-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в lj_myjane_ru

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 12.05.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 9


Эффекты коллективного влияния

Среда, 03 Октября 2018 г. 10:44 + в цитатник


Человек – существо социальное и его жизнь, счастье и мироощущения очень часто зависят от коллектива. Как коллектив управляет нами, поглощая нашу личность, изменяя сознание, каковы положительные и отрицательные моменты этого влияния? Какие психологические эффекты коллективного воздействия существуют в нашем обществе? Об этом попробуем поговорить в этой статье.

Как коллектив нас имеет

Жить в обществе и быть свободным от общества невозможно. Но иногда коллектив напрочь убивает нашу индивидуальность, превращая в винтик общественного механизма.

«На миру и смерть красна», «миром и отца бить легко». В толпе можно затеряться, она нивелирует нас, превращает в своих рабов и заставляет двигаться в том направлении, в котором движется она сама. Коллективное воспитание детей способствует их социализации и адаптации в современном мире. Без коллектива нам никуда.

В какой-то степени толпа – это тоже коллектив, то есть масса людей, объединенных временем и пространством. Иногда – и общей целью. Однако неорганизованная толпа сродни стихийному бедствию. Поэтому она ищет предводителя, вождя, который бы влез на броневик и указал путь к светлому будущему. Ну, мы это уже проходили.

Коллективное мышление советских времен сформировало в нашем сознании так называемый образ советского человека, который, прежде всего, думает о Родине, а потом о себе. Он коллективист, альтруист, активист, социально заострен и политически подкован. Сознательный гражданин своей страны, которого эта страна или коллектив, съедали со всеми потрохами, лишь только он выбивался из общего ряда и думал или поступал как-то иначе, чем все вокруг.

Идеология совка живет в нас до сих пор. Просто мы к ней так привыкли, что даже не идентифицируем в качестве чужеродного образования. Коллективное мышление формируется с помощью умелой и изощренной пропаганды и кажется носителям панацеей от бед, национальной идеей, тайной загадочной русской души, согласие с которой способно уберечь от опасностей. Чтоб закрепить эффект коллективного сплочения, с помощью мощных элементов пропаганды в общественном сознании нарочно культивируется страх, агрессия, депрессивные тенденции, чтоб «раб судьбу благословил», смирился и шел туда, куда его ведут. Чаще всего, ведут его на убой (в пропасть).

В постсоветский период возникло течение антагонистов – людей, которые яростно отмежевались от коллектива, ратуют за свою индивидуальность, за своей личное обособленное счастье и понимание жизни. Их вытеснили в андеграунд и приписали к маргиналам и социопатам.

В общем-то, налицо две крайности:
• потерять себя в коллективе;
• потеряться вне коллектива.

Мне кажется, для человека, который обречен на социум, оба эти граничные состояния крайне опасны с точки зрения обретения личного счастья и гармонии с миром. Нам нужно найти некую середину, которая не только учитывала бы нашу общественную природу, но и давала бы нам возможность развиваться как индивидуальность.

Для этого сначала нужно знать, как коллектив нами манипулирует. Какие психологические эффекты воздействия коллектива мы испытываем в своей жизни. Тот, кто осведомлен, тот вооружен против тотального поглощения себя коллективом или тотального отчуждения от него.

Что же это за эффекты?

Эффект конформизма

Подчинение общественному мнению очень ярко проявляется в детском коллективе, который формирует общественное сознание ребенка. Широко известны опыты психологов, которые иллюстрируют явление конформизма. Детям показывали одинаковые белые и черные шарики или пирамидки и просили некоторых (большую часть) детей говорить, что все пирамидки белые. Давление общественного мнения заставляло тех детей, которых ни о чем не предупреждали, утверждать, что пирамидки белые, хотя они четко видели, что это не так. Приспосабливаясь к большинству, дети говорили неправду. И только некоторые смельчаки отважно называли вещи своими именами.

Мы постоянно находимся в роли таких детей, под гнетом общественного мнения. Конформизм стал обязательной частью нашего существования, иногда буквально обозначая успешность нашего выживания. Однако он грешит против правды и против нас самих. Порой, подчиняясь большинству, мы идем на компромисс с самим собой.

Эффект аудитории

Психологи заметили, что аудитория влияет на нас как положительно, так и отрицательно. Если нам приходится что-то делать или говорить на аудиторию, то результат зависит от того, насколько хорошо мы владеем словом или тем видом деятельности, который демонстрируем перед людьми. Мы волнуемся, испытываем мандраж, мы возбуждены и сосредоточены. И аудитория может нас мобилизовать и вызывает прилив энергии или подавить, заставляя делать ошибки. Не случайно многие репетируют публичные выступления, особенно, если не уверены в своих ораторских способностях. То, что у нас получается хорошо, в чем мы уверены, в присутствии аудитории выходит еще лучше. И наоборот.

Эффект социальной лени

Или эффект Рингельмана, по имени психолога, впервые его описавшего. Он заключается в том, что принимая участие в коллективной деятельности, мы всегда выкладываемся меньше, чем работая индивидуально. Причем, чем больший коллектив выполняет работу, тем меньший вклад каждого. Хотя, казалось бы, должно быть наоборот. Все вместе мы могли бы горы свернуть. Только делая что-то в «составе толпы», каждый надеется на усилия другого и экономит собственные силы. Это явление было подтверждено экспериментальным путем с помощью серии опытов.

Обычным людям предлагали поднимать тяжести. Фиксировали их наилучшие результаты и объединяли в коллективы, сначала по двое, потом по трое, четверо и т.д. Ожидалось, что тяжесть груза будет вырастать пропорционально увеличению силы, то есть количества силачей. Однако оказалось, что вдвоем люди поднимали всего 93% от своего индивидуального рекорда. А вчетвером – только 49%. Чем больше группа, тем результат был хуже.

Когда человек один, он прилагает максимум усилий, когда несколько – он надеется на другого. Как в анекдоте про жителей деревни, которые договорились к празднику наполнить бочку водкой. Каждый хозяин должен был принести ведро. Оказалось, в конце концов, что бочка полна водой. Каждый понадеялся на другого и решил схитрить и добавить в бочку воды, мол, его хитрость не будет никому заметна.

Эффект свидетеля

Заключается в том, что большое количество свидетелей несчастья практически обрекает жертву на отсутствие помощи. И наоборот, если утопающего видит всего один человек, вероятность того, что он придет на помощь, очень велика. В первом случае, свидетели надеются, что поможет кто-то другой, и следуют своей дорогой.

Поэтому и советуют психологи, если на вас напали в людном месте, обращаться за помощью адресно, к какому-то конкретному человеку. Тогда вероятность помощи возрастает в разы.

Эффект прожектора

Возникает у нас, когда мы попадаем в толпу. Нам кажется, все только и смотрят в нашу сторону, обращают внимание на то, как мы одеты, что делаем, что говорим. Но, по большому счету, люди равнодушны друг к другу, если только кто-то не затрагивает их интересов. К сожалению, никому нет до нас дела. Поэтому особенно переживать по поводу того, что в вашу сторону направлен прожектор общественного мнения, взгляда, не стоит. Наши недостатки и ошибки не так бросаются в глаза, как нам кажется.

Подтвердили этот эффект психологи из Корнуэлла. Они просили группу людей носить странную одежду, которая должна сразу бросаться в глаза и вызывать неприятные ощущения у окружающих. Однако осуждающих взглядов и даже внимания, которое было обращено на странности, оказалось вдвое меньше, чем ожидалось. То есть при всем влиянии на нас толпы, мы гораздо менее ей интересны, чем думаем.

Изучив все эти психологические особенности взаимодействия с обществом, человек может вести себя и чувствовать на людях гораздо увереннее. Он может позволить себе быть собой, сохранять свою индивидуальность и не переживать, что общество воспримет его в штыки или не примет в свои ряды. Наверное, полезно знать еще одну особенность человеческого восприятия.

Эффект первого впечатления

Или эффект ореола. По первому впечатлению судят и обо всех дальнейших ваших действиях и словах. Он, к сожалению, закрепляет в сознании то впечатление, которое вы производите в первые секунды или минуты встречи. И как бы потом ни поменялось мнение о вас, эти первые минуты имеют решающее значение для продолжения знакомства или для предоставления вам работы. Не случайно, мы так тщательно продумываем наряд и свои слова, готовимся к первой встрече. При этом чувствуем себя сковано и несколько наигранно. Мы можем обмануть глаза, уши, разум, но эффект первого впечатления все равно сыграет свою роль. Поэтому психологи советуют прежде всего быть естественным. Таким, какой вы есть. Если вы не произведете на работодателя нужного вам впечатления, даже одевшись с иголочки и подготовив сногсшибательную самопрезентацию, но все равно будете собой, он это увидит. И если откажет, значит, это не ваш работодатель. Не показывайте себя в искаженном свете. Не выбирает, скорей всего потому, что эти искажения помешали ему адекватно вас оценить. А может быть, он, действительно, не ваш.

Эффект ожиданий

Эффект ожиданий, как положительных, так и отрицательных, особенно усиленных коллективом, может напрочь разрушить и вашу карьеру, и вашу жизнь. А может поднять ее до небывалых высот. Когда о вас идет ошибочная молва, сформированная с помощью сплетен, завистников или врагов, как бы вы ни старались, победить общественное мнение и ожидания насчет вас, будет очень тяжело. Некоторым людям приходится всю жизнь что-то доказывать остальным, чтобы выпростаться из рамок приклеенных на них чужих ярлыков. Скорее всего, из такого окружения нужно бежать.

С другой стороны, если от вас ждут побед и верят вам, вы этих побед достигаете. Особенно, если верит не один человек, а целый коллектив.

Вообще, коллектив – вещь неплохая. «Плохо человеку, когда он один, горе одному, один не воин, и каждый дюжий ему господин и даже слабые, если двое», – помните В.В. Маяковского.

Коллективная мысль может превратить даже Википедию в ценный источник информации, который переплюнет мнение высокообразованных интеллектуалов-одиночек, потому что миллион обычных людей вносит поправки и показывают явление с разных сторон, добавляет сведения более достоверные и разнообразные. Коллектив исправляет чужие ошибки, которые могут допускать даже люди с энциклопедическими знаниями.

Одна голова хорошо, а две лучше. Наверное, нам стоит об этом помнить и использовать максимально все возможности, которые дает нам коллектив, не забывая при этом о собственной индивидуальности.Оцените статью:12345Вы будете первой!

Ирина Власенко
Источник: https://www.myjane.ru/articles/text/?id=20331

https://myjane-ru.livejournal.com/1276213.html

Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку