и безбожное учение. Однако уже первые гуманисты - Петрарка и Боккаччо - стремились реабилитировать Эпикура. Опираясь на свидетельства Сенеки, Петрарка утверждал, что Эпикур был высоко моральным человеком , хотя и отрицал вечость мира и бессмертие души. Боккаччо в короткой новелле в 'Декамероне' рассказывал с большой симпатией об эпикурейце Гвидо Кавальканти, называл его одним из лучших логиков и знатоков естественной философии, приятнейшим человеком, остроумным собеседником и глубоко порядочным человеком, хотя он и пытался доказать, что бога нет.
Особое внимание к эпикурейской этике проявилось к первой четверти XV века, когда гуманистами была осознана не только ценность земной жизни, но и оправданы разнообразные телесные и душевные потребности человека, тогда и сформировался подлинный интерес к эвдемоническим исканиям Эпикура.Гуманисты стремились создать этическую доктрину, основанную на представлении о единстве в человеке материального тела и божественной души, в котором природное и божественное находятся не в противоборстве, а в гармонии. В отличие от традиционного христианского представления о том, что во имя спасения души необходимо преодолевать земные соблазны, гуманистическая этика провозглашала основным принципом существования человека - следование природе. Гуманисты противопоставляли христианскому аскетическому отрицанию мира приятие земного существования со всеми его радостями. Этим объясняется и возрождение эпикурейской этики, прежде всего, учения о наслаждении.
Начинавшемуся возрождению эпикуреизма способствовал Леонардо Бруни, который в трактате 'Введение в моральную философию' излагал этическое учение Эпикура и выделял в нем признание наслаждения как высшей цели и значение добродетели для получения наслаждения. Неоднократно писал об этике Эпикура Франческо Филельфо, защищая его от ложных обвинений, отличая его этику от учения киренаиков. Филельфо делал попытки согласовать этическое учение Эпикура с христианскими принципами, указывая на то, что Эпикур более высоко оценивал наслаждения духа, нежели наслаждения тела.
Дискуссия об эпикурейских симпатиях Лоренцо Валлы, автора знаменитого диалога 'О наслаждении' (1430-1439), в переработанном виде получившего название 'Об истинном благе', а в окончательной редакции 1441 года - 'Об истинном и ложном благе', начатая его современниками и продолжающаяся до сих пор, свидетельствует о неоднозначности его позиции и недопустимости ее прямолинейного толкования. Диалог написан как спор эпикурейца (Антонио Панормиты), стоика (Лоренцо Бруни) и христианина (Никколо Никколи). Одни исследователи приписывали Валле мнения эпикурейца, другие - христианина, третьи утверждали, что в диалоге представлено сопоставление трех или двух этических доктрин с целью оправдания их синтеза.
В оправдании моральной доктрины Эпикура существует известная преемственность между Валлой и Эразмом Роттердамским, который был знаком с идеями своего итальянского предшественника. Эразм оценивал эпикуреизм как учение не о телесном, но о духовном удовольствии, и высказал в диалоге 'Эпикуреец' (1533 г.) парадоксальные суждения, отражающие проводимую им эпикуреизацию христианства: 'нет больших эпикурейцев, чем благочестивые христиане', что никто так не заслуживает имени эпикуреец, как сам Христос, подавший 'помощь гибнущему роду человеческому'. Эразм писал, что 'грубо заблуждаются некоторые, кто болтает, будто Христос от природы сам был печален и мрачен и нас будто бы призвал к безрадостной жизни. Напротив, лишь он показывает нам жизнь самую приятную из всех возможных и до краев наполненную истинным удовольствием'. Этическое учение друга и единомышленника Эразма, британского гуманиста Томаса Мора, было направлено против аскетизма, как стоического, так и христианского, и было связано с эпикурейским учением о добродетели, которую жители придуманного им острова Утопия определяли как жизнь согласную с природой. И Валла, и Эразм, и Мор выступали против христианского учения о предопределении, защищая, подобно их античному предшественнику, свободу воли.
Эпикуреизм оказал воздействие не только на этические учения эпохи Возрождения, но и на натурфилософию XVI века. Атомистическое учение, теория бесконечности Вселенной и бесчисленности миров, ориентация на опытное познание - все это, изложенное в трудах Бруно, Галилея, Ванини - восходит к воззрениям Демокрита, Эпикура и Лукреция.
Учение Эпикура и, прежде всего, его эвдемоническая этика были созвучны мироощущению французских интеллектуалов XVII века, однако 'эпикурейцами' называли себя или получали такое прозвище люди разных мировоззрений. Подобно тому, как в Древнем Риме существовало несколько эпикурейских школ и кружков, распространявших несколько видов эпикуреизма, так и во французском обществе были эпикурейцы трех типов.
Во-первых, приверженцы чувственных радостей, склонные к гедонизму киренаиков более, чем к аскетической морали Эпикура, салонные насмешники, называвшие себя эпикурейцами, но следовавшие скорее скептической, чем эпикурейской философской традиции. Среди них - воспитатель дофина, последователь М. Монтеня, автор книги 'Добродетель язычников', член Академии, публицист и царедворец Ф. де Ла Мот Левайе и блестящий аристократ, изысканный писатель, борец за веротерпимость - Ш. Сент-Эвремон. Последний считал себя благочестивым человеком, далеким и от суеверия и от безбожия, но был любителем наслаждений, питавшим отвращение к распутству. Тем не менее, за свое вольномыслие, он вынужден был провести более сорока лет в изгнании. Ш.Сент-Эвремон писал, что гордился бы, если бы ему приписывали мнения, высказанные его любимым философом - Эпикуром. В 1686 году он написал благодарственное письмо одной великосветской даме, приславшей ей рукописную копию сочинения, содержавшего рассуждения об учении Эпикура, где сравнил ее с последовательницей Эпикура - Леонтинион. Это письмо известно под названием 'Об учении Эпикура, к современной Леонтинион'.
Во-вторых, радикальные вольнодумцы, которые открыто объявляли о своем неверии, смело отвергали христианские представления о боге и бессмертии души, издевались над святошами и религиозным культом. Среди них - Клод Ле Пти, казненный, подобно Дж. Ванини и Э. Доле; Теофиль де Вио, приговоренный к сожжению, но избежавший казни, а также их друзья-поэты, бесстрашно заявлявшие о своей антиклерикальной позиции, и, подобно Эпикуру, считавшие, что боги не вмешиваются в дела людей.
В-третьих, естествоиспытатели и философы, чуждые всякой скандальности, внешне исповедовавшие уважение к религии, но опиравшиеся на атомизм Эпикура - Лукреция и пытавшиеся примирить его с христианством. Именно они способствовали распространению эпикурейского атомизма, который повлиял на развитие европейского естествознания и лег в основание механистической картины мира. Особое место в их ряду принадлежит Пьеру Гассенди. Гассенди вслед за Эпикуром считал, что Вселенная вечна, бесконечна и состоит из атомов и пустоты, и невозможно себе представить никакой третьей природы. Он признавал материальность и атомарность души и, даже подобно Эпикуру, считал, что бог состоит их тончайших атомов. В 1647 году Гассенди опубликовал апологию эпикуреизма 'О жизни и нравах Эпикура' (De vita et moribus Epicuri ), ставшую главным источником популяризации эпикуреизма в Европе. В этом труде Гассенди стремился защитить Эпикура от обвинений в нечестии и распутстве, и, преодолев критику провидения, свойственную эпикуреизму, реабилитировать его физику. Позже, в литературе XVIII века, сложился образ Гассенди как философа, сознательно принимавшего участие в комедии, которую разыгрывало, напуганное борьбой с еретиками образованное общество. Дидро писал, что бедному Гассенди пришлось нацепить на Эпикура маску христианина, дабы самому избегнуть венца мученика. Неслучайно Гассенди, излагая отношение Эпикура к религии, писал, что в душе он мог думать так, как хотел, но в своем поведении подчинялся законам государства. Последователями Гассенди, наследниками Эпикура, были Б. Фонтенель, Ж. Лафонтен и Сирано де Бержерак.
В 1656 году Cпиноза написал первый набросток 'Этики' - 'Краткий трактат о боге, человеке и его блаженстве', в котором отразились эпикурейские идеи. Спиноза вслед за Эпикуром считал, что достижение блага не является наградой за добродетель, а что оно само по себе - дободетель. Ф.Бэкон называл Эпикура лучшим из философов, не скрывая того, что он 'произносит безбожные речи, но делает он это, только заботясь о радостном состоянии духа, чтобы освободить людей от страха перед богами'. Бэкон защищал Эпикура от обвинений в отрицании существования бога и справедливо указывал на то, что его учение о богах не является притворством, связанным со стремлением сохранить свою репутацию или приспособлением к обстоятельствам, а составляет неотъемлемую часть его философской доктрины.
Важным стимулом широкого интереса к философии Эпикура в Англии в XVII веке стала созвучность этических идеалов эпикуреизма некоторым мировоззренческим установкам протестантской этики, прежде всего, требованиям личной ответственности за свою жизнь и представлением о договорном характере общественных связей. В середине XVII века сложился определенный союз между англиканским христианством и "новой наукой'. Особенно велико значение в распространении эпикуреизма в Англии книги "Мораль Эпикура", содержавшей свод фрагментов Эпикура и свидетельств о нем древних авторов в переводе на английский язык, опубликованной в 1651 году личным врачом Карла I Уолтером Чарлетоном. В предисловии, которое называлось "Оправдание Эпикура, относительно трех главных преступлений, в которых он обвиняется", Чарлетон защищал Эпикура перед христианским судом, заявляя, что он языческий натурфилософ, такой же, как и опора христианского богословия - Аристотель. Чарлетон считал учение Эпикура более близким христианству, чем аристотелизм, ввиду того, что Эпикур чтил богов за бессмертие, блаженство и совершенство .
Однако, гармония между 'новой наукой' и эпикуреизмом была недолгой, к концу века, интерес к эпикуреизму, признававшему свободу воли, упал, тем не менее социальное признание атомизма состоялось. Прошедший через христианизацию и теологизацию, эпикурейский атомизм способствовал утверждению механистической атомистически-корпускулярной картины мира. Просветительский пафос учения Эпикура, выхолощенный в процессе христианизации, был воспринят мыслителями следующего, XVIII века.
сокращенная статья http://www.sunhome.ru/philosophy/1226
|
Хухлик |
|
дурман обыкновенный |
Семейство пасленовых (Solanaceae). Название происходит от арабского слова tatura (tat — колоть); stramonium — от латинизированного французского: «вонючий сорняк». Народные названия — дивдерево, дурье зелье, колючие яблоки, дурман вонючий. Дурман также называют «святым цветком Полярной Звезды». В последнее время в Украине, в Крыму разводят ближайшую родственницу дикого дурмана — бадуру декоративную, которая может быть украшением буквально каждой клумбы. Некоторые виды дурмана — Datura alba и Datura metel — издавна пользовались дурной славой в Индии. Там даже существовала профессия «отравителей датурой». Отравитель осторожно через трубку вдувал порошок из семян дурмана в нос спящему. Человек засыпал еще крепче и тогда все ценное, что было в его доме, спокойно уносили. Дурман вызывал такое же отравление, как белена. Приложенное к вискам масло из семян дурмана вызывает галлюцинации.
Однолетнее травянистое растение высотой до 1 (в некоторых источниках — до 1,5) м. Корень стержневой, ветвистый. Стебель толстый прямостоячий, гладкий вильчато-ветвистый, полый. Листья очередные, крупные, яйцевидные, длинночерешковые, выемчато-зубчатые, с заостренной вершиной, темно-зеленые. Цветки одиночные, верхушечные или пазушные, крупные, белые, пахучие, на коротких цветоножках. Цветет в июне — августе. Плод — крупная яйцевидная коробочка, густо покрытая неравными шипчиками, при созревании раскрывается на четыре створки. Семена матово-черные, сплюснуто-почковидные. Растение ядовито. Его запах слабый, наркотический, вкус солоновато-горький.
Дурман обыкновенный распространен в средней и южной полосе России, Крыму, на Украине и Кавказе. Растет по залежам возле жилья, на свалках, замусоренных местах, по берегам рек, вдоль дорог, в садах и огородах. Основные районы сбора и заготовки — Украина, Грузия, юг России, Ростовкая область, Краснодарский и Ставропольский края.
Лекарственным сырьем служат листья, трава (верхушки) и семена. Листья и траву собирают во время цветения растения в перчатках. Сушат сразу же в тени, на хорошо проветриваемом чердаке или в сушилке при температуре 40—50 °С. Семена заготавливают осенью из зрелых плодов, сортируют и сушат в сушилке или печи. Хранят в закрытых банках или коробках с хорошо закрывающимися крышками 2 года. Запасы дурмана обыкновенного обновляют ежегодно, а прошлогоднее неиспользованное сырье сжигают. Дурман ядовит, поэтому собирать, сушить и хранить его листья и готовить из него лекарства нужно осторожно, а после работы с растением тщательно мыть руки.
Листья этого растения содержат такие тропановые алкалоиды, как гиосциамин, скополамин и атропин. Их содержание должно составлять не менее 0,25 % от массы сухого лекарственного сырья. Для дурмана обыкновенного характерны общие фармакологические свойства атропиноподобных соединений, которые определяются в основном как м-холинолитические средства, блокирующие функциональную активность м-холинореактивных систем организма. В нативном виде дурман обыкновенный используют для приготовления комплексных растительных препаратов. Кроме более сильного, чем у атропина, холинолитического эффекта, гиосциамин оказывает выраженное бронхорасширяющее действие, тонизирует и возбуждает дыхательный центр. Как и препараты красавки (белладонны), гиосциамин понижает тонус гладкомышечных органов, уменьшает секрецию потовых, слюнных и желудочных желез и секрецию поджелудочной железы, а также уменьшает вагусное влияние на сердце. Препараты из листьев дурмана оказывают успокаивающее действие на центральную нервную систему, снимают спазм гладкой мускулатуры внутренних органов и уменьшают секрецию желез желудочно-кишечного тракта.
В народной медицине дурман применяют при невралгии, бронхиальной астме, судорожном кашле, коклюше, упорной икоте, эпилепсии, при чрезмерном половом влечении у женщин, сильных спазмах желудка и кишечника, для лечения частичного выпадения матки и толстой кишки, а также для длительного лечения ревматизма (наружно). Фармацевтическая промышленность выпускает ряд препаратов дурмана: сбор противоастматический, астамол, астматин, дурманное масло.
Противоастматический сбор содержит 2 части листьев красавки, 1 часть листев белены, 6 частей листьев дурмана и 1 часть натрия нитрата. Указанная смесь представляет собой порошок буровато-зеленого цвета со своеобразным запахом, который используют при бронхиальной астме. Для этого сжигают 1/2 чайной ложки порошка и вдыхают дым или выкуривают сигарету, набитую сырьем. Порошок, выпускаемый в виде сигарет, носит название «Астматол».
Астаматин (Astmatinum) представляет собой смесь, содержащую 8 частей листьев дурмана, 2 части листьев белены и 1 часть натрия нитрата. Назначают ее при бронхиальной астме. Используют в виде сигарет.
Масло дурманное — прозрачная маслянистая жидкость от желтого до желто-зеленого цвета со своеобразным запахом. Назначают наружно для растираний при невралгии и ревматизме. Входит в состав жидких мазей, используемых для растираний.
Для вдыхания также используют настой листьев дурмана. Для его приготовления 2 столовые ложки сырья заливают 1 стаканом кипятка, держат на водяной бане 5 минут, затем в течении 15—20 минут через нос вдыхают пары препарата.
Дурман — ядовитое растение. Он вызывает очень сильные галлюцинации и настолько опасен, что его опасаются даже исследователи. Препараты дурмана противопоказаны при глаукоме. Действующими веществами дурмана являются алкалоиды, которые обладают спазмолитическими свойствами (снижают тонус гладкой мускулатуры), расширяют зрачок, расслабляют мускулатуру бронхов, уменьшают секрецию и перистальтику кишечника.
При легком отравлении появляются сухость во рту, расстройство речи и глотания, расширение зрачков и нарушение ближнего видения, светобоязнь, сухость и покраснение кожных покровов, возбуждение, иногда бред и галлюцинации, тахикардия. При тяжелых отравлениях полная потеря ориентации, резкое двигательное и психическое возбуждение, иногда судороги с последующей потерей сознания и развитием коматозного состояния. Резкое повышение температуры тела, цианоз (посинение) слизистых оболочек, одышка с появлением периодического дыхания типа Чейн-Стокса, пульс неправильный, слабый, падение артериального давления.
Смерть наступает при явлениях паралича дыхательного центра и сосудистой недостаточности.
Специфическим осложнением отравлений атропином являются трофические нарушения — значительные отеки подкожной клетчатки лица, в области предплечий и голеней.
|
Августин Блаженный |
Несколько цитат из его трактата "О БЕССМЕРТИИ ДУШИ"
...если в теле существует какая-либо гармония, она необходимо существует, как субъект, именно в теле, неотделимо от него; и ничего в этой гармонии не предполагается такого, что с одинаковой необходимостью не существовало бы в теле, как субъект, с которым неразделима сама гармония. Но тело человеческое подлежит изменениям, а разум неизменен. Ибо изменчиво все, что не существует всегда одинаковым образом.
...душа не есть гармония тела. С другой стороны, смерть не может быть присущей вещам, не подлежащим изменению. Следовательно, душа живет всегда, независимо от того, есть ли она сам разум, или разум существует в ней, но существует нераздельно.
Итак, если под воздействием души совершается некоторое изменение тела и это входит в намерение души, — отсюда еще не следует с необходимостью, чтобы изменялась она сама; и из этого не следует еще заключать, чтобы и она умирала. Ибо при этом напряжении она может иметь и память о прошедшем, и ожидание будущего — а все это невозможно без жизни. Хотя никакая смерть не происходит без изменения, а изменение не бывает без движения, однако не всякое изменение производит смерть и не всякое движение производит изменение.
Далее, невозможно, чтобы то, что существует, не существовало нигде, или чтобы то, что неизменно, когда-нибудь не существовало.
Нет большего изменения, чем изменение на свою противоположность; а кто станет отрицать, что душа (чтобы опустить остальное) в одном случае бывает глупой, а в другом — мудрой?
Разум есть взор души, которым она самостоятельно, бед посредства тела созерцает истинное; или он—само созерцание истинного без посредства тела, или он — то самое истинное, которое созерцается.
Не следует, однако, думать, что склоняющееся к ничтожеству непременно умирает, т.е. достигает последней степени ничтожества. Так, всякое тело — часть чувственного мира, а потому чем оно больше и чем более занимает места, тем оно более приближается к целому (миру), и насколько это делает его большим, настолько оно и больше. Ибо целое больше, чем часть. Поэтому же уменьшаясь, оно, естественно, становится меньше. Следовательно, уменьшаясь, оно подвергается убыли. Уменьшается же оно прежде всего тогда, когда что-либо от него отсекается. Из этого, вроде бы, следует, что подобное отсечение ведет тело к уничтожению. Но никакое отсечение не доводит до ничтожества. Ибо всякая остающаяся часть продолжает быть телом, а всякое тело занимает в пространстве какое-нибудь место. А это было бы невозможно, если бы оно не имело частей, каждая из которых, в свою очередь, не могла бы быть отсечена. Следовательно, через бесконечное сечение оно может уменьшаться до бесконечности, подвергаться через это убыли и склоняться к уничтожению, хотя дойти до ничтожества не может никогда. (ГДЕ-ТО Я УЖЕ ЭТО РАНЬШЕ ВИДЕЛА)))
Об истинной религии. Теологический трактат. - Мн.: Харвест, 1999. - 1600 с. - (Классическая философская мысль).С.414-436. http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000111/
|
диалектика |
Наверное, многие сталкивались с красивым словом диалектика. При всей своей простоте не всегда понятно, что значит сей термин...
Диалектика [от греч . dialektike (techne) - искусство вести беседу, спор] - философское учение о становлении и развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления. В истории философии выдвигались различные толкования диалектики: как учения о вечном становлении и изменчивости бытия (Гераклит); искусства диалога, достижения истины путем противоборства мнений (Сократ); метода расчленения и связывания понятий с целью постижения сверхчувственной (идеальной) сущности вещей (Платон); учения о совпадении (единстве) противоположностей (Николай Кузанский, Дж. Бруно); способа разрушения иллюзий человеческого разума, который, стремясь к цельному и абсолютному знанию, неминуемо запутывается в противоречиях (И. Кант); всеобщего метода постижения противоречий (внутренних импульсов) развития бытия, духа и истории (Г. В. Ф. Гегель); учения и метода, выдвигаемых в качестве основы познания действительности и ее революционного преобразования (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин). Диалектическая традиция в русской философии 19-20 вв. нашла воплощение в учениях В. С. Соловьева, П. А. Флоренского, С. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева и Л. Шестова. В западной философии 20 в. диалектика преимущественно развивалась в русле неогегельянства, экзистенциализма, различных течений религиозной философии.
|
карма |
Слово карма происходит от санскритского корня кри — действовать. Любое действие есть карма. Практически, значение этого слова включает в себя и последствия действий. В философском отношении под кармой иногда понимаются следствия, которые были вызваны нашими действиями в прошлом.
Человечество стремится не к удовольствию, но к знанию. И удовольствие, и счастье ограниченны, поэтому было бы ошибкой превращать удовольствие в цель. Причиной всех бед мира является глупое желание человека представить удовольствие как цель, к которой следует стремиться. Проходит время, и человек обнаруживает, что движется он не к счастью, но к знанию, что и удовольствие, и страдание — великие учителя, что он познает столько же через зло, сколько и через добро. Удовольствие и страдание, проходя пред его душой, оставляют в ней различные отпечатки, которые все вместе складываются в то, что мы зовем «характером» человека.
...знание изначально присуще человеку. Человек не может получить знание извне, оно в нем самом. Когда мы говорим, что человек «знает», в строго психологическом смысле это означает, что он «открывает», «раскрывает», что он познал, «открыл», снял завесу с собственной души, которая есть кладезь беспредельного знания.
Спокойно наблюдая за собой, мы увидим, что все наши чувства и действия — слезы и улыбки, радости и горести, плач и смех, проклятия и благословения, хвала и хула — высечены ударами из нас самих. В результате мы становимся тем, что мы есть. Удары же эти, вместе взятые, и есть карма — работа, действие. Каждый умственный или физический удар, наносимый душе, удар, высекающий из нее огонь, который раскрывает силу и знание души, есть, в широком смысле слова, карма. Иными словами, мы постоянно творим карму. Я обращаюсь к вам — это карма. Вы меня слушаете — это карма. Мы дышим — это карма. Мы ходим — это карма. Все, что мы делаем физически или духовно, есть карма, оставляющая свои отпечатки в нас.
Свами Вивекананда
"КАРМА-ЙОГА" http://www.orlov-yoga.com/Vivekananda/KarmaYoga/Karma1.htm
|
инкубы. волшебный бальзам |
|
сонник. зубы |
ЗУБЫ (по Нострадамусу)
Зубы - символ потери жизненной энергии, переживаний.
Видеть во сне, как вам вырывают зубы, - наяву вы боитесь потерять кого-либо из близких.
Если во сне у вас выпадают зубы - ваши растерянность и бездействие мешают осуществлению цели.
Увидеть во сне гнилые и разрушающиеся зубы - болезни, проблемы со здоровьем.
Сон, в котором вы увидели пустое место во рту вместо зуба, предупреждает о потери жизненной энергии и преждевременной старости.
Разболевшийся зуб означает, что вам придется заняться решением личных проблем.
--------------------------------------------------------------------------------
Зубы (по Миллеру)
Обычный сон, в котором Вы видите зубы, предвещает малоприятное столкновение с болезнью и беспокойными, будоражащими Вас людьми.
Если Вам приснится, что Вы лишились зубов, Вас ожидают несчастья.
Если во сне врач вырвал Вам зуб, Вас ожидает ужасная, затяжная болезнь.
Если во сне Вы наблюдаете полагающееся человеку количество зубов у себя во рту - значит, после многочисленных испытаний к Вам вернутся потерянные драгоценности.
Если во сне Вы чистите или полощете зубы - это означает, что от Вас потребуется огромная борьба, чтобы сберечь Ваше счастье.
Если Вам приснится, что у Вас во рту искусственные зубы, - значит, Вам следует ожидать суровых испытаний, которые обрушатся на Вас, и Вам предстоит их преодолеть.
Если во сне Вы теряете зубы - Вас ожидает тяжкое бремя, которое сокрушит Вашу
гордость и погубит Ваш труд.
Если Вам приснится, что Вам выбили зубы, - значит, Вам следует внимательно отнестись к своим делам, так как враги не дремлют.
Если во сне Ваши зубы разрушаются или сломаны - значит, Ваша работа или здоровье пострадают от чрезмерной нагрузки. Если Вам снится, что Вы выплевываете свои зубы, - значит, болезнь угрожает Вам или Вашим родным.
Неправильные зубы с какими-то изъянами - самый ужасный сон. Он грозит многими несчастьями тому, кто его видит. Это и нищета, и крушение личных планов и надежд, и болезни, и нервное истощение даже у здоровых доселе людей.
Если у Вас во сне выпадет один зуб - это означает печальные известия; если два - то полосу невезений, в которые сновидец будет ввергнут из-за собственной небрежности. Если же - выпадут три зуба - последуют очень серьезные бедствия.
Если Вы видите, что у Вас выпали все зубы, - это значит, что грядут несчастья.
Если Вам снится, что Ваши зубы испортились и Вы выдернули их, - значит, голод и смерть ожидают именно Вас.
Если Вам снится, что с Ваших зубов слетает налет, отчего они становятся здоровыми и белыми, - значит, Ваше недомогание - временное; когда оно пройдет, Вы одумаетесь, и осознание выполненного долга будет радовать Вас.
Если во сне Вы восхищаетесь белизной и совершенством своих зубов, Вас ожидают милые Вашему сердцу друзья и вся полнота счастья, какую только может дать исполнение желаний.
Если во сне Вы, выдернув один из Ваших зубов, теряете его, а затем ищете языком во рту впадину, не находя ее, и Вы оставляете эту загадку неразгаданной - то это означает, что Вас ожидает встреча с каким-то человеком, которой Вы совсем не желаете и которой Вы захотите пренебречь. И, тем не менее, эта встреча состоится. А в дальнейшем Вы будете продолжать видеться с этим человеком и, несмотря на косые взгляды друзей, получать от этих встреч будоражащее Вас удовольствие.
Если Вам снится, что Ваш стоматолог прекрасно очистил Вам зубы, а на следующее утро Вы обнаруживаете, что они вновь пожелтели, - это означает, что Вы вверите защиту своих интересов неким людям, но скоро узнаете, что они не устоят перед льстивыми обещаниями какого-то ловкого обманщика.
--------------------------------------------------------------------------------
Зубы (по Дэвид Лофф)
Сны о зубах и выпадении зубов широко распространены. Часто такой сон тревожен, хотя и не несет в себе такого же страха или БЕСПОКОЙСТВА, как КОШМАР. Во сне зубы часто волнуют только грезящего. Другие действующие лица сна либо не замечают потери зубов, либо не придают этому значения.
Рассказывает 19-летняя девушка:
"Я в спальне, расчесываю волосы. Заходит парень и спрашивает, встречаюсь ли я с кем-нибудь. Я говорю, что нет. Тогда он приглашает меня на свидание. Я соглашаюсь. Он собирается поцеловать меня, и я прошу его секунду повременить. Я иду немного освежиться. Когда я вытираю рот, мои зубы начинают выпадать! Каждый, до которого я дотрагиваюсь, выпадает. Никакой крови, просто пустые места во рту. Я возвращаюсь из ванной озабоченная, но парень ничего не замечает. Между тем, я чувствую себя развалиной."
Эта девушка сообщает, что в реальной жизни она испытывала внутренний дискомфорт из-за прекращения отношений с мужчиной. Ей бы хотелось возобновить их. Возможность попасть в неловкое положение удерживает ее от этого.
Сны об утрате зубов часто являются снами о смущении или потенциально возможных неловких ситуациях. Аналогичный опыт в реальной жизни можно обобщить в выражении "утратить лицо" на публике.
Другой возможной причиной снов о потере зубов могут быть физические ощущения, такие, как скрежетание зубами или повышенная чувствительность зубов.
|
первый опыт |
|
алхимия. универсальный растворитель |
Универсальный растворитель
Одновременно шел поиск "алкагеста" - универсального растворителя, с помощью которого алхимики надеялись выделить "философский камень" из природных и искусственных веществ. Они считали, что, растворив в таком растворителе металлы и минералы, можно будет путем упаривания полученного раствора осадить золото или серебро.
Одно время казалось, что такой растворитель найден. В 1270 году итальянский алхимик кардинал Джованни Фаданци, известный под именем Бонавентура, подбирая жидкие смеси для получения универсального растворителя, слил вместе концентрированные соляную и азотную кислоты и попробовал действие этой смеси на порошок золота. Золото на его глазах исчезло... Взволнованный Бонавентура не мог устоять на ногах. "Неужели универсальный растворитель получен?" - подумал он. Смесь была названа "царской водкой" за ее способность растворять "царя металлов" - золото. А Бонавентура приступил к выделению "философского камня".
Однако прошло десять лет, были проведены сотни опытов, но цели достичь так и не удалось. Оказалось, что царская водка не действует на стекло, керамику, морской песок (диоксид кремния), оловянный камень (диоксид олова) и многие другие вещества, и, следовательно, не обладает универсальными свойствами. Бонавентура забросил алхимические опыты и занялся приготовлением лекарств...
|
киники. кинизм. |
КИНИЗМ – одна из наиболее значительных сократических школ античной философии. Основана Антисфеном Афинским (предыдущий пост) (ок. 445–360 до н.э.), по другой версии – его учеником и наиболее ярким представителем кинизма – Диогеном Синопским (ок. 412–323 до н.э.). Не принимая институционального характера, кинизм просуществовал почти тысячу лет вплоть до конца античности. Название школы происходит от греч. kyon – собака. Возможно, потому, что гимнасий при храме Геракла, в котором Антисфен вел свои беседы с учениками, носил имя Киносарг – «Зоркий пес». Возможно и потому, что сам Антисфен называл себя Истинным Псом и считал, что жить следует «подобно собаке», т.е. сочетая в себе простоту жизни, следование собственной природе и презрение к условностям, умение с твердостью отстаивать свой образ жизни и постоять за себя, а одновременно и верность, храбрость и благодарность. Киники часто обыгрывали это сравнение, а на могиле Диогена был установлен памятник из паросского мрамора, на вершине которого была изображена собака. Отличительными признаками кинического образа жизни были неприхотливость, выносливость, презрение к жизненным удобствам и чувственным удовольствиям. Антисфен говорил, что предпочтет безумие наслаждению. Такое отношение к миру можно определить как своего рода аскетику, основанную на представлении о самодостаточности (автаркии) добродетельной жизни как таковой. Собственно добродетель и стала жизненной целью и высшим идеалом кинической школы. Характерной особенностью кинического учения было требование отбросить существующие нормы и обычаи. С точки зрения киников, мудрый руководствуется не установленными людьми порядками, а законами добродетели. В качестве нормы добродетельной жизни они вводили понятие природы как первоначального состояния человеческого бытия, не искаженного превратными человеческими установлениями. В отрицании многих социальных норм киники не останавливались перед крайностями, о чем остались многочисленные свидетельства. Особенно отличился в этом Диоген Синопский, который самой своей жизнью продемонстрировал пример специфически кинического отношения к миру.
Киников часто обвиняли в бесстыдстве. Отсюда впоследствии сложилось понятие «цинизма», как презрения к моральным и общественным ценностям. В то же время отношение современников к киникам, носило характер одновременно и отталкивания и восхищения. Не случайно легенда гласит, что великий Александр Македонский отметил своим вниманием Диогена. В ответ на требование Диогена отойти в сторону и не заслонять солнце, Александр ответил, что если бы он не был Александром, то предпочел бы быть Диогеном.
У Диогена было множество учеников и последователей, из которых особой известностью пользовались Кратет Фиванский (учитель основателя стоицизма Зенона) и его жена Гиппархия. Они оба происходили из богатых аристократических родов; оба, к ужасу родственников и сограждан, оставили все ради кинического образа жизни. История любви Кратета и Гиппархии и их прилюдная «собачья свадьба» в Расписном Портике – еще один яркий пример эпатирующего кинического пренебрежения общественными установлениями.
В эллинистический период киническая традиция представлена фигурами, известными скорее своей литературной деятельностью, чем строгостью соблюдения кинического образа жизни. Из них наиболее значимы Бион Борисфенит (3 в. до н.э.), создатель кинического литературного жанра диатрибы, и Менипп из Гадар (сер. 3 в. до н.э.), творец «менипповой сатиры».
Киническое учение послужило непосредственным источником стоицизма, в котором был смягчен кинический ригоризм в отношении социальных норм и установлений. Образ жизни киников оказал влияние на оформление христианского аскетизма, в особенности таких его форм как юродство и странничество.
В историю европейской культуры при всей парадоксальности и даже скандальности своей практической жизни и философии, киники вошли как выдающийся пример человеческой свободы и моральной независимости. Они воплотили в себе образ величия духа, пренебрегающего соблазнами чувственной жизни, социальными условностями, тщеславными иллюзиями власти и богатства.
Антология кинизма. М., 1984 (взято с сайта http://www.krugosvet.ru)
|
киники. антисфен |
|
опять затмения. часть (скорее всего) предпоследняя. |
а теперь про то затмение, которое было 3.10
Европейцы и африканцы увидели солнечное затмение
03 Октября 2005
В понедельник жители северных районов Африки и южных районов Европы могли наблюдать почти полное солнечное затмение. |
|
затмения |
как я уже говорила, тянемся к небу. На очереди опять Луна;)
Затмения
Луна - спутник Земли, её диаметр примерно в 4 раза меньше чем у нашей планеты, а масса меньше почти в 81 раз. Среднее расстояние Луны от Земли 384404 км. Луна движется по эллиптической орбите вокруг Земли, а вместе с Землей - вокруг Солнца. Движение Луны очень сложно из-за сильного воздействия притяжения Солнца на систему Земля-Луна. Луна вращается и вокруг своей оси, причем оборот вокруг Земли и вокруг своей оси она совершает за одно и то же время и поэтому обращена к Земле всегда одной своей стороной. Луна обращается вокруг Земли по эллиптической орбите, а значит, имеются точки перигея, где она подходит ближе всего к Земле, и апогея, где она дальше всего от Земли (аналоги перигелия и афелия земной орбиты вокруг Солнца). В перигее Луна подходит к Земле на ЗЗ6ООО км, а в апогее ее расстояние более 400000 км. В перигее Луна движется быстрее, проходя до 15° по Зодиаку в сутки, а в апогее - медленнее, до 11 ° в сутки.
Плоскость орбиты Луны наклонена к плоскости орбиты Земли (эклиптике) на угол 5 с небольшим градусов. Поэтому Луна половину своего пути проделывает к северу от эклиптики, а вторую половину - к югу от эклиптики. Точки пересечения лунной орбиты с плоскостью эклиптики называются лунными узлами. Один из них, проходя который Луна удаляется к северу от эклиптики, называется восходящим (Раху или Голова Дракона). Второй узел, который всегда напротив первого, проходя через который Луна уходит к югу от эклиптики, называется нисходящим (Кету, Хвост Дракона).
Узлы не занимают постоянного положения на эклиптике, они смещаются в обратную (по ходу знаков Зодиака) сторону, обходя полный круг за 18, 6 лет. Это явление называют отступлением узлов, так как они двигаются против хода Солнца и Луны по эклиптике. А сам период 18,6 лет называется с древности саросом, по прошествии его повторяются все солнечные и лунные затмения.
Двигаясь по своей орбите, Луна оказывается или между Солнцем и Землей или сбоку или напротив Солнца. Когда Луна находится между Солнцем и Землей, к Земле обращено темное полушарие Луны - поскольку Луна и планеты могут светить только отраженным от них светом Солнца. Эта фаза называется Новолунием. Затем Луна начинает расти и, после промежуточной фазы Первой четверти, наступает фаза Полнолуния - спутник хорошо освещён Солнцем. Затем следует этап убывания Луны, фаза Последней четверти, и наступает очередное Новолуние.
Между двумя новолуниями (или любыми другими одинаковыми фазами) проходит 29,53 суток. Период смены лунных фаз называют синодическим периодом. Период возвращения Луны на тоже место в эклиптике, но относительно звёзд, называется сидерическим периодом, его длительность 27,32 суток. Это в среднем, некоторые колебания обусловлены эллиптическими орбитами Земли и Луны.
Во время новолуния, из-за наклона лунной орбиты на 3 градусов, Луна обычно проходит на небе выше или ниже Солнца. Но если новолуние происходит вблизи лунного узла, когда Луна находится в плоскости эклиптики, тогда Луна, Земля и Солнце выстраиваются вдоль одной прямой, а тень от Луны попадает на Землю. Луна закрывает от нас Солнце. Это явление называется солнечным затмением. В полнолуние, если оно произойдет вблизи лунного узла, Луна попадает в тень Земли. Это - лунное затмение. Луна может попасть в тень полностью или частично - произойдет полное или частное лунное затмение. Кольцеобразных лунных затмений не бывает (как у солнечных), так как Земля больше Луны и диаметр земной тени на расстоянии Луны всегда больше диаметра лунного диска. Видно лунное затмение на всем ночном полушарии Земли.
У Земли есть не только тень, но и полутень, куда может попасть Луна. Это будет полутеневое лунное затмение. Его наблюдать нет смысла, оно проходит незаметно для невооруженного глаза. Как сияла полная Луна, так и сияет, и только приборы улавливают небольшое изменение света. Зато полное лунное затмение очень интересно. Луна, пкрытая тенью Земли, приобретает красноватый оттенок.
Если увидеть затмение удается не часто, это не значит, что происходят они редко. Каждый год Солнце проходит вблизи одного и второго лунного узла, с промежутком чуть меньше полугода (меньше - из-за движения узлов в обратную сторону, навстречу Солнцу). В этот период у каждого из узлов обязательно бывает и полнолуние, и новолуние, а изредка - даже два новолуния и полнолуние между ними. Так что в год бывает не менее двух солнечных и двух лунных затмений, если считать все, даже полутеневые. А максимальное число затмений в год - семь (если в январе два, затем в июле три, и в конце декабря может быть еще одно). Затмения смещаются по сезонам, например, в 1994 году затмения были в мае и ноябре, а в 1995 году - в апреле и октябре, затем полоса затмений сместится на март и сентябрь и т.д.
|
Без заголовка |
Почему у каждого человека свой рисунок на ладони? вы когда-нибудь видели не то что одинаковые, а похожие? Думаю, у хиромантии есть все права на существование.
Название пальца руки
Большой -- Венеры - 1
Указательный -- Юпитера - 2
Средний -- Сатурна - 3
Безымянный -- Аполлона ( Солнца ) - 4
Мизинец -- Меркурия - 5
Ниже от мизинца -- Марса - 6
Еще ниже от мизинца -- Луны - 7
![]() |
|
символы планет. |
Солнце Символ диска восходит к египетскому иероглифу. У алхимиков знак обозначал также золото и воскресенье (латинское dies solis - "день Солнца"), который римляне посвящали солнцу. |
|
|
Луна Изображение Луны произошло от египетского иероглифа. У средневековых алхимиков и астрологов это был символ серебра и понедельника (англо-саксонское топапйае означает "день луны", это перевод латинского dies lunae, отсюда французское lundi). |
|
|
Меркурий Греки называли эту планету Гермес, в честь своего бога торговли, покровителя пастухов и путников, а также посланника богов. В Риме его называли Меркурием. Символ планеты представляет собой кадуцей, "посох посланника", с двумя змеями, обвившими его. Алхимики использовали иногда этот знак для обозначения быстрого серебра (так они называли ртуть) и среды (в латинском dies Mercurii, отсюда французское mercredi и испанское miercoles). В биологии этим символом обозначают любой гермафродитyый организм, к примеру, дождевого червя, который имеет как мужские, так и женские репродуктивные органы. |
|
|
Венера Так римляне назвали вторую от Солнца планету, в честь своей богини любви и красоты. Первоначальный символ (поперечная перекладина была добавлена позже, чтобы не придать символу языческий вид) изображал, как полагают, зеркало или бусы. У алхимиков знак обозначал медь (зеркала когда-то делали из меди). Из дней недели знак обозначает пятницу (в латинском - (dies Venerus,"день Венеры", отсюда французское vendredi; английское Friday произошло от Фригг или Фрейи, норвежского эквивалента Венеры). Знак используется в ботанике и зоологии для того, чтобы обозначить женскую особь (или женщину), и в таком качестве был введен шведским биологом Карлом Линнеем в середине 18 века. |
|
|
Земля Круг и крест (оба знака - из христианской символики) в качестве обозначения Земли стали использоваться с конца 16 века, когда Земля была признана планетой. |
|
|
Марс Из-за красноватого оттенка, который римляне посчитали похожим на кровь, ближайшая к Земле планета была названа в честь их бога войны; символ планеты представляют щит копье Марса. Также это символ вторника (английское слово Тиеsday произошло от имени тевтонского бога Тиу которого отождествляли с Марсом: латинском этот день называли dies Маrtis, "день Марса", отсюда французское mardi), Знак соответствует также железу, металлу, в наибольшей степени ассоциирующемуся с этим богом. С середины 18 века этим символом в биологии обозначают мужскую особь. |
|
|
Юпитер Символ крупнейшей планеты, названной в честь главного бога в римской мифологии, происходит от греческой буквы зета, Z. Греческий Зевс эквивалент римского Юпитера. Перекладина, делающая знак похожим на крест, была добавлена в начале 15 века. чтобы сделать знак христианским. Так-же этот символ означает цинк и четверг (английское Thursday произошло от "день Тора", как перевели с латинского dies Jovis, "день Юпитера"; отсюда французское jeudi. Как Юпитер, так и Тор были богами грозы; одно время этот день называли Thundersday, "днем грозы", отсюда немецкое Donnerstag). В биологии этим символом обозначается многолетнее растение. |
|
|
Сатурн Для древних греков Сатурн был самой отдаленной планетой. Греческий: философ Аристотель назвал его Хроносом в честь мифологического правителя титанов и сына Урана; римляне назвали планету Сатурном, именем : бога посевов и покровителя земледелия, который в их мифологии занимал место Хроноса. Сатурна изображали с серпом или косой; серп ясно виден на знаке. Также это был символ субботы (английское Saturday происходит от dies Saturni, дня, который римляне посвящали Сатурну) и свинца. |
|
|
Уран Эта седьмая планета, открытая в 1781 году английским астрономом Уильямом Гершелем, названа в честь греческого бога неба, супруга Геи, богини Земли, Приводимый символ означает "планета Гершеля", он сменил первоначальное обозначение, которое сильно напоминало знак Марса (знак напоминает две "Н" - первую букву английского написания имени Гершеля - прим. перев.). |
|
|
Нептун Трезубец является символом римского повелиителя вод, в честь которого названа восьмая планета. Она была открыта двумя немецкими астрономами Иоганном Галле и Генрихом Д'Аррестом в 1846 году. Другой символ, представляющий собой монограмму из L и V, был создан французскими астрономами для того, чтобы отметить Урбена Леверье, вычислившего факт существования и месторасположение планеты, где она и была обнаружена. |
|
|
Плутон Символ девятой и самой отдаленной планеты имеет двойное значение: как монограмма из первых двух букв планеты, названной в честь римского бога подземного царства, и как инициалы американского астронома Персиваля Ловелла, который пытался доказать существование этой планеты и в чьей обсерватории эта планета была открыта 18 февраля 1930 года. К слову, Ловелл называл свою неизвестную планету планетой X", и теперь так называют все планеты Солнечной системы, еще не открытые. |
|
|