Принцип сортировки фотографий.

Воскресенье, 22 Марта 2020 г. 16:47 + в цитатник

3513944_85343__0a1 (500x500, 97Kb)/3634550_DSC01744 (640x427, 161Kb)С ранних лет я увлекаюсь фотографией - что стократно упоминалось в блоге - и моё хобби живо по сей день. Как вы можете представить, работ скопилось более чем предостаточно (но совершенству нет предела:) - и для того, чтобы их где-то публиковать, требуется грамотная классификация: по жанру/сюжету/колориту/настроению/месту... список можно продолжать до бесконечности! Это и является основной проблемой. Для хранения во всеобщем пространстве я выделила альбомы своего паблика "constant vacation", там у меня размещена львиная доля персонального сборника. Но как только я начинаю заморачиваться тематическим распределением кадров, тут же ощущаю засасывание во фрактальное измерение, бескрайнее и неоднозначное, колеблющееся от настроения и взгляда. Уверена, любой фотограф согласится, что сортировка играет немаловажную роль в презентации работ и, разумеется, требует определённых усилий. А результат не заставит себя ждать, ведь правильное сочетание сюжетов вкупе с эстетической "выкладкой" гармонии цвета и формы даёт возможность каждому снимку быть замеченным, а подборкам обрести целостный смысл. Но эта задача становится поистине фундаментальной, когда речь идёт о тысячах фотографий - по какому же принципу их сортировать?

Снимаю я преимущественно пейзажи, иногда использую макросъемку. Основной контент моих работ - это элементы архитектуры, чудеса небосвода, природный ландшафт, интерьеры, цветы, насекомые, городские зарисовки и фантастические парадоксы. Года 2-3 назад я задумала собрать наиболее интересные кадры в одном месте, избрав для этой затеи привычные консервативному глазу ВКонтактовские альбомы - и создала несколько сборников в constant vacation. Сначала я загружала только самые любимые, самые удачные свои фотки. Но с каждой публикацией я осознавала, что одно за собой влечёт и второе, и третье, и что только в собрании можно продемонстрировать глубину и ценность моих детищ. Первое, что пришло мне в голову - отсортировать по сюжетам, то есть, отдельно цветы, отдельно дома, отдельно закаты, моря, площади и т.п. Но при таком раскладе оставалось много безкатегорийного, объекты которого не могли быть безапелляционно отнесены к какому-либо смысловому таксону. И тогда мне пришла в голову гениальная идея создать ассоциативные архивы. Процесс "вычленения" ассоциаций занял немало времени, и так на свет появился альбом вдохновения "эстетикой ебеней" - с кучей фоток промзон, спальных выселок, разрушенных и недостроенных объектов, "luxury" - с кошерными интерьерами, яхтами и другими атрибутами красивой жизни, альбом алхимии и мистики - с причудливыми декорациями, склянками, мрачными закатами и чёрными котами, "parklife" - где были собраны снимки, сделанные в каких-либо лесах или парках, а также зоопарках и диснейлендах, альбом "упавшего наземь" - фотографий валяющегося под ногами, "концептуально" - собрание затейливых кадров с заложенной в них глубокой философией, альбом урбанистических пейзажей и стрит-арта, "в дороге" - снятое на ходу и по пути, а также "кнопки" - фотографии, сделанные с помощью трёхмегапиксельной камеры кнопочного телефона. Проделав титаническую работу по распределению, я осталась довольна, но постепенно рождались и нарастали претензии к этой сортировке, так как изо дня в день и от месяца к месяцу настроение менялось, один и тот же кадр мог блуждать из альбома в альбом, потому что классификация выстраивалась на совершенно субъективной основе.

В корне иная классификация основывается на таком объективном параметре, как место съёмки: Москва, Рязань, Новосибирск, Питер, фестиваль ПуХо'09, Поволжье, Европа, Шри-Ланка, "в одно окно" и т.д.. Конечно, и за бортом "мест" осталось немало кадров, не вписывающихся в архитектонику локаций, которые потребовали создания дополнительных категорий. Так, ретроспективная обработка и чёрно-белое оказалось в альбоме "monochroma", парейдолические иллюзии в "illusion", а в "decor" - различные плоды цифрового и изобразительного творчества (игра с выдержкой, рисование на полях и т.п.) Я тогда не смогла удержаться от соблазна неоднозначности - и все-таки добавила пару альбомов субъективной категоризации, это были два гигантских альбома противоположных эстетических полюсов: "чувство прекрасного" и "punk". Если обобщать, то фотки из первого сборника были красивы и изысканны по своей форме, а из второго - по содержанию. В "чувство прекрасного" я заливала снимки цветов, усадеб, роскошных натюрмортов и интерьеров, а в "панк" - кадры заброшек, порушенных конструкций и убитых мечт, выброшенных вещей, мусора, следов вандализма и многого другого. На днях упразднила "оплот эстетического наслаждения" ввиду возможности раскидывания снимков по локациям, а панк без прикрас удалить рука не поднялась. Следом возникла шедевральная идея, которую я уже успела осуществить: альбом без пейзажей, исключительно с натюрмортами, портретами вещей, арт-объектами - почти всё в крытом помещении - даже стало неким открытием, что часть работ бесспорно относится к этой категории (букеты, музейные экспонаты, коллекции, расстановки предметов). Этот вновь созданный сборник я тщательно подготовила и назвала "Экспозиция".

Надо сказать, что меня необычайно увлекает выкладка фотографий - и вообще чего бы то ни было, именно по этой причине мне нравилась профессия мерчендайзера в детстве. Я стремлюсь, чтобы узор из превью был максимально сочным и живописным, поэтому могу на долгие часы засесть с передвижением кадров и наблюдением за колоритом. Правда, после таких марафонов понимаешь, что работа с графическим материалом утомляет и выжимает все соки - в отличие от работы с текстом и словесно-символьным материалом.

Обработку снимков я тоже люблю и не жалею на неё времени. Происходит она в несколько незатейливых этапов: вначале фотография выравнивается и обрезается - ориентиром служат вертикали и линия горизонта, затем в "выборочной коррекции цветов" выправляются некоторые оттенки, при тусклости в "кривых" подгоняется контраст, а в завершение можно добавить резкости с помощью фильтра "цветовой контраст" и режима наложения "перекрытие". Если присутствует зашумление, оно также ликвидируется. Ещё полезные инструменты, периодически задействующиеся - это точечное размытие, затемнение и осветление и градиенты-виньетки. Некоторые снимки - как правило, не самые удачные, но для полноценной хронологии оставляемые, удосуживаются объединения в коллажи.

На компьютере у меня организовано здоровенное хранилище древовидной структуры, или "матрёшки", вмещающее целый хронометраж моей жизни: в папке "мои фотографии" содержатся папки десятилетий (1990-е, 2000-е и т.д.), в них - папки отдельных годов, в папках годов - папки месяцев (могут объединяться по два месяца или по сезону, если фотографий немного), в папках месяцев - непосредственно фотографии, а также папки определённых дней, если это какое-то мероприятие, поездка или большая фотосессия. Вот такая чёткость и система! Берите на заметку и не ленитесь устранять хаос в своём фотоархиве - потом будете себе благодарны.

Рубрики:  Хобби