-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Feigele

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.04.2013
Записей: 7362
Комментариев: 2423
Написано: 10131


ЖЗЛ (КИРИАК КОСТАНДИ. ХУДОЖНИК И ПЕДАГОГ, ГОРДОСТЬ ОДЕССЫ)

Воскресенье, 20 Мая 2018 г. 15:51 + в цитатник
Цитата сообщения Парашутов ЖЗЛ (КИРИАК КОСТАНДИ. ХУДОЖНИК И ПЕДАГОГ, ГОРДОСТЬ ОДЕССЫ)

Рассказав вам о картине "У больного товарища" одесского художника-жанриста Кириака Костанди, решил о самом авторе и героях его полотна сделать отдельные биографические материалы для своей серии ЖЗЛ. И сам поближе познакомлюсь с живописцами, имена которых не на слуху, и вас заодно познакомлю. Нет, конечно "Цветущая сирень" или "Страстной четверг" - известные работы Костанди, но много ли мы знаем о самом художнике? Я-то точно не знаток его творчества! Вот и стираю очередное "белое пятно" своего незнания. Вы со мной?

Кириак Константинович Костанди

3 (16) октября 1852, Дофиновка, Херсонской губернии - 31 октября 1921, Одесса



Кириак Константинович Костанди

Российский и украинский живописец греческого происхождения, жанрист, пейзажист, портретист, педагог.
Родился в бедной многодетной семье греческого рыбака. Его отец - Константин Костантиди Василькети - был выходцем с греческого острова Санторино. По семейным преданиям, отец художника во время плавания по Черному морю был якобы захвачен пиратами, высажен на какой-то остров, а уже позднее переехал в Дофиновку. Здесь он женился на дочери греческого рыбака Фотине Филиолог. Фамилия Костанди появилась у Василькети уже в России от несколько видоизмененного произношения отчества - Костантиди. Кириак был шестым ребенком в семье, в девятилетнем возрасте он лишился отца и в 1862 году устроился работать в Одессе в бакалейную лавку, затем работал в винном погребе Курлэ и в кабачке "Алазань". Уже тогда мальчик увлекался рисованием. Однажды его рисунки увидел фотограф Бюллов и пригласил ретушером к себе в мастерскую, где Кириак проработал два года.
В 1870 году Костанди поступил в бесплатные классы рисовальной школы Одесского общества изящных искусств. В 1873 году за предоставленные к выпускным экзаменам пять портретов, исполненных маслом, четыре натюрморта и шесть карандашных рисунков, он получил серебряную медаль. Его работы в числе лучших были посланы в Академию художеств, но для поступления в Академию у Костанди не было средств. Поступлению в Академию помог счастливый случай.




Костанди писал в своей автобиографии: «Проездом через Одессу, гостил у своей дочери Ольги Латри, Иван Константинович Айвазовский. Через добрейшего Бертрани, владельца литейного завода, и греческого консула И.Ю. Вутчина, я был представлен Айвазовскому, который одобрительно отозвался о моих работах, чем и повлиял на И.Ю. Вутчина, оказавшего мне начальную материальную поддержку. Айвазовский написал письмо на имя конференц-секретаря Академии художеств П.Ф. Исаева, в котором просил последнего обратить внимание на «труды» молодого человека… из одесских греков Кирило Костанди, имеющего большие способности».
В 1874 году Костанди успешно сдал экзамены в Академию и был зачислен вольнослушателем в класс голов, в следующем году переведен в натурный класс, а в 1877 году стал официально студентом Академии в студии мастера исторической, жанровой и портретной живописи Павла Петровича Чистякова (5 июля 1832 - 11 ноября 1919).



Илья Репин Портрет художника П.П.Чистякова. 1878 г Третьяковская галерея

Условия жизни Костанди в Петербурге были тяжкими, из-за постоянной нужды в деньгах ему приходилось подрабатывать частными уроками. Но в Академии он занимался успешно, получив в 1876 году две малые серебряные медали. С 1879 по 1881 год Кириак посещает педагогические курсы при Академии художеств для подготовки преподавателей рисования в средних учебных заведениях. В 1879 году студенту была присуждена Большая серебряная медаль, а 16 мая 1881 года – еще одна «за художественные работы по натурному живописному классу». Мечтой юноши было участие в академическом конкурсе и получение золотой медали для получения звания классного художника определенной степени. Степень медали автоматически присваивала художнику звание этой же степени.

Летом 1881 года, на летних каникулах, Кириак вместе со своими сокурсниками по Академии Афанасьевым, Дубовским и Кудрявцевым поехал в село Бутырки Орловской губернии на этюды. В конце 1881 года Кириак обратился в правление Академии с просьбой ходатайствовать о принятии им русского подданства, и это прошение было удовлетворено. 22 октября 1882 года художник окончил Академию со званием классного художника третьей степени и остался жить и работать в Петербурге. В 1884 году Костанди дебютировал на 12-ой Передвижной выставке картиной «У больного товарища», которую положительно оценили многие рецензенты выставки. Илья Репин тогда же посоветовал П.М. Третьякову приобрести ее для своей галереи, где она находится и сегодня.



Кириак Костанди У больного товарища. 1884 г. Третьяковская галерея

А дальше, по одним источникам в 1884 году, а по другим – в 1885 году, Костанди покинул Петербург и вернулся в Одессу. Неточность даты возвращения следует из цитат его биографий: «Ему тесно было работать в рамках академической рутины, и в 1884 году он сделал решительный шаг: бежал от тусклого петербургского неба и поселился в солнечной Одессе», и еще - «В начале 1885 года Костанди возвращается на Украину, навсегда сохранив благодарность городу, в котором началась его долгая жизнь в искусстве».
В том же 1885 году Костанди представил на XIII выставке передвижников новые работы - жанровые произведения «Прощание» и «В люди».



Кириак Костанди В люди. 1885 г.

Еще одна одноименная картина была написана художником позже.



Кириак Костанди В люди.

8 февраля 1885 года в Одесской рисовальной школе при Обществе изящных искусств началась и преподавательская деятельность Костанди в должности старшего преподавателя. В 1899 году школа была переименована в «Художественное училище Общества изящных искусств в Одессе» и поступило в введение Академии художеств. Высокая эрудиция, душевность и скромность сделали Костанди самым популярным и авторитетным преподавателем рисовальной школы. Как пишут о нем историки, «В Костанди сочеталось терпение учителя, разум воспитателя и дарование живописца».



Кириак Костанди Девочка в голубой пелеринке. 1888 г.



Кириак Костанди Пастушок.

Тридцать пять лет художник руководил натурным классом, он воспитал целую плеяду художников, среди которых такие известные живописцы Петр Нилус, Степан Колесников, Исаак Бродский, Митрофан Греков, Алексей Шовкуненко и многие другие.



Петр Нилус Автопортрет в белой блузе. 1935 г.
Исаак Бродский Автопортрет. 1914 г.
Алексей Шовкуненко Автопортрет. 1910 г.

Педагог самого Кириака – П.П. Чистяков, отмечал: «Костанди, судя по его ученикам, приезжающим в Академию, учит их беседовать с природой, открывает им тайну ее очарования и тонко истолковывает ее сущность».
А Илья Репин писал в 1890 году Стасову: «В Одессе, в Школе рисования, Костанди необыкновенно хорошо ведет свой класс - результаты прекрасные!» Самим же студентам-одесситам Илья Ефимович говорил, что у них есть исключительный художник - Костанди, который «может дать не только не меньше любого из преподавателей Академии, но даже в некотором отношении и больше». В 1899 году Костанди получил звание профессора и должность руководителя мастерской станковой живописи.
Что касается творчества, то в начале 1887 года Костанди выезжает за границу «в интересах развития Южнорусской школы живописи». В поездку Кириак отправился вместе со своими коллегами – преподавателями Одесской рисовальной школы братьями Николаем и Дмитрием Кузнецовыми. Они посетили Францию, Германию, Австрию и Италию.
После возвращения художник экспонировался на 17-ой передвижной выставке с картинами «Девочка с гусями» (1888) и «Больная на даче», на которой изображена старшая сестра художника Анастасия, тяжело болевшая в тот год.



Кириак Костанди Девочка с гусями. 1888 г.

В 1889 году художник женился Ефросинии Кузьминичны Князевой (1863-1947). В следующем году, 1890 году, Костанди написал портрет жены, который экспонировался на Первой выставке ТЮРХа (Товарищества южнорусских художников в Одессе). Свою супругу художник писал еще несколько раз, первый из них в 1885 году, когда они познакомились.



Кириак Костанди Портрет Евдокии Кузьминичны Костанди, урожденной Князевой (1863-1947), жены художника. 1890 г.

В этом же 1890 году в молодой семье родилась дочь Анна - первая из девяти будущих детей. В 1893 году на 21 Передвижной выставке художник представил картину под названием «Первенец», написанную им в 1891 году на даче под Винницей, на которой, как утверждают историки, он изобразил старшую дочь. Следом за Анной в семье родились сыновья Павел (в 1892) и Андрей (в 1893), затем дочери Елена (в 1895), Любовь (в 1897) и Серафима (в 1900). В 1901 году родился самый младший сын – Михаил.



Семья Костанди 1902 год.



Семья Костанди 1910 год.

Весной 1889 года Костанди приступил к работе над картиной «Страстной четверг (На Севере)», этюды к которой были написаны еще в Петербурге.



Кириак Костанди Страстной четверг (На Севере). 1904 г. Одесский художественный музей
Эта картина датирована 1904 годом, поскольку с некоторых своих работ художник со временем делал авторские копии.

С начала 1890-х годов художник активно участвовал в выставках «передвижников» и одесского ТЮРХа. Одна из успешных картин этого периода – «Ранняя весна» (1890), которая была отмечена дипломом и Большой бронзовой медалью на Всемирной Парижской выставке 1900 года.



Кириак Костанди Ранняя весна. 1915 г. Одесский художественный музей

В 1890 году при активном участии Костанди группа одесских художников по примеру передвижников организовала Товарищество южнорусских художников, которое просуществовало до 1920 года. Ежегодно в октябре месяце Товарищество устраивало выставки, в которых принимали участие художники всей Украины.



Кириак Костанди Солнечный день 1890 г. Национальный художественный музей Украины, Киев



Кириак Костанди Варят варенье. 1891 г.

Среди членов Товарищества были такие мэтры, как Айвазовский, Серов, Пимоненко, Н. Мурашко, Пастернак, Браз, Головин, Лансере и другие. Костанди был председателем ТЮРХа с 1902 по 1920 год. В 1894 году Костанди был делегирован от Одессы на I съезд русских художников и любителей искусства.



Кириак Костанди На даче. Полдень. 1892 г. Одесский художественный музей

Весной 1894 года художник вместе со своими учениками Евгением Иосифовичем Буковецким (1886-1948) и Петром Александровичем Нилусом (1869-1943) второй раз отправляется во вторую заграничную поездку, посещая вновь Францию, Австрию и Германию, интересуясь развитием изобразительного искусства в Европе. В 1897 году Костанди становится официально членом Товарищества передвижных художественных выставок.



Кириак Костанди с женой 1900 г.



Кириак Костанди Дама с письмом (этюд). 1900-е гг.

В 1900 году художник вновь с учениками в третий раз совершает поездку за границу, после которой приступает к работе над одним из лучших своих произведений – картиной «Цветущая сирень» (1902). Замысел картины возник у художника, когда он снимал дачу, принадлежащую монастырю в районе Большого фонтана. Среди послушников был молодой Василий Алексеев, который сблизился с художником и под его влиянием оставил монастырь и поступил в Одесское художественное училище. Считается, что Алексеев стал прототипом инока на картине «Цветущая сирень».



Кириак Костанди Цветущая сирень. 1902 г. Одесский художественный музей

На 13 выставке ТЮРХа картину назвали «...трудом, достойным самого серьезного внимания, как с точки зрения идейного требования, так и с точки зрения живописи». В 1907 году художник был избран действительным членом Императорской Академии художеств.
С 1917 года, продолжая преподавательскую работу, Кириак Константинович назначается директором Одесского городского художественного музея, одним из инициаторов создания которого он был в 1898 году. После этого назначения вся семья поселилась в правом крыле музея по ул. Софиевской. Кроме того, после революции художник работал экспертом местной комиссии по охране памятников старины.
Последнее десятилетие художественной жизни художника характеризуется снижением творческой активности. Объяснением может служить ухудшение состояния здоровья, работа в училище и общественные нагрузки, большая семья в восемь детей и трудные материальные условия, вынуждающие шестидесятипятилетнего мастера вновь заняться частными уроками.



Кириак Костанди На лугу.



Кириак Костанди Стога.

В 1910 году Костанди писал Репину: «Хотел бы, чтобы Ваше пожелание быть продуктивнее исполнилось, но это вряд ли осуществимо при условиях, в каких приходится работать теперь, на склоне лет, когда условия окружают не менее тяжелые, чем были в юные годы. Только сильная любовь к природе, к искусству спасет меня от окончательного омертвения, если оно еще не наступило».
В 1915 году на 25 выставке Товарищества южнорусских художников экспонировалась наиболее крупное произведение последних лет его жизни – картина «Галки (К осени)».



Кириак Костанди Галки. К осени. 1915 г. Одесский художественный музей

Силы художника подорвала болезнь сердца. В начале 1920 года состояние художника значительно ухудшилось и врачи посоветовали ему не перегружать себя работой и летом отдохнуть на даче.



Кириак Костанди Пастушок. Мальчик с гусями. 1918 г. Одесский художественный музей

Последнее лето Костанди провел на своей даче Большого Фонтана, но при этом написал немало этюдов – дачных пейзажей.



Кириак Костанди Пейзаж.

Осенью Костанди вновь приступил к работе в училище и музее, но вскоре опять заболел и был направлен в санаторий на Французском бульваре. Там художник написал свои последние работы – пейзаж сада с видом на здание санатория и автопортрет.



Кириак Костанди Автопортрет. 1921 г.

Несмотря на санаторное лечение, 31 октября 1921 года художник умер в возрасте 69 лет. Похоронен Костанди был на Втором городском кладбище.



Могила К.К.Костанди

После смерти художника его самый младший сын, двадцатилетний Михаил занял должность директора музея. В 1929 году Михаил Костанди вместе с женой уезжает работать в Москву, спустя полвека, в 1978 году, он возвращается в Одессу, где пишет «Воспоминания об отце». Группа учеников и последователей художника уже в 1922 году организовала в Одессе художественное Общество имени Костанди, которое просуществовало до 1929 года.
После смерти художника его творческое наследие оставалось у жены, после смерти Ефросинии Кузьминичны в 1947 году, картины, эскизы и рисунки поделили между собой наследники и потихоньку стали продавать в музеи и частные коллекции.



Кириак Костанди Одинокий. Этюд к картине. 1890-е гг.



Кириак Костанди Одинокий.

Но были и счастливые исключения. Так, в 1976 году дочь художника Любовь Кириаковна передала в фонд Одесского художественного музея 73 рисунка и 29 этюдов. Картины Костанди находятся также в музеях Киева, Москвы и Петербурга.
Его имя носит улица Одессы и художественная школа города.



Барельеф с портретом Костанди над входом в Одесскую художественную школу, носящую его имя.

В сентябре 2010 года во дворе дома № 46 на улице Пастера, где Костанди жил в 1910-1911 годах, в рамках программы «Любимый город» был открыт памятник художнику (скульптор Зоя Ломыкина, архитектор Владимир Бреславец), а чуть позже Всемирный клуб Одесситов на стене этого же дома установил мемориальную доску (скульптор Александр Князик).



Памятник К.К.Костанди во дворе дома № 46 на улице Пастера.



Мемориальная доска художника на доме № 46 на улице Пастера.

Основные источники - сайт Одесской художественной школы им. Костанди и Форум сайта Artinvestment.ru

b295a26142b9(147x40, 0 Kb)



Серия сообщений "Украина":

Часть 1 - ОКНА ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКОВ (ЧАСТЬ 49 - ОКНА ТАТЬЯНЫ ЯБЛОНСКОЙ)
Часть 2 - ЖЗЛ (ХОЗЯЙКА МАГИЧЕСКИ-НАИВНОГО МИРА ОЛЬГА КВАША)
...
Часть 24 - ЖЗЛ (АЛЕКСАНДР СТИЛИАНУДИ. ГРЕК, ОДЕССИТ, ПЕЙЗАЖИСТ, ПЕДАГОГ.)
Часть 25 - ЖЗЛ (ХАРЛАМПИЙ КОСТАНДИ. ЕЩЕ ОДИН КОСТАНДИ?!)
Часть 26 - ЖЗЛ (КИРИАК КОСТАНДИ. ХУДОЖНИК И ПЕДАГОГ, ГОРДОСТЬ ОДЕССЫ)
Часть 27 - ЖЗЛ (МОИСЕЙ ФЕФЕРКОРН. ТАЛАНТ, ОТПУЩЕННЫЙ НА ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА.)
Часть 28 - ЖЗЛ (ВАДИМ ОДАЙНИК. ХУДОЖНИК, ВЛЮБЛЕННЫЙ В КАРПАТЫ)
...
Часть 36 - ЖЗЛ. ГРИГОРИЙ СВЕТЛИЦКИЙ - УКРАИНСКИЙ МАСТЕР РЕАЛИЗМА.
Часть 37 - ЖЗЛ (МИХАИЛ САПОЖНИКОВ - УКРАИНСКИЙ СИМВОЛИСТ)
Часть 38 - ПАЛЬМЫ В ЯПОНИИ. ХУДОЖНИК ВИКТОР ПАЛЬМОВ (1888-1929) – УКРАИНСКИЙ АВАНГАРДИСТ РУССКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ


Рубрики:  ЖЗЛ/Художники и скульпторы
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку