Практика холосценденции: чему мы можем научиться у околосмертного опыта |
Евгений Пустошкин
/i0.wp.com/eroskosmos.org/wp-content/uploads/2014/11/28-Alex-Grey.jpg?resize=300%2C168" target="_blank">http://i0.wp.com/eroskosmos.org/wp-content/uploads...Alex-Grey.jpg?resize=300%2C168 300w, http://i0.wp.com/eroskosmos.org/wp-content/uploads...Alex-Grey.jpg?resize=630%2C354 630w" title="© Alex Grey" width="640" />
Удивительна медицински задокументированная история исцеления Аниты Мурджани от рака в терминальной стадии. Однажды, находясь в состоянии комы, она осознала себя, испытав интенсивное околосмертное переживание.1 Об испытанном опыте она рассказывает в своей книге и серии интервью. Анита описывает, что в процессе околосмертного опыта она переживала себя как чистое нелокальное сознавание, причём сам опыт сопровождался, как она описывает, неожиданно открывшейся способностью видеть всё, что происходит вокруг на 360°. Другой аспект её переживания состоял в том, что она ощутила на расстоянии своих родных, слышала — и впоследствии воспроизвела — вещи, произнесённые внутри и вне реанимационного отделения, которые она никоим образом не могла услышать (по крайней мере, согласно преобладающим стереотипам о возможном и невозможном), получила уроки о любви, заботе о себе и смысле жизни… и чудесным образом исцелилась от рака в критической стадии. Многие лица, пережившие околосмертный опыт, сообщают о сходных переживаниях, — правда, чаще всего не в такой драматической форме. Как поясняет Анита, наша современная культура выстроена на чувстве страха, так что вместо благополучия (wellness) мы повсеместно ищем и выделяем болезнь (illness). Тем самым мы весьма избирательно конструируем своё восприятие вокруг страха смерти и заболевания. (Ссылки на материалы об Аните и её интервью приведены в Приложении ниже.)
Опыт Аниты имеет определённое сходство с открытиями, сделанными в холосценденции — интегральной метапрактике, применимой к практической психологии, психологической коррекции, межличностной коммуникации, саморазвитию и внимательному осознаванию. Парадигма холосценденции разработана психотерапевтом Сергеем Куприяновым, к. мед. н., как следствие обширного профессионального опыта в сфере психотерапии и психологического консультирования; общий его стаж в этой сфере около 35 лет. Тогда как Анита столкнулась с необычайными переживаниями во время клинической смерти, пролив свет на некоторые экстраординарные потенциалы человеческого сознания, практический компонент холосценденции представляет собой квинтэссенцию нескольких десятилетий профессиональной работы с тысячами людей в самых разных ситуациях и испытываемых ими состояниях (не только обыденных переживаний с точки зрения состояния бодрствования, но и многообразных вершинных, или пиковых, состояний, возникающих спонтанным образом во время психологических процессов; по всей видимости, пиковые переживания часто могут опосредовать процессы исцеления и завершения незавершённых травматических ситуаций).
Холосценденция как многообразный процесс исследования разворачивающейся феноменологии переживания включает в себя сознательную культивацию непрерывного медитативного взаимодействия с другими людьми и энергетическим потоком жизни как таковой (причём осознавание производится с открытыми глазами, чтобы облегчить интеграцию с обыденной жизнью). Основной принцип состоит в том, что все разворачивающиеся состояния и уровни сознания-и-бытия одновременно включаются в потоке взаимодействия с собой и другим человеком, причём активируются как сознательный, так и интуитивный ресурсы человеческой психики. Иными словами, всевключение производится из мгновения в мгновение, а также постепенно и прогрессивно аккумулируется привычка сознания к более высоким уровням бытия.
/i0.wp.com/eroskosmos.org/wp-content/uploads/2014/11/28-Image00.jpg?resize=300%2C181" target="_blank">http://i0.wp.com/eroskosmos.org/wp-content/uploads...8-Image00.jpg?resize=300%2C181 300w" title="На фото: Анита Мурджани (слева) с Уэйном Дайером, Экхартом Толле и Дипаком Чопрой" width="600" />
На фото: Анита Мурджани (слева) с Уэйном Дайером, Экхартом Толле и Дипаком Чопрой
Можно выделить некоторые характеристики, которые объединяют и околосмертное переживание Аниты Мурджани, и переживания, возникающие в результате последовательного применения принципов холосценденции:
Приятный аспект холосценденции состоит в том, что не нужно физически умирать для того, чтобы извлечь эти уроки и прагматически их интегрировать в своей жизни. Вы работаете со своими страхами жизни-и-смерти путём постоянного восстановления контакта с глубинной тишиной своего сердца, открывающей прямой доступ к сокровенному источнику творчества и тому, из чего соткана любовь, — то есть к сознаванию как врождённому потенциалу. Тишина и безмолвие культивируются посреди повседневной деятельности, причём нет никакой необходимости уходить из мира. Вместо ухода практикуется активная и творческая жизненная позиция по ответственному объятию множества благ и трудностей современной жизни.
/i1.wp.com/eroskosmos.org/wp-content/uploads/2014/11/28-Sergej-Kupriyanov-Holoscendenciya-Integralnaya-evropejskaya-konferenciya-v-Budapeshte-vorkshop-1.jpg?resize=300%2C199" target="_blank">http://i1.wp.com/eroskosmos.org/wp-content/uploads...orkshop-1.jpg?resize=300%2C199 300w, http://i1.wp.com/eroskosmos.org/wp-content/uploads...orkshop-1.jpg?resize=630%2C418 630w" title="На фото: Холосцендентное медитативное взаимодействие во время мастер-класса Сергея Куприянова по холосценденции на 1-й Интегральной европейской конференции (Будапешт, Венгрия, май 2014)" width="640" />
На фото: Холосцендентное медитативное взаимодействие во время мастер-класса Сергея Куприянова по холосценденции на 1-й Интегральной европейской конференции (Будапешт, Венгрия, май 2014)
В работах известного и противоречивого автора и антрополога Карлоса Кастанеды предложена заслуживающая внимания концепция двух путей познания реальности: путь сновидцев (когда основной фокус работы находится в необычных состояниях осознанных сновидений, а также, как в случае с Мурджани, околосмертных переживаний и различных других случаях, таких как методика рабо-ты с пациентами в состоянии комы, предложенная Арнольдом и Эми Минделлами) и путь сталкеров («сталкеры» — это термин для обозначения индивидуумов, которые следуют принципу осмысленного проживания жизни и исследования реальности в пространстве бодрствующего сознания). Если согласиться с такой интерпретацией, то можно сказать, что в холосценденции особенно подчёркивается важность второго пути, однако оба они интегрированы в объединяющем охвате (равно как и сущностные положения десятков других подходов).
Определённый интерес здесь представляет также и холосцендентный подход к нарративной терапии. В классической нарративной терапии проводится работа с жизненной историей, которую мы рассказываем сами себе и другим о себе; раскрываются проигнорированные ресурсные события и качества нарратива (повествования о себе и мире). В классическом варианте нарративного подхода взаимодействие преимущественно ограничивается ментально-рациональным планом, ограниченным линейным временем. В холосцендентно-нарративной терапии реальность познаётся не только через локальное время, но и через голографически взаимосвязанные нарративы, или описания, одномоментно представленные во вневременно́м и нелокальном пространстве сознавания как присутствия в настоящем. Можно натренировать доступ к этому пространству через стабильную практику многомерного взаимодействия с реальностью, другими и собой.
/i1.wp.com/eroskosmos.org/wp-content/uploads/2014/11/28-Alex_Grey-The_Soul_Finds_It-e1417194545477.jpg?resize=300%2C268" target="_blank">http://i1.wp.com/eroskosmos.org/wp-content/uploads...194545477.jpg?resize=300%2C268 300w, http://i1.wp.com/eroskosmos.org/wp-content/uploads...194545477.jpg?resize=630%2C563 630w" title="Алекс Грей, часть картины «The Soul Finds It»" width="640" />
Таким образом, работа ведётся с глубинными спонтанно возникающими состояниями тишины, пиковыми и необычными состояниями, энергетическим полем. Холосценденция позволяет укреплять конструктивные нарративы и способности к смыслосозиданию через прямое задействование переживательного и энергетического измерений, заземления нарратива в грубой и тонкой телесности. Из возникающих более интегрированных психотелесных состояний открывается возможность работать с психоэнергетическими ресурсами и процессами. Известны исследования голографической модели памяти, согласно которым всё, что мы когда-либо испытывали, принципиально нам может быть доступно. Потенциально мы помним всё. В помощь приходит и важное осознание, что мы плетём свои истории не просто посредством слов, но и посредством всего нашего существа. Мы непрестанно сообщаем свои смыслы и душевный опыт друг другу и самим себе.
Для того чтобы скорректировать свою жизненную траекторию, нам необходимо открыть и культивировать доступ ко всем этим многообразным потенциалам. Переживания Аниты являются одними из множества задокументированных подтверждений, что территория, открываемая и исследуемая холосцендентным подходом, а также другими целостно ориентированными парадигмами, является очень реальной и весьма доступной каждому из нас для независимого исследования. Возможность для этого открывается, как только мы оказываемся готовы к тому, чтобы позволить своей многомерной жизненной истории разворачиваться спонтанными и конструктивными образами. Холосценденция как интегральная трансформирующая практика позволяет воспользоваться прозрениями, получаемыми в таких экстраординарных состояниях, как околосмертные переживания, пиковые состояния и т. д., интегрировать их в своей повседневности и вновь спонтанно вспоминать и перепроживать их благотворное влияние, позволяющее повышать и поддерживать высокое качество жизни.
По материалам С. Куприянова.
Комментарий Эрика Томпсона:
Околосмертные переживания (ОСП) встречаются всё чаще и чаще, особенно по мере того, как прогрессирует наука реаниматологии. Теперь эта наука зачастую, хотя и не всегда, способна возвращать человеку жизнь даже тогда, когда он находился в состоянии клинической смерти в течение нескольких часов. Есть задокументированный случай японской девушки, совершившей самоубийство и бывшей мёртвой в течение более чем трёх часов. После шестичасового процесса реанимации она ожила. Врачам, находящимся на передовом краю этой науки, пациенты часто рассказывают о своих ОСП.
Материалы на русском языке:
Материалы на английском языке:
Рубрики: | Психология, психотерапия эзотерика, духовный путь, просветление, мистика переход , преображение,вознесение здоровье, практики омоложения и долголетия |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |