дзалисское городище |
Памятник античного времени, расположен в 20 км от г. Мцхета,в деревеньке Дзалиси (Мухранская долина), - от Тбилиси можно добраться за полчаса. Дзалиси упоминает древнегреческий историк Клавдий Птолемей
(2 в. н.э.), правда называет его "Дзалиса" или "Залиса" .
Дзалисское городище датируют 2-8 вв н.э. Вначале люди поселились на правом берегу р. Нареквави, на горе Дзалиси (около 200 г. до н.э.). Но уже к 1-му в н.э. население выросло и заняло и левый равнинный берег, и здесь выросло огромное поселение, в котором проживала знать. Об этом свидетельствуют находки археологических раскопок (начало 70-х 20 в., также была проведена консервация руин и мозаики - мозаика тут самое интересное) . Результатом исследований был сделан вывод, что город существовал с 2 в. до н.э. до 30-х гг. 8 в н.э. и достиг высшей фазы своего развития в 1-3 вв. н.э. В 4 в. был разрушен и жизнь в нем временно приостановилась, в 5-7 вв. вновь возродился город и просуществовал до нашествия Марвана 2 по прозвищу Глухой, арабского завоевателя.
В Дзалиси был обнаружен дворцовый и банный комплексы. Бани выстроены из песчаника с известью, остальные строение из кирпича. Дворец внутри был обмазан гажей, в некоторых местах известковым раствором. Все постройки были перекрыты крамитом. Обнаружено множество керамических изделий, обломков стеклянной посуды, железных предметов и т.д. Все найденные здесь предметы хранятся в Государственном музее Грузии и в Мцхетском музее.
Очень хорошо сохранился гипокауст. Гипокауст или система отопления. Слово произошло от древнегреческого ὑπο- приставка со значением "под-" и καυστός - "горячий, раскалённый, подогретый". Гипокаусты представляли собой плиты со столбиками - опорами, которыми выкладывались пол (длина опор составляла 30-40 см) и стены помещения таким образом, чтобы получился небольшой воздушный зазор. Иногда в стенах проводились керамические трубы. Эти воздушные зазоры или трубы соединялись с печью, и по ним шел горячий воздух из топки, согревая стены и пол помещения.
Плавательный бассейн поражает своими размерами (и сохранностью): высота стен бассейна 2,7 м, длина - 33,4 м, длина с абсидами - 39,6 м, ширина -11,5 м.
В северной абсиде, с помощью которой бассейн связывается с баней, имеется девятиступенчатая лестница. В юго-восточном и северо-западном углах устроены ступеньки для отдыха, в северо-восточном углу, на уровне дна имеется трап диаметром 20 см.
Кроме того: дворец с атриумом (атриум - большое открытое пространство внутри здания) в середине которого находился фонтан, прямоугольная церковь с мозаикой на полу, состоящей из 12 цветов, строение с апсидами рядом с дворцом - вероятно, построена позже дворца, - с залами и комнатами, предположительно, для заседаний и разной канцелярской работы, дворцовая баня римского типа из 3-х отделений: холодного, теплого и горячего, и примыкающая к бане раздевалка, и наконец, могильники на правом берегу реки. где был обнаружен богатый инвентарь. Все это на площади более 70 га.
Все чертежи находятся на стендах на открытом воздухе, план городища снимала сбоку, чтобы не затенить.)))
Разные помещения входили в раскопанный дворцово-храмовый комплекс, и для каждого был свой орнамент. В холодном отделении бани на мозаичном полу изображена морская фауна — дельфин, рыбки в сетях, ракушки. В небольшом помещении, которое связывало баню с храмом Диониса, преобладал геометрический орнамент.
Площадь вскрытых мозаичных полотен составляет более 80 квадратных метров. На их создание ушло более 2 миллионов разноцветных камешков. Сырьем для мозаики служили твердые скальные породы (гранит, диорит) с южных склонов Главного Кавказского хребта.
Для сохранения мозаики над ней соорудили павильон.
Художественная мозаика свидетельствует о высоком уровне жизни в Иберийском царстве античного периода. Подобные мозаики были найдены в Бичвинта (Абхазия) и в деревне Шухути (Гурия, Западная Грузия), в которой есть римские ванные комнаты, датируемые 200-600 годами н.э.
Мозаичный пол в аподитарии (раздевалке) был сохранен. В фригидарии (холодное отделение) изображены восьмиконечные звездные украшения и фрагменты океанской сцены с Тетис,богиней воды, окруженной рыбаками, едущими на дельфинах. Сохранились только изображения раковин, дельфинов и ажурных сетей. Аналоги этих мозаик можно найти среди хорошо известных образцов в Антиохии, Киликии и Гарне, все из которых имеют океанские сцены.
Фрагменты павлина и геометрические орнаменты были обнаружены в тепидариуме (теплые ванны). Считается, что это произведение другого художника, поскольку стиль фрагмента имеет уникальные качества, не найденные в первом.
ЗЫ Кстати о римским термах, которые сохранились и в Тбилиси. Нашла интересную справочку:
Аподитерий. В аподитерии или попросту раздевалке римляне разоблачались. Для того, чтобы предоставить максимальный комфорт посетителям терм и обеспечить сохранность вещей, в аподитерии существовали скамейки и полочки, куда можно было сложить одежду и прочие принадлежности. Впрочем, если комфорт римские раздевалки гарантировали, то безопасность оставленных вещей – отнюдь не всегда. Состоятельные граждане обязательно оставляли в аподитерии раба или слугу, который охранял одежду. В противном случае гордый римлянин имел все шансы отправиться домой полностью обнаженным: воровство одежды в аподитериях было делом обычным.
Если же одежда все-таки была украдена, чистому, но голому римлянину ничего не оставалось, кроме как прибегнуть к помощи богов. Для этого посетителю бани, утратившему свое облачение, следовало записать на табличке проклятие, адресованное вору, и отнести эту табличку в один из храмов. Несколько таких табличек было найдено при раскопках римского города Бата. Одна из них была адресована Миневре и гласила: «Не давай сна и здоровья тому, кто причинил мне ущерб, будь то муж или жена, раб или римлянин, до тех пор, пока он не обнаружит себя и не принесет украденное в твой храм» .
Тепидарий.
Тепидарий – в буквальном переводе, «теплое помещение» , был местом купания и омовения. Здесь посетители бань сами или при помощи рабов втирали в кожу масло (мыла римляне не знали) , а затем счищали его специальными металлическими скребками. Кроме того, здесь же делался массаж, и оказывались услуги по удалению волос с тела – несмотря на болезненность, эта процедура была популярна в Риме поскольку существовала мода на гладкую, без единого волоска, кожу. После гигиенических процедур отмытые и расслабленныеримляне купались вбассейнах с теплой водой, а затем шли в парную.
Кальдарий, лаконик и гипокауст.
Самое горячее отделение римских терм называлось кальдарий. Кальдарий представлял собой обширное помещение с высоким потолком, оснащенное неглубокими бассейнами с горячей водой. Вода нагревалась за счет гипокауста – печи, которая находилась под кальдарием и служила источником тепла для терм. Гипокауст нагревал пол кальдария довольно сильно – чтобы не обжечь ноги, римляне в парной надевали деревянные сандалии. Для любителей сухого жара существовало помещение, в котором бассейнов не было – лаконик.
Фригидарий. После парной римляне посещали фригидарий – помещение, в котором находились бассейны с прохладной водой. Здесь разгоряченные посетители бани купались, обсушивались и наслаждались «культурной программой» - в термах к их услугам были поэты, музыканты, актеры и танцовщицы. Кроме того, во фригидарии можно было перекусить, выпить вина и даже поспать. Затем, совершенно утомленный и не всегда трезвый, римлянин возвращался в аподитерий, где одевался и уходил домой – набираться сил для нового посещения терм.
Рубрики: | Грузия путешествия |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |