types of music lovers.

Среда, 09 Октября 2013 г. 16:38 + в цитатник

x_777cdcc5 (304x459, 101Kb)/3634550_o_akrhtvn8A (550x550, 56Kb)

Помните, когда-то публиковались результаты исследований о закономерности "музыкальные предпочтения = уровень интеллекта"? Сейчас воспроизведём. <<Любители рэпа, r'n'b, хип-хопа - обладатели самого низкого IQ; классической музыки - умные и просветлённые люди; металлюги, слушатели тяжёлого рока - интеллектуально развитые(...)>>

Стоит ли отталкиваться от вышеупомянутой, в народе созданной, теории - или сразу писать от собственной головы? Всё-таки "выведенные" факты очень сыры и ничем не подтверждены - потому использовала их исключительно в качестве преамбулы.

Итак, надо определить, о ком пойдёт речь. О тех, кто слушает музыку осознанно - или о тех, кто просто ею разбавляет тишину и естественную звуковую атмосферу. Деление на два - лишь начальная градация. Типов больше:

  1. Ты слушаешь музыку, потому что ты её слушаешь. Ты - ценитель. У тебя есть любимый/ые жанры, определённые идолы. Для тебя важно всё: и инструментальное решение, и Слова, и условия, в которых создаются те чудеса, что тебя радуют (если не сказать, что поддерживают жизнедеятельность). Ты - музыкальный адепт.
  2. Ты тоже ценитель, но уже не до фанатизма им приходишься. Да, факторы, стимулирующие людей под номером один, тобой скрупулёзно учитываются, но ты увлекаешься музыкой не до такой самоотдачи. В основном, ты вслушиваешься в своё сознание, когда в ушах играет любимая группа (да, и у тебя есть оные - и жанр излюбленный есть). Ты - музыкальный философ.
  3. Ты несколько профанистый в плане музыкальных предпочтений: твой вкус поощряют, но не считают авторитетным. Ты не слишком придирчив к жанрам - однако это не отнимает у тебя право на обладание кумирами. В отличие от второго (да и первого) номеров, ты похож на хамелеона, ибо слушаешь как ради погружения в себя, так и ради оценки самих творений. Ты - музыкальный дилетант.
  4. Ты из тех, кто смело заявляет, что он - "меломан", однако не подозревает, что на деле лишь признаёт себя всеядной животинкой. Слушаешь музыку, потому что как бы надо, иногда даже понимаешь, что она и впрямь здорово стимулирует мозг и тело. Порой встречаешь вещи, которые, как тебе кажется, ты готов возносить к небесам своего эго... Но всё то, что тебя увлекает, просто напросто увлекает кого-то ещё или играло в хорошем сериале/мульте/фестивале (не суть). Ты - музыкальный ламер.
    _______________________
  5. Музыку ты либо не слушаешь вообще, либо включаешь во избежание помешательства от звуков рутинной акустики. А, может, ты уже давно искушённый тип, и музыка тебе взяла да надоела. Так или иначе, это обширнейшая категория, которая совсем не нуждается в специальном дроблении. Ты или включаешь типичное радио, или ради эстетического удовольствия раз в полгода посещаешь филармонию, или ради утехи периодически забавляешься маргинальной сатирой, музыкой юных лет - неважно. Ты - музыкальный аутсайдер.

Очевидно, что (1)Адепты, (2)Философы, (3)Дилетанты и (4)Ламеры - это отряд слушателей музыки, а (5)Аутсайдеры, даже если их доброй половиной являются бывалые спецы, всё же составляют отряд "вне музыки".

Отпрепарируем.

  • Наличие вокала. Приверженцы "инструменталистики", воздыхатели а капелла, сторонники пребывания голоса средь музыки или категория, влюбляющаяся в целую картину (а не по отдельности в напевы или ноты), которой чихать на это самое наличие. Одним на неясном уровне противен человеческий голос (чтобы его ещё специально слушать), кому-то он мешает сосредоточиться на собственной фантазии. Всех корней не перечесть.
  • Язык. Все мы, как ни крути, думаем на родном языке. Однако какой-то части кошерным кажется слушать зарубежные тексты, другой - отечественные, третьей - безразлично. Здесь можно развернуться.
    Дело всё в том, что русский язык - специфичный, и сочинять на нём тоже непросто: то ли от обилия склонений, форм и падежей, то ли от космических объёмов лексикона. Кому, как не нашим соплеменникам - в отличие от забугорных - необходимо так изощряться и выписывать, чтобы внимающие либо обращались к словарю, либо безутешно рыхлили своё воображение в надежде представить всё то, что наверчено. Вот и избаловались: простенькие строки кажутся "банальными", в то время, как на фристайлово-поэтическом ринге всё летят куски плоти и проводов.
    Вопрос понимания языка стал более вторичным. Уши одних ласкают тексты на понятном отчем (на котором мыслишь!), уши других - любая, только не родная речь (очевидности - не откровение, а извращение, кажется им). И пусть кто-то безупречно владеет иностранным языком - и ему в кайф слушать то, перевод чего он слёту понимает; пусть этот же самый знаток слушает своё национальное, несмотря на все лингвистические достижения. Или пускай ценители не располагают особыми знаниями чужестранных слов, однако получают необъяснимое наслаждение, когда погружаются в мистерию непонятных, но внушительных фраз, окутанных зачётной музыкой.
  • Речитатив или мелодичные распевки. Кто-то за то, чтобы уместилось больше букв, соответственно, им по нраву первое. Кто-то за то, чтобы рэперы сдохли (в аргументы включат "убогость музыки" и "пошлость текстов" ), потому они за второе. И снова на этическую помощь приходит третья - независимая - группа почитателей музыки, которые скажут, что смысл песен форма исполнения не решает, и даже вспомнят виртуозов в совмещении речитатива и распевок.
  • "Тяжёлость" или "попсовость". Грохот или гаражность, скрип или винтажность; бас или высокочастотность; скорость или тормознутость... Чьи-то коловращения идей и проблем нуждаются в жёсткой оболочке, сердце жаждет драйва и примесных импульсов, а тело стрекочет от исступлённой дроби по ушам. Чьи-то, напротив, ограничиваются депрессией и монотонностью. Кому-то хочется пронизывать себя атмосферой... неважно, просто атмосферой. Кому-то и хлесткий реализм, без разбору, медленный или быстрый, будет нравится гуще всего. Найдутся и те, кто скажет, что у него всё стабильно, ему "не надо нервов", и включит бесхитростный набор звуков... И, напротив, обладатели крайне переменчивого настроения, а также вечно обновляющихся пристрастий в музыке.

Вернёмся к преамбуле, истой выверке. Оказывается, исследовать зависимость интеллекта от музыкальных предпочтений - бесплодное занятие. Оно может привести лишь к одному единственному выводу: музыка - это целая планета. А окрещать приверженцев конкретных жанров носителями определенного уровня IQ - всё равно что утверждать, что Россия переполнена медведями с балалайками и чекушками и матрёшками в валенках (и плевать, что у матрёшки нет ног, а медведю не дано музыкального слуха).

Рубрики:  Музыка