Мужской костюм в Испании в эпоху Возрождения. |
В первой половине XVI века испанский мужской костюм имел сравнительно мягкие и удобные формы. Он состоял из рубашки, узкого короткого камзола с длинными неширокими рукавами, чулок-трико, сшитых по форме ноги, и сверх трико — узких поколенных штанов. Камзол имел небольшие прорези, из-под которых виднелась буфированная подкладка. Покрытая прорезями поверхность ткани называлась «иссеченной». Иссеченная ткань первоначально появилась в Испании, как и в Италии, в целях удобства: узкую одежду разрезали на сгибах локтя, плеча, колена и т.д. Далее иссеченная ткань, став привилегией дворянства, перестала играть утилитарную роль и сделалась чисто декоративным приемом отделки.
Верхней одеждой служил широкий, доходивший до середины бедра распашной кафтан с короткими и широкими — в виде буфа — рукавами и большим шалевым, обычно меховым воротником. Обувью служили мягкие туфли без каблуков, сшитые из цветной кожи или плотной ткани, часто из бархата. Обувь была с очень широким носком — так называемая «медвежья лапа». В моде была короткая стрижка, а также борода и усы. Головным убором служил берет с жестким околышем. Такие костюмы можно видеть на портретах Тициана. Необходимым дополнением к костюму были перчатки, которые не надевали, а держали в руках. Во время танцев и при входе в церковь их обычно закладывали за пояс. Надевались они на руки только во время охоты.
В XVI веке меч заменили легкой шпагой, которую носили слева на поясной портупее, а справа на цепочке подвешивали к поясу кинжал.
К середине XVI века костюм становится строже, скованней. Форма его стала напоминать рыцарские доспехи. Новый вид камзола — колет — представлял собой короткую узкую куртку, подбитую ватой и сверху донизу застегнутую на пуговицы. Колет имел стоячий воротник, а у талии — небольшие полки. У колета были узкие рукава, иногда двойные: второй, декоративный рукав спадал от плеча. Над плечами пришивались крылышки или валики, зрительно расширявшие линию груди. Эти валики и крылышки украшались золотым и серебряным шитьем.
Для испанской моды стала характерна закрытая доверху и застегивающаяся спереди мужская куртка с узкими полами и стоячим воротником, который настолько плотно облегает шею, что верхний край рубахи поднимается и выглядит, как маленькие жесткие брыжи.
Постепенно они становятся все более твердыми и широкими и, в конце концов, приобретают ту форму большого стоячего воротника, так называемого «мельничного жернова» (или фреза), который отделяется от рубашки и превращается в самостоятельную принадлежность костюма. Фреза была принадлежностью костюма представителей разных классов.
Такой воротник делался из тонкого полотна, располагавшегося вокруг шеи красивыми складками, которым придавалась надлежащая твердость при помощи гофрировальных щипцов и проволочных приспособлений.
Белоснежная фреза являлась первым признаком элегантности. Ее крахмалили, подсинивали и плоили щипцами. Так, при дворе королевы Елизаветы была женщина, единственная обязанность которой состояла в заботе о королевских воротничках.
С конца XVI века в обиход входят кружева, которые появились впервые в Италии и затем распространились по всей Европе. Кружева были предметом роскоши и стоили очень дорого. С начала XVII века употребление кружев в Испании было запрещено.
В дополнение к воротнику на запястьях появляются манжеты либо из собранной в складки ткани, из которой сшита рубаха, либо кружевные. Рукава, большей частью узкие, нередко разрезаются на локтях и выполняют чисто декоративную функцию. Шелковые штаны-трико или чулки плотно облегают ноги выше узких башмаков.
С середины XVI века впервые появляются не шитые, а вязаные чулки-трико, что стало возможным в связи с изобретением вязальной машины.
Сверху надеваются вторые штаны в виде двух шаров - бочки — короткие, с богатыми застежками, утолщенные набивкой из пакли или из шерсти, позднее — накладками в форме подушек. Это так называемые бричес. Они разделялись на две части и одевались отдельно. На них нашивали выстроченные полосы ткани, иногда другого цвета, чем штаники. С конца XVI века иногда вместо бричес носят прямые штаны в виде коротких, чуть ниже колеи, панталон, часто отделанных позументом.
Выпуклый и неподвижный, как панцирь, пурпуэн-камзол заканчивался пришивной баской, весьма короткой и несколько расходящейся спереди, не прикрывающей маленьких шарообразных штанов.
Характерно, что линия талии, как и в женском платье, от середины спины понижается, спускаясь острым углом к середине переда.
Верхней одеждой служили плащи — короткие и длинные, иногда с отложным воротником. Наиболее характерной формой плаща была полукруглая.
Изящный короткий плащ - обязательная принадлежность дворянина (идальго). Наиболее знатные особы, в том числе и члены королевских семей, в расцвет этой моды (70-е годы XVI столетия) носили плащи, едва прикрывающие локоть руки. Они подбивались цветной подкладкой, обшивались вышитой тесьмой, мехом и драгоценностями.
Куртку от груди до бедер подбивают ватой, слегка подчеркивая талию. Почтенную мантию с рукавами вытесняет короткий плащ из тяжелого шелка, свешивающийся с левого плеча,
такой плащ спадал красивыми складками.
На коротко стриженные волосы надевают узкий и жесткий бархатный берет (ток) или маленькую шелковую шляпу с узкими полями. С середины XVI века берет постепенно заменили высокой шляпой с узкими жесткими нолями, богато украшенной вокруг тульи.
Такой костюм производил впечатление каменной неподвижности. Голова покоилась на воротнике, как на блюде, плечи поднимались вверх благодаря ватным наплечникам.
Обувью служили мягкие туфли с заостренными носами, но уже не открытые, а закрывавшие всю ступню. Часто они имели прорези, из-под которых виднелась цветная подкладка. Во время охоты надевали чулкообразные мягкие сапоги выше колена, причем более всего ценились белые сапоги с фестонами под коленом.
Вот как описывает современник костюм графа Эгмонта во время казни: «Граф Эгмонт был в черном бархатном камзоле, черных бархатных штанах и белых испанских сапогах. Поверх он носил красный камчатый кафтан и обыкновенный черный плащ,— то и другое с золотым позументом. На голове его была шляпа с черными и белыми перьями».
Шпага, кинжал и перчатки по-прежнему дополняли облик испанца XVI века. Шпагу на перевязи или ремне в это время крепили почти горизонтально, из-за подушкообразных штаников.
Плащ и шпага были непременными атрибутами дворянина. Недаром комедии Кальдерона называются комедиями "плаща и шпаги". В Испании в XVI веке черный цвет становится официальным для придворного костюма, и с этого времени и до наших дней в официальной одежде у мужчин будет господствовать черный цвет.
Серия сообщений "Возрождение":
Часть 1 - Сущность моды в эпоху Ренессанса.
Часть 2 - Идеал красоты в эпоху Возрождения.
...
Часть 7 - Головные уборы в эпоху Возрождения.
Часть 8 - Испанская мода Ренессанса.
Часть 9 - Мужской костюм в Испании в эпоху Возрождения.
Часть 10 - Женский костюм в Испании в эпоху Возрождения.
Часть 11 - Особенности испанской моды в эпоху Ренессанса.
...
Часть 20 - Женский костюм в Германии 16 века.
Часть 21 - Эпоха Возрождения. Немецкий костюм 16-го века.
Часть 22 - Английский костюм эпохи Возрождения.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |