-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в lj_ivanov_p

 -Подписка по e-mail

 

 -Постоянные читатели

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 02.10.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 0

ivanov_p





ivanov_p - LiveJournal.com


Добавить любой RSS - источник (включая журнал LiveJournal) в свою ленту друзей вы можете на странице синдикации.

Исходная информация - http://ivanov-p.livejournal.com/.
Данный дневник сформирован из открытого RSS-источника по адресу /data/rss/??ac108cb0, и дополняется в соответствии с дополнением данного источника. Он может не соответствовать содержимому оригинальной страницы. Трансляция создана автоматически по запросу читателей этой RSS ленты.
По всем вопросам о работе данного сервиса обращаться со страницы контактной информации.

[Обновить трансляцию]

О сокращении "морального словаря"

Вторник, 18 Января 2022 г. 11:12 + в цитатник
Ениколопов, 2014. Агрессия в обыденной жизни.
О сокращении морально-этической лексики: слова вымирают.
Мне, правда, интересно, не возникают ли новые. Кажется, метод авторов может показывать лишь сокращение - а вдруг в других местах с другими корнями что-то появляется? Но, может, и не появляется.

tempFileForShare_20220115-171107
tempFileForShare_20220115-171019

https://ivanov-p.livejournal.com/294637.html


Лирики и физики вместе уходят за горизонт

Суббота, 15 Января 2022 г. 00:04 + в цитатник
Книга на интересную тему: история понятий. Я ею заинтересовался давно, почитав Козеллека и Бурдье, и всё хотел отыскать что-то стоящее, при этом конкретное, но не всегда получалось. Хорошая книга на эту тему - Бикбов, 2014. "Грамматика порядка". Сделана... ну не то чтобы прямо так, как мне хотелось в начале 2000-х, несколько иначе, но так тоже можно. И получилось хорошо.

Тему эту можно представить так. Недавно один юзер в дискуссии сказал: "Технари управляют процессами, а гуманитарии управляют технарями". На такое ему... Что на это говорят технари? В общем, тоже неплохо. Что-нибудь вроде: "Что я говорю гуманитарию? Два латте с собой, пожалуйста".

То и другое - правда. Поэтому так хлестко. Так вот, книга - о том, как складываются понятия, как они изменяются, когда их захватывают политические и бюрократические структуры - и как эти понятия, в свою очередь, меняют политику и способы управления. Это - механика того, каким же образом эти самые гуманитарии управляют технарями, которые ведь делают нам научно-технический прогресс... получив это понятие из рук гуманитариев. И у них уже отняли это понятие - просто многие технари пока не в курсе.

В книге очень интересная вводная часть, там много о методологии такого рода исследований. Из практических глав, где разобраны конкретные понятия, мне наиболее интересными показались главы о среднем классе (понятие-проект, за ним всю жизнь было мало конкретики, оно всегда было о том, что вот-вот случится - до тех самых пор, пока оно в очередной раз не стало лишним) и главы о науке - как это понятие было реформировано, так что наука изменила смысл и устройство, можно сказать иначе - "деградировала", но это не поможет - сам словарь прогресса, кризиса и деградации - вовсе не объктивно-нейтральный, а выстроен исходя из определенных предпосылок и несет скрытые следствия, то есть принимая эти слова - сразу принимают многое неявное. Как и во всех прочих случаях, конечно. Именно эту механику рассказывает автор.

Научный прогресс заменился "ресурсом", наука стала маленьким сегментиком материального производства, научная кафедра - малым предприятием, ну и в целом - "она утонула". И в длинной цепи акций, которые к этому привели - и понятийные подразделения международных статистических бюро, и драка за собственность, и бюрократические игры во власть друг над другом, и страх перед "прошлым", и самостоятельная жизнь понятий - как назовем, так и поплывет. Ну, или так и утонет. Но об этом я уже говорил.

за горизонт

tempFileForShare_20220114-103240
tempFileForShare_20220114-103333
tempFileForShare_20220114-103440
tempFileForShare_20220114-103626
tempFileForShare_20220114-103708
tempFileForShare_20220114-103751
tempFileForShare_20220114-103905
tempFileForShare_20220114-104014
tempFileForShare_20220114-104058
tempFileForShare_20220114-104228
tempFileForShare_20220114-104354
tempFileForShare_20220114-104509
tempFileForShare_20220114-104840
tempFileForShare_20220114-111531
tempFileForShare_20220114-112158
tempFileForShare_20220114-112322
tempFileForShare_20220114-112449
tempFileForShare_20220114-123940
tempFileForShare_20220114-135627
tempFileForShare_20220114-171047
tempFileForShare_20220114-171152
tempFileForShare_20220114-171351
tempFileForShare_20220114-172102
tempFileForShare_20220114-172247
tempFileForShare_20220114-172347
tempFileForShare_20220114-173528
tempFileForShare_20220114-173837
tempFileForShare_20220114-173924
tempFileForShare_20220114-174541
tempFileForShare_20220114-181026
tempFileForShare_20220114-181136
tempFileForShare_20220114-181249
tempFileForShare_20220114-181538

https://ivanov-p.livejournal.com/294364.html


Устная история

Пятница, 14 Января 2022 г. 10:26 + в цитатник
Книга, в которой собраны "интервью" со стариками, крестьянами. О истории России в начале ХХ в. Много маленьких записей, "рассказов" - по 2-3 страницы. Люди вспоминают свою жизнь.
Под катом цитаты из авторского введения. Там интересное наблюдение - что люди с высшим образованием рассказывают серо, шаблонно, язык ужасный, фантазии нет - они пытаются зацепиться за хронологию и казенным языком выдают штампы. В основном это касается мужчин с высшим образованием. А речь женщин - не хронологическая, ассоциативная, живая, много более интересная.
Сами рассказы я цитировать не стал. И читать их было тяжело. Голод, сиротство, смерти. Когда это - не статистика, а истории чьей-то жизни (брат умер. сестра, голодали, пухли...) - когда это фон и быт, читать трудно. Но в самом деле - помогает понять фон истории России. На котором потом рисуют картины - про революцию, про войну, про победу, про/против Сталина и другие.

tempFileForShare_20220114-101208
tempFileForShare_20220114-101311
tempFileForShare_20220114-101400
tempFileForShare_20220114-101432
tempFileForShare_20220114-101526

https://ivanov-p.livejournal.com/293955.html


Максимизация приспособленности

Четверг, 13 Января 2022 г. 23:27 + в цитатник
Вроде бы это было ясно "всем" и "всегда". Вменяемым, по крайней мере. Однако если это обложить некоторой математикой, то вполне можно написать 70 страниц и в 2021 году. И всё равно это верно, так что вроде бы и не зря.
Это раскрытие "великой загадки" - если в эволюции происходит увеличение приспособленности, то отчего приспособленность не максимальна? И как нам этой самой максимальной достичь - наверное, интенсифицировать эволюцию и срока ей добавить.
Раскрытие загадки в том, что не выйдет.

tempFileForShare_20220113-231603
tempFileForShare_20220113-231701
tempFileForShare_20220113-231747
tempFileForShare_20220113-231819
tempFileForShare_20220113-231847

https://ivanov-p.livejournal.com/293764.html


Стивен Лаперуз

Среда, 12 Января 2022 г. 13:02 + в цитатник
Американец, переехавший в Россию. Книга из статей преимущественно 90-х годов. Автор хотел помочь русским правильно понять американцев и Америку. Главная тема - американское общество - материалистическое и потребительское, в духовном смысле Америка спит, и русским не надо строить "долларовую Россию", следует отыскать иные цели.
О том, какие же цели надо отыскать, говорится очень смутно - "высокие". Соединить духовность русской идеи с достатком американской мечты, как-то так.
Текст несколько напоминал мне Льюиса в его "трактатах". Немного затянуто, иногда сбои в логике, - и искренние благие намерения. Что встречается не так часто, как могло бы.
Самая удивительная сцена в книге - это "обращение" автора к России. Он пришел в 1986 г. в Москве на день рождения Пушкина - и увидел, как люди "просто так" читают стихи. Часами. Обычные люди. Тетки с деревенскими сумками. Плохо одетые, беззубые, мрачноватые - искренне, с чувством читали стихи. И окружающие их слушали - внимательно, часами.

Интересно, сейчас - многие ли могут полчаса читать наизусть Пушкина? Просто так, не готовясь? Некоторые наверняка смогут. Я - не смогу. Интересно - многие ли? Тогда, в 1986, могли многие. И автора эта сцена - несколько часов на Пушкинской площади - поразила.

tempFileForShare_20220112-082442
tempFileForShare_20220112-082637
tempFileForShare_20220112-082732
tempFileForShare_20220112-082838
tempFileForShare_20220112-082917
tempFileForShare_20220112-083006
tempFileForShare_20220112-083051
tempFileForShare_20220112-083305
tempFileForShare_20220112-083353
tempFileForShare_20220112-083440
tempFileForShare_20220112-083531
tempFileForShare_20220112-083627
tempFileForShare_20220112-101416
tempFileForShare_20220112-101458
tempFileForShare_20220112-103800
tempFileForShare_20220112-105839
tempFileForShare_20220112-113251
tempFileForShare_20220112-113455
tempFileForShare_20220112-115736
tempFileForShare_20220112-121056
tempFileForShare_20220112-121219
tempFileForShare_20220112-121323
tempFileForShare_20220112-122645
tempFileForShare_20220112-122814
tempFileForShare_20220112-123039
tempFileForShare_20220112-123147
tempFileForShare_20220112-123917
tempFileForShare_20220112-124007
tempFileForShare_20220112-124111

https://ivanov-p.livejournal.com/293452.html


Демоническая сила научных открытий

Воскресенье, 02 Января 2022 г. 10:55 + в цитатник
Автор, изучая связь христианского богословия и естествознания, приходит к картине... В правом полушарии находятся божественные и творческие силы. В левом - . Когда-то мы находились под властью сил правого полушария. Потом стали развиваться силы левого. И наука - результат вдохновения даймонов, которые искажают истинные творческие озарения.
(Пред)убеждения ученого и его мировидение оказывают существенное влияние на понимание им собственных озарений.

Эта книга позволяет увидеть, как видна наука из богословских устремлений. Автор, насколько можно понять. искренне старался сделать важную вещь - раскрыть подлинные основы современной наукоцентричной цивилизации. Увидел в основе - прельщение и бесов. Выход нашел в практической проверке помыслов, которыми движим ученый: ученый должен прежде всего заниматься аскетикой и очищением помыслов, тогда он будет получать очищенные озарения, т.е. научные открытия.

Это интересно может быть вот еще с какой стороны. Современные "рассказы о науке" - популяризаторство - адресованы детям из XVIII века. Подразумеваются не имеющие предрассудков = исходно обращенные к научности любознательные подростки, жадно внимающие ученому, который рассказывает об истинных объяснениях чудес мира.
Но массовый читатель популярных книг о науке может быть настроен совсем иначе. И тогда можно увидеть ситуацию: как выглядят рассказы о науке, "просвещение" - если принимать во внимание образ мыслей слушающего и читающего.

tempFileForShare_20220102-102423
tempFileForShare_20220102-102518
tempFileForShare_20220102-102748
tempFileForShare_20220102-102930
tempFileForShare_20220102-103139
tempFileForShare_20220102-103310
tempFileForShare_20220102-103357
tempFileForShare_20220102-103452
tempFileForShare_20220102-103633
tempFileForShare_20220102-103710
tempFileForShare_20220102-103744
tempFileForShare_20220102-103839
tempFileForShare_20220102-103947
tempFileForShare_20220102-104023

https://ivanov-p.livejournal.com/293160.html


Просвещение как запрет оргазма, конец просвещения как эмансипация

Понедельник, 27 Декабря 2021 г. 19:36 + в цитатник
Роберт Мушембле. Оргазм.
Автор придумал весьма забавную картину мира. Выглядит она примерно так.
Когда-то жили обезьяны. в силу разных экологических особенностей им пришлось очень много внимания уделять отношениям внутри стаи, как отношениям доминирования-подчинения, так и отношениям половых партнеров. Весь животный мир как-то обходился и делал эти дела попросту, но эти обезьяны заморочились всерьез. Интриги, политика, свержения вожака, союзы и набор рекрутов, проникновение в козни окружающих, пресечение измен, отлов блудливых самок и управление агрессивными самцами с их стороны... Всё это заставило бедных обезьян развить смех, песни, танцы, хитрость, язык, орудия и интеллект. Затанцевав и зарисовав, обезьяны смогли воспользоваться давно им известными каменными топорами и огнем - чтобы, ведомые вожделением к самке и политическими инстинктами. начать восхождение по лестнице разума. Что же еще их могло туда завести, на лестницу-то? Ученые долго бились - нет, ничего не могло. Только секс и власть, желание доминировать и желание овладевать самками, не подпуская к ним соперников дали шанс человеческому интеллекту.

Шли века, и как-то так потихоньку человечество жило в традиционных обществах. По мере сил удовлетворяло свои властные и сексуальные потенции. Заменило каменные топоры на железные, но по сути - то же самое. Мимо мелькали пирамиды, крест, полумесяц - человечество шло дальше.

И тут наступило новое время, Ренессанс. Черт догадал человечество в Европе придумать разные формы этикета, по сути - аскетические. Многое стало неприлично, появились ограничения. И на улице подол бабе не задери, и маскируйся всячески, а кустиков-то нету. В общем, сплошной аскетизм загрузил несчастные головы сапиенсов в Европе. И тогда, от невозможных этих запретов, у них началась сублимация. От неумеренной сублимации массово произросли науки и искусства, пошла всякая цивилизация, прогресс и просвещение масс. И чем сильнее все эти этические нормы заживали народ. Приличия коверкали юношескую психику, желающую властвовать и оргазмировать, тем великолепнее были успехи наук. Наконец, человек полетел в космос.

Тут случилась эмансипация, всяческое установление прав меньшинств и обретение свобод, сплошной либертинаж. от это юношество воспряло и, интенсивно оргазмируя, забыло про все эти сублимации с науками.

Конец истории подкрался с очередным оргазмом. Теперь приличия всё меньше, свобод больше, народ свободно оргазмирует с резиновыми куклами и онлайн, и те свободные оргазмы уже привели к упадку цивилизации и наук.

Вы чувствуете диалектику мысли автора? Оргазм сделал из обезьяны человека, и он же его туда же и того.

tempFileForShare_20211227-191002
tempFileForShare_20211227-191052
tempFileForShare_20211227-191133
tempFileForShare_20211227-191240
tempFileForShare_20211227-191324
tempFileForShare_20211227-191401
tempFileForShare_20211227-191446

https://ivanov-p.livejournal.com/292980.html


Возникновение субъекта и немного об одном из них

Воскресенье, 26 Декабря 2021 г. 14:18 + в цитатник
Книга о возникновении субъектности, субъективности. Автор полагает. что это - субъект, личность - возникло в античности. Сейчас точка зрения едва не принятая, по крайней мере таким образом высказываются многие. Так что мнение, будто человек существенным образом не менялся и в древности люди были такими же, - теряет в значимости.
Помимо того, автор делится воспоминаниями о Г. Щедровицком. Очень интерсные замечания - как была выработана программа, когда всё было сделано и "они победили" - Щедровицкий устал. Почему именно, как это было предопределено самим типом его философствования...

tempFileForShare_20211225-235607
tempFileForShare_20211225-235711
tempFileForShare_20211225-235757
tempFileForShare_20211225-235920
tempFileForShare_20211226-000045
tempFileForShare_20211226-000218
tempFileForShare_20211226-000306
tempFileForShare_20211226-000417
tempFileForShare_20211226-000508
tempFileForShare_20211226-000607
tempFileForShare_20211226-000705

https://ivanov-p.livejournal.com/292798.html


Усердный таинств ваших предатель

Воскресенье, 26 Декабря 2021 г. 00:14 + в цитатник
Со временем пропадает актуальность, и события интересны лишь как характеристика времени, а не людей. Громкое сочинение, разоблачающее, раскрывающее тайную организацию, гордящееся своим предательством - так это было 200 лет назад. А сейчас - для меня - скорее дух времени. Какие выражения употребляли. какие действия считались естественными, какие нет. Как можно было поступать, что казалось смешным...

И, конечно, детали. Жакеннаки. Экое слово...

tempFileForShare_20211225-104944
tempFileForShare_20211225-105022
tempFileForShare_20211225-105052
tempFileForShare_20211225-105334
tempFileForShare_20211225-105628
tempFileForShare_20211225-105811
tempFileForShare_20211225-111228
tempFileForShare_20211225-111405
tempFileForShare_20211225-111641
tempFileForShare_20211225-112225
tempFileForShare_20211225-112522
tempFileForShare_20211225-112808
tempFileForShare_20211225-112843
tempFileForShare_20211225-112918
tempFileForShare_20211225-113015
tempFileForShare_20211225-113102
tempFileForShare_20211225-113213
tempFileForShare_20211225-113302

https://ivanov-p.livejournal.com/292383.html


Философы ХХ века

Суббота, 25 Декабря 2021 г. 00:00 + в цитатник
Приятная книга - в небольшом объеме яркие и ясные картинки ведущих философов века. У меня сложилось впечатление, что одним из важных процессов было утекание науки из философии. Как тысячью лет ранее из философии ислама ушел аристотелизм и проблемы познания, так и тут - в начале века философия бралась за описание научного познания, его методологии и принципов, а потом - только "антропология", "экзистенция" и не более того.

tempFileForShare_20211224-221909

tempFileForShare_20211224-222038

tempFileForShare_20211224-222221

tempFileForShare_20211224-222840

tempFileForShare_20211224-223228

tempFileForShare_20211224-224317

tempFileForShare_20211224-225451

tempFileForShare_20211224-225733

tempFileForShare_20211224-225950

tempFileForShare_20211224-232638

tempFileForShare_20211224-233455

https://ivanov-p.livejournal.com/292219.html


Классика

Четверг, 16 Декабря 2021 г. 00:07 + в цитатник
Савельева, Полетаев. 2010. Классическое наследие.

Ну, так... некоторый обзор дисциплинарных проблем. Попыток проблематизации понятия нет, идей об эволюции понятия нет. Сравнения с понятием литературной классики нет. Выделяется несколько значений слова и показано, как примерно все эти значения используются тут и там.

tempFileForShare_20211215-174222
tempFileForShare_20211215-174319
tempFileForShare_20211215-181308
tempFileForShare_20211215-183645
tempFileForShare_20211215-183853
tempFileForShare_20211215-190316
tempFileForShare_20211215-201115
tempFileForShare_20211215-201540
tempFileForShare_20211215-201613

https://ivanov-p.livejournal.com/291938.html


*

Среда, 15 Декабря 2021 г. 08:45 + в цитатник
История и методология биологии и биофизики.

Сделано по шаблонам, принятым в 80-е годы в советской науке. В методологии в трудных случаях привлекаются как решающие мнения Мейена, Шрейдера и Назарова. История сделана примерно на этом же уровне, явно не по шаблонам американских учебников, а - советских. За 80-е годы изложение заходит в крайне редких случаях.
При этом изложение - много более подробное и внятное, чем во многих других книгах. Именно по причине ориентации на советский уровень. На английском ничего похожего нет - например, подробно изложены взгляды Щедровицкого, на которых и основывается здесь изложение методологии. Однако ни критики этих взглядов, ни решения трудных вопросов этих теорий нет.

tempFileForShare_20211214-182417
tempFileForShare_20211214-182514
tempFileForShare_20211214-182624
tempFileForShare_20211214-182706
tempFileForShare_20211214-182917
tempFileForShare_20211214-183028
tempFileForShare_20211214-183248
tempFileForShare_20211214-183655
tempFileForShare_20211214-184501
tempFileForShare_20211214-210453
tempFileForShare_20211214-210620

https://ivanov-p.livejournal.com/291623.html


Слепота провидцев

Вторник, 14 Декабря 2021 г. 18:21 + в цитатник
В книге Келли о нашем будущем говорится следующим образом.
Высказывается общая идея: наше будущее детерминировано развитием технологий, именно то, что будет изобретено и с какой скоростью будет изобретено, и будет определять нашу жизнь.
А содержание книги - о том, что все мысли создателей технологий об их использовании ничтожны, обычно происходит то, чего никто не ждал.
В результате идея о том, что будущее определяется технологиями, ничего не значит: так всегда можно сказать, уже зная результат, оглядываясь в прошлое и решая. что в нем было определено технологиями. Но никогда так нельзя сказать о будущем - любые ожидания, высказанные исходя из появляющихся технологий, ничтожны.

tempFileForShare_20211214-172842
tempFileForShare_20211214-180541
tempFileForShare_20211214-180620
tempFileForShare_20211214-180702
tempFileForShare_20211214-180751
tempFileForShare_20211214-180950

https://ivanov-p.livejournal.com/291542.html


Совершенно замечательная

Понедельник, 06 Декабря 2021 г. 17:17 + в цитатник
книга о зрительном восприятии.
Пальмер, Ванделл, Шварц. Наука о зрении. От фотонов к феноменологии.

Это "интегративный перевод", соединение трех прекрасных книг. Первая - монография Стивена Пальмера «Наука о зрении. От фотонов к феноменологии» (1999). Эта книга дополнена данными Брайана Ванделла из книги «Основы зрения» (1995) и текстом «Зрительное восприятие» (2009) Беркли Стивена Шварца. В целом - для учебника - это довольно свежая работа. Отстает от фронта лет на 20-30, это еще мало.

На солнце есть пятна - книга недостаточно редактирована, у нее был ... оригинальный переводчик (ежели, бо, сим, доколе...).
Но книга великолепная. Сложнейший материал изложен ясно (по крайней мере в разделе о цвете, пространство так же ясно изложить не удалось). 800 страниц текста очень хорошо иллюстрированы и структурированы.
Эксперименты изложены отчетливо.
Рассмотрена категоризация зрительных стимулов. Примат целого в восприятии над частями. Более того - целое воспринимается отдельно от частей и до некоторой степени независимо.
Интереснейшие приключения трехчастного цветоприемника - RGB и недостаточность этой концепции, переход к оппозитной теории и далее.
Показано, что навстречу воспринятому видящий "выделяет" некоторые "мысли", зрение есть не чистое пассивное восприятие внешнего, а активное создание изображения, невозможное без расшифровки принципиально неполных данных с помощью добавления созданного субъектом.
Рассмотрение формы приводит к критериям гомологии (но сами авторы этого не поняли - все же классическая зоология у них слаба).
Одно из основных достоинств - в массе случаев прямо указано, какие факты и эксперименты не объясняет принятая теория. Даны альтернативные точки зрения.
Изложено от физики через физиологию и до психологии восприятия. Не забыто, что в зрении мы имеем когнитивную функцию - то есть, изучая зрительное восприятие, мы изучаем мышление. Так что кое-что об устройстве мышления говорится.
То есть просто - !!

tempFileForShare_20211206-054632
tempFileForShare_20211206-054742
tempFileForShare_20211206-055224
tempFileForShare_20211206-055949
tempFileForShare_20211206-060046
tempFileForShare_20211206-060245
tempFileForShare_20211206-061206
tempFileForShare_20211206-065048
tempFileForShare_20211206-065412
tempFileForShare_20211206-065714
tempFileForShare_20211206-065949
tempFileForShare_20211206-070905
tempFileForShare_20211206-071846
tempFileForShare_20211206-072615
tempFileForShare_20211206-072757
tempFileForShare_20211206-081416
tempFileForShare_20211206-081709
tempFileForShare_20211206-082115
tempFileForShare_20211206-082253
tempFileForShare_20211206-082418
tempFileForShare_20211206-082603
tempFileForShare_20211206-082805
tempFileForShare_20211206-082924
tempFileForShare_20211206-083507
tempFileForShare_20211206-093755
tempFileForShare_20211206-093849
tempFileForShare_20211206-094347
tempFileForShare_20211206-100755
tempFileForShare_20211206-100915
tempFileForShare_20211206-101049
tempFileForShare_20211206-101224
tempFileForShare_20211206-101418
tempFileForShare_20211206-102040
tempFileForShare_20211206-102149
tempFileForShare_20211206-102233
tempFileForShare_20211206-102321
tempFileForShare_20211206-102447
tempFileForShare_20211206-102558
tempFileForShare_20211206-102831
tempFileForShare_20211206-103036
tempFileForShare_20211206-110107
tempFileForShare_20211206-114930
tempFileForShare_20211206-115643
tempFileForShare_20211206-123057
tempFileForShare_20211206-123151
tempFileForShare_20211206-123238
tempFileForShare_20211206-123343
tempFileForShare_20211206-134937
tempFileForShare_20211206-141743
tempFileForShare_20211206-142108
tempFileForShare_20211206-142227
tempFileForShare_20211206-142324
tempFileForShare_20211206-142438
tempFileForShare_20211206-145039
tempFileForShare_20211206-150534
tempFileForShare_20211206-150706
tempFileForShare_20211206-150821
tempFileForShare_20211206-153000
tempFileForShare_20211206-154501
tempFileForShare_20211206-154628
tempFileForShare_20211206-163127
tempFileForShare_20211206-163256
tempFileForShare_20211206-163514
tempFileForShare_20211206-163903
tempFileForShare_20211206-170137
tempFileForShare_20211206-170332
tempFileForShare_20211206-170505
tempFileForShare_20211206-170805

https://ivanov-p.livejournal.com/291279.html


Непредвиденное будущее

Понедельник, 06 Декабря 2021 г. 00:05 + в цитатник
Мнения социологов по поводу нашей непредсказуемой неожиданности
Выпуск Социодиггера 2021 г. Социологические данные, футурология, ожидания и печали

tempFileForShare_20211205-200948
tempFileForShare_20211205-201028
tempFileForShare_20211205-201332
tempFileForShare_20211205-201509
tempFileForShare_20211205-201615
tempFileForShare_20211205-201757
tempFileForShare_20211205-203020
tempFileForShare_20211205-203142
tempFileForShare_20211205-203806
tempFileForShare_20211205-212410
tempFileForShare_20211205-212457
tempFileForShare_20211205-212620
tempFileForShare_20211205-212753
tempFileForShare_20211205-212852
tempFileForShare_20211205-213305
tempFileForShare_20211205-223124
tempFileForShare_20211205-223216
tempFileForShare_20211205-223719
tempFileForShare_20211205-223754
tempFileForShare_20211205-224122
tempFileForShare_20211205-224201
tempFileForShare_20211205-224345
tempFileForShare_20211205-230942
tempFileForShare_20211205-231019
tempFileForShare_20211205-231250
tempFileForShare_20211205-231406
tempFileForShare_20211205-231607
tempFileForShare_20211205-231657
tempFileForShare_20211205-231804
tempFileForShare_20211205-231920
tempFileForShare_20211205-232015

https://ivanov-p.livejournal.com/290925.html


Современная онтология

Воскресенье, 05 Декабря 2021 г. 20:01 + в цитатник
Обоснование и критерии.

В общем, у меня сложилось впечатление, что задавать какой-либо вопрос философу - не лучшая идея.

van Inwagen. Existence

tempFileForShare_20211205-184422
tempFileForShare_20211205-184502
tempFileForShare_20211205-184622
tempFileForShare_20211205-185635
tempFileForShare_20211205-190842
tempFileForShare_20211205-190958
tempFileForShare_20211205-191210
tempFileForShare_20211205-191423
tempFileForShare_20211205-192544
tempFileForShare_20211205-192631

https://ivanov-p.livejournal.com/290595.html


Понимание по-русски

Суббота, 04 Декабря 2021 г. 21:01 + в цитатник
Не утверждается. что на любом языке так - кажется, английское и французское могут иметь иную семантику. Но по-русски... Знать и считать, осознавать и иметь мнение

tempFileForShare_20211204-175129
tempFileForShare_20211204-175325

https://ivanov-p.livejournal.com/290345.html


Одинокие

Четверг, 02 Декабря 2021 г. 08:28 + в цитатник
Статья "Оценки численности домохозяйств в РФ"
О том, что все больше домохозяйств из одного человека. что меняет всякие прогнозы.

tempFileForShare_20211201-161637
tempFileForShare_20211201-161712
tempFileForShare_20211201-161809
tempFileForShare_20211201-161846
tempFileForShare_20211201-161941
tempFileForShare_20211201-162039
tempFileForShare_20211201-162243

https://ivanov-p.livejournal.com/290249.html


Современное изложение онтологии

Среда, 01 Декабря 2021 г. 11:03 + в цитатник
Lowe. 2006. The Four-Category Ontology

Ну... так. Современная версия аристотелизма. Изложено. На мой взгляд, банально. Удивился только тому, как автору удалось, излагая современный аристотелизм, не сказать ничего ценного для научного метода. То есть философ так боится попасть под руку ученому, что соблюдает границу не хуже теолога - философия одно, наука другое, и не дай бог соприкоснуться рукавами.

Между тем, если бы он нормально излагал собственный материал мысли на тему, там были бы сплошные неожиданные новации.

tempFileForShare_20211201-093817
tempFileForShare_20211201-093926
tempFileForShare_20211201-094010
tempFileForShare_20211201-094947
tempFileForShare_20211201-095125
tempFileForShare_20211201-095450
tempFileForShare_20211201-100932
tempFileForShare_20211201-102508
tempFileForShare_20211201-103651
tempFileForShare_20211201-104631
tempFileForShare_20211201-105013
tempFileForShare_20211201-105312

https://ivanov-p.livejournal.com/289898.html


Работа над ошибками: проблема сознания

Вторник, 30 Ноября 2021 г. 11:33 + в цитатник
Чалмерс. Сознающий ум. В поисках фундаментальной теории.
Автор начинает с того, что выбирает пару основных понятий, с помощью которых пытается решить проблему. Никаких обоснований, отчего выбраны именно эти понятия, нет. Рассуждения автора хрупки, поскольку выбор других понятий приведет к иным решениям. Так что все 700-страничное изложение автора висит на согласии читателя принять в качестве основных два понятия, с которыми автор решает проблему сознания - "феноменологическое" и "психологическое" (ощущаемое и проявляющееся в поведении). На эти две части автор делит "психическое" и уверен, что и третьего не надо, и эти два безальтернативны. Это ошибка - любой иной выбор исходных понятий приведет к совсем иным выводам.

Далее автор переходит к выводу главного для него понятия супервентности. Это понятие он основывает на очень богатом, непроясненном, противоречивом понятии "уровня фактов". Это понятие автор считает тривиальным и не выводит ниоткуда, не определяет. Если бы автор дал себе труд продумать это понятие, он убедился бы, что оно очень сложно и не может быть тривиально создано, это результат работы некоторой теоретической системы, а не простая данность. Причем там оказалось бы, что все рассуждения автора и все его предпосылки уже задействованы при выводе понятия уровня факта, так что рассуждения автора становятся порочным кругом.

Далее автор работает с главным для него понятием супервентности. И здесь уже не просто нелепости и плохие выборы, а прямые ошибки. Это можно видеть при разборе понятия супервентности на биологическом материале. Там видно, что автор совсем не умеет работать с понятиями исторического и случайности. В его мире этих вещей нет. В результате попытки разобраться с темой - проблемой сознания - познавательно ничтожны.

По образованию автор - математик. (Тут пауза). Автор выстроил понятийное орудие, с помощью которого разрушает концепции других авторов, говорящих о сознании. Это - понятие зомби. У автора зомби - это полная, "поатомная" копия человека, ведущая себя "всю жизнь" точно так же, как этот человек, но полностью лишенная сознания. Автор полагает, что это можно помыслить. Собственно, всё - достаточно очевидно, что этот зомби немыслим, этого "не может быть". Этот зомби невозможен точно так же, как невозможен "точно такой же, как у нас" биологический мир в другой вселенной, которая возникла, обладая "точно такими же как у нас" физическими константами. В этом месте у автора слепое пятно. Автор уверен, что зомби - вполне мыслимый конструкт и он им оперирует, критикуя то или иное положение противников. Другое дело, что противники ему вполне соразмерны...

Кажется, можно охарактеризовать центральную ошибку автора. Он убежден, что вся наука выстроена по образцу математики - она есть система аксиом и правил вывода. Любое знание может быть аксиоматизировано, и автор каждый раз - берет он физику, биологию или психологию - представляет себе некую статическую картинку - это он называет "опыт" - и пытается придумать систему аксиом, которые бы логически приводили к этой картинке. Что знание может быть устроено иначе, что в естественных науках это представление знаний вообще неудовлетворительно - об этом он не знает. Так что в книге детально показано, как именно лажает математик, когда берется мыслить нематематические объекты. (Я все же надеюсь, что не все математики так откровенно не умеют работать с понятиями).

Дело не в том, что книга спорная и противоречивая. Все проще - она интеллектуально слабая, в ней много ошибок. И вот это - не то что рецензирование прошло, а сильнее: множество людей, специализирующихся в данной проблеме, считают весомой работой. Но это многохвалимый труд, который считается очень серьезным шагом в решении проблемы сознания. Так что - показатель положения дел...

tempFileForShare_20211129-221742
tempFileForShare_20211129-221912
tempFileForShare_20211129-222356
tempFileForShare_20211129-222455
tempFileForShare_20211129-222827
tempFileForShare_20211129-223256
tempFileForShare_20211129-223405
tempFileForShare_20211129-225333
tempFileForShare_20211129-225928
tempFileForShare_20211129-230241
tempFileForShare_20211130-093013
tempFileForShare_20211130-093136
tempFileForShare_20211130-093316
tempFileForShare_20211130-093940
tempFileForShare_20211130-095127
tempFileForShare_20211130-104008
tempFileForShare_20211130-104341
tempFileForShare_20211130-104544
tempFileForShare_20211130-104739
tempFileForShare_20211130-104848
tempFileForShare_20211130-104952
tempFileForShare_20211130-105148
tempFileForShare_20211130-111400
tempFileForShare_20211130-112141

https://ivanov-p.livejournal.com/289560.html



Поиск сообщений в lj_ivanov_p
Страницы: 62 ... 57 56 [55] 54 53 ..
.. 1 Календарь