Александр Яковлевич Головин (1863-1930) — русский художник, сценограф, народный артист РСФСР (1928).
Родился в Москве в семье священника. В семье очень любили театр, музыку, литературу. С детства обнаружил абсолютный музыкальный слух, серьезно занимался игрой на рояле и пением. Увлечение изобразительным искусством проявилось позже, лишь в старших классах гимназии. В дальнейшем музыкальность, музыкальная образованность самым серьезным образом скажутся в художественных работах Головина, живописные работы которого современники выразительно охарактеризовали как "музыку для глаз".
В 1882—1889 годах обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, сначала на архитектурном отделении (3 года), потом на живописном, в классах И. М. Прянишникова, В. Е. Маковского и В. Д. Поленова.
В сентябре 1897 Головин женился на Марии Константиновне Котовой. Вскоре у них родились две дочери – Елена и Мария, а после сын Александр. Но их союз оказался недолгим.
В 1889 Александр Головин отправляется в Париж на Всемирную выставку. Он был покорен новейшей французской живописью. Там посещал Академию Коларосси и школу-студию Витти (1897).
До 1901 года жил в Москве, затем в Петербурге и Царском (Детском) Селе. По приглашению Управляющего Московской конторой Императорских театров Теляковского В.А. c 1900 года стал писать декорации к спектаклям Императорских театров, сначала в Москве, затем в Петербурге/
Активный член объединения «Мир искусства», дизайнер интерьеров, мебели, совместно с К. А. Коровиным (они были дружны), принимал участие в оформлении российского павильона на Всемирной выставке в Париже 1900 года и гостиницы «Метрополь» в Москве (майоликовый фриз) в 1900-03 годах.
В 1912 Головин стал действительным членом Академии художеств. В это же время у него обнаружились первые признаки серьезной сердечной болезни, и врачи посоветовали художнику покинуть столицу. С 1913 Головин жил в Царском Селе.
Работал также и для «Русских сезонов» С. П. Дягилева в Париже (опера «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, 1908, балет «Жар-птица», И. Ф. Стравинского, 1910). После Октябрьской революции «блеснул стариной» в «Женитьбе Фигаро» (П.Бомарше, МХАТ, 1927), а «Отелло» В.Шекспира во МХАТЕ вышел в 1930 уже после смерти художника.
Работал обычно темперой и пастелью — создал колоритные пейзажи и натюрморты, а также портреты, часть из которых можно назвать художественными документами, в других присутствует и модерн, и начало импрессионизма.

Вече В Псковском Кремле. Эскиз Декорации К Опере Н.А. Римского-Корсакова Псковитянка. 1901.
Серия сообщений "4-Русские и советские художники 19 в. ":
Часть 1 - КАСАТКИН Николай Алексеевич (1859-1930)
Часть 2 - НЕСТЕРОВ Михаил Васильевич (1862-1942)
...
Часть 17 - ЛАНСЕРЕ Евгений Евгеньевич (1875-1946)
Часть 18 - "Мир искусства" Александра Бенуа (1870-1960)
Часть 19 - Художник Александр Головин (1863-1930)