Я думаю, что ключевой момент в человеке всё-таки - механизм оценки окружающего мира.
Именно механизм, а не сама оценка, даже если она является близкой к истине и несёт благо. Ничего не стоит ввести массы в заблуждение относительно всего окружающего и при этом иметь довольно на вид здоровое общество.
У меня не выходит из головы тот психологический эксперимент с людьми, когда им навязывалось чужое мнение и они его присваивали и выдавали за своё.
Конформизм
http://www.liveinternet.ru/users/so_facking_special/post93499912/
Мне часто бросалось в глаза то, что дети-маугли не становятся людьми, если они поздно попадают в человеческое общество. Однако, если воспитать ребёнка из любого отсталого племени в цивилизованной обстановке, то он будет соответствовать этому уровню.
Возможно, если человека воспитать в обществе, чьи достижения ушли на столько вперёд, что нам даже и разговаривать не о чем с ними, то человеческий мозг встанет на уровень этих "людей".
И я очень часто замечаю невозможность объективного анализа у людей многих своих поступков. Не важно совершенно - сильный ли духом человек или нет. И я замечаю, что поступки людей часто не соответствуют их природе личности, что эти поступки скорее связаны с конформизмом, с компромиссом личного и общественного.
Я часто вижу, как люди действуют неосознанно. Представьте, что вы ловите кого-то в полной темноте. Если дать свет, то можно ужаснуться пространству, потому что кругом торчат колы, стоят столбы, битое стекло и разлитое масло повсюду. Оторвёт голову в два счёта. Но вот света нет и мы привычно бегаем по этому пространству, привычно насаживаем свои мозги на колья, рвём ноги в мясо и даже не имеем по отношению к этому ни какой оценки, потому что вокруг темно и мы ничего не видим, мы не знаем другого. Для нас привычно подойти к стене и со всего размаху дать в неё лбом, упасть от последствий на кол и пропустить его сквозь позвоночник, потом встать и пойти дальше. Это конечно образное выражение состояния некоторых душевных и личностных движений. Но это чистая правда. И самое интересное в этом мне кажется то, что оперируем мы даже не собственным интеллектом, а засаженной глубоко в нас схемой взглядов, оценок и учений вовсе не собственных.
Интересны в этом плане домашние животные. Меня всегда интересовало то, почему животное страдает так или иначе, переживает то состояние или иное. Как мы влияем на животных и каковы последствия. Преданность животных по отношению к человеку делает их идеальной моделью конформизма. Суть животного, его чистая природа и наше влияние могут сильно враждовать. И всё-таки они лижут наши ноги и спят возле наших кроватей, преданно смотрят в глаза. А мы имеем на них свои взгляды. А кто сказал, что во всех случаях мы их чувствуем и понимаем? А кто сказал, что наше отношение к ним всегда благо? Это всё мы сами только решили.
Говорят в другом мире они легко нас ловят и пожирают, эти наши домашние животные. Может быть мы не их любим, а себя в них свою власть над ними, своё сострадание, снисходительность?
Не возьмись за Рахманинова вовремя, возможно он так бы и остался разгильдяем. Так бы и остался Рахманиновым - Маугли.
Есть ещё интересное обстоятельство - неповоротливость больших институтов.
Для реактивных перемен в обществе нужен, либо зелёный свет со стороны власти, либо будут появляться небольшие общества внутри общества. Как их не назови - секты, школы. Суть одна - попытка новых взглядов на окружающий мир, попытка найти своё "Я" в системной структуре. Самые потрясающие проекты всегда были организованны при поддержке либо духовенства, либо власти, либо тех и других совместно.
Бюджет - вот с чего всегда начинается праздник.
Ясно одно - не дураки, все они всё понимают. Что стоит направить силы на воспитание независимых личностей?
И вот тут я подумал - а возможно ли это в современном мире или это атавизм?
"Насильно мил не будешь". Есть ещё один интересный аспект личности - некоторая неблагодарность перед учителем, мастером. Мудрый мастер понимает это, глупый проклинает ученика. Умный знает, что ученик его перерос, а глупый будет думать, что он вырастил урода неблагодарного. Это может понять только тот, кто растил детей. Или тот, кто знает любовь. Или тот, у кого всё это есть в душе.
Итак, что у нас получается. Возможно, что система и независимая личность противопоставлены друг другу, что они по сути взаимоисключающие вещи. Создавать придворных шутов стало опасно для систем. Свободно мыслящих шутов я имею ввиду, а не трафаретных.
А если посмотреть глобально, то неизбежен в истории путь некоторого уравновешивания населения всего шарика. Это произойдёт рано или поздно. Создание уравновешенной середины выгодно. Воспитание взрывоопасных для систем личностей, это всё равно что рубить сук на котором сидишь. Но я говорил уже про мудрость мастеров?
Логично подумать, что системе не важна высшая мудрость, система крайне эгоистична.
И всё же, есть что-то, что не позволяет этим планам случиться.
Иногда всё же человеку открываются новые горизонты и он становится другим. Полное обновление возможно, от корней. Всё зависит от степени потрясения, к которому привело открытие и новая картинка мира. Человек способен повернуть вспять процесс образования инстинктивных наростов. Он способен регенерировать, перерождаться.
Он способен так же влиять на окружающий мир, неспособный делать это самостоятельно.
Вы замечаете, как всё изменилось вокруг? Как мы часто вспоминаем классиков со словами - таких нет сейчас, они не рождаются.
Я вас уверяю, всё есть, только они остаются в состоянии Маугли. Не выгодно и опасно их воспитывать. Ценности уничтожались целенаправленно, по книжке, с карандашиком в руке и галочками на полях - научно. Теперь само общество таково, что эти "уродцы" так пугают всех. Возможно, что есть среди небольших собраний, называем их секты, (слово мне не нравится) и те, кто несёт реальные знания, связанные с миром, но понять это возможно тщательно изучая этот процесс, т.е. надо пройти через эти собрания, что весьма не простая задача, учитывая, что человек склонен к подмене собственного на навязанное извне. И это нормально скажу я вам. Это то самое состояние "людоеда", что пожирает не из за голода, а из за любви.
С пелёнок мы пользуемся для познания мира своими чувствами - засовываем пальцы в рот и вообще всё, что попадается. Смотрим, пробуем, изучаем, любим. Не уверен, что можно избавиться от всего навязанного извне и всё осознать как своё и чужое.
Отшельники, философы, путешественники, писатели, художники, музыканты. Абстракция и контакт с неопределённым даёт новые формы восприятия - независимые, свободные или хотя бы чувства того, что так оно и есть. Заратустра ушел в горы на много лет. Так или иначе, независимость требует одной жертвы - общественной. Человек целенаправленно уводит себя от систем взглядов и ценностей общества, что бы быть объективным.
Вы догадываетесь, как может убеждать красноречие?
Что получается?
Картина где-то такая: есть личность и в этой личности много навязанных мнений и ценностей, которые она принимает за свои. Тут попадается и лже-внимание и лже любовь и лже-деятельность. Нас любили, как нам казалось и желали только хорошего. И вот мы не имеем своего "я" и это они и считали для нас благом? Нам создали рабочие места и научили работать, но нас тянет в петлю и к бутылке от тоски этой работы. У нас бурная и кипучая жизнь, но изредка останавливаясь на обочине в своей машине на широком шоссе, мы плачем не в силах сдержать усталость. И мы жестоко устаём от вопроса - как дела, за которым столько суеты и невозможности даже на сотую приблизиться к сути и цели этого вопроса. Главное, все живы.
Личность сталкивается со всем разнообразием ценностей и оттенками истины по жизни. Всё это она засовывает в рот и тщательно изучает.
Ребёнку можно дать грудь матери и он узнает истину этой природы, а можно запихнуть соску и он столкнётся с конформизмом.
Кстати, замечали как дети по разному относятся к соске-пустышке?
Невозможно в суете современного мира и в разнообразии его взглядов самому найти многие ответы. И даже не потому, что глупы или не хотим, а просто потому, что завалит материалом, мусором, интернетом.
Чем прекрасна модель интернета? Она отражает довольно точно картинку общества и количественное выражение людей к той или иной информации.
Вы способны в интернете разложить всё по полочкам? И вообще, есть ли в этом смысл? Для некоторых есть. А вдруг некоторые взгляды начнут систематизироваться? Это опасно. И сложно проследить.
Интернет, как один из видов массовой информации, не плохой инструмент власти. Одна беда, слишком независимый, слишком неуёмный и свободный. А власть, это по сути возможность насильно навязать определённые взгляды. То ли дело радио, TV. Это идеально работает. Газеты. Пользуясь всё тем же качеством человека - всё изучать, засовывая в рот, системное влияние запихивает в рот людям свои продукты. Тот кто может, пропихивает свои интересы в эти инструменты массового вещания. Как можно смотреть бесконечные, некачественные разборки каких-то криминалов? Да пусть говорят что хотят. Как чернуха стала массовым продуктом, а её ведущие возведены в ранг знаменитостей?
Любая власть, обречена на потерю объективности по отношению к собственному народу, если не воспитывает сама против себя не псевдо, а настоящих интеллектуалов и героев, не псевдо, а настоящих классиков, которые способны памятники себе поставить нерукотворные.
Критика должна быть научной, критика должна быть со стороны свободных и проницательных.
Если герой заражен страхом общественных рамок, то Бог лишает его талант возможности роста. Если из талантов в настоящем обществе не рождаются истинные Герои, то что получается по логике?
Нет по настоящему свободных. Нет условий для возникновения таких личностей. Они уничтожаются обществом уже неосознанно с рождения. А неосознанно потому, что эта неосознанность уже стала инстинктом, переданным в поколениях. Человеку сразу навязываются системы мышления, которые ни к чему его не приведут. Системы мышления, плоды которых сгнили ещё до рождения.
Забавно и совершенно не жалко смотреть на безумных людей, бегающих с закрытыми глазами по узкому бревну. Они то и дело соскальзывают в пропасть и нелепо их тело устремляется вниз в полёте задевая за скалы, переворачиваясь и ломаясь во всех местах.