Три торца - и каждый с еврейским мотивом |
В конце улицы Агнон на углу нечётной стороны крупное здание, построенное близ перекрёстка, как бы вписывалось в поворот. Его фасад со стороны улицы имел ступенчатую структуру, при которой фундаменты располагались выступами, и здание плавно уходило вправо, поворачивая в направлении встречной улицы. Западный фасад, расчленённый на три составные части, будучи цельным, внешне выглядел построенным уступами, и с северной стороны имел три выступа, ширина которых достигала примерно метра. Эти эффектные выступы в духе времени и в соответствии с национальными интересами жителей молодого еврейского государства строители использовали с декоративной целью. Если описывать декор в порядке отображения на фотографии, то первым на снимке будет виден торец, прорезанный по штукатурке и покрашенный коричневым, жёлтым, зелёным цветом и смешанными оттенками. Эта "гамма" выдержана от начала до конца -- снизу до верху. Здесь на желтоватом фоне схематически изоблажены два крепостных здания Иерусалима; ниже в отдельном клейме изображена молящаяся женщина. На двух клеймах оставлены фигуры неясного содержания, по-видимому, в духе авангарда. На другом уступе под самым небом написана литера "шин", которую можно расшифровать как первую букву одного из имён Всевышнего. А под этим клеймом нарисованы снова крепостные здания Иерусалими. Ниже на жёлтом фоне изображёе летящий белый голубь. На зелёном поле изображена часть легкого автомобиля (лично у меня возникла ассоциация с похожим рисунком художников Lande и Rybak на панно в домах №23 и 25 с улицы Рабинович). А внизу на жёлтом фоне мы видим молящихся женщин. На последнем выступе изображены опять крепости Иерусалима, далее -- летящий голубь, а внизу молящаяся женщина. Интересно, что манера выполнения "молящихся женщин" очень напоминает манеру стенного изображения женщин на панно дома Кирьяти, 2 (Rybak).
Изображение "молящейся женщины" , как и ещё двух на последнем выступе стены, сильно напоминает очертаниями женщин, написанных художником Рыбаком (Rybak) на стене дома улицы Кирьяти, 2. Ниже я поместил фрагмент упомянутого панно для наглядности.
Метки: бат-ям дом с выступами ул агнон rybak ? lande ? |
Бомбоубежище в весёленькой обёртке |
Метки: бат-ям lande rubak бомбоубежище ул агнон 15 орнамент конструктивистский репатрианты |
Фасад с намёком на Первомай |
Метки: lande бат-ям |
Царица Эстер и Мордехай |
Метки: бат-ям аман мордехай ахашверош художник rybak ул нордау 9 царица эстер |
На доске под парусом |
Яхтсмен-виндсёрфер Гиль Фридман, родившийся 1 сентября 1975 года в поселении Пардес Хана-Каркур, до сих пор является единственным олимпийским чемпионом в истории Израиля. А на чемпионате Израиля Фридман выиграл золото в 2005 году по велоспорту.
На фотографии Галь Фридман - в гонках на доске под парусом по классу "Мистраль" в Афинах.
Другие победы Галя Фридмана (виндсерфинг) на чемпионатах Европы: 1995, 1997, 2002 годах . Его имя в 2005 году занесено в почётный Зал Слава европейского спорта.
Метки: фотошоп виндсерфинг цветоделение бат-ям ул шикма 42 бен ихезкиель и сыновья галь фридман(1975) художник элимелех |
Подрядчик Леви Порат – Левитан, Л.П. |
Метки: знаки зодиака бат-ям подрядчик левитан лп леви порат ул шапиро 4 рельефы на штукатурке |
Рельефы, граффити, мозаика на фасадах |
Метки: граффити мозаика алия бат-ям художник rybak резьба по сырой штукатурке ул кирьяти 2/63 |
Пастушка с бараном |
Метки: бат-ям тонирование шофар ципора резьба по сырой штукатурке ул соколов 41 мастерица ципи панно 1987 иерохонская труба |
Конь, рыба, яблоки |
Метки: фасад рельеф бат-ям ципора ципи улица решет 31 (процарапанный) |
Рельеф найден в прихожей парадного подъезда |
Метки: улица exodus бат-ям иуда леви дом №9 орнаментированный фасад |
Ремесленник знал сюжет и детали |
Метки: искать мастера бат-ям рельефы и мозаики ланде(lande 1979) подрядчик м.кацав exodus - библейский сюжет исхода евреев граффити |
Красота рядом с легендой |
Широкий бульвар Независимости, обрамлённый двумя шеренгами рослых и густолистых деревьев, рассекал город на две части – северную и южную. Начинался он от моря и, постепенно отклоняясь к береговой линии, переходил незаметно из Бат-Яма в Яффо, сменив имя на «бульвар Иерусалим», и уходил дальше в Тель-Авив. Значительный участок дороги удивлял прохожих ярко-огненным буйным цветением цейлонских акаций. Рассказывали, что одна такая крона способна укрыть от палящих лучей роту солдат. Под её кудряво-багряной папахой люди и автомобили выглядели тусклыми пигмеями. На этом отрезке дороги бульвар пересекала улица Ирушалаим, а на ней моё внимание привлёк массивный дом в шесть этажей, приподнятый над обочиной широкими ступенями. Царственный фасад был украшен многоярусным граффити (цветным русунком), повествавшим об исходе евреев из Египта в Землю Обетованную. Художественная композиция выполнена в технике резьбы по не затвердевшей штукатурке и подкрашена коричневой, красной, жёлтой и зелёной красками. Сюжет начинался сразу от завершения могучих столбов, поддерживавших каменную громаду, и переходил с этажа на этаж, занимая пространство четырёх живописных ярусов.
На первом ярусе были нарисованы символы быта скитальцев пустыни: горсть мана (самородная крупа), шофар (сигнальный рог) и сосуд с водой.
На втором ярусе изображены два главных патриарха процессии, шагавших по пустыне. Один опирался на дорожный посох – не тот ли, которым Моисей извлёк воду из камня, ударив по скале? За ними уже возвышалась гора Синай. Путников поддерживали пути божественный ман и колодезная вода.
На третьем ярусе иудей-охранник, вооружённый копьём и щитом, ожидал отставших в хвосте колонны – маленькую девочку и женщину с грудным ребёнком. Она несла на голове сосуд с водой.
Заключительный ярус панно описывал завершение сорокалетнего похода. В нём были совмещены два сюжета. Драматична сцена у горы Нево, откуда евреи впервые увидели Землю Обетованную. На фоне холмистой местности спутник Моисея (возможно, полководец Йешуа бен Нун) указывал рукой на близкий Ханаан, а патриарх жестом благословлял его. Рядом женщина поливала иудею на руки из кувшина перед молитвой. Наутро евреи уходили за Иордан.
Нет точных сведений, кем выполнены рельефы на этом фасаде. На стенах нескольких домах я видел похожие фрагменты рельефов, по которым можно заподозрить руку конкретного мастера, но эту шараду нам предстоит разгадывать на других прогулках.
Метки: бат-ям необъятные кроны бат-яма граффити высотой с дом исход евреев в ханаан гора синай |
Синагога |
Метки: граффити синагога мозаика фасады рельеф бат-ям |
Семисвечник |
Метки: Моисей иудеи иудаика менора семисвечник государственный символ израиля свет торы |
Парусник в море, а море – на стенах |
Построил Ихезкель с сыновьями недалеко от моря дом на пригорке. Приглашённый художник нарисовал на стенах море, парусник и предзакатное солнце. Его море оказалось в нише построенного дома (ул Ремез, 14). В палисаднике росли мелкие деревья и кусты. Они не мешали прохожим видеть работу художника. Дом был угловым, и на перпендикулярной улице числился как Шарет, 39. А там уже и море перешло на встечные стены, стоявшие под прямым углом – и парусник как бы удалялся . Беспокойные чайки летели вслед за парусом. Умел художник использовать обман зрения. Только прохожие понимали, что море, волны, чайки и кораблик – всё нарисовано нанятым маляром на стенах, которые построил подрядчик Ихезкель с сыновьями.
Метки: бат-ям строительная фирма бен ихезкель б.д.и. угол улиц ремез 14 и шарет 39 |
Освобождение Иерусалима |
Карманный Атлас, по которому я ориентировался в Бат-Яме прежних лет, позволял находить так называемые “ягодные места”, где территория города делилась на новую и старую застройку. В этой книжке хранился мой бесценный информационно-справочный багаж, на основе которого мне удавалось создавать новые сообщения и файлы.
Метки: алия бат-ям башня царя давида прорваться в иерусалим медаль освобождения иерусалима шестидневная война 1967 на медали даян и рабин львиные ворота иерусалима подрядчик давид раз |
Одинокое дерево на берегу |
Три крупных здания загородили выезд к морю через улицу Бальфур. Одно здание
Метки: бат-ям дерево подписано "пазит" фирма "бен-ихезкель" панно за спуском в бомбоубежище автор панно - пазит |
Благословение Гения |
Метки: ханука алия бат-ям художник rybak резьба по сырой штукатурке мизрахи и сыновья суфганиот |
Ещё один палаточный лагерь большой алии |
Метки: арфа рельеф царь давид палаточный посёлок репатриантов уличный музей rybak. 1978 кинор |
Мыс Яффо (дивертисмент) |
Метки: мозаика хроника рельеф бат-ям дивертисмент стихотворение автора дневника яффо(яффа) |