Simon Vouet. Автопортрет. 1626 или 1627
Лионский музей изобразительных искусств.
Симон Вуэ (фр. Simon Vouet; 9 января 1590, Париж — 30 июня 1649, там же) — французский живописец-монументалист, портретист и декоратор, человек с воспалёнными глазами и глянцевой каштановой шевелюрой, бледной кожей и утончёнными чертами, был всегда пропитан творчеством. Родители — Лоран Вуэ (также художник) и Мари Букийон. Детство прошло в осаждённом Париже (эпоха религиозных войн во Франции). В то время его отец работал в Лувре и участвовал в создании Королевской площади в столице; он был назван Генрихом IV «художником королевских конюшен» и выполнял множество декоративных и кустарных работ. Симон помогал отцу, очень рано овладел мастерством и уже в четырнадцать лет писал по заказу портрет знатной дамы, притом — в Лондоне.
Simon Vouet. Автопортрет. 1615
В 1611 году молодой художник стал служить у французского посла в Константинополе барона де Санси. Вместе с бароном Вуэ посетил посольство в Константинополе, где по памяти написал портрет султана Ахмеда I. Пейзажи, восточные костюмы, тюрбаны, караваны, китайские шелка, индийские хлопчатобумажные изделия навсегда запомнились художнику; с этим связана своеобразная «эстетика тканей», прозрачностей и вуалей, а также особая головокружительная лёгкость и воздушность, которые пронизывают декоративно-монументальные работы этого живописца. В то же время зрелый стиль Вуэ отличает большая точность и основательность в воспроизведении деталей архитектуры; обычно он предпочитает неглубокое пространство, сосредотачиваясь на экспрессии движений отдельных фигур или же — групп.
Bust Portrait of a Young Man (Self-Portrait ). 1620 / Автопортрет.
В ноябре 1612 года Вуэ отплывает на галере в Венецию, где изучает живопись Тициана, Веронезе (его любимый художник), Тинторетто. В начале 1614 года он обосновывается в Риме. У него многочисленные заказчики, среди них кардинал Барберини, который будет выбран папой под именем Урбана VIII в 1623 году.
Ottavio Lioni. Simon Vouet of France, painter. 1625
Fitzwilliam Museum.
Итальянский период — «тёмный период», поскольку Вуэ находится под влиянием «караваджизма» (сам Караваджо умер в 1610 году), — продолжается до 1627 года. Он выполняет многочисленные росписи (наиболее важные — для церкви «Сан-Лоренцо ин Лючино», в Риме: две драматические сцены из жизни св. Франциска (1624) и для собора св. Петра в Риме); портреты, из которых — «Автопортрет» (1627), картины на религиозные сюжеты, аллегории (знаменитая аллегория «Побеждённое время» с динамичными фигурами девушек — в музее Прадо, Мадрид).
Надежда, Любовь и Красота торжествуют над Временем. 1627
В 1624 году Вуэ выбран князем Академии св. Луки (Художественной Академии) в Риме; в 1626 году он женится на Виржинии да Веццо (1606 — 1638), юной римлянке, которая была его моделью и ученицей, а позже — талантливой художницей и матерью его десяти детей. Образ своей жены, Вуэ запечатлел в многочисленных портретах, выполненных с явным трепетом и любовью.
Virginia da Vezzo. Judith and Holophernes (Self-Portrait). / Портрет Анжелики Вуэ (дочери). 1635-38
Simon Vouet. Portrait présumé de Virginia da Vezzo. 1625-26
Claude Mellan (graveur). Portrait de Virginia da Vezzo. 1626
National Gallery of Art, Washington.
Simon Vouet. Virginia da Vezzo, the Artist′s Wife, as the Magdalen.
Simon Vouet. Bildnis einer jungen Frau (Portrait of Virginia da Vezzo). 1626-27
К 1627 году его палитра высветляется и живопись становится более виртуозной, красочной и пастозной. Король, через своего посла в Риме, передаёт художнику свою волю видеть Вуэ в Париже. В конце 1627 года Вуэ возвращается в Париж, получает квартиру и мастерскую в Лувре. С 1630 года Вуэ — Первый художник короля; он руководит мастерской королевских шпалер. Следуют многочисленные заказы на росписи, оформления и картины для замков, церквей, частных домов знати, как в Париже, так и в загородных резиденциях. Для Людовика XIII — в замке Сен-Жермен ан Лэ и в Рюэй; для кардинала Ришельё — во дворце кардинала (1632). Эти росписи и декоративные работы Вуэ не дошли до нашего времени; фрагменты сохранились в замках Фонтенбло и в Пале Рояль, в Париже.
Аллегорический портрет Людовика XIII между Францией и Наваррой.
Париж, Лувр.
Sleeping Venus. 1640
Museum of Fine Arts, Budapest.
Вуэ исполнил алтарные картины для парижских церквей, таких как Сэн-Эсташ (1635) и Сэн-Поль-Сэн-Луи («Представление Иисуса в храме», в настоящее время эта монументальная работа находится в Лувре).
Presentation in the Temple. 1640—1641
1634—1637 годы — наиболее блестящий период его творчества. Картины-аллегории, как «Богатство» и «Милосердие» (обе — в Лувре) — из числа шедевров этого периода. Колоризм (золото, киноварь, перванш), особое внимание к подробностям, складкам, драпировкам, к их движению — как бы от ветра, который струится параллельно холсту, влево.
Аллегория богатства.
Аллегория Небесной (возвышенной) Любви.
Аллегория Победы.
В 1638 году во время родов умирает жена художника. В 1640 году Людовик XIII обязывает художника Пуссена приехать во Францию, сказав знаменитую фразу: «Ну, теперь Вуэ попался!». Пуссен был в дружеских отношениях с Вуэном, но ничего не предпринял, чтобы остановить памфлеты своих прихлебателей и друзей против гениального художника. На некоторое время его слава померкла, но, тем не менее, он всегда имел многочисленные заказы. Кроме того, Вуэ женится вторым браком на юной и очаровательной вдове — Радегонде Беранже, и пишет ряд замечательных картин на мифологические и религиозные сюжеты, как «Смерть Дидоны» (1642) и «Венера и Адонис» (музей Гетти в Малибу).
Венера и Адонис. 1642
Анна Австрийская в образе Минервы. 1643
Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Lucretia And Tarquin.
К сожалению, в поздний период Вуэ был настолько занят заказами, что это стало сказываться на качестве его живописи. Он часто впадал в схематизм, а краски утратили свою прежнюю силу, что объяснялось и возросшим участием мастерской в исполнении заказов. Однако эти поздние работы Вуэ не должны заслонять от нас его творческих достижений — исполненных патетики и поэтичности мифологических и аллегорических картин, великолепных портретов, масштабных декоративных росписей.
The Penitent Magdalen. 1930
Магдалина. 1614-15
Похищение Европы. 1640
Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид
В погоне за лидерством Вуэ основал школу живописи во Франции, где обучал будущих гениев, известных теперь современникам: Валентин де Булонь, Николя Миньяр, Николя Шаперон, Шарль Лебрен и многие другие. Один из шедевров позднего Вуэ — «Сатурн, побеждённый Венерой, Амуром и Надеждой», 1645—1646 годы (музей Берри в Бурже) — аллегория побеждённого времени, с этим лирическим, музыкальным движением, спиральной композицией и колористическим блеском.
Saturn defeated by Amor Venus and Hope Sun.
30 июня 1649 года Симон скончался на родине, осаждённой участниками восстания, которое возглавил кардинал Мазарини против парламента и министерства Франции. Слава Вуэ постепенно угасала, и к началу XIX века имя великого художника было почти забыто.
Благоразумие, ведущее к Миру и Изобилию.
Аллегория мира. 1627
В ноябре 1990 года в Гран-пале состоялась первая посвящённая ему выставка (к 400-летию со дня рождения). Она вернула Вуэ его славу и подлинное, достойное место в истории мировой живописи.
Аполлон и музы. Parnassus or Apollo and the Muses. 1640
Museum of Fine Arts, Budapest.