Цитата сообщения NADYNROM
Жизнь и творчество Фрэнка Кедогана Коупера
Фрэнк Кедоган Коупер родился 16 октября 1877 года в Викене, Нортхемптоншир, в семье приходского священника. В 1896 году он поступил в Школу искусств в лондонском районе Сент Джон Вуд, а спустя год – в школу при Академии, по окончании которой в 1902 году совершил путешествие по Италии.
В своем творчестве Коупер придерживался академической манеры живописи, хотя в ранней его живописи можно было заметить влияние эстетики прерафаэлитов. Поэтому иногда художника называют «Последним Прерафаэлитом», сумевшим сохранить в своих работах некоторые из их идеалов, несмотря на то, что более ста лет отделяют его последние картины от времени основания Братства.
Поражает тщательность и дотошность, с которой Коупер подходил к изображаемому предмету.
Так, работая над картиной
«Гамлет», изображающей сцену на кладбище, в стремлении добиться подлинной достоверности, художник распорядился вырыть специальную могли, что невероятно смутило его соседей.
Задумав полотно
«Франциск Ассизский и Небесная музыка», он совершил паломничество в Ассизи и уговорил местного епископа позировать ему.
Интересна история создания картины
«Как Дьявол, переодетый бродячим трубодуром, пел монахиням любовную песню», показанной на выставке Королевской Академии в 1907 году и названной картиной года.
Замысел полотна вырос из небольшого эскиза, выполненного Коупером еще в годы обучения в Школе искусств. На нем художник изобразил средневековое светское общество, внимающее пению бродячего трубадура. Эдуард Онслоу-Форд, член Академии и замечательный скульптор, увидев эскиз, дал ему столь высокую оценку, что юноша решил когда-нибудь сделать из него полноценную картину.
Пять лет спустя в одной из церквей Глостершира Коупер увидел великолепный витраж XV столетия и, вспомнив о своем эскизе, решил использовать его в качестве фона для своего полотна. В ходе работы слушавшие трубадура светские персонажи превратились в монахинь, а сам исполнитель любовной песни – в Дьявола. Это придало композиции остроту и многозначность.
В 1899 году Коупер дебютировал на выставке Королевской Академии, где впоследствие регулярно выставлялся в течение более полувека – последний раз художник экспонировал свои работы в 1957 году. В 1907 году он был принят в члены Академии, а в 1934 избран академиком, представив в качестве дипломной работы картину
«Тщеславие» (1907), по мнению многих являющуюся лучшей в его творчестве.
Хронологически к этому полотну примыкают еще два:
«Молли, герцогиня Нона» (1905)
«Марианна на юге» (1906)
Эти три произведения являются вершинными достижениями Коупера в жанре портрета-образа, изображения «роковых женщин», мастерами которых были Россетти и Сэндис.
В 1910 году Коупер получил большой заказ на роспись Палаты Общин на тему
«Эразм и Томас Мор посещают детей Генриха VII в Гринвиче».
Эта масштабная работа выделяется обилием и достоверностью деталей, ясностью форм и силуэтов, а также четким построением композиции по планам.
В поздний период творчества Коупер писал в основном жанровые полотна на сюжеты легенд и литературных произведений. Героями его картин стали рыцари и прекрасные дамы, погружающие зрителя в атмосферу утонченной роскоши.
Таковы же и последние портреты художника, написанные с изысканной приятностью. Однако по сравнению с работами начала века они более манерны и в какой-то степени слащавы, что дало одному из критиков основание сравнить их с изображениями на конфетных коробках.
На протяжении своей долгой творческой жизни художник вел активную выставочную деятельность. Кроме регулярного участия в выставках Королевской Академии он экспонировал свои полотна в лондонском Королевском обществе акварелистов, парижском Салоне, а также в Рим и Венеции.
В 1944 году Коупер переселился в Глостершир, где и провел остаток дней.
Умер художник в Сиренчестере 20 ноября 1958 года.
За основу текста взята статья в книге: Мировое искусство. Прерафаэлитизм/ Сост. И. Г. Мосин. СПб., ООО «СЗКЭО Кристалл», 2006
И, разумеется, еще несколько работ художника:
Жестокосердная прекрасная дама
Золотая чаша
Тщеславие
Святая Агнесса в тюрьме
Прекрасная Розамунда и королева Алиенора
Венецианские дамы, слушающие серенаду
Ланселот побеждает трусливого рыцаря, сэра Тарквина
Рапунцель
Сцена в соборе из "Фауста"
Четыре королевы находят спящего Ланселота
Легенда о сэре Персевале
Терпеливая Гризельда
Спящая Титания