Ян Вермеер (Вермеер Дельфтский) (1632-1675) - голландский художник, мастер бытовой живописи и жанрового портрета.
Начало темы см. рубрика "Художники разных стран-8", Ян Вермеер (1632-1675). Нидерланды. Часть 1.
38
39
38-2.2
38-3.2
38-4.1
39-1.2
39(блок2)
39(блок4)

На марках:
38-1.1. Вышивальщица. 1665. Париж. Музей Лувр. (См. №№ 6, 17 и 35-3)
38-1.2. Женщина, наливающая молоко (Молочница). 1658. Амстердам. Рейксмузеум. (См. №№ 3, 14, 34-2, 35-1, 36-1 и 37-2)
38-2.1. Девушка с жемчужной серёжкой. 1665. Гаага. Маурицхёйс. (См. №№ 7, 18, 33-2, 34-3 и 37-5)
38-2.2. Вид Дельфта. 1660-61. Гаага. Маурицхёйс.
На картине изображён родной для Вермеера город Дельфт. Она является одной из самых больших по размеру картин художника и одним из двух его пейзажей. Картина очень четко делится по горизонтали на четыре части: набережная, вода, здания, небо. При этом для каждой части Вермеер использовал особенную технику. Например, для передачи блеска воды он воспользовался техникой пуантилизма, а для изображения камня смешивались неровные гранулы красок. Время действия — утро, солнце на востоке, часы на Схидамских воротах показывают 7 часов. На картине изображено около 15 человек. К настоящему времени не сохранилось ни одного здания, изображённого Вермеером, даже обе церкви впоследствии были перестроены.
38-3.1. Студия художника. 1665-70. Вена. Музей истории искусств. (См. №№ 9, 22, 28, 35-4, 36(блок3) и 37(блок))
38-3.2. Франческо Гварди (1712-1793, Италия. Площадь Сан-Марко в Венеции. Праздник вознесения. 1777. Лиссабон. Музей Галуста Гюльбенкяна.
Картина ошибочно помещена на этот лист. По названию здесь должна быть картина Урок музыки (Дама за клавесином и джентльмен). 1662-65. Лондон. Королевская коллекция в Букингемском дворце.
38-4.1. Астроном. 1668. Париж. Музей Лувр.
Изображение учёных было распространённой темой в голландской живописи XVII века, которой нашлось место и в творчестве Вермеера, написавшего «Астронома» и, немного позже, «Географа». Считается, что на обеих картинах изображён один и тот же человек, возможно, Антони ван Левенгук. «Астроном» представлен без телескопа, но его рука касается глобуса небесной сферы. На шкафу стоит десяток книг, таблица с тремя окружностями – одной большой и двумя маленькими, возможно, это таблица для вычислений. Вермеер изобразил и астронома, и географа в просторной робе, напоминающей японское кимоно, - традиционной одежде ученых того времени. Вермеер настолько точно написал эту картину, что по иллюстрации в книге, что лежит перед астрономом, исследователи смогли ее идентифицировать. Это – второе издание 1621 года трактат «Об изучении и наблюдении звезд» Адриана Метиуса. Она открыта на 111 странице, где повествуется, что для изучения звёзд необходимо не только знание геометрии (объясняется, как по расположению звёзд определить широту и долготу), использование механических инструментов, но и «вдохновение от Бога». Художник не чувствовал себя обязанным передавать портретное сходство. В целом, картина представляет собой компромисс между желаниями заказчика и идеями художника.
38-4.2. Девушка с бокалом вина. 1659-60. Брауншвейг (Германия). Музей герцога Антона Ульриха. (См. № 37-4)
39-1.1. Девушка в красной шляпе. 1665. Вашингтон. Национальная галерея искусств. (См. №№ 8 и 34-1)
39-1.2. Сводница. 1656. Дрезден. Галерея старых мастеров.
Первая работа художника в жанровой живописи, изображающая сцену из повседневной жизни, возможно, в публичном доме, и отличающаяся от ранних работ на библейские и мифологические темы. Название картины, по-видимому, относится к хитро улыбающейся женщине в чёрном одеянии монахини. Человек слева от неё, в чёрном берете, дублете с прорезями, со стаканом пива в одной руке и цистрой в другой, был идентифицирован как сам автор картины. Солдат в красном камзоле, держащий молодую женщину за грудь, бросает монету в её протянутую ладонь.
39(блок1). Маленькая улица. 1658. Амстердам. Рейксмюзеум. (См. №№ 29 и 33-1)
39(блок2). Офицер и смеющаяся девушка. 1657. Нью-Йорк. Коллекция Фрика.
Картина выполнена в типичном для Вермеера стиле. Женщина в жёлтом платье, свет из открытого окна слева, большая карта на стене — все эти элементы встречаются на других картинах художника, но здесь появляется мужчина, сидящий за столом. Девушка имеет сходство с женой Вермеера, Катариной Болнес, которая, как считается, позировала для многих его картин. По одежде искусствоведы делают вывод, что визит офицера оказался неожиданным для девушки, занимавшейся до его прихода домашними делами. Девушка держит бокал, обычно предназначавшийся для белого вина, более дорогого, чем пиво, что должно подчёркивать её достаток. Офицер изображён в красном плаще и дорогой шляпе, указывающих на его состоятельность и высокое звание. Большинство искусствоведов считает, что сцена показывает безобидные и целомудренные ухаживания офицера. Однако другие видят в улыбке девушки и её протянутой левой ладони намёк на то, что речь идёт об оказании услуг интимного характера.
39(блок3). Женщина, взвешивающая золотые украшения. 1662. Вашингтон. Национальная галерея искусств. (См. № 4)
39(блок4). Дама, пишущая письмо. 1665. Вашингтон. Национальная галерея искусств.
Художнику лучше, чем его современникам, удавалось передать грань между покоем и движением, персонажи его картин часто поглощены своим занятием, и только в этот момент отвлеклись. Элегантная женщина сидит у стола. Левой рукой она придерживает лист бумаги, в правой – перо. Она смотрит на зрителя с несколько насмешливым выражением. Как и во многих других своих произведениях, Вермеер оставляет зрителя самому догадываться, чем вызван такой удивленный взгляд героини. Сюжет – женщина за написанием письма – довольно традиционен для жанровой живописи. Нидерланды были известны грамотностью населения, но в XVII веке страна переживала пик моды на ведение дневников, альбомов, в которые, как и в России через 150 лет, записывались стихи; широко путешествуя по всему свету, голландцы поддерживали своих близких письмами, которые быстрая и отлично налаженная почта передавала аккуратно и вовремя. Художник сводит к минимуму изображенные детали, не давая пояснений и намеков, кому и что пишет героиня. Комната погружена в тень, ярко освещена только фигура молодой женщины. На ней желтый сатиновый жакет с горностаевой опушкой, жемчужные серьги, модную в 60-х годах XVII века прическу украшают желтые и белые ленты. Стол покрыт синей скатертью, на нем – деревянная шкатулка с серебряными заклепками, прибор для письма и жемчужное ожерелье с желтыми лентами. Такое же ожерелье изображено в «Женщине с весами». Лицо женщины индивидуально, возможно, это портрет жены Вермеера, Катарины. Однако Катарине во время создания «Женщины, пишущей письмо» было чуть больше 30, а героиня картины намного моложе, ей нет и 20 лет.
39(блок5). Женщина с кувшином воды. 1658. Нью-Йорк. Музей Метрополитен. (См. №№ 2, 16 и 32)
39(блок6). Женщина с жемчужным ожерельем. 1662-65. Берлин. Галерея старых мастеров. (См. № 37-3)
Серия сообщений "Художники разных стран_27 ":
Часть 1 - Ян ван Эйк (1381-1442, Нидерланды) на марках разных стран. Часть 3.
Часть 2 - Ян ван Эйк (1381-1442, Нидерланды) на марках разных стран. Часть 4.
...
Часть 36 - Ян Вермеер (1632-1675, Нидерланды) на марках разных стран. Часть 5.
Часть 37 - Ян Вермеер (1632-1675, Нидерланды) на марках разных стран. Часть 6.
Часть 38 - Ян Вермеер (1632-1675, Нидерланды) на марках разных стран. Часть 7.
Часть 39 - Ян Вермеер (1632-1675, Нидерланды) на марках разных стран. Часть 8.
Часть 40 - Ян Вермеер (1632-1675, Нидерланды) на марках разных стран. Часть 9.
...
Часть 48 - Питер Брейгель Младший (1564-1639, Нидерланды) на марках разных стран. Часть 2.
Часть 49 - Ян Брейгель Младший (1601-1678, Нидерланды) на марках разных стран.
Часть 50 - Робер Кампен (1378-1444, Нидерланды) на марках разных стран.