Грузинский кинорежиссёр Тенгиз Абуладзе (1924 - 1994) Это цитата сообщения Томаовсянка |
"Представь, что завтра ты должен умереть. Наверняка ты иначе взглянешь на пройденную жизнь и предъявишь себе иные требования. Возможно, ты вдруг окажешься в тупике и поймешь, что вся твоя жизнь была бессмыслицей и подобна бегу плененной белки в колесе. Если представишь, что через две-три минуты тебя уже не будет, каким кладом окажется для тебя каждый миг из будущего, какими счастливыми глупцами покажутся люди, у которых впереди – целая жизнь, но они ее не ценят!? С каким почтением, с какой бережностью относился бы ты к жизни каждого человека. Как же нам не хватает сил, чтобы любить друг друга. Может, фильм плачет о мире без любви. Идея фильма – люди проснитесь!" - Тенгиз Абуладзе, из рабочих тетрадей фильма «Древо желания»
У Тенгиза Абуладзе семь фильмов, и каждый был чем-то вроде дороги, ведущей к Храму, на которую режиссер пытался вывести своих зрителей. В этом он видел главный смысл своего творчества, именно так пытался выразить свою любовь к людям. Он завещал нам покаяние. Он был первым, кто произнес это слово в нашей стране, когда еще никто ни о чем таком не помышлял.
Искусство – сотворение гармонии из хаоса – говорил Абуладзе, – создание порядка, извлечение формы из бесформенности
Тенгиз Евгеньевич Абуладзе родился 31 января 1924 года в Кутаиси и первое художественное образование получил в Тбилисском театральном институте. Его учителями были Георгий Товстоногов и Димитрий Алексидзе. Театральным режиссером Абуладзе так и не стал. Но знакомство с традициями замечательного грузинского театрального искусства дало ему много. В 1946 г. с благословения самого Эйзенштейна, к которому студенты Тенгиз Абуладзе и Резо Чхеидзе рискнули обратиться с письмом, оба они поступили во ВГИК, в мастерскую Сергея Юткевича. Среди педагогов – великие основоположники, чьи имена вошли во все учебники, во все книги по истории кино: Лев Кулешов, Александр Довженко, Всеволод Пудовкин, Михаил Ромм. Без сомнений, грузинским парням повезло: они их застали.
В художественный кинематограф Абуладзе вошёл совместным с Чхеидзе с фильмом «Лурджа Магданы» по произведению Екатерины Габашвили. Этот маленький фильм принес им престижную награду — Гран-при (Grand Prix) Каннского кинофестиваля 1956 года по конкурсу короткометражных лент. Режиссёры сочетали поэзию с «почвенным» реализмом. «Лурджа Магданы» подвела черту под старой эстетикой, и стала родоначальницей нового грузинского кино, истоком «грузинской школы». Знаком объединения поэзии и обыденного, новизной стиля отмечен и следующий, уже самостоятельный фильм Абуладзе «Чужие дети» (1958), снятый под заметным влиянием итальянского неореализма.
В фильме «Я, бабушка, Илико и Илларион» (1963) по Нодару Думбадзе наиболее полно проявилась склонность Абуладзе к поэтическому и философскому обобщению. Через характерные особенности быта, яркий и сочный язык героев, мягкий юмор он глубоко раскрыл национальный характер, силу народа, проявившиеся во время войны.
«Мольба» (1967) Фильм-Драма Тенгиза Абуладзе
Фильм «Мольба» (1967, главный приз Международного кинофестиваля авторского кино в Сан-Ремо, 1973) — сложная экранизация, в которой в поисках кинематографического эквивалента соединены две поэмы («Алуда Кетелаури» и «Гость и хозяин»), философские зарисовки и стихотворения великого грузинского поэта Важа Пшавела.
Предназначение поэта, борьба со злом ради защиты добра, преодоление вековой вражды двух соседних народов, любовь и верность, — эти темы и образы Пшавелы обрели достойно были отражены в этом фильме. В фильме «Ожерелье для моей любимой» (1973) по повести Абу-Бакара Абуладзе продолжил поиски новой поэтики единения эксцентрики народного дагестанского сказа и философской притчи.
В совершенной форме эта поэтика воплотилась в фильме. «Древо желания» по Г. Леонидзе (1977), втором после «Мольбы» фильме триптиха, который завершился «Покаянием» (1984). «Древо желания» получило итальянскую премию «Давид» Донателло», «Золотой тур» за режиссуру на Тегеранского кинофестиваля 1977, главный приз Карловарского кинофестиваля 1978 года.
Ранним майским утром 1978 года Тенгиз Абуладзе выехал в Тбилиси из Еревана, где накануне состоялся торжественный показ «Древа желания». Неподалеку от Абовяна в его машину на полной скорости врезался грузовик с пьяным шофёром. Водитель Тенгиза Евгеньевича погиб на месте – его выбросило на дорогу через стекло. Абуладзе чудом остался жить. Неделю был без сознания, а потом еще месяц находился на гране жизни и смерти.
Когда его приехали навестить друзья, первое, что он сказал: «Не показывайте больше мой фильм в этом зале – там ужасная проекция». – «Как ты, Тенгиз?!» – «Как мешок с костями, плавающими в воде». Позже он признался родным, что остался для того, чтобы снять один очень важный фильм.
«Покаяние» стало главным фильмом последних периода существования СССР. После Пятого съезда Союза кинематографистов он был выпущен в прокат (фильм был снят в 1984 году, но вышел на экраны в 1986 году). С поразительной экспрессией и насыщенностью фильм показал трагизм и корни кровавого советского террора, его последствия и его конец. Это был первый из антитоталитарных фильмов, который потряс всю страну. На Каннском кинофестивале 1987 фильм получил четыре премии: специальный гран-при приз жюри, приз актёру Автандилу Махарадзе, премии ФИПРЕССИ и экуменического жюри.
«ПОКАЯНИЕ» - (1984) - Т. Абуладзе
“Мольба”, “Древо желания”, “Покаяние” – великая трилогия, созданная Тенгизом Абуладзе за двадцать лет жизни. Это подлинная драма, в которой и непонимание, и одиночество, и отчаяние.
Судьба подарила мне дружбу с этим человеком и его замечательной семьей. В моем доме муж, дети, друзья – все, как и я, ощутили с ним дыхание вечности в череде обыденных дней. Было полное впечатление, что Абуладзе держал ответ перед вечностью каждый миг своей жизни. Трудно сказать, в чем именно это выражалось, – во всем: в каждом слове, в особом терпении, с которым он внимал жизни, изучал нового знакомца, в молчаливом внимании ко всему, что происходило вокруг. Никогда он не считал себя авторитетом во всех вопросах, если в споре высказывал суждение, делал это очень деликатно, но странным образом после его слов красоты умствования опадали, оставалась суть. Он сам думал о главном в жизни человека и всех поднимал к ответственности.
Ключевые слова для Абуладзе – долг, сострадание, вера.
Нинель Исмаилова http://art.1september.ru/2004/02/no02_1.htm
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |