Хороший фильм. По заданной теме. Я для себя вынесла несколько новых, точнее обновленных пониманий двух вещей.
Вот - покаяние. Что это? Бывает, каюсь, но остается после какой-то осадочек такой неприятный, слащавенький такой, теребящий... Бывает даже исповедуешься, а после исповеди еще тяжелее станет, как бунт, радости и светлости на душе нету. И иду домой как на плечи что тяжелое положили. Значит, формально исповедалась. Просто перечислила. Ну как бы знаю, что это плохой был мой помысел, или дело плохое сделала, или нечистое что, или обидела кого напрасно (а обида другого она всегда напрасна). И раз я знаю, что это плохо, то и исповедалась в этом. Но нет. Не то... Один человек все ходил и ходил исповедовать один и тот же грех. Священник его сначала принимал, а потом, в один день прогнал и сказал: "Ты не трудишься исправить этот грех!" Не трудишься исправить! Вот как. Значит, и я не тружусь. Не тружусь! Думала, что раз я покаюсь один, другой раз, третий, потом оно автоматически и изгладится. Как в одной притче (я текст скопирую из интернета):
Монах пришёл как-то к своему наставнику и говорит:
— Отче, сколько раз хожу я к тебе, каюсь в грехах, сколько раз ты наставлял меня советами, но я не могу исправиться. Какая мне польза приходить к тебе, если после наших бесед я снова впадаю во грехи свои?
Авва ответил:
— Сын мой, возьми два глиняных горшка — один с мёдом, а другой пустой.
Ученик так и сделал.
— А теперь, — сказал учитель, — перелей несколько раз мёд из одного горшка в другой.
Ученик снова послушался.
— Теперь, сынок, посмотри на пустой горшок и понюхай его.
Ученик посмотрел, понюхал и говорит:
— Отче, пустой горшок пахнет мёдом, и там, на донышке осталось немного густого мёда.
— Вот так, — сказал учитель, — и мои наставления оседают в твоей душе. Если ты ради Христа усвоишь в жизни хоть часть добродетели, то Господь, по милости своей восполнит их недостаток и спасёт твою душу для жизни в раю. Ибо и земная хозяйка не сыпет перец в горшок, который пахнет мёдом. Так и Бог не отринет тебя, если сохранишь в душе хоть начала праведности.
Эта притча очень хороша. Но я слишком на нее полагалась. И в таких поучительных историях есть середина. А труд нужен. И вот все этот вопрос мучил меня. Поэтому, когда в фильме услышала фразу, что не все можно изменить и исправить уже после, но покаяние - это поставить точку.
Второе, что мне отозвалось, это знакомое чувство, которое показывается нарочито очень неясно, туманно, появилось и тут же исчезло, произнеслось чарующим нежным голосом и опять скрылось: я уже не великая грешница, я все страшные грехи свои исповедала, они уже омыты слезами, теперь я чиста, а новых страшных не совершу. Вот тут и кроется самая ошибка, как говорит в фильме профессор Осипов. Великим грешником надо бы именовать того, кто уже практически становится неспособным к покаянию. А кто становится таковыми? Те, которые видят себя праведными. Видение себя хорошим.