All the world's a stage, and all the men and women merely players.
Люблю август))) |
|
Консультации зоопсихолога Ольги Кажарской, Австрия Часть 179: Современный взгляд на учение Павлова. |
Часть 179: Павлов сегодня. Современный взгляд на стимулы и реакции через примеры из реальной жизни
Статья о том, как изменился взгляд на законы обучения, открытые Павловым. Примеры из реальной жизни, которые показывают, что это означает на практике.
Многие люди говорят, что работают по законам, открытым И.П. Павловым, и что эти законы до сих пор действуют. Это верно. Однако с начала 20 века, когда Павлов открыл закон классического обусловливания, прошло уже почти 100 лет. За это время его последователи глубже изучили этот закон и, таким образом, существенно расширили область его применения. В данной статье я объясняю последствия этого научного достижения для кинологии.
Со стимулом все ясно: стимул - это фактор, действующий на организм из окружающей среды (хотя существуют стимулы, которые действуют внутри самого организма). Что же происходит с организмом под воздействием внешнего стимула? То есть: какова его реакция?
В старом варианте реакцией на стимул считалась чисто механическая, хорошо видимая реакция. В современном варианте реакция на внешний стимул - это весь комплекс реакций организма. Такой комплекс включает:
Образно говоря, механический подход - это ориентация только на хорошо выраженную двигательную реакцию собаки (верхнюю часть айсберга), в то время как современный подход учитывает также реакции на стимул, которые происходят внутри организма (нижнюю и верхнюю часть айсберга в копмлексе).
Традиционно в кинологии было принято учитывать только механическую реакцию, а остальные реакции игнорировать. Это ведет к неверной интерпретации поведения - и к неверным методам обращения с собакой.
Если мы учитываем только механическую реакцию, то нам кажется, что реакция «собака тянет на поводке» необъяснима. От этого люди привыкли находить объяснения в каких-то «высоких материях»: собака не желает подчиняться, «собака доминирует» или «собака не знает команды». Все эти объяснения напрямую отражают чисто человеческую привычку объяснять, почему какой-то другой человек не делает то, что нам хочется - и, соответственно, вызывают ту же реакцию сопротивления: раз ты не делаешь то, что мне надо, ты злой и тебя надо наказать.
Согласно этому подходу, получается, что отучить собаку тянуть за поводок можно только, если снова дернуть назад, к себе, или давать собаке лакомства, чтобы она шла рядом. Люди готовы проделывать эти действия тысячу раз, потому что ничего другого им не приходит в голову. Но простой рывок не работает. Поэтому люди изобрели для собак различные «усилители ощущений» в виде строгих ошейников, удавок, халти (недоуздков), специальных шлеек и т.д. Люди говорят, что все эти инструменты действительно помогают. Но на деле оказывается все не так просто: мы видим вокруг себя очень много собак, тянущих на поводке, несмотря на то, что в их шеи впиваются шипы строгачей или их стягивают удавки, а у хозяев таких собак уже прочно закрепился рефлекс рывка за поводок.
Чтобы устранить разногласия между этой механической теорией и реальностью, совершим экскурсию во внутренний мир собаки.
Если мы учитываем весь комплекс стимулов, которые воздействуют на собаку во время хождения на поводке, мы получим следующий список:
Я уверена, что можно обнаружить и другие стимулы.
Таким образом, прежде, чем отучать собаку тянуть, мы задаемся вопросом: какие из этих стимулов делают собаку неспокойной на поводке?
Далее мы продумываем вопрос: как устранить мешающие стимулы — или научить собаку спокойнее на них реагировать. При небольшой наблюдательности оказывается также, что собака тянет на поводке не постоянно, а только если попадает в соответствующее состояние.
Как же поступать, если собака неумолимо тянет, не давая вам сделать и шаг? В этом случае вы можете провести простую тренировку: не идите за ней. Просто остановитесь на дороге и ждите, когда собака успокоится. Когда собака снова придет в себя от возбуждения и начнет реагировать, привлеките ее внимание голосом, позовите к себе и продолжайте путь ровно столько времени, сколько поводок остается расслабленным. Как только поводок натянулся, снова остановитесь и ждите. Далее снова обратитесь к собаке, подзовите ее и продолжайте путь. В начале тренировки вам понадобится сравнительно много времени и терпения, а путь в несколько метров вы, возможно, будете преодолевать полчаса. Но уже через несколько дней собака поймет, что она может идти дальше только в том случае, если не тянет.
Подробное пошаговое описание этой методики можно найти в книге Тюрид Ругос Моя собака тянет за поводок. Что делать?
Этот метод хорошо использовать спонтанно, если собака очень возбудилась в пути, например, от вида кошки. Или если ей не терпится попасть в какое-то интересное место.
Отличным способом отучить собаку тянуть является простое общение — через слова. Атмосфера коммуникации создает у собаки чувство единства с вами и делает ее спокойной и расслабленной практически в любой обстановке. Общение должно быть эмоциональным, основанным на коммуникации — и ни в коем случае не формальным, механическим. Механическое общение пугает собаку и заставляет избегать нас, в то время как естественная коммуникация дает возможность собаке почувствовать себя в одной связке с нами, увидеть в нас ориентир и поддержку.
Тренировать собаку надо постоянно, не прерывая этот процесс, пока она надежно не выучит, что движение вперед возможно только, если она не будет тянуть. Если же то поддаваться собаке и позволять ей тянуть, то вдруг начинать тренировку, собака не воспримет ее как нечто важное. Она, скорее всего, выучит, что может слушаться команды, а может ее проигнорировать.
Но иногда мы просто не можем позволить себе заниматься тренировкой каждую прогулку или проводить в тренировке всю прогулку. Поэтому мы выделяем для тренировки определенное время. Этот промежуток времени мы обозначаем для собаки специальными сигналами, обозначающими начало и конец тренировки. Некоторые используют для этого специальное слово (например, слова «медленная собака» означает начало тренировки, а слова «быстрая собака» - ее конец). Некоторые переодевают собаку в другую шлейку или прикрепляют поводок другого цвета. Этот метод позволяет научить собаку, привыкшую тянуть, спокойно ходить по улицам.
Например, в новом месте, где мы оказались после долгого пути, мы понимаем, что собака просто физически не в состоянии владеть собой и спокойно идти рядом. Если собака засиделась дома одна, вполне естественно, что она не сможет выйти на улицу расслабленной. В таких ситуациях мы просто можем потерпеть ее поведение. Мы также можем остановиться и подождать, пока собака успокоится.
Теперь давайте вернемся назад, к уровню развития знаний о собаке, когда учитывались только внешние, хорошо видимые реакции. Итак, собака потянула за поводок. Вы делаете рывок — и ждете, что собака больше не будет тянуть, потому что вы причинили ей боль в шее и потому, что вы вызвали у нее страх удушения.
Сейчас уже хорошо известно, что реакция собаки на ваш рывок не ограничивается этими двумя состояниями. В организме животного он привел к целому каскаду других реакций:
Кроме состояния замирания, ни одна из этих реакций не приводит к спокойному хождению на поводке. Причем, замирание через некоторое время тоже проходит, и собака снова не знает, какого поведения на поводке вы от нее ждете: она его не выучила. Единственное, что она испытала на поводке — это неприятные ощушения, которые ей надо было просто пассивно перетерпеть.
Подход к обращению с собакой с точки зрения биологии животных объясняет, что все традиционные механические манипуляции вокруг хождения на поводке, основанные на страхе, на деле не приводят к решению проблемы. Конечно, есть те, кто побоями и наказаниями приводит собаку в состояние беспомощности или просто рывками физически травмирует собаку до тех пор, когда она действительно не начнет бояться тянуть. Такой пассивности можно ожидать, например, если рывки привели к физическим травмам шеи. Но что, в конце концов, важнее — иметь здоровую, счастливую собаку, которая иногда шалит на поводке, или внешне спокойное, но унылое существо с болезнями, вызванными травмами?
Подробнее о травмах шеи и том, как это влияет на поведение собаки, можно узнать из книги Андерса Халлгрена Проблемы поведения — или боль в спине?
Приверженцы позитивных методов считают, что проблему поведения собаки на поводке можно решить, если просто подкреплять собаку лакомством за то, что она идет на расслабленном поводке. В этом случае мы выиграем гораздо больше: животные повторяют действия, которые привели к приятным ощущениям. Однако если мы не исключим при этом воздействие всех остальных возможных стимулов, которые физически заставляют собаку тянуть, успех тренировки окажется неполным. Другими словами, метод положительного подкрепления сам по себе не избавит нас от необходимости глубже вникать в состояние собаки и научиться определять весь комплекс стимулов, которые на нее действуют.
Закон классического обусловливания, открытый Павловым, до сих пор является основополагающим законом обучения всех живых существ. Однако сейчас уже хорошо известно, что этот закон работает не на таком примитивном, механическом уровне, как считалось раньше. Действие стимулов на организм приводят не к одной механической реакции, а к целому каскаду взаимосвязанных реакций. Причем, большинство этих реакций происходит внутри организма, а внешне мы можем наблюдать только суммарный результат их воздействия. Поэтому закон И. Павлова в новой кинологии изображают в виде айсберга, где внешние проявления реакции являются его верхушкой.
Исходя из вышесказанного, логически вытекают совершенно новые методы обращения с собакой и новые методы тренировки. Например, когда собака тянет на поводке:
Наше обучение всегда направлено только на то, чтобы справляться с повседневными, постоянно повторяющимися ситуациями и не исключает особых случаев. Собаки — это эмоциональные животные, как и мы сами. Поэтому не надо ждать от них послушания робота.
Уже по выражению глаз собаки видно, что она страдает от того, что вынуждена терпеть хальти. Это значит, хальти вызывает у нее негативные эмоции. Негативные эмоции, в свою очередь, приводят к тому, что какие-то окружающие предметы и явления могут запомниться собаке как нечто неприятное и от этого привести к проблеме поведения - например, к реакции избегания или чрезмерному возбуждению от встречи с каким-то объектом или собакой.
Вместо использования халти, мы используем методы, описанные выше.
На обеих собаках надеты строгие ошейники. При этом они вынуждены также идти все время рядом на спарке. В этом положении каждая собака испытывает как минимум два негативных стимула:
Эмоции собак хорошо показывают, что собаки испытывают стресс. Возможно, такие ситуации приведут к тому, что собаки начнут воспринимать друг друга как нечто неприятное. Это, в свою очередь, может привести к агрессии в их отношениях.
В этой ситуации на них действуют следующие стимулы:
Cобаки начинают нервничать уже от одной такой встречи. Если таких встреч будет много, они могут начать волноваться уже при виде другой собаки. Если не принять меры, со временем такая реакция усилится и может превратиться в агрессию.
Подробнее о сигналах коммуникации собак во время встречи читайте в книге Тюрид Ругос Диалог с собаками: сигналы примирения
Эта встреча задумана как тренировка встреч с другими собаками. Однако такое занятие ведет к прямо противоположному эффекту, так как во время занятия на собак действуют следующие стимулы:
В итоге тренировка вызывает у собак неприятные ощущения или даже страх (собака справа поднимает лапу, показывая свое напряжение - сигнал примирения). Как результат, собаки-участники занятия получают негативный опыт общения с сородичами. Реакцией на такое «приучивание» станет подкрепление неприязни к сородичам. Со временем эта неприязнь может вырасти в агрессию.
Как правило, во время тренировок, подобных этой, тренер специально провоцирует собак на агрессивную реакцию, чтобы подавить ее наказаниями. Агрессия подавляется так долго, пока собаки не сдадутся и не прекратят реагировать. В этом случае, однако, негативные ассоциации, связанные со встречей, никуда не деваются. Наоборот, они только усиливаются ощущениями от наказаний. Поэтому, когда занятия окончатся и тренер/хозяин решит, что тренировка прошла успешно, проблема останется. Хозяева заметят это уже скоро: удалившись с места тренировки, их собаки снова начнут агрессивно реагировать на других собак.
Почему же на месте тренировки все было нормально? Как было сказано выше, собаки запоминают не отдельные стимулы, а весь комплекс стимулов, который на них подействовал в той или иной обстановке - и свою реакцию в этой обстановке. Поэтому подавленная реакция на других собак сформировалась только для определенной площадки, а не для любого места.
В новой кинологии для приучения собак друг к другу им предоставляют возможность сменить негативные ассоциации, возникающие от встречи с сородичем, на положительные. Другими словами, негативный опыт собаки перекрывают положительным. Эту терапию можно проводить методом положительного подкрепления. Например, методом параллельного хождения или пассивной конфронтацией с другой собакой с безопасного расстояния.
Подробнее о методике параллельного хождения можно прочитать в книге Тюрид Ругос Лай — о чем говорят собаки?
Ольга Кажарская, издательство Догфренд Паблишерс
http://subscribe.ru/archive/home.pets.chara2005/201508/05140519.html
|
Серьёзная причина))) |
Июль, людей в школе мало, на пришкольном участке работаем мы с коллегой, поливаем цветы и пытаемся полоть клумбы. Лето жаркое, полива много, каждый день тянем длинный шланг. Моя коллега беременна, но старается изо всех сил, я не разрешаю ей носить лейки, по пятницам она ходит к доктору, и я часто остаюсь одна. Сегодня её по моей просьбе и вовсе перевели на место секретаря, чтобы не перестаралась)))
Вчера прошел достаточно сильный дождь(наконец-то!!!), можно не поливать. Я взяла тяпку и пошла полоть клумбу.Мимо проходит что-то непонятное, мужчиной не назовёшь, делать ему явно не фиг, останавливается и заводит разговор.
-Девушка, что же вы всё одна да одна, почему вам никто не помогает?
Я говорю:" Вот вы и помогите".
Существо задумывается на мгновение и совершенно серьёзно выдаёт:"Я бы, конечно, помог, но я всё время ВЫПИМШИ".
Очень серьёзная причина не помочь!
|
Консультации зоопсихолога Ольги Кажарской, Австрия Часть 178: Гиперактивные собаки. ( продолжение) |
Часть 178: Гиперактивность собаки
Издательство «Догфренд Паблишерс» выпустило книгу Марии Хензе «Гиперактивная собака. Практическое руководство для владельцев, тренеров и зоопсихологов». ЗооАтлас прочитал книгу и задал вопросы о гиперактивности, ее причинах, способах решения проблем и профилактике издателю и зоопсихологу Ольге Кажарской. Сегодня мы публикуем вторую часть интервью. (Первая часть интервью: «Собаки бывают гиперактивными — как и люди»).
— Мария Хензе в своей книге «Гиперактивная собака. Практическое руководство для владельцев, тренеров и зоопсихологов» большое внимание уделяет терапии. И часть программы лечения — это изменение поведения самого человека. Часто ли приходится сталкиваться с человеческим упрямством и нежеланием понимать, что поведение собаки зависит от поведения владельца?
— Да, это самая большая проблема, с которой приходится сталкиваться. Потому что люди буквально цепляются мертвой хваткой за свои привычки и представления. Причем, многие это делают неосознанно. Например, у меня был клиент, который мне сам рассказывал симптомы и факторы стресса своей собаки. Казалось бы, успех терапии с таким хозяином был обеспечен. Но не тут-то было! Хозяин не мог отказать себе в желании заниматься с собакой спортом — до упада, до гиперактивности — он для того и завел собаку — и кстати, очень любит ее. Людям всегда кажется, что проблему можно решить каким-то другим способом, не затрагивая свой стиль жизни, хотя проблемы собак непосредственно связаны с условиями, в которых они живут. Поэтому мы можем помочь только тем, кто гибко мыслит и может посмотреть на себя со стороны — глазами собаки.
— Какие ошибки допускаются при дрессировке собак, которые приводят к гиперактивности? Хотя Вы слово «дрессировка» и не употребляете, но в России именно оно, к сожалению, во многом определяет занятия с собаками.
— К гиперактивности приводят травмы, которые собака получает от жестоких наказаний. Как мы знаем, такие наказания могут доходить до ударов электрошоком, избиения собак или подвешивания в воздух на строгом ошейнике или удавке. На этом фоне традиционные рывки за поводок и окрики, от которых у собак, как минимум, моментально пропадает желание работать, воспринимаются как детская шалость — хотя если «шалить» слишком часто, в сумме получится тот же травмирующий эффект. Как известно, травму можно получить в результате одноразового сильного воздействия — или в результате многократного травмирующего опыта. От такого обращения одни собаки становятся пассивными, а другие, наоборот, гиперактивными, и предсказать, как среагирует на истязания нервная система конкретной собаки невозможно.
Абсолютное большинство курсов для собак в России используют методы, основанные на убеждениях столетней давности (начала 20 века). В те времена теория обучения находилась в зачаточном состоянии. Она была заложена Павловым и ограничивалась парой аксиом. Собака воспринималась как набор реакций, и дрессировщику надо было только подать ей правильный стимул — в том числе болевой. Что из этого вышло на самом деле вполне понятно: масса убитых и покалеченных собак и кинологическая система, которая, как магнит, притягивает людей определенного склада. Эта система до сих пор продолжает штамповать гиперактивных собак и собак с другими проблемами поведения.
— В какие игры лучше всего играть с гиперактивными собаками и собаками, близкими к этому состоянию?
— В первую очередь, это спокойные игры, требующие концентрации. Предпочтение отдается играм, основанным на работе носом, решении задачек на смекалку. Мы также используем упражнения на прохождение снарядов аджилити — только в очень медленном темпе (слоу аджилити), чтобы собака могла сосредоточиться на своих движениях. Хорошо помогают игры, когда собака спокойно исследует предмет, достает из него что-то съедобное и сосредоточенно жует его (см. статью на сайте Догфренда«Развивающие игры своими руками»). Причем, надо помнить, что даже во время таких игр собака может перегрузиться. В таких случаях игра на успокоение снова превратится в источник стресса. Поэтому, занимаясь с собакой, надо следить за ее состоянием, чтобы вовремя сделать перерыв. Мы часто выдаем собакам игрушки и лакомства, которые она может жевать долго и с наслаждением. Это их успокаивает.
— Какие «звоночки» в поведении нормальной собаки должны насторожить владельца и указать на то, что собака приближается к границе гиперактивности?
— Во-первых, надо насторожиться, если у собаки изменилось поведение в знакомой ситуации или появились странные привычки. Многие из этих новых привычек можно найти в списках симптомов стресса. Особенно часто наблюдается склонность к резким реакциям на стимулы, на которые собака раньше реагировала спокойно. Например, она всегда спокойно реагировала на звонок в дверь — и вдруг начала от него вздрагивать и заливаться лаем. Собака может внезапно начать показывать пугливую или агрессивную реакцию.
Во-вторых, у собаки могут внезапно проявиться физические проблемы: произойти изменения состояния шерсти, появиться зуд, понос, выделения из глаз и т. д. Обычно с такими проблемами обращаются к ветеринару. Но это могут быть симптомы стресса, предвещающие гиперактивность.
В-третьих, если собака долго не может успокоиться после какой-то активности. Нормальным считается, если она успокаивается минут за 15 после того, как она, например, возбужденно поиграла или вернулась с активной прогулки. Собака, близкая к гиперактивности, еще долгое время будет оставаться активной. Чаще всего в этом случае хозяевам кажется, что собака не нагулялась — и они стимулируют ее еще больше. Таким образом для многих начинается заколдованный круг — собака становится все более активной, и хозяева стараются предоставить ей все больше занятий. Все это продолжается, пока повышение активности не дойдет до абсурда, когда собака будет активна чуть ли не круглосуточно.
— Кроме тренировок, условий жизни и питания, Мария Хензе пишет и о медикаментозном лечении. Насколько это необходимо? Или все-таки можно обойтись и без медикаментов?
— Медикаменты бывают разными. Есть психофармакологические средства, а есть витамины и успокоительные на основе трав. Психофармакологические средства — это «коты в мешке». Несмотря на то что их многократно тестируют прежде, чем выпустить на рынок, и массово прописывают пациентам, никто не знает, как они действуют на самом деле. Мозг слишком сложно устроен и слишком плохо изучен, чтобы точно сказать, как на него повлияет то или иное вещество — да еще в таком сложном аспекте как психическое состояние индивидуума. Нередко положительный эффект, полученный сразу после применения медикамента, через некоторое время сменяется отрицательным. Так, некоторые антидепрессанты сначала повышают настроение, а потом вызывают еще более сильную депрессию.
Поэтому медикаментозное лечение — это только крайняя мера для тех, кто не смог справиться с проблемой иначе. Это своего рода костыль, который в некоторых случаях помогает пережить самый тяжелый начальный период терапии. Мы предпочитаем успокоительные средства, основанные на травах. В это время собака может быть совершенно неспособной сконцентрироваться даже на короткое время, чтобы воспринять простые сигналы хозяина. Поэтому ее надо успокоить — и воспользоваться этим состоянием, чтобы развить хотя бы минимальную способность сконцентрироваться. Тогда появляется своего рода «окно концентрации», которое можно постепенно расширять, продолжая занятия.
Витамины и минеральные вещества помогают восстановить нервную систему. Такие медикаменты кажутся необходимыми для любой собаки, особенно со слабой нервной системой.
— Когда я читала книгу, у меня перед глазами очень часто вставали картинки, где главными героями были не владелец и собака, а родитель и ребенок. Многие рекомендации и объяснения, на мой взгляд, применимы и в ситуациях с гиперактивными детьми и просто с очень активными…
— Так и есть: все сказанное применимо и к людям. Нервная система всех животных устроена очень похоже, особенно у млекопитающих. Она работает по одним и тем же законам. Ее веками исследовали с использованием одновременно экспериментов над животными и над людьми. Теперь полученных знаний стало достаточно, чтобы уйти от механического подхода в психиатрии.
Зная о факторах и симптомах стресса, можно проанализировать состояние человека — вместо того, чтобы приписывать ему диагноз «гиперактивность» и начинать пичкать медикаментами. Например, высокоодаренных детей долгое время считали гиперактивными, потому что они реагируют на стресс от скуки повышением физической активности. В школах, насколько я знаю, это достаточно частая проблема. Множество восприимчивых детей не способны перенести стресс от грубых отношений в семье или чрезмерной активности своих родителей. Такие дети нередко не способны расслабиться и, словно заведенные, все время ищут себе занятия или усваивают особые виды поведения, помогающие им успокоиться (так называемые «вредные привычки»).
Новые знания о состоянии стресса помогают избавляться от ложных представлений. Так, людей с психическими травмами нередко отличает особое трудолюбие. Такие люди могут работать до состояния полного истощения. Раньше мы считали это качество положительным. Теперь мы знаем, что это реакция психики на состояние хронического стресса, когда мозг не способен отдыхать и от этого подсознательно ищет постоянных занятий.
Часто родители стремятся нагрузить своих детей занятиями, которые якобы должны способствовать развитию. Помимо уроков в школе, такие дети еще посещают разнообразные кружки. Таким образом, рабочую неделю ребенка можно сравнить с рабочей неделей взрослого-трудоголика! Но мало кто задумывался над тем, что дети, у которых нет времени на полноценный отдых, тоже подвергаются опасности стать гиперактивными. Их организм привыкает к жизни в режиме повышенного стресса. Рано или поздно они могут стать жертвами болезней, связанных с нервным перенапряжением, а также потерять всякую мотивацию к обучению.
— Кстати, если в семье есть ребенок-дошкольник и гиперактивная собака или очень активная. Что делать?
— Я бы попыталась вылечить собаку. Но все зависит от тяжести ее состояния, а также от активности самого ребенка и желания родителей заниматься больной собакой. Я знаю семью с четырьмя маленькими детьми и гиперактивным выжлой. Скорее всего, собака стала гиперактивной именно от того, что вокруг нее столько активных детей, которые не дают ей покоя, и их родители, которым совершенно безразлично состояние собаки.
— «Гиперактивная собака» — это единственная книга Марии Хензе или есть еще? И если есть, будете ли издавать другие?
— Мария вместе со своими коллегами написала еще две книги. В одной из них говорится о современной школе для собак, где нет муштры, где все упражнения послушания разучиваются простым методом положительного подкрепления, где много внимания уделяется построению контакта с собакой и где занятия организованы с желанием развивать естественную любовь животных к обучению. Обучение — это удовольствие, а не насилие!
Вторая книга рассказывает о том, как открыть в собаке ее таланты и развивать их. Обе книги принадлежат немецкому издательству Cadmos. Я надеюсь, что они появятся на русском рынке, так как Cadmos уже работает в России.
— Какие книги сейчас готовит «Догфренд Паблишерс» к выходу на русском языке?
— Мы готовим к выпуску несколько проектов: книгу по развивающим играм для собак, две книги Лесли МакДевит (США), в которых рассказывается о повышении стрессоустойчивости собаки, а также давно обещанную книгу Александры Семеновой (Голландия), в которых автор развенчивает 100 самых глупых мифов о собаках.
Беседовала Светлана Бибик, ЗооАтлас
|
Консультации зоопсихолога Ольги Кажарской, Австрия Часть 177: Гиперактивные собаки. |
Часть 177: Собаки бывают гиперактивными, как и люди
Недавно в издательстве «Догфренд Паблишерс» вышла книга Марии Хензе «Гиперактивная собака. Практическое руководство для владельцев, тренеров и зоопсихологов». Тема нынче очень популярная и важная. ЗооАтлас прочитал книгу и задал вопросы Ольге Кажарской, издателю и зоопсихологу. Беседа о гиперактивности, ее причинах, способах решения проблем и профилактике получилась содержательной и продолжительной. Сегодня мы публикуем первую часть интервью.
— Ольга, гиперактивность — сегодня модный термин. Его приписывают и очень активным детям, и очень активным собакам, даже тогда, когда проблемы на самом деле нет… Когда собаку можно считать действительно гиперактивной?
— Гиперактивность — это хроническое состояние, когда любой стимул, даже слабый, приводит мозг в состояние чрезмерной активности. В нем как бы отключены механизмы, которые автоматически проверяют поступающие стимулы и отфильтровывают, на какие стимулы, как сильно и каким образом нужно реагировать в данной ситуации. Гиперактивное животное также не способно сознательно отодвигать на задний план менее важные стимулы и уделять внимание только стимулам, которые для нее важны в данный момент — то есть оно не способно концентрироваться. Вследствие плохого контроля стимулов в мозге возникает плохо контролируемая моторная реакция, снижается способность к обучению.
Внешне гиперактивные собаки очень тревожны, суетливы, они каждые несколько минут меняют занятия, что-то произносят, пристают к другим и т. д. Им даже трудно успокоиться, чтобы поспать, поесть или справить свои нужды. Их трудно научить правилам жизни дома или новым навыкам.
Я подчеркиваю: гиперактивность — это хроническое состояние, которое продолжается много месяцев и даже лет. Гиперактивные собаки встречаются довольно редко. Чаще всего мы наблюдаем вполне нормальных животных, которые просто возбуждаются по какой-то одной причине, или животных, которые бурно реагируют только на какие-то конкретные стимулы или не способны себя контролировать только в определенных ситуациях.
Интересно, что к ним часто по ошибке относят очень восприимчивых, умных животных, которые просто нуждаются в интересных занятиях и новых стимулах. Если таковые отсутствуют, они начинают активно искать их: бегать по квартире в поисках занятия, пытаются играть с предметами быта, рвать занавески, разрывать помойное ведро и ко всем приставать и т. д. На улице такие собаки не выносят постоянные прогулки по одному и тому же маршруту, где ничего не происходит и где им знаком уже каждый запах. Тогда они начинают приставать к прохожим, подбирать мусор или просто убегают — и пока они не получат свою дозу интересных стимулов, дозваться их сложно.
Восприимчивые собаки очень страдают от механического обращения хозяев. Если хозяин ведет себя, скорее, как заведенная машина, они могут начать метаться из стороны в сторону, лаять и откровенно безобразничать, чтобы привлечь внимание. С другой стороны, перегрузка стимулами тоже быстро приводит их в состояние стресса, который также выражается в перевозбуждении.
Чтобы достигнуть равновесия необходимо хорошо выучить симптомы стресса у собак, а также хорошо изучить индивидуальные потребности своей собственной собаки. К сожалению, многие хозяева ничего не знают о стрессе у собак и об их ментальных потребностях — и поэтому они не способны регулировать состояние своей собаки достаточно гибко в каждой конкретной ситуации. Многим гораздо проще приклеить ей штамп «гиперактивная» и повести ее «дрессировать» на послушание на площадку, где собака должна будет до упада выполнять тупые команды послушания, пока не станет пассивной. Нередко таких собак усмиряют медикаментами. Многих усыпляют как безнадежных. Все это очень печально, прежде всего, потому, что как раз эти животные являются нормальными. Просто их естественные потребности остаются незамеченными и заклеенными фатальным модным диагнозом «Гиперактивность».
Чаще всего я замечала в роли «гиперактивных» собак таких пород, как: бордер колли, веймаранер, венгерская выжла, сеттер, пойнтер, терьеры — собак с повышенной врожденной восприимчивостью к стимулам.
— Часто ли вам как зоопсихологу приходится работать именно с гиперактивными собаками?
— Нет. Я всего один раз в жизни видела по-настоящему гиперактивную собаку. Но ко мне обращались хозяева таких собак на онлайн-консультации. Я смогла им помочь только отчасти, просто направив ход их мысли. Остальное лечение должен проводить именно хозяин: он должен следить за симптомами стресса и иметь набор методов, чтобы успокаивать собаку в конкретных ситуациях. К счастью, все три обратившиеся ко мне хозяйки оказались способными справиться с этой задачей. Один мой клиент создал гиперактивную собаку чрезмерными спортивными занятиями — и не захотел от них отказаться. Поэтому я вообще не могла помочь ему.
— Только ли «природа» виновата в таком «неадекватном» поведении или все-таки большую часть проблем создает именно владелец?
— Скорее всего, виновато несоответствие характеров собаки и хозяина, а также неподходящие для собаки условия жизни. Знания о гиперактивности и о стрессе у собак появились буквально в течение последних десяти лет, а культура воспитания собак, склонных к гиперактивности в силу своей генетической предрасположенности, появилась всего два-три года назад. Поэтому совершенно естественно, что хозяева все еще совершают ошибки, приводя своих собак к состоянию гиперактивности, а потом не знают, что с этим делать.
— Недавно в вашем издательстве «Догфренд Паблишерс» вышла замечательная книга Марии Хензе «Гиперактивная собака». Что лично для вас стало открытием после прочтения этой книги?
— Эта книга привела всех нас в состояние шока! После книги «Стресс у собак» казалось, что с темой «Стресс» все ясно. Однако Мария смогла углубить эту тему. Во-первых, Мария указала на то, что собаки бывают гиперактивными — как и люди. Это для меня было новостью. Во-вторых, она рассказала, откуда, вообще, берутся собаки, которые не способны самостоятельно справиться со стрессом, — ведь стресс является обычной составной частью жизни, и здоровый организм обладает врожденными механизмами самовосстановления. Далее, Мария разработала целый класс методов обращения с собакой, находящейся в состоянии хронического стресса — от упражнений успокоения до методов тренировки послушания и приучения к правилам жизни дома. Она показала, как создавать планы терапии гиперактивных собак. Интересно, что описанные в книге методы можно использовать в применении к любой собаке, так как состояние сильного возбуждения бывает у каждого животного. В этой ситуации у каждого хозяина есть два пути: либо усилить стресс своими ошибками, либо научиться успокаивать собаку. Кроме того, каждый ответственный владелец хочет обучить свою собаку послушанию, не приводя ее к стрессу и травмам. Мария описывает, как это сделать в домашних условиях.
— Мария Хензе в своей книге выделяет три причины гиперактивности и очень подробно описывает каждую: врожденная предрасположенность, условия развития и условия содержания и воспитания. Какой вывод сделали вы, работая с собаками: обязательно ли наличие сразу трех этих факторов, или проблемы могут возникнуть и при одной или двух причинах?
— Нет, не обязательно. Достаточно всего одного фактора — какого-то травматического опыта. Однако у каждого фактора своя сила воздействия.
Кажется, фатальный случай, когда собака провела самый восприимчивый период своей жизни — щенячество — в плохих условиях — у плохих заводчиков или на улице, в качестве бездомной. У такой собаки гарантировано есть сбои в формировании организма. В первую очередь надо упомянуть нарушения формирования нервной и гормональной системы, внутренних органов, опорно-двигательного аппарата. Каждая из этих систем может быть причиной общего дискомфорта, то есть источником стресса, и, таким образом, вести к нервозности, повышенной восприимчивости и даже к гиперактивности. Такую склонность к гиперактивности надо будет контролировать всю жизнь.
Далее к гиперактивности приводят жесткие методы обращения с собакой с целями ее «воспитания». Насколько терапия в данном случае может помочь восстановить собаку, зависит от степени повреждений, к которым привела жестокость.
И самыми простыми факторами являются механический подход вместо эмоциональной коммуникации в семье и пожизненное кормление готовыми кормами. Убрав эти факторы, можно, скорее всего, полностью восстановить собаку. Но, к сожалению, как раз об этих факторах психологи собак часто забывают, потому что они основаны на наших затертых привычках.
— Какие чаще всего допускаются ошибки в каждом из трех случаях?
— В каждом из этих случаев действует всегда один и тот же фактор — это стресс. У любого организма есть простой набор потребностей — физиологических и ментальных. Когда они остаются неудовлетворенными, возникает стресс, а стресс приводит организм в состояние хаоса. На ранней стадии развития такой хаос более опасен, так как организм более восприимчив.
Самый частый набор ошибок:
— Какие из этих ошибок (да и других тоже), увы, не удастся исправить занятиями, изменениями обстановки дома и т. д.?
— Конечно, это ошибка в подборе собаки для семьи, а также отсутствие возможности предоставлять ей достаточно индивидуальной свободы и возможности для ментальной и физической стимуляции.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ИНТЕРВЬЮ: «СТАРАЯ КИНОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПРОДОЛЖАЕТ ШТАМПОВАТЬ ГИПЕРАКТИВНЫХ СОБАК»
Беседовала Светлана Бибик, ZooAtlas.ru
http://subscribe.ru/archive/home.pets.chara2005/201507/22140527.html
|
Моё настроение сегодня. |
У меня разрывной отпуск. Июнь отдыхала, июль работаю, август - опять отпуск. Сейчас я поливаю цветы на пришкольном участке.
Моё настроение сегодня:
1.
|
All about hooks. |
|
Фото понравилось))) |
|
Консультации зоопсихолога Ольги Кажарской, Австрия Часть 176: Травмы щитовидной железы. |
Часть 176: Заболевания щитовидной железы может быть связано с травмами,
возникающими от ношения ошейника
Уже очень много статей написано ветеринарами о гипотериозе у собак. На мой взгляд, есть уже даже перебор в обилии информации, который приводит к путанице и самих владельцев собак и ветеринаров.
Заметив какой-либо из симптомов, присущих гипотериозу, они начинают искать причины возникновения этого заболевания щитовидной железы, проводя кучу тестов, сдавая многочисленные дорогостоящие анализы, проверяя все остальные внутренние органы собаки. (прим. пер. для стран бывшего совка такое рвение в диагностике гипотериоза пока что не имеет место).
Но мало кто задумывается, что причина заболевания может лежать на поверхности.
ОДНА ИЗ ПРИЧИН ГИПОТЕРИОЗА, КОТОРУЮ РЕДКО КТО ПРИНИМАЕТ ВО ВНИМАНИЕ
Большинство людей верят, что собаки крупных пород с большей вероятностью попадают в группу риска заболевания гипотериозом (снижение продукции гормонов щитовидной железы), обуславливая это генетической предрасположенностью.
Другая точка зрения состоит в том, что низкокачественная еда (сухой корм) и чрезмерная вакцинация ослабляет и подавляет иммунную систему, что приводит к нарушениям работы внутренних органов, и в частности к разрушению щитовидной железы.
Я полностью согласен, что все эти факторы играют важнейшую роль, но существует более серьезная внешняя причина возникновения гипотериоза. Это физические травмы щитовидной железы, которые причиняют ошейники.
Проблема состоит в том, что щитовидная железа располагается на фронтальном участке, прямо напротив Адамова яблока, анатомически прилегая к гортани. Это делают щитовидку крайне уязвимой к ударам и натяжениям, возникающим в результате ношения ошейника.
Я написал многочисленные статьи о вреде причиняемом ошейниками позвоночнику, что приводит к сколиозам, остеохондрозам, нарушению работы нервной деятельности, кровяного потока, особенно в шейном отделе.
Но, если говорить о щитовидной железе, то источник проблемы еще более тривиален – давление ошейника на щитовидную железу. Чем жестче и «суровее» ошейник, в сочетании с сильной собакой, тем сильнее и глубже травмы.
Такие травмы приводят к воспалительным процессам, которые являются триггерами для иммунной системы, чтобы она вырабатывала больше антител для «лечения» микроповреждений, что приводит к воспалению щитовидной железы. И как результат происходит разрушение щитовидной железы и гипотериоз – недостаточная выработка гормонов.
ПОЧЕМУ ЭТА ПРИЧИНА ИМЕЕТ ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ
Если Вам эта причина кажется уж слишком тривиальной и пустяковой, то обратите внимание на породы собак, которые склонны к заболеванию гипотериозом. В основном, это большие и сильные собаки, такие как Лабрадор, Ретриверы, Немецкие овчарки, Доберманы, Ротвейлеры.
Чаще всего именно для таких собак их владельцы покупают строгие ошейники, цепочки-удавки. (прим. пер. Люди не знают своих собак, не могут справиться с ними, когда те тянут. Поэтому выбирают самый простой силовой и болевой вариант воздействия на собаку, через ударную нагрузку на шею. И как следствие и на внутренние органы расположении в области шеи) Но, увы, даже обычный ошейник, может быть причиной серьезной внутренней травмы.
ТРИ КЛЮЧЕВЫХ МОМЕНТА, КАК МОЖНО ИЗБЕЖАТЬ ТРАВМЫ ЩИТОВИДНОЙ ЖЕЛЕЗЫ
1. Очень важно снизить влияние такого фактора, как бессмысленная регулярная вакцинация, кормить собаку натуральной пищей, избегать использования токсических препаратов, заменяя их натуральными действующими веществами и вводя в рацион собаки натуральные пищевые добавки.
2. Научить собаку ходить спокойно на поводке, а не тянуть, как ломовая лошадь. Владелец должен избегать сильных рывков за поводок. Сменить ошейник на удобную H-образную шлейку.
Отказаться от использования поводка-рулетки: потому что стоп-система рулетки работает очень резко, что может причинить травму шеи собаки.
3. Используйте мягкий тканый поводок, что позволит смягчить ударную нагрузку от рывка собаки. Также можно прикрепить специальную пружину к поводку, которая будет поглощать энергию рывка. Таким образом, Вы снизите болевое воздействие в области шеи собаки и сможете избежать собственной травмы плеча или локтевого сустава.
Желаю Вам и Вашем питомцу долгих счастливых здоровых дней!
Автор: Peter Dobias
Текст и фото: http://peterdobias.com/blogs
переводчик: Антон Волков
p.s. Подробно о гипотериозе у собак: https://vk.com/topic-51742108_29290697
http://subscribe.ru/archive/home.pets.chara2005/201507/17150615.html
|
Нефертити. |
Твои мемфисские глаза.Me eum esse
Когда во тьме закинут твой,Подобный снам Египта, профиль, -Что мне, куда влекусь за тьмой,К слепительности ль, к катастрофе ль!Разрез чуть-чуть прикрытых глаз,Уклоны губ чуть-чуть надменных -Не та" же ль пил, в такой же чае,Ваятель сфинксов довременных?Когда над ним, в забвенный год,Свой суд в Аду вершил Озирис,Не был ли принят в счет щедротВот этих век извивный вырез?Застылый очерк бледных щекТаит всю быль о давнем брате:Его сквозь сумрак вывел РокК палящей пропасти объятий.Вдавив уста в холодный ликТой жрицы Гора иль Изиды,Он гневно в камень вбросил крикВосторга иль глухой обиды.Всё отошло; но Сфинкс в векаПронес его мечты и гибель.Где ж тайна их? в чертах виска?В той выгнутости ль? в том изгибе ль?Хочу и я, как дар во храм,За боль, что мир зовет любовью, -Влить в строфы, сохранить векамВот эту тень над левой бровью.Валерий Брюсов.28- 29 июля, 1920
|