В школе у меня не было физики. В седьмом классе у нас было естествознание – этакое природоведение с парой формул, а в одиннадцатом классе, когда, наконец-то, появился учитель, было уже поздно. Посему уроки проходили в тупом решении задач, когда на доску выписывались три-четыре формулы, из которых методом научного тыка нужно было выбрать нужную для решения. Научный тык – это подставляешь циферки из условия в каждую, считаешь и сверяешь с ответом из конца учебника. Сошлось? Вот и нужная формула)))
Но простые пути не для меня! Я поступала в институт, где физика была одним из вступительных экзаменов. За год я выучила теорию, заучив все, что можно было запомнить. Проблемы возникали только с задачами, потому что я все знала, но ничего не понимала. Я честно пыталась разобраться, купила школьные учебники по физике за все пропущенные годы. Папа кричал, что физика – это самый простой предмет, т.к. описывает законы нашей жизни, но… для меня дверка в этот мир оставалась закрытой. Экзамен я сдала на пять. Одна из первых нелепых оценок в моей жизни. В инсте у меня тоже была физика, экзамен по которой также был сдан успешно, но лекции никаких дополнительных пониманий не принесли.
Корень своих бед я поняла, прочитав книгу С.Хокинга «Мир в ореховой скорлупке». Конечно, все проблемы, как всегда, спрятаны в школьной программе. Например, школьный список изучения литературы построен по хронологическому принципу. И плевать, что в пятом классе «Слово о полку…» - издевательство над детьми и их родителями. Зато физика изучается по принципу постепенного усложнения. Это приводит к тому, что явления и законы одной области разбиваются на несколько лет, изучаясь небольшими отдельными кусочками. Собрать их в единое целое не так просто. «Эта формула вытекает из теории относительности», - написано в учебнике. Но сама теория Эйнштейна раскрывается в учебнике другого года. Да и тема относительности подается так, что понять ее совершенно невозможно.
Хокинг же свою книгу строит по хронологическому принципу, рассказывая не только сам закон или теорию, но и процесс его открытия. Все это подкрепляется красочными картинками, а не схемами учебника, где не понятно, что это и в каком разрезе. Такая подача позволяет плавно переходить от одного закона к другому, изучая открытия так, как они случались. Ведь понятно, что любое новое слово в науке основано на уже установленных ранее обстоятельствах и вытекает из них.
Очень интересная книга. Определенно, прочитаю и другие работы автора.