ПЕРВЫЙ РУССКИЙ ИМПРЕССИОНИСТ КОНСТАНТИН АЛЕКСЕЕВИЧ КОРОВИН (1861-1939). ЧАСТЬ I
В.А. Серов (1865-1911). Портрет художника Константина Алексеевича Коровина. 1891 г.
Холст, масло. 111 х 89 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Имя первого русского импрессиониста Константина Алексеевича Коровина (1861-1939) не надо никому представлять. Коровин был талантлив во всех сферах своей многосторонней деятельности – театре, архитектуре, прикладном искусстве, на литературном поприще, но никогда не забывал живопись. Ежегодно он участвовал в выставках Московского товарищества художников, объединений «Мир искусства», «36 художников», Союза русских художников и др. К 1900-м годам популярность Коровина, освоившего импрессионистическую манеру, была столь велика, что на его живописи учились будущие лидеры «Союза»: С.А. Виноградов, А.Е. Архипов, С.Ю. Жуковский, П.И. Петровичев, Н.А. Клодт, К.Ф. Юон, Л.В. Туржанский и др. Импрессионистическими приемами «союзники» смогли обогатить художественно-пластический язык русской реалистической живописи. Молодые московские художники смогли узаконить новый тип произведения, совмещающего черты этюда и картины. br />
«ЖИВОПИСЬ, ПОХОЖАЯ НА МУЗЫКУ»
Константин Коровин (справа) с братом Сергеем. Фотография 1860-х гг. ОР ГТГ.
Константин Алексеевич Коровин родился 23 ноября (5 декабря по новому стилю) 1861 года в Москве в купеческой семье Алексея Михайловича Коровина и Аполлинарии Ивановны, урожденной Волковой. После разорения семья стала принадлежать к мещанскому сословию.
«Дом деда» в Москве на Большой Алексеевской улице (ул. Солженицына, д. 32),
где прошло детство Кости Коровина.
В 1875 году Константин в возрасте 14 лет поступает учиться в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) на архитектурное отделение. В 1876 году переводится на живописное отделение. Занимается у преподавателей Е.С. Сорокина, В.Г. Перова, И.М. Прянишникова, А.К. Саврасова. Соучениками К.А. Коровина по МУЖВЗ в то время были – И.И. Левитан, М.В. Нестеров, А.Е. Архипов, А.П. Рябушкин, С.И. Светославский. А.Я. Головин, С.В. Малютин.
Группа учеников Училища живописи, ваяния и зодчества - участников первых ученических выставок.
Слева направо: В.А. Симов, А.Ф. Протопопов, И.В. Коптев, К.Г. Косцов, Н.А. Касаткин, Н.Л. Эллерт,
Н.С. Матвеев, А.П. Мельников, А.С. Янов, Н.Н. Воронков, С.А. Коровин, И.И. Левитан, И.И. Волков,
Н.Н. Комаровский, В.С. Смирнов, А.А. Киселев, С.И. Светославский, К.А. КОРОВИН, М.Д. Фартусов,
В. Агуев, И.А. Соломин, Н.И. Шатилов, К.В. Лебедев, А.П. Рябушкин. Фотография 1880 г.
1870-е гг.
В 1870-е годы К.А. Коровин пишет произведения «Ранняя весна» (ГТГ), «Осень», «Деревенская околица», «Березы». Местонахождение этих работ неизвестно, они экспонировались на второй выставке ученических работ МУЖВЗ в 1879 году.
В 1878 году К.А. Коровин начинает получать награды и поощрения от МУЖВЗ за натурные этюды и эскизы на евангельские темы, выполненные по заданной программе. Впервые становится участником ученических выставок.
К.А. Коровин (1861-1939). Ранняя весна. Вторая половина 1870-х гг.
Холст, масло. 48,5 х 39,5 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
К.А. Коровин (1861-1939). Последний снег. 1878 г. Холст, масло. 47 х 37 см.
Музей изобразительных искусств Туркменистана, Ашхабад.
1880-е гг.
В декабре 1880 года К.А. Коровин с согласия Совета преподавателей становится стипендиатом московского генерал-губернатора, попечителя МУЖВЗ князя В.А. Долгорукова, что освобождало от внесения платы за обучение.
В этом же году летом Коровин гостит в имении княгини О.П. Орловой «Отрадино» Саратовской губернии, где исполняет картину «Пикник» (ГТГ).
К.А. Коровин (1861-1939). Пикник. 1880 г. Холст, масло. 32 х 51,2 см. Государственная Третьяковская галерея.
И эта же репродукция немного в другой тональности, мне кажется ближе к оригиналу, но хуже качеством:
К.А. Коровин (1861-1939). Пикник. 1880 г. Холст, масло. 32 х 51,2 см. Государственная Третьяковская галерея.
К.А. Коровин (1861-1939). Деревня. 1880 г. Холст, масло. 28,3 х 43,2 см. Музей-заповедник Абрамцево.
К.А. Коровин (1861-1939). В глуши. 1880-е гг. (?) Холст, масло. 53 х 75 см. Частное собрание.
К.А. Коровин (1861-1939). В парке. 1880 г. Холст, масло. 35 х 27,5 см.
Музей русского импрессионизма, Москва.
Алексей Михайлович Коровин, отец художника. Фотография 1860-х гг.
В 1881 году отец К.А. Коровина покончил жизнь самоубийством.
В 1882 году после смерти В.Г. Перова и ухода из МУЖВЗ А.К. Саврасова, К.А. Коровин, завершив курс наук, уезжает в Петербург и поступает в Императорскую Академию художеств. Но через три месяца возвращается в Москву и продолжает обучение в пейзажном классе МУЖВЗ. Живет в «Восточных меблированных номерах», в доме 12 на углу Садово-Спасской улицы и Уланского переулка.
1883 г.
В 1883 году Коровин подает прошение в МУЖВЗ о предоставлении справки об освобождении от воинской повинности и получает справку 28 июня.
В апреле удостоен малой серебряной медали за этюд масляными красками. В декабре награжден денежной премией за эскиз «Братья продают Иосифа» (местонахождение неизвестно)
К.А. Коровин (1861-1939). Осень. 1880-е гг. Холст, масло. 60 х 103 см. Национальный художественный музей
Республики Беларусь, Минск.
К.А. Коровин (1861-1939). Последний снег. 1880-е гг. Холст, масло. 28,5 х 21,5 см.
Музей-заповедник В.Д. Поленова, Тульская обл.
К.А. Коровин (1861-1939). На церковной паперти. 1881 г. Частное собрание.
К.А. Коровин (1861-1939). Семья Поленовых за столом. 1882 г.
Холст, масло. 19,2 х 41,5 см. Частное собрание, Москва.
К.А. Коровин (1861-1939). Натурщик в костюме бедуина. Этюд. 1880-е гг.
Холст, масло. 38,5 х 26,3 см. Ярославский художественный музей.
К.А. Коровин (1861-1939). Христос беседует с Никодимом. 1884 г. Фанера, масло. 14 х 24 см.
Собрание М.В. Куприянова, Москва.
1884 г.
К.А. Коровин пишет эскизы на темы, заданные МУЖВЗ: «Христос беседует с Никодимом» (Частное собрание), «Петрушка», «Смерть цыгана» (местонахождение работ неизвестно). Получает малую серебряную медаль за рисунок с натуры. Сближается с В.Д. Поленовым, посещает рисовальные вечера, устраиваемые в его московской квартире.
Знакомится с С.И. Мамонтовым, становится членом Абрамцевского художественного кружка. Впервые участвует в написании декораций (совместно с И.И. Левитаном, Н.П. Чеховым и А.С. Ясновым, по эскизам В.М. Васнецова) для постановки оперы А.С. Даргомыжского «Русалка» в Русской частной опере Мамонтова, которая открылась 9 января 1885 года.
К.А. Коровин (1861-1939). Пейзаж с прудиком (К вечеру. Пруд в Абрамцеве). 1880-е гг. Холст, масло.
23,5 x 31 см. Б. собрание Ивана Крайтора и сестры Анны Крайтор, Москва.
Иван Кондратьевич Крайтор (1880—1957) — коллекционер, художник-реставратор, посредник по продаже картин и устроитель выставок, художественный агент К.А. Коровина. В 1910-х годах - руководитель московской Галереи К. Лемерсье. По-видимому, именно тогда он сблизился с К.А. Коровиным и многими другими известными художниками и искусствоведами. После Октябрьской революции эмигрировал за границу.
К.А. Коровин (1861-1939). Звенигород. 1884 г. Холст, масло. 31,5 х 15,2 см.
Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.
К.А. Коровин (1861-1939). Речка Воря. Абрамцево. 1880-е гг.
Холст на картоне, масло. 31 х 18,4 см. Государственная Третьяковская галерея.
1885 г.
В течение года К.А. Коровин оформляет для мамонтовского театра постановки опер О. Николаи «Виндзорские кумушки» (премьера-22 января), Дж. Верди «Аида» (по восточным этюдам В.Д. Поленова, премьера - 1 апреля), Г. Доницетти «Линда из Шамуни» (премьера - 20 апреля) и «Лукреция Борджа» (премьера - 1 ноября), Л. Делиба «Лакме» (премьера - 18 ноября).
К.А. Коровин (1861-1939), совместно с М.А. Врубелем. Эскиз декорации к опере О. Николаи
«Виндзорские кумушки». 1885 г. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
К.А. Коровин (1861-1939). Городской въезд в Фивах. Эскиз декорации 2-й картины II действия оперы
Дж. Верди «Аида». 1885 г. Местонахождение неизвестно.
К.А. Коровин в 1885 г. подает прошение в МУЖВЗ на право выезда и проживания в южных губерниях России, в мае получает соответствующее разрешение. Лето вместе с В.Д. Поленовым проводит в деревне Тургенево под Подольском, где позирует учителю для картины «Христос и грешница» (1888, ГРМ).
В.Д. Поленов (1844-1927). Этюд головы Христа к картине «На Тивериадском
(Генисаретском) озере. Портрет Константина Алексеевича Коровина. 1888 г.
Холст на картоне, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
К.А. Коровин создает произведения «Деревня Тургенево», «Речка в Меньшове» (оба – Музей заповедник В.Д. Поленова), «Цыганка Азиме» (частное собрание) и «Портрет неизвестной в красном» (ГТГ). По совету Поленова копирует картины старых мастеров.
К.А. Коровин (1861-1939). Деревня Тургенево. 1885 г. Холст на картоне, масло. 21,6 х 30,6 см.
Музей-заповедник В.Д. Поленова.
К.А. Коровин (1861-1939). Речка в Меньшове. 1885 г. Бумага на холсте, масло. 33 х 50 см.
Музей-заповедник В.Д. Поленова.
К.А. Коровин (1861-1939). В дороге. 1885 г. Холст на картоне, масло. 29 x 33 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
К.А. Коровин (1861-1939). Портрет неизвестной в красном. 1885 г.
Холст на картоне, масло. 42,4 х 33,7 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
К.А. Коровин (1861-1939). Цыганка Азиме. 1885 г. Холст на картоне, масло. 26,5 х 23 см.
Частное собрание.
Осенью 1885 года К.А. Коровин совместно с И.И. Левитаном исполняет декорации по эскизам В.М. Васнецова для постановки оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка» в Русской частной опере (премьера 8 октября). 22 декабря - премьера оперы Ж. Бизе «Кармен» в декорациях по эскизам К.А. Коровина и И.С. Остроухова на сцене Русской частной оперы.
К.А. Коровин (1861-1939). Эскиз афиши к опере Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка».
Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
1886 г.
В течение года К.А. Коровин оформляет для мамонтовского театра постановки опер Н.С. Кроткова «Алая роза» (премьера-20 марта), Г. Доницетти «Фаворитка» (премьера - 6 октября), Дж. Верди «Эрнани» (премьера-3 ноября), Ф. Обера «Фенелла» (премьера - 28 ноября), А. С. Даргомыжского «Каменный гость» (премьера - 17 декабря), Дж. Пуччини «Призраки» (премьера - 28 декабря).
Весна 1886 г. В вечернем натурном классе МУЖВЗ знакомится с В.А. Серовым.
Лето. В имении В.С. Трифоновского под Полтавой знакомится с М.А. Врубелем.
Осень. Участвует в конкурсе на большую серебряную медаль, но не получает ее. Оканчивает МУЖВЗ со званием неклассного (свободного) художника.
Исполняет произведения «Портрет С.Н. Голицыной», «В комнате» (оба - ГТГ).
К.А. Коровин (1861-1939). Портрет княгини Софьи Николаевны Голицыной,
урожденной Деляновой. 1886 г. Холст, масло. 146 х 84 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
К.А. Коровин (1861-1939). В комнате. 1886 г. Холст на картоне, масло. 29,2 х 27,8 см.
На картине изображены И.И. Левитан и К.А. Коровин.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
К.А. Коровин (1861-1939). В купе. Этюд. 1886 г. Холст на картоне, масло.
24,7 х 17,5 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
К.А. Коровин (1861-1939). Неудача. 1886 г. Холст, масло. 53,8 х 35,8 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
К.А. Коровин (1861-1939). Вечер. 1886 г. Холст, масло. 27 х 41 см. Частное собрание, Москва.
К.А. Коровин (1861-1939). Пейзаж с сараем. 1880-е гг. Холст, масло. 52 x 38 см.
К.А. Коровин (1861-1939). Ручей. Этюд к картине «Северная идиллия». 1886-1888 гг.
Холст, масло. 88,8 x 71 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
К.А. Коровин (1861-1939). Пейзаж с мостиком. 1886 г. Частное собрание, Москва.
1887 г.
К.А. Коровин оформляет для мамонтовского театра оперу B. Беллини «Норма» (премьера - 9 января).
Апрель. Пишет эскизы декораций к оперетте A. Салливена по либретто У. Джильберта «Микадо» для Алексеевского кружка (впоследствии Общество искусства и литературы), премьера - 18 апреля.
Май-июнь. Сопровождает труппу Русской частной оперы на гастролях в Харькове.
Лето. Работает с В.Д. Поленовым в Жуковке на Клязьме. Совершает с С.И. Мамонтовым поездку во Владимир.
В 1897 году Константин Коровин впервые выезжает за границу в Париж, где восхищен импрессионистами. Эта поездка сильно изменила его творчество, оказав на молодого художника очень большое влияние. В Париже он до эмиграции побывает еще два раза в 1892 и 1893 годах.
Создает картины: «Портрет хористки» (ГТГ), «Муза» (ГТГ)
К.А. Коровин (1861-1939). Портрет хористки. 1887 г. Холст, масло. 53,5 х 41,2 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва. Картина ранее датировалась 1883 годом.
На обороте картины рукой художника написано: «В 1883 году в Харькове портрет хористки. Писано на балконе в общественном коммерческом саду. Репин сказал, когда этюд ему показал Мамонтов С.И., что он Коровин пишет и ищет чтото другое, но к чему это - это живопись для живописи только. Серов еще не писал в это время портретов. И Живопись этого этюда находили не понятной!!?? Так, что Поленов просил меня убрать этот этюд с выставки., т.е. он не нравится ни художникам, ни членам - Г.Мосолову и еще каким то. Я не был с этим согласен и этюд этот был снят с выставки. Модель это была женщина не красивая даже несколько уродливая. Константин Коровин».
К.А. Коровин (1861-1939). Муза. 1887 г. Холст, масло. 195,8 х 72,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Слева внизу подпись: Constantin Korovine, Paris 1897. Дар семьи художника-реставратора
Ивана Крайтора Музею-мастерской А.К. Коровина в Гурзуфе, откуда картина перешла в ГТГ.
К.А. Коровин (1861-1939). Портрет художника Н.Д. Кузнецова. 1887 г. Рисунок.
Музей-заповедник В.Д. Поленова.
1888 г.
1888 год был очень плодотворным в творчестве К.А. Коровина.
В марте для Алексеевского кружка к инсценировке «Села Степанчикова и его обитателей» Ф.М. Достоевского художник исполняет декорации для II действия.
Лето-осень. Живет в Жуковке в семье Поленовых, где одновременно с ним гостят В.А. Серов, М.В. Якунчикова, Е.Д. Поленова, И.С. Остроухов, М.В. Нестеров.
Создает картины «За чайным столом», «Осень. Аллея в Жуковке», «Настурции» (все - Музей-заповедник В.Д. Поленова), «В лодке» (ГТГ).
К.А. Коровин (1861-1939). За чайным столом. 1888 г. Холст на картоне, масло. 48,5 х 60,5 см.
Музей-заповедник В.Д. Поленова.
Картина написана на даче В.Д. Поленова в подмосковной Жуковке. Изображены Е.Д. Поленова,
В.А. Зиберов, Н.В. Поленова и М.В. Якунчикова.
К.А. Коровин (1861-1939). За чайным столом. Фрагмент (1). 1888 г. Холст на картоне, масло.
Музей-заповедник В.Д. Поленова.
К.А. Коровин (1861-1939). За чайным столом. Фрагмент (2). 1888 г.
Холст на картоне, масло. Музей-заповедник В.Д. Поленова.
К.А. Коровин (1861-1939). В лодке (К.А. Коровин и М.В. Якунчикова). 1888 г.
Холст, масло. 53,5 х 42,5 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
К.А. Коровин (1861-1939). В лодке. Эскиз к одноименной картине. 1888 г.
Холст, масло. 48 х 32 см. Частное собрание.
К.А. Коровин (1861-1939). Портрет художницы М.В. Якунчиковой. Этюд к картине
«В лодке». 1888 г. Холст, масло. 47 х 36,5 см. Дальневосточный художественный музей,
Хабаровск.
К.А. Коровин (1861-1939). Портрет художницы М.В. Якунчиковой.
Этюд к картине «В лодке». 1888 г. Холст, масло. 30,5 х 16 см.
Серпуховский историко-художественный музей.
К.А. Коровин (1861-1939). Осень. Аллея в Жуковке. 1888 г. Холст на картоне, масло.
57,8 х 47,8 см. Музей-заповедник В.Д. Поленова.
К.А. Коровин (1861-1939). Настурции. 1888 г. Холст, масло. 30 х 45 см. Музей-заповедник В.Д. Поленова.
К.А. Коровин (1861-1939). Терраса в Жуковке. 1888 г. Музей-заповедник В.Д. Поленова.
К.А. Коровин (1861-1939). На реке. 1888 г. Холст на картоне, масло. 41,5 х 60 см.
Башкирский государственный художественный музей им. М.В. Нестерова, Уфа.
К.А. Коровин (1861-1939). Пейзаж с лодкой. 1880-е гг. Холст, масло. 48,5 х 31,3 см.
Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск.
К.А. Коровин в 1888 году участвует в VIII выставке МОСХ, где за картину «За чайным столом» получает вторую премию за жанр, а за работу «Осень. Аллея в Жуковке» - третью премию за пейзаж.
Пишет «Портрет художника М.Х. Аладжалова» (местонахождение неизвестно).
В ноябре-декабре совместно с С.И. Мамонтовым совершает заграничную поездку по Италии и Франции (по февраль 1889 г).
Создает произведения «С.И. Мамонтов во Флоренции», «Улица во Флоренции в доҗдь» (обе - ГТГ), «Милан» (Музей-заповедник В.Д. Поленова).
К.А. Коровин (1861-1939). Савва Иванович Мамонтов во Флоренции. 1888 г.
Холст, масло. 59,5 х 46 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
К.А. Коровин (1861-1939). Улица во Флоренции в дождь.
1888 г. Холст, масло. 38,8 х 20 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
К.А. Коровин (1861-1939). Улица во Флоренции в дождь.
Эскиз. 1888 г.
К.А. Коровин (1861-1939). Милан. 1888 г. Холст, масло. 31,5 х 23,5 см.
Музей-заповедник В.Д. Поленова.
К.А. Коровин (1861-1939). Улица южного города. Этюд. Конец 1880-х гг.
Ярославский художественный музей.
К.А. Коровин (1861-1939). Набросок (1) в дневнике С.И. Мамонтова.
1888 г. РГАЛИ, Москва.
К.А. Коровин (1861-1939). Набросок (2) в дневнике С.И. Мамонтова. 1888 г.
РГАЛИ, Москва.
К.А. Коровин (1861-1939). Пристань на Волге. 1888 г. Холст, масло. 24 х 38 см.
Частное собрание, б. Чехословакия.
К.А. Коровин пишет эскизы декораций к первому спектаклю Общества искусства и литературы (исполнялись «Скупой рыцарь» А.С. Пушкина, сцены из трагедии «Годуновы» А.Ф. Федотова и «Жорж Данден» Ж. Мольера, премьера-8 декабря).
В декабре 1888 года совершает поездку в Испанию.
Пишет работу «В испанской таверне» (ГИГ), эскиз «Испанка» (частное собрание), приступает к созданию картины «У балкона. Испанки Леонора и Ампара» (1888-1889, ГТТ).
К.А. Коровин (1861-1939). В испанской таверне. 1888 г. Холст, масло. 39,5 х 53,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
К.А. Коровин (1861-1939). Ночь в Испании. Декабрь 1888 г. Холст, масло. 35,5 х 22,8 см.
Подписано KOROVIN-Spain. Частное собрание.
К.А. Коровин (1861-1939). Улочка в Испании. 1880-е гг.
Холст на картоне, масло. 40 х 25,5 см. Галерея Даев-33, Москва.
К.А. Коровин (1861-1939). 1. Испанка. 1888-1889 гг. Холст на картоне, масло. 2. Испанка. Этюд.
1888-1889 гг. Холст. масло. 61,8 х 25,5 см. Собрание А.И. Подтынниковой, Москва.
1889 г.
Становится активным участником московской художественной жизни, регулярно посещает вечера Московского общества любителей художеств (МОЛХ) на улице Малая Дмитровка.
Пишет декорацию для художественного бала, устроенного в Москве Обществом искусства и литературы 18 февраля.
Весна. Путешествует с В.Д. Поленовым на пароходе по Оке от Серпухова до Алексина, исполняет этюды.
К.А. Коровин (1861-1939). На палубе парохода. Неоконченное полотно
для картины «Пароход в Костроме». 1889 г. Холст, масло. 150 х 91 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
К.А. Коровин (1861-1939). Белые ночи. 1880-е гг. Холст, масло. 40 х 25,5 см.
Собрание В.В. Тэна, Москва.
Весной К.А. Коровин едет с С.И. Мамонтовым во Францию, где пишет картины «Т.С. Любатович в Дьеппе», «Морской берег в Дьеппе» (обе - ГТГ).
Лето. Гостит в имении соученицы по МУЖВЗ E.Н. Орловой «Отрадино» Саратовской губернии. Создает портрет ее матери, княгини О.П. Орловой (1889, ГТГ) и картину «Мальвы в Саратовской губернии» (1889, Музей-заповедник В.Д. Поленова).
К.А. Коровин (1861-1939). Т.С. Любатович в Дьеппе. 1889 г. Холст, масло. 40,2 х 32,6 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
К.А. Коровин (1861-1939). Морской берег в Дьеппе. 1889 г. Дерево, масло. 32,6 х 41 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
К.А. Коровин (1861-1939). Портрет княгини Ольги Орловой. 1889 г.
Холст, масло. 159,5 х 82,2 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
К.А. Коровин (1861-1939). Мальвы в Саратовской губернии. 1889 г. Холст, масло. 38,5 х 61 см.
Музей-заповедник В.Д. Поленова.
К.А. Коровин (1861-1939). Мариуполь. 1889 г. (?) Холст, масло. Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург.
Совместно с С.И. Мамонтовым и его сыном Всеволодом едет в Мариуполь, где исполняет многочисленные этюды с видами Азовского моря.
В августе, как актер Коровин участвует в постановке пьесы С.И. Мамонтова «Черный карбон» на домашней сцене в Абрамцеве.
Вместе с Саввой Ивановичем Мамонтовым путешествует по Италии, где пишет картины «Сад в Италии», «Итальянский пейзаж» (обе - Музей-заповедник «Абрамцево»).
К.А. Коровин (1861-1939). Сад в Италии. 1889 г. Музей-заповедник Абрамцево.
К.А. Коровин (1861-1939). Итальянский пейзаж. 1889 г. Музей-заповедник Абрамцево.
Осенью Коровин сопровождает Мамонтова в его поездке на Кавказ, привозит работы «На Кавказе. Сидящие горцы», «Покупка кинжала» (оба - ГТГ).
Вместе с труппой Русской частной оперы уезжает на гастроли в Тифлис.
К.А. Коровин (1861-1939). Тифлис. 1889 г. Холст, масло. 15,3 х 25 см.
К.А. Коровин (1861-1939). Покупка кинжала. 1889 г. Холст, масло. 65 х 46,7 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
К.А. Коровин (1861-1939). Кавказ. Монастырская стена. 1889 г. Дерево, масло. 10 х 17 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
К.А. Коровин (1861-1939). Встреча. 1889 г. Холст, масло. 81,3 х 114,3 см.
К.А. Коровин (1861-1939). Под Тифлисом. Духан. 1899 г. Бумага, смешанная техника. 14,2 х 48,8 см.
Частное собрание.
К.А. Коровин (1861-1939). На Кавказе. Сидящие горцы. 1889 г. Холст, масло. 45,5 х 67 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
К.А. Коровин (1861-1939). Портрет грузинки. 1889 г. Холст, масло. 37,5 х 51,5 см.
Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.
К.А. Коровин (1861-1939). Сумерки в комнате. 1889 г. Холст, масло.
71,2 х 48,8 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
К.А. Коровин (1861-1939). Бал-маскарад в Париже. 1889 г. Картон, масло. 47 х 38 см.
Частное собрание.
К.А. Коровин (1861-1939). Портрет Т.С. Любатович. 1889 г. Холст, масло. 107 х 81,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Насчет атрибуции этого портрета мнения искусствоведов категорически разошлись – Р.И. Власова (1969) и А.П. Гусарова (1990) утверждают, что это портрет О.Н. Алябьевой, есть даже мнение, что это жена художника Анна Яковлевна Фидлер, однако в каталоге последней персональной выставки, посвященной 150-летию К.А. Коровина, портрет приписывается Т.С. Любатович. А вот настоящий портрет оной.
К.А. Коровин (1861-1939). Портрет Т.С. Любатович (1859-1932). 1880-е гг.
Холст, масло. 160 х 84 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Декабрь. Вместе с В.А. Серовыми М.А. Врубелем переселяется в кабинет дома С.И. Мамонтова на Большой Садовой улице, где готовит декорации к спектаклю по пьесе С.И. Мамонтова «Царь Саул» для домашней сцены.
В феврале 1889 года нa XVII выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников» ТПХВ) экспонирует картину «У балкона. Испанки Леонора и Ампара». Становится экспонентом ТПХВ.
К.А. Коровин (1861-1939). У балкона. Испанки Леонора и Ампара. 1888-1889 гг.
Холст, масло. 62 х 39 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
На выставке картин МОЛХ демонстрирует работу «Охотники» (местонахождение неизвестно).
Одновременно с В.А. Серовым Коровин создает «Портрет Анджело Мазини» (1845-1926)
К.А. Коровин (1861-1939). Портрет итальянского певца Анджело Мазини. 1890 г.
Холст, масло. 105 х 71,2 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
В.А. Серов (1865-1911). Портрет итальянского певца Анджело Мазини. 1890 г.
Холст, масло. 89,5 х 70,8 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
К.А. Коровин (1861-1939). Портрет Мамонтовой. 1910-е гг. Национальный художественный музей
Республики Беларусь, Минск.
К.А. Коровин уезжает в Париж, где пишет картины с видами порта в Марселе: две под названием «Порт в Марселе» (обе - ГТГ) и «Корабли в Марселе» (Ярославский художественный музей).
Участвует во II этюдной выставке МОЛХ, где экспонирует работу «Улица во Флоренции в дождь» (1888, ГТГ), пейзажи Азовского моря, Ялты, Испании.
В канун 1890 года совместно с В.А. Серовым снимает мастерскую в доме И.Ф. Червенко на Долгоруковской улице (№ 78-80), где они работают над эскизом композиции «Хождение Христа по водам» (ГРМ) для церкви Косьмы и Дамиана в Костроме, в приходе Ново-Костромской льняной мануфактуры.
К.А. Коровин (1861-1939). Хождение Христа по водам (Jesus Walks on Water). Эскиз композиции
для церкви Косьмы и Дамиана в Костроме, 1890 г. Холст, масло. Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург.
1891 г.
К.А. Коровин (1861-1939). Осень. 1891 г. Холст, масло. 175 х 132 см.
Нижегородский государственный художественный музей.
Зима. К.А. Коровин участвует в XIX выставке «передвижников» ТПХВ, где экспонирует картину «Осень» (1891, НГХМ).
Весна. С В.А. Серовым отправляется на этюды во Владимирскую губернию.
Март-апрель. Пишет «Портрет итальянской певицы Солюд Отон» (Частное собрание), выступавшей в составе итальянской труппы в Русской частной опере.
К.А. Коровин (1861-1939). Портрет итальянской певицы Солюд Отон-1. 1891 г.
Холст, масло. 47 х 37 см. Собрание Е.В. и Т.В. Гельцер, Москва.
К.А. Коровин (1861-1939). Портрет итальянской певицы Солюд Отон-2. 1891 г.
Холст, масло. 47 х 37 см. Собрание Е.В. и Т.В. Гельцер, Москва. (Открытка).
Осенью 1891 года В.А. Серов создает в мастерской Коровина его знаменитый портрет, ныне находящийся в Третьяковской галерее.
Октябрь. Коровин гостит в усадьбе Поленовых в Бёхове.
Ноябрь. Участвует в выставке в пользу голодающих, где экспонирует картину «Мостик» (1891, ГТГ), приобретенную А.П. Ланговым.
К.А. Коровин (1861-1939). Мостик. 1891 г. Холст, масло. 45 х 63 см. Государственная Третьяковская галерея,
Москва. И еще есть один «Мостик» наподобие из Русского музея:
К.А. Коровин (1861-1939). Пейзаж с мостом. Конец 1880-х гг. Холст на картоне, масло. 70 х 89 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
В конце года К.А. Коровин оформляет благотворительный базар в пользу пострадавших от неурожая.
Совместно с В.Д. Поленовым оформляет постановку оперы В. Глюка «Орфей» для Русской частной оперы.
У Саввы Ивановича Мамонтова. Среди присутствующих: В.А. Серов, К.А. Коровин, С.И. Мамонтов,
И.Е. Репин, В.И. Суриков, М.М. Антокольский и др. Фотография. Конец 1880-х гг.
ЛИТЕРАТУРА
Б. Терновец. «Коровин – Серов». Государственное издательство, 1925 г.
(Серия «Искусство». Редакция П.П. Муратова). Одна из первых советских книг
о К. Коровине и В. Серове.
ИСТОЧНИКИ:
Константин Коровин. Живопись. Театр. Каталог выставки в Государственной Третьяковской галерее
к 150-летию со дня рождения. 29 марта – 12 августа 2012 г. Редакторы Л.И. Иовлева, О.Д. Атрощенко,
Г.С. Чурак. Москва, 2012 г. – Стр. 31-85, 385-387.
1. http://www.art-catalog.ru/gallery.php?id_psort=2&id_pview=2&count_pic=-1&id_artist=19. 316 картин.
2. https://artchive.ru/konstantinkorovin/works. 404 работы
3. http://www.artnet.com/artists/konstantin-alexeievitch-korovin/ 1363 картин.
4. http://www.artnet.com/artists/konstantin-alexeievitch-korovin/ 1363 карт.
5. Константин Коровин вспоминает. М., 1990 г. Полный текст
(Продолжение следует)
P.S.
О Константине Коровине написано очень много. Если раньше, лет этак 10-15 назад, такие сведения в интернете были в дефиците, то сейчас… Если набрать в поисковике фамилию «Константин Коровин», то Гугл через секунду выдаст 171.000 результатов, а Яндекс - 2 млн. Поэтому заранее предупреждаю – не ищите в моих постах подробностей личной жизни Константина Алексеевича, только основные вехи «Родился – учился – работал… и умер». Моя задача другая, за 20 лет в моей копилке накопилось около 2000 работ К. Коровина, и по мере сил и возможностей я постараюсь их выложить, иногда даже в ущерб их качеству. В Москве в 2016 году открылся Музей русского импрессионизма, про который в народе шутят «Музей того, чего у русских нет», я постараюсь доказать обратное.
До скорой встречи!
br />