Всегда нужен кто-то, чтобы помогать другим, таким же, как он сам,
сгореть побыстрее. И пока он делает свое дело,
он свободен от повинности гореть – или лишен права гореть,
все равно. Макс Фрай.
Пусть это называется искусством
Фотография это – остановись, мгновенье! Душа, отданная в залог вечности взамен достигнутого совершенства…
История фотографии в общих чертах насчитывает пять ключевых моментов, от которых зависела дальнейшая судьба всего дела. Первый - воплощение идеи создания изображения посредством темной комнаты, camera obscura, чем развлекался еще Леонардо да Винчи. Следующий – поэтапное создание технологии закрепления полученного изображения, от гелиографий Ж. Ньепса до бромжелатинового метода Р. Мадокса, сделавшего возможным запечатлеть взгляд фотографа на реальность в материале. Следующим логическим этапом было оттачивание приемов создания и использования фотографии, когда на базе портретной и пейзажной фотографии реализовывались законы и традиции живописного портрета и пейзажа, но на более совершенной технологической основе. Усовершенствование сухого фотографического метода и создание катушечной пленки во второй половине XIX века придает фотографии совершенно новое качество мобильности и моментальности. Фотография приобретает характер репортажа, а фотограф получает возможность отображать все ускоряющееся течение жизни. Создание технологии цифровой фотографии и доступной массовой фотопечати в наши дни сделало фотографию не то чтобы доступной, а обязательным атрибутом жизни сколь-нибудь обеспеченного цивильного человека.
Özgür Alas
Лавинообразное ускорение развития технологии естественно, принесло не только плюсы и минусы, но и притащило в сегодня с собою наследие творческих исканий предыдущей эпохи. Как и в прошлом сегодня можно встретить и статичный портрет, будто показывающий "срез" жизни человека, и постановочное, сюжетное фото, и многие другие находки фотографов минувших веков. Как и в прошлом, на мой глаз до сих пор актуальны наставления Александра Родченко, призывавшего отказаться от стереотипов в фотографии, снимать как угодно, используя новые возможности на всю катушку, но только не повторять пройденного и не делать из фотографии современный вариант портрета/пейзажа/натюрморта, запечатленного статично на уровне глаз или от пояса... Хотя бы потому, что такой взгляд не отражает более реального мировоззрения. Даже портретное фото новой эпохи должно отражать личность в движении, динамическом развитии характера))
"Çilekeş"
Современные технологии при фантазии и мастерстве фотографа позволяют довести эту идею до любой - максимальной выразительности))
Плюсы развития фотографии бесспорны и очевидны гораздо более минусов. Одним из последних является прямое следствие великолепной доступности - безграмотность и неразборчивость как потребителя, так иногда, к сожалению, создателя фотографии. Когда львиная часть работы упрощается до некуда и ускоряется электроникой, сам результат зачастую приобретает поверхностность, теряет в смысле, если не в качестве исполнения. Притом все время растущие возможности средств обработки фотографии и фототехники таковы, что способным на шедевр может считать себя каждый, кому мало-мальски повезло с натурой. "А тех, кто в наши дни не увлекается фотографией, скоро можно будет заносить в красную книгу" (с). Но это, в общем, преодолимо: тот, кто стремится к совершенству рано или поздно дойдет и до законов композиции и до других составляющих профессиональной компетенции. Хуже другое: высокая доступность даже среди профессионалов сегодня приводит к очень слабой функциональной дифференцированности фотографии.
Считая музыку искусством, многие предъявляют творчеству современных музыкантов требования, более приличествующие промышленному изделию: соответствовать стандарту стиля, моде, ожиданиям потребителя... И в то же самое время к серийной, коммерческой фотографии относятся с попустительством в стиле "жираф большой", хотя вот здесь как раз существуют вполне четкие стандарты и требования.
Потому ли, что приятно смотреть?
Ayşegul Erbek
Всякое искусство совершенно бесполезно - известная максима великого драматурга очень точно очерчивает границу между художественным и коммерческим, маркетинговым фото. Если роль второго - громко и адресно заявить обществу потребления о чем-то/о ком-то, нуждающемся во внимании, то подлинное искусство не предназначено, по большому счету, ни для кого, кроме творца и вечности; это открытый диалог со Вселенной и тайное самопожертвование. Настоящее искусство режет глаз и душу, произведение искусства вполне может - но
не должно быть удобным, уютным и отвечающим нашим ожиданиям.
Искусство тревожит задевает не просто так – каждое творение, рожденное в муках или явленное с легкостью раскрывающегося цветка говорит что-то той искре Божией, которая горит в каждой, даже совсем пропащей душе потому что все мы в конце концов люди, все смертны и перед каждым горит огненным путем дорога в вечность – только набраться смелости и пойти…
Знакомых мне любителей фотографии в очень общих чертах можно разделить на две большие фракции: предпочитающих фотографии людей и себя, любимых в первую очередь, и тех, кто предпочитает фото человеческих окрестностей в деталях и в целом. Я отношу себя к последним (и это заметно)), хотя начиналось все совсем по-другому: единственный смысл фотоаппарата в моих руках был в стремлении запечатлеть облик любимого человека, все остальное - лишь декорации... Потом, видимо, наследственность сделала свое чорное дело, и год спустя кроме как "человек с аццкой машинкой" (жуткой завывающей коникой)) меня на факультете не знали. Так что можно сказать, я по себе знаю обе эти стороны фотографии. Разница между ними на мой взляд в объеме очерченной перспективы: портрет замыкается в рамках человеческой личности, такой как она видится фотографу либо желается модели, а все другое - репортаж, пейзаж, макро - отражает способ фотографа видеть этот мир, его чувства, интересны, образ жизни. Может быть поэтому со временем мне, как теперь понимаю, стала просто не интересна портретная, "человеческая" фотография, как неинтересно находиться в обществе не слишком искренних людей, пытающихся изобразить из себя что-то. Как любое замыкание на себе, это отнимает силы... А может быть все дело в том, что я не могу набраться смелости провести эту окончательную грань между "я" и человеком как объектом, наблюдения ли, съемки - я слишком люблю просто быть среди людей)) Другое дело, что из всего многообразия возможностей я выбрала совсем уж безлюдное фото, но это уже другая история.
На самом деле, кого бы и что бы не снимал фотограф, он выражает прежде всего себя. Он весь - в этих фото, иногда надо только уметь разглядеть... В этом смысле мне интересно развитие фотографии на Востоке. Традиция ислама запрещает изображение человека, что вызвало к жизни немало замечательных и причудливых творческих практик, т.к. в центре нашего внимания, как правило, все же находится человек со всеми его проблемами. В то же время вестернизация Нового времени, а в некоторых случаях, требования Новейшего сделали актуальным портретное фото на Ближнем Востоке, что внесло в практику фотографии немало нового. Из фотографов-портретистов мой фаворит сейчас -
Mehmet Turgut. С огромным вниманием к модели, тщанием и мастерством он раскрывает микрокосм личности как космос, божественно прекрасную Вселенную, не смягчая узнаваемого человеческого своеобразия, но изображая только так, как познает ее сам, часто преображая до неузнаваемости...
Фотография дает удивительную возможность взглянуть на мир иными глазами, почувствовать другую жизнь, оценить себя и свои возможности и многое, многое другое. Можно выделить основные подходы и методы фотографии, профессиональной и любительской, коммерческой и социальной, портретной и пейзажной и, при желании, сформулировать многое множество иных дуалистических определений этого дела. И все это фотография.
Сочетая высокие достижения культуры и технологии фотография в полном смысле слова - проектное творчество. Фотография проектна по сути; чтобы создать достойное фото необходимы: цель, план событий, творческая концепция, идея, адекватное владение необходимой техникой, знание особенностей психовосприятия человека и поистине чувственное, эстетическое понимание фотографом объекта съемки. Умение угадать нужный момент, именно то, правильное мгновение когда все - блик света, россыпь цветовых пятен, ответный взгляд - складывается вдруг в цельную картину. Умение "вслушиваться" в красоту окружающего мира, воспринимать ее как часть самое себя. И самое главное, что делает фотографию чем-то большим, чем всего лишь одно из человеческих занятий - это
ответ, соучастие, почти мистическое мгновение, когда фотографа и объект съемки связывает такое же необъяснимое, как и необратимое единство, меняющее их обоих... То, что получается в результате, обладающее внешними признаками искусства, ремесла, производства и дизайна, но превосходящее все это вместе - это фотография.
Взгляд человека - взгляд хищника, жадный, ненасытный, схватывающий реальность в ее непрерывном течении, выстраивающий отношения личности со Вселенной, создающий картину мира; именно взглядом мы цепляемся за реальность, взглядом общаемся, взгляд рождает любовь раньше, чем чувство дойдет до сердца. Мы зависим от зрения больше, чем от любого другого органа чувств, поэтому незрячие в нашем обществе обделены больше других, ведь они вынуждены приспосабливаться к миру, где взгляд - основа основ отношений.
Фотография - продолжение взгляда, воплощенное желание обладать. Взгляд фотографа - это взгляд охотника. В то же время, схватывая сущность воспринимаемого в образе фотограф-охотник ограничивает хищника в себе эфемерной, но почти непреодолимой преградой линзы, отпуская натуру на волю, оставляя себе лишь образ, цветные картинки)) И эта клетка, волшебная стена, отделяющая объект и предмет часто остается с фотографом на всю жизнь, становясь такой же естественной, как собственная кожа, только куда глубже - как собственное знание себя, старые мечты, тайные страхи...
Жизнь эпохи невозможна без фотографии. И фотограф - тот, кто
позволяет и помогает этой реке течь так, как она течет. Всегда в центре событий, в стороне и на виду, влияющий на жизнь и управляющий чувствами, фотограф – заложник вечности, глядящий на мир таинственным немигающим взглядом то ли идола, то ли демона…
Cengizhan Yeldan
...к искусству это имеет лишь опосредованное отношение.
В колонках звучит - Hande Yener&Teoman – Arsız
p.s. скоро мне будет совсем уже мучительно стыдно не уметь делать это по-настоящему…
Все фотографии здесь - работы Мехмета Тургута, скопированы с mehmeturgut.deviantart.com по принципу полуслучайного тыка: на что
глаз упал))