Цитата сообщения Рысятко
Сейд
Кроме собственно богов, саги упоминают еще множество низших духов,
фетиров (домовых) и фильгьяров. Изначально тени, следующие за человеком.
Они были духами-хранителями всей страны, области или отдельных лиц. У всякого был свой дух-хранитель, который, как думали, иногда показывался
другим людям во сне; такое явление всегда предвещало в будущем какие-нибудь события
Далее, норманны представляли себе, что феттиров и фильгьяров можно испугать головами с раскрытым ртом и, разумеется, разогнать, таким
образом, духов-хранителей страны почиталось за большое несчастье. На первом альтинге (т. е. на первом заседании законодательного и судебного
собрания) в 928 г. был издан закон, чтобы всякий, кто причаливал где-либо к берегу, если на его форштевне находилось изображение головы
с раскрытым ртом, должен был, прежде чем высадиться, снять это изображение. Поэтому не было ничего хуже того кощунства и глубже той обиды, какую можно было нанести человеку, обратив на него «кол зависти» (Neidstange), т. е. воткнув в землю кол с лошадиной головой и раскрытым ртом, обращенной на его двор.
Норманны знали четыре различных метода волшебства: руны, т. е. вырезанные волшебные знаки; волшебные заговоры, т. е. песни или
волшебные формулы, которые словесно произносились; волшебные напитки и
тому подобные магические составы и, наконец, самый сильный и страшный,
но менее всего одобряемый способ «зейд» — магическое действие,
состоящее из волшебных песен, вероятно, в соединении с другими
неизвестными нам операциями.
Самыми распространенными и наиболее
употребительными методами были два первых
....Четвертый род волшебства, зейд, был сильнейшим из всех.
В чем он состоял — неизвестно; для его исполнения требовалось пение,
зейдовый жезл, который держала в руке женщина, делавшая зейд, и
зейдовые подмостки, на которых она стояла. Зей-дом преимущественно
занимались женщины, так как при нем обнаруживалась, как полагали,
«гнусная слабость», почему мужчины считали это дело для себя
неприличным. Из этого можно заключить, что зейд был связан с разными
операциями и церемониями. Это видно уже из того, что приготовления к
нему начинались обыкновенно с вечера, между тем как зейдовые подмостки
возводились только на другой день. Посредством зейда достигались
сильнейшие действия, вызывалась буря и творились всякие другие
бедствия; сага Лаксделя рассказывает, как Грутс, сын Каары, был
умерщвлен пением, которое было направлено именно на него. В связи с
зейдом стояло так называемое «гамлобери» (блуждание двойника), т. е.
зейдовая женщина могла, оставаясь телесно на подмостках, уходить в
другом виде, часто в виде животного, в отдаленные места и узнавать о
том, что там делается. Если во время такого блуждания двойник был ранен
или убит, то это тотчас же обнаруживалось на оставшемся теле. В саге о
Фридтиофе Фрекнесе говорится, как две такие женщины-оборотни мгновенно
упали мертвыми с подмостков, когда Фридтиоф убил их двойников. Поэтому
представления о ведьмах и полетах ведьм были известны также и на севере
еще в эпоху язычества. Если же они творили слишком много зла, то к ним
применяли те же самые меры, которые предписываются законом Моисея: их
побивали каменьями.
(с)
Леманн А.
Иллюстрированная история суеверий и волшебства.
1.