ПОСЛЕ ПАМЯТИ |
(большая светлая комната с белыми стенами и белой мебелью заполнена людьми, ведущими себя странно. Все люди в комнате одеты во что-то, отдаленно напоминающее смирительные рубашки, белые брюки и белую обувь. Они издают разные звуки: кто-то плачет, кто-то пытается биться в зарешеченные окна. Санитаров или врачей не видно. В комнате две двери: через одну людей приносят на носилках, через другую вежливо и терпеливо уводят, и если то, куда открывается первая (входная) дверь не видно, то вторая (выход) дверь открывается и ведет в светлый коридор.
Дверь открывается и в комнату вносят мужчину лет сорока. Он без сознания. Через пару минут, когда к нему подходит пара-тройка местных обитателей, он (1) приходит в себя. Рядом с ним сидит мужчина лет шестидесяти пяти (2)).
1:
Я тут как оказался?
2:
Помнишь, кто ты?
1:
Да
2:
Это главное! В этом сумасшедшем доме главное помнить, кто ты. Тут и Наполеон, и Шекспир, и Да Винчи…
1 (перебиает):
А почему я здесь?
2:
А что последнее помнишь?
1 (силясь вспомнить):
Помню, я куда-то поехал, на праздник… нет, выходные с друзьями… и по дороге… Боже, я попал в аварию… грузовик, он врезался в нашу машину. А дальше ничего не помню.
2:
Ты, наверное, когда очнулся, не смог, от шока отойти: страхи, может, какие мучили или мания. Вот тебя сюда и упекли, а может из-за того, что не помнишь ничего.
1:
Страхи? Не помню.
(из толпы прорывается высокий плотного телосложения мужчина лет тридцати пяти с шрамами на лице и татуировками на руках)
3:
Эй, ты! Новенький, хэй! Курить есть?! А то у меня (трясет пустой пачкой) закончились.
1:
Не курю я.
3:
Вот здоровеньким и сдохнешь (заливаясь грудным грубым смехом).
Курить хочется до жути.
2 (обращаясь к 3):
Ты, я смотрю, тоже недавно здесь!
3:
Как просёк?
2:
Те, кто здесь долго, знают, что через пару дней уже ничего не хочется: ни курить, ни что еще…
3:
Во мозги промывают! Или химию колют? Жесть! Меня-то сюда, видать, свои же упекли не за этим.
1(всё еще слабым тихим голосом):
А зачем?
3:
Затем, чтобы пересидеть, наверное, не очень помню, последнюю неделю всю и, как попал сюда, не помню, но, видать, зашухерили вот меня пацаны и привезли спрятать.
1:
И что у всех так, ну, я имею в виду, все не помнят как попали?
2:
Вроде так. Наверное, какое-нибудь успокоительное сначала колют?!
3:
Ага, походу дозу, как на слона.
(обращаясь к 2) Э! а может знаешь, кому тут денег надо дать, чтоб сигареты намутить?
2(с доброй усмешкой):
Ой, а ты, видимо, думаешь, что у тебя есть деньги?
3(возмущенно):
Базаришь?! Конечно есть!
2:
Нет их. Всё осталось там, за пределами этой комнаты.
3:
Чё-то я не понял сейчас, это где осталось?
1(шаря по карманам):
И у меня ничего нет.
2:
Считай, в мусорном ящике, на помойке…
3(кричит):
Какой помойке?! Вы чё?! (направляется к двери) Эй, кто тут главный? Отдайте мои вещи. Так, где главный? Главного позовите, эй вы…
2:
На твоём месте не тратил бы время зря!
1:
А почему зря?
3(продолжает шуметь и бить кулаками в дверь):
Главного позовите, чё не поняли там?! Да вы, мать вашу, знаете кто я?!
2:
Главный там (делает слабый мах рукой в сторону двери, ведущей из комнаты в коридор). Но он не выходит сюда. И вещи не возвращают.
3:
Еще чего, не вернут?! Меня, конечно, упекли свои же. Но у меня еще есть связи, я отсюда быстро выберусь.
2(мягко улыбаясь):
Это вряд ли.
1(обращаясь к 2):
А давно вы тут?
2:
Точно не знаю, ощущение будто целую вечность. Но за это время много всего тут приметил.
1:
Что, например?
2:
Тут разные психи, почему-то содержаться вместе: и буйные, и спокойные. (кивая головой в сторону 3) вот таких, как этот много. Он сейчас докричится и его в рубашечку обрядят и уведут от сюда. Так всё время происходит…
(не успевает 2 закончить предложение, заходят санитары и уводят 3 очень заботливо, при этом он даже не пытается сопротивляться, резко успокоившись)
1:
По-моему, тут ужасные условия, даже сесть всем места не хватает.
2:
Просто некоторым думать стоя легче.
1:
То есть?!
2:
Тут же помешанные. А помешанные – это кто?
1 (смеясь):
Это помешанные.
2:
Ты помешанный?
1:
Нет. Хотя не знаю тогда, что я здесь делаю.
2:
Я так на них всех смотрю и, похоже, помешанный – это тот, кто думает. А с ума он сошел, когда задумываться начал о главном и большом.
1:
Ага, понятно. (с издевкой) А вы кто? Сократ-мыслитель какой-нибудь?!
2:
Нет же. Я просто Петр Иванович. Я нормальный. Просто здесь делать совсем нечего, кроме как думать. Вот и приходят мысли всякие.
1:
И что мне делать?
2:
Сиди и тоже думай.
1:
О чём?
2:
Да о чем хочешь, о жизни.
1:
Чего о ней думать. Жизнь там осталась, за стенами этого дурдома.
2:
А ты о свое думай, а не о жизни вообще.
1:
Я ничего не помню.
2:
А ты думай о том, что помнишь.
(некоторое время между 1 и 2 царит молчание, в то время как в комнате всё также продолжаются истерики, тихое завывание и бормотание)
1:
Меня блаженные эти раздражают! Ходят, орут!
2:
Ничего, скоро пройдёт.
1:
Что пройдёт?
2:
И ярость эта, и вообще всё спокойно станет. У меня так было.
1:
А выбраться отсюда есть шанс?
2:
Да, очень большой.
О, новенькие поступают и поступают. Так о чем это я?! Ах, да, на выписку вон туда – по коридору и прямо. (после некоторого молчания) Ты знаешь, тут есть о чем подумать - это какая-то совсем не больница для душевно больных. Тут пока не успокоишься, с собой не помиришься – на выписку не готовят. Просто это всё…
(чуть помолчав)
… ну мне пора к новеньким.
1:
Так ты не сказал, что это!
2:
(2 смотрит на санитаров и потом на 1)
Скоро сам поймёшь! Не прощаюсь.
1:
А меня когда на выписку?
(1 сидит озираясь, встал и походил. Встретил 3)
1:
Удалось найти сигарету?
3:
Нет. Да и уже перехотелось. Дед прав был, уже не хочется ничего. А где дед-то к стати?
1:
Ушёл к новым поступившим, кажется, а может и на выписку.
3:
Понятно. Блин, а мне и позвонить не дают. Не знаю, что придумать, чтобы хотя бы денег немного своих получить, да и часы. Блин, жалко, дорогие.
1:
А мне, знаешь, уже не важно, чего там осталось всё равно уже нет. Это уже явно там, за стенами растащили. А если подумать – явно всё детям отдали. Теперь бы выписаться скорее.
3:
А как же вещи. Ты после выписки так пойдёшь к своим?
1:
А хоть и так! Главное, к своим.
(приходят санитары за 1)
1:
Мне можете ничего не отдавать. Мне и так хорошо.
(1 провожают к двери, открывают ее и он идёт в светлый коридор. В конце коридора яркий слепящий свет в котором чуть видны светлые фигуры людей)
1:
(не оборачиваясь уходит в коридор)
Мне главное к своим.
2005г.
© А.С. Елютина
|
К ЦЕЛИ! |
(Очень узкий коридор, настолько узкий, что в нем двум людям практически невозможно разойтись. В нём гуськом друг за другом по одному идут люди в серых бесформенных одеждах. У людей усталый и даже изможденный вид.
Коридор не освещается изнутри. Свет в него попадает только откуда-то сверху. Люди идут по коридору каждый со своей фразой-установкой.)
Человек 1:
Главное двигаться вперед.
Человек 2:
Останавливаться на пути к успеху нельзя.
Человек 3:
Движение – это жизнь, надо двигаться!
Человек 4:
Главные победы еще впереди.
Человек 5:
Нельзя останавливаться на достигнутом, надо продолжать идти к успеху.
(Фразы сливаются в общий монотонный не громкий гул, в котором изредка можно чётко услышать отдельные обрывки предложений)
(В кадре крупным планом появляется молодой человек. Он выглядит чуть живее других, хотя также изможден и что-то бормочет себе под нос)
Молодой человек:
Тот побеждает, кто всегда идёт вперёд. Тот побеждает, кто всегда идёт вперёд…
Голос:
Остановись!
(МЧ резко замолкает и суетливо оглядывается, продолжая идти. Решив, что ему показалось, МЧ трясет головой, как бы отряхивая с неё ненужные мысли и продолжает твердить заученные слова.)
МЧ:
Тот побеждает, кто всегда идёт вперёд. Тот побеждает, кто всегда идёт вперёд…
Голос:
Остановись!
МЧ (оборачивается и обращается к идущему прямо за ним человеку):
Ты что сейчас сказал?
Человек позади(напугавшись, тараторит):
Путь к мечте тернист, но главное идти к ней!
МЧ:
Да нет, про остановиться что-то! Что ты говорил?
Человек позади(еще более напугано):
Нельзя останавливаться! Надо всегда двигаться вперед, а как иначе прийти к успеху?!
МЧ:
Нет, не то. Показалось.
(разворачивает голову и, чуть помолчав, начинает бормотать свои установки)
Голос:
Остановись! Прямо сейчас остановись!
МЧ(Кричит):
Да что за дела? Кто-нибудь еще это сейчас слышал.
(Из колонны идущих от ближайших соседей слышны циканья и возмущенные вскрики, что МЧ сбивает их с мыслей своим вопросом. МЧ жестами и кивками головой старается всех успокоить и заверяет, что будет вести себя тише. Всё происходящее не останавливает ход колонны по коридору ни на секунду.)
Голос:
Остановись!
МЧ:
Я ничего не слышу. Главное идти вперед и только вперед. Главное идти к цели.
Голос (совсем тихо):
К ней можно прийти по-другому. Но сначала остановись.
МЧ (закрывает уши руками):
Не слышу ничего! Ничего не слышу! Идти вперед…
Голос (намного громче):
Остановись. Есть другой путь!
(МЧ чуть приседает и втягивает голову в плечи от страха, понимая, что с закрытыми ушами голос слышен лучше, чем когда уши не закрыты. Однако не останавливается и продолжает идти со скоростью всей колонны в коридоре. МЧ убирает руки от ушей и двигается в потоке.
Выдохнув с облегчением, он продолжает повторять свои фразы-установки. В его глазах сомнения. Мысли начинают путаться, и он снова закрывает уши руками.)
Голос:
Остановись! Услышь меня! Есть другой путь!
МЧ (несколько нараспев, как до этого твердил установки, говорит, чтобы не привлекать к себе внимания):
Какой еще другой путь? Где он?
Голос:
Остановись!
МЧ:
Так путь-то где?
Голос:
Когда остановишься, увидишь!
МЧ:
Как я остановлюсь? Ведь за мной столько людей! Неудобно! Я им помешаю.
Голос:
Отговорка. Ты знаешь это. Остановись!
МЧ:
А что они все подумают, что я неудачник, что сошел с дистанции.
Голос:
Не важно, что подумают! Остановись!
МЧ:
Даже если я сейчас повернусь боком, они мне не дадут остановиться, меня вместе с колонной понесет дальше.
Голос:
Ищи возможность.
(МЧ предпринимает попытку остановиться, потом еще одну, но колонна несет его вперед, не давая даже возможности устоять на одном месте. Он старается развернуться боком, но его разворачивают идущие позади, и колонна снова несет его с собой. В конце концов, он садиться на корточки у самой стены. Несколько раз получает коленками то в голову, то в плечо, но устраивается так, что поток идущих уже не цепляет его.)
МЧ:
Зачем я это делаю? Сам не понимаю. Надо же двигаться вперед. А я теряю время сейчас. Остальные раньше меня придут к успеху. Что я делаю?
Голос:
Тихо. Просто помолчи чуть-чуть.
(МЧ какое-то время сидит и смотрит в пол или на проходящую мимо колонну, точнее ноги идущих. Обхватив колени, он пытается еще меньше мешать идущим мимо. Устало прислоняет голову к стене с глубоким выдохом и просто смотрит в никуда.)
МЧ:
Всё-таки я устал. (оборачиваясь в сторону, куда идёт колонна) И куда шёл? Не уверен, что знаю. Куда мы все идём? (после некоторого молчания) А может надо в обратную сторону? Интересно. Почему туда именно?
Голос:
Есть другой путь.
МЧ:
Ну, я и думаю, что может быть надо в обратную сторону.
Голос:
Есть еще путь.
МЧ:
Какой? Если только в стену биться? Или копать вниз.
Голос:
Всегда есть другой путь. Он есть.
(МЧ сидит, молча смотря в пол. Пару раз поворачивает голову в сторону движения колонны по коридору или вплотную в стену.
Постепенно появляется понимание и МЧ медленно неуверенно поднимает голову наверх, туда, куда никто никогда не смотрит вообще. Стены коридора оказываются не высокими.
МЧ резко встает в полный рост, вытягивает руки вверх и понимает, что стены заканчиваются примерно там, где находятся ладошки его вытянутых рук.
Он хватается покрепче, начинает подтягиваться, силится вылезти наверх. Яркий свет, идущий сверху, слепит, но его тепло будто дает силы. Он снова и снова подтягивается, карабкается.)
Голос и МЧ вместе:
Это тот путь. Те пути, много путей. Я знаю. Просто надо прислушиваться …
(Он, наконец, вылезает наверх. Его глаза не сразу могут привыкнуть к свету.)
Голос и голос МЧ становятся одним голосом, который и заканчивает фразу:
… надо прислушиваться к себе! И тогда узнаешь, куда идти.
(Глаза МЧ привыкают к свету, и он видит, что стоит в середине огромного зеленого поля с множеством ярких цветов и могучих деревьев. Люди здесь на поверхности ходят с улыбкой на лице. И ходят они не колонной по коридорам, а по простым дорогам, которые ведут в разные стороны. А некоторые и вовсе иду не по тропинкам и дорогам, а просто по траве, по полю. Под ногами у МЧ остаётся поток людей, которые продолжают идти колонной по узкому душному коридору и сейчас, сверху, смотрятся как грязная замутненная река, текущая куда-то в глубь поля.
МЧ делает глубокий вздох, перепрыгивает на «другой берег» коридора и бодрым шагом уходит в высокую зеленую траву в сторону живописных гор с водопадами, над которыми в лазурном небе даже среди солнечного дня отчетливо видна яркая звезда.)
8 апреля 2012г.
© А.С. Елютина
Метки: цели |
Скоро мой день рождения |
Метки: подарки |
фашисты и современная реформа образования |
Метки: образование рабы |
первые итоги Вологодской командировки |
Метки: вологда |
бойтесь своих желаний - они имеют свойство сбываться... |
|
вечер |
Метки: одиночество работа |
вологодские дороги и транспорт |
Метки: вологда |
в чужом городе |
Метки: одиночество |
Без заголовка |
|
папа |
|
чуть-чуть мёртвый |
Метки: жизнь и смерть |
Надя |
Метки: надежда |
не в словах дело... |
Метки: слова |
подобное к подобному |
|
мои любимые... мужского рода... |
Метки: творчество одиночество мужчины |
мистер пик-ап |
Метки: гордость пик-ап |
игры во власть |
Метки: молодежь Власть |
жизнь и смерть |
Метки: жизнь и смерть |
логика: мужская и женская |
Метки: программы логика мужчины и женщины |
сетвой маркетинг |
Метки: друзья деньги сетевой маркетинг мечты |
алкоголь и американцы |
Метки: алкоголь америка оправдания |