Расширение музыкального сознания.

Понедельник, 06 Апреля 2020 г. 18:30 + в цитатник

Flowers-1964-Andy-Warhol (400x404, 41Kb)/3634550_podroznikfrgament1932 (700x468, 255Kb)/3634550_spiralevidyepsihodelicheskiekartinyjamesreadsetoday05 (700x700, 589Kb)

В связи с эволюцией, изобретением электричества и запуска индустриальной эпохи началось и преобразование искусства: во что-то более техническое, машинное. Футуризм. К изобразительному присовокупилось фотоискусство, архитектура встретила скребущих небо железобетонных гигантов, ландшафт залепился асфальтом, небо приняло самолеты, столбы пыли и копоти, мир скульпторов расширил компетенции до пластмассы, а мир музыкантов - до электронной музыки. В "Техническом манифесте музыки будущего" (1911) итальянский композитор Прателла писал о тогдашней глобализации и неизбежной трансформации музыки: о том, что следует «показать музыкальную душу народных масс, крупных заводов, железнодорожных путей, трансатлантических лайнеров, военных кораблей, автомобилей и самолётов» и «к вечным главным темам музыкальных произведений добавить дух машинного оборудования и проникшего во все сферы жизни Электричества». Футуристам и музыкальным новаторам очень понравилось экспериментировать со звуковыми волнами и шумами, записывать бытовую акустику и преобразовывать до неузнаваемости, разнообразить академическую музыку техногенным звоном. Первыми электромузыкальными инструментами (их класс носит название "электрофоны") были:

  • Телармониум, он же динамофон - придуман и запатентован в конце XIX века Т. Кэхиллом. Об инструменте, заслуживающем звание праотца всех электрофонов, остались лишь воспоминания и, к сожалению, ни одной звукозаписи. Всего было собрано три экземпляра, вес которых составлял порядка 200 тонн, а объем - около 19 м2. Их применение стоило эксплуатации телефонной линии, что в конечном счёте обернулось судами и коммерческим провалом. Тем не менее, считанные выступления на телармониуме имели колоссальный успех и срывали бешеные овации - ещё бы, звучание этого гиганта варьировалось в пределах 40-4000 Гц, а его звукоподражательные умения намного опережали время. Кстати, для игры на динамофоне требовалось четыре руки, поэтому задействовалось два исполнителя, которые могли находиться хоть за километр от аудитории - сигнал подавался на телефонные линии, и на телефонную трубку для выведения звука надевался специальный рожок.
  • Терменвокс, он же этеротон (то есть, звук из воздуха, эфира) - детище отечественного изобретателя Льва Термена, создавшего этот хитрый прибор в 1920 году. Для музицирования с помощью терменвокса требовались лишь определённые манипуляции руками в воздухе - в магнитном поле между двумя антеннами, что создавало весьма гипнотическое зрелище и многостороннее звучание. Для терменвокса были написаны сюиты с оркестром, и инструмент остается востребованным даже в наши дни: в разных уголках мира встречаются школы терменвокса. Было выпущено несколько разных версий инструмента.
  • Волны Мартено, или просто электрофон - изобретение виолончелиста и педагога М. Мартино, представляющее собой 7-октавную клавиатуру фортепьяно с дополнительными приспособлениями (смычок, нить с кольцом), обнародованное в 1928 году во Франции. Звук этого чудесного инструмента, как и в терменвоксе, производился генератором электрических колебаний. Волны Мартено очень вдохновляли композиторов XX века - с использованием инструмента было создано немало шедевров! Его фантастическое звучание, мистическое и поющее можно услышать, например, в "Безумном Максе" 1970-х, а современную интерпретацию (цифровое воспроизведение волн Мартено) - у Тома Уэйтса, Янна Тьерсона, Daft Punk и Radiohead.  
  • Орган Хаммонда, появившийся на свет в 1935 году благодаря предприимчивому американцу Лоуренсу Хаммонду, можно назвать электрическим органом: сигналы формируются в результате вращения "фонических колёс", а звучание ни чуть не уступает духовому органу, производители которого были страшно возмущены залихватским появлением машинной альтернативы. Хаммондовское изобретение полюбилось миллионам ценителей, его задействовали в творчестве многие музыканты второй половины XX века. Я бы назвала звучание этого органа символом психоделии 1970х!

Была масса и других, менее растиражированных электромузыкальных изобретений, большинство которых, кстати, были созданы нашими соотечественниками. "Виолена" (1922) В.А. Гурова, "Ильстон" (1920-е) композитора И.Г. Ильясова, "Траутониум" (1928) немецкого инженера Ф.Тротвейна, "Сонар" (1929) Н.С. Ананьева, "Вариофон" (1931) искусствоведа Е.А. Шолпо, "Экводин" (1932) А.А. Володина, "Эмиритон" (1935)  А.В. Римского-Корсакова - внука великого композитора, фотоэлектронный синтезатор "АНС" (1958) Е.А. Мурзина, названный в честь А.Н. Скрябина.

Скрябин Александр Николаевич был виртуозным русским композитором, представителем символизма в музыке, проживший всего 43 года. Ему посвящено изумительное стихотворение К. Бальмонта: "...и светлый Эльф, созвучностей король, ваял из звуков тонкие камеи..." Этот изящный образ как нельзя точнее описывал музыку Скрябина - утончённую, воздушную, светлую. Создавая симфонические поэмы, он был первым в истории композитором, соединившим музыку и цвет, став основателем "светомузыки". В Поэме огня ("Прометей") Скрябин решается на визуализацию своих цвето-тональных представлений и создаёт так называемую "световую строку" Luce: "Это было видение поющих падающих лун. Музыкальных звездностей, арабесок, иероглифов и камней, изваянных из звука. Движение огня. Порывы Солнца...", - отзывался Бальмонт. Исполнение со световой партитурой было подлинным открытием для мира искусства, расширяющим его значения и возможности. Концерты Скрябина с задуманной им визуализацией получили новую жизнь в 1960-е годы, когда техническое оснащение было более менее готово к исполнению Прометеевского чуда, и периодически демонстрируются до сих пор. Надо сказать, цветомузыкальное шоу в симфоническом звучании и дворцовом оформлении необычайным образом воздействует на сознание, вводя в эстетическую катотонию. Последней и, увы, не совершённой задумкой Скрябина была "Мистерия": грандиозный перфоманс, состоящий из цветомузыкальной феерии с участием ароматов, живых красок, танцующей архитектуры и включённых в действо зрителей. Прогрессивный замысел, потрясающий воображение даже сейчас - а ведь идея была сформулирована больше ста лет назад (1907-08 год).

На смену синтезаторам с генерацией звуковых волн пришли семплеры, оперирующие записанными в память звуковыми фрагментами (семплами), что значительно облегчило создание электронной музыки - появилась возможность засемплить (размножить) любой звук, например, барабан (так появился бит), а также накладывать звуки друг на друга. На смену аналоговым синтезаторам пришли цифровые, использующие для генерации и обработки звука математические модели. Но звучание "ламповых" аналоговых продолжает иметь спрос.

Возвращаясь к философии электронной музыки: мне кажется, она призвана очищать сознание от лжеустановок и необоснованных страхов и пробуждать наше воображение для создания уникальных вещей. Серебряный век не закончился: футуризм и символизм вплетены в мир электронного звучания. Было третье направление - акмеизм, на мой взгляд, идейно схожее с поп-артом (цех поэтов - фабрика Уорхолла, а точнее - "серебряная фабрика"). Если говорить о жанрах электроники - серьёзных и глубоких, действительно заслуживающих одной из трёх градаций серебряного века, то, в первую очередь, это направления Ambient, New Age, IDM (Intelligent Dance Music), Techno, Dub, Psychedelic Trance и Fusion. И разрешите добавить к списку такой дилетантский отчасти жанр, как Witch House: да, создание композиций не требует особого мастерства и знания матчасти, но их аранжировка как нельзя лучше воспевает излюбленное мэтрами (пионерами эмбиента, краутрока, психоделии): шум, чувство отрешённости, эзотерия рассудка и таинство.

Рубрики:  Музыка