Томас Лоренс
Самым прославленным портретистом конца XVIII — начала XIX века был английский живописец Томас Лоренс (Thomas Lawrence)

(1769, Бристоль — 1830, Лондон). Родился будущий портретист 13 апреля 1769 года в Бристоле в семье владельца гостиницы.
Художественный талант Лоренса проявился рано, уже в 10 лет он был известен своими карандашными рисунками. В 1782 семья поселилась в Бате, где подросток скоро прославился пастельными портретами модного общества, приезжавшего на воды. После переезда в Лондон в 1787 он посещал несколько месяцев классы Королевской академии художеств, будучи, однако, уже сложившимся мастером. В Лондоне начинает работать маслом, и первые же заказы приносят ему успех. Написанный в 1789 Портрет королевы Шарлотты (Лондон, Нац. галерея) утвердил его как художника высшей аристократии. В 1792 Лоренс становится главным живописцем короля. Вместе с тем он был широко известен и в среде богемы. Своей манерой, сложившейся в эти годы, он стремился продолжить традиции Рейнолдса, но его холсты лишены интеллектуальной насыщенности и глубины характеристик последнего. Некоторая поверхностность в трактовке образов искупалась в его произведениях изяществом рисунка и линии, блеском колористических решений, умением придать модели живость и непринужденность позы. Свобода его работы кистью граничит порой с небрежностью, оставляя в некоторых полотнах ощущение незаконченности.
Особой непосредственности полны его живописные наброски и незавершенные портреты, а также изображения молодых леди и детей. В 1790-х Лоренс отдает дань т. н. "большому стилю" (Grand Manner). Обратившись к тематической живописи, он создает знаменитую композицию в духе Фюсли, окрашенную мрачным романтическим чувством, — Сатана, созывающий свои легионы (1797, Лондон, Королевская академия художеств). В 1794 мастер был избран членом Королевской академии художеств. Следующие 20 лет его стиль почти не изменяется. Он лишь становится после 1800 несколько строже, колорит приглушенней. Новый поворот, а затем и взлет карьеры Лоренса происходит после 1815, когда он был удостоен рыцарского звания. Спустя три года был послан в Европу писать портреты государственных деятелей, священнослужителей и военачальников, причастных к низвержению Наполеона (большинство ныне в галерее Ватерлоо в Виндзоре).
Sir Thomas Lawrence "Автопортрет. 1787
Андрей Волконский играет Прелюдию и Фугу Баха No.8 in E flat Minor BWV 853
Два года, проведенные на континенте, сделали его первым английским живописцем, получившим мировое признание. Им восхищался и даже пытался подражать Делакруа. Виртуозность кисти, личное обаяние, умение польстить модели открыли ему двери многих королевских домов. Его влияние достигло России через творчество Дж. Доу. По возвращении на родину в 1820 был избран президентом Королевской академии художеств. В 1824 выставлялся в Салоне в Париже. С одной стороны, Лоренс был последним крупным художником, завершившим своим творчеством великую традицию английского портрета XVIII в., с другой — некоторая экзальтированность и театральность в постановке фигур, порой подчеркнутая небрежность прически и костюма вполне соответствуют байроническому духу посленаполеоновской Европы и выдают в нем мастера, работавшего в эпоху романтизма. Несмотря на налет сентиментальности, присущей поздним его произведениям, в последние годы им было создано несколько прекрасных портретов, прежде всего полных изящества женских изображений. Будучи знатоком искусства, собрал блестящую коллекцию рисунков старых мастеров. В целом Лоренс оказал большое влияние на европейский портрет XIX в., хотя слава самого художника закатилась довольно скоро после его смерти.

"Портрет С. Р. Воронцова" 1805, Эрмитаж
Семён Романович Воронцов известный российский государственный деятель в 1784 г. был назначен посланником в Лондон. В Англии он оставался более 20 лет, заслужил расположение английского общества и оказал немалые услуги России, благодаря своей твердости и дальновидности.
90 картин