Ян Вермеер (Вермеер Дельфтский) (1632-1675) - голландский художник, мастер бытовой живописи и жанрового портрета.
Начало темы см. рубрика "Художники разных стран-8", Ян Вермеер (1632-1675). Нидерланды. Часть 1.
35
35-2

35-6
36
37

37-1
37-3
37-4
На марках:
35-1. Женщина, наливающая молоко (Молочница). 1658. Амстердам. Рейксмузеум. (См. №№ 3, 14 и 34-2)
35-2. Географ. 1669. Франкфурт-на-Майне. Штеделевский институт искусств.
Географ одет в халат в японском стиле, популярном тогда среди ученых. Склонившись над пергаментной навигационной картой, развернутой на столе, он, кажется, на минуту поднял голову, чтобы произвести необходимые вычисления. Цируль, который географ держит в правой руке, служил для измерения расстояний, другой измерительный прибор – угломер – лежит на стуле в правой части картины. Он возбуждён исследованием, что передано в первую очередь через рисунок, позу, сосредоточение объектов в левой части композиции и последовательность диагональных теней на стене справа. Черты лица мужчины слегка размыты, предполагая движение. Его глаза прищурены от солнечного света или интенсивного мышления. Существует мнение, что это – Антоний ван Левенгук, известный как изобретатель микроскопа. И, видимо, не случайно после смерти нидерландского художника Яна Вермеера Делфтского именно Антоний ван Левенгук был назначен его душеприказчиком.
35-3. Вышивальщица. 1665. Париж. Музей Лувр. (См. №№ 6 и 17)
На марке картина в зеркальном изображении.
35-4. Студия художника. 1665-70. Вена. Музей истории искусств. (См. №№ 9, 22 и 28)
35-5. Женщина в голубом с письмом. 1662. Амстердам. Рейксмузеум. (См. №№ 5, 19, 33-3 и 34-4)
35-6. Женщина с лютней у окна. 1662-63. Нью-Йорк. Музей Метрополитен.
На картине изображена молодая женщина в нарядной желтой кофте с воротником и манжетами из горностая, жемчужное ожерелье, и, особенно модный элемент – крупные жемчужные серьги. Жемчуг был показателем статуса. Резкий переход от почти черного переднего плана к залитой светом фигуре девушки до Вермеера почти не использовался в западной живописи. Он позволяет придать изображению глубину и объем. Свет из окна падает на лицо девушки, которая, видимо, настраивает лютню. Она пристально смотрит в окно, предположительно ожидая ухажёра. Встреча будет сопровождаться совместной музыкой, для чего ещё приготовлены виола на полу и песенники. В это время Вермеер уже начал использовать тени и мягкие очертания, чтобы создать атмосферу интимности.
36-1. Женщина, наливающая молоко (Молочница). 1658. Амстердам. Рейксмузеум. (См. №№ 3, 14, 34-2 и 35-1)
36(блок1). Женщина с лютней у окна. 1662-63. Нью-Йорк. Музей Метрополитен. (См. № 35-6)
36(блок2). Женщина в голубом с письмом. 1662. Амстердам. Рейксмузеум. (См. №№ 5, 19, 33-3, 34-4 и 35-5)
36(блок3). Студия художника. 1665-70. Вена. Музей истории искусств. (См. №№ 9, 22, 28 и 35-4)
37-1. Прерванный урок музыки. 1658-59. Нью-Йорк. Музей-Коллекция Фрика.
Мотив любовного напитка здесь перемежается с темой музыки. Девушка в красном жилете и белом платке, положив лютню и ноты на стол смотрит на зрителя с слегка озадаченным видом. Выражение её лица встревоженное, но непринуждённое. Свет мягко падает на ее лицо и белый чепец, подчеркивая ее внимательный взгляд. Остаётся только гадать, что могло отвлечь её и оставить не потревоженным её компаньона. Она и мужчина держат листок бумаги, возможно письмо или нотный лист. Вермеер опять предлагает загадку зрителю, оставляя его решать, учитель ли музыки этот мужчина или возлюбленный девушки. Зрителю позволено взглянуть в глаза девушки как раз в тот момент, когда ее компаньон еще не поднял голову, чтобы посмотреть, кто входит в комнату. Музыка, как и вино, часто является спутницей любви, и на столе, кроме нот и лютни, - бело-голубой кувшин и бокал красного вина. На задней стене – картина, изображающая Купидона с запиской в поднятой руке.
37-2. Женщина, наливающая молоко (Молочница). 1658. Амстердам. Рейксмузеум. (См. №№ 3, 14, 34-2, 35-1 и 36-1)
37-3. Женщина с жемчужным ожерельем. 1662-65. Берлин. Галерея старых мастеров.
Молодая женщина смотрится в зеркало, держа в руках ленты от жемчужного ожерелья. Она стоит у стола в углу освещённой солнечным светом комнаты, и её силуэт выделяется на фоне белой стены. Композиция картины близка к другим работам, но Вермеер придал этому изображению более динамичный характер. В левом углу комнаты – окно с витражом, закрытое светло-желтой занавеской. На стене – зеркало, такое же, как и на картине «Женщина с весами». На столе – большая китайская ваза, темно-синяя скатерть. На краю стола лежит пуховка и гребень – принадлежности утреннего туалета молодой женщины. На женщине знакомый по другим работам Вермеера жёлтый сатиновый жакет, украшенный горностаем и жёлтое платье. Подобный жакет принадлежал жене художника и упомянут в посмертной описи его имущества. Нарядная прическа девушки, украшенная лентами, серьги в виде одиночной жемчужины, подчеркивают её высокий социальный статус. Жемчуг в европейской классической живописи имеет несколько противоречивую иконографию. С одной стороны, он был признаком тщеславия и кокетства. Но одновременно жемчуг символизировал девственность. В XVII веке еще не были изобретены ювелирные застежки, и подобные украшения просто завязывались лентами. Эту работу Катарина, жена Вермеера, держала в своей спальне, и до последнего не хотела продавать после его смерти. Поэтому считается, что на картине - именно она. В год её создания Катарине было 33, возможно, Вермеер изобразил ее несколько моложе.
37-4. Девушка с бокалом вина. 1659-60. Брауншвейг (Германия). Музей герцога Антона Ульриха.
Вермеер часто использовал для своих картин одни и те же интерьеры. Один из исследователей подсчитал, что всего художник изобразил только 5 различных комнат. В этой работе, подобно «Бокалу вина», то же окно с витражом «Умеренности», те же плитки пола и стол. Но в сцене участвуют не один, а два кавалера, девушка более элегантно одета, романтическое настроение персонажей более явно. Мужчина в центре склонился к даме, которая, улыбаясь, смотрит на зрителя, и говорит ей что-то не совсем пристойное. Он явно играет роль соблазнителя, пользуясь отсутствием мужа, который не случайно смотрит на происходящее с портрета на стене. Но в сцене явно доминирует девушка. Её взгляд направлен на зрителя. Она явно довольна произведенным на мужчин эффектом и, возможно, именно они стали жертвой женского кокетства. На столе – всё тот же белый кувшин с вином (или «любовным напитком»?) и очищенный лимон, который должен ослабить действие чар. Освещённая рама окна перекликается в позолоченной рамой картины на стене. Второй мужчина, сидящий за столом, подперев рукой голову, откровенно пребывает в меланхолическом состоянии. Он либо выпил слишком много предложенного «любовного напитка», либо просто скучает, так как внимание дамы поглощено другим кавалером.
37-5. Девушка с жемчужной серёжкой. 1665. Гаага. Маурицхёйс. (См. №№ 7, 18, 33-2 и 34-3)
37(блок). Студия художника. 1665-70. Вена. Музей истории искусств. (См. №№ 9, 22, 28, 35-4 и 36(блок3))
Серия сообщений "Художники разных стран_27 ":
Часть 1 - Ян ван Эйк (1381-1442, Нидерланды) на марках разных стран. Часть 3.
Часть 2 - Ян ван Эйк (1381-1442, Нидерланды) на марках разных стран. Часть 4.
...
Часть 35 - Ян Вермеер (1632-1675, Нидерланды) на марках разных стран. Часть 4.
Часть 36 - Ян Вермеер (1632-1675, Нидерланды) на марках разных стран. Часть 5.
Часть 37 - Ян Вермеер (1632-1675, Нидерланды) на марках разных стран. Часть 6.
Часть 38 - Ян Вермеер (1632-1675, Нидерланды) на марках разных стран. Часть 7.
Часть 39 - Ян Вермеер (1632-1675, Нидерланды) на марках разных стран. Часть 8.
...
Часть 48 - Питер Брейгель Младший (1564-1639, Нидерланды) на марках разных стран. Часть 2.
Часть 49 - Ян Брейгель Младший (1601-1678, Нидерланды) на марках разных стран.
Часть 50 - Робер Кампен (1378-1444, Нидерланды) на марках разных стран.