Гора Гризим и гора Эйваль |
ГОРА ГРИЗИМ
И ГОРА ЭЙВАЛЬ
(ГОРА БЛАГОСЛОВЕНИЙ
И ГОРА ПРОКЛЯТИЙ)
Гора Гризим (слева) и гора Эйваль.
Горы Гризим и Эйваль - центральные горы Самарийского хребта, между ними расположен город Шхем. Гризим высотой 881 м. над уровнем моря; Эйваль, севернее Шхема, высотой 940 м.
Согласно Библии, Моисей завещал поставить после перехода через реку Иордан большие камни, обмазанные известью, на горе Эйваль и написать на них «все слова Закона», там же устроить жертвенник, а затем шести коленам Израиля с горы Гризим произносить благословения народу, а остальным шести с горы Эйваль — проклятия нарушителям заповедей. Это завещание исполнил Иехошуа бен Нун.
Вид на гору Гризим.
Для самаритян Гризим самое священное место в Эрец-Исраэль. Тора связывает происхождение самаритян с завоеванием Самарии ассирийцами ( 722-721 гг. до н.э.), сопровождавшимся депортацией еврейского населения в глубинные районы Ассирийской империи и поселением на их место "людей из Вавилона, и из Куты, и из Аввы, и из Хамата, и из Сфарваима".
Вид на Шхем с горы Гризим.
После возвращения жителей Иудейского царства из пленения вавилонского самаритяне, отвергнутые Эзрой и Нехемией (вождями вернувшихся), объявили Гризим более священным местом, чем Иерусалим. По их утверждениям, на горе Гризим совершилась акеда; Гризим и есть Бет-Эль, где Господь заключил союз с Иаковом, и она же — Мория; жертвенник Моисей завещал устроить не на горе Эйваль, а на Гризим.
Согласно Иосифу Флавию, окончательный разрыв между иудеями и самаритянами произошёл уже после Нехемии, когда из-за женитьбы на дочери Санваллата был смещён Менаше из семьи первосвященников. Санваллат построил зятю храм на горе Гризим, что, по всей видимости, привело к формальному размежеванию между евреями и самаритянами. Самаритяне признают только письменную Тору и отвергают Тору Устную, т.е. Мишну и Гемару.
В конце 5 в. до н.э. самаритяне, в противовес Иерусалимскому Храму, построили собственный храм не горе Гризим. Антиох IV Эпифан после 167 г. до н. э. превратил его в храм Зевса, а в 129 г. до н. э. он был разрушен Гирканом I Иохананом (сохранились следы лестниц на западном склоне Гризим).
На горе Гризим
Император Адриан построил на восточном отроге Гризим новый храм Зевса, уничтоженный в 4 в. при императоре Юлиане Отступнике (на восточном склоне Гризим сохранились остатки ступеней, ведших в этот храм).
При императоре Зеноне в 484 г. на руинах самаритянского храма была выстроена церковь Девы Марии, а в 529 г., при новых выступлениях самаритян, церковь была окружена крепостной стеной. После арабского завоевания церквь была разрушена в 753-755 гг. Рядом с руинами церкви высится мечеть-гробница шейха Анама ибн-Али, споджвижника Саладина (12в.).
На горе Гризим
С Гризим связан ряд средневековых легенд. Обилие родников и зелени на Гризим и их отсутствие на горе Эйваль легенда самаритян объясняет назначением этих гор в завещании Моисея.
В начале 1980-х гг. самаритяне основали на склоне горы Гризим поселение Кирьят-Луза, куда постепенно переселилась почти вся шхемская община (примерно пятьсот человек в начале 2003 г.), что было вызвано как тяжелыми бытовыми условиями в самаритянском квартале Шхема, так и трениями с местным арабо-мусульманским большинством.
источники: http://gazeta.rjews.net/Photo/grizim/index.html
ЭЕЭ
http://piratyy.h14.ru/a/nablus/shem-foto.html
http://aleksandra-pipikina.ya.ru/replies.xml?item_no=7972
http://www.fromuz.com/forum/index.php?showtopic=7498&st=2085
Рубрики: | Израиль |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |