Мать Уистлера: женщина, которую узнают с первого взгляда, но давно не помнят имени |
АМЕРИКАНСКОЕ ИСКУССТВО:
Джеймс Эббот Макнейл Уистлер.
"Мать Уистлера"
Анна Матильда Уистлер — так ее звали. Можно подумать, Анна была женщиной строгих правил,сухой и сдержанной, если судить о ней только по портрету сына. Чай разливала чопорно, молилась ежедневно, одевалась только в черное и целомудренно не замечала любовниц сына. Как бы не так. Анна Уистлер была женой гениального инженера, несколько раз пересекала Атлантику, чтоб пожить сначала по одну сторону, потом — по другую, вырастила сына-художника и сына-врача, написала сотни бесценных писем. А в свои 60 с хвостиком была даже арт-агентом сына Джеймса Эббота Макнейла Уистлера.
Американская икона
Американцы уверены: «Мать Уистлера» — одна из самых важных американских картин. И не важно, что хранится она в Париже, а написана в Лондоне. Картину шумно и многословно встречали телевизионщики, журналисты и посетители,когда в марте 2017 года для нее в Чикаго устроили отдельную выставку. Портрет, главный выставочный экспонат, дополнили тогда рисунками, фотографиями и бесчисленными цитатами из массового искусства. Открытие выставки,трогательно добавляли в репортажах, состоится как раз перед Днем матери. Для Америки «Мать Уистлера» — один из самых узнаваемых и тиражируемых символов материнства.
Памятник матери в Ашленде
В штате Пенсильвания, в городе Ашленд, в 1937 году установили памятник, переведя плоское изображение Анны Уистлер в бронзу и в 3D. Похоже, это единственный памятник картине и одновременно матерям и материнству. Статую высотой в 2,5 метра открывали старейшие матери города — одной было 88, второй — 91 год.
Самой Анне Уистлер было 67 лет, когда сын подготовил холст, чтобы написать портрет совсем другого человека. Но заказчик не явился — и Джеймс предложил: мам, не хочешь попозировать?
Рабы, царь, муж и железная дорога
Анна Матильда Макнейл родилась в Уилмингтоне (штат Северная Каролина) в семье врача. Ее дедушка по материнской линии был одним из семи основателей Университета в Нью-Брансвике, старейшего университета Северной Америки. Ее дядя был тоже фигурой знаменитой и даже скандальной: он, южанин-плантатор, женился на темнокожей рабыне,подарил ей свободу и предоставил невиданные полномочия: она распоряжалась всеми земельными и хозяйственными работами, а со временем получила в собственность землю и 12 рабов. А после смерти мужа даже выиграла у его родственников долгое судебное разбирательство о наследстве.
Родители Анны Макнейл были, в отличие от знаменитых родственников, тихими, добропорядочными и в эксцентричных историях замечены не были. Правда, они по-своему обеспечили девочке аттракцион впечатлений и новых знакомств,а заодно — воспитали в ней свободный и независимый характер. Сначала с отцом, а после его смерти уже только с матерью, Анна сменила множество городов и домов, успела даже пожить в Англии у дальних родственников. Она научилась легко принимать перемены, новые порядки и разных людей. Анна росла красавицей (глядя на ее фотографию в возрасте далеко за 50, в это можно охотно поверить), но замуж вышла поздно, в 28 лет.
Майор Джордж Вашингтон Уистлер, фото 1842 г.
Анна Матильда Уистлер, фото 15-х годов
Майор и инженер Джордж Вашингтон Уистлер был блестящей партией: прекрасные манеры, образование получил в Англии, знает несколько языков. Он старше на 4 года, вдовец с тремя детьми, но уже заслужил не только репутацию талантливого профессионала, но и солидное ежемесячное денежное вознаграждение, и большой дом в подарок от правительства. Он получал завидные 3 тысячи долларов, создал дизайн и конструкцию первого паровоза и был одним из создателей проекта первой железной дороги вдоль восточного побережья Америки — The Baltimore and Ohio Railroad.
Когда русский царь Николай I пригласил Джорджа Уистлера строить железную дорогу в России, ему предложили жалованье в 12 тысяч долларов. Он забирает Анну и детей в Россию — и подписывает контракт на 7 лет: изучает местность, прокладывает траекторию, проектирует мост и саму дорогу. Расчеты ширины колеи и количества шпал на километр, предложенные Уистлером, использовали потом по всей России.
Из пяти общих детей, которые родились у Анны и Джорджа до взрослого возраста дожили только двое. Поэтому когда к Санкт-Петербургу приближалась эпидемия холеры и Джордж решил обезопасить семью, Анне пришлось бросить достаточно обеспеченную и полную привилегий жизнь рядом с мужем и бежать (казалось, совсем ненадолго) в Лондон с двумя своими сыновьями и двумя уже взрослыми приемными детьми от первого брака Джорджа. Больше она никогда Джорджа не увидит — он умрет, вымотанный работой и ослабленный холерой, в Санкт-Петербурге в 1849 году, через полтора года после их отъезда.
А Анна с детьми вернется в Америку. Ей 45 лет.
Дети Анны
Родные вспоминают, что характер Анны Уистлер был независимый и даже упрямый: она действовала уверенно и только по собственному усмотрению. «Анна настолько непоколебима, что иногда хочется встряхнуть её. А то, как она выступает против людей, чьим мнением дорожит больше всего! Это не может не вызывать восхищения, но… это так старомодно!» — восхищалась и жаловалась на нее золовка.
Она вела себя безоговорочно покровительственно — и если бы сыновья, не дай бог, оказались людьми мягкими и неуверенными, она просто подавила бы их своей волей. Но мальчикам повезло — они знали, чего хотели, и по части независимости составили матери жестокую конкуренцию.
В России для детей царского инженера открывались все дороги. Например, Джеймс, который очень рано предъявил родителям художественные способности, был зачислен в Академию художеств в 12 лет — и оплачивалось его обучение государством.
Уильям Макнейл Уистлер, фото 1866 г.
Джеймс Макнейл Уистлер, фото 185 г.
Теперь же, после смерти мужа, Анна Уистлер могла рассчитывать только на денежные сбережения, собственные силы и старые связи на родине. И она делает безупречно точный расчет: художественно одаренный Джеймс теперь должен быстро переучиться и вместо легкомысленных картин начать чертить инженерные проекты в военной академии Вест-Пойнт. Эту академию когда-то закончил его отец — и память о нем как об уважаемом и значительном для Америки человеке до сих пор жива. И Джеймса принимают. Только вот заставить его полюбить военное дело ни у кого не получится — и едва дождавшись позорного отчисления, он уедет в Париж — становиться художником.
Уильяма чуть позже мать определит в медицинскую школу. Кстати, все время, пока мальчики учатся, деньгами Анну поддерживает ее падчерица, которая в Лондоне вышла замуж за богатого и знатного человека. Карьера Уильяма складывается ровно и безупречно, как хотела Анна, но вот его политический выбор заставит ее помучиться. Во время войны Севера и Юга он, южанин по происхождению, северянин по месту проживания, женатый на южанке, примкнет все-таки к Конфедерации и станет военным хирургом. Чем поставит Анну Уистлер перед самым нелегким выбором в ее жизни.
Джеймс Эббот Макнейл Уистлер. Ноктюрн: Синий и золотой. Саутгемптонские воды, 1872
Север или Юг? Лондон!
Началась война. Все родные и знакомые, все бывшие друзья мужа ждали от Анны Уистлер решения. Как вдова уважаемого военного-патриота, который, будь жив, точно поддержал бы Север, она обязана была высказать правильную официальную позицию. Как мать юного военного хирурга, который выбрал в войне другую сторону, она не могла этого сделать. И она решила не принимать решения вовсе — и отправиться в ту страну, где нет никакой войны, где живет ее второй сын,ничуть не озабоченный политическими противоборствами и увлеченный совсем другой, более легкомысленной, жизнью.
Дом в Челси, в котором жил Джеймс Макнейл Уистлер
О жизни Джеймса Анна осведомлена достаточно подробно: пока он пробивается в Лондоне и Париже на самые престижные выставки и получает самые оскорбительные критические отзывы, она в Америке выполняет функции его секретаря и арт-менеджера. То есть ведет продажи, отвечает за продвижение и дает ценные советы и заключения об американском художественном рынке. Словом, благочестивая мать, хранительница очага и покорная женщина — все эти непременные добродетели Анны касаются только если судить о ней по наряду и чепчику с картины.
Это будет уже одиннадцатый раз, когда она взойдет на корабль и пересечет океан (Ох, поспешно американцы сделали эту женщину символом добропорядочного материнства).
Джеймс Эббот Макнейл Уистлер. Симфония в белом № 1. Девушка в белом. Портрет Джоанны Хиффернан, 1862
Накануне приезда матери в письме Анри Фантен-Латуру Джеймс рассказывает: «Мне нужно было вычистить дом от подвала до чердака». И не только от мусора и пыли. В ожидании мамы Уистлер решительно выселяет из дома даже подругу, рыжеволосую Джоанну Хиффернан (это примечательная натурщица: у нее был роман еще и с Густавом Курбе и, возможно, именно ее лица мы не видим на знаменитой картине «Происхождение мира»).
Но Анна приезжает сюда не для того, чтобы печь сыну пироги и вышивать сорочки. Ей 60 лет, но она через пару лет уже с радостью общается с его богемными дружками-декадентами, искренне восхищаясь образом жизни и окружением: «Артистический круг, в котором он так популярен, действительно очарователен и полон грез. Бог ответил на мои молитвы, приведя меня сюда». Она близко общалась и даже полюбила по-матерински одного из друзей сына — неуравновешенного, эмоционального поэта Алджернона Суинбёрна.
Портрет матери вместо портрета юной Мэгги
Наконец, о портрете. Джеймс Уистлер был очень занят, очень востребован и немного растерян. Важный человек, член парламента заказал ему портрет своей дочери Мэгги Грэхем — и девушка уже приходила несколько раз на сеансы позирования. Но дальше невнятного наброска работа не продвинулась — и Мэгги не выдержала, хлопнула дверью. Но не пропадать же загрунтованному холсту и отведенному на работу времени.
«Если бы юная Мэгги не отказала Джеми позировать для картины, которую, я надеюсь, он все же еще напишет, у него не нашлось бы времени для моего портрета», — рассказывала Анна в одном из бесчисленных лондонских писем.
«Я отважно стояла, два или три дня, пока он был в настроении исследовать меня, поскольку его картины — это исследования, и поначалу мне было интересно стоять как статуя! Но это оказалось очень утомительно, поэтому мой милый терпеливый художник, а он терпелив и никогда не устает в своей настойчивости, в итоге усадил меня».
Джеймс Эббот Макнейл Уистлер. Аранжировка в сером и черном №1. Мать художника, 1871
Друзья часто говорили Уистлеру, что сходство получилось потрясающим, чем вызывали у художника приступы раздражения. Ладно, каждый хочет написать свою мать как можно лучше, но вам-то какое дело до того, кто был моделью для этого портрета — возмущался Джеймс. Он не называл картину «Портретом матери» и меньше всего ожидал, чтобы зритель искал здесь портретное сходство. Уистлера заботит форма, тонкие вариации цвета, выверенность композиции — оптическая, музыкальная и математическая гармония. Это что угодно: игра, импровизация, аранжировка, но только не фамильный портрет, который будет напоминать следующим поколениям о легендарной прабабке.
Анна останется в Лондоне до самой смерти. Совсем скоро сюда переберется и второй ее сын, бывший хирург-конфедерат — и станет весьма успешен и знаменит. Он один из основателей Лондонской клиники болезней горла и Президент британской отоларингологической ассоциации.
Пожалуй, Анна Уистлер заслужила звание американского символа материнства. Ее дети могли бы это подтвердить. Джеймс, уже будучи взрослым и независимым, добавил к своей фамилии, полученной от отца, еще и девичью материнскую — Макнейл.
Автор: Анна Сидельникова
Рубрики: | ЖЗЛ/Художники и скульпторы Искусство/Американское искусство |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |