-Рубрики

 -Метки

.... ..... ...... ....... ........... ............ alphabetum huron и aliud 59 alphabetum nigromanticum «значение фамилии в роду» афоризмы весёлые высказывания гадание на судьбу на таро + трактовка карт гадание по тени городские легенды два варианта вкуснейшей запеченной печени диагностика на рунах диагностика подселенцев рунами. египетские боги и русские руны значение рун в раскладах на отношения значение рун при диагностике защиты. значения рун в вопросе конфликта магических работ значения рун в сновидениях значения символики из кельтских орнаментов история кельтские магические узлы колдовская книга магические законы и заповеди магические слова для записи огамом магическое значение рун мантика.руны.диагностика защиты и чисток. мудрые мысли необъяснимо обряд на смерть определение вида сущности с помощью руны определение профессии в раскладе. оптические иллюзии рунические комбинации рунические формулы для блокады магических действий рунические формулы.руны руны руны ненния.руны руны одина руны эльфов рыба в овощном маринаде салат слоеный с черносливом слот- мертвые звезды сочетания рун в диагностике на наличие негатива тайны мира с анной чапман тайный код древнего языка славян толкование рун в вопросах о смене работы толкование рун в раскладах на поездку фильмы по аэрографии формулы для изгнания сущностей чужая женщина в чужом окне... эльфоруны

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в lyudmila1209

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 31.08.2010
Записей: 14437
Комментариев: 1877
Написано: 16555


Охота на ведьм

Пятница, 22 Апреля 2011 г. 14:56 + в цитатник
Цитата сообщения Karinalin Охота на ведьм

«Этого простить нельзя…»

 

 История «Охоты на ведьм», началась, как ни странно раньше, чем пришло христианство, оно его только «усовершенствовало». Кодекс Хаммурапи (царь Вавилона, 1793-1750 гг. до н.э.) устанавливал смертную казнь за колдовство. Он же ввел «испытание водой»: «Если человек бросил на человека обвинение в колдовстве и не доказал этого, то тот, на которого было брошено обвинение в колдовстве, должен пойти к Божеству Реки и в Реку погрузиться; если Река схватит его, его обвинитель сможет забрать его дом. Если же Река очистит этого человека и он останется невредим, тогда тот, кто бросил на него обвинение в колдовстве, должен быть убит, а тот, кто погружался в Реку, может забрать дом его обвинителя».

Римские Законы 12-ти таблиц (451-450 до н.э.) карали за колдовство по мере его вредоносности, наряду с прямым физическим увечьем. Если нанесший вред колдовством (равно как и любым другим способом) не мог выплатить пострадавшему компенсацию, ему должно было быть нанесено такое же увечье. Наказание за колдовство существовало и в классическом римском праве.

 

Апостол Павел защищая собственное апостольское служение, убеждал христиан опасаться ложных пастырей или чего-либо противоречащего тому, что проповедовал он. Аналогичные призывы содержатся в посланиях Иоанна и в Послании к Иудеям, а также в Откровении Иоанна Богослова, в частности все тот же «Апокалипсис», в котором черным по белому написано предавать «вавилонских блудниц» огню.

Начиная со II века, христианские авторитеты (епископы и местные синоды), пользуясь вышеприведёнными источниками, обличали некоторых богословов как еретиков и определяли доктрину христианства более ясно, «стараясь избежать ошибок и разночтений».

Угроза смертною казнью впервые произнесена была Феодосием Великим в 382 году по отношению к манихеям, а в 385 г. приведена была в исполнение над присциллианами.

 

Василий Богомил — родом болгарин, всю жизнь свою посвятил распространению учения богомилов. В 1110 г. при императоре Алексее Комнине, был судим духовным судом, а затем сожжен с большою торжественностью после того, как и «в виду костра» не отказался от своих заблуждений.

 

В XII - XIII вв. на христианском Западе появились секты, выступавшие с критикой господствующей Церкви. Две превратились в могучие реформаторские движения: секта катаров (т.е. "чистых"; отсюда происходит немецкое слово "Ketzer" - еретик) и секта вальденсов, названная по имени ее основателя Пьера Вальдо. Их появление во многом предопределило отношение Церкви к колдовству и послужило  толчком к началу масштабной «охоты на ведьм». Обе секты сомневались в правильности господствующих церковных догм и осуждали стяжательство и безнравственность епископов, проповедовавших жизнь, отличную от той, которую вели они сами: жизнь в святости, простоте и любви к ближним.

 


Жестокий крестовый поход против катаров продолжался с 1209 по 1229 г., и имел самые серьезные последствия. Покоренным провинциям пришлось подчиниться королю Франции, а Церковь задумалась о причинах катастрофы: «не Церковь повинна в этом и не слуги ее, нет, во всем, что произошло здесь, на мятежном французском Юге, замешан сам Дьявол. Не примеченный ни епископами, ни священниками, распространял он свои еретические учения: учил, что не надо соблюдать заповеди и устраивать пышные богослужения. Подобными лжеучениями смутил он сердца простых людей и способствовал отходу их от Церкви».

 

И если Церковь хотела сохранить свою власть, то она должна была решительнее, чем прежде, повести борьбу против «Дьявола и его приспешников».

Особый церковный суд католической церкви под названием «Инквизиция» был создан в 1215 году папой Иннокентием III. Основной задачей инквизиции являлось определение, является ли обвиняемый виновным в ереси?

 

Фома Аквинский (1225 год) святой член ордена доминиканцев,  признавая относительную самостоятельность естественного бытия и человеческого разума, утверждал, что природа завершается в благодати, разум — в вере, философское познание и естественная теология, основанная на аналогии сущего, — в сверхъестественном откровении. «Только Бог — подлинно, истинное бытие. Всё остальное существующее в мире обладает не подлинным бытием». Фома оправдывал борьбу с тиранией, особенно если установления тирана явно противоречат божественным установлениям (например, принуждая к идолопоклонству). Самое невинное колдовство, по его словам, есть "сделка с Дьяволом" и, даже если сам колдун не сознает, что спутался с дьявольским отродьем, он, тем не менее, заключает своеобразную "молчаливую сделку с Дьяволом" и, следовательно, повинен в ереси и подлежит суду инквизиции, равно как и тот, кто пошел на это сознательно.

 (1225)Неумолимая логика св. Фомы Аквината ясно установила, что светская власть не могла не предавать еретиков смерти, и что только вследствие «своей безграничной любви, Церковь могла два раза обращаться к еретикам со словами убеждения раньше, чем предать их очистительному огню».


 

Установленные в 1233 году инквизиционные суды вызвали в 1234 году народное восстание в Нарбонне, а в 1242 году — в Авиньоне. Несмотря на это, они продолжали действовать в Провансе и распространены были на северную Францию. По настоянию Людовика IX, папа Александр IV назначил в 1255 году в Париже одного доминиканского и одного францисканского монахов на должность генеральных инквизиторов Франции.

 

Многие исследователи видят в «охоте на ведьм» именно средство укрепления пошатнувшегося влияния католической церкви.

Часть исследователей отождествляет «охоту на ведьм» с борьбой против пережитков язычества, что миф о ведьмах в той или иной мере опирался на реальность, и на протяжении всего средневековья в Западной Европе действовали тайные языческие секты приверженцев культа плодородия, поклонниц «рогатого бога». Традиционные формы народной жизни, праздники, обычаи, которые в трактатах демонологов эпохи заката западноевропейского средневековья превратились в шабаш ведьм, чёрные мессы и сатанинские культы.

 

По одной из версий, охота на ведьм была следствием массового психоза, вызванного стрессами,
эпидемиями (см. "13 зол"), войнами, голодом, а также более конкретными причинами, в числе которых наиболее часто упоминается отравление спорыньей (плесенью, появляющейся на ржи в дождливые годы) или атропинами (белладонной и другими растительными и животными ядами).

 

Еще более прочную основу гонениям положил папа Иоанн XXII (1316- 1334). Сразу же после своего вступления в должность, он приказал сжечь на костре епископа своего родного города Кагора, поскольку тот якобы околдовал его. Спустя три года (в 1320г.) он послал инквизиторов в южно-французские епархии Тулузу и Каркассон, дабы "изгнать из дома Господня" всех колдунов, приказание, которое в 1326г. он распространил на все земли, находившиеся в ведении римско-католической Церкви.

 

Подобные преследования, несколько меньшего масштаба, развернулись также на юге и востоке Центральной Европы, на территории нынешних Чехии, Словакии, Австрии, Венгрии, Словении, Хорватии, Боснии и Сербии, в Польше существовала инквизиция.

 

Идеолог чешской реформации, Ян Гус, 6 июля 1415г. был сожжен вместе со своими трудами.

Проповедуя в Вифлеемской часовне, Гус высказывал мнение, отличное от официальной церковной догматики: «Нельзя взимать плату за таинства и продавать церковные должности. Священнику достаточно взимать небольшую плату с богачей, чтобы удовлетворить свои первейшие жизненные потребности» и т.п.

С его казнью связан ряд легенд; в частности, он якобы воскликнул «О, святая простота!» (O sancta simplicitas!) старушке, из благочестивых побуждений подложившей вязанку хвороста в его костёр, и предсказал появление через сто лет великого реформатора, чьи начинания не будут уничтожены (Мартина Лютера). А Мартин Лютер и сам бы подложил хвороста… Через некоторое время на костре был сожжён также Иероним Пражский, один из его сподвижников.

 

В России 1499-1502 годах произошел переворот во внутренней политике Ивана III, который назначил наследником сына Василия III. Активизировались репрессии против инакомыслящих в церкви. В 1504 году церковный собор осудил ересь жидовствующих. В том числе был осужден как еретик и сожжен в клетке Иван Курицын, Дмитрий Коноплев и Иван Максимов. В Новгороде сожгли архимандрита Кассиана, Некраса Рукавого и других еретиков. Многих отправили в заточение по тюрьмам и монастырям. Всех еретиков предали церковному проклятию, и даже через два столетия после этого ежегодно предавались анафеме Кассиан, Курицын, Рукавый, Коноплев и Максимов «со всеми их поборниками и соумышленниками», что уж говорить о временах правления Ивана IV

Хотя большинство историков утверждают, что в России  «охоты на ведьм» не было, нетерпимость к людям инакомыслящих догматов и вероисповеданий, была еще какая…


 

Ведьмы  из Вале,  - судебные процессы над ними, считаются одними из 1-х громких процессов непосредственно над ведьмами, происходившие в герцогстве Савойя в 1428—1447 годах. Жертвы обвинялись в принадлежности к оборотням.

7 августа 1428, делегаты от семи районов Вале потребовали, чтобы власти начали расследование против обвиняемых, неизвестных ведьм и колдунов. Любой, объявленный колдуном более чем тремя людьми должен был быть арестован. Если они сознавались, их должны были сжечь на костре как еретиков, если же не сознавались, их пытали, пока не сознаются.  В течение полутора лет были казнены на костре более сотни человек. Эта истерия затем распространилась к французским и швейцарским Альпам, в результате 110 женщин и 57 мужчин были запытаны до смерти или казнены.  Лишь некоторые из их имён известны, почти все они были крестьянами, хотя некоторые из них описаны как хорошо образованные и учёные.

 

Результатом этого была всеобщая паника и целый ряд жалоб на действия трибунала, обращенных к папе, главным образом, со стороны епископов. В ответ на эти жалобы Сикст IV в 1483 году предписал инквизиторам придерживаться той же строгости по отношению к еретикам, а рассмотрение апелляций на действия инквизиции поручил севильскому архиепископу Иньиго Манрикесу. Несколько месяцев спустя, он назначил великим инквизитором Кастилии и Арагона –Томаса Торквемаду, который и завершил дело преобразования испанской инквизиции.


 

Мало кто мог оправдаться от ереси, которую несли святые отцы, и начинался показательный театр, под названием «Аутодафе» (букв. — «акт веры») - торжественная религиозная церемония, включавшая в себя процессии, богослужение, выступление проповедников, публичное «покаяние» осужденных еретиков, чтение им приговоров и сама процедура приведения приговора в действие.

 

Если обвиняемый признавал себя виновным в одной ереси, напрасно уверял он, что он не виновен по отношению к другим; ему не разрешалось защищаться, потому что преступление, за которое он был предан суду, было уже доказано. Его спрашивали только, расположен ли он сделать отречение от ереси, в которой признавал себя виновным. Если он соглашался, то его примиряли с Церковью, накладывая на него каноническую епитимью одновременно с каким-нибудь другим наказанием, но даже тот,  кто сознался и раскаялся, приговаривался к пожизненному заключению.

 

Если же он не отрекался, то объявлялся упорным еретиком, и далее  «Церковь ничего не может более сделать, чтобы загладить прегрешения виновного», и передача его в руки светской власти сопровождалась следующими знаменательными словами: .debita animadversione puniendum, -  «Да будет наказан по заслугам».

 

Некоторых, щадя обезглавливали перед сожжением, многие не переживали пыток допросов, но их тела все равно затем сжигались. Осуждённых привязывали к лестнице с деревянным распятием в руках и мешочком пороха, повешенным на шею. Лестница затем приставлялась к столбу, вокруг которого разжигался костер. После того как официальные лица расходились по домам, слуги продолжали поддерживать огонь до тех пор, пока от "ведьминого костра" не оставался один пепел. Палач тщательно сгребал его, а затем рассеивал под эшафотом или в каком-нибудь ином месте, дабы впредь ничто больше не напоминало о «богохульных делах казненных пособников дьявола».


 

Торквемада в период 1483—1498 сжег живыми 8800 человек. 90 000 человек подверглось конфискации имущества и церковным наказаниям; кроме того были сожжены изображения, в виде чучел или портретов; 6 500 человек, спасшихся от казни посредством бегства или смерти. В Кастилии инквизиция пользовалась популярностью среди фанатичной толпы, с удовольствием сбегавшейся на аутодафе, а Торквемада до самой смерти встречал всеобщий почет.

 

Собственность казнённых отдавали их семье только в том случае, если они могли присягнуть в своей непричастности к колдовству; что случалось крайне редко, потому вся собственность

служила для обогащения королевской и папской казны.

 

Были  и совершенно казусные случаи: тяжба между общиной Сен-Жульен и жуками! продолжалась с
перерывами около 40 лет (как жуки вообще столько прожили?), в 1474 году, а в самый разгар процесса над жуками, в Базеле судили одного старого петуха за то, что он якобы снес яйцо. Естественно, нашлись свидетели такого деяния, которые, «лично все видели», и обвинитель потрясал здание суда ужасающими историями о том, как Сатана сажает на петушиные яйца ведьм, чтобы они, как наседки, высиживали наиболее вредоносных для христиан тварей, и о том, что петушиные яйца используются для изготовления колдовских снадобий. Показательно, что защитник обвиняемого петуха даже не пытался оспаривать такие обвинения поскольку: «все эти факты были слишком явны и общеизвестны, чтобы их можно было отрицать». В результате этого процесса «петух был присужден к смерти как колдун или дьявол, принявший вид петуха, и вместе со снесенным яйцом был сожжен на костре со всей торжественностью Аутодафе, как если бы это была самая обыкновенная казнь.

 

 

Первое пособие по демонологии -  "Муравейник" ("Formicarius"), создано в 1437 г. доминиканским аббатом Иоганном Нидером, вызвало большой интерес на Базельском соборе (1431 -1449 гг.), в котором прелаты и богословы, собравшиеся со всей Европы, обсуждали церковные реформы и пути борьбы с ересью, и папа призвал всех инквизиторов разыскивать разоблаченные ведовские секты и безжалостно их уничтожать.


Никола Жаке сочинил "Бич еретиков", вышедший в 1458 г., который наиболее полно отражал одержимость ведовством. Трактаты о ведьмах XV в. порой разнились между собой в деталях. Но в целом вырисовывался сходный образ "проклятого ведьминого отродья и его преступных деяний".

 

Окончательным руководством послужил  «Молот ведьм»  - трактат по демонологии, написанный «для удобства судебного процесса» двумя доминиканскими инквизиторами Генрихом Крамером (Генрикус Инститорис) и Якобом Шпренгером в 1486 году.

Нидерландский юрист XVI века Иодокус Дамгудер в своей популярной «Практике уголовных дел» заявил, что «книга эта имеет для мира силу закона».


Кодекс Максимилиана исходил при составлении отдела наказания еретиков из книги Инститориса и Шпренгера, как из незыблемых и прочно установленных предпосылок. Папы Александр VI, Лев Х и Адриан VI неоднократно подчеркивали правильность всех основных положений «Молота ведьм».

 

В книге приведена детальная процедура определения факта дьявольских козней, справедливости обвинений по отношению к ведьме, методы дознания, порядок применения пыток, делопроизводство при допросе, при этом, авторы полностью полагаются на тексты "Священного писания", Канона Episcopi, и Библии в целом. «Ворожеи не оставляй в живых», — гласит книга Исхода (22:18).

 

Обвинения:

-Способность летать и использование этой способности в преступных целях.

-Ликантропия (оборотничество): убивали скот в образе вервольфов.

-Невидимость: делали себя невидимыми посредством особых трав.

-Излечение недугов и параличей, вызванных колдовством, предавая болезнь кому-то другому.

-Каннибализм: похищали и ели детей.

-Проклятия.

-Встречались с Дьяволом и обучались у него магии.

-Планировали лишить Христианство его власти над людьми.(!)

 

Фанатиков-судей больше всего тревожило то, что эти отринутые Богом колдуны и колдуньи, по всей видимости, творили свои злодеяния не поодиночке, а объединившись в некую "ведовскую секту", созданную и направляемую самим Дьяволом, адскую рать, объявившую войну христианской Церкви.

 

Согласно "Молоту": "Всё колдовство исходит от плотских похотей ненасытных женщин".

 

«Стоило женщине, сокрушенной трудностями или по иным причинам, разочароваться в своей жизни, как в час уединения перед ней представал Дьявол. Являлся он всегда в самом привлекательном обличье: как прекрасный юноша, охотник, солдат или благородный господин, в черной, зеленой или пестрой одежде. Непременно притворялся ее искренним другом. И если она не отвергала его услуги, то Дьявол немедленно скреплял сделку: неистово наступая на нерешительную, тысячами уловок и льстивых посулов принуждал ее стать его возлюбленной. И, наконец, он оставлял на ее теле "дьявольскую отметину" - маленькое темное пятнышко, которое было совершенно бесчувственным».


 

Судьи на ведовских процессах считали такое пятнышко (обыкновенное родимое пятно, у меня на шее есть, то-то меня отец ведьмой считает!) несомненным свидетельством связи с Дьяволом.

Стоило только отыскать какие-либо подозрительные участки кожи, например пигментные пятна, как палач прокалывал их иглой, часто с наркотиком, если очень надо было доказать. Если подозреваемая не чувствовала при этом боли или у нее не выступала кровь, считалось доказанным, что пятно это и впрямь "ведьмина отметина".

 

Согласно актам судебных процессов, всякая встреча ведьм с их адскими возлюбленными или же самим Дьяволом сопровождалась кутежами и утехами. Кульминацией этих беспутств были ночные игрища ведьм, главным из которых был великий шабаш, когда все ведьмы и колдуны какой-либо местности собирались на праздничное свидание.

Когда ведьм увлекал на шабаш Дьявол, он приводил для них ездовых зверей: черного козла, огромную красную кошку, волка, собаку, черную лошадь, а для ведьм благородных кровей - запряженную карету. Но могло случиться, что крылатый демон просто-напросто сажал ведьму себе на спину.


 

Ведьмы же, искушенные в своем ремесле, могли летать по небу и самостоятельно. Для этого они пользовались колдовской мазью, которую готовили во время ночных свиданий и раздавали всем их участникам. Мазь эта состояла из плоти убиенных младенцев, смешанной с волшебными травами (маком, пасленом, болиголовом и беленой, - от такой смеси в принципе можно «улететь»), из которой варили маслянистую кашу.

Во время шабаша подавались самые, что ни на есть мерзкие кушанья: жареная человечина, рагу из ворон, отварные кроты и лягушки.


 

"Нет чуда в том, что еретичеством ведовским паче осквернены жены, нежели мужи". Таковы были убеждения охотников за ведьмами, согласно которым они и действовали.

 

Обычно поводом для подозрений была зависть соседей, подданных или родственников. Зачастую хватало одних только слухов; впрочем, иногда в суды поступали и соответствующие заявления (почти всегда анонимные). В обоих случаях судьи, согласно действующим законам, были обязаны проверить, достаточно ли этих подозрений для предъявления обвинения. Ведь сделка с Дьяволом суть "преступление исключительное", а в таких делах достаточно одних только слухов. Опираясь на слухи, многие фанатики привлекали в качестве свидетелей обвинения даже детей, преступников и душевнобольных.

 

 

 

Тем временем, испанские конкистадоры нещадно боролись с сопротивляющимися Божьему промыслу индейцами. Атуэй, вождь одного из племен в Кубе, 1-й национальный герой, был приговорён к сожжению на костре. Согласно Лас Касасу, перед казнью монах-францисканец убеждал Атуэя принять крещение, чтобы после смерти попасть в рай. Атуэй спросил, попадают ли христиане на небеса; монах ответил, что не все, но лишь самые хорошие и добрые. Тогда вождь заявил, что «не желает на небо, а хочет в ад, лишь бы не оказаться опять среди христиан, столь жестоких людей».


 

Реформация (1517) оказала огромное влияние на многие сферы жизни, но демонология не входила в их число. Здесь Лютер был привержен старым бредовым идеям и в существовании сделки с дьяволом, колдовской порчи он не сомневался. «Колдуны и ведьмы - суть злое дьявольское отродье, они крадут молоко, навлекают непогоду, насылают на людей порчу, силу в ногах отнимают, истязают детей в колыбели... понуждают людей к любви и соитию, и несть числа проискам дьявола» - писал он в 1522 г.

 

Испанская инквизиция проникла в Нидерланды и Португалию и послужила образцом для итальянских и французских инквизиторов. В Нидерландах она установлена была Карлом V, в 1522 году, и была причиной отпадения северных Нидерландов от Испании, при Филиппе II.  В Португалии инквизиция введена была в 1536 году и отсюда распространилась на португальские колонии в Ост-Индии, где центром её был Гоа.

 

С 1532 г. на территории Германии действовали положения так называемой "Каролины". В них определялось отношение к возникшему подозрению, требования к свидетелям, рекомендовалось не забывать о добром имени обвиняемого, определялось, сколько времени его пытать и какие орудия должно при этом использовать. В статье 58-й "Каролины" говорится: "... проводить ли допрос, смотря по подозрению, часто, долго или коротко, сурово или не слишком, решать доверено судье доброму и разумному". Статья 109-я "Каролины": "Всякому, учинившему ворожбой своей людям вред и убытки, надлежит наказану быть смертью, и кару эту должно свершить огнем".

Это давало простор различным злоупотреблениям.  В таком толковании закона укреплял судей "Молот ведьм", ибо авторы советовали обходить запрет на повторное применение пыток, называя его просто "продолжением".

Те немногие, кому удавалось пережить пытки и выйти на свободу, оставались на всю жизнь калеками или душевнобольными.

 

В 1540 г. в Виттенберге, "столице Реформации", с особой жестокостью сожгли ведьму и трех колдунов.

В 1542 году папа римский Павел III учредил Священную Римскую и Вселенскую Инквизицию.

 

Всех гуманистов, мешающих «проведению Господню» отправляли также на костер.

Пьетро Карнесекки воспринял доктрину Лютера об очищении через веру, хотя отверг идею очищения огнем, его переубедили: Пьетро Карнесекки вместе с братом Джулио Маресио были обезглавлены, а затем сожжены на мосту Святого Ангела 1 октября 1567 года.

 

Многие положения демонологии вызывали споры с самого момента их появления, и поначалу некоторые ученые и духовные лица открыто  выражали свое особое мнение. Одним из наиболее известных был голландский врач доктор Иоганнес Вир (1515 - 1588). Ему достало мужества опубликовать в 1563 г. книгу  "О демоническом наваждении": «все эти мерзкие выдумки о ведьмах внушил людям сам Дьявол именно затем, чтобы они учинили ведовские процессы, эту "бойню невинных", преступив тем самым заповеди милосердного Господа. Властям же надлежит распознать сатанинские козни и запретить процессы, расстроив, таким образом, план царя преисподней». Впрочем, книга доктора Вира, вызвавшая в стане охотников за ведьмами ярость и возмущение, не могла положить этому конец.

 

В 1600 в Риме сожжён Джордано Бруно. Был осуждён светскими властями и католической церковью за «свободомыслие».

 

Процесс над лошадью: «Животное было обучено узнавать количество знаков на игральных картах, а также сообщать, который час на часах. Лошадь и ее владелец оба были обвинены святой инквизицией в сношениях с дьяволом и оба с великой церемонией были сожжены в Лиссабоне в 1601 г. как колдуны».

 

Инквизитор Пьер де Ланкр (1609-1612)  написал свою книгу «Примеры непостоянства злых духов и демонов» с целью потребовать введения еще более суровых наказаний за ведовство, после расследования им в 1609 г. дела о ведовстве в баскской провинции Пеи-де-Лабур над «Бакскими ведьмами»: «Лабур стал убежищем демонов, которых христианские миссионеры изгнали из Японии и Восточной Индии. Английские виноторговцы видели, как они толпами летели по небу. Демоны быстро обратили в свою веру большую часть тридцатитысячного населения Пеи-де-Лабур, не исключая и священников, так что вся территория превратилась в скором времени в «улей ведьм». Шабаши справлялись на центральной площади в Бордо; иногда до 12 000 ведьм собирались в Андейе, а иной раз все они летели на Ньюфаундленд! Некоторые шабаши посещали до 100 000 ведьм, среди которых было 2000 детей!»

Преследования ведьм в этом регионе начались еще в 1576 г., когда сожгли 40 человек. Массовые сожжения, которые устраивал де Ланкр, повергли весь Лабур в полный хаос. По этому делу проходило не менее 7 тысяч человек.

Крайнюю враждебность населения по отношению к себе судья объяснял происками дьявола: благородные семейства предпочитали мириться с колдунами, нежели терять родственников; 5000 рыбаков, вернувшихся с Ньюфаундленда, узнав, что в их отсутствие их возлюбленных сожгли как ведьм, стали требовать правосудия. Наконец, когда де Ланкр сжег троих священников, епископ из Байонны Бертран д'Эшо спас пятерых других священников из тюрьмы и присоединился к оппозиции.

За 10 лет, с 1581 по 1591 г., в одной только Лотарингии было сожжено более 1000 ведьм. То же самое происходило в Бургундии и Гаскони, где за короткое время отправили на костер около 600 ведьм.


 

Иезуит Фридрих Шпее фон Лангенфельд (1591 - 1635) попробовал резко клеймить это судейское безумие. В своем полемическом трактате "Предостережение судьям, или о ведовских процессах" (вышедшем впервые на латинском языке в 1631 г.) он обвинял инквизиторов в том, что они «сами расплодили такое количество ведьм. Ведь ни один человек не может устоять под их пытками. Невинный скорее признает себя виновным, нежели вынесет подобные муки».

 

Но охота продолжалась.

 

Вращение Земли, обнаруженное Галилео Галилеем противоречило текстам Псалмов (Псал.103:5), стиху из Экклезиаста (Екк.1:5), а также эпизоду из «Книги Иисуса Навина» (Нав.10:12), где говорится о неподвижности Земли и движении Солнца! 25 февраля 1615 года римская инквизиция начала первое дело против Галилея по обвинению в ереси. Книга Коперника была включена в Индекс запрещённых книг «до её исправления». Галилей провёл в заключении всего 18 дней (с 12 по 30 апреля 1633 года) — эта необычная снисходительность, вероятно, была вызвана согласием Галилея покаяться, а также влиянием тосканского герцога, непрестанно хлопотавшего о смягчении участи.

 

А вот другому последователю Джордано Бруно повезло меньше. Джулио Чезаре Ванини – итальянский философ, в ноябре 1618 года был арестован и после продолжительного суда был приговорен, как атеист, к отрезанию языка и повешению, его тело позднее было сожжено дотла. Приговор был исполнен 9 февраля 1619 года.

 

 В начале и середине XVII в. король Шотландии Яков VI (впоследствии английский король Яков I) опубликовал собственный трактат о ведьмах.

Особенной жестокостью отличались архиепископы Бамберга, Вюрцбурга и Кельна. Кровавые преследования ведьм начались здесь почти одновременно: в Бамберге в 1626-1631 гг., в Вюрцбурге в 1627 - 1631 гг. и в Кельне в 1627-1639 гг.


 

«Родители-колдуны, отправляясь на шабаш, берут с собой малолетних детей, дабы препоручить их Дьяволу». 12-й мальчик, арестованный в 1665 г. в южно-немецком городке Ройтлинген, "выдал" 170 членов дьявольской секты.

При дворе французского короля Людовика XIV с 1675 по 1682 годы, «охотники на ведьм» стали заниматься также «Делом о ядах» (фр. affaire des poisons), а отравительниц приравнивать к ведьмам.

После подозрительной смерти в 1672 году офицера кавалерии Годена де Сент-Круа его люди нашли у покойного бумаги, компрометирующие его любовницу, маркизу де Бренвилье. Из них следовало, что ради получения наследства маркиза отравила отца, мужа, детей, двух братьев и сестер с помощью него, а он увлекался алхимией. Ходили слухи о других ее отравлениях — в частности, ее прислуги и многих бедняков, которых она посещала в парижских больницах. Маркиза бежала, скрывалась в Лондоне, Голландии и Фландрии, но была найдена в льежском монастыре и препровождена во Францию в 1676.

Её попытка покончить с собой не удалась, и после долгого судебного процесса (29 апреля — 16 июля 1676), в ходе которого преступница сначала полностью отрицала свою вину, а затем из страха перед пытками призналась во всех злодеяниях, маркиза де Бренвилье была подвергнута пытке питьём, обезглавлена и сожжена.

Казнь маркизы вызвала смятение в высших рядах французской аристократии. Поползли слухи, что недавние смерти придворных также вызваны отравлениями.

 

В 1677 году де ла Рейни через некую Мари Босс вышел на отравительницу Монвуазен, которая продавала приворотные зелья и яды жёнам версальских придворных. Среди клиентов Монвуазен фигурировали имена мадам де Вивон (золовки мадам де Монтеспан), графини Суассонской (племянницы покойного кардинала Мазарини), её сестры герцогини Бульонской и даже маршала Люксембурга.

Под пытками Монвуазен оговорила многих. В вину ей вменялись страшные преступления, включая убийство младенцев во время чёрных месс, которые творил её соучастник, аббат Гибур. Подразумевалось, что заказчицей преступлений являлась мадам Монтеспан, стремившаяся извести своих соперниц и вернуть себе милость короля.

В феврале 1680 года Монвуазен была сожжена на костре на Гревской площади; за этим последовало ещё три десятка смертных приговоров. Всего по делу проходило 400 человек.

 


В 1701 г., после тщательного изучения книг Иоганнеса Вира, Фридриха Шпее и других авторов, Кристиан Томазий - немецкий юрист и философ-просветитель, резко выступил против преследования ведьм в судебном порядке. «Религия - частное дело человека, и не следует мешать ее с законодательством».

А в 1712 г. он доказал, что абсурдное учение о ведовстве основано не на древних традициях, как утверждали его сторонники, а на суеверных указах римских пап, издаваемых с 1500 г.

Поскольку авторитет Томазия как ученого был чрезвычайно высок и на его родине, и за рубежом, его выступления имели широкий резонанс. Уже в 1706 г. король Фридрих I (1688-1713) заметно сократил количество ведовских процессов. А в 1714 г. его преемник, "фельдфебель на троне" Фридрих Вильгельм I (1713-1740), выпустил эдикт, которым повелевал отныне направлять на его личное утверждение все приговоры по делам о ведьмах. Это существенно ограничило права охотников за ведьмами, и вскоре в Пруссии перестали полыхать костры.

 

Были и другие факторы, способствовавшие уменьшению веры в колдовство. Постепенно улучшались медицинское обслуживание и социальное обеспечение, с развитием медицинских знаний появилось представление о психических заболеваниях и прежних одержимых и «порченых» начали запирать в сумасшедшие дома, хотя и не сильно отличающихся от пыточных.

 

Но, в королевстве Бавария в 1715-1722 гг. состоялся целый ряд жестоких ведовских процессов, на которых, как в самые худшие времена, казнили детей. Та же участь постигла невинных людей в швейцарском кантоне Цуг (1737 - 1738), в вюртембергском монастыре Мархталь (1746-1747) и в архиепископстве Вюрцбургском (1749).

 

Польский дворянин Валентин Потоцкий, перешедший из католичества в иудаизм сожжён по приговору церковного суда в Вильно 24 мая 1749 года.

 

На немецкой земле последний смертный приговор по делу о ведовстве был вынесен служанке Анне Марии Швегель. Под суровым натиском обвинителей полуголодная и явно помешавшаяся женщина призналась в том, что на протяжении многих ночей она отдавалась Дьяволу. Приговор был вынесен 30 марта 1775 г. Женщину осудили на "смерть от меча". Анна Гёльди последняя женщина в Швейцарии, официально приговоренная к смерти как ведьма. За это "гнусное преступление" они распорядились отрубить несчастной женщине голову, а тело ее зарыть под виселицей в 1782 г. - во времена Канта, Гете, Шиллера, Моцарта и Бетховена.

 

В 1808 инквизиция была отменена императором Жозефом Бонапартом. Фердинанд VII в 1814 восстановил её, конституция кортесов 1820 вновь её отменила, а реставрация снова ввела, окончательно упразднена только в 1834. Последнее аутодафе состоялось в 1826 в Валенсии через повешение.

 

По Льоренте, в период с 1481 по 1808 гг. только в Испании сожжено живыми 31 912 чел., а 29 145 наказаны замурованием, или галерами, или конфискацией имущества. Существуют данные, согласно которым во время «охоты на ведьм» в Европе было сожжено около 1 млн. женщин, но, документированных случаев приговора к «высшей мере» - 826 человек.

 

В 1908 году папа Пий Х переименовал Инквизицию в Священную Конгрегацию Священной Канцелярии. Священная Канцелярия просуществовала до 1967 года, когда папа Павел VI переименовал Священную Канцелярию в Священную конгрегацию доктрины веры, существующую и поныне.

В прошлом веке,  «Охотой на ведьм» стали называть и нацистские преследования «неарийцев», и сталинские поиски «врагов народа», и маккартистское преследование коммунистов в послевоенной Америке.

Рубрики:  ведьмы,колдуны,маги
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку