-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в lj_ivanov_p

 -Подписка по e-mail

 

 -Постоянные читатели

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 02.10.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 0

ivanov_p





ivanov_p - LiveJournal.com


Добавить любой RSS - источник (включая журнал LiveJournal) в свою ленту друзей вы можете на странице синдикации.

Исходная информация - http://ivanov-p.livejournal.com/.
Данный дневник сформирован из открытого RSS-источника по адресу /data/rss/??ac108cb0, и дополняется в соответствии с дополнением данного источника. Он может не соответствовать содержимому оригинальной страницы. Трансляция создана автоматически по запросу читателей этой RSS ленты.
По всем вопросам о работе данного сервиса обращаться со страницы контактной информации.

[Обновить трансляцию]

Наука: современная мифологическая система

Воскресенье, 03 Апреля 2022 г. 13:46 + в цитатник
Хюбнер. Истина мифа
Совершенно гигантская по замыслу работа, которая как бы по определению не должна получиться - и чудо, что автору так много удалось сделать.
Автор пытается выделить общие корни мифа и науки, отыскать их сходства и различия. Наука рассматривается преимущественно на примере физики, мифы - на примере Древней Греции. И в самом деле - выделены основы естествознания, выделены основы построения мифической системы. То и другое - рациональная деятельность, основанная на опыте. В этом смысле можно сказать, что вся наука есть такой современный миф, или целая мифическая система.
Дальше автор интересуется, почему наука вытеснила мифы. Потом - почему сейчас мифы возрождаются. Рассматривает современную теологию (мало было всей науки и всей мифологии), потом - искусство как проводник современных мифов. В основном на примерах из живописи. И вишенкой на торте - в заключительных разделах исследует понятие нации как одной из современных мифологем, понятие идеологии, различает мифы и псевдомифы, пытается понять, как отличить хорошие мифы от плохих псевдомифов.
Чудовищная эта конструкция на 600 страниц - очень немецкая книга. Она не могла быть написана англосаксом, а либо немцем, либо русским. Видно это во всем - от постановки задачи до стиля изложения, от разбивки на разделы до способа формулирования мыслей.
Предыдущая его книга - Хюбнер. Критика научного разума. https://ivanov-p.livejournal.com/308596.html

tempFileForShare_20220403-103505
tempFileForShare_20220403-103708
tempFileForShare_20220403-103903
tempFileForShare_20220403-104013
tempFileForShare_20220403-104157
tempFileForShare_20220403-104256
tempFileForShare_20220403-104420
tempFileForShare_20220403-104454
tempFileForShare_20220403-104623
tempFileForShare_20220403-104701
tempFileForShare_20220403-104822
tempFileForShare_20220403-104925
tempFileForShare_20220403-105016
tempFileForShare_20220403-121204
tempFileForShare_20220403-121526
tempFileForShare_20220403-124558
tempFileForShare_20220403-124708
tempFileForShare_20220403-124935
tempFileForShare_20220403-125232
tempFileForShare_20220403-125310
tempFileForShare_20220403-125518
tempFileForShare_20220403-125922
tempFileForShare_20220403-130040
tempFileForShare_20220403-130209
tempFileForShare_20220403-130428
tempFileForShare_20220403-130527
tempFileForShare_20220403-130726
tempFileForShare_20220403-130850
tempFileForShare_20220403-130925
tempFileForShare_20220403-131324
tempFileForShare_20220403-131842
tempFileForShare_20220403-131952
tempFileForShare_20220403-132126
tempFileForShare_20220403-132229
tempFileForShare_20220403-132319
tempFileForShare_20220403-132359

https://ivanov-p.livejournal.com/309829.html


Идти против языка

Четверг, 31 Марта 2022 г. 00:14 + в цитатник
Когда рассматривают деление душевной жизни на разум, чувства и волю, - слово "воля" используют для обозначения самопринуждения, обозначения власти над собой: человек может идти против своих желаний, выполняя свое решение. Воля есть самопреодоление.

Интересно, как ощущает себя мысль, когда она идет против языка. Потому что "воля" в русском - это желание, свободное и беспрепятственное изживание желаний. Кажется, не так часто содержание понятие идет против течения языка.

Книга "Категории воля и принуждение в славянских культурах" 2019

tempFileForShare_20220330-182427
tempFileForShare_20220330-183225
tempFileForShare_20220330-182520
tempFileForShare_20220330-182612
tempFileForShare_20220330-182642
tempFileForShare_20220330-182711
tempFileForShare_20220330-182741
tempFileForShare_20220330-182822
tempFileForShare_20220330-182932
tempFileForShare_20220330-183011
tempFileForShare_20220330-183052
tempFileForShare_20220330-183140

https://ivanov-p.livejournal.com/309641.html


Философия о науке: научный метод, эксперимент, теории и факты

Среда, 30 Марта 2022 г. 00:28 + в цитатник
Канке. Основные философские направления и концепции науки. Итоги ХХ столетия. 2000

В самом деле - конечно, далеко не полный обзор, но все же в некотором роде итог ХХ столетия. Пересказывается, что надумали о науке, о ее методе и пр. Об идеализации, о научном факте, о гипотетико-дедуктивном методе, об отличиях математики и технических наук от естествознания. О механизме интуиции, о том, может ли факт вести к какой-либо теории (проблема индукции), о построении эксперимента, о том, что наблюдение - один из видов эксперимента, о гипотезе как языковой игре.

Книга местами забавная... там автор немного опечатался и в одном месте случайно, машинально вместо Фейерабенда написан Фейербах. Но, в общем, всё не без пользы и очень многое можно посмотреть в целом - как это монтируется вместе. О ценостях в науке, целая глава о научной этике. Прагматистский метод вообще весь на ценностях стоит, и потому технические науки очень близки гуманитарным. И они резко отделены от естествознания (истинность у естествознания - полезность у техники). О том, что экспериментальный метод есть миф - в том виде, что сначала накапливают факты, а потом на их основе строят теорию. Это миф. Жестко отделить факты от теории вообще нельзя, это разные (очень разные) аспекты целого. Наверняка для многих это - азбука, и даже неловко об этом говорить, но для многих - открытие и полное изумление. Известное известно немногим, увы. О том, что в центре эксперимента, главное в эксперименте - это, конечно, экспериментатор.

tempFileForShare_20220329-084307
tempFileForShare_20220329-084457
tempFileForShare_20220329-084601
tempFileForShare_20220329-084828
tempFileForShare_20220329-084944
tempFileForShare_20220329-085042
tempFileForShare_20220329-085602
tempFileForShare_20220329-085708
tempFileForShare_20220329-100124
tempFileForShare_20220329-100234
tempFileForShare_20220329-100333
tempFileForShare_20220329-100447
tempFileForShare_20220329-100542
tempFileForShare_20220329-100718
tempFileForShare_20220329-101013
tempFileForShare_20220329-101110
tempFileForShare_20220329-101417
tempFileForShare_20220329-101542
tempFileForShare_20220329-144020
tempFileForShare_20220329-144151
tempFileForShare_20220329-144255
tempFileForShare_20220329-144431
tempFileForShare_20220329-144535
tempFileForShare_20220329-144626
tempFileForShare_20220329-144739
tempFileForShare_20220329-144953
tempFileForShare_20220329-145106
tempFileForShare_20220329-145254
tempFileForShare_20220329-145355
tempFileForShare_20220329-145541
tempFileForShare_20220329-145637
tempFileForShare_20220329-162229
tempFileForShare_20220329-162320
tempFileForShare_20220329-162526
tempFileForShare_20220329-163337
tempFileForShare_20220329-163949

https://ivanov-p.livejournal.com/309375.html


Что нужно для правильных объяснений

Вторник, 29 Марта 2022 г. 07:55 + в цитатник
Исследование школьников 14-15 лет: могут ли они давать правильные эволюционные объяснения различным предлагаемым им историям (примерам). Школьники, оказывается, чрезвычайно склонны объяснять приведенные примеры телеологически, исходя из цели (обычно приписываемая цель - выживание вида), или из функционалистских соображений.
Авторы кратко говорят о том, что же такое научное объяснение. Ссылаясь на Гемпеля (50-е), они говорят: это когда отвечают не на вопрос "что?", а на "почему?".

Авторы изучают: что же надо добавить в обучение, чтобы школьники приходили к правильным ответам?

Оказывается... Там много тонкостей, есть неубираемое разнообразие ответов, способности и проч. Но вот такие черты присутствуют: надо научить пользоваться некоторыми понятиями (естественный отбор, общее происхождение). То есть эти понятия должны быть внедрены, настойчиво надо указать, что это рабочие инструменты объяснений - тогда школьники будут способны давать правильные эволюционные ответы. Когда им внушено, что надо пользоваться такими понятиями. И еще одна черта - надо внедрить представление о многоуровневом устройстве биологической реальности (гены-клетки-органы-индивиды-экосистемы...). Когда школьник оперирует понятиями данного примера (на одном уровне), он часто приходит к неверному объяснению, не находит ответа, надо иметь представление о других уровнях, чтобы перенести объяснение туда - например, на уровень генов или на уровень популяций. То, что необъяснимо на рассматриваемом уровне, может быть эволюционно объяснено, если сменить уровень.

Вот тогда будет всё хорошо.

Статья интересна не столько предметом - ошибками школьников, выбираемыми ими типами объяснений, - сколько изучением позиции авторов. Они демонстрируют настойчивое конструирование определенных убеждений у школьников, изучают параметры, с помощью которых можно навязать определенную картину мира.

tempFileForShare_20220329-073601
tempFileForShare_20220329-073709
tempFileForShare_20220329-073744
tempFileForShare_20220329-073849
tempFileForShare_20220329-073928
tempFileForShare_20220329-073954
tempFileForShare_20220329-074018

https://ivanov-p.livejournal.com/309054.html


Смерть стоит за левым плечом

Пятница, 25 Марта 2022 г. 16:37 + в цитатник
Мохов. История смерти

Смерть социальна - приводится некий обзор отношения к смерти в Европе. Об эвтаназии, коммерциализации...

Спутник из-за левого твоего плеча все время смотрит на тебя - примеривается. Он видит странные картины.

tempFileForShare_20220325-130021
tempFileForShare_20220325-130123
tempFileForShare_20220325-130231
tempFileForShare_20220325-130332
tempFileForShare_20220325-130444
tempFileForShare_20220325-130625
tempFileForShare_20220325-130918
tempFileForShare_20220325-150837
tempFileForShare_20220325-150932
tempFileForShare_20220325-151053
tempFileForShare_20220325-152307
tempFileForShare_20220325-154227
tempFileForShare_20220325-154345
tempFileForShare_20220325-154909
tempFileForShare_20220325-161312
tempFileForShare_20220325-161358
tempFileForShare_20220325-162358
tempFileForShare_20220325-162439

https://ivanov-p.livejournal.com/308958.html


Факт как метатеоретическая конструкция и законы истории

Четверг, 24 Марта 2022 г. 11:01 + в цитатник
Хюбнер. Критика научного разума.

Раз с фактом затруднения - вот старая уже работа Хюбнера. Он спорит с Поппером, лакатошем и др., и в разговорах этих пытается прояснить, что такое истина, как следует мыслить прогресс науки и прочие такие дела. При этом он много внимания уделяет той сложнейшей конструкции. которая называется "фактом". Это метатеоретическая конструкция, то есть факт не "попросту дан", а возникает при рассмотрении с метатеоретической позиции, при этом факт никоим образом не есть теория. И потом, потом - это ведь только начало, дальше автор приходит к тому, что основанием научного исследования является история науки (позиция Дюгема), и что сами факты возникают в связи с определенными историческими ситуациями, которые следует адекватно описывать... Все эти его построения благополучно пропустили мимо ушей, а челок старался и подробно объяснял. Кстати, если попросту - факты Хюбнер понимает вовсе не заумно, а "просто" как результаты измерений. Только вот что же это значит - на это потрачена книга

tempFileForShare_20220324-075451
tempFileForShare_20220324-075630
tempFileForShare_20220324-081456
tempFileForShare_20220324-081713
tempFileForShare_20220324-081824
tempFileForShare_20220324-082016
tempFileForShare_20220324-083145
tempFileForShare_20220324-083254
tempFileForShare_20220324-084743
tempFileForShare_20220324-084829
tempFileForShare_20220324-090432
tempFileForShare_20220324-090532
tempFileForShare_20220324-090711
tempFileForShare_20220324-090908
tempFileForShare_20220324-091029
tempFileForShare_20220324-091204
tempFileForShare_20220324-091610
tempFileForShare_20220324-091717
tempFileForShare_20220324-091929
tempFileForShare_20220324-092046
tempFileForShare_20220324-092316
tempFileForShare_20220324-092404
tempFileForShare_20220324-092459
tempFileForShare_20220324-092603
tempFileForShare_20220324-094334
tempFileForShare_20220324-094546
tempFileForShare_20220324-095000

https://ivanov-p.livejournal.com/308596.html


Откуда вышло христианство

Среда, 23 Марта 2022 г. 17:08 + в цитатник
Ульрих Викерт. Об истоках эллинизации христанства.

Автора интересуют самые первые шаги: как оно вообще получилось - ну, допустим, в Риме? Обнаруживается. что в буквальном смысле христианство вышло из синагоги - именно при ней, при римской синагоге, была первая община в Риме. Потом дело подхватили средние платоники. Они тоже привнесли свои традиции - как и иудеи. От иудеев, говорит автор. пошла традиция отношения к концу света. А от платоников - идея о повороте Логоса.

tempFileForShare_20220322-094232
tempFileForShare_20220322-094317
tempFileForShare_20220322-094446
tempFileForShare_20220322-094524
tempFileForShare_20220322-094601
tempFileForShare_20220322-094759
tempFileForShare_20220322-094856
tempFileForShare_20220322-094953
tempFileForShare_20220322-095109

https://ivanov-p.livejournal.com/308402.html


Научный факт, пытка и отличия науки от юриспруденции

Среда, 23 Марта 2022 г. 00:07 + в цитатник
Латур. Научные объекты и правовая объективность

Важное место:
Факты за себя сами не скажут. Латур это выговаривает - а ведь множество людей уверены, что видели говорящие факты. Кажется, надо это хорошенько осознать - факты немы и за себя не говорят. Это сразу меняет представление о том, как устроена наука.

Если кому-то кажется, что он открыл говорящие факты - это симптом, что за собой надо внимательно последить. Видимо, мир сокрылся от наблюдателя слоями выдумки.

tempFileForShare_20220322-213132
tempFileForShare_20220322-213258
tempFileForShare_20220322-213332
tempFileForShare_20220322-213417
tempFileForShare_20220322-213720
tempFileForShare_20220322-213813
tempFileForShare_20220322-214007
tempFileForShare_20220322-214106
tempFileForShare_20220322-214217
tempFileForShare_20220322-214323
tempFileForShare_20220322-214408
tempFileForShare_20220322-214503
tempFileForShare_20220322-214623
tempFileForShare_20220322-214711
tempFileForShare_20220322-215019
tempFileForShare_20220322-215123
tempFileForShare_20220322-215210
tempFileForShare_20220322-215259

https://ivanov-p.livejournal.com/308092.html


Платон и Император: как Император победил Платона

Вторник, 22 Марта 2022 г. 00:11 + в цитатник
История, конечно, изумительная. Германия, 1900й год. К этому времени в немецких гимназиях преподавали латынь и греческий. Ученые-филологи вместе с учителями гимназий развивали нечто вроде культа античности, в частности - тщательно изучали Платона. И тут на неком съезде учителей выступает император Вильгельм II. Произносит речь, имевшую огромное влияние на развитие Германии и школьного образования, а также на изучение античности. Кратко говоря - речь против Платона. Образование должно быть техническим, национальным, направленным на укрепление немецкой культуры и на практические нужды, а греческий язык и латынь отнюдь не способствуют, - говорит император. И меняется школьная политика, и филологи меняют свои пристрастия. Раз сам император выразил недоверие к школьному образованию.

Вильгельм говорил о перепроизводстве образованных, о том, что без нужды увеличивается образованный класс, а делом заниматься образованые не хотят, и вместо подъема германской промышленности и народного хозяйства норовят бесплодно восхвалять Платона. (Веет родными осинами. Не знал, что Вильгельм отметился в борьбе с Платоном). Император был очень особенный. Напомню - велика его роль в начале Мировой войны. А потом император был столь талантлив, что с 1915 года он, хоть и оставался формально главнокомандующим, был отстранен от управления войсками (ими управляли Гинденбург и Людендорф) - отстранен в связи с неспособностью.

Потом император спрятал лицо за потрясающими усами, но в молодости на безусом еще лице можно увидеть привычные черты гениальности.





Так вот, император сказал, что ему нужен людской материал, которым можно было бы воевать с социал-демократией и растить производство, а вместо этого ему подсовывают людей бесполезных с бесполезными знаниями. Говорят, латынь полезна для формирования характера. А доказательства какие? Нету доказательств. (До чего же знакомые подходы! Просто сердце радуется. Всегда одно и то же).

Называлось это в Германии "школьная война", это был спор античников с реалистами, одни были за естествознание в школе, другие - за греческий с латынью. Но когда высказался император, учителя с учеными перековались, и стали учить немцев как надо. Реалисты победили и стали нести прогресс в массы. Одновременно усилилась работа по воспитанию национализма и восторг перед изумиельной судьбой германской нации, обреченной на величие. Император же сказал... Он нашел самые замечательные выражения: сказал, что ему и Германии нужны солдаты, а школа производит бесполезных очкариков. Вот какой был замечательный император. Лично обращаясь к школьникам, призвал их не Платона читать, что уныло и не нужно, а Чемберлена - "Историю XIX в.". Эту книгу потом причисляли к главным антисемитским и расово-теоретическим текстам. И с того 1900-го года до самой войны продолжались нападки на "гуманистов"-античников, которые суют немецким детям бесполезного Платона. Хотя гуманисты-филологи давно разоружились перед партией и уже вовсю давали националистическое воспитание. Кайзер указал, что не нужен Германии ученый-гуманист, который может обозреть всю античность, который может выступать как посредник в школе и университете. А нужны ученые - как рабочие, технические специалисты, кующие щит родины. Нужно новое образование, чтобы создавать новую элиту - нужную Германии. Способные поддержать политику императора. Платон с позором проиграл, император выиграл. Потом, сами понимаете, война.

Казалось бы, что нам до этого - с тех пор прошло две мировых войны и вообще много чего случилось. Но согласитесь - звучит прямо как родное. Те же незабываемые интонации, тот самый вкус. Нужна, говорит император, национально-мыслящая элита, послушные орудия в руках правительства, которые бы взяли в свои руки и с честью несли знамя независимой в техническом отношении родины, помогали национальному строительству.

И что ж так Платон-то мешает... отвлекает, балласт на корабле образования. И вот который уже раз...

Так император победил Платона. Потом, по странной случайности, он погубил свою империю.

tempFileForShare_20220321-192033
tempFileForShare_20220321-192115
tempFileForShare_20220321-192212
tempFileForShare_20220321-192306
tempFileForShare_20220321-192412
tempFileForShare_20220321-192552
tempFileForShare_20220321-192647
tempFileForShare_20220321-192744
tempFileForShare_20220321-193412
tempFileForShare_20220321-193615
tempFileForShare_20220321-193708
tempFileForShare_20220321-193815
tempFileForShare_20220321-193906
tempFileForShare_20220321-194047
tempFileForShare_20220321-194145
tempFileForShare_20220321-194245
tempFileForShare_20220321-194337
tempFileForShare_20220321-194440
tempFileForShare_20220321-194559
tempFileForShare_20220321-194644
tempFileForShare_20220321-194726
tempFileForShare_20220321-194812

https://ivanov-p.livejournal.com/307826.html


Эволюция по Аристотелю

Понедельник, 21 Марта 2022 г. 00:33 + в цитатник
Статья Henry 2006 Aristotle on the Mechanism of Inheritance

Автор рассматривает взгляды Аристотеля на наследственность; говорит о движениях, наследуемых от отца и матери, о потенциях. И далее говорит так: вот дарвиновское представлени об эволюции. И по сути, у Аристотеля нет ничего, что противоречило бы эволюционным взглядам - во взгляды А. на наследственность вполне укладываются эволюционные представления. Хотя сам А., конечно, не излагал эволюционных взглядов.

Тут хочется подумать: ну вот, опять натягивают, что А. придумал все хорошие теории, теперь и эволюцию ему приписывают, мало Эмпедокла с борьбой частей, мало Анаксимандра, который говорил о развитии человека из чего-то рыбообразного, так еще и Аристотель чуть было не придумал теорию эволюции, но помешало ему только то, что он ее не придумал.

Однако всё интереснее. Автор говорит: собственно, в мировоззрении А. ничто не мешало эволюционным идеям, и его представления о развитии животных по сути вели к представлению об эволюции. Но А. был сторонником идеи постоянства видов. Так что не было у него эволюционных взглядов, хотя могли бы - а тогда присмотримся - отчего у него виды постоянны?

И тут оказывается, при анализе текстов А., что дело обстоит так. Наследуется некая, говоря очень грубо и не по-аристотелевски, общая форма, а каждое конкретное развитие дает вариации этой общей формы, так что общая форма, по сути, не представлена нигде, а есть только множество конкретных вариантов осуществления общей формы. И потому каждый экземпляр развивается уникально и потому он индивидуум, не вполне похож на другие экземпляры того же вида. Вот наследственность, вот изменчивость - а отчего же говорится, что при индивидуальных, и довольно сильных, различиях развития - виды все же постоянны?

Оказывается, А. смотрел на условия обитания видов и не видел, куда могли бы приткнуться "новые", возникшие виды - в данных природных условиях, при постоянстве космических условий, места жизни заняты, и новым видам негде жить.

Это очень интересно потому, что именно так думал до конца 1970-х и даже еще в начале 1980-х В.В. Жерихин, один из создателей "экологической теории эволюции". У него получалось, что устойчивость сообщества мешает эволюции видов, сообщество "держит" виды, отсеивая "уклоняющиеся экземпляры". Именно экологическая устойчивость, сомкнутость сообществ мешает происходить эволюции, поскольку виды включены в сообщества как их элементы-биоморфы. И лишь в моменты экологических кризисов, когда сообщества разрушаются, теряют устойчивость. может происходить эволюция видов. От этих взглядов Жерихин шел к причинам изменения сообществ - и создал более общую теорию, согласно которой сообщество оказывается неустойчивым по внутренним причинам, там речь о дроблении экониш, появлении универсалов, разрушении сомкнутого ряда специалистов и последующем кризисе сообщества - эндогенно обоснованная теория эволюции сообществ, из которой вытекает, отчего в мире находится место для эволюции видов.

Тем самым, взяв в руки текст Жерихина 1979 года - Жерихин В.В. 1979. Использование палеонтологических данных в экологическом прогнозировании - можно уловить, с какими рассуждениями мог бы согласиться Аристотель. Примерно об этом же Жерихин В.В. 1984. Экологический кризис - прецедент в мезозое // Энергия. No 1. С.54-61. А вот экологическая теория изложена позже - Жерихин В.В. 1987. Биоценотическая регуляция эволюции // Палеонтол. журн. No 1.

Это чарующее впечатление - я помню рассуждения Владимира Васильевича, как он подошел к этому порогу - что ему нужна высшая сила, чтобы объяснить эволюцию, которую держит устойчивое сообщество - и как он отыскивал эту высшую силу (эндогенные изменения, в обязательном порядке происходящие в сообществе - сообщество гонит к кризису возрастание специализации и эффективности его частей. Каждый элемент сообщества стремится стать все более специализированным и эффективным, и именно совокупность этих усилий по специализации и увеличению эффективности приводит всю систему к обязательному кризису). И эти самые рассуждения вполне могли быть сделаны еще Аристотелем - вряд ли, конечно, но они ничуть не противоречат тому, что излагал А. и как он мыслил себе развитие животных и экономику природы. Дарвинову эволюцию путем отбора он бы вряд ли придумал - совсем не аристотелева мысль, а вот концепция Жерихина отлично встраивается в аристотелевскую биологию.

Автор этой статьи, Генри, работ Жерихина, естественно, не знает, и говорит только то, что А. мог мыслить эволюцию, у него были для этого все нужные рассуждения, но у него также было представление об устойчивости внешней среды, устойчивости космоса, - откуда вытекало представление об ограниченном числе экониш, говоря современным языком, представление о постоянстве видов. Если б он принял мысль о макроизменениях внешней среды, то следом для Аристотеля стала бы очевидной концепция эволюции.

tempFileForShare_20220320-234539
tempFileForShare_20220320-234638
tempFileForShare_20220320-234758
tempFileForShare_20220320-234933
tempFileForShare_20220320-235123
tempFileForShare_20220320-235217

https://ivanov-p.livejournal.com/307625.html


Служанка науки

Воскресенье, 20 Марта 2022 г. 13:53 + в цитатник
Финиковый компот 13 2018

Приятная незамутненность: "Философия сама по себе не совершает научных открытий, а работа философов состоит в логическом, концептуальном и лингвистическом анализе того, что формулируют ученые в ходе содержательных научных исследований"

Отчего-то вспомнилось: "Люблю жару. Она приятна. - Особенно зимой".

tempFileForShare_20220319-203253
tempFileForShare_20220319-203353
tempFileForShare_20220319-204949

https://ivanov-p.livejournal.com/307321.html


Ад для атеистов

Воскресенье, 20 Марта 2022 г. 00:16 + в цитатник
Финиковый компот 12 2017

Тут статья о возможности доказательства бытия Бога. Логика такая: доказывать надо тому, кто не верит. То есть атеисту. Допустим, доказательство есть, так что атеист не может избежать понимания. что Бог есть. Но в силу своей природы - он же атеист - ощущает это как глубочайшее насилие над собой: его основы безнадежно повержены. Атеист находится в аду, в котором знают о Боге - и не в силах сопротивляться. Это совершенно ужасная позиция. И по этой причине пока существует мир, в котором возможны атеисты, не будет существовать доказательство Бога.


tempFileForShare_20220319-103750
tempFileForShare_20220319-103840
tempFileForShare_20220319-103919
tempFileForShare_20220319-104003
tempFileForShare_20220319-170212
tempFileForShare_20220319-170322

https://ivanov-p.livejournal.com/306956.html


Простите долги ваши

Суббота, 19 Марта 2022 г. 08:56 + в цитатник
Гребер. Долг. 2015

Книга увлекательная, живая. О природе денег (нету никакой особенной природы), о долге (вымышленная для угнетения конструкция), о современном капитализме (системе угнетения). Книга не столько экономическая, сколько антропологическая - автор показывает, что рассказываемое в учебниках по экономике - миф, или - культурнее сказать - модель, а в на самом деле никогда такого не было. Система обменов всегда была вплетена в общую канву человеческих отношений, это был аспект личных отношений людей. Когда этот аспект изолировали и сделали самостоятельным - многое в человеке покривилось. Это специально так было сделано - чтобы можно было освободить заем/долг от личной составляющей.

Автор рассказывает о гибели современного капитализма и о том, что общество построено на мифе и обмане. Рассказ интересный, с массой подробностей, но - одноэтажный. То есть автор по всему фронту пятисотстраничной книги повторяет одно и то же - долг выдуман, долг выдуман. И всё. Вслед за этой бьющей по площадям критике современной экономики читатель ожидает увидеть предложение: хорошо, долг - выдуман, а как жить-то? Но нету. Получается странная картина. Автор уверяет, что тысячи лет люди жили, в своей экономической деятельности опираясь на обман, подкрепленный насилием. Что с этим делать - автор не говорит. Несмотря на общую левую окраску текста, вроде бы к марксизму не призывает.

Но, с другой стороны, пройтись по общепринятым мифам - вполне неплохо. Почему нет

tempFileForShare_20220318-163735
tempFileForShare_20220318-163903
tempFileForShare_20220318-164109
tempFileForShare_20220318-170619
tempFileForShare_20220318-171432
tempFileForShare_20220318-171558
tempFileForShare_20220318-185550
tempFileForShare_20220318-185746
tempFileForShare_20220318-190128
tempFileForShare_20220318-190248
tempFileForShare_20220318-190718
tempFileForShare_20220318-191009
tempFileForShare_20220318-231242
tempFileForShare_20220318-231506
tempFileForShare_20220318-233824
tempFileForShare_20220318-235523
tempFileForShare_20220318-235724
tempFileForShare_20220319-075102
tempFileForShare_20220319-080155
tempFileForShare_20220319-080425
tempFileForShare_20220319-081832
tempFileForShare_20220319-082356
tempFileForShare_20220319-082611
tempFileForShare_20220319-083315

https://ivanov-p.livejournal.com/306754.html


Читаю Финиковый компот

Пятница, 18 Марта 2022 г. 18:48 + в цитатник
Сложное впечатление. Как бы это передать... неестественное мышление. То есть уже на стадии постановки вопроса становится (мне) ясно, что вопрос этот и отыскивать не стоило, а уж решать - тем более. С этого конца такие вещи не берутся, только ноги отдавить, больше ничего. Но это остается личными моими идиосинкразиями. Люди друг друга понимают и прекрасно решают свои философские задачи. Это замечательно.

В этом номере мне очень понравилось, как прекрасно решили вопрос о правильном мировоззрении. Вот, говорят - идеализм. Ну, он же очевидно антинаучен и ошибочен. Решено, зачеркиваем. Скептицизм. Ну он же сопли размазывает. Ясно же, что он после долгих сомнений придет к научному и материалистическому ответу. Так зачем тянуть? И третье - материализм. О, точно - вот он и прав.
Согласитесь, это очень, очень остроумное философское рассуждение, исполненное знания философии. Знаете, как воробьи ночуют зимой? Там такое кубло, и из центра распаренные воробьи сонно плетутся по головам кнаружи, охолонуть, а крайние-наружные, - замерзнув, пробиваются к центру, не просыпаясь. Так это и кипит всю ночь.
Люди молодые, активные, ищущие, незашоренные. Лепота. Нет, там не все статьи такие. Там иногда весьма тонко.
Вру. Там все такие. Как там в одном из следующих номеров математику... Чтобы быть наукой, математике требуется экспериментальное подтверждение. Почему? Потому что только проверяющее свои гипотезы экспериментом может считаться наукой. Опа. Значит, чтобы математика была наукой, она должна в физическом мире проверяться экспериментами. Смотрим в натуре - дваждыдва - пять? А хренушки. Автор уверяет - проверяется-проверяется. Математика - хорошая наука. Она не против фальсифицируемости Поппера. Ею можно пользоваться, она экспериментальная. А вот ежели бы оказалось, что математика не подлежит критерию фальсифицируемости - тут бы ей и хана. Уф. Хорошо, что автор спас математику.
Беда в том, что ежели кого другого, не философов заставить рассуждать - у них это будет сверхвысоким уровнем. Там еще хуже, эти еще найкращие.

tempFileForShare_20220317-171543
tempFileForShare_20220317-171634
tempFileForShare_20220317-171734
tempFileForShare_20220317-171809
tempFileForShare_20220317-171926
tempFileForShare_20220317-172024

https://ivanov-p.livejournal.com/306620.html


Всё то же самое, но чуть-чуть иначе

Пятница, 18 Марта 2022 г. 00:04 + в цитатник
Джорджо Агамбен. Грядущее сообщество

Ну, Агамбен... под катом, кроме того, занятное объяснение парадокса Рассела - что не отличали свойств объектов от самих объектов

tempFileForShare_20220317-095715
tempFileForShare_20220317-103032
tempFileForShare_20220317-103103
tempFileForShare_20220317-103137
tempFileForShare_20220317-103206
tempFileForShare_20220317-103236
tempFileForShare_20220317-103305

https://ivanov-p.livejournal.com/306325.html


Какая теодицея, такая и жизнь

Четверг, 17 Марта 2022 г. 00:13 + в цитатник
Это номер философского журнала, посвященный проблемам теодицеи и "проблеме зла". Авторы рассказывают также о публикациях на английском, так что можно составить некоторое представление о том, как вся эта проблематика сейчас живет.
Коротко сказать об этом можно, указав на факт: большинство текстов о теодицее и проблеме зла сейчас пишутся с атеистических позиций.

Добавлять уже ничего не надо. Я читал это, вспоминая советский похабный анекдот:
Приходит муж домой, жена что-то у плиты готовит. Муж: а ну. быстро забирайся на обеденный стол. Жена: ты сдурел? что случилось-то? Муж: а ну молчать. быстро лезь на стол, я сказал. Жена, вздыхая, залезает на стол: ну чего тебе? Муж: немедленно раздевайся. Снимай всё. Жена: ты совсем очумел? Муж: молчать, я сказал. Снимай всё! Жена раздевается. Муж долго смотрит на неё и говорит: Правильно парторг говорит, стриптиз - это жуткая гадость.

Атеисты, с атеистических позиций разбирающие проблему теодицеи и зла...

полёт

tempFileForShare_20220316-220728
tempFileForShare_20220316-220818
tempFileForShare_20220316-220910
tempFileForShare_20220316-221421
tempFileForShare_20220316-223622
tempFileForShare_20220316-225536
tempFileForShare_20220316-225642
tempFileForShare_20220316-225849
tempFileForShare_20220316-230037
tempFileForShare_20220316-230137
tempFileForShare_20220316-231325
tempFileForShare_20220316-231511
tempFileForShare_20220316-231615
tempFileForShare_20220316-231759
tempFileForShare_20220316-232024
tempFileForShare_20220316-232138
tempFileForShare_20220316-232401
tempFileForShare_20220316-232441
tempFileForShare_20220316-232559

https://ivanov-p.livejournal.com/306027.html


Жизнь и смерть средневековой латинской литературы

Среда, 16 Марта 2022 г. 18:54 + в цитатник
Хотелось посмотреть, как из распадающейся культуры, целого культурно мира - возникает нечто новое. Ну и сама книга, по которой это удобно смотреть, совершенно замечательна, так что ее просто приятно прочесть. Замечательные сюжеты - вот навороченные, с формальностями построения стихи IV в., и эти находки стихосложения были повторены то ли в XVII, то ли в XIX, вот Золотая легенда, вот Анастасий Библиотекарь и перевод Дионисия, вот проникновение в латынь народного говора и формирование итальянского языка веке в XI, вот влияние на всю Европу вплоть до русских книг... Тут всего много. И на заднем плане - то, что осталось перед началом книги: величественная античная культура, греко-римская, которая мучилось, исчезала, возвращалась и снова погибала - она же бессмертна, умереть не может, уже не живёт... Трудная история. Поскольку мы имеем счастье находиться на гребне волны и видно отсюда далеко - можно прочесть эту книгу с особенным чувством

Голенищев-Кутузов. Средневековая латинская литература Италии. 1972

tempFileForShare_20220316-090601
tempFileForShare_20220316-090659
tempFileForShare_20220316-090747
tempFileForShare_20220316-090814
tempFileForShare_20220316-090856
tempFileForShare_20220316-091100
tempFileForShare_20220316-091221
tempFileForShare_20220316-100543
tempFileForShare_20220316-142228
tempFileForShare_20220316-142351
tempFileForShare_20220316-142530
tempFileForShare_20220316-142659
tempFileForShare_20220316-143029
tempFileForShare_20220316-171253
tempFileForShare_20220316-171406
tempFileForShare_20220316-171526
tempFileForShare_20220316-172151
tempFileForShare_20220316-172321
tempFileForShare_20220316-181029
tempFileForShare_20220316-181441
tempFileForShare_20220316-181637
tempFileForShare_20220316-183337

https://ivanov-p.livejournal.com/305769.html


Пустые слова

Вторник, 15 Марта 2022 г. 07:35 + в цитатник
Перечитал книгу Фюре Постижение Французской революции.
С виду книга небольшая и очень ясная, прозрачная - автор разбирает классические точки зрения на революцию, сопоставляет их, проясняет спорные моменты. Такая метаистория - история изучения революции.
Но меня больше интересовал другой слой, занимающий и самого автора.
Это - становление пустоты в мыслях. Указать на это прямо затруднительно - называют по-разному. Абстрактное мышление, пустое, бессодержательное, идеологизированное - как только не зовут.
Современные люди - одни специально, другие поневоле - научились производить такие вот абстрактные мысли, которыми удобно обманывать себя и других. Это по природе лживые мысли, ими невозможно думать правду, они не способны сообщить о происходящем на самом деле, и в то же время они поддаются проверке, соответствуют "критическому мышлению", дают субъекту "понимание мира". Это очень странное мышление. Появилось оно... трудно сказать когда. Но вспыхнуло, стало модным и повсеместным - после события Революции. И с тех пор - оно у всех. и у меня, и у всех кто читает - оно, конечно, есть. В его проявлениях клеймят друг друга оппоненты, уверенные, что у них - всё в порядке, а вот соперники слепы.
Потому и трудно сказать, о чем же речь, - ведь каждый думает, что это не о нем. Мышление идеологизированными штампами. В каждом случае самому мыслящему представляется, что он мыслит сложными содержательными терминами. А его противники видят, что он использует некритически принятый шаблон. Классические примеры таких внутренне пустых слов - равенство, демократия, толерантность, фашизм, геноцид. Теперь, надеюсь, понятно - вот эта вот жуткая фауна, населяющая мысли решительно всех, изначально лживая, которой думать правду нельзя, она искажает результат одним присутствием в мышлении...
Как возникли такие слова? Как появилось такое мышление? А как можно себе представить мышление вне этих паразитических форм, не захваченное пустотой?
Книга Фюре, прочитанная с такими вопросами - выглядит совсем не такой маленькой и прозрачной. Автора занимает этот вопрос, вопрос происхождения идеологизированного мышления. Ответа он не нашел, но хотя бы то, что его этот вопрос занимал, что он искал именно этот ответ, а не другой... Читая Фюре, можно поближе подобраться к этим жутким мыслеформам, увидеть как свиваются их щупальца, присмотреться к первым примерам массового проявления.
Если совсем коротко, грубо и с искажениями: Великая Революция произошла именно в связи с развитием такого мышления. Незаметно для людей большое их количество оказалось заражено такими мыслеформами, и при их применении всё оказалось в прежней жизни невозможным - вполне привычные и обыденные формы быта вдруг стали неудобны, бессмысленны, и различные слои населения вдруг ощутили невозможность жить по-старому, тысячью способов стало не удовлетворять дворянство, перессорившееся между собой, стала невыносимой королевская власть... Это были традиционные и привычные формы жизни, и благосостояние народа в это время росло, и особенного-то ничего не случилось - но, оформленное в новых понятиях, оно всем вдруг стало нестерпимо. И с появлением этих новых слов практически невозможно сказать о происходящем без их применения. В старом мыслительном языке нет возможности ухватить происходящее, и сам исследователь вынужден лепетать про "демократию", просто чтобы быть понятым. Но - в книге все же сопоставлены те самые первые непонимания, когда демократия была еще не пустым звуком, не ничтожным клише, маркером, позволяющем отделить своих от чужих, а - термином с попыткой иметь содержание, и Токвиль еще понимал его вот так, а другие авторы - эдак, и содержания еще по привычке теплились в гулких пустых словоформах.
Эту книжку можно читать как попытку написания истории идеологизированного мышления, мышления в абстрактных понятиях, когда люди не имеют мыслительной силы мыслить абстракции и вместо них содержание в их речь поставляет язык, так что сами говорящие производят лишь пустые формы. Об идеологии написаны десятки тысяч книг, но они обычно сами пусты и бессодержательны, а эта - удивительным образом позволяет краешком что-то почувствовать в этой великой магии, зачаровавшей все Новое время

tempFileForShare_20220314-162941
tempFileForShare_20220314-163028
tempFileForShare_20220314-163227
tempFileForShare_20220314-163320
tempFileForShare_20220314-163520
tempFileForShare_20220314-163812
tempFileForShare_20220314-163955
tempFileForShare_20220314-170241
tempFileForShare_20220314-170411
tempFileForShare_20220314-180649
tempFileForShare_20220314-180800
tempFileForShare_20220314-183906
tempFileForShare_20220314-184643
tempFileForShare_20220314-191909
tempFileForShare_20220314-191958
tempFileForShare_20220314-192058
tempFileForShare_20220314-200015
tempFileForShare_20220314-200259

https://ivanov-p.livejournal.com/305478.html


История францисканского ордена

Понедельник, 14 Марта 2022 г. 16:11 + в цитатник
Всегда было крайне интересно - как протекала история организации, которая началась с такого потрясающего человека, ка Франциск. Это должен быть какой-то очень ясный пример - вот какой человек начинает, идут века - вот что получается. История эта описана много где, но всё же обычно как-то сбоку, трудно ухватить. А вот хоть и краткое, но ухватываемое изложение. В книге сочинений Франциска

tempFileForShare_20220314-151533
tempFileForShare_20220314-151700
tempFileForShare_20220314-151728
tempFileForShare_20220314-151819
tempFileForShare_20220314-151904
tempFileForShare_20220314-152016
tempFileForShare_20220314-153657
tempFileForShare_20220314-153824
tempFileForShare_20220314-153937
tempFileForShare_20220314-154231
tempFileForShare_20220314-154344

https://ivanov-p.livejournal.com/305224.html


Взгляд на Большую игру

Среда, 09 Марта 2022 г. 00:02 + в цитатник
Питер Франкопан. 2017. Шелковый путь

История от начала и до наших дней. При таком чудовищном объеме темы 700 страниц - это поверхностный обзор, популярное изложение без деталей. И как обзор и показ ракурса, в котором хочет смотреть автор - вполне нормально. Под катом - кусок про 1 мировую войну и заключительный раздел про наше время

tempFileForShare_20220308-214607
tempFileForShare_20220308-214717
tempFileForShare_20220308-214751
tempFileForShare_20220308-214818
tempFileForShare_20220308-214847
tempFileForShare_20220308-214916
tempFileForShare_20220308-214952
tempFileForShare_20220308-215029
tempFileForShare_20220308-215105
tempFileForShare_20220308-215146
tempFileForShare_20220308-215235
tempFileForShare_20220308-215333
tempFileForShare_20220308-215413
tempFileForShare_20220308-215505
tempFileForShare_20220308-215537
tempFileForShare_20220308-225919
tempFileForShare_20220308-230001
tempFileForShare_20220308-230038
tempFileForShare_20220308-230102
tempFileForShare_20220308-230136
tempFileForShare_20220308-230158
tempFileForShare_20220308-230221
tempFileForShare_20220308-230242
tempFileForShare_20220308-230308
tempFileForShare_20220308-230340
tempFileForShare_20220308-230436
tempFileForShare_20220308-230506
tempFileForShare_20220308-230531
tempFileForShare_20220308-230559
tempFileForShare_20220308-230642

https://ivanov-p.livejournal.com/304904.html



Поиск сообщений в lj_ivanov_p
Страницы: 62 ... 60 59 [58] 57 56 ..
.. 1 Календарь