Как уже отмечалось ранее, в связи с ростом ценности индивидуальности в социуме в настоящее время возрастает и значимость психологических фак-торов в институте семьи. Если раньше можно было представить семью с не-гативными эмоциональными отношениями между супругами, которые про-должают жить вместе из-за хозяйства, детей и т. п., то теперь такие семьи чаще всего прекращают свое существование. Подавляющее большинство молодых людей хотят выйти замуж или жениться по любви.
Психологу необходимо знать о существующих психологических законо-мерностях в области эмоциональных отношений.
Эмоциональные отношения на первом этапе их развитии существуют в ви-де симпатии.
Симпатия. На возникновение симпатии влияют:
* физическая привлекательность индивида;
* социально-демографические характеристики индивида;
* особенности поведения индивида в общении.
Физическая привлекательность индивида. Наиболее устойчиво в обыден-ном сознании возникновение симпатии связывается с внешними данными че-ловека, со степенью его красоты. Считается, что более красивые люди нахо-дятся в более выгодном положении, когда речь идет о возникновении сим-патии. Но многочисленные исследования показывают неоднозначность этого, казалось бы, само собой разумеющегося вывода.
Во-первых, однозначных стандартов красоты, даже при учете силы воз-действия средств массовой коммуникации, все же не существует. Различным людям «красивыми» кажутся не одни и те же индивиды. Как показывают исследования, в достаточно большой группе людей всегда найдется человек, испытывающий симпатию к индивиду, который не кажется привлекатель-ным большинству остальных.
Во-вторых, в ряде экспериментальных исследований было показано, что в качестве наиболее предпочитаемого партнера выбирается не «самый краси-вый» из присутствующих, а «примерно равный мне по красоте». Из этого следует, что на оценку степени красоты другого человека сильно влияет са-мооценка: высоко оценивающие свою внешнюю привлекательность испы-туемые предпочитают выбирать более красивых (по их мнению) партнеров, а испытуемые, считающие себя некрасивыми, — менее красивых. В основе такого поведения лежит прогнозирование реакций партнера на себя, т. е. попытка представить, как бы развивались отношения с этим человеком. Весьма вероятно, что как красивых мы оцениваем тех людей, которым приписываем важные для нас качества, т. е. оценка человека как «красиво-го» — это оценка его как подходящего для нас. Однако наиболее важным выводом является то, что физическая привлекательность не обеспечивает стабильного успеха в долговременных отношениях. Не существует жесткой связи между физической привлекательностью и успехом в романтических отношениях; также физическая привлекательность не влияет на взаимоот-ношения в семье и стабильность брака.
Социально-демографические характеристики. Кроме внешности, привлека-тельность человека зависит и от таких его характеристик, как социальный ста-тус, образование, профессия, интеллект и т. п. Эти характеристики положи-тельно коррелируют с привлекательностью человека лишь до определенного момента, а затем зависимость становится обратной. Это значит, что слишком большая выраженность положительных характеристик (очень высокий со-циальный ста туе, очень высокий уровень интеллекта) снижает привлека-тельность человека в глазах окружающих.
Как показывают экспериментальные данные и подтверждает опыт обы-денной жизни, большинство людей выбирает себе в партнеры по неформаль-ному общению тех, кто принадлежит к той же социально-демографической группе, имеет сходный жизненный путь, разделяет те же взгляды на жизнь и т. д. Это можно объяснить тем, что общение с таким партнером как бы подтвер-ждает правильность собственных взглядов на жизнь и собственного способа проживания жизни. Особенно явно подобная тенденция прослеживает-ся при невротическом общении — для невротика любой непохожий на него человек является вызовом и рождает сомнения в собственном праве на суще-ствование. Предпочтение похожих по социально-демографическим характе-ристикам партнеров можно объяснить и желанием гарантировать себе при-нятие со стороны партнера. Похожий партнер более понятен, более предска-зуем и менее опасен. Здесь также важно отметить, что подобный принцип действует лишь на первых этапах общения, когда психологическая безопас-ность в общении еще не обеспечена. Индивиды, уверенные в положительном отношении к себе других людей, более склонны выбирать в партнеры непо-хожих на себя людей.
Особенности поведения при общении. Безусловно, можно говорить о том, что большую симпатию вызывают люди, обладающие компетентностью в общении, т. е. умеющие поддерживать общение, адекватное ситуации по со-держанию и глубине. При этом они демонстрируют собеседнику множество знаков принятия на невербальном уровне: поддерживают визуальный кон-такт, улыбаются, сохраняют открытую позу и оптимальную дистанцию по отношению к собеседнику. Выбор оптимальной дистанции очень важен, так как огромный массив экспериментальных данных свидетельствует о том, что пространственная близость способствует возникновению симпатии. Она же является и диагностическим показателем, свидетельствующем о симпатии (естественно, в том случае, если человек свободен в выборе своего места). Но не следует забывать, что вторжение в интимную зону партнера (расстояние менее 0,5 м) при первоначальном контакте с ним скорее всего вызовет у него диском-форт и негативное отношение.
В обыденной жизни симпатию у другого человека иногда пытаются вызвать, давая ему положительные оценки или оказывая ему услуги. Но и в этом случае возникновение симпатии не гарантировано. Для того чтобы положительные оценки вызвали симпатию, получатель их должен быть уверен, во-первых, что оценка адресована лично ему, а не является принадлежностью ситуации. Например, если человек уверен, что положительно его оценили из вежливости или если большинство участников данной ситуации также оценены поло-жительно, то ценность полученной оценки значительно снижается и не спо-собствует возникновению симпатии к оценивающему. Во-вторых, учитывается опыт общения с оценивающим — если последний склонен часто давать поло-жительные оценки, их ценность также снижается. В-третьих, учитывают-ся мотивы оценивающего. Точнее, оценивающему могут приписываться корыстные мотивы (например лесть, выгода), и в этих случаях его положи-тельные оценки вызовут уже не симпатию, а антипатию.
Все сказанное об оценках относится и к услугам. При этом надо добавить, что для возникновения симпатии часто важна не услуга, оказанная человеку, а услуга, которую он сам оказал. Еще Л.Н. Толстой писал о том, что мы любим людей за то добро, которое для них делаем, и ненавидим за то зло, которое им причиняем. Таким образом, положительные оценки, даваемые человеку, и оказываемые ему услуги не гарантируют возникновения симпатии.
Важную роль в возникновении симпатии в общении играет готовность чело-века к самораскрытию. В жизни люди достаточно открытые обычно вызывают больше симпатий, чем те, кто всегда придерживается ролевых стереотипов. Однако слишком быстро становящиеся откровенными люди вызывают скорее тревогу, чем симпатию. Излишнее самораскрытие отпугивает неподготовлен-ного слушателя. Люди, не видящие разницы между близким другом и слу-чайным знакомым и раскрывающие свои секреты и чувства перед всеми под-ряд, вызывают у партнеров по контакту чувство растерянности, а
затем антипатии. Если человек считает, что ему доверили тайну, а потом узна-ет, что она была рассказана еще множеству людей, то он, как правило, пере-живает чувство разочарования или даже предательства.
Таким образом, самораскрытие связано с симпатией также не линейной за-висимостью: симпатию вызывает самораскрытие лишь до момента достижения определенного, устраивающего обоих партнеров уровня близости. Данные экспериментальных исследований общения в совместной деятельности по-зволяют сделать вывод о том, что мощным фактором, вызывающим симпа-тию, является стрем ленив партнера к сотрудничеству в процессе совмест-ной деятельности.
Все описанные характеристики — физическая привлекательность инди-вида, его социально-демографические характеристики, особенности поведе-ния в общении — могут быть обозначены как внешние, так как они являют-ся легко наблюдаемыми. Что же касается свойств личности, то они на пер-вых этапах общения оказывают небольшое влияние на эмоциональные от-ношения, скорее всего в силу того, что их труднее всего распознать.
Следует еще раз подчеркнуть, что со временем роль различных характе-ристик индивида, обеспечивающих успешность в общении, меняется. Пе-речисленные внешние характеристики выполняют функцию обеспечения психологического
комфорта на первых этапах взаимодействия, благодаря чему и может возникать симпатия. В дальнейшем эти характеристики в значительной мере утрачивают свою значимость. Особенности личности, напротив, со временем становятся более важными в удовлетворенности общением.
Таким образом, симпатию можно рассматривать как этап, предшест-вующий возникновению более сложных чувств, в частности влюблен-ности, но не приводящий закономерно к ее возникновению.
Влюбленность и любовь. Чувство любви большинству людей представ-ляется специфичным и не сводимым к другим понятиям, таким, как друж-ба, секс, симпатия и т. д. Любовь представляет из себя сложный комплекс переживаний, весьма разнообразных по содержанию и часто противопо-ложных по знаку: с ней связаны эйфория, депрессия, нарушения сна, склонность к фантазиям, трудности в концентрации внимания и т. д.
Весьма важным моментом является присутствие в любви чегативных чувств. Так как любовные отношения предполагают тесный контакт и сильно значимы для их участников, партнеры не могут не вызывать перио-дически друг у друга сильных отрицательных чувств. Возникновение по-добных тереживаний часто вызывает панику у партнеров, так как расце-нивается ими как потеря любви. Психотерапевтическая практика показыва-ет, что противоположные по знаку выраженные эмоциональные состоя-ния легко могут переходить друг в друга. Такую же закономерность под-черкивает и народная мудрость в пословице «от ненависти до любви — один шаг». Противоположностью любви является не ненависть, а равно-душие, и некоторые авторы называют ненависть «тяжелой любовью». Су-ществование подобных закономерностей обычно отрицается влюбленны-ми, так как они противоречат романтическим канонам представлений о любви. По этой же причине негативные чувства часто вытесняются, что может порождать проблемы в общении партнеров, психосоматические на-рушения и другие психологические проблемы. В практике психологической помощи психологу бывает необходимо проводить соответствующую про-свещенческую работу с клиентами, а также учитывать эти закономерности при идентификации проблем клиентов.
Многими исследователями как в философии, так и в психологии дела-лись неоднократные попытки предложить различные классификации лю-бовных переживаний и выделить различные виды, любви. К сожалению, весьма часто критерии для деления выбирались умозрительно и отражали скорее личный опыт автора, чем психологическую реальность, характер-ную для большинства. Для психолога могут представлять интерес клас-сификации, оказывающие ему помощь в реальной работе с клиентами. Например, основываясь на выделенных видах любви, можно попытаться выяснить, какой из них кажется клиенту наиболее предпочтительным, сравнить его с тем, какой он имеет в реальной жизни. Другой вариант ис-пользования классификации — попытаться вместе с клиентом определить, возможно ли существование данного вида любви в течение длительного времени, подходит ли
данный вид любви для брака и т. п. В качестве подобных работающих клас-сификаций видов любви могут быть предложены классификации Р. Стерн-берга и Т Кемпера.
Трехкомпонентная теория любви Р. Стернберга. Р. Стернберг го-ворит о том, что любовь имеет три составляющих.
Первая составляющая — интимность. Это чувство близости, которое лю-бящие люди испытывают друг к другу. Оно может проявляться по-разному: это и желание сделать жизнь любимого человека лучше, и чувство удоволь-ствия оттого, что он находится рядом; это готовность прийти ему на по-мощь в трудную минуту и расчет на то, что и он поступит также.
Интимность проявляется и в общих интересах, мыслях, чувствах и готов-ности ими поделиться. Общие занятия, дела могут стать одним из факторов, превращающих отношения ухаживания в любовные.
Вторая составляющая - страсть. Это физическое влечение, приводящее к сексуальным отношениям. Но страсть базируется не только на сексуаль-ных потребностях, в нее входят и компоненты близости, такие, как потреб-ность в принадлежности кому-то, потребность в поддержке, потребность в самоуважении. В межполовой любви иногда страсть предшествует бли-зости, иногда наоборот, сначала формируется чувство близости. Когда речь идет вообще о человеческой любви, один из этих компонентов может от-сутствовать, например, любовь братьев и сестер включает компонент близо-сти, но не сопровождается страстью.
Третья составляющая — обязательство. Мы принимаем на себя некие обязательства перед другим человеком — решаем, что он является для нас особенным, сохраняем ему верность и т. п. Это то, что Р. Мэй обозначает термином «воля
в любви» — любовь предполагает не просто предпочтение одного человека другому, но выбор, что означает отказ от всех других вариантов, а значит, предполагает волю.
Все перечисленные составляющие любви могут присутствовать в ней в различной степени выраженности. Если предположить, что все три со-ставляющие достигли своих крайних значений, положительных или от-рицательных, то получатся следующие возможные комбинации, даю-щие «виды» любви.
1. Симпатия. В ней присутствует интимность, а страсть и обязательства отсутствуют.
2. Страстная любовь. Здесь присутствует только компонент страсти, ин-тимность и обязательства отсутствуют.
3. Придуманная любовь. Такая любовь встречается чаще всего в подро-стковом возрасте. Она предполагает наличие обязательств, принятых только одной стороной, например, подросток решает, что он будет любить какого-то человека, которого часто даже не знает лично (киноактер, певец и т. п.), чтестественно исключает интимность и страсть.
4. Романтическая любовь. Такая любовь чаще всего также встре-чается в юности. В ней присутствуют интимность и страсть, но ей недос-тает ответственности зрелого человека, так как в ней отсутствуют обязатель-ства. Любовь- товарищество. В такой любви присутствуют интимность и обязательства, а компонент сексуального влечения (страсти) не выражен. К такой любви могут приходить пары после длительной супружеской жизни.
5. Слепое увлечение предполагает страсть и обязательства, но интимность в ней отсутствует.
6. Совершенная любовь. В ней присутствуют все три компонента.
Используя классификацию Р. Стернберга, можно обратить внимание кли-ента на то, что не все виды любви подходят для брака. Это относится, на-пример, к страстной или романтической любви, в которых отсутствует компо-нент обязательств. Опираясь на данную классификацию, можно также пока-зать, что одни виды любви могут сменяться другими—романтическая любовь должна закономерно перейти с течением времени в любовь товарищество бла-годаря появлению обязательств и т. д.
Другой работающей в практике консультирования классификацией может быть названа классификация Т. Кемпера. Основанием для выделения раз-личных видов любви здесь вы ступают различные сочетания двух факторов — власти и статуса. Власть - это способность силой заставить партнера сделать то, что ты хочешь, или возможность наказывать партнера. Статус — это желание идти навстречу требованиям партнера, т. е. желаемый ре-зультат достигается не благодаря силе, а благодаря положительному от-ношению партнера. Т. Кемпер выделяет семь видов любви.
1. Романтическая любовь. Партнеры в равной степени обладают и стату-сом, и властью по отношению друг к другу. Самое страшное наказание — потеря проявления любви со стороны партнера. Эта любовь яркая, страст-ная, мучительная и трагическая, многократно описанная в художественных произведениях.
2. Братская любовь. Партнеры обладают высоким статусом и не облада-ют властью, не могут наказывать друг друга. В такой любви каждый готов уступать и идти навстречу друг другу. Принуждения нет, отсутствует рев-ность.
3. Харизматическая любовь. («Харизма» — благодать, авторитет.) Один партнер обладает статусом и властью, другой — только статусом. Приме-ром подобных отношений могут быть отношения между учителем и учени-ком.
4. «Измена». Один партнер обладает властью и статусом, другой — только властью. Примером может быть ситуация супружеской измены, ко-гда для партнера, вступившего в новые отношения, супруг еще обладает властью, но уже не вызывает желания идти ему навстречу, т. е. теряет ста-тус.
5. Безответная любовь. Один из партнеров обладает и статусом, и властью, другой — ни тем, ни другим.
6. Поклонение. Один из партнеров обладает статусом, но не обладает властью, другой не обладает ни тем, ни другим. Примером может быть си-туация влюбленности в актера, певца и т. п. при отсутствии реальных от-ношений с ним.
7. Детско-родителъская любовь. Один партнер обладает высоким стату-сом, но низкой властью (ребенок), другой - низким статусом (так как лю-бовь к нему еще не сформировалась), но высокой властью (родитель). При-мером могут служить отношения между родителями и маленьким ребен-ком.
В этой классификации традиционным представлениям о любви в раз-нополой паре соответствует романтическая любовь. (Харизматическая обычно характеризуется значительным возрастным или социальным нера-венством.)
Данная классификация интересна тем, что подчеркивает момент несво-боды и отрицательных переживаний в любви, что связано с наличием в ней компонента власти.
Т. Кемпер не единственный, кто трактует любовь как некую слабость и зависимость человека. В более выраженном виде эта позиция представлена в теории любви Л. Каслера, который считает, что любовь представляет со-бой сплав различных эмоций, где доминирующую роль играет страх. Речь идет о страхе потери любимого человека, который является источником удовлетворения многих потребностей, поэтому влюбленный человек отно-сится к объекту своей любви крайне амбивалентно. Постоянный страх по-тери делает человека зависимым, тревожным, несвободным, мешает его личностному развитию. По Л. Каслеру, действительно свободный человек — это человек, не испытывающий любви.
Вероятно, следует согласиться с Т. Кемпером и Л. Каслером в том, что любовь может восприниматься как несвобода и зависимость, и такой любо-вью является романтическая любовь, рассматривается Т. Кемпером. Но это относится не ко всем видам любви. В гуманистической психологии сущест-вуют другие описания любовных переживаний, которые можно найти у А. Маслоу и Э. Фромма.
Э. Фромм в своей работе «Искусство любить» выделяет зрелую и незрелую любовь, что связано с личностной зрелостью или незрелостью любящего.
Незрелая любовь. С точки зрения Э. Фромма, влюбленность и любовь не равны. Влюбленность можно рассматривать как незрелую любовь. Это кратковременное переживание, очень сильное, но непрочное. Оно может смениться разочарованием и скукой по мере того, как люди узнают друг друга и близость перестает быть чудом.
Влюбленность может перейти в зрелую любовь. Это непрерывно длящееся состояние, очень долгое и спокойное.
В обыденном сознании под «любовью» обычно понимают именно незре-лую любовь, или влюбленность. Считается, что человек впадает в это со-стояние как в аффект. Оно не зависит от человека, а захватывает его как какая-то внешняя сила. Это представление репрезентирует себя в виде сле-дующих психологических установок:
» главная трудность любви состоит в проблеме поиска достойного объекта, а не в проблеме формирования способности любить самому;
* любви учиться не нужно.
Таким образом, большинство людей ориентированы на поиск объекта любви и на то, чтобы стать объектами любви другого. Эти цели достигаются по-разному. Мужчинам нужно преуспеть в жизни, достигнуть власти и бо-гатства; женщинам — стараться быть красивыми внешне, способными внушать любовь (обладать смесью обаяния и сексуальной привлекатель-ности).
Незрелая любовь часто выступает в виде симбиоза. Симбиоз может су-ществовать в пассивной и активной форме.
Пассивная форма — мазохизм. Человек избавляется от I одиночества, становясь неотъемлемой частью другого, отдает I ему свободу, чтобы дру-гой им руководил. Психологическая выгода этой формы состоит в том, что мазохист ничем не рискует, никогда не остается в одиночестве, но и нико-гда не бывает независимым. Такой человек «не вполне родился». Если у не-го появляется половое влечение, то он подчиняется партнеру и душой, и телом. Он отрекается от своей целостности и становится орудием друго-го.
Активная форма — господство, садизм. Человек освобождается от плена одиночества, делая другого человека своей частью. За счет этого он растет в своих глазах. Садист включает в себя как часть другую личность, которая его боготворит. Однако и он сам зависит от того, кому причиняет боль, так как не чувствует себя хорошо без обожания со стороны другого.
В одном человеке могут сочетаться обе формы симбиоза. Э. Фромм приво-дит в пример Адольфа Гитлера, рассматривая его как садиста по отношению к народу и мазохиста к себе (об этом свидетельствует его самоубийство).
Зрелая любовь. В отличие от незрелой любви, зрелая любовь предполагает сохранение целостности человека. Два человека существуют отдельно, сохра-няя собственную индивидуальность, разделяя при этом жизнь. Такая любовь помогает преодолеть человеку одиночество и вместе с тем позволяет сохранить себя. Зрелая любовь активна, деятельна. Это не «впадение» в любовь, а пребы-вание в ней, в отличие от влюбленности. Любовь — это, прежде всего, готов-ность давать, а не получать.
Комментируя термин «давать», Э. Фромм поясняет, что человек с рыночной психологией может охотно отдать что-то, но и хочет получить нечто в обмен. А отдать и не получить - значит считать себя обманутым. Для направленной на плодотворную любовь зрелой личности «давать» — высшее проявление могу-щества. Переживание этой силы дает ощущение радости и полноты бытия. Это справедливо как для мужчины, так и для женщины. Они отдают свои эмоции, делятся самими собой, своей жизнью, и такое поведение не восприни-мается ими как жертвенное. В зрелой любви человек, обогащая другого, тем самым побуждает его к сотворчеству.
По Фромму, любви надо учиться. Любовь — это искусство, которое требует труда и знаний. Чтобы избежать в любви неудач, необходимо овладеть теори-ей и практикой любви, относясь к этому как к самому важному делу.
Теория любви. Теория любви, разработанная Э. Фроммом, базируется на его понимании основной сути человеческого существования, жизни. Чело-век есть жизнь, осознающая себя. Для существования человеку необходимо оторваться от слияния с природой, выйти из мира инстинктивной адаптации. Человек, в отличие от животных, начинает осознавать свою конечность. «Вы-ход из рая» сопровождается чувством отдельности и связанного с ней одино-чества. Осознание одиночества и беспомощности перед лицом смерти пре-вращает существование человека в «каторгу». Человек, рождаясь, «изгоняется» из среды благоприятной в среду ненадежную, открытую, незащищающую. Переживание своей отчужденности вызывает тревогу, внутреннее беспо-койство. В итоге человек испытывает стыд, чувство вины. Это мешает ему жить
счастливо. Самая глубокая потребность человека — потребность вырваться из плена одиночества.
Любой человек любой эпохи, культуры сталкивается с одним и тем же во-просом — как справиться с одиночеством и вернуть утраченное воссоедине-ние с другими. История философии и религии дает нам варианты ответов на этот вопрос. По мнению Фромма, число этих ответов ограничено. Ответы больше зависят от степени самосознания. Например, у младенца самосозна-ние развито слабо. Одиночество снимается
физическими прикосновениями к матери. По мере взросления физических прикосновений становится недостаточно, и используются другие способы. На заре цивилизации весь род ( человеческий находился как бы на стадии мла-денчества - люди соединялись с природой.
Освобождаясь от первичных уз, человек начинает поиск устранения чувст-ва одиночества. Один из этих путей — оргии. Оргии удовлетворяют желание достичь особого эмоционального состояния — экстаза, экзальтации. Это дела-ется с помощью наркотических средств или специальных ритуалов, напри-мер, слияние с группой в моменты ритуальных танцев, песен. Сексуальное переживание также может быть отнесено к оргиастическим, так как характе-ризуется высокой силой и страстностью, а также генерализованностью (такое состояние
охватывает всего человека — душу и тело). Однако оргиастические пережива-ния отличаются недолговечностью — они заканчиваются и необходимо их снова возобновлять. При выходе из сексуального экстаза вновь усиливает-ся чувство одиночества и появляется подсознательное чувство вины и стыда.
Следующий путь «бегства от одиночества» — подчинение группе, обычаям, верованиям, образу жизни. Для того чтобы избежать одиночества, человек входит в некую группу, становясь ее частью, сливаясь с ней: «если я похож на любого другого, если у меня нет мыслей и чувств, отличных от других, и я следую образцу, то я в безопасности, я спасаюсь от ужасающего чувства оди-ночества». Идя по этому пути, человек расплачивается потерей собственного «Я».
Третьим способом преодоления чувства одиночества является творческая деятельность. Человек становится творцом и объединяется с материалом. Это относится к плодотворному труду, когда человек сам планирует свою деятельность и определяет ее результаты. Но ощущение единства с ми-ром, достигаемое через творчество, не является межличностным.
Таким образом, все перечисленные способы являются лишь частичным решением проблемы человеческого существования. Полное решение про-блемы освобождения от одиночества связывается Э. Фроммом со способно-стью человека к зрелой любви.
Зрелая любовь всегда предполагает выполнение ряда функций по отно-шению к любимому человеку.
1. Забота. Эта деятельность предполагает заинтересованность в благопо-лучии жизни партнера.
2. Ответственность. Нести ответственность — означает быть способным и го-товым ответить на запрос другого человека.
3. Уважение. Уважать другого — значит быть внимательным и видеть другого таким, какой он есть, видеть его индивидуальность. Это означает заинтересованность в том, чтобы партнер двигался по собственному пути, развивался для себя самого, а не для того, чтобы «служить мне». В итоге и я сам могу быть независимым, «могу стоять и ходить без поддержки», я не нуждаюсь в том, чтобы использовать кого-то в своих целях.
Практика любви. Практика любви, по Э. Фромму, требует следующего.
* Дисциплины и терпения. Человек не прекращает учиться любви, не-смотря на неблагоприятные внешние обстоятельства.
* Сосредоточенности. Для этого человеку необходимо учиться нахо-диться наедине с самим собой. Одна из важных способностей любви — это умение быть одному, не испытывая при этом страха или тревоги.
* Предельной заинтересованности. Предельная заинтересованность предполагает умение сосредоточиваться на партнере, т. е. умение слушать и слышать. В этом умении есть барьеры, например погруженность в себя, эгоцентризм, неуважение, гордыня. При осознании этих барьеров человек научается слушать.
* Умения быть в настоящем, «быть здесь и сейчас». В противном случае общение превращается в контакт со своим прошлым опытом (например не-гативным) либо с будущим (переживание последствий).
Способности чувствовать самого себя. Зрелый человек доверяет своему телу и своим ощущениям, допускает появление негативных чувств и эмоций, ко-торые не перечеркивают
весь опыт общения с любимым человеком.
Таким образом, способность к любви, по Э. Фромму, связана с личност-ной зрелостью человека, т. е. с его индивидуальными качествами.
Похожих взглядов относительно того, способен индивид переживать зре-лую или незрелую зависимую любовь, придерживается А. Маслоу. Он пишет о том, что самоактуализирующиеся зрелые партнеры испытывают посто-янный растущий интерес друг к другу, заинтересованы в делах друг друга. Они хорошо знают друг друга, и в их восприятии практически отсутствуют ис-кажения, приписывания партнеру положительных качеств, свойственные ро-мантической любви. Они сочетают трезвую оценку другого с принятием его та-ким, каков он есть. Отношения этих людей в любви равноправны, у них нет двойного стандарта и различий в моральных требованиях друг к другу. Они со-храняют верность партнеру как в повседневной жизни, что проявляется в от-сутствии измен, так и в критических ситуациях, например при болезни. Спо-собность к такой любви А. Маслоу также связывает с личностными особенно-стями, среди которых важное место
занимает высокий уровень самопринятия.
Таким образом, только индивид, хорошо относящийся к себе, оказывается способным к принятию другого и может испытывать чувство зрелой любви. Стабильность зрелой любви связана еще и с тем, что она постоянно удовле-творяет существующие потребности роста, а не дефицитарные потребно-сти, удовлетворение которых приводит к их снятию. Потребности роста также характерны для самоактуализиру-
ющихся личностей.
Зрелая любовь возникает из незрелой (романтической любви, или влюб-ленности) благодаря личностному росту партнеров. При этом чувства, ко-торые испытывают партнеры друг к другу, не ослабевают, а, напротив, возрастают с увеличением длительности отношений, т. е. эмоциональные отношения стабилизируются. Стабилизация эмоциональных отношений предполагает их изменение в содержательном, внутреннем плане» Харак-терные для влюбленности внутренняя конфликтность и напряженность за-меняются на непротиворечивые, более спокойные переживания (« братская любовь », в терминах Т. Кемпера). Целью подобных отношений является обеспечение благополучия и личностного роста, как своего собственного, так и партнера.
Подводя итог сказанному о психологии влюбленности и любви, следует еще раз подчеркнуть следующее:
* возникновение и течение эмоциональных отношений имеет опреде-ленные закономерности;
* необходимо различать «влюбленность» и «любовь» как незрелую и зре-лую формы любви;
* зрелой любви обычно предшествует этап влюбленности, которая начи-нается с возникновения симпатии;
* со временем роль различных характеристик индивида, обеспечивающих успешность общения, меняется: значимость внешних характеристик (физические данные
индивида, социально-демографические характеристики, поведение при общении) со временем в значительной мере снижается, а значимость особенностей личности, напротив, возрастает;
способность человека к зрелой любви зависит от его личностных ка-честв, в частности, от уровня самопринятия и личностной зрелости