-Метки

art art.живопись art.фото hi-tech авантюризм власти анализ аналитика беда с этим путиным... безопасность биология в.аллин важное видео вкусная вкусное власть в россии - мерзкая власть в россии неадекватна власть завела россию в тупик (оценочное суждение) власть не эффективна (оценочное суждение) власть неадекватна власть панически боится света (оценочное суждение) война воровать нехорошо все все... гифка готовим лафет да уж... демотиватор деньги дети дети. еда женщина - чудо живопись животные жириновский жысть... жысть... пища для размышления забавное здоровье и все изобретения израиль интересное исследования история как жить с этим? камо грядеши? картинко кино китай котэ кулинария культура лидеры россии (оценочные суждения) лидеры россии - ее ахиллесова пята ложь как основа политики любопытное мастера мастера удивительные мастерство медицина мерзость мир и мы мнение мудрость так редка мужество музыка мы и китай мы и мир мы и они навальный наука новости новости кащенко ну шо тут добавить... ну шо уж тут добавить... ню он и она остроумное открытия офигееть... песня пичалько пичалько... пища для размышления пища для ума полезное политика прикольное приличные анекдоты прогноз психология путин россия россия и мир россия на переломе стратегия лидеров россии стратегия путина сша темное грядущее тревожное трудовые будни спецслужб удивительное ужос просто украина улыбнись! улыбнуло фото циклы истории человек экономика эксперты юмор япония


Эссе Людмилы Улицкой для "Шпигель": Европа, прощай! (зальцбургские впечатления)

Воскресенье, 24 Августа 2014 г. 19:05 + в цитатник

В ИТАР-ТАСС со странным объяснением - лопнула труба за 2 часа до начала - была отменена пресс-конференция писательницы, запланированная загодя в связи с присуждением Улицкой – а она один из немногих российских современных авторов, которых хорошо знают за границами бывшего СССР, – Австрийской государственной премии по европейской литературе. 

С любезного разрешения Людмилы Улицкой и редакции еженедельника "Шпигель" мы предлагаем вашему вниманию оригинальный текст эссе "Европа, прощай!":

Европа, прощай! (зальцбургские впечатления)

Зальцбург, волшебная табакерка, идеальный туристический город, в котором время как будто остановилась – воображение дорисовывает картину прежней, вымершей и ностальгически прекрасной жизни. Река Зальцах, отливающая зеленью, каменный срез горы, крепость на вершине, пара монастырей, несколько соборов, университет – все те же, что и в древности.

Город-миф, город-фантом, город-вымысел. Местные жители носят форму – портье, официантов, горничных, за спинами которых изредка мелькают колпаки поваров. В поле зрения несколько ряженых Моцартом попрошаек в синтетических париках, с маленькими скрипочками, и несколько нищих, уже не ряженых: здешние цыгане, беженцы из Восточной Европы… Только они и напоминают о сегодняшнем дне.

Из аэропорта в гостиницу привез меня шофер с такой внешностью и с таким английским, что дать ему чаевые я не осмелилась. Меня поселили в гостинице "Захер", старинной и роскошной, того жанра, которого чурается моя душа разночинца-интеллигента, – здесь пахло "старыми деньгами", старомодной роскошью, Австро-венгерской империей, тайным и изжившим себя романом аристократии и буржуазии. Узнавание бывшей империи началось прямо от порога, а закончилось на премьере оперы Моцарта "Дон Жуан". Но между этими событиями, утром того же дня состоялось открытие фестиваля.

Тема его – столетие Первой мировой войны, ее неусвоенные уроки. И об этом мне более всего хочется рассказать. Собираясь на это торжественное мероприятие, я спросила моих давних немецких подруг и коллег – переводчицу Ганну-Марию Браунгардт и редактора Кристину Линкс – а не взять ли мне с собой книжечку для чтения, чтобы не умереть от тоски? Они-то прекрасно знают, что у меня от официальных речей начинаются мигрень, аллергия и депрессия одновременно. Но книжечку не взяла – из вежливости. Открылось это мероприятие исполнением австрийского гимна. Я, как и все прочие зрители, встала. И подумала – хорошо вам, австрийцам, музыка вашего гимна моцартовская, а слова гимна написаны в 1947 году приличным человеком, Паулой фон Прерадович.

И тут я испытала легкую зависть: нашего-то гимна, российского, мы давно стыдимся. Первый его вариант, на музыку композитора Александрова, написал Сергей Михалков, поэт-царедворец, в 1944 году. Слова были мощные: "Нас вырастил Сталин на верность народу, на труд и на подвиг он нас вдохновил…" Когда Сталина развенчали, тот же Михалков подправил текст – вместо Сталина поставил "партию", догадайтесь какую… С 1955-го по 1970-й пели про партию… С 1971-го по 1991-й исполняли гимн без слов, голая и бодрая музыка Александрова будила по радио всю страну в шесть часов утра… Потом поменялся век, и с 2000 года узаконили еще раз подправленный текст: все тот же Михалков, профессионал из профессионалов, помусолил свой ловкий карандаш, заменил одну пару слов на другую, вместо "партии" вставил слово "Бог" с большой буквы, как теперь у нас, в свежеправославной стране, принято, и теперь мы снова при гимне. И автор, и композитор "почили в Бозе", так что трудно теперь предположить, кто будет делать поправки к следующему… Впрочем, история нашей страны развивается такими кругами и зигзагами, что скоро, кажется, можно будет еще раз освежить гимн, вернувшись к Сталину…

Пока я размышляла, два замечательных актера читали диалог из странного восьмисотстраничного произведения "Последние дни человечества" Карла Крауса, одного из пророчеств о гибели человечества, написанного между 1915 и 1919 годами… Что произошло с миром, если он вспомнил снова о пророчествах столетней давности? Я слушала выступления руководителей Австрии – главы земли Зальцбург, министра культуры, президента республики и проникалась все большим изумлением, которое совершенно непонятно гражданам европейских стран: это были речи культурных образованных людей, и были они гораздо более похожи на речи университетских профессоров, чем на выступления партийных функционеров, к которым мы привыкли от рождения.

Речь шла о взаимодействии культуры и политики, это были размышления о возможной гибели мира, сопоставления двух моментов истории – предвоенного, начала ХХ века, и теперешнего, начала ХХI. Все выступающие так или иначе касались этой темы: энтузиазм народа, шумное одобрение войны в кругу европейских интеллектуалов начала века, редкие голоса протеста… И главное – неслыханный подъем националистических настроений в обществе. При сопоставлении этих двух исторических точек бросается в глаза их опасное сходство: тот же подъем национализма в разных странах, эксплуатация понятия "патриотизма", вскармливание настроений национальной исключительности и превосходства…

Во мне нет никакой ненависти – есть стыд и бессилие. Политика России сегодня – самоубийственная и опасная – представляет собой угрозу в первую очередь для России, но может оказаться триггером новой, Третьей мировой войны

Я, живя в России, это чувствую особенно остро. Я не занимаюсь политикой, но говорю то, что я думаю, в тех случаях, когда меня спрашивают. Именно по этой причине меня определили в "пятую колонну", обвиняют в том, что я ненавижу свою страну, и оправдываться мне глупо и неплодотворно. Во мне нет никакой ненависти – есть стыд и бессилие. Политика России сегодня – самоубийственная и опасная – представляет собой угрозу в первую очередь для России, но может оказаться триггером новой, Третьей мировой войны. В сущности, она уже идет. Локальные войны в Чечне, в Грузии и теперь на Украине – ее пролог. А эпилог скорее всего писать будет некому.

Именно в этот день, следя за выступлениями австрийских руководителей, я вернулась к моим давним размышлениям о природе государства, сходной с природой раковой опухоли. Демократия, у которой есть свои опасные стороны, тем не менее единственный механизм, который в состоянии бороться с этим присущим любому государству свойством. Есть строго ограниченные обязанности, которое общество делегирует государству, правительству, людям, находящимся у власти. Государство по своей природе имеет тенденцию к самосохранению – оно предпринимает огромные усилия, чтобы быть вечным и несменяемым. Государство пускает в рост метастазы в те области, которые ему не принадлежат, в культуру, подчиняя ее своим интересам, в частную жизнь человека, пытаясь манипулировать сознанием. Чем выше уровень демократии, тем большая гарантия контроля общества над государством. В наше время, когда возник мощный механизм управления народными толпами с помощью тотальных средств массовой информации, государство стремится взять под контроль или присвоить себе все СМИ. Именно это произошло в нашей стране. В этом и есть главная опасность демократии – в условиях авторитарного режима она легко становится "управляемой"…

Австрийские политики говорили именно о том, что более всего меня занимает: о взаимоотношении политики и культуры. Но наиболее точно и обоснованно выступил австралийский историк Кристофер Кларк, автор глубокого труда "Сомнамбулы. Как Европа шла на войну", давший блестящий анализ предвоенной ситуации в Европе. Восторг и воодушевление, которое испытали даже выдающиеся интеллектуалы Европы после начала Первой мировой войны, говорят только о том, что даже самый развитой интеллект проигрывает мощи природной агрессии, заложенной в человеке-животном, легко попадает в сети национализма, особой исключительности своего народа. Даже Зигмунд Фрейд был ослеплен блеском этого мнимого величия. Человек, написавший за несколько лет до начала войны "Плата за цивилизацию – чувство вины и недовольство, испытываемое людьми из-за давления своих первобытных инстинктов и неспособности совладать с ними", после объявления войны пишет с восторгом: "Я никогда не чувствовал себя в такой мере австрийцем, как сейчас". У него оставалось время для размышлений: во время Первой войны он потерял двух сыновей, а Вторая мировая вынудила его покинуть столь любимую Австрию… Но в те годы восторг Фрейда разделяли Томас Манн, Музиль, Гофмансталь, видевший в войне очищение от буржуазности и застоя. Так люди культуры, всегда работавшие противовесом политики, предавали свое предназначение, пренебрегая собственными нравственными ориентирами. Выбор сегодня стоит не между войной и миром, а между войной и полным уничтожением человечества. Мир сегодня разделился не на белых и черных, евреев и арабов, мусульман и христиан, бедных и богатых, образованных или невежественных, а на тех, кто это понимает, и на тех, кто отказывается это понимать.

Мир сегодня разделился не на белых и черных, евреев и арабов, мусульман и христиан, бедных и богатых, образованных или невежественных, а на тех, кто это понимает, и на тех, кто отказывается это понимать

Цивилизация зашла в тупик: агрессия, заложенная в природу человека, не укротилась достижениями науки, просвещения, познания, искусства. Казалось, что культура может укротить эту самоубийственную страсть к самоуничтожению, но боюсь, у человечества уже не осталось времени… Сама по себе цивилизация, ее выдающиеся технические достижения ничего не значат, кроме возможности провести полное взаимоуничтожение в короткий срок. Нам уже не свалить вины на мистические силы зла, Дьявола с его прислужниками – в недавнем фильме "Фауст" великого режиссера Сокурова человеку поставлен новый диагноз, которого Гете не знал: зло, живущее в глубинах человеческой души, превосходит все, что христианское богословие приписывало Дьяволу.

Человек победил Дьявола по концентрации зла и более не нуждается в устаревшей концепции инфернальной природы зла, справляясь собственными силами. Иозеф Остермайер, министр культуры Австрии, вспоминает имена тех, кто поднял свой голос против Первой мировой войны, – Стефана Цвейга, Оскара Кокошко, Берту фон Зутнер. Это было незначительное меньшинство, но никто сегодня не может предсказать, как повернулось бы развитие Европы, если бы этой точки зрения придерживалось в то время большинство интеллигенции.

Программа открытия Зальцбургского фестиваля продолжается. Звучит музыка Рихарда Штрауса, песни на музыку Антона Веберна. И музыка продолжает этот разговор о жизни и смерти. Другой темы у сегодняшнего искусства уже нет. В конце вечера президент Австрии Хайнц Фишер произнес слова огромной важности: "Сегодня нет такого противопоставления культуры и политики. Люди культуры выступают часто против политики, против неонацизма. Политика и культура как партнеры в многолетнем браке: ссорятся, конфликтуют, но существовать друг без друга не могут; это очень важно, чтобы художники сохраняли критическое отношение к действительности". Устами австрийского президента политика впервые на моей памяти апеллирует к культуре. Может быть, уже поздно.

Последнее, что хотелось бы мне сказать: я живу в России. Я русский писатель еврейского происхождения и христианского воспитания. Моя страна сегодня объявила войну культуре, объявила войну ценностям гуманизма, идее свободы личности, идее прав человека, которую вырабатывала цивилизация на протяжении всей своей истории. Моя страна больна агрессивным невежеством, национализмом и имперской манией. Мне стыдно за наш парламент, невежественный и агрессивный, за правительство, агрессивное и некомпетентное, за руководителей страны, игрушечных суперменов, поклонников силы и хитрости, мне стыдно за всех нас, за народ, потерявший нравственные ориентиры.

Культура потерпела в России жестокое поражение, и мы, люди культуры, не можем изменить самоубийственной политики нашего государства. В интеллектуальном сообществе нашей страны произошел раскол: снова, как в начале века, против войны выступает меньшинство. Моя страна каждый день приближает мир к новой войне, наш милитаризм уже поточил когти в Чечне и в Грузии, теперь тренируется в Крыму и на Украине. Прощай, Европа, боюсь, что нам никогда не удастся войти в европейскую семью народов. Наша великая культура – наш Толстой и Чехов, наш Чайковский и Шостакович, наши художники, артисты, философы, ученые – не смогли развернуть политики религиозных фанатиков коммунистической идеи в прошлом и алчных безумцев сегодня.

Триста лет мы, люди культуры, питались от одних источников – наш Бах и наш Данте, наш Бетховен и наш Шекспир, – мы не теряли надежды, но сегодня нам, людям российской культуры, той ее малой части, которой я принадлежу, остается сказать только одно: "Прощай, Европа!"

ОТСЮДА

Метки:  

Наталья_П_Коноплева   обратиться по имени Воскресенье, 24 Августа 2014 г. 23:11 (ссылка)
Со многим можно было бы согласиться, если бы не последние три абзаца.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 24 Августа 2014 г. 23:58ссылка
Наталья_П_Коноплева, спасибо за замечание. Возьму на себя смелость ответить.
Ну, будем честны: ни Вы, ни я - не Улицкая. В том смысле, что она Настоящий Писатель, и по определению, не просто глубокий мыслитель, но и широко мыслящий человек.
Во-вторых, она повидала мир и людей в нем (уверен) ну, чуть больше, чем я и, наверное, чем Вы (извините). А значит, может сравнивать и предвидеть судьбу стран и народов ну чуть дальше и глубже нас с Вами. Мне так кажется, хотя могу и ошибаться.
И, в-третьих. О состоянии культуры в России, нравственности ее народа свидетельствует безусловное и горячее одобрение подавляющим числом населения безнравственного поведения лидера страны (его агрессии, и войны, и лжи чрезмерной) и вороватого его окружения.
(Если Вы говорили об этом.)
И я так же скорблю о судьбе наших детей и внуков, как и Улицкая.
Извините.
Перейти к дневнику

Среда, 08 Октября 2014 г. 17:17ссылка
Helgi_M, Прошу прощения, что не будучи вашей читательницей, я позволила себе прокомментировать и эссе госпожи Улицкой и ответить на ваш комментарий..Я не писатель, и, конечно, не так разбираюсь в проблемах,затронутых госпожой Улицкой.. Я как раз принадлежу к тому большинству, что поддерживает Путина, но поддерживаю не безоговорочно. У меня есть вопросы.. К сожалению, я не могу задать их госпоже Улицкой..И я не задаю их вам, так как вряд ли получу ответ. Но я знаю, что последние 5-7 веков, все войны приходили не из России в Европу, а из Европы в Россию. И это не Россия создаёт военные базы вокруг США, а ровно наоборот.и ещё я знаю... надеюсь, что знаете и вы.. Это просвещённый западный мир, с великолепными шофёрами,Зальцбургским фестивалем, с роскошными гостиницами, пахнущими старыми деньгами смёл с лица земли Ливию, применял ракеты с обеднённым ураном в Югославии, вбил в каменный век Афганистан, уничтожил Ирак, уничтожает Сирию.. Это ведь не мы делали и делаем, не правда ли? Так это мы агрессоры? Это у нас тоталитарный режим? Это у нас нет свободы слова? Попробуйте сейчас организовать какой-нибудь марш мира в защиту Донбасса ,например, в Киеве.. Думаете получится? И хотя госпожа Улицкая утверждает, что политикой она не занимается, вся её статья -это политика в чистом виде. о целях- можно только догадываться. Ещё раз прошу прощения за то, что вмешалась.
Перейти к дневнику

Среда, 08 Октября 2014 г. 22:58ссылка
Лантра, отчего же? Я отвечу.
1< последние 5-7 веков, все войны приходили не из России в Европу, а из Европы в Россию.>
Вы, простите меня, явно не информированы по поводу военной истории России "последние 5-7 веков". Посмотрите внимательней источники. (Акад. Ю.Пивоварова и др.)и обнаружите удивительные для Вас вещи; после агрессии против Финляндии мы даже свое участие во второй мировой войне начали с агрессии против дружественной нам Польши, гарантом границ которой являлись. Ну и т.п.

2<это не Россия создаёт военные базы вокруг США, а ровно наоборот>
Вот как Вы полагаете, если б не наша агрессия против Украины, а ранее против Грузии, а ранее против Молдовы, а ранее против Афганистана и Чехословакии с Польшей, - если б не всё это, разве не естественно появление у НАТО, у стран Европы ощущения, что сосед оказался очень уж злобный, беспардонно нарушающий все договоры и правовые международные нормы?
Не торопитесь с ответом.
Тут непростой узел проблем.
И думаю, что по зрелому размышлению Ваш вывод совпадет с моим: нынешнее всеобщее отчуждение РФ в мире - это вовсе не "немотивированная агрессия" злобных шизофреников-параноиков, а естественная реакция соседей на политику России.
Увы.
Извините за прямоту.

Наталья_П_Коноплева,я сожалею, что не знаком с Вашим творчеством. И Вы правы, что часто добро и здравый смысл побеждают. Я добавлю лишь расхожую шутку: да, правда всегда всплывает, но увы, часто кверху брюхом.
А по существу - Вы лукавите. Не всё , ох не всё ладно в датском королевстве. Как много имен талантливых исполнителей мы с Вами можем назвать, которым преградили дорогу к публике! Как жестоко государство к смелым, мужественным писателям и поэтам, художникам и драматургам, кто посмел разоблачать воровство, ложь, откровенный цинизм и лицемерие власть предержащих, кто возвысил свой голос в защиту униженных, обездоленных, томящихся незаслуженно в застенках!
Я уверен, что в Вас живет страх высказать правду и ностальгия по привилегированному положению литературной элиты, построенному не на популярности ее произведений, а на верности идеологической линии партии.
Извините за прямоту, но это моё мнение.
Удачи Вам и доброго здоровья.




Наталья_П_Коноплева,
Перейти к дневнику

Четверг, 09 Октября 2014 г. 10:55ссылка
Helgi_M, Я тоже вам отвечу насчёт дружественной нам Польши.. Государство, которое "опередило" СССР и заключило такой же пакт с гитлеровской Германией на несколько лет раньше ... Государство,которое отказалось пропустить советские войска через свою территорию,тем самым обрекая Францию, которой и предлагалась военная помощь в случае нападения на неё фашистской Германией ,на поражение.. Вы пишите о Финляндии... А предыстория вам известна? Думаю, что нет.. В нашей прессе бытует формула "злобный, коварный СССР напал на гордую, маленькую, фашистскую Финляндию ни с того ,ни с сего.". Насчёт нашей агрессии против Украины.... Даже госдеп признаётся в том, что российские войска не участвуют в украинском конфликте.
простите,но у меня вопрос по Польше.... Можно попросить ссылку на документ, в котором СССР объявляется гарантом границ Польши? Тем более странно, если это так, что Польша отказалась пропустить советские войска.

Вы назвали несколько конфликтов, три из которых приходятся на советский период. Почему вы не назвали Венгрию? Знаете из-за чего СССР ввёл туда войска?Думаю, что нет.. А кто же следом за советскими войсками вошёл в Афганистан, и в отличии от СССР, который туда вбухивал огромные деньги ,строя дороги, школы, больницы, вбивает его в каменный век? Спорить можно по каждому пункту.. И базы не вчера США начали вокруг нас строить, и из договоров по ограничению ядерного вооружения вышли в одностороннем порядке и не вчера..Но часть нашего общества не замечает злодеяний США.. Я даже не пишу о Европе, потому что она перестала проводить самостоятельную внешнюю политику.. Именно США.. Это-Ливия, Сирия, Ирак, Афганистан, Югославия, и о боже, Украина- это всё нормально, это защита демократических ценностей...Но России припоминают всё... Абсолютно всё и всё со знаком минус. Россия не имеет права на национальные интересы и на их защиту. Мадлен Олбрайт сказала, что национальные интересы России должны ограничиваться границами России.. Всё.. К сожалению, у госпожи Олбрайт нашлась поддержка и в российском обществе.

И последнее.. Больше всего в эссе госпожи Улицкой меня задело то, кому она предложила его для первого прочтения. перед кем каялась от имени всей страны. Стыд и позор! Привет ей из Бабьего Яра...
.
Перейти к дневнику

Четверг, 09 Октября 2014 г. 16:30ссылка
Лантра, увы, я не могу ничего добавить к своему ответу, ибо Вы ничем новым не аргументировали свое возражение на мой комментарий и на эссе Улицкой.
Могу лишь повторить вслед за ней, что мне "стыдно за наш парламент, невежественный и агрессивный, за правительство, агрессивное и некомпетентное, за руководителей страны, игрушечных суперменов, поклонников силы и хитрости, мне стыдно за всех нас, за народ, потерявший нравственные ориентиры."
Спасибо за диалог.
Перейти к дневнику

Четверг, 09 Октября 2014 г. 17:22ссылка
Helgi_M, Вы не замечаете аргументов. За наш парламент мне тоже стыдно, а за народ нет. Мне стыдно за Улицкую. покаявшуюся перед немцами.. Бог ей судья. и вам спасибо за диалог.
Наталья_П_Коноплева   обратиться по имени Понедельник, 25 Августа 2014 г. 02:06 (ссылка)
А вот я как раз писатель, член Московского Союза литераторов и Союза журналистов. И никакого наступления власти на культуру не вижу. Наоборот, наблюдаем немалую помощь и материальные вложения в работу наших организаций.
И за свои 72 года я повидала мир и узнала людей. Повидала горе и убедилась, что добро и здравый смысл рано или поздно побеждают.
Улицкая по образованию биолог, и она правильно строит биологическую модель государства.
А я по образованию физик, и моя физическая модель жизни и мира совпадает с моделью Улицкой. Только выводы мы делаем разные, это бывает.
Почему Вы считаете, что Вы не вправе критически относиться к мнениям авторитетных людей?
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку