-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в lj_ivanov_p

 -Подписка по e-mail

 

 -Постоянные читатели

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 02.10.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 0

ivanov_p





ivanov_p - LiveJournal.com


Добавить любой RSS - источник (включая журнал LiveJournal) в свою ленту друзей вы можете на странице синдикации.

Исходная информация - http://ivanov-p.livejournal.com/.
Данный дневник сформирован из открытого RSS-источника по адресу /data/rss/??ac108cb0, и дополняется в соответствии с дополнением данного источника. Он может не соответствовать содержимому оригинальной страницы. Трансляция создана автоматически по запросу читателей этой RSS ленты.
По всем вопросам о работе данного сервиса обращаться со страницы контактной информации.

[Обновить трансляцию]

В Москве живёт 12 млн., звонит 15, а гадит 30 млн. человек

Понедельник, 29 Ноября 2021 г. 09:44 + в цитатник
Неизвестная Россия. Данных нет, есть догадки и наблюдения. На каждом шагу можно не верить - цифр нет. Но цифр нет ни у кого, а люди объясняют причины своих сомнений. Получается, что государство усиливает контроль за чем может - но может оно немного, и люди живут вне власти; власть уходит с низового уровня, там нет ни полиции, ни больниц. Там никакой власти нет - в прямом смысле, нет таких людей, физически. И существуют не отмеченные нигде населенные пункты, и население существует благодаря "промыслам". И вот эту выживающую Россию никто не знает - потому что никто не считал. Судя по намекам, там не так чтобы многое изменилось с 2000, а ежели разберись - восстанавливаются структуры дореволюционные. Потому что деиндустриализация, и народ живет как может.
Как легко догадаться, работы из круга Кордонского.

tempFileForShare_20211129-085515
tempFileForShare_20211129-085615
tempFileForShare_20211129-085703
tempFileForShare_20211129-085744
tempFileForShare_20211129-085820
tempFileForShare_20211129-085916
tempFileForShare_20211129-085954
tempFileForShare_20211129-090035
tempFileForShare_20211129-090425
tempFileForShare_20211129-090547
tempFileForShare_20211129-090808
tempFileForShare_20211129-090937
tempFileForShare_20211129-091159
tempFileForShare_20211129-091338
tempFileForShare_20211129-091612
tempFileForShare_20211129-092146
tempFileForShare_20211129-092330

https://ivanov-p.livejournal.com/289332.html


Птеро

Вторник, 16 Ноября 2021 г. 20:34 + в цитатник
Шикарная книга Уиттона по птерозаврам

tempFileForShare_20211116-201012

tempFileForShare_20211116-201052
tempFileForShare_20211116-201150
tempFileForShare_20211116-201225
tempFileForShare_20211116-201336
tempFileForShare_20211116-201409
tempFileForShare_20211116-201447
tempFileForShare_20211116-201521
tempFileForShare_20211116-201604
tempFileForShare_20211116-201639
tempFileForShare_20211116-201712
tempFileForShare_20211116-201743
tempFileForShare_20211116-201831
tempFileForShare_20211116-201910
tempFileForShare_20211116-201947
tempFileForShare_20211116-202019
tempFileForShare_20211116-202109
tempFileForShare_20211116-202158
tempFileForShare_20211116-202236
tempFileForShare_20211116-202319
tempFileForShare_20211116-202413
tempFileForShare_20211116-202446
tempFileForShare_20211116-202533
tempFileForShare_20211116-202619

https://ivanov-p.livejournal.com/289193.html


Реконструкция

Понедельник, 15 Ноября 2021 г. 15:07 + в цитатник
Похоже на анекдот. Но все на серьезных щщах.
Дьюи говорит: оценить свое мировоззрение можно лишь сопоставляя его с другим. И утверждает, что в его прогрессивные годы (1920-е) уже невозможно понять предшествующее расцвету науки традиционное мировоззрение - аристотелизм и прочие выдумки скучных схоластов.
И он занимается работой реконструкции - воссоздает "аристотелизм". и можно видеть. что он понимает под аристотелизмом и как у него работает ум.
Мне кажется, это ужасно смешно.

tempFileForShare_20211115-124859
tempFileForShare_20211115-124952
tempFileForShare_20211115-125036
tempFileForShare_20211115-125112
tempFileForShare_20211115-125154
tempFileForShare_20211115-130558

https://ivanov-p.livejournal.com/288933.html


Что такое современная наука

Суббота, 06 Ноября 2021 г. 23:09 + в цитатник
Wang, Baranasi. 2021. The science of science.
Книга по науковедению. Большинство выводов обосновано данными статистики - по цитированию, возрасту и полу авторов и т.п.

Это новое науковедение, у истоков - Кун. Скорее социология науки. Базовую точку зрения авторов можно примерно передать так: есть множество случайных людей с разными случайно распределенными способностями, есть множество случайно распределенных научных тем, среди которых есть "выигрышные билеты", будущие "открытия". И эти грибники случайным образом ищут на тематических полях свой успех.

Эта модель оказывается во многом похожей на правду. Уже это позволяет понять, насколько современная "наука" не похожа на некоторые идеальные образы прошлого. Можно видеть, как на протяжении ХХ в. менялась эта область культуры, как наука переставала быть тем, что понимали прежде под этим словом, и становилась чем-то иным.

Там в середине очень занятные картинки. Говорится, что больше успеха приносят работы с множеством соавторов (до 1000). Большие коллективы делают сейчас науку, у них больше шансов на успех, так делают всё больше статей и т.п. И рядом - шанс статьи "разрушить" науку, то есть прервать инерционную традицию и совершить некий прорыв. Оказывается - вот странно - что такой шанс выше у статей с малым числом соавторов. Прямо парадокс.

В общем, позволяет составить представление о изменениях в науке примерно с середины ХХ в. до 2007 г., как наука переформатировалась и становилась тем, чем она сейчас является и для чего, в общем, нет ни слова, ни смысла.

tempFileForShare_20211106-194038
tempFileForShare_20211106-194149
tempFileForShare_20211106-194248
tempFileForShare_20211106-194532
There are two plausible explanations for this shift. The f i rst hypothesis is that the life cycle of innovation has changed, so that great minds now innovate at a later stage of their career. This could be due to the extended length of time required for education, which delays the onset of active innovative careers. The second hypothesis reasons that the upward age trend simply ref l ects general demographic shifts. In other words, if everyone in the world is getting older on average, science as a profession should be no exception.

To understand the origin of the observed shift, Jones proposed the “burden of knowledge” theory [88, 104, 105]. First, innovators must undertake suff i cient education to reach the frontier of knowledge.
Second, because science has been growing exponentially, the amount of knowledge one has to master to reach that frontier increases with time.
This theory offers a fresh perspective of Newton’s famous remark about “standing on the shoulders of giants”: In order to stand on a giant’s shoulders, one must f i rst climb up his back. But the greater the body of knowledge, the longer the climb.

tempFileForShare_20211106-194851

Widely held is the idea that younger researchers are more likely to make radical departures from convention. Max Planck vividly put it this way:
“A new scientif i c truth does not triumph by convincing its opponents and making them see the light, but rather because its opponents eventually die, and a new generation grows up that is familiar with it.” This school of thought argues age as an important factor driving scientif i c progress. In other words, if young and old scientists have different aff i nities for accepting new ideas, then scientif i c progress will have to wait for older scientists to fade in relevance, before the discipline can move forward. Yet by contrast, another school of thought argues that new ideas triumph when they are supported by more empirical evidence than the competing hypotheses. Therefore in science, reason, argument, and evidence are all that matter, suggesting that the age factors may not be as important as we thought. So is what Planck said true for science?
Although people have long suspected that younger researchers are more willing to make radical departures from convention, there has trad-itionally been limited evidence supporting Planck’s principle. For example, Hull and colleagues found that older scientists were just as quick to accept Darwin’s theory of evolution as younger scientists [114]. This f i nding supports the idea that scientif i c progress is self-correcting, guided only by truth. Yet a study focusing on 452 prominent life scientists who passed away suddenly while at their peak of their career, offers empirical support for Planck’s principle [115]. After the unexpected death of a prominent scientist, her frequent collaborators – the junior researchers who coauthored papers with her – experience a sudden drop in productivity. At the same time, there is a marked increase in published work by newcomers to the f i eld, and these contributions are disproportionately likely to be highly cited.
They are also more likely to be authored by young outsiders to the f i eld.
These results are also consistent with a study that investigates the link between age and the adoption of new ideas. By measuring new words used in a paper as a proxy for new ideas, researchers found that young research-ers are much more likely than older scientists to tackle exciting, innovative topics – and when they do, the resulting work has a higher impact [111].
These results document a “Goliath’s shadow” effect in science: Outsiders are reluctant to challenge the leading thinker within a f i eld while he is still alive, but stream in and take over leadership once he has passed away.

tempFileForShare_20211106-195711

The fact that the two distributions in Fig. 5.2 are the same indicates that variations in P(t*) are fully explained by changes in productivity throughout a career. Indeed, the randomized curve meas-ures the variations in productivity during a scientist’s career. It shows that in this sample of scientists, productivity has a peak at year 15 of a career, and it drops rapidly after year 20. This means that young scientists have a disproportionate number of breakthroughs early in their career not because youth and creativity are intertwined, but simply because they’re in their most productive period. In other words, when we adjust for productivity, high impact work will occur randomly over the course of a career. We call this the random impact rule

Staying with the card analogy, imagine you draw one card at a time from your deck, but with varying frequency. You start furiously in the beginning of your career, drawing one card after another, rapid-f i re, excited by your work and hoping to f i nd that ace. This rapid-f i re period is then followed by a gradual decline, where you slow down how frequently you reach out to the deck. Now, if the deck is well shuff l ed beforehand, and you draw a lot more cards during the f i rst 20 years than during your later period, when will you most likely encounter the ace? During the f i rst 20 years, of course. In other words, the f i rst two decades of your career are not more creative than the later 20 years.
You draw an ace early in your career simply because you try harder.

tempFileForShare_20211106-200552
tempFileForShare_20211106-200739

To what degree do teams contribute to the production of science in the twenty-f i rst century? The answer is provided by a study that explored the authorship of 19.9 million research articles and 2.1 million patents [136], revealing a nearly universal shift towards teams in all branches of science (Fig. 8.1a). For example, in 1955, nearly half of all science and engineering publications were by single authors, but by 2000, the number of solo-authored papers had dwindled dramatically, while team-authored papers now made up 80 percent of all publications.
Importantly, the shift toward teams is not simply driven by the fact that the experimental challenges are becoming larger, more complex, and more expensive. Pencil-and-paper disciplines like mathematics and the social sciences exhibit the same patterns. Teams wrote only 17.5 percent of social science papers in 1955, but, by 2000, team-based papers became the majority, reaching 51.5 percent – witnessing the same trend toward teamwork as had been observed decades earlier in the natural sciences.
But perhaps more interesting than the trend itself is the kind of research that team work has produced. Teams do not merely produce more science; they are increasingly responsible for discoveries with larger impacts [136]. Indeed, on average, team-authored papers garner more citations than single-authored work at all points in time and across all broad research areas (Fig. 8.1b).

tempFileForShare_20211106-202332
tempFileForShare_20211106-202447
tempFileForShare_20211106-203419
tempFileForShare_20211106-203601
tempFileForShare_20211106-203736
tempFileForShare_20211106-204356 (1)
tempFileForShare_20211106-204356

The universal shift toward larger and larger teams across science and technology suggests that large teams, which bring more brain-power and diverse perspectives, will be the engines for tomorrow’s largest advances. Research has consistently shown that as teams become larger, their products – be they scientif i c papers or patented inventions – are associated with higher citation counts [136, 197]. These trends seem to offer a simple prescription for the future of science: bigger is always better.
Yet there are reasons to believe that large teams are not optimal for all tasks. For example, large teams are more likely to have coordin-ation and communication issues – getting everyone onboard to try out an unconventional hypothesis or method, or convincing hundreds of free-thinking individuals to change direction at once, is often challen-ging. Psychology research shows that individuals in large groups think and act differently. They generate fewer ideas [198, 199], recall less learned information [200], reject external perspectives more often [201], and tend to neutralize one another’s viewpoints [202]. Large teams can also be risk-averse, since they have to produce a continuous stream of success to “pay the bills” [203].
All of which raises the question of whether relying on large teams is truly a one-size-f i ts-all strategy for producing groundbreaking science. Indeed, new evidence suggests that team size fundamentally dictates the nature of work a team is capable of producing, and that smaller team size confers certain critical benef i ts that large teams don’t enjoy.

Our analysis shows that over the past 60 years, larger teams have produced research articles, patents, and software products that garner higher impact than smaller teams. Yet, interestingly, their dis-ruptiveness dramatically and monotonically declines with each add-itional team member (Fig. 12.4). Specif i cally, as teams grow from 1 to 50 members, the disruptive nature of their papers, patents, and products drops by 70, 30, and 50 percentiles, respectively. These results indicate that large teams are better at further developing existing science and technology, while small teams disrupt science by suggesting new prob-lems and opening up novel opportunities.
But is the observed difference in the work produced by large and small teams really due to team size? Or can it be attributed to differences in other confounding factors? For example, perhaps small teams generate more theoretical innovations, which tend to be more disruptive, and large teams generate more empirical analyses, which are more likely to be developmental. Or, maybe there are differences in the topics that small and large teams tend to tackle. Another possibility: Perhaps certain types of people are more likely to work for smaller or larger teams, thus changing the outcomes associated with each.

tempFileForShare_20211106-220829
Do large and small teams turn to different sources when con-ducting research? To answer this question, we measured how deeply small and large teams build on past literature by calculating the average age of references cited. We f i nd that solo and small teams were much more likely to build on older, less popular ideas. This is likely not a function of knowledge: Since larger teams have more members, their expertise spans a broad range of subjects; as such, their members were probably just as aware of older, less known work as the scientists who work within small teams. However, large-team scientists tend to source their ideas from more recent, and higher-impact, work. Consequently, large teams receive citations quickly, as their work is immediately relevant to contemporaries. By contrast, smaller teams experience a much longer citation delay, but their work tends to persist further into the future, achieving a more enduring legacy.

tempFileForShare_20211106-221255
Second, the practice of listing authors based on their contribu-tions is not always exercised [51]. Sociology and psychology, for example, do not follow the tradition of putting the most senior author last. In these disciplines, being the last author really is the least desirable position. Moreover, it is not uncommon for a mentor to be in the f i rst-author slot for the crucial guidance, intellectual contributions, and f i nancial leadership of the project, even if the trainee may have done all the heavy lifting.

tempFileForShare_20211106-221542

The trend of growing author lists has a troubling side effect: the rise of “guest authors,” those who made only very minimal contributions to the research.
A recent survey of 2,300 lead authors found that a shocking 33 percent of scholarly papers in the biological, physical or social sciences had at least one author whose contribution did not meet accepted def i nitions for coauthor-ship [166, 222]. The incidence of “undeserved” coauthors increases from 9 percent on papers with three authors to 30 percent on papers with more than six authors [213], with the most commonly cited reason for accepting undeserved authorship being academic promotion [141].
A far more serious concern are “ghost authors,” individuals who made substantive contributions to a publication but who were not acknowledged as authors [223]. Take, for example, Robert Boyle, the most acclaimed chemist in seventeenth-century London. His laboratory was populated with assistants who tended distillations, amalgamations, and rectif i cations, made observations, and recorded them for Boyle’s use [224]. Yet we know absolutely nothing about these researchers or their contributions to the research – not even their names – since Boyle pub-lished all their f i ndings and contributions as his own (Fig. 13.3).
Unfortunately, this phenomenon has not abated in the centuries since. A recent estimate indicates that more than half of the papers in many disciplines have at least one ghost author [222]. The primary victims are often graduate students, whose relegation to ghost author status can hurt their chances of career advancement.

tempFileForShare_20211106-221833
tempFileForShare_20211106-222438

As scientists look back upon the twentieth century, we marvel at the discoveries and inventions that our predecessors have made, from internal combustion engines to computers to antibiotics. The tremen-dous progress in these areas could imply diminishing returns, as the sweetest, juiciest apples are already harvested. Yet this does not seem to be the case. The data suggests that we are poised to discover and invent even more in the next 20 years than we have in all of scientif i c history.
In other words, even after a century of breakneck progress, science today is fresher and more energetic than ever.
How can science continue to run tirelessly after a century of exponential growth? Because unlike a car or a colony of bacteria, science runs on ideas. While a car will eventually run out of gas, and bacteria will run out of nutrients, ideas are resources that grow the more they are used. Existing ideas give birth to new ones, which soon begin to multiply. So, while our ability to further improve internal combustion engines, computers, or antibiotics may indeed have diminished, we now look forward to new advances in genetic engineering, regenerative medicine, nanotechnology, and artif i cial intelligence – f i elds that will once again revolutionize science and our society, opening up whole new chapters beyond our wildest imagination.

tempFileForShare_20211106-223225
tempFileForShare_20211106-223426
tempFileForShare_20211106-223529

https://ivanov-p.livejournal.com/288720.html


Эпифеноменальное членение членистоногих

Пятница, 29 Октября 2021 г. 20:18 + в цитатник
"Как известно любому зоологу, реальная организация тела членистоногих сильно отличается от архетипической модели серии сегментных модулей, организованных в специализированные группы, тагмы. Однако очевидность этого наблюдения может позволить упустить из виду, что идеализированные концепции могут подсознательно проникнуть в текущие исследования.
Сегменты, как модульные части основной оси тела, не являются неизбежными продуктами сегментарной организации многих различных морфологических структур, а тагмы не являются неизбежными продуктами региональной специализации сегментарных структур. Сегменты и тагмы в некоторой степени эпифеноменальны, они возникают при выполнении определенных, хотя и нередких, условий для сегментации и серийной специализации."

tempFileForShare_20211029-183343


9.6 Final Remarks
As any zoologist knows, the actual body organization of arthropods is quite different from the archetypical model of a series of segmental modules organized in specialized groups that form the tagmata. The obviousness of this observation, however, can make it easy to overlook, to the point that idealized conceptions can subliminally creep into current investigations.
Segments, as modular partitions of the main body axis, are not inescapable products of the segmental organization of many different morphological structures, and tagmata are not unavoidable products of regional specializations of segmental structures. Segments and tagmata are to some extent epiphenomenal, emerging when particular, although not infrequent, conditions for segmentation and serial specialization are met. For instance, in cases of periodic concordance between several segmental structures (e.g., the series of leg pairs, tergites, sternites, spiracles, neuromers), the body can quite realistically be described as comprised of a certain number of segments, that is, modular partitions of the main body axis (Minelli and Fusco 2004).
Otherwise, when many different segmental structures show discordant arrangement, segment delimitation and count should be acknowledged as at least arbitrary, if not questionably meaningful.
Segments and tagmata certainly have a fundamental role in descriptions and comparisons, but their value as developmental units or units of evolutionary change should not be uncritically assumed. With some attention, it is possible to exploit the undisputable descriptive value of segments and tagmata without falling in the trap of envisaging constraints to arthropod phenotypic evolution based on the limits posed by the evolution of these modules. In such a case, a morphological description of body units would be mistaken for a sort of ‘internal description’ (e.g., Lawrence 1992) of the animal capable of constraining evolutionary changes of body organization. Even conceding the existence of such units of internal description (see Fusco 2008 for an argument against), these do not necessarily match with the units we can detect by inspecting external morphology, internal anatomy or gene expression.

https://ivanov-p.livejournal.com/288291.html


Оккультная эмбриология

Суббота, 23 Октября 2021 г. 16:56 + в цитатник
Кёниг К. Эмбриология и возникновение мира.
Это лекции на семинарах в 60-е годы.

Тут много чего интересного, но самое заметное, пожалуй, вот что.
Как это работает? Это работает за счет тривиализации операции сопоставления текста с натурой. Всё изложение ведётся так, будто то, что человек видит глазом (допустим, в микроскоп) и то, что он читает в тексте (который ему представляется описанием того, что он видит глазом) - элементарно сопоставляется.

На самом деле это крайне нетривиальная задача - сопоставление текста и натуры. И вот о том, как ее решать, я бы с удовольствием почитал. Но нету - не только в оккультной эмбриологии, а просто в современной культуре задача представляется тривиальной. Чего надо-то? Вот тебе описание процесса, вот сам процесс. Ну да, могут быть некоторые нестыковки, автор и читатель - разные люди, но в целом тривиально. Видишь? Написано: красная метка, по достижении ее крутить три раза влево почти до упора, и тут - вниз до зеленой полоски. Ну, тут она не совсем зеленая, она какая-то рыжая, но хрен с ним. Понял?

Об этом не говорят, а это основа современной науки - соотнесение текста (к текстам относится в том числе решительно всё, сделанное на языке математики) и натуры. И вот в данном примере именно за счет его "еретичности" и не-мейнстримности, отчетливо видно - как это работает. Дело в том, что уйма совершенно мейнстримных научных работ сделана ровно тем же методом. Просто там привычно.

Вторая проблема - это то, от чего наука ушла примерно во времена эволюции Линнея (чуть раньше) - отождествление свойств объекта и текстов, относящихся к объекту. Если кто-то (даже очень авторитетный) сравнил нечто с солнцем - не надо считать, что у объекта есть свойство "солнечность". Чтобы такого не было, мы должны отделять текст от объекта. Тут это не выполняется - и имеет чудесные последствия. Опять же, можно во множестве мест вполне мейнстримной науки отыскивать ту же особенность работы - просто там привычно (когда о ДНК говорят, что это код, и делают далекие заключения - это оно).

В общем, интересный текст, позволяет на привычное взглянуть совсем другими глазами

tempFileForShare 20211022-215515
tempFileForShare 20211022-215713
tempFileForShare 20211022-215923
tempFileForShare 20211022-220154
tempFileForShare 20211022-220444
tempFileForShare 20211022-220603
tempFileForShare 20211022-220906
tempFileForShare 20211022-221303
tempFileForShare 20211022-222010
tempFileForShare 20211022-225652
tempFileForShare 20211022-225849
tempFileForShare 20211022-230142
tempFileForShare 20211022-230242
tempFileForShare 20211023-090519
tempFileForShare 20211023-091400
tempFileForShare 20211023-115842
tempFileForShare 20211023-115942
tempFileForShare 20211023-120335
tempFileForShare 20211023-120828
tempFileForShare 20211023-121021
tempFileForShare 20211023-121325
tempFileForShare 20211023-121809
tempFileForShare 20211023-122220
tempFileForShare 20211023-124224
tempFileForShare 20211023-124333
tempFileForShare 20211023-124526
tempFileForShare 20211023-160827
tempFileForShare 20211023-162242
tempFileForShare 20211023-162636
tempFileForShare 20211023-163213
tempFileForShare 20211023-164456

https://ivanov-p.livejournal.com/288055.html


Живая вода

Пятница, 22 Октября 2021 г. 21:13 + в цитатник
Линг. Физическая теория живой клетки
Это книга одного из основателей теории "живой воды" в клетке, все эти структуры из диполей. Излагает историю изучения физиологии клетки - со своей, конечно, точки зрения, но с любопытными подробностями

tempFileForShare 20211022-161517
tempFileForShare 20211022-161604
tempFileForShare 20211022-161644
tempFileForShare 20211022-164742
tempFileForShare 20211022-191936
tempFileForShare 20211022-210111
tempFileForShare 20211022-210310

https://ivanov-p.livejournal.com/287867.html


"Размышления"

Четверг, 21 Октября 2021 г. 22:54 + в цитатник
Вот какая философия хотела бы быть живой

tempFileForShare 20211021-213738
tempFileForShare 20211021-213816
tempFileForShare 20211021-214022
tempFileForShare 20211021-223704
tempFileForShare 20211021-223820

https://ivanov-p.livejournal.com/287687.html


Отсутствующее содержание: теория колонизации

Среда, 13 Октября 2021 г. 09:22 + в цитатник
Эткинд А. Внутренняя колонизация. Имперский опыт России. 2013.

Книга очень легко читается, в ней масса интересных наблюдений и тонких замечаний. Автор рассказывает о великом множестве предметов - тут и история литературы, и история религии. и особенности колониального управления, и биографии различных интересных людей. В книге очень много всего, 450 страниц едва вмещают её.
На мой взгляд, небольшим недостатком книги является отсутствие у нее заявленного содержания. Книга - как сказано в самом начале - посвящена недооцененной теории колонизации и в особенности теории внутренней колонизации в России. Это, без сомнения, очень интересные темы, и если бы автор в самом деле изложил эти теории, книга бы очень выиграла. Но автор решил по каким-то скрытым причинам ничего не сказать об объявленной теме. Почему он так поступил - не знаю. У меня возникло подозрение: может быть, теории колонизации просто нет? Но сказать этого нельзя, и потому приходится совершать вещи, вообще-то порицаемые: писать книги без содержания.
Но форма - форма прекрасна. Легко, интересно и познавательно изложено многое, не имеющее отношения к делу

tempFileForShare_20211012-194633
tempFileForShare_20211012-194719
tempFileForShare_20211012-194801
tempFileForShare_20211012-195056
tempFileForShare_20211012-200209
tempFileForShare_20211012-204140
tempFileForShare_20211012-204337
tempFileForShare_20211012-204814
tempFileForShare_20211012-204925
tempFileForShare_20211012-205737
tempFileForShare_20211012-212600
tempFileForShare_20211012-212822
tempFileForShare_20211012-213006
tempFileForShare_20211012-213708
tempFileForShare_20211012-214017
tempFileForShare_20211012-214056
tempFileForShare_20211012-230813
tempFileForShare_20211012-230942
tempFileForShare_20211012-231125
tempFileForShare_20211012-231404
tempFileForShare_20211012-231813
tempFileForShare_20211012-232733
tempFileForShare_20211012-232947
tempFileForShare_20211012-233053
tempFileForShare_20211012-233331
tempFileForShare_20211012-233556
tempFileForShare_20211012-233923
tempFileForShare_20211012-234042
tempFileForShare_20211012-234223
tempFileForShare_20211012-234405
tempFileForShare_20211013-075030
tempFileForShare_20211013-075527
tempFileForShare_20211013-075758
tempFileForShare_20211013-080723
tempFileForShare_20211013-081126
tempFileForShare_20211013-081359
tempFileForShare_20211013-081749
tempFileForShare_20211013-083202
tempFileForShare_20211013-084242
tempFileForShare_20211013-084650
tempFileForShare_20211013-085029
tempFileForShare_20211013-085336
tempFileForShare_20211013-085702
tempFileForShare_20211013-085755
tempFileForShare_20211013-085952
tempFileForShare_20211013-090048
tempFileForShare_20211013-090147
tempFileForShare_20211013-090240

https://ivanov-p.livejournal.com/287296.html


Дневник донынешней эры

Среда, 06 Октября 2021 г. 09:34 + в цитатник
Дневник путешествующего философа. Цивилизованный и благоразумный человек пускается в кругосветное путешествие. И может ли он отыскать более достойное занятие, нежели составление дневника, отражающего его впечатления и размышления.
1912 год. предвоенный мир - очень мирный. Автор попадает в Китай во время тамошней революции - и обогащается несколькими новыми впечатлениями, не более. Сам воздух его размышлений - непрерывный, тягучий, медлительный и спокойный... сейчас так не думают. Это всё было ещё в том мире, до всего случившегося в ХХ веке. И в этом смысле - документ эпохи. Как тогда, перед катастрофой истории, чувствовали и думали люди. Русский немецкого происхождения, путешественник философского склада ума обогнул планету и - рассуждает обо всем на свете. О мужественности и женственности, о теософии, Конфуции, дао, цивилизации, Японии, Америке...
Это мир, в котором мы уже никогда не сможем побывать. И, рассматривая мирное течение мыслей - составляющих слепок 1912 года - можно по контрасту многое увидеть в современной задыхающейся скороговорке

Г. Кайзерлинг. Путевой дневник философа

tempFileForShare_20211005-222430
tempFileForShare_20211005-222654
tempFileForShare_20211005-230322
tempFileForShare_20211005-230717
tempFileForShare_20211005-230920
tempFileForShare_20211005-231012
tempFileForShare_20211005-231149
tempFileForShare_20211005-231325
tempFileForShare_20211005-231452
tempFileForShare_20211005-232021
tempFileForShare_20211005-232758
tempFileForShare_20211005-232842
tempFileForShare_20211005-233058
tempFileForShare_20211005-233152
tempFileForShare_20211005-233323
tempFileForShare_20211005-233416
tempFileForShare_20211005-233545
tempFileForShare_20211005-233722
tempFileForShare_20211005-233954
tempFileForShare_20211006-073312
tempFileForShare_20211006-073751
tempFileForShare_20211006-073931
tempFileForShare_20211006-074525
tempFileForShare_20211006-074906
tempFileForShare_20211006-075031
tempFileForShare_20211006-080437
tempFileForShare_20211006-091009

https://ivanov-p.livejournal.com/287110.html


Без заголовка

Вторник, 05 Октября 2021 г. 14:58 + в цитатник
Видимо, можно использовать как очень краткий популярный обзор, показывающий состояние наук о мозге, с упоминанием крупных изменений за последние 30 лет

Дубынин. Мозг: как он устроен и работает

tempFileForShare_20211005-103753
tempFileForShare_20211005-103847
tempFileForShare_20211005-103933
tempFileForShare_20211005-104123
tempFileForShare_20211005-133738
tempFileForShare_20211005-133928
tempFileForShare_20211005-134143
tempFileForShare_20211005-134314
tempFileForShare_20211005-134501
tempFileForShare_20211005-134728
tempFileForShare_20211005-141046
tempFileForShare_20211005-141740
tempFileForShare_20211005-142026
tempFileForShare_20211005-143107

https://ivanov-p.livejournal.com/286842.html


Структура реальности

Суббота, 02 Октября 2021 г. 10:03 + в цитатник
Д. Дойч. Структура реальности. 2015.
Довольно известный философ; перечитывая, получил более четкое понимание, что не так. Чувство несогласия - вполне понятно, автор - сторонник Поппера, атомист, глобальный эволюционист. Это - модные болезни, этим болеют очень многие, время болеет этими когнитивными искажениями.

Книга интересна тем, что можно увеличить и детально увидеть проблему. Человек болен, он не может нормально мыслить. Поскольку вокруг примерно все больны этой же болезнью, он славится как философ. но в чем же состоит болезнь? Можно увеличить и показать кадр: вот ненормальность?

В данном случае можно. Автор заявляет, что он - не редукционист (те стремятся реальность разложить на элементы, а он это полагает лишь одним из методов), не позитивист. Он - сторонник объяснений. Для него познание - это поиск объяснений. Это принципиальная позиция. Не предсказаний, не пользы - именно объяснений. Это - центр его мировоззрения, он потратил несколько глав, чтобы детально рассказать: да, только и именно объяснения составляют науку и движут мысль. Ничто иное.

И можно посмотреть, что же он считает объяснением. Допустим, такого человека спросят: объясните, почему моей женой стала эта женщина, почему я люблю её? Ответ будет таким: для увеличения разнообразия наследственных задатков жизнь на планете пришла к разделению на два пола, мужской и женский, и особи, относящиеся к одному полу, совокупляются с другим для порождения плодовитого и успешного потомства. Эта разделенность на два пола присутствует и у млекопитающих, к которым вы относитесь, и у вида людей. Из ваших слов я могу предположить, что вы относитесь к самцам, а то, что вы называете женой - к самкам, и по этой причине вы испытываете желание по отношению к так называемой жене.

Вот это вот считает объяснением человек, полагающий умение объяснять самым важным для разума. Из неспособности понять, что же такое объяснение (там в основе элементарная логическая ошибка) у автора - все его многоступенчатые выводы. Обратите внимание: фирменная фишка этого автора - теория мультиверса. Когда происходит некое особенное, индивидуальное событие, уникальное - он мыслит его как весь спектр возможных исходов события, только разнесенных по разным вселенным. Он не способен понять категории "особенное", "индивидуальное", "уникальное". Он просто не может помыслить такие вещи. и изобретает способ симулировать мыслительную деятельность, не прибегая к таким понятиям.

Книга - довольно детальное описание функционирования больного разума. Интересно для точного понимания симптомов заболевания.

tempFileForShare_20211001-230238
tempFileForShare_20211001-230322
tempFileForShare_20211002-080909
tempFileForShare_20211002-081846
tempFileForShare_20211002-082034
tempFileForShare_20211002-082128
tempFileForShare_20211002-082254
tempFileForShare_20211002-082553
tempFileForShare_20211002-082709
tempFileForShare_20211002-082826
tempFileForShare_20211002-083036
tempFileForShare_20211002-083340
tempFileForShare_20211002-083719
tempFileForShare_20211002-083925
tempFileForShare_20211002-084056
tempFileForShare_20211002-092854
tempFileForShare_20211002-093003
tempFileForShare_20211002-093049
tempFileForShare_20211002-093148
tempFileForShare_20211002-093512
tempFileForShare_20211002-093700
tempFileForShare_20211002-093847
tempFileForShare_20211002-093942
tempFileForShare_20211002-094307

https://ivanov-p.livejournal.com/286699.html


Русский мир

Пятница, 01 Октября 2021 г. 12:55 + в цитатник
Сначала я решил ни слова не говорить об этой книге. Я вообще ее сначала не смог дочитать. Потом все же взял себя в руки, заставил и дочитал. И решил ничего не говорить... Подумал еще. Это - некоторая активность автора, он выложил свои мысли и хотел бы, чтобы с ними ознакомились. И я подумал: пусть не я буду тем, на ком споткнется эта активность.

Кроме нескольких цитат, я скажу о втором плане этой книги, о ее фоне. Книга так сделана, что вторым планом, фоном выступает ее содержание. Первый план - автор. Представьте себе лекцию и ведущего ее лектора. Лектор таков, что основное, что он доносит до слушателей - это свою собственную личность. Главным впечатлением от лекции остается поведение лектора - он кашляет, перхает, заикается, утирает пот, спотыкается о шнур на сцене, он читает стихи, рассказывает о своем детстве, показывает фотографии родственников, рассказывает любимые анекдоты, объясняет рассказанные анекдоты, роняет маркер и лезет под стол его искать... Слушателю хочется сказать: Лектор, ну ты подвинься немного, во весь экран твое лицо, а я бы хотел хоть немного посмотреть на то, о чем ты говоришь. Ну я же тебе не жена; возможно, любимому человеку всласть смотреть только на тебя, но ты ж на лекции, дай посмотреть, что ты на доске пишешь, ну подвинься ты в сторону, а?

И вот об этом, первом плане, который сильно мешает увидеть второй план - о лице автора - я ничего не скажу. Несколько слов о втором плане - содержании книги. Дается собственное понимание истории России. Вводятся базовые понятия - бозонный и фермионный аспекты социальной жизни. Бозонный - связанный с функционированием легальных социальных институтов, фермионный - связанный в основном с личными, асоциальными импульсами. До некоторой степени это как у Гумилева - пассионарии и "нормальные люди". Очень многое в Революции и Гражданской войне объясняется через эти понятия: десятки процентов населения страны - "фермионные люди", в результате слома регулярной власти они вышли на поверхность, говоря марксистским языком - люмпенизированные массы. И дальнейшая история - Террор - это попытки новой (советской) регулярной власти справиться с разгулом люмпенов. Ясное дело, с перегибами на местах и невозможностью сказать народу, что надо его, народ, несколько порешать. Появление этих фермионов логично и необходимо - когда не работают социальные институты, их задачи берут на себя отдельные люди. Вот такие. (Автор еще пользуется словарем Лукьяненко и говорит о силах Света (регулярные общественные институты) и Сумрака).

Разумеется, в книге не только это. Расклад сил, имевшихся перед революцией, мучительное осмысление, почему не получилось... Кратко говоря - слабость. Те, кто мог и был должен, оказались слишком слабы. И не только про "дореволюции", есть рассуждения о том, что после. Партия - церковь атеизма, атеизм - такая вера, конкурент христианства. И потом - про коллективизацию, про интеллигенцию... Загадка Сталина: что вообще это было? Попытки разгадать: это результат умелой работы с кадрами.

Автор решил честно выстроить собственное понимание недавней истории России. Начал с базовых понятий, поскольку существующие не подходили - создал новые. Созданные модели теоретически мыслимых ситуаций протащил через собственный социальный опыт, в результате модели существенно уточнены и дополнены. В целом, насколько можно судить, в данном изложении история России соразмерна личному опыту автора. Как мне кажется - насколько я сумел разглядеть текст за лицом автора - вся картина очень понятная и, так сказать, ожидаемая. Настолько, что мне представляется - не надо было этих самопальных понятий и танцев с бубнами, понятная же картина получилась, да кто ее не видел-то...

Книга находится по адресу: https://disk.yandex.ru/i/CbHMpuiJoSoHsg https://russhatter.livejournal.com/291024.html

tempFileForShare_20211001-085944
tempFileForShare_20211001-090056
tempFileForShare_20211001-090147
tempFileForShare_20211001-090301
tempFileForShare_20211001-090521
tempFileForShare_20211001-090600
tempFileForShare_20211001-090722
tempFileForShare_20211001-090805
tempFileForShare_20211001-091032
tempFileForShare_20211001-091131
tempFileForShare_20211001-091751
tempFileForShare_20211001-100052
tempFileForShare_20211001-100303
tempFileForShare_20211001-100603
tempFileForShare_20211001-115248
tempFileForShare_20211001-115423
tempFileForShare_20211001-115635
tempFileForShare_20211001-115905
tempFileForShare_20211001-120251
tempFileForShare_20211001-120452
tempFileForShare_20211001-120643
tempFileForShare_20211001-120913
tempFileForShare_20211001-121040
tempFileForShare_20211001-122838
tempFileForShare_20211001-122939
tempFileForShare_20211001-123113
tempFileForShare_20211001-123251
tempFileForShare_20211001-123929
tempFileForShare_20211001-124424

https://ivanov-p.livejournal.com/286292.html


Русский мир

Пятница, 01 Октября 2021 г. 12:55 + в цитатник
Сначала я решил ни слова не говорить об этой книге. Я вообще ее сначала не смог дочитать. Потом все же взял себя в руки, заставил и дочитал. И решил ничего не говорить... Подумал еще. Это - некоторая активность автора, он выложил свои мысли и хотел бы, чтобы с ними ознакомились. И я подумал: пусть не я буду тем, на ком споткнется эта активность.

Кроме нескольких цитат, я скажу о втором плане этой книги, о ее фоне. Книга так сделана, что вторым планом, фоном выступает ее содержание. Первый план - автор. Представьте себе лекцию и ведущего ее лектора. Лектор таков, что основное, что он доносит до слушателей - это свою собственную личность. Главным впечатлением от лекции остается поведение лектора - он кашляет, перхает, заикается, утирает пот, спотыкается о шнур на сцене, он читает стихи, рассказывает о своем детстве, показывает фотографии родственников, рассказывает любимые анекдоты, объясняет рассказанные анекдоты, роняет маркер и лезет под стол его искать... Слушателю хочется сказать: Лектор, ну ты подвинься немного, во весь экран твое лицо, а я бы хотел хоть немного посмотреть на то, о чем ты говоришь. Ну я же тебе не жена; возможно, любимому человеку всласть смотреть только на тебя, но ты ж на лекции, дай посмотреть, что ты на доске пишешь, ну подвинься ты в сторону, а?

И вот об этом, первом плане, который сильно мешает увидеть второй план - о лице автора - я ничего не скажу. Несколько слов о втором плане - содержании книги. Дается собственное понимание истории России. Вводятся базовые понятия - бозонный и фермионный аспекты социальной жизни. Бозонный - связанный с функционированием легальных социальных институтов, фермионный - связанный в основном с личными, асоциальными импульсами. До некоторой степени это как у Гумилева - пассионарии и "нормальные люди". Очень многое в Революции и Гражданской войне объясняется через эти понятия: десятки процентов населения страны - "фермионные люди", в результате слома регулярной власти они вышли на поверхность, говоря марксистским языком - люмпенизированные массы. И дальнейшая история - Террор - это попытки новой (советской) регулярной власти справиться с разгулом люмпенов. Ясное дело, с перегибами на местах и невозможностью сказать народу, что надо его, народ, несколько порешать. Появление этих фермионов логично и необходимо - когда не работают социальные институты, их задачи берут на себя отдельные люди. Вот такие. (Автор еще пользуется словарем Лукьяненко и говорит о силах Света (регулярные общественные институты) и Сумрака).

Разумеется, в книге не только это. Расклад сил, имевшихся перед революцией, мучительное осмысление, почему не получилось... Кратко говоря - слабость. Те, кто мог и был должен, оказались слишком слабы. И не только про "дореволюции", есть рассуждения о том, что после. Партия - церковь атеизма, атеизм - такая вера, конкурент христианства. И потом - про коллективизацию, про интеллигенцию... Загадка Сталина: что вообще это было? Попытки разгадать: это результат умелой работы с кадрами.

Автор решил честно выстроить собственное понимание недавней истории России. Начал с базовых понятий, поскольку существующие не подходили - создал новые. Созданные модели теоретически мыслимых ситуаций протащил через собственный социальный опыт, в результате модели существенно уточнены и дополнены. В целом, насколько можно судить, в данном изложении история России соразмерна личному опыту автора. Как мне кажется - насколько я сумел разглядеть текст за лицом автора - вся картина очень понятная и, так сказать, ожидаемая. Настолько, что мне представляется - не надо было этих самопальных понятий и танцев с бубнами, понятная же картина получилась, да кто ее не видел-то...

Книга находится по адресу: https://disk.yandex.ru/i/CbHMpuiJoSoHsg https://russhatter.livejournal.com/291024.html

tempFileForShare_20211001-085944
tempFileForShare_20211001-090056
tempFileForShare_20211001-090147
tempFileForShare_20211001-090301
tempFileForShare_20211001-090521
tempFileForShare_20211001-090600
tempFileForShare_20211001-090722
tempFileForShare_20211001-090805
tempFileForShare_20211001-091032
tempFileForShare_20211001-091131
tempFileForShare_20211001-091751
tempFileForShare_20211001-100052
tempFileForShare_20211001-100303
tempFileForShare_20211001-100603
tempFileForShare_20211001-115248
tempFileForShare_20211001-115423
tempFileForShare_20211001-115635
tempFileForShare_20211001-115905
tempFileForShare_20211001-120251
tempFileForShare_20211001-120452
tempFileForShare_20211001-120643
tempFileForShare_20211001-120913
tempFileForShare_20211001-121040
tempFileForShare_20211001-122838
tempFileForShare_20211001-122939
tempFileForShare_20211001-123113
tempFileForShare_20211001-123251
tempFileForShare_20211001-123929
tempFileForShare_20211001-124424

https://ivanov-p.livejournal.com/286292.html


Французский стиль...

Четверг, 30 Сентября 2021 г. 08:27 + в цитатник
Рикёр. Я сам как Другой. 2008.

tempFileForShare_20210929-183448
tempFileForShare_20210929-183524
tempFileForShare_20210929-183614
tempFileForShare_20210929-183857
tempFileForShare_20210929-184005

https://ivanov-p.livejournal.com/285959.html


Проблемы элементаризма

Среда, 29 Сентября 2021 г. 17:52 + в цитатник
(Спокойно, это наезд)
Есть целый ряд элементаристских наук - тех, которые собираются описать целое на языке элементов. Частично им это удается, а частично они создают когнитивные искажения - потому что, конечно, многое в целом нельзя выразить, пользуясь лишь языком элементов, а эти науки не способны артикулированно сообщить ничего вне опоры на только-элементаристское описание.

В естественных науках прошло несколько волн элементаризма (как потом - несколько волн цифровизации), так что можно смотреть на несколько параллельных рядов однотипных ошибок, результатов когнитивных искажений. Когнитивных - потому что "врут" не эксперименты, не природа, не опыт, а способы понимания и говорения, ошибки начинаются уже на стадии намерений и заканчиваются при описании результатов. Поскольку всё это - не гуманитария, а естественные науки, каждый шаг сопровождается экспериментальной фиксацией. И поскольку это естественные науки, крайне трудно пробиться за сомкнутый строй привычных способов говорения и понимания опытных данных.

Элементаристиских наук очень много - это, скажем, цитология, генетика, нейронауки и многие, многие другие. XIX век был царством цитологии, ХХ - генетики, и можно видеть, как одни и те же проблемы формулировались сначала на языке цитологии, а потом - генетики, так что возникали "дубли" - длительные теоретические дискуссии об одной и той же проблеме, выполненные сначала в фразеологии цитологических реалий (типы хроматина и пр.), а затем - генетических.

Занятно. что нейронауки имеют ту же элементаристскую базу. Если генетика и цитология отчасти "совпадают" по предмету, то у нейронаук база иная - всё же "макросистема" тела, однако подход тот же - с опорой на элементы. Приходится говорить на языке нейронов - и там можно пытаться отыскать те же складки, которые возникают в цитологии и генетике. По крайней мере такой взгляд оказывается интересным - удается в очень удаленных друг от друга науках, причем не науках прошлого. какого-нибудь XVII века, а современных науках - отыскать общение спотыкания.

Ну как в генетике высловилась "эпигенетика" - очень разнородные эффекты, всё, что не лезло в обозначенный элементаристский подход. То есть по уму, с появлением того, что стало предметом эпигенетики, следовало перестроить науку о наследственности - поскольку в помойку пошел весь понятийный аппарат. Но этого, конечно, не произошло, и просто вместе и рядом с генетикой стали говорить об эпигенетике - как о метафизике после физики. Такой же эффект наблюдается в эволюционистике, переписанной на элементаристский генетический язык. При столкновении со многими проблемами - например, с проблемой возникновения языка - из шляпы вынимается эффект Болдуина. Штука в том, что если признавать этот эффект, следует перестроить всю понятийную сферу современной эволюционистики (что начал делать Шмальгаузен), потому что то, что есть - в помойку. Но этого, конечно, делать не стали, а просто говорят в прежней терминологии и в прежних понятиях, а когда их не хватает - со спокойной душой вспоминают эффект Болдуина.

И вот в нейронауках, насколько я понимаю, постепенно выясняется примерно та же ситуация. С открытием зеркальных нейронов (если подумать - уже с работ Бернштейна, но ладно) надо бы переделать понятийный аппарат ранней неврологии, все эти мотонейроны и ассоциативные нейроны. Но, конечно...

Этот наезд я посвящаю элементаристским наукам - составить (бы) их список, сопоставить с науками, описывающими тот же предмет как целое, выявить сходные проблемы, в которых эти науки оказываются противоречащими...

Это по поводу книги Риццолатти, Синигалья. Зеркала в мозге. 2012

tempFileForShare_20210929-155600
tempFileForShare_20210929-155707
tempFileForShare_20210929-155823
tempFileForShare_20210929-155949
tempFileForShare_20210929-160051
tempFileForShare_20210929-160135
tempFileForShare_20210929-160600
tempFileForShare_20210929-162928
tempFileForShare_20210929-163025
tempFileForShare_20210929-163104
tempFileForShare_20210929-163157
tempFileForShare_20210929-163354
tempFileForShare_20210929-163509
tempFileForShare_20210929-163537
tempFileForShare_20210929-163731
tempFileForShare_20210929-163935
tempFileForShare_20210929-164150
tempFileForShare_20210929-164226
tempFileForShare_20210929-164330
tempFileForShare_20210929-164511
tempFileForShare_20210929-172108
tempFileForShare_20210929-172153
tempFileForShare_20210929-172457
tempFileForShare_20210929-172559
tempFileForShare_20210929-172821
tempFileForShare_20210929-173121
tempFileForShare_20210929-173238
tempFileForShare_20210929-173427
tempFileForShare_20210929-173818
tempFileForShare_20210929-173916
tempFileForShare_20210929-174146
tempFileForShare_20210929-174305

https://ivanov-p.livejournal.com/285889.html


Популярность против техничности

Вторник, 28 Сентября 2021 г. 09:43 + в цитатник
Портер. Как наука стала технической.
Показано, как это происходило в ХХ веке. Описана такая оппозиция интересов. В обществе "с политикой" ученые занимают позицию "мы только специалисты" - уходят в техничность для защиты от участия в политике. В то же время этот выбор препятствует популяризации. То есть концепция публичной науки оказывается противоречащей внеполитичной науке. Такая игра.

tempFileForShare_20210927-102352
tempFileForShare_20210927-102650
tempFileForShare_20210927-102744
tempFileForShare_20210927-102837
tempFileForShare_20210927-103148
tempFileForShare_20210927-103830
tempFileForShare_20210927-104628
tempFileForShare_20210927-105239
tempFileForShare_20210927-141547
tempFileForShare_20210927-142447

https://ivanov-p.livejournal.com/285486.html


Без заголовка

Понедельник, 27 Сентября 2021 г. 08:26 + в цитатник
История о том, что наука перестала быть чем-то единым, определенным, и единство науки поддерживается лишь исследованиями по истории науки, собирающими разнородные культурные явления в один клубок.
Говорится примерно так: аналитика, применяемая сегодняшними мыслителями. такова, что она не способна собрать в целое свой объект, она может лишь разложить его. Религиоведение уничтожило свой объект - религию, религия не может больше мыслиться как нечто единое, целое, это конгломерат очень разнородных практик. Психология - не способна изучать предписанный объект, душу, как нечто единое, это сейчас очень разноплановая область исследований, от неврологии до философии. И так везде - это способ работы современного мышления, оно не способно быть иным. И поэтому единого предмета - науки - больше нет, что достаточно очевидно.
Идея автора - что для синтеза из ничего современной науки сошлись две традиции - натуральная философия и инструментализм, экспериментальная техника. Натуральная философия мылилась бесполезной, техника мыслилась не-философичной, а потом эти две вещи объединились, примерно с Бэкона. И возникло поле, называемое наукой. В конце автор осторожно сообщает, что этот синтез начал распадаться - инструментализм съел натуральную философию, и сейчас наука во все большей мере однокомпонентна и в этом смысле - не наука. И чо дальше будет - посмотрим.

tempFileForShare_20210926-202322
tempFileForShare_20210926-202437
tempFileForShare_20210926-202506
tempFileForShare_20210926-202840
tempFileForShare_20210926-204927
tempFileForShare_20210926-205040
tempFileForShare_20210926-205210

https://ivanov-p.livejournal.com/285240.html


Изюм из булки

Воскресенье, 26 Сентября 2021 г. 18:06 + в цитатник
Ньёкиктьен. 2012. Детская неврология. Много прекрасных деталей. Ну, вот межполушарное разобщение у младенцев, вот доминирование левой руки при ощупывании...

tempFileForShare_20210926-110342
tempFileForShare_20210926-110635
tempFileForShare_20210926-110912
tempFileForShare_20210926-111157
tempFileForShare_20210926-130026
tempFileForShare_20210926-130214
tempFileForShare_20210926-130334
tempFileForShare_20210926-131129
tempFileForShare_20210926-131913
tempFileForShare_20210926-155540
tempFileForShare_20210926-155826

https://ivanov-p.livejournal.com/285102.html


Чувство слова

Пятница, 24 Сентября 2021 г. 14:05 + в цитатник
Обзор о зеркальных нейронах. Старый уже, но я не знаю на русском свежее.
Это, видимо, одно из крупнейших открытий в нейронауках. Прежде всего это - основа "чувства речи", то, благодаря чему мы запоминаем слова не как пустые знаки, а как некие смыслы. Ну и до кучи - подражание, эмпатия, роль в аутизме и пр. и др.
В теории происхождения языка в связи с этими нейронами оживились всякие жестовые теории. Но вроде бы это слишком упрощенный путь, другое дело - да, слово проникает во всё тело, имеет существенную телесную составляющую.

tempFileForShare_20210924-132226
tempFileForShare_20210924-132335
tempFileForShare_20210924-132503
tempFileForShare_20210924-132700
tempFileForShare_20210924-133038
tempFileForShare_20210924-133309

https://ivanov-p.livejournal.com/284752.html



Поиск сообщений в lj_ivanov_p
Страницы: 62 ... 56 55 [54] 53 52 ..
.. 1 Календарь