Подводная охота дельфинов |
Серия сообщений "Море":Бескрайний, прекрасный и загадочный мир, источник жизни на земле.Часть 1 - Красота волны
Часть 2 - Морское царство Снежной Королевы
...
Часть 4 - "На алых парусах к Ассоль стремится Грэй"
Часть 5 - Мировой океан и земная музыка
Часть 6 - Подводная охота дельфинов
Часть 7 - Художник-маринист В.И.Шиляев
Часть 8 - Лошади, море, любовь...
...
Часть 23 - Песни Чёрного моря
Часть 24 - Русалки
Часть 25 - Открытки с морским пейзажем
Метки: море |
Мировой океан и земная музыка |
Серия сообщений "Море":Бескрайний, прекрасный и загадочный мир, источник жизни на земле.Часть 1 - Красота волны
Часть 2 - Морское царство Снежной Королевы
Часть 3 - Музей А.С.Грина в Феодосии
Часть 4 - "На алых парусах к Ассоль стремится Грэй"
Часть 5 - Мировой океан и земная музыка
Часть 6 - Подводная охота дельфинов
Часть 7 - Художник-маринист В.И.Шиляев
...
Часть 23 - Песни Чёрного моря
Часть 24 - Русалки
Часть 25 - Открытки с морским пейзажем
Метки: море |
Сокровища сарматов |
Это первый и единственный проект в мировом документальном кинематографе, представляющий культуру кочевников - сарматов. Основу фильма составляет уникальная, крупнейшая в мире коллекция сарматского золота. Сценарий создан с учетом последних научных концепции и сенсационных открытий археологов. Эпоха сарматов - яркая страница истории большого античного мира. Этот легендарный кочевой народ на протяжении восьми столетий - с 4 века до н.э. по 4 век н.э., - господствовал в бескрайних евразийских степях. Непобедимая армада кочевников вторглась в Европу, став серьезной угрозой как для греческих городов-государств северного Причерноморья, так и для Римской империи. Военное мастерство сарматов Рим оценил сразу. Это привело к заключению мирного договора, по условиям которого сарматы принимали участие в военных кампаниях Римской империи на правах иностранного легиона. Историки находят подтверждение влияния сарматов на формирование культуры многих европейских государств. В хорошо известном цикле легенд о Короле Артуре и рыцарях круглого стола многие исследователи усматривают черты, свойственные характеру организации сарматского войска. Сарматские женщины - "амазонки", - сражались в войнах наравне с мужчинами. Прекрасные, грациозные всадницы, свободно обращающиеся с оружием, кардинально изменили античные представления о месте женщины в обществе. Сарматы до сих пор остаются загадочным народом. Исследования ученых помогают воссоздать его утраченную историю. Археологические памятники - курганы - раскрывают совершенно особый мир сложных образов и материальных достижений культуры кочевников. За последние годы археологи открыли сотни шедевров древнего искусства, созданных сарматами тысячелетия назад. Культура, известная лишь по фрагментам из письменных источников, начинает обретать реальные очертания. Документальный фильм Сокровища сарматов представляет удивительную возможность познакомиться с миром кочевников. Мистическая красота богатейшей, еще не известной миру коллекции сарматского золота, захватывает внимание современных людей. Она включает редчайшую, не имеющую аналогов находку - конскую накидку из чистого золота, на реставрацию которой ученым потребовалось 15 лет. Спустя тысячелетия бесценные сокровища расскажут о былом могуществе, красоте и силе удивительного кочевого народа, известного под именем сарматы. Консультантами и участниками фильма выступили ведущие ученые Российской Академии Наук.
Серия сообщений "Донские казаки":Статьи, притчи, воспоминание, фотографии, традиции, рецепты, словом всё, что касается истории моих предков.Часть 1 - Песня о славном сыне Дона - генерале Бакланове.
Часть 2 - Казачья песня "Как донские казаки"
...
Часть 6 - Легендарный генерал Бакланов
Часть 7 - Происхождение фамилии
Часть 8 - Сокровища сарматов
Часть 9 - Казачьи символы и знаки
Часть 10 - Казачья форма к 1914 году
...
Часть 18 - "Не для меня"
Часть 19 - Пьер Пахомов - "последний русский джигит"
Часть 20 - Казачья песня "Со балтийского со взморья"
Метки: история |
Могилёв. Буйничское поле. |
Есть на нашей земле особые места воинской славы – поля, на которых в ожесточённой схватке с врагом, наши предки определяли дальнейшую судьбу Российского государства: Куликово, Бородинское, Прохоровское. К ним относится и Буйничское поле на окраине Могилёва.
И сам Могилёв, и Буйничское поле имеют самое непосредственное отношение к общерусской истории. Здесь в 1595 году состоялось знаменитое сражение казацко-крестьянской армии Северина Наливайко с 18-тысячными карательными польско-литовскими войсками. Могилёвская область знаменита также событиями Северной войны, когда войска Петра Великого сражались со шведской армией в битве при Лесной 28 сентября(9 октября) 1708 года, где установлен камень со скульптурой орла в память о погибших русских воинах. 11 июля 1812 году русские войска под командованием генерал-лейтенанта Н.Н.Раевского противостояли французам под командованием маршала Даву . В годы Первой мировой войны в городе располагалась ставка последнего российского императора-страстотерпца Николая II, а летом 1941 года развернулись полные драматизма оборонительные бои за Могилёв.
Самые ожесточённые бои с наглыми, уверенными в своей непобедимости фашистскими войсками правого крыла группы армий «Центр», нацеленной в самом начале войны на Москву, развернулись в окрестности Могилёва. Народное ополчение и 172 войсковая дивизия под командованием генерал-майора М.Т.Романова, прибывшая из-под Тулы, превратили город в неприступную крепость, которую обороняли 23 дня с 3 по 27 июля 1941 года. Героический город, который являлся для немцев стратегически важным пунктом, с честью выполнил поставленную задачу задержать как можно дольше врага.
В обороне Могилёва приняло участие всё население, способное носить оружие. Накануне войны в городе проживало 99 тысяч жителей, из них 35 тысяч вышли на строительство оборонительных сооружений, более 12 тысяч влились в ряды народного ополчения. Часть жителей занимались, пока позволяли условия, эвакуацией населения, в основном стариков и детей, вывозом имущества вглубь страны. Пехотинцы, артиллеристы, рабочие, колхозники из близлежащих деревень, студенты, домохозяйки вышли на окраины города и к берегу Днепра и всего за 7 дней (!) создали вокруг города две линии оборонительных рубежей с противотанковыми рвами, дзотами, окопами, системой траншей. Въезда в город были забаррикадированы, в нижних этажах домов устраивались артиллерийские позиции, на вторых и третьих – бойницы, на крышах пулемётные площадки, обеспечивая круговую оборону. Ещё до подхода фашистов к городу в его тыл направлялись истребительные отряды ополченцев, хорошо знающих местность. Боеприпасы нужно было беречь, и они впервые применили бутылки с зажигательной смесью для истребления танков Гудериана. В дальнейшем этот бесценный опыт так пригодился нашим пехотинцам и партизанам!
В первую атаку на Могилёв гитлеровские вояки шли как на парад, стоя в открытых люках, с закатанными рукавами, но защитники города быстро сбили спесь с фашистов. Под стенами Могилёва перемалывались отборные немецкие части, вырабатывались тактические приёмы борьбы, накапливался опыт ведения уличных боёв, использованный позже при обороне Сталинграда. В городе поддерживался железный порядок и все попытки гитлеровцев посеять панику, создать неразбериху пресекались, диверсанты арестовывались. Среди них, к сожалению, были и поволжские немцы, и сектанты. На все предложения о прекращении огня защитники города вывешивали красные флаги на высотных зданиях, что приводило в ярость врага. Пал Смоленск, но Могилёв всё ещё оборонялся без танкового и авиационного прикрытия, развеяв миф о непобедимости фашистской армии.
Опасаясь гнева Гитлера, фашистское командование в начале июля доложило в Берлин о захвате Могилёва. Сведения о его героической обороне были засекречены, и с этим связан ряд комических эпизодов. Со стороны Орши прямо в расположение защитников города въехал немецкий майор, которых решил навестить Могилёв и оценить здешние рестораны. Каково было его удивление! Аналогичная картина приключилась с тремя немецкими штабными машинами. Пленённые офицеры показали, что везли награды тем, кто с победным маршем пройдёт по Москве. С Берлином надо было объясняться по этому поводу, и немцы прислали парламентёров с требованием возвращения машин и прекращения сопротивления. На что вновь над городом взвились красные знамёна. В Могилёвском областном музее хранится большое количество фашистских орденов и медалей, захваченных в тех штабных машинах.
Гитлеровцы заняли город, но не покорили его. Защитники покинули город, когда кончились боеприпасы, продовольствие и исчезло стратегическое значение обороны города, а дальнейшее сопротивление привело бы к неоправданной гибели людей. Они вынесли все знамёна, ушли, чтобы вернуться в 1944 году и освободить город от фашистов ночным штурмом с 27 на 28 июня. Но в Могилёве развернулась подпольная работа, которую возглавили заранее подготовленные люди.
Каждый, кто принимал участие в обороне Могилёва, заслуживает звания Героя, но многие имена, особенно ополченцев, до сих пор не известны. В память о павших воинах 9 мая 1995 года в день 50-летия Победы был открыт мемориальный комплекс на Буйничском поле.
В центре расположена 27-метровая часовня во имя святого блгв.кн. Александра Невского, являющаяся символом величия русского воинского духа. Внутри стены часовни украшены фресками, в нишах укреплены мраморные памятные доски с именами защитников Могилёва, а в центре колеблется маятник Фуко, отсчитывающий бег мирного времени. Красно-коричневые стены часовни, словно пропитанные кровью павших, отражаются в рукотворном «Озере Слёз» - символе горя матерей, потерявших своих сыновей в годы войны. Вокруг часовни расставлена советская и немецкая военная техника времён Великой Отечественной Войны (танки, дивизионные пушки, артиллерийские орудия и зенитная установка).
От часовни расходятся четыре аллеи. Одна из них названа именем Константина Михайловича Симонова. Аллею пересекает противотанковый ров, где находится огромный валун, на котором написано:«Константин Симонов». На валуне укреплена памятная доска с надписью: «…Всю жизнь он помнил это поле боя 1941 года и завещал развеять здесь свой прах». Мемориальный знак-валун весом в 15 тонн был установлен в 1980 году вскоре после смерти писателя.
Имя Константина Михайловича Симонова (1915-1979г.г.) неразрывно связано с Буйничским полем. Знаменитый военный корреспондент именно здесь стал свидетелем героической обороны Могилёва. Он стал свидетелем того, как в один из дней бойцы 388-го полка С.Ф.Кутепова вели многочасовую оборону на пределе физических возможностей и за четырнадцать часов уничтожили 39 фашистских танков из 70, которые железной смертоносной лавиной стремились прорваться через Буйничское поле. Не подбили, а именно уничтожили – сгоревшая немецкая техника не подлежала восстановлению. Командир артдивизиона капитан Хигрин лично уничтожил 6 вражеских танков. Поражённый мужеством, мысленно слившийся в одно целое с погибающими защитниками Могилёва, увидевший в грамотных и уверенных действиях полковника Кутепова надежду на проблеск будущей победы, Константин Симонов рассказал об этом всей стране в очерке «Горячий день», опубликованном в газете «Известия» 20 июля. Иллюстрациями служили фотографии, сделанные фотокорреспондентом П.А.Трошкиным, который, увы, не дожил до победы. Сенсационные панорамные снимки десятков подбитых вражеских танков наглядно демонстрировали, что неуязвимость гитлеровских войск – миф. У стендов с газетами в те дни по всей стране собирались огромные толпы читателей, люди ликовали, и это было лучше любой агитации.
Уже потом, после войны, Симонов не раз возвращался к тем событиям – пропавший без вести под Могилёвом полковник Семён Фёдорович Кутепов, достойный сын Тульской земли, стал прообразом генерала Серпилина в романе «живые и мёртвые» и отразились в знаменитом дневнике писателя «Разные дни войны». Всю жизнь Константин Михайлович помнил те героические дни, пережитые на Буйничском поле. В своих книгах он вспоминал Могилёв наряду с Москвой, Ленинградом, Одессой, Севастополем, Сталинградом: « …Я не был солдатом, только корреспондентом, однако у меня есть кусочек земли, который мне век не забыть – поле под Могилёвом, где я впервые в июле 1941 года видел, как наши солдаты в течение одного дня подбили и сожгли 39 немецких танков…».
Сразу после войны Могилёв называли – «отец Сталинграда», но до сих пор он недостаточно отмечен за свой подвиг беспримерного воинского мужества. До самой смерти Константин Симонов вместе с фронтовиками боролся за присвоение городу звания Города Героя наряду с Брестской крепостью. По непонятным причинам, но Константину Михайловичу так и не удалось добиться справедливости, но звание присвоили только Минску как столице Белоруссии.
Симонов завещал после смерти развеять его прах над Буйничским полем, Константину Михайловичу было важно, чтобы его прах слился с дорогой его душе землёй. Работая над романом «Живые и мёртвые», он абсолютно точно описал поле, ведь в его память навсегда врезалась каждая деталь. Умер писатель 28 августа 1979 года. Как великого русского писателя-фронтовика Константина Михайловича должны были похоронить на Новодевичьем кладбище, но его близким всё же удалось выполнить последнюю волю Симонова.
Мемориал на Буйничском поле активно используется для военно-патриотического воспитания молодёжи – на его базе проводят всевозможные уроки мужества, вахты памяти, встречи с ветеранами войны, осуществляют приём в пионеры и белорусский республиканский союз молодёжи (отдалённый аналог советского комсомола). К слову сказать, в Белоруссии вспоминают о Великой Отечественной войне не только ко Дню Победы, но это официальные мероприятия, которые порой бывают несколько формальными. Гораздо важнее то, что молодёжь тянется сюда сама по себе, даже стихийно возникла традиция всем молодожёнам обязательно приезжать в день свадьбы на это священное место и посещать православную часовню. Благодаря этой самопровозглашённой традиции могилевчане, гости из других городов всё время посещают мемориал, возлагают цветы, а это означает, что Буйничское поле признали его в качестве своего духовного и нравственного ориентира, а это самое высокое звание. Так же стихийно с 1980 года в Могилёве начали проводить Симоновские чтения, не прерывавшиеся и в постсоветской Беларуси и обычно приурочиваемые ко дню рождения писателя – 28 ноября. Вот только горько, что столь значимое в культурной жизни событие практически не освещается ни в России, ни в Беларуси.
Земля Буйничского поля, пропитанная кровью воинов, защищавших Отечество, сама является памятником патриотизму, мужеству, верности, самоотверженности. В тоже время, это место общерусской воинской славы, как ни парадоксально, наименее известное из всех мемориальных комплексов. К сожалению, появилась страшная тенденция растаскивать память о Великой Отечественной войне по национальным квартирам, потому что победить мы смогли только вместе, это наше общее историческое наследие! И кто как не павшие герои могут научить нас сопротивляться злу и никогда не сдаваться. Они - вечный залог наших прошлых и будущих побед!
Серия сообщений "Белоруссия":История, города, традиции, достопримечательности.Часть 1 - Могилёв. Буйничское поле.
Часть 2 - Могилёв. "Зелёный луг".
Часть 3 - Полоцк
...
Часть 6 - "Несвиж" - национальный историко-культурный музей-заповедник
Часть 7 - Могилёв. Историческая справка.
Часть 8 - Двойная радуга над Могилёвом
Метки: история |
"Поминальная молитва" |
Спектакль Гомельского театра кукол, режиссёр - Григорий Менделеевич Гольдман.
Серия сообщений "Куклы и кукольный театр":
Часть 1 - Тильда - милая хранительница домашнего уюта.
Часть 2 - Плюшевый мишка - игрушка на все времена.
Часть 3 - "Сказки Беатрикс Поттер" - фильм Королевского балета
Часть 4 - "Поминальная молитва"
Часть 5 - "Собачье сердце"
Часть 6 - "Отважный ныряльщик или прыжок с высоты"
...
Часть 15 - Кукольный мультфильм по сказке "Ветер в ивах"
Часть 16 - "Необыкновенный концерт"
Часть 17 - Волшебница Сьюзен Вилер
Метки: куклы |
Краса Камарга |
Серия сообщений "Мир лошадей":Статьи, очерки, фотографии, рисунки, видеоматериалы, объединённые одной темой - лошади.Часть 1 - Эдвард Гал и Тотилас - бесподобный дуэт.
Часть 2 - "Душа добрый конь"
Часть 3 - Художник Николай Егорович Сверчков
Часть 4 - "Россия - страна амазонок"
Часть 5 - Краса Камарга
Часть 6 - Жан-Франсуа Пиньон - мастерство, доверие, свобода
Часть 7 - Конь в казачьей культуре
...
Часть 20 - Тайна единорога
Часть 21 - Фрэнк Т. Хопкинс - легендарный американский всадник
Часть 22 - Воспевая природную грацию лошади
Метки: лошади |
Вышивка на скорлупе |
Опытная мастерица вышивальной техники Элизабет Кляйн уже в течение десяти лет создает на яйцах картины цветущих крестьянских садов, протягивая через проделанные в скорлупе яйца дырочки яркие шелковые ленточки. Трехмерный эффект и благородный блеск шелка дают возможность знатокам охарактеризовать ее уникальное искусство, как «Поэзия на яйце».
istochnik:http://www.wordwoman.ru
|
"На алых парусах к Ассоль стремится Грэй" |
Феодосия - древний и красивейший город благословенной Таврии. Среди многочисленных достопримечательностей есть особое место - музей Александра Степановича Грина, создателя удивительной страны Гринландии, где живут моряки, фантазёры, чудаки и романтики. Работают в музее люди как раз из этой страны: творческие, неравнодушные, светлые и большие выдумщики. Они создали несколько интересных мероприятий, которые понравились жителям и гостям города и стали ежегодными. Одним из них стала постановка кульминационного эпизода любимого многими романа "Алые паруса". Уже три года, в конце июня у причала набережной Десантников, встречает юная Ассоль, которую выбирают из местных школьниц, яхту под алыми парусами. В назначенное время девушка всматривается в даль залива и вот, из-за мыса, появляется алый парус. Ассоль начинает сигналить шарфом. На яхте "Гринда" прибывает капитан Грэй, которого играет московский школьник. Экипаж яхты ежегодно участвует в небольшой регате от Севастополя до Феодосии. Встретившись, Ассоль и Грэй идут в музей Грина, где зрители могут увидеть приготовленные ребятами романтические спектакли или тематические гриновские фильмы, которые демонстрируются по пути следования яхты. А ещё, зрители получают на память маленькие кораблики из алой бумаги.
Серия сообщений "Море":Бескрайний, прекрасный и загадочный мир, источник жизни на земле.Часть 1 - Красота волны
Часть 2 - Морское царство Снежной Королевы
Часть 3 - Музей А.С.Грина в Феодосии
Часть 4 - "На алых парусах к Ассоль стремится Грэй"
Часть 5 - Мировой океан и земная музыка
Часть 6 - Подводная охота дельфинов
...
Часть 23 - Песни Чёрного моря
Часть 24 - Русалки
Часть 25 - Открытки с морским пейзажем
Метки: море |
Музей А.С.Грина в Феодосии |
Серия сообщений "Море":Бескрайний, прекрасный и загадочный мир, источник жизни на земле.Часть 1 - Красота волны
Часть 2 - Морское царство Снежной Королевы
Часть 3 - Музей А.С.Грина в Феодосии
Часть 4 - "На алых парусах к Ассоль стремится Грэй"
Часть 5 - Мировой океан и земная музыка
...
Часть 23 - Песни Чёрного моря
Часть 24 - Русалки
Часть 25 - Открытки с морским пейзажем
|
"Мы особые!" |
Друзья, привет! Давайте знакомиться. Меня зовут Кузя Кузьмич, фамилия Кузякин (сам придумал!). Я маленький волнистый попугай. Сначала я жил в яйце, помню было темно и тепло. Вдруг что-то сильно треснуло и вокруг стало ужасно светло, так что мне пришлось зажмуриться. Когда я открыл глаза, то увидел около себя ещё четырех птенцов, все мы были похожи на маленьких розовых червячков. У нас в гнезде тоже было тепло, но немного тесно. Прошло какое-то время и, сам не пойму как, все мы стали разными: один голубой, другой зелёный, третий перламутровый, а я получился лимонный с изумрудным животиком. Вскоре мои братья и сёстры уехали жить в свои новые дома, и я остался в одиночестве.
Однажды вечером, когда я уже собирался спать, меня схватили и посадили в какую-то маленькую коробочку. Сердце моё сжалось от ужаса. Не знаю, сколько времени пришлось сидеть в полной темноте. Наконец, я увидел свет и клетку, свой новый дом. На всякий случай я решил не спать и не есть, но совершенно напрасно. Ласковое обращение, просторная клетка, вкусный корм и много игрушек – что ещё нужно птенцу для счастливой жизни? Не знаете? Конечно, имя! Кузя Кузьмич. Хозяйка часто повторяла его, но я молчал, хотя мне очень нравилось слушать эти замечательные звуки. Я много раз шептал это волшебные слова про себя. Волнистые попугаи начинают говорить с трёх месяцев, поэтому не стоило торопиться. В положенный срок я произнёс своё имя. Поверьте, друзья, первые слова – это незабываемо! Сейчас я уже взрослый, знаю много слов, даже фраз, поэтому могу рассказать вам о нас, волнистых попугайчиках.
Я родился в Москве, поэтому мне трудно было бы жить на родине моих предков в Австралии. Это очень далеко отсюда. Австралия находиться в Южном полушарии, со всех сторон её омывает океан. Это самый маленький континент на Земле. Здесь никогда не бывает мороза и снега, всё время лето и ужасно жарко. Вот из такого солнечного уголка и происходят волнистые попугаи, одни их самых маленьких попугайчиков в мире.
Почему же волнистые попугаи относятся к самым любимым и распространённым домашним питомцам? Во-первых, мы самые весёлые, умеем танцевать и придумывать много разных игр; во-вторых, неотразимые красавцы, у нас такое разнообразное оперение. Кстати, дикие попугайчики имеют только зелёную окраску. В- третьих, мы очень умные. Никто не может сравниться с нами в способности запоминать и произносить целые фразы человеческой речи.
Когда же люди познакомились с попугаями? Это произошло в древние времена. В Европе нас узнали, благодаря походам Александра Македонского. Прирученных попугаев привёз в Грецию из Индии полководец Онезикрит. Индийские жрецы брамины считали их священными птицами за способность говорить человеческим голосом. Позднее ручные попугаи появились в Риме. Во время императора Нерона были уже известны индийские попугаи, а чуть позже появились и африканские. Содержались они в клетках из серебра и слоновой кости, имели воспитателей, учивших их произносить разные слова. Говорящий попугай стоил очень дорого, дороже раба. С падением римской империи надолго исчезло упоминание о попугаях.
Во времена крестовых походов мода на попугаев вернулась и они вновь “завоевали” Европу. После открытия Америки и Австралии стали завозить попугаев и оттуда. Вспомните знаменитых пиратов и их говорящих попугаев! В России попугаи появились лишь в XVII веке.
Кроме нас, волнистых попугаев, чаще всего люди содержат неразлучников, розелл, карел, серого жако, какаду, лори. Но это всего лишь часть богатейшего отряда попугаев. Представляете, как много нас в природе!
Надо вам признаться, что я очень люблю море, хотя никогда его не видел. У меня даже есть морская должность – мичман. Вы, наверное, скажете, что же это за моряк, который не бывал на море? Но ведь все сначала учатся морскому делу на суше. Я уже отработал морскую походку вразвалочку, выучил команды: “Свистать всех наверх!” “ Отдать швартовы!” “ Так держать!” и знаменитую песню: ‘По морям, по волнам”. Я надеюсь когда-нибудь отправиться в путешествие на корабле в дальние страны, где на воле летают попугаи. Вы считаете, что это невозможно? Но я знаю один секрет. Чтобы мечта осуществилась, надо много трудиться, никогда не сдаваться и не терять надежды. Тогда всё получиться. Счастливого плавания и попутного ветра, друзья!
С морским приветом мичман Кузя Кузьмич.
Мечта Кузи Кузьмича
Метки: любимец |
"Сказки Беатрикс Поттер" - фильм Королевского балета |
Серия сообщений "Куклы и кукольный театр":
Часть 1 - Тильда - милая хранительница домашнего уюта.
Часть 2 - Плюшевый мишка - игрушка на все времена.
Часть 3 - "Сказки Беатрикс Поттер" - фильм Королевского балета
Часть 4 - "Поминальная молитва"
Часть 5 - "Собачье сердце"
...
Часть 15 - Кукольный мультфильм по сказке "Ветер в ивах"
Часть 16 - "Необыкновенный концерт"
Часть 17 - Волшебница Сьюзен Вилер
Метки: куклы балет |
Плюшевый мишка - игрушка на все времена. |
Однажды в богатых кладовых интернета, я обнаружила фотографию плюшевых медведей, один из которых очень похож на моего жёлтого Мику. Медвежонок из детства! Тебя давно уже нет в материальном мире, но всё ещё живёшь в моём сердце, славный мишка.
Более ста лет малыши во всех странах мира дружат с игрушечным медвежонком – очаровательным существом с глазками-пуговками и толстым животиком. Несмотря на постоянно меняющиеся вкусы, мишки остаются самыми популярными из всех видов мягких игрушек. В Германии, Англии, Америке он известен под именем Тедди, в Испании – Орсо, в Италии – Орсачиотто, а в России – плюшевый мишка, хотя сейчас для их изготовления применяют различные материалы, а не только плюш.
Интересна история создания этих славных игрушек.
Серия сообщений "Куклы и кукольный театр":
Часть 1 - Тильда - милая хранительница домашнего уюта.
Часть 2 - Плюшевый мишка - игрушка на все времена.
Часть 3 - "Сказки Беатрикс Поттер" - фильм Королевского балета
Часть 4 - "Поминальная молитва"
...
Часть 15 - Кукольный мультфильм по сказке "Ветер в ивах"
Часть 16 - "Необыкновенный концерт"
Часть 17 - Волшебница Сьюзен Вилер
Метки: куклы куклы история |
Морское царство Снежной Королевы |
ЗАМЕРЗШЕЕ ЧЕРНОЕ МОРЕ...
Фотограф Дмитрий Докунов сделал серию снимков замерзшего Черного моря.
Серия сообщений "Море":Бескрайний, прекрасный и загадочный мир, источник жизни на земле.Часть 1 - Красота волны
Часть 2 - Морское царство Снежной Королевы
Часть 3 - Музей А.С.Грина в Феодосии
Часть 4 - "На алых парусах к Ассоль стремится Грэй"
...
Часть 23 - Песни Чёрного моря
Часть 24 - Русалки
Часть 25 - Открытки с морским пейзажем
Метки: море |
Зимние холода |
|
Симпатяжки!) |
Птичек сделал из ценных пород дерева и раскрасил акриловыми красками Михаил Могилевцев. Такие симпатяшжки получились!
|
Браво маэстро-попугай! |
Метки: любимец |
"Мой друг Цапка" |
В детстве мне мечталось о собаке, но если это невозможно, то птичка тоже хорошо. Так у меня появился кенар Тишка – красавец абрикосового цвета с весёлым чубчиком на голове. Я проводила с ним много времени: ухаживала, разговаривала, даже развивала певческие способности, следуя рекомендациям журнала “Птицеводство”. Всё это было интересно и познавательно, но не возникло главного – дружбы. Тишка часами любовался своим отражением в зеркале, и привлечь к себе его внимание, хотя бы на короткое время, можно было лишь с помощью очищенной семечки. Но однажды я встретила того, кто стал мне настоящим другом.
Случилось это летом. Во время прогулки по лесу, прямо из-под ног выскочило какое-то существо и, видимо страшно испугавшись, замерло. Это был птенец неизвестного мне вида, более похожий на мокрого ёжика, чем на птицу. Худой, взъерошенный, ослабевший настолько, что еле держался на лапках. Любителям природы известно, что подбирать в лесу птенцов или детёнышей зверей нельзя, какими бы потерянными они нам не казались – их родители всегда поблизости. Однако этот случай был исключением из правил, малыш погибал и нужно было попробовать его спасти. Дома выяснилось, что виной всему были два огромных клеща под крылом. Моя мама удалила кровососов, вымыла больного в растворе марганцовки. Затем, завернув в шарф, мы уложили нашего подопечного в обувную коробку и он скоро уснул. Нам оставалось только ждать и надеяться. Утром я с тревогой заглянула в коробку. Птенец был жив! Так у нас появился ещё один жилец, и сразу возникли три вопроса, причём первый требовал незамедлительного решения. Чем кормить, как назвать и что это за птица? Маме пришла в голову мысль предложить птенцу маленькие кусочки отварного куриного мяса. Представьте себе, но это оказалось правильным решением.
Вскоре я выяснила, что нашла дрозда-рябинника. В Подмосковье и близлежащих областях, кроме данного вида, обитает ещё певчий, чёрный, дрозд-деряба и ореховик. В природе рябинники живут большими стаями и часто “переговариваются” между собой. При этом они издают резкие, только для них характерные звуки, похожие одновременно на громкий треск и квохтание. Нам очень повезло, что дрозды этого вида единственные из всех ведут исключительно дневной образ жизни. Имя питомцу не прошлось долго подбирать, мы назвали его Цапкой из-за необыкновенной цепкости лапок. Длина тела взрослой птицы составляет в среднем 26 см. Хотя дрозды насекомоядные, но во время осенне-весенних перелётов любят лакомиться плодами садовых деревьев, калины, черёмухи и особенно рябины, отчего и получили своё название. Такой большой птице как дрозд, надо обладать не только отличным чувством равновесия, но и замечательной цепкостью, чтобы удержаться на тонких веточках. Мы стали кормить Цапку смесью, разработанной для дроздов, содержащихся в неволе. Смешивали мелко нарезанное куриное мясо с добавлением мучных, а в сезон дождевых червей и кузнечиков. Добавляли творог, натёртую морковь, мятое подсолнечное семя, кукурузную крупу, зелень. На десерт – ягоды рябины или мелкий изюм. Не забывали и о минеральной подкормке. Забегая вперёд, скажу, что на таком рационе наш дрозд скоро поправился, полинял и стал очень нарядным. Представьте себе, голова и спина голубовато-пепельные, хвост и крылья чёрные, плечи ржаво-коричневые, грудка жёлтая с бурыми пятнышками.
Как только птенец научился есть самостоятельно и немного окреп, из обувной коробки он переселился в удобную клетку. Напрасно я беспокоилась, лесной житель быстро освоился в новом доме. Меня поражало, как легко Цапка привыкал к человеческому обществу и в скором времени стал не только ручным, но по-настоящему привязался к нам. Личный опыт помог мне понять, почему люди издавна содержали у себя дроздов, часто называя их “собака бедняка”. Сколько помню, Цапка всегда старался быть рядом. Энергичный, любознательный, подвижный, но ради дружбы часами сидел на письменном столе, ожидая, когда я сделаю уроки или терпеливо позировал, пока его рисовали. Своей невероятной весёлостью, он создавал вокруг себя атмосферу радостного возбуждения, которая сломила даже холодную отчуждённость Тишки. Кенар смягчился и перестал смотреть на своего товарища свысока. У нас с Цапкой была игра, которая стала подобием циркового номера. Бесстрашный акробат сидел в одном кольце, а в лапках держал другое. Хотя он был очень цепким, но всё-таки пришлось потрудиться. Тишка стал подлетать к нам и наблюдать за всем происходящим со спинки стула. И как только у Цапки всё получилось, кенар вспорхнул мне на руку и уселся в нижнем кольце. От неожиданности я просто оцепенела, боясь пошевелиться. Однако он продолжал сидеть, да ещё с таким комично-серьёзным видом, как будто только и ждал, когда же наконец партнёр освоит трюк. В дальнейшем Тишка неоднократно, с видимым удовольствием присоединялся к нам, чем всегда вызывал восторг зрителей.
Как только пришла весна, я стала выходить с Цапкой на прогулку. Он умел летать, но делал это крайне неохотно и, хотя, конечно, какая-то степень риска была, я не могла лишить моего питомца запахов травы, земли, знакомых с детства звуков. Во время одной из таких прогулок, возникла ситуация, убедившая меня в необыкновенной храбрости дроздов. Важный, с плотно прижатыми перьями Цапка изображал “охотника” за дождевыми червями: прыгал по траве, время от времени останавливался, наклонялся к земле и прислушивался. Засмотревшись на него, я не увидела вовремя бегущих к нам двух лаек. Казалось, трагедия неизбежна, но Цапка отважно бросился на врагов. Собаки, видимо не ожидавшие подобной реакции, на мгновение замерли, и этого оказалось достаточным, чтобы я успела подхватить смельчака. После такого урока мы оба были очень внимательными, а Цапка, издалека заметив собаку, тут же поднимал тревогу.
Чтобы рассказ о пернатом друге был полным, необходимо вспомнить ещё одну его особенность – любовь к купанию, вернее страсть. Мой любимец был готов плескаться в воде не только каждый день, а несколько раз в день. Я даже думала, что мне встретился особый водоплавающий подвид рябинников и написала об этом в журнал “Юный натуралист”, чем, наверняка, рассмешила всю редакцию. Купание сложилось в некий ритуал, причём Цапка являлся его создателем. Сначала он начинает бегать, подняв хвост и опустив крылья, при этом ужасно громко кричит, как будто бы решается вопрос жизни и смерти. Пока набирается вода, пока я ставлю таз на середину кухни, он суетится, подгоняет, мешается под ногами, рискуя быть раздавленным. Ёмкость для купания выбиралась опытным путём: ванна была слишком велика, а суповая тарелка слишком мала. Остановились на эмалированном тазе объёмом в два с половиной литра, как наиболее подходящем. Для удобства, на бортик я вешаю старую линейку, по которой притихший Цапка поднимается на край своей купальни. Перед тем как прыгнуть в воду, минуту он сидит, распушив перья и полузакрыв глаза, как будто смакуя предстоящее удовольствие, наконец, ныряет и не вылезает, пока таз не опустеет. Бесконечно счастливый и абсолютно мокрый, Цапка устраивается в любимом кресле у окна, а я, вооружённая тряпкой, стараюсь как можно быстрее собрать пролитую воду. Вечером, утомившись за день, он обязательно напевал свою негромкую песенку, в которой можно было различить посвистывание, пощёлкивание и кое-что из Тишкиных рулад. Хотя рябинники не могут похвастаться вокальным мастерством как прочие дрозды, но за то, что это была самая “уютная” мелодия, ручаюсь.
Прошло уже много лет, но до сих пор воспоминания о дрозде, ставшем моим другом, наполняют сердце теплотой и благодарностью судьбе за нашу встречу. Цапка помог мне открыть удивительный многообразный мир природы, который заслуживает нашего уважения, понимания и любви.
Фотографии дроздов-рябинников взяты из коллекции Яндекса.
Метки: любимец |
"Россия - страна амазонок" |
В основе легенд всегда лежат реальные события. Воинственное племя амазонок действительно существовало и археологические раскопки последних десятилетий подтверждают существование "земли женщин". По легенде, разбитые эллинами на реке Фермодонте в Малой Азии и пленённые, амазонки перебили в открытом море врагов. Не зная парусов и вёсел, женщины положились на волю ветра, а тот пригнал три захваченных ими корабля в Меотийское озеро (так древние греки называли Азовское море). В приморских степях жили скифы и их верховые лошади стали добычей амазонок, превратив грозных воительниц в мобильную конницу. В своих набегах всадницы обретали богатство и мужей. Их потомки образовали племя савроматов (сарматами они стали называться позднее). По свидетельству историка Геродота, "с того далёкого времени, женщины савроматов ведут нынешний образ жизни. Вместе с мужьями и без них ездят на охоту и на войну и одеваются так, как мужья их".
"Амазонка" - означает "женская конница", что доказал академик-языковед Н.Я.Марр. Слово "конь" встречается в именах легендарных амазонок Алкиппы, Ипполиты, Меланиппы. Меотийские амазонки разводили коней, лихо скакали на них без сёдел, ловко пользовались арканами, копьём, мечём, луком со стрелами. В Древней Греции езда верхом разрешалась только мужчинам и редкая женщина, притом лишь знатная, допускалась к состязаниям на лошадях. Поэтому женщины-всадницы, да к тому же воительницы, так поражали греческих историков. Вот лишь одно письменное свидетельство V века до н.э.: "Их женщины ездят верхом, стреляют из луков и мечут дротики, сидя на конях, и сражаются с врагами, пока они в девушках; а замуж они не выходят, пока не убьют трёх неприятелей. Та, которая выйдет замуж, перестаёт ездить верхом, пока не явится необходимость поголовно выступать в поход".
Европейских путешественников всегда поражало умение ездить верхом и владеть оружием жительниц приазовских степей и Танаиса (Дона), более двух тысяч лет назад писал об этих удивительных женщинах греческий историк и географ Страбон. Подтвердил этот факт и итальянский монах Джованни да Плано Карпини: "Девушки и женщины скачут на конях, как мужчины, и могут ездить верхом долго и упорно". Потомки и преемники древних степных народов - казаки, усвоили обычаи предков. Жизнь в пограничной полосе подвергала казаков постоянной опасности со стороны соседей, а потому женщины-казачки и девушки так же владели холодным, затем и огнестрельным оружием. История казачества знает множество примеров, когда женщины в отсутствии мужчин, находившихся в походе, защищали свои хутора и станицы от нападений неприятеля.
Века спустя, в 1910-1911 годах беспримерный конный пробег из Харбина в Петербург (!) совершила 35-летняя казачка Александра Кудашева. Она преодолела на своей лошади более 9 тысяч вёрст за 13 месяцев, проходя в среднем 30-80 вёрст в сутки. "Я хотела доказать смелость и выносливость русской женщины",- так объясняла Александра цель своего похода, который пролегал по дикой тайге и глухим сибирским тропам.
В августе 1942 года женщины-казачки с нестроевыми казаками, вооружённые шашками, в большинстве самодельными, на лошадях, чуть не вчера только выпряженных из колхозных бричек, стали под станицей Кущевской на острие вражеского прорыва. Это они целиком выбили знаменитый стрелково-егерский полк "Зелёная роза", последнее в истории войн кавалерийское сражение такого масштаба. "Сверкая клинками, они внезапно обрушились на немцев и рубили их 3 часа 40 минут", - так пишет американский историк Морис Хиндус в своей книге "Казаки". В 1944 году генерал Н.Я.Кириченко, командовавший отрядом добровольцев под станицей Кущевской, вспоминал: "Бой холодным оружием был яростный и беспощадный...", "...немцам потребовалось восемь суток, чтобы похоронить убитых".
В 18 и 19 веках амазонками стали называть себя женщины из аристократических и дворянских фамилий. Были созданы специальные "дамские" сёдла, даже костюм для верховой езды назывался "амазонка". Женщины "света" также оставили свои легендарные имена. Каждому в России известно имя Надежды Андреевны Дуровой, храбро сражавшейся на сером черкесском жеребце Алкиде во время Отечественной войны 1812 года. Однако было много и других известных дам-амазонок.
Официальный отсчёт любительского конного спорта в России ведётся с июля 1766 года, с проведения в Петербурге первых конных турниров "каруселей" по европейскому образцу. Женщинам далеко не сразу удалось завоевать право на равное и независимое участие в конных состязаниях. "Царицей" конных представлений была 25-летняя Наталья Петровна Чернышева, красавица, московская "Венера", превосходно ездившая верхом (впоследствии княгиня Голицына, изображённая Пушкиным в образе старухи-графини в "Пиковой даме"). Умение дамы ездить верхом стало считаться в "свете" одним из достоинств. Создатель орлово-растопчинской верховой породы граф А.Г.Орлов-Чесменский обучал по всем правилам свою дочь Анну, ставшую великолепной наездницей (её портрет находится в музее коневодства Тимирязевской академии).
Первый дамский турнир (конкур-иппик) состоялся в Петербурге 28 марта (ст.ст.) 1903 года в Михайловском манеже. "Первые дамы, так смело выступившие на состязаниях на равне с офицерами были: госпожа О.В.Вурм, которая на Финь-Флёр прекрасно брала все препятствия, госпожа А.А.Ракитина, смелая езда которой на серой кобыле Лилии удостоилась всеобщей похвалы...", - сообщалось в альбоме Л.К.Максимовича "Рысистый и скаковой спорт" за 1904 г.
В 20-м веке чемпионками и рекордсменками страны были Г.И.Гвоздева, А.М.Левина, Н.А.Роге, Г.И.Зотова, Т.Л.Куликовская и многие другие знаменитые наездницы. В наше время большое распространение получают соревнования по джигитовке, в которых активно участвуют женщины, поражая зрителей виртуозностью исполнения трюков и бесстрашием. И это позволяет надеяться, что дух великих воительниц-амазонок всегда будет жить в русских женщинах!
Н.Е.Сверчков "Портрет графини А.А. Орловой-Чесменской"
4.
5.
Фрагменты соревнований по джигитовке
Серия сообщений "Мир лошадей":Статьи, очерки, фотографии, рисунки, видеоматериалы, объединённые одной темой - лошади.Часть 1 - Эдвард Гал и Тотилас - бесподобный дуэт.
Часть 2 - "Душа добрый конь"
Часть 3 - Художник Николай Егорович Сверчков
Часть 4 - "Россия - страна амазонок"
Часть 5 - Краса Камарга
Часть 6 - Жан-Франсуа Пиньон - мастерство, доверие, свобода
...
Часть 20 - Тайна единорога
Часть 21 - Фрэнк Т. Хопкинс - легендарный американский всадник
Часть 22 - Воспевая природную грацию лошади
Метки: амазонки |
Художник Николай Егорович Сверчков |
Если остаёшься верным мечте, то путь к ней никогда не бывает бесплодным. Время не только проверяет тебя на прочность, но и даёт возможность открыть что-то новое в себе, в окружающем мире. Меня всегда тянуло к лошадям, вот только встретиться с ними я смогла через много лет. А пока, моё неодолимое влечение к этим удивительным животным питалось исключительно книжными познаниями. Я читала всё, что могла найти в библиотеках, собирала газетные и журнальные вырезки, фотографии, марки, изучала строение, рисовала, словом, накапливала теоретические знания. Однажды, заглянув, как обычно по пути в школу, в киоск «Союзпечати», я увидела набор открыток, на обложке которого была изображена серая кобыла с вороным жеребёнком и глаза лошади, обращённые к зрителю, были наполнены нежностью к малышу и страшной тревоги за него. О на, казалось, спрашивала, что ждёт жеребёнка, как сложится его судьба. Меня картина поразила в самое сердце и я решила приобрести набор, хотя стоил он немало. Долго пришлось собирать деньги, экономя на обедах, но вот открытки у меня в руках. Картина называлась «Серая кобыла Волна с жеребёнком», так я впервые познакомилась с творчеством Николая Егоровича Сверчкова и до сих пор не перестаю восхищаться его работами. Это живописец с уникальным художественным интересом, его музой всегда были лошади. Они присутствуют практически в каждой его работе, то на бегах и на скачках, то под седлом и в упряжи, одиночно или в запряжках. Мне думается, что он уже родился с пониманием, восхищением и любовью к этим невероятно грациозным животным. Его биография служит тому подтверждением.
Родился будущий великий русский художник 2(ст.ст) февраля 1817 года в Царском Селе. Его отец был выходцем из крестьян и служил старшим конюхом и кучером в придворных конюшнях. Мальчик рано начал рисовать лошадей и в детских работах проявилась наблюдательность и умение передать характер того или иного животного. Отец поощрял склонность сына к живописи и определил его в Воспитательное училище при Академии художеств, где мальчик проучился неполные два года (1827-29 г.г.). К сожалению, он был слабого здоровья, часто болел и не смог выдержать сурового режима учебного заведения. Дальнейшее образование Николай получил в училище общего типа - Петришуле, одном из старейших учебных заведений России и первой школе в Петербурге, основанной в 1709 году. Школа пользовалась заслуженной известностью, давала разностороннее образование и особенно славилась отличным преподаванием иностранных языков. Среди выпускников школы имена выдающихся государственных деятелей, политиков, военных, учёных, деятелей культуры. Несмотря на изменившиеся обстоятельства, одарённый мальчик не оставил рисования и продолжал самостоятельно развивать навыки и знания, приобретённые в стенах Академии художеств. Даже, поступив на службу в хозяйственный департамент Министерства внутренних дел, юноша упорно занимается живописью, рисунком, совершенствует технику, изучает работы мастеров. Николай, увлечённый лошадьми и конным спортом, посещал бега, скачки, конские ярмарки, заводил знакомства с конезаводчиками, изучал породные отличия. Постоянное наблюдение лошадей на пастбище, выводке, в беге, прыжках научило его непревзойдённому видению натуры.
Постепенно он развил свои способности до такой степени, что в 1839 году осмелился послать на академическую выставку первые работы – «Автопортрет», «Ездок», «Итальянка с гитарой», «Портрет девицы Сверчковой». Успех был очевидным и его удостоили звания свободного художника портретной живописи. Первую портретную серию лошадей Николай Егорович написал в 1840 году для известного в Санкт-Петербурге любителя С.А.Яковлева и в этом же году он решается оставить службу в департаменте. Уже признанный дар анималиста, умение на редкость правдиво и свободно изображать лошадей помогли Сверчкову получить место художника Хреновского и Чесменского государственных конных заводов, крупнейших в России. В этой должности он создал целую галерею работ, в которых чувствуется искреннее восхищение орловской рысистой породой. Каждая картина отличается тщательностью проработки и абсолютной достоверностью, поэтому имеет не только художественную, но и зоотехническую ценность. Интересна история создания известной многим картины «А.Г.Орлов-Чесменский в санях, запряжённых Барсом I». Конечно, Николай Егорович не застал легендарного жеребца, но основываясь на старинной гравюре, подобрал в качестве модели серого Добрыню, экстерьер которого соответствовал знаменитому предку.
Прославившись своим знанием пород и умением передать их особенности, Сверчков стал получать заказы от известных конезаводчиков. Николай Егорович рисовал лошадей только с натуры, а потому преодолевал большие расстояния, чтобы запечатлеть по просьбе заказчиков их лучших лошадей. Издатель Фельтен выпустил «Альбом коннозаводчиков с портретами заводских жеребцов и маток лучших заводов России, писаных с натуры и литографированных художником Н.Сверчковым» (1846-1852г.г.) Этот цикл состоял из 25 листов и стал весьма популярным.
Выполняя заказы, он изъездил Россию из конца в конец и это помогло ему глубже узнать нравы провинции и воплотить их в жанровых сценах. На академической выставке в 1844 году были представлены его картины «Отдых в поле» и «На конской ярмарке». В следующем году Николай Егорович получил заказ на серию уличных и дорожных сцен с символичным названием «Эскизы русского».
В 1852 году мастерство Сверчкова стало очевидным, за картину «Помещичья тройка, пересекающая на всём скаку цепь обоза» был удостоен звания академика живописи народных сцен, а в 1855 году за яркое, живое полотно «Дорожные. Грузный экипаж с пассажирами» получил звание профессора.
Николай Егорович проявил себя и как тонкий мастер портретного жанра. Причём он писал представителей самых разных сословий: от императоров, императриц, восточных правителей и знатных особ до конюхов, псарей и доезжачих. Немалое место в его творчестве занимали сцены из охотничьей жизни, в которой художник был явным знатоком. «Зимняя охота», «Эскизы охоты», «Беркутова охота, бывшая в Москве» - картины, пронизанные глубокой любовью к русскому пейзажу.
Вначале 1860-го года о творчестве Николая Егоровича узнают в Европе. Сверчкова приглашают в Париж на Всемирную выставку 1863 года, где его картины являлись украшением Луврской галереи и объектами постоянного интереса зрителей. Одна из них – «Возвращение с медвежьей охоты» была приобретена Наполеоном III. За неё и две другие – «Ярмарка» и «Станция», проданные там же в Париже, правительство Франции награждает художника кавалерским знаком ордена Почётного легиона. Событие редчайшее в русской культуре! Следующие выставки в Брюсселе и Англии были столь же успешными. В Лондоне, например, было продано 40 работ Сверчкова, в том числе 13 акварельных рисунков. А в 1876 году картины Николая Егоровича стали известными и за океаном. На крупнейшей филадельфийской всемирной выставке, приуроченной к столетию декларации независимости США, его картина «Масленица» была отмечена медалью.
Вернувшись в 1864 году в Россию с триумфальным успехом, Сверчков получил официальный заказ на серию исторических картин. Так были созданы: «Выезд царя Алексея Михайловича на смотр войск в 1664 году» (1866 г.), « Царь Алексей Михайлович с боярами на соколиной охоте близ Москвы» (1873г.), «Поезд царя Иоанна Грозного на богомолье» (1878г.). И в дальнейшем, вплоть до 1882 года, Николай Егорович удостаивался работать по Высочайшим заказам.
Среди знакомых художника были многие известные государственные и общественные деятели. Тесная дружба связывала его с 1850 года с Николаем Алексеевичем Некрасовым. В Ярославском имении поэта – Карабиха художник часто бывал и подолгу жил. Вместе с другом он ходил на охоту, участвовал в домашних литературных вечерах, ездил на крестьянские праздники. Сверчков выполнил серию картин и рисунков на сюжеты произведений Некрасова: «Мороз, Красный нос», «Мужичок с ноготок». Там же, в Карабихе художник написал известную картину «Портрет А.Я.Панаевой на лошади» и цикл работ, посвящённый нелёгкой доле ямщиков: «Тройка в степи», «В метель» и др. И ещё с одним великим именем связано творчество Сверчкова. Известны две акварели Николая Егоровича, подаренные им в 1887 году Л.Н.Толстому – «Холстомер в молодости» и «Холстомер в старости». Будучи большим знатоком коннозаводской жизни, художник написал Холстомера на фоне резвящегося молодого табуна, не оставляя зрителям сомнения, что понурив голову, медленно передвигает больные ноги старый вороно-пегий орловский рысак Холстомер, судьбу которого описал Л.Н.Толстой в одноимённой повести в 1886 году. Причём литературный персонаж имел реального прототипа. Коннозаводчик А.А.Стахович (1830-1913) установил и впервые в печати опубликовал, что Холстомер и резвейший рысак графа А.Г.Орлова, производитель Хреновского конного завода вороной Мужик I, 1803 г.р., одна и та же лошадь. Мужик I был не вороно-пегим, а вороным с большими белыми отметинами на лбу и всех четырёх ногах.
Умер великий русский живописец 25 (ст.ст.) июля 1898 года там же, где и родился – в Царском Селе. Самобытный художник невероятного диапазона тем и жанров, оставил нам богатейшее наследство. Ему были подвластны и историческая, и жанровая, и батальная живопись, скульптура, но в изображении лошадей Николаю Егоровичу нет равных. Созерцая картины Сверчкова, ощущаешь глубинную, сокровенную связь русского мироощущения с лошадью: традиции, быт, представление о красоте, освоение пространств, словом, всё.
Любуешься бесподобными тройками: почтовыми, праздничными, ухарскими, написанными, кажется не кистью, а душой художника и сразу вспоминаешь известные слова Н.В.Гоголя, сравнившего Россию с птицей-тройкой. Посмотрите на эту уникальную запряжку: коренник – тело птицы, идёт уверенной рысью, а пристяжные, лишь касаются земли в галопе – два могучих крыла. И летит, летит тройка по необозримым просторам России, по пыльным дорогам и снежным полям, по лесной глухомани и степи, в дождь, в метель, в туман и буран, днём и ночью, и веришь, что не будет этому полёту конца.
Серая кобыла Волна (Лихая) с жеребёнком
Орловский жеребец Лебедь IV
3.
Орловский жеребец Горностай IV
5.
Портрет орловского рысака Кролика
6.
Ямская тройка на зимней дороге
Серия сообщений "Мир лошадей":Статьи, очерки, фотографии, рисунки, видеоматериалы, объединённые одной темой - лошади.Часть 1 - Эдвард Гал и Тотилас - бесподобный дуэт.
Часть 2 - "Душа добрый конь"
Часть 3 - Художник Николай Егорович Сверчков
Часть 4 - "Россия - страна амазонок"
Часть 5 - Краса Камарга
...
Часть 20 - Тайна единорога
Часть 21 - Фрэнк Т. Хопкинс - легендарный американский всадник
Часть 22 - Воспевая природную грацию лошади
Метки: лошади живопись лошади живопись |
"Душа добрый конь" |
Лошади – одни из самых древних и верных спутников человека. Они пашут землю, перевозят грузы, выступают в цирке, участвуют в спортивных соревнованиях. Обычное, знакомое с детства животное, тогда почему при взгляде на лошадь лица людей светлеют? Что за скрытая в них тайна, сквозь века неодолимо влекущая к себе человека?
Лошадь приручили сравнительно поздно, до неё хозяйство человека пополнили коровы, овцы, козы, свиньи. Точную дату одомашнивания установить невозможно, примерно 5 тысяч лет назад. Главный источник этих сведений – археологические раскопки. Для человека союз с лошадью послужил началом перехода на новую ступень развития, принёс великие плоды – освоение территорий, оседлую жизнь, основание цивилизаций. Одомашнивание лошади – процесс очень долгий, он занял не одно тысячелетие и продолжается по сей день. Выведено множество пород от великанов-тяжеловозов до маленьких пони и крошек фалабелл.
Существовало несколько крупных очагов древних самостоятельных культур, для которых было характерно развитие коневодства: Средняя и Малая Азия, Месопотамия, Аравия, Палестина, Египет, Индия. Замечательно, что человеческая память сохранила этот факт. Географическая карта Азии конца 15 века изображалась в виде крылатого коня. Также и народы, населявшие территорию нашей страны – южнорусские, южно-сибирские, забайкальские степи, уже в глубокой древности по достоинству оценили это уникальное животное. Для людей лошадь была всем – средством передвижения, источником мяса, молока, кожи, приносилась в жертву богам, служила предметом покупки, обмена и даже целью военных походов. У скифов коневодство было важнейшей отраслью хозяйства, снабжавшей население верховой лошадью, которая впервые стала орудием войны – непобедимая скифская конница, отбившая атаки войск Александра Македонского и римских завоевателей.
Само приручение лошади в культурах всех народов приравнивалось к подвигу, ведь на службу человек взял животное с необыкновенными достоинствами: быстрый бег, неутомимость в работе, неприхотливость, поразительное мужество и терпение, удивительная память на места и предметы – гармоничное создание, предназначенное для движения вперёд. Надо помнить, что красивое животное с “печальными” глазами во много раз больше и сильнее человека. Средний вес лошади достигает 400-600 кг, даже зубами она может перекусить ключицу, нанести травму. Обладает панорамным зрением, острым обонянием и слухом, а самое главное, огромной силой. Кто хоть раз ездил на лошади знает, как трудно привыкнуть к ощущению напряжённых мышц лошади, упруго и могуче двигающихся под тобой. Это дикая, непредсказуемая стихия, грозная и пугающая, победить которую можно лишь, победив свой страх, самого себя. Не удивительно, что тема поимки и приручения дикой лошади является распространённой в героическом эпосе многих народов, отразилась в предметах упряжи, ювелирных и культовых изделиях. Один из примеров – представленные в Эрмитаже золотые украшения скифских курганов, поражающие мастерством исполнения. (фото 1-4)
Уникальные способности лошади и уверенность, что кони не совсем животные, а немножко люди, вдохновили народы на создание множества мифов, легенд, сказок. Так появились единороги, хищные, крылатые лошади, самый известный из которых Пегас – образ вдохновения. В русских сказках – летающий Сивка-бурка, былинный конь Ильи Муромца – Бурушка, не забудем и о Коньке-горбунке. Кроме того, появились полулюди-полулошади: в греческих мифах кентавр, а у нас Полкан, т.е. полконя – знаменитая городецкая игрушка. История человечества хранит немало фактов, когда кони пользовались величайшим уважением и занимали должности. Александр Македонский так почитал мнение своего коня, что не слушал советы боевых соратников, даже назвал в честь коня город – Букефалия. Император Калигула вовсе сделал своего мудрого Инцитатуса сенатором. И в христианской традиции лошадь занимает особое место среди животных. Она единственная не только изображается на иконах воинов-мучеников, но и участвует в чудесах святых. В древнем Тихвинском монастыре есть икона, изображающая одно их чудес св.вмч. Георгия Победоносца: возвращение родителям уведённого в плен отрока – мальчик сидит на крупе коня, позади святого воина. Недалеко от Керчи у села Войково восстанавливается Катерлезский Свято-Георгиевский женский монастырь. Главной святыней этой обители была гранитная глыба, на которой стоял великомученик Георгий и его конь. В начале 30-х годов святыню взорвали, но остался кусок гранита, на поверхности которого виден отпечаток стопы святого и след от подковы его коня. Хочется отметить ещё одно обстоятельство. В 90-х годах на месте разрушенного монастыря хотели создать элитную конюшню, но дальше постройки нескольких зданий дело не пошло. Так что, в возрождающейся обители монахини во главе с матушкой Акилиной живут и молятся святому вмч. Георгию в перестроенных денниках. (фото 7)
“Душа добрый конь” – это слова их старинной песни донских казаков. Действительно, душу человека часто сравнивают с лошадью, животным сложным, в физиологии и характере которого соединены противоречивые черты: сила и беззащитность, своенравие и преданность, независимость и послушание, смелость и пугливость. Может быть благодаря этому “родству”, лошадь с древнейших времён считается лекарем. Лошадью в буквальном смысле лечили многие затяжные болезни. Конину называли не иначе как “великое” мясо и она относилась к первым средствам лечения гнойной инфекции. Использовали также копыта, мозолистый нарост на коленях и лошадиное молоко-кумыс. Ещё античные врачи, включая Гиппократа, и целители средневековья заметили, что верховая езда оказывает благоприятное воздействие на здоровье человека, укрепляет весь организм. В наше время иппотерапия, т.е. лечение лошадью, приобретает всё большее значение. Но взаимоотношения человека и лошади тем ещё уникальны, что затрагивают не только тело, но и душу, потому что помогают понять главное - самого себя. Ни один самый сложный механизм никогда не сможет заменить лошадь в самой важной работе – воспитании сердца. Правы французы, когда говорят, что человек завершает себя через лошадь. Работа с этим удивительным животным требует от человека силы, находчивости, мудрости, какой-то особой привязанности к ним, умения понимать их, жалеть и прощать. Садясь в седло, мы вступаем в никому не слышный диалог с существом наделённым умом, памятью и волей. Человек должен быть ведущим в этом диалоге, а это означает ответственность за ведомого, предоставляющего вам в распоряжение свою мощь и энергию.
На протяжении тысячелетий лошадь остаётся нашим преданным другом. Она всегда рядом, разделяя с человеком радости и беды, мирную жизнь и беспощадные войны, служа бескорыстно и искренне, ничего не требуя взамен. Лошадь всем своим существом, терпением и любовью показывает, как мы, люди, должны жить. И это бесценно!
Фотографии 1-4 - "Золото скифов" из коллекции Эрмитажа
2.
3.
4.
5.
Рисунок "Навстречу солнцу"
Уцелевшая часть гранитного камня св.великомученика Георгия Победоносца
Серия сообщений "Мир лошадей":Статьи, очерки, фотографии, рисунки, видеоматериалы, объединённые одной темой - лошади.Часть 1 - Эдвард Гал и Тотилас - бесподобный дуэт.
Часть 2 - "Душа добрый конь"
Часть 3 - Художник Николай Егорович Сверчков
Часть 4 - "Россия - страна амазонок"
...
Часть 20 - Тайна единорога
Часть 21 - Фрэнк Т. Хопкинс - легендарный американский всадник
Часть 22 - Воспевая природную грацию лошади
Метки: лошади |