-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в lj_ivanov_p

 -Подписка по e-mail

 

 -Постоянные читатели

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 02.10.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 0

ivanov_p





ivanov_p - LiveJournal.com


Добавить любой RSS - источник (включая журнал LiveJournal) в свою ленту друзей вы можете на странице синдикации.

Исходная информация - http://ivanov-p.livejournal.com/.
Данный дневник сформирован из открытого RSS-источника по адресу /data/rss/??ac108cb0, и дополняется в соответствии с дополнением данного источника. Он может не соответствовать содержимому оригинальной страницы. Трансляция создана автоматически по запросу читателей этой RSS ленты.
По всем вопросам о работе данного сервиса обращаться со страницы контактной информации.

[Обновить трансляцию]

Программа поиска реальности, стоящей за кажимостью явлений

Четверг, 10 Февраля 2022 г. 08:30 + в цитатник
Описание научной революции XVII в. - условий, приведших к ее возникновению. Особенно интересно про хаос и дезорганизацию. То есть было сомкнутое знание и нормальный способ объяснения мира, затем это рухнуло, возник хаос и непонимание, и на пустом месте возникла новая система объяснений. Из-за этого разрушения ослабли требования к доказательности предлагаемых гипотез, и вот тут смогло возникнуть новое. То самое, что представляется столь доказательным. Говорится, что изначально это была натурфилософская революция.

tempFileForShare_20220209-204516
tempFileForShare_20220209-211226
tempFileForShare_20220209-212055
tempFileForShare_20220209-212308
tempFileForShare_20220209-212839
tempFileForShare_20220209-212938
tempFileForShare_20220209-213017

https://ivanov-p.livejournal.com/299638.html


Личность у животных

Среда, 09 Февраля 2022 г. 08:42 + в цитатник
Обзор результатов. Можно видеть, как определяют предмет (устойчивость поведения на разных стадиях развития), как распространено. В целом работа не идет далее "типа поведения" - скажем, выясняют, что личинки делятся на более и менее рисковых, склонных к рискованному поведению, и вышедшие из них взрослые особи сохраняют такие черты поведения. Это и считается проявлением личности.

tempFileForShare_20220208-211618
tempFileForShare_20220208-211701

https://ivanov-p.livejournal.com/299371.html


Закон природы

Вторник, 08 Февраля 2022 г. 00:00 + в цитатник
История - как создавалось понятие закона природы.

Цитаты относятся к куску той истории - без Роджера Бэкона и прочих средневековых ребят, только о Френсисе Бэконе, который сделал закон природы тем, с чем сейчас и имеют дело. Можно брать недавние книги об этом понятии - будут разные варианты того, что сделал Бэкон.

Особенно интересны два момента. Первый - в понятие Бэкона в обязательном порядке входило представление о "скрытых факторах" и косвенных доказательствах. Он вообще считал, что все доказательства в обществознании - косвенные (сама природа, падла, добром ничего не скажет...). Второй момент - что он сближал понятие юридического закона и природного. У его предшественников этого не было - законы природы уверенно отличали от установлений человеческих, а вот именно Бэкон считал, что можно единым образом устроить судебное следствие и исследование природы - пытки, свидетели, факты, присяжные, все дела.

tempFileForShare_20220207-221319
tempFileForShare_20220207-221436
tempFileForShare_20220207-221609
tempFileForShare_20220207-221758
tempFileForShare_20220207-221938
tempFileForShare_20220207-222129
tempFileForShare_20220207-222232
tempFileForShare_20220207-222455
tempFileForShare_20220207-222621
tempFileForShare_20220207-222800
tempFileForShare_20220207-222911
tempFileForShare_20220207-223101
tempFileForShare_20220207-223210

https://ivanov-p.livejournal.com/299082.html


О деградации искусства и пустоте науки

Понедельник, 07 Февраля 2022 г. 17:41 + в цитатник
Перечитывал Шредингера и думал, как бы его тексты восприняли местные комментаторы. "Сразу видно гуманитария" и "на самом деле все просто"...

tempFileForShare_20220207-160051
tempFileForShare_20220207-160147
tempFileForShare_20220207-160252
tempFileForShare_20220207-160341
tempFileForShare_20220207-160630
tempFileForShare_20220207-161250
tempFileForShare_20220207-161746
tempFileForShare_20220207-162524
tempFileForShare_20220207-162951
tempFileForShare_20220207-171203

https://ivanov-p.livejournal.com/298888.html


Колесо, гусеницы и другие машины природы

Суббота, 05 Февраля 2022 г. 15:54 + в цитатник
Пиневич. Микробиология. Биология прокариотов. 2006-2009, в 3х тт.
Фундаментальный трехтомный учебник по биологии прокариот (бактерий и архей). Морфология, систематика, домашнее хозяйство прокариотных клеток, движение, поведение, экология...

Приятно прочесть подробности про вращающийся жгутик (колесо), гусеничное и реактивное движение бактерий. Все эти колесные механизмы, воплощенные у живого только у прокариот.

Обычно исследователи, занимающиеся прокариотами и вирусами, имеют специфическое представление об эукариотах, о высших организмах - с их точки зрения, это такая финтифлюшка, не очень значимая и привлекающая неоправданно большое внимание. Субъективный фактор: мы, увы, эукариоты, и вот многие поддаются... Ну и наоборот: долгие века биологическая наука была сфокусирована на высших организмах, прокариот не замечала. Сейчас в биологии, можно сказать, отместка: изучение прокариот и вирусов стало модным и общезначимым, и классические зоология и ботаника с микологией стали менее популярны. Эти тома - первый фундаментальный учебник по прокариотам на русском. Надо полагать, появится много больше - но уже эти очень хороши.

Наверное, моды сменилась не навсегда. Поделюсь впечатлениями от трехтомника по прокариотам - у меня взгляд, обратный прокариотоцентричному, и я всё вижу не так. О том, как "так" - сейчас говорится много где, так что просто скажу, как же вижу эту проблематику. Чтобы не загромождать оговорками - пусть это будет "сказка".

Если мы развиваем генеалогический интерес, программу исследований, ориентированную на генеалогию, то теряем растений, животных и грибы - это псевдообъекты, химеры. Истинными объектами становятся бактерии и археи. Но наоборот, если принимаем иную, не генеалогическую программу - теряем важность прокариот. Т.е. это дополнительные точки зрения, которые пытаются объединить в одной системе. Общая система живого подразумевает, что эукариоты и прокариоты - это равноценные объекты, просто на разных полках системы. Между тем они - не из одного набора. Рассуждения, где в одном ряду фигурируют прокариоты и эукариоты, противоречивы. Одни являются частями других, выделение частей в качестве самостоятельных объектов - это создание псевдообъектов.

Свободное сочетание признаков (отсутствие запретов, о чем говорил Заварзин) и горизонтальный перенос генов свидетельствуют о малой целостности объектов, то есть - это не организмы. Это не организмы, а набор частей. Геохимическое тело планеты содержит бульон из частей, которые по аналогии с высшими организмами рассматривают как псевдосамостоятельные сущности.

Это не части-организмы, а части-процессы. Прокариоты - подразделения геохимических циклов разных химических элементов. Биосферу можно представить как совокупность геохимических циклов, многие циклы выполнены прокариотами. И вот эти глобальные круговороты породили объединения иного порядка - то, что потом стало организмами. Это - отображение того, что эукариоты являются химерами прокариот.

Понятие ареала малоприменимо к прокариотам. Это изменение понятийной базы при переходе к прокариотам отображает несовместимость рассуждений, включающих живых организмов и их части как равноположенные объекты. Бессмысленно говорить об области распространения части, она имеет локализацию в организме, не более. Для свободных прокариот организмом служит планета.

Сказочке конец.

tempFileForShare_20220204-215953
tempFileForShare_20220204-220049
tempFileForShare_20220204-220141
tempFileForShare_20220204-220343
tempFileForShare_20220204-222731
tempFileForShare_20220204-224854
tempFileForShare_20220204-225309
tempFileForShare_20220204-225840
tempFileForShare_20220204-225954
tempFileForShare_20220204-230117
tempFileForShare_20220204-230414
tempFileForShare_20220204-230524
tempFileForShare_20220204-230645
tempFileForShare_20220204-230855
tempFileForShare_20220204-230928 (1)
tempFileForShare_20220204-230928
tempFileForShare_20220204-231412
tempFileForShare_20220204-231519
tempFileForShare_20220204-231706
tempFileForShare_20220204-231832
tempFileForShare_20220204-231953
tempFileForShare_20220204-232304
tempFileForShare_20220204-232353
tempFileForShare_20220204-232437
tempFileForShare_20220204-232856
tempFileForShare_20220204-232956
tempFileForShare_20220204-233049
tempFileForShare_20220204-233411
tempFileForShare_20220204-233956
tempFileForShare_20220204-234111
tempFileForShare_20220204-234437
tempFileForShare_20220204-235221
tempFileForShare_20220204-235618
tempFileForShare_20220204-235741
tempFileForShare_20220205-000426
tempFileForShare_20220205-000717
tempFileForShare_20220205-001356
tempFileForShare_20220205-001528
tempFileForShare_20220205-001626
tempFileForShare_20220205-001748
tempFileForShare_20220205-001903
tempFileForShare_20220205-002012
tempFileForShare_20220205-082452
tempFileForShare_20220205-085411
tempFileForShare_20220205-090324
tempFileForShare_20220205-090500
tempFileForShare_20220205-091018
tempFileForShare_20220205-091740
tempFileForShare_20220205-091843
tempFileForShare_20220205-093131
tempFileForShare_20220205-101146
tempFileForShare_20220205-101650
tempFileForShare_20220205-102109
tempFileForShare_20220205-102207
tempFileForShare_20220205-102524
tempFileForShare_20220205-102612
tempFileForShare_20220205-103132
tempFileForShare_20220205-103550
tempFileForShare_20220205-103938
tempFileForShare_20220205-104033
tempFileForShare_20220205-104513
tempFileForShare_20220205-105619
tempFileForShare_20220205-110731
tempFileForShare_20220205-110911
tempFileForShare_20220205-111014
tempFileForShare_20220205-111711
tempFileForShare_20220205-124338

https://ivanov-p.livejournal.com/298711.html


Как делают народы

Пятница, 04 Февраля 2022 г. 21:06 + в цитатник
Это из Ахутина, о греках: что народ был сделан Гомеровым эпосом. Не народ - автор поэмы, а поэма - автор народа

tempFileForShare_20220204-193751
tempFileForShare_20220204-193909
tempFileForShare_20220204-193939
tempFileForShare_20220204-201726


Я подумал: сейчас эпосы не родятся, и такой способ кажется невозможным. Но - толстовцы и достоевцы - чем не протонароды?

Может быть, в иных местах встречаются и более странные источники, авторы народов могут быть разными. Одно время мне казалось, что Эппл - такой автор народа (ну хорошо: организатор, как в эмбриологии). Может, на заокраинном западе народы рождаются из технологий, а у нас тут всё ещё по старинке, из старых книг...

https://ivanov-p.livejournal.com/298345.html


Наука XXI века

Понедельник, 31 Января 2022 г. 19:16 + в цитатник
Ник Лэйн. Энергия, секс и самоубийство. Митохондрии и смысл жизни. 2016.
Очень впечатляющая книга. Сложная, с массой интереснейших деталей и примеров. Там и о загадке возникновения пола, и о проблемах смерти. Мне кажется, можно читать просто для кругозора - возникает очень много нового, тут многие результаты изложены в довольно понятной форме. Новая молекулярная биология, мир косвенных свидетельств, статистических результатов и упрощенных приближений.
Можно отслеживать, как автор меняет ракурс и предмет рассмотрения. Ловкость рук. Если не получается что-либо понять и обосновать на уровне организма - мы легко переходим к популяции. А следом - сразу к конкретному организму и его выгодам. Не получилось опять? Переходим к отдельной молекуле или органелле клетки. В риторическом смысле это игра в наперстки - предмет обсуждения все время оказывается там, где он нужен автору. Причем все это добросовестно - автор просто не представляет. что он делает в смысле логики и рациональности. Этот явный бандитизм считается современным уровнем, автор не раз говорит: наука XXI века.

Впрочем, это так привычно - не думаю, что большинство читателей уловит эти ошибки мышления. Они везде. И этот материал иначе не изложить.

tempFileForShare_20220131-185913
tempFileForShare_20220131-185955
tempFileForShare_20220131-190028
tempFileForShare_20220131-190056
tempFileForShare_20220131-190126
tempFileForShare_20220131-190154
tempFileForShare_20220131-190222
tempFileForShare_20220131-190258

https://ivanov-p.livejournal.com/298032.html


Как делается видение

Суббота, 29 Января 2022 г. 14:25 + в цитатник
Малахиева-Мирович Варвара. Маятник жизни моей...
6 августа 1931
Тут хочу записать сон (вещий?), который повторялся у меня несколько раз – три-четыре раза – в жизни. Недавно я вспомнила его и рассказала Даниилу[28] (юному другу, поэту). Он говорит, что это сон “вещий”. Начинается с пустынной загородной дороги – предместье Старая дорога в Киеве, чем-то пугавшее в детстве. Впереди – знакомый уже тракт, направо тоже знакомый и тоже только по снам овраг, глубокий, с глинистой топью на дне. Из трактира несется топот, разгульные песни, брань, визги. Вся дорога проплевана скорлупой подсолнечников. Справа у оврага начинают встречаться тела убитых. Сердце замирает предчувствием чего-то более страшного и уже знакомого, но не припоминаемого почему-то в образах. И неизбежного.
За трактиром – в мановение ока срыв, прорыв, померкшее сознание, оживающее в ином мире.
Там забывается все прошлое, весь комплекс своей личности подменяется каким-то другим, но ощущаемым как мое “я”. Действуют иные законы. Человек беспол, как рабочая пчела, живет в непрерывной, скучной и отвратительной работе, терпеливо, без протеста. Нет религии, нет традиций культуры, нет творчества. Никакого общения, никаких отношений друг с другом, кроме сотруднических по работе. Работа – брать куриные перья, чистить серным цветом какие-то попоны, набивать перины и матрацы, обмазывать скипидаром бумажки (это уж неизвестно для чего), выводить пятна, переполаскивать пузырьки с дурно пахнущими остатками лекарств. Работа присылается откуда-то сверху, скользит по склону топкого оврага. Радости, отдыха, развлечений, каких-нибудь нюансов жизни в этом царстве нет. Живут все в каких-то курятниках с тонкими не доверху перегородками. Смерти тоже нет. Эта жизнь – бессмертная и безысходная.
Исход есть лишь один – проснуться. Нас водят смолить челн, огромный, как самый громадный пароход. В этом челне нас должны отправить в небытие, которое, однако, как-то будет учитываться как бессмертие. Смолят челн на пустынном (серый, пепельного цвета песок) берегу свинцовой, широкой, как море, реки. Небо совершенно черное. Откуда свет – неизвестно. Но на этом черном небе временами показываются знамения и иероглифы огненно-красного цвета, исполинская рука, серп, но чаще всего – меч, то острием кверху, то – книзу. Мы смотрим на эти знамения тупо, привычными глазами, бессознательно (сон во времени длится десятки, а может быть, и сотни лет), и вдруг одно из этих знамений пронзает сознание необходимостью проснуться, чтобы не погибнуть. Взлетает из недр духа вертикальная линия – вихревое движение – и вселяется в свою здешнюю личность лермонтовскими стихами – “Ангел” или “Парус”.

Даниил Андреев. Роза мира
Первое из чистилищ именуется Скривнус. Это – картина обезбоженного мира и обезбоженного общества без всяких прикрас. Бесцветный ландшафт; свинцово-серое, никогда не волнующееся море. Чахлая трава, низкорослые кустарники и мхи напоминают до некоторой степени нашу тундру. Но тундра хотя бы весной покрывается цветами; почва же Скривнуса не взрастила ни одного цветка. Обиталищами миллионных масс тех, кто были людьми, служат здесь котловины, замкнутые среди невысоких, но неприступных откосов. Скривнус не знает ни любви, ни надежды, ни радости, ни религии, ни искусства; никогда не видал он и детей. Нескончаемый труд прерывается лишь для сна, но сны лишены сновидений, а труд – творчества. Какие-то огромные пугающие существа бодрствуют по ту сторону откосов; время от времени они швыряют оттуда груды предметов, как бы скользящие по воздуху. Каждый из предметов сам находит того, кто над ним должен работать: чинить никому не нужную ветошь, мыть что-то вроде измазанных маслом и грязью склянок, надраивать металлические обломки. И работа, и сон протекают преимущественно в баракообразных домах, длинных, перегороженных внутри барьерами высотой до пояса.
Облик обитателей сохраняет полное человекоподобие, но черты смыты и разглажены. Они напоминают блины, почти полностью схожие друг с другом. Впрочем, память о существовании в Энрофе не только сберегается в душе обитателей, но и гложет их, как мечта об утраченном рае. Самое неотступное из мучений Скривнуса – это скука безысходного рабства, это нудность труда, это отсутствие перспектив, каких бы то ни было.
Ибо не перспективой, а кошмаром вечно нависающей угрозы представляется единственно реальный выход отсюда. Выход этот заключается в том, что на море показывается чёрный, похожий на ящик корабль, быстро и бесшумно скользящий к берегу. Его появление повергает обитателей в панический ужас, так как ни один не знает, застрахован ли он от поглощения кромешной темнотой трюма. Забрав некоторое число их – тех, кого груз кармы обрекает на страдание в более глубинных слоях, – корабль отчаливает. Заключённые в трюм не видят совершаемого пути. Они чувствуют только, что движение по горизонтали сменяется спиральным спуском, как если бы корабль увлекался в закручивающийся Мальстрём.

https://ivanov-p.livejournal.com/297928.html


Симпатичный взгляд

Четверг, 27 Января 2022 г. 14:04 + в цитатник
Хюбнер. Критика научного разума.
Автор еще из той плеяды, где были Кун, Фейерабенд и прочие. Пожалуй? из всех мне его позиция кажется наиболее симпатичной. Многое не понятно, многое кажется лишним, но в целом - приятный взгляд.
Самое трудное - принять отсутствие истины, все же это крайне важный регулятив. Насколько я моогу понять. у автора это достигается масштабом. Очень многое оказывается верным или неверным в зависимости от масштаба рассмотрения. У Хюбнера абсолютная истина недостижима - но он понимает "абсолютная" всерьез.
Пришло в голову, что такой взгляд мог высказать только немец. У англоговорящих подобная позиция получается иной. Кажется, если бы это был англофон, он бы высказал нечто вроде конструктивизма. А у немца - получается вот эта позиция, всё же существенно иная.

tempFileForShare_20220126-235407
tempFileForShare_20220126-235456
tempFileForShare_20220126-235809
tempFileForShare_20220127-000034
tempFileForShare_20220127-091311
tempFileForShare_20220127-091603
tempFileForShare_20220127-091706
tempFileForShare_20220127-095730
tempFileForShare_20220127-114653
tempFileForShare_20220127-115253
tempFileForShare_20220127-122234
tempFileForShare_20220127-131324

https://ivanov-p.livejournal.com/297570.html


История францисканцев - предыстория науки

Вторник, 25 Января 2022 г. 17:11 + в цитатник
Книга: Кравцова. Францисканский орден: от апостольского движения к ученой корпорации. 2018
Интерес к теме: предыстория науки состоит в борьбе двух крупнейших монашеских орденов по вопросу: как ответить на вторжение ислама? Это исламское вторджение состояло не только в военной силе - ислам шел с Аристотелем и аристотелизмом, это были неизвестные еще переводы Философа и новые его трактовки, это был Аверроэс, величайший знаток мудрости и толкователь Аристотеля. Европе практически нечего было противопоставить этой интеллектуальной силе, постепенно стали вырабатываться варианты ответа. Институционально это были нищенствующие монашеские ордена, которые выбрали - каждый - определенную стратегию в интеллектуальном сражении. Доминиканцы считали. что надо вырвать оружие интеллекта из рук врага, завоевать интеллектуальное превосходство - то есть самим умело интерпретировать Аристотеля, показать, что он более всего отвечает христианству. Это прежде всего Фома Аквинский - но там много кто еще работал. Другой ответ у францисканцев. Они постепенно объединялись с мистическим, "интуитивным" познанием, и полагали, что не следует полагаться на "механику рассудка", христианской веры вполне достаточно для противостояния исламу и аристотелизму, не надо мудрствовать. Но при этом они эту самую веру в немудрствование проповедовали и обучали этой позиции с кафедры - то есть выступили с самостоятельной интеллектуальной программой. Конкурируя с доминиканцами. Постепенно эта логика борьбы с Аристотелем и томизмом привела их к самостоятельным путям работы на интеллектуальном поле - в области физики, математики, философии и т.п. Первоначальная программа "озарения" и августинизма была не единственным способом борьбы, францисканцы всерьез работали и попытались создать "боевого робота" в интеллектуальной сфере: если ислам несет соблазн "мирской мудрости" (алхимия, оптика, математика и пр.), то мы выставим в ответ еще более эффективную мирскую мудрость и сокрушим противника, не делая уступок в идеологической сфере. Так сказать, заимствуем пушки, но не веру (условно говоря, потому что, конечно, речь не о заимствовании пушек). На этом пути францисканцы (не они одни. там и роль иезуитов, и вообще длинная история) изобрели науку. Порождение неоспоримо победило светское знание, исходящее от ислама, но потом съело и веру - но это уже через несколько веков. Эта история создания интеллектуального поля для науки внутри христианства во время противостояния арабизму не слишком хорошо описана и известна. (Note: автор к этому всему отношения не имеет, автор просто рассказывает историю францисканского ордена, про предысторию науку - исключительно мои соображения, в книге об этом ни слова)

И вот с точки зрения этой большой истории развития знания приобретают особую значительность различные сюжеты из истории францисканского (и доминиканского) ордена. А в этой книге - как раз ранняя история францисканцев, примерно 50 лет XIII в. При этом в книге описывается борьба трех сил под контролем четвертой: доминиканцы, францисканцы и Университет боролись за власть - под контролем папы. Папы оттуда, сверху, не очень различали. что там внизу кому нужно и мыслили себе дело, что три эти силы - что-то одно и то же, типа три полка, хоть каждый в своей форме. А силы - ордена и университет - в процессе борьбы все лучше понимали. насколько они различны и дифференцировались, приобретали всё большую непохожесть, выполняли в Европе всё более разные функции. Ордена занимались "чрезвычайкой" - судьи и легаты, отправляемые в проблемные места с чрезвычайными полномочиями, чтобы разобраться и устранить. А университет все более понимал себя как кузницу кадров, учреждение образовательное (а не только "корпорация мастеров").

tempFileForShare_20220124-135906
tempFileForShare_20220124-135953
tempFileForShare_20220124-140105
tempFileForShare_20220124-140254
tempFileForShare_20220124-141303
tempFileForShare_20220124-142704
tempFileForShare_20220124-142810
tempFileForShare_20220124-142932
tempFileForShare_20220124-143116
tempFileForShare_20220124-143349
tempFileForShare_20220124-143545
tempFileForShare_20220124-143643
tempFileForShare_20220124-143938
tempFileForShare_20220124-150004
tempFileForShare_20220124-150600
tempFileForShare_20220124-150842
tempFileForShare_20220124-151834
tempFileForShare_20220124-151909
tempFileForShare_20220124-152035
tempFileForShare_20220124-152438
tempFileForShare_20220124-152606
tempFileForShare_20220124-152724
tempFileForShare_20220124-152840
tempFileForShare_20220124-153329
tempFileForShare_20220124-153423
tempFileForShare_20220124-155706
tempFileForShare_20220124-155902
tempFileForShare_20220124-155950
tempFileForShare_20220124-160051
tempFileForShare_20220124-160201
tempFileForShare_20220124-160238
tempFileForShare_20220124-160338

https://ivanov-p.livejournal.com/297373.html


Классика кино

Понедельник, 24 Января 2022 г. 14:51 + в цитатник
Ее нет. В отличие от музыки или литературы, это понятие неприложимо к киноискусству. автор полагает. что через некоторое время все кино ХХ в. будет киноклассикой - для отличения от того. что будут снимать потом.

tempFileForShare_20220123-232247 (1)
tempFileForShare_20220123-232418

https://ivanov-p.livejournal.com/297144.html


Национальные характеры

Понедельник, 24 Января 2022 г. 00:13 + в цитатник

Бон: отношения с Персией

Воскресенье, 23 Января 2022 г. 11:33 + в цитатник
McMahan, Ronald. 2010. From a Land in the West: An Examination of the Possibility of Persian Influence on the Tibetan Bon Religion.

Искал свежего по истории бон. В общем, мало что есть - это еще из лучших. За последние полвека практически ничего не случилось - ну вот фантазии Кузнецова подвергнуты сомнению, но вместо них - ничего.

tempFileForShare_20220122-171059
tempFileForShare_20220122-171143
tempFileForShare_20220122-171523
tempFileForShare_20220122-172056
tempFileForShare_20220122-173338
tempFileForShare_20220122-173608
tempFileForShare_20220122-173926
tempFileForShare_20220122-175048
tempFileForShare_20220122-175312
tempFileForShare_20220122-175906
tempFileForShare_20220122-180159
tempFileForShare_20220122-180453
tempFileForShare_20220122-180831
tempFileForShare_20220122-180944
tempFileForShare_20220122-181059
tempFileForShare_20220122-181230
tempFileForShare_20220122-183444
tempFileForShare_20220122-183615
tempFileForShare_20220122-184044
tempFileForShare_20220122-191240

https://ivanov-p.livejournal.com/296496.html


Как на планете исчезли все женщины

Суббота, 22 Января 2022 г. 16:42 + в цитатник
Очень просто. Мы составляем несколько суждений:
Мужчина - человек
Женщина - не мужчина
...
Из традиционной литературы мы знаем, что т.н. "женщины" чрезвычайно сильно влияли на мужчин. Мужчины были ими управляемы, переживали сильнейшие чувства, женщины определяли их поступки и т.п. И вот теперь, вооруженные научными методами, мы можем обратиться к объективным исследованиям: существуют ли женщины? Мы сделали достоверные выборки двойным слепым методом, брали образцы в самых разных областях планеты - всюду мы находили только людей! Ни одного экземпляра т.н. "женщины" отыскать не удалось, все испытуемые относились либо к животным, либо являлись людьми. Древний миф о "женщинах" опровергнут, современная наука решительно утверждает, что это суеверия - женщин нет и, по-видимому, никогда не было.

Когда мы открываем книгу о современной психологии, неврологии и подобным областям, особенно теоретическую - надо быть осторожным: мы входим в пещеру людоеда. Нет, автор книги - не людоед, но он давно тут живет, и потому... Он проведет нас залами и коридорами, освещая факелом любопытные места, но надо очень внимательно оглядываться - этого давно тут живущего автора уже съели, и то, что он видит как безопасные коридоры - на деле смертельные ловушки, в которые он и попался.

Книга Филиппова "Игры сознания". 2019.
Сначала - Декарт. Мы скандируем: сознание - это не тело, тело - это не сознание. Потом мы ужасаемся: вай! загадка! Проблема самосознания делает отношения разума и тела неразрешимыми! Потом мы практикуем уверенный научный подход. Мы критично и объективно поднимаем крышку мозга: есть там сознание? Фотографируем, предъявляем: нету! (Тут надо рассказать анекдот про американскую пилу). И вот так всё время - за что ни схватись - всюду какая-то такая молекулярная хрень привязана, а сознания нету, одни молекулы. И даже, смотрите, смотрите! даже: возьмем психическое нарушение, когнитивную дисфункцию - а она! а-а! - тоже зависит от какой-то молекулярной хрени! Там - вон, вижу, вижу! - что-то такое привязано, и оно локализовано - видите, видите - локализовано! А-а! То-то. Всё материально.

Если хочется увидеть, как выглядит пещера людоеда - можно пройтись. Но осторожно. Там действительно по углам - кости, а вы и не видели. Пример... ну вот пример - про систему болезней и диагностику, с 2013 года - пятая версия, DSM 5. Она уже цифровая, все симптомы кодируются как наличие-отсутствие, для ясности и определенности. И я несколько представляю, что это значит. Тем самым симптомы гораздо удобнее количественно оценивать, можно составлять этакие синдромы, которые бы характеризовали т.н. "болезнь". До автоматической диагностики недалеко. А ведь робот не ошибается, так что это очень хорошо.

Я бы тут, при виде этой кучки костей, сказал тем, кто остался осторожными: глядите, то, что называлось раньше "симптомами" болезни - это совсем другой природы вещь, чем то, что тут закодировано. Вы видите? Да, некоторая связь есть, это кости прежде живого существа, но это не оно - это кости. И то, что воссоздается с помощью этих костей - это не представление о болезни. В общем, не забывайте, где вы находитесь. И - еще раз - видите, там, далеко - свет? Это оттуда, где вы еще не сделали самого первого своего различения. Про мужчину и женщину... Ну, то есть про разум и тело.

Книга острая, с множеством интересных примеров - скажем, о фактах культурной обусловленности "физиологических симптомов". Как японцы не болеют депрессией и как кхмеры боятся головокружения. В книге сплетение философии и психологии, потому что проблемы переплетаются. Но без воды. Потому что наука и медицина - материалистические, и направлены на счастье людей. Это значит: чтобы больного вылечить, его надо убить (то есть представить как неживого). Это всерьез - и автор об этой проблеме прямо и говорит. И там занятная история психологии - Гален, ведьмы, история DSM и принципов этих систем симптомов и диагнозов.

tempFileForShare_20220122-101155
tempFileForShare_20220122-101241
tempFileForShare_20220122-101548
tempFileForShare_20220122-102551
tempFileForShare_20220122-102633
tempFileForShare_20220122-102752
tempFileForShare_20220122-103132
tempFileForShare_20220122-104444
tempFileForShare_20220122-105912
tempFileForShare_20220122-110732
tempFileForShare_20220122-111152
tempFileForShare_20220122-111418
tempFileForShare_20220122-115413
tempFileForShare_20220122-120444
tempFileForShare_20220122-122826
tempFileForShare_20220122-124632
tempFileForShare_20220122-125108
tempFileForShare_20220122-125518
tempFileForShare_20220122-125726
tempFileForShare_20220122-130107
tempFileForShare_20220122-130725
tempFileForShare_20220122-131545
tempFileForShare_20220122-132447
tempFileForShare_20220122-132740
tempFileForShare_20220122-132952
tempFileForShare_20220122-133144
tempFileForShare_20220122-133351
tempFileForShare_20220122-133542
tempFileForShare_20220122-134014
tempFileForShare_20220122-134143
tempFileForShare_20220122-134358
tempFileForShare_20220122-141642
tempFileForShare_20220122-142333
tempFileForShare_20220122-145854
tempFileForShare_20220122-150338
tempFileForShare_20220122-150524
tempFileForShare_20220122-161323
tempFileForShare_20220122-161953
tempFileForShare_20220122-162115
tempFileForShare_20220122-162249
tempFileForShare_20220122-163211

https://ivanov-p.livejournal.com/296407.html


Демократический век людей без груди

Суббота, 22 Января 2022 г. 09:40 + в цитатник
Анкерсмит, Эстетическая политика
Мысль очень неустойчива - невозможно предсказать, куда двинется автор в следующем абзаце. Впечатляют контрасты теории и приложения - самые красивые рассуждения оборачиваются изумительными провалами. Например, тонкое рассуждение о необходимости коллективизма для индивидуализма оборачивается заключением, что СССР закончился, потому что в Горбачеве проснулось приличие. Собрать рассуждения в кучку автор не может, даже разделенное на пункты различение иронии и метафоры оказывается размытым. И последний абзац книги - как гвоздь: Главная задача современной политической философии - выработка концепции демократии, наделяющей государство более широкими полномочиями... В общем, жалкое зрелище.

tempFileForShare_20220121-210733
tempFileForShare_20220121-210843
tempFileForShare_20220121-211357
tempFileForShare_20220121-223609
tempFileForShare_20220121-225545
tempFileForShare_20220121-234647
tempFileForShare_20220121-234847
tempFileForShare_20220122-085335
tempFileForShare_20220122-085409
tempFileForShare_20220122-085439
tempFileForShare_20220122-090457
tempFileForShare_20220122-091703
tempFileForShare_20220122-092119

https://ivanov-p.livejournal.com/295962.html


Хайдеггер и дао

Пятница, 21 Января 2022 г. 09:38 + в цитатник
Достаточно важно - насколько Хайдеггер ощущал близость с "восточной мудростью". Тут некоторые заметки о таком интересе - переводил, знал, интересовался. Ощущал близость.

tempFileForShare_20220120-235223
tempFileForShare_20220120-235321
tempFileForShare_20220120-235402
tempFileForShare_20220120-235457
tempFileForShare_20220120-235757

https://ivanov-p.livejournal.com/295789.html


Ходит по воде

Пятница, 21 Января 2022 г. 00:13 + в цитатник

Противоречивая история субъекта

Четверг, 20 Января 2022 г. 17:01 + в цитатник
В этих сферах царит жуткая путаница. было бы интересно отследить историю понятий, указывающих на "я" в различных языках - особенно тренд к востоку от запада, от Средиземья - через Россию - в Китай и Японию. Все эти индивид, субъект, личность, само местоимение "я", индивидуальность и прочие способы указать на то. для чего прежде не было слова.

tempFileForShare_20220120-163841
tempFileForShare_20220120-164018
tempFileForShare_20220120-164112
tempFileForShare_20220120-164429
tempFileForShare_20220120-164511
tempFileForShare_20220120-164554
tempFileForShare_20220120-164704

https://ivanov-p.livejournal.com/295369.html


Про общение и ошибки

Четверг, 20 Января 2022 г. 13:40 + в цитатник
Книга по истории понятий. Надо ж, не знал. что прежде у слова "общаться" был такой заметный сексуальный подтекст. а теперь совсем всё этим называется

tempFileForShare_20220120-111824
tempFileForShare_20220120-111906
tempFileForShare_20220120-111950
tempFileForShare_20220120-112433
tempFileForShare_20220120-113123

https://ivanov-p.livejournal.com/294948.html


Универсальная и самопадающая теория

Среда, 19 Января 2022 г. 00:00 + в цитатник
Рэндалл Коллинз и геополитическая теория этничности и национализма. Идея такая: этничность - социальный конструкт, нет такого качества-свойства, которое не могло бы быть этноопределяющим, выразителем этнической границы. Многие т.н. этнические границы поддерживаются откровенно-искусственно, без малейших объективных оснований. Далее - роль государства и вес государства на международной арене. Успешное государство приносит успех государствообразующей нации, неуспешное - распадается под влиянием внутренних конфликтов.
Интересно, как там ближе к концу вдруг говорится об исконной вражде между этносами, которая проявляется. когда оковы государства спадают. Откуда-то в социальном конструкте взялась исконная вражда. И занятно, что эта универсалистская концепция, готовая объяснить все загадки этничности, именно в силу своей специфики не может ответить - а это что такое? Если любая социальная черта может быть этнической, если любые различия 9вплоть до бедных-богатых или профессиональные) могут быть основной этничности - и мсто, и профессия, и доход - все есть основа этнического отличия... Если всё - этнос, то что же такое социология? а если это социология, то при чем тут этничность? Становясь такой могущественной в объяснениях, теория теряет предмет - в руках автора теория этничности становится универсальной социологической теорией и не может более использоваться для объяснения самых простых вопросов об этносе.
Интересны прогнозы из 1999 г. о судьбе советского распада и о будущем американцев. Автор противопоставляет американизацию и балканизацию - это зеркально-подобные противоположные процессы. Балканизация - когда бывшая империя слабеет и раздирается на клочки этносами, американизация - когда разные этносы на волне государственного успеха и обогащения (что приводит к повышению авторитета официальной культуры) сливаются нечто единое, пронизанное таким количеством переходных зон и смешений, что вообще говорить об этничности смысла более нет. Автор дает примеры - такое смешение уничтожает этничность за три-шесть поколений (в разных примерах). То есть дайте Америке век процветания - и это осуществится. Опять же, интересно смотреть на эти прогнозы из будущего.

tempFileForShare_20220118-213300
tempFileForShare_20220118-213349
tempFileForShare_20220118-213457
tempFileForShare_20220118-213533
tempFileForShare_20220118-215338
tempFileForShare_20220118-215524
tempFileForShare_20220118-220144
tempFileForShare_20220118-221144
tempFileForShare_20220118-221517
tempFileForShare_20220118-222029
tempFileForShare_20220118-223051
tempFileForShare_20220118-223716
tempFileForShare_20220118-224113
tempFileForShare_20220118-225803
tempFileForShare_20220118-230326
tempFileForShare_20220118-231303
tempFileForShare_20220118-231434

https://ivanov-p.livejournal.com/294681.html



Поиск сообщений в lj_ivanov_p
Страницы: 62 ... 58 57 [56] 55 54 ..
.. 1 Календарь