-Рубрики

 -

Радио в блоге
[Этот ролик находится на заблокированном домене]

Добавить плеер в свой журнал
© Накукрыскин

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в liubitkaia

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 26.07.2012
Записей: 4183
Комментариев: 1030
Написано: 6672


Жан-Батист Грёз (Greuze Jean-Baptiste) (1725–1805), французский живописец.

Четверг, 06 Декабря 2012 г. 12:53 + в цитатник
Цитата сообщения Александр_Ш_Крылов Автопортрет (571x700, 58Kb)

Родился 21 августа 1725 года в Турню, Бургундия. Между 1745 и 1750 учился в Лионе у Ш.Грандона, затем в Королевской Академии живописи и скульптуры в Париже. В 1755–1756 побывал в Италии.

Первым его произведением была картина «Отец семейства, объясняющий своим детям Библию». Став в 1769 году академиком, задумал посвятить себя исторической живописи и с этой целью отправился в Рим. По возвращении в Париж выставил картину «Север и Каракалла», которая не имела никакого успеха. Возвратившись к бытовому жанру, Грёз вскоре завоевал себе одно из первых мест.

Глава сентиментально-морализирующего направления во французской живописи второй половины XVIII века, Грез разделял мнение просветителей об искусстве как об активном средстве воспитания нравов. В своих жанровых картинах (“Паралитик, или Плоды хорошего воспитания”, 1763, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) Грёз прославлял добродетели третьего сословия, что поначалу вызвало энергичную поддержку философа Дидро.

Работам художника Жана Батиста Грёза свойственны сочетание чувствительности с преувеличенным пафосом, идеализация натуры, порой довольно известная слащавость. особенно в многочисленных изображениях детских и женских головок.



Хотя на портрете Грёза философ Дени Дидро представлен вдохновенным и эмоциональным, действительной его характерной чертой была вдумчивость и серьезность. В середине XVIII века Дени Дидро предпочитал сентиментальные нравоучения Жана Батиста Грёза нравственной раскованности Буше. „Не слишком ли долго французские художники ставили свою кисть на службу пороку и разврату?" — вопрошал философ Дидро.

Картина зрелого периода творчества живописца Жана Батиста Грёза "Гитарист" 1757.
Молодой человек, одетый в театрализованный костюм, настраивает гитару, внимательно прислушиваясь к звукам. Его усталые широко раскрытые глаза и мутный взгляд намекают на беспорядочный образ жизни. Сочно написанная картина изобилует деталями, характерными для фламандских жанристов XVII века, манеру которых Грез стремился превзойти.

Гитарист, 1757 (525x700, 88Kb)

"Гитарист" 1757, Национальный музей, Варшава

Избалованное дитя (595x700, 117Kb)
"Избалованное дитя" 1760-е, Эрмитаж, Санкт-Петербург

Обет верности Эроту  1767 (542x700, 124Kb)
"Обет верности Эроту" 1767, Собрание Уоллес, Лондон

The White Hat (584x700, 90Kb)
"Белая шляпа" 1780, Художественный музей, Бостон

Jean-Baptiste Greuze – W.A. Mozart (476x640, 85Kb)

"Портрет Вольфганга Амадея Моцарта" 1763-64

4 (597x700, 52Kb)


Подобные вопросы ускоряли перемены в тематике французской живописи. Дидро ввел моду на жалостливую чувствительность и он же проложил путь к возрождению неоклассицизма. Осуществлением его художественных чаяний стало творчество Жака Луи Давида, впервые представленное в Салоне 1781 года — последнем Салоне, о котором писал Дидро. Но прямое подражание классическому искусству внушало отвращение Дидро. Он указывал, что древние не имели того образца, той античности, какой они могли бы подражать. Их искусство вдохновляла возвышенная идея. И собственный вкус Дидро тяготел к прямо противоположному, чем к ясности, достигнутой выучкой. Он ценил крайности, ему нравилось фантазирование, он считал экстравагантность более привлекательным качеством в искусстве, чем холодность. „Изобразительное искусство, — писал Дидро, — нуждается в элементе неприрученном и примитивном, в чем-то захватывающем и преувеличенном". В его статьях, которые никогда не были напечатаны, но вошли в „Литературную переписку" барона Мельхиора фон Гримма, переписывались от руки и рассылались подписчикам при дворах всей Европы, впервые была теоретически опробована идея антитезы романтической и классической традиций, которая воодушевит искусство после 1800 года. Грёз, поощренный похвалой Дидро, продолжал расточать себя в сентиментальном жанре, уже не замечая несоответствия своих поучительных историй новому духу времени и, видимо, не понимая, что вкусам Дидро он отвечал не больше, чем Буше.
В 1769 году Дидро объявил, что больше не интересуется его творчеством; критику даже доставил удовольствие провал очередной амбициозной и помпезной картины Грёза, представленной на соискание диплома Академии.

Созданные Грезом сцены повседневной жизни часто заключают в себе нравоучительный смысл. Его картины были очень популярны во Франции XVIII века и заслужили высокую оценку философов-моралистов, например Дидро. Однако когда стиль эпохи изменился в пользу неоклассицизма, представленного такими мастерами, как Жак Луи Давид, Грез вышел из моды. К сожалению, желание художника сохранить популярность привело его к неискренней сентиментальной манере. Поэтому до недавнего времени многие его картины, имевшие важное значение для истории искусства, не были оценены по достоинству. Скончался Жан Батист Грёз 4 марта 1805 года в Париже.

Во время французской революции Грёз жил уединённо и не вмешивался в политику. К концу жизни он имел довольно значительное состояние, но утратил его в рискованных предприятиях. Когда конвент решил предоставить заслуженным писателям и художникам даровые квартиры, Грёз получил помещение в Лувре; там он и умер почти в нищете, забытый своими современниками, вкусом которых овладел в ту пору Давид. Грёз также был масоном, и входил в величайшую масонскую ложу «Девять Сестёр».

Septime Severe et Caracalla (700x548, 143Kb)
"Septime Severe et Caracalla"

?gine visit?e par Jupiter (509x383, 37Kb)

"Gine visite par Jupiter"

08 (603x700, 55Kb)

Charles-Claude de Flahaut de la Billarderie, comte d’Angiviller (325x383, 21Kb)

"Charles-Claude de Flahaut de la Billarderie, comte d’Angiviller"

Sophie Arnould (370x475, 57Kb)

"Sophie Arnould"

Benjamin Franklin (288x355, 89Kb)
"Benjamin Franklin"

A Boy with a Lesson-book exhibited  1757 (558x700, 83Kb)

"A Boy with a Lesson-book exhibited" 1757

6 (572x700, 107Kb)

Друзья (567x697, 100Kb)

"A Young Child Holding A Spaniel" - "Друзья"

Ange-Laurent de Lalive de Jully (300x393, 34Kb)
1005826_PH02838 (321x420, 39Kb)


. ."Ange-Laurent de Lalive de Jully"


20 (700x541, 51Kb)

A Lady in Turkish Fancy Dress , 1790 (450x600, 66Kb)

"A Lady in Turkish Fancy Dress" 1790

13 (557x700, 51Kb)


Cupid (700x692, 178Kb)
"Амур"


L’innocence tenant deux pigeons (419x500, 44Kb)

"L’innocence tenant deux pigeons"

Portrait of Chevalier de Damery (463x552, 74Kb)

"Portrait of Chevalier de Damery"

10 (645x700, 147Kb)

09 (553x700, 46Kb)

JEAN BAPTISTE  GREUZE  Девочка с собакой (560x698, 103Kb)

"Девочка с собакой"

Portrait de Fran?ois Babuti (321x383, 15Kb)

"Portrait de Franois Babuti"

Portrait Of A Boy (479x600, 78Kb)

"Портрет мальчика"

Portrait Of A Girl, Head and Shoulders (474x605, 67Kb)

"Портрет девочки"


The Dead Bird 1800 (650x689, 150Kb)

"The Dead Bird" 1800

ЛУИ-ФРАНСУА РОБИН (584x700, 76Kb)

"Луи-Франсуа Робин"

Jeune fille en pri?re (485x610, 62Kb)

Голова мальчика (370x467, 63Kb)

"Голова мальчика"

The Widow and Her Priest 1784 (650x514, 111Kb)

"Посещение священника " 1784

The Broken Pitcher (577x700, 55Kb)

"The Broken Pitcher"

Дочь художника, 1750-е (588x700, 93Kb)

"Дочь художника" 1750-е

15 (572x700, 155Kb)

"Разбитое зеркало" 1763

da4 (585x700, 106Kb)

La Simplicit? 1759 (575x700, 454Kb)

"La Simplicitе" 1759

Le petit paresseux (494x600, 76Kb)

"Le petit paresseux"

Ариадна (370x443, 58Kb)
"Ариадна "

Психея (370x452, 64Kb)

"Психея"


Жанровые композиции Греза - это картины-рассказы, картины-спектакли, в которых всегда есть назидание или поучительный пример. Воспевая достоинства и добродетели третьего сословия (трудолюбие, бережливость, умеренность, материнская забота, супружеская верность, семейное согласие), Грез развивал отчасти тематический репертуар Ж. С. Шардена. Однако Шарден делал это ненавязчиво, деликатно, тогда как Грез - с преувеличенным пафосом и назойливо (театрализованные мизансцены, патетические позы, акцентированная мимика). При сравнении Жана-Батиста Грёза с Шарденом особенно очевидны нарочитая искусственность первого и необыкновенная искренность и простота второго. В целом живопись Греза носит литературно-описательный характер. Не случайно художественные критики утверждали, что по его картинам можно писать романы. Изображая разнообразные жизненные коллизии, Грез рассказывал о них подробно и обстоятельно. Его картинам присущи занимательная повествовательность и анекдотическая развлекательность. Вместе с тем они не лишены тонкой реалистической наблюдательности. Современник эпохи Просвещения, разделявший идеи энциклопедистов, Жан-Батист Грёз создал на протяжении творческого пути целую серию произведений, посвященных проблемам воспитания и взаимоотношений родителей и детей. Одна из самых знаменитых картин Греза - «Деревенская помолвка» (1761, Париж, Лувр), написанная по заказу брата мадам де-Помпадур маркиза де Мариньи, главного покровителя художника в течение 1750-1760-х гг.. Фрагмент «Деревенской помолвки» воспроизведен на «Портрете А. Ф. Пуассона, маркиза де Мариньи» кисти А. Рослина (1762, частное собр.). После смерти де Мариньи (1781) картина по совету академика Ш. Н. Кошена и первого живописца Людовика XV Ж. Б. М. Пьера была приобретена Людовиком XVI. «Деревенская помолвка» произвела подлинную сенсацию в Салоне 1761 года и, по словам «Mercure de France», «привела весь Париж в Лувр». Изобразив событие из частной жизни сельской семьи, Грез воплотил в этом произведении просветительский идеал социального миропорядка (семья как основа единства и нравственного здоровья общества). Привлекательность «Деревенской помолвки» объяснялась не только общедоступной ясностью ее содержания (подписание брачных документов и вручение приданого), но и живописными качествами (чет­кая, рационально упорядоченная композиция, подчеркнутая статуарность фигур, экспрессивная мимика персонажей). Убедительное правдоподобие изображенной ситуации и ее натуралистическая трактовка заставляли зрителей сопереживать героям, словно это их родственники или друзья. Вместе с тем колоссальный успех «Деревенской помолвки» был обусловлен также ее дидактикой в духе нового сентименталистского романа и новой идеологии энциклопедистов (светская концепция брака, рассматривавшегося главным образом как гражданский акт, а не сакральное религиозное таинство, «договор с Богом»).

L'Accordйe de Village 1761 (650x505, 146Kb)

"L'Accordйe de Village" - "Деревенская помолвка" 1761

Голова девушки в чепце (550x700, 140Kb)

"Голова девушки в чепце"


Школьная учительница (700x520, 177Kb)

"Школьная учительница"


Девочка в окне (370x467, 72Kb)

Young Girl In A Lilac Tunic (486x605, 78Kb)

"Young Girl In A Lilac Tunic"

Портрет графа Павла Строганова ребёнком (554x694, 190Kb)

"Портрет графа Павла Строганова ребёнком"

Портрет графини  Е. П. Шуваловой (463x558, 49Kb)

"Портрет графини Е. П. Шуваловой"

19 (600x700, 110Kb)

Портрет молодого человека в шляпе (572x700, 101Kb)

"Портрет молодого человека в шляпе"

Паралитик  или  Сыновнее благочестие, 1763 (700x528, 113Kb)

"Паралитик или Сыновнее благочестие" 1763


The Father's Curse - The Ungrateful Son (700x545, 98Kb)

"The Father's Curse - The Ungrateful Son" - «Отцовское проклятие»
На картине изображена сцена семейной драмы, когда сын объявляет отцу о своём уходе в армию, а отец проклинает его. «Отцовское проклятие» составляет пару с другой картиной Грёза — «Наказанный сын».


The Father's Curse - The Son Punished (700x548, 115Kb)

"The Father's Curse - The Son Punished" - "Наказанный сын" 1778

Portrait de Charles-Etienne de Bourgevin de Vialart (492x598, 72Kb)

"Portrait de Charles-Etienne de Bourgevin de Vialart"

Portrait de Ren?-Louis de Girardin - Chaalis (418x569, 167Kb)
"Portrait de Ren-Louis de Girardin-Chaalis"

Claude Watelet (1765) (455x594, 89Kb)

"Claude Watelet " 1765

Portrait of Joseph  Model  at  Art Academy (526x600, 60Kb)

"Portrait of Joseph" Model at Art Academy

Portrait of Denis Diderot (1713–1784), 1766 (470x600, 84Kb)


Roman Charity (631x510, 122Kb)

"Милосердие римлянки"

Крещение -Epiphany  (Le g?teau des rois) (700x544, 73Kb)

"Крещение"

Self-Portrait (544x700, 80Kb)
" Автопортрет"


Grave of Greuze (473x700, 133Kb)

Могила Жана Батиста Грёза
Рубрики:  искусство/живопись
живопись
искусство/портрет
искусство/жанровое
жанровое
искусство/женский образ
женский образ
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку