тбилиси. фуникулер. |
Незначительные изменения климата (по сравнению с колебаниями его, происходящими с периодичностью в сотни тысяч лет) мы испытываем на своей шкуре. По сравнению с эволюцией космического пространства – это так, шутка. Поэтому мне ничего не остается, как порадоваться тому, что я подгадала, и вышла на вечернюю прогулку именно вчера, когда было пасмурно и тепло, а не сегодня, когда льет противный дождь и промозгло.
В программе был тбилисский фуникулер! Я прозевала его открытие 27 декабря, когда масса народу , истосковавшись по этому городскому развлечению, ринулась прокатиться в вагончике вверх по горе Мтацминда, мимо церкви св. Давида, где похоронен Александр Грибоедов, и испробовать всевозможные аттракционы в парке, который когда-то носил имя Иосифа Сталина.
Я пришла под занавес, за полтора часа до закрытия, поэтому в вагончике сидела одна, как королева. Вагоновожатый сказал мне: когда будете спускаться, вам будет веселее, наверху много людей.
Предыстория. В 1900 году Тбилиская городская управа подписывает контракт с Бельгийским анонимным трамвайным обществом о строительстве на горе Мтацминла ( что означает Святая гоора) фуникулера.
Как я любила произносить это слово в детстве! Даже не думая о том , что оно вошло в мою жизнь, благодаря французскому «funiculaire» , а французским стало, родившись из латыни- «funiculus» и означает «верёвка, канат», и больше ничего. В те далекие детские времена «фуникулер» для меня означал праздник, моя ладошка в большой теплой папиной руке, скрежет вагончика, опускающийся книз, под ноги, город и жжжуткий ужас, когда кабинка «чертова колеса» останавливалась на несколько секунд на самой верхотуре.
Итак, вернемся к истории. Строительство началось в 1903 и завершилось через 2 года. А за это бельгийцы получили право целых 45 лет владеть фуникулером, после чего он переходил в собственность Тбилиси. (Здесь мне хочется подмигнуть всем тем товарищам, которые вопят по поводу продажи иностранцам некоторых объектов и территорий «продают страну!» Граждане, вот вам образчик первых цивилизованных капиталистических отношений при царе горохе у нас – вложили капитал, купили на какой-то срок, выкачали денег гораздо больше, чем вложили, и уехали восвояси. И успокойтесь!)
Рельсовую канатную дорогу строили архитектор Александр Шимкевич, инженер Альфонс Роби, затем Л. Бланш. Длина маршрута – 500 м, угол наклона – 28-33 градуса, толщина каната 33 мм, колея – 1000 мм. Нижняя станция находится на высоте 460 м над уровнем моря, верхняя – 727 метров. В середине маршрута расположен разъезд с остановкой у церкви св. Давида ( по-грузински «Мама Давиди») и пантеону.
Ни верхняя, ни нижняя станции не сохранились. На месте нижней станции в 60-е гг. был посроен скучный павильон (не знаю, по какой причине – возможно, здание станции обветшало).
Но! Существуют и старые фотографии, и зарисовки тбилисского фуникулера. В прошлом году началось восстановление дороги, которая не работала с 2000-го г. И нижнюю станцию отстроили в точности такой, какой она и была сначала, до мельчайших подробностей. Два вагона привезли из Швейцарии, установку производила компания Doppelmayr Garaventa Group. Работы осуществлял Фонд развития Тбилиси при финансовой поддержке семьи Патаркацишвили.
С верхней станцией сложнее – в советское время ее снесли, а на ее месте построили в 1938 новый павильон (архитекторы З.Курдиани, Н. Курдиани и А.Волобуев). Ресторан на открытом балконе павильона в советвкую эпоху был одним из престижных. Сейчас ведутся работы по его обновлению ( не открыта также еще и остановка около церкви и пантеона).
Конечно, в этот зимний поздний вечер аттракционы уже не работали, я немного прогулялась по дорожкам, подошла близко к сверкающей разноцветными огнями телевышке, а потом спустилась вниз. Чуточку потеплеет, я поднимусь и посмотрю парк и все качели-карусели, тиры и кафе.
А вы помните, что тбилисский фуникулер упомянут Ильфом и Петровым в романе «Двенадцать стульев»? Да, есть такое: «Мурлыча какую-то чепуху о застое в бараночно-бубличном деле, Кислярский посадил страшных знакомцев в экипаж с посеребренными спицами и подножкой и повез их к горе Давида. На вершину этой ресторанной горы поднялись по канатной железной дороге. Тифлис в тысячах огней медленно уползал в преисподнюю. Заговорщики поднимались прямо к звездам.»
Справка: нижняя станция находится на ул. Чонкадзе, не знаю, поднимаются ли туда маршрутки – я прогулялась пешком, свернув с пр .Руставели наверх около Дворца молодежи. В кассе станции нужно приобрести плаcтиковую карту парка Мтацминда (стоимость 2 лари), проезд туда-обратно – 4 лари. Фуникулер работает каждый день с 10-ти утра до половины 8-го вечера.
Рубрики: | Тбилиси путешествия |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |