-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Feigele

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.04.2013
Записей: 7362
Комментариев: 2423
Написано: 10131


ЖЗЛ (ЕЛЕНА АНДРЕЕВНА КИСЕЛЕВА. Часть I - Стремительный взлёт.)

Воскресенье, 18 Декабря 2016 г. 07:28 + в цитатник
Цитата сообщения Парашутов ЖЗЛ (ЕЛЕНА АНДРЕЕВНА КИСЕЛЕВА. Часть I - Стремительный взлёт.)

Вы не представляете, какую радость ощущаешь, когда открываешь для себя новое имя неизвестного тебе художника! Совсем недавно моя постоянная читательница Елена из Санкт-Петербурга в письме сообщила об этой замечательной художнице, чьи автопортреты были в моей коллекции. Я отправился на поиски информации и открыл для себя яркого живописца с интересной судьбой. Надо отдать должное и поблагодарить искусствоведа, сотрудника Воронежского областного художественного музея им. И. Н. Крамского Маргариту Ивановну Луневу, благодаря которой и произошло возращение забытого имени художницы на родину. Именно Лунева нашла Елену Андреевну за границей, вела переписку с ней, организовывала передачу картин художницы в дар музею, публиковала статьи в прессе. Отмечу, что в Воронежском музее находится единственная в стране большая коллекция работ художницы Елены Киселевой в количестве 40 произведений. Но давайте обо всем по порядку!
Поскольку Маргарита Лунева написала в 1983-2008 годах семь статей, посвященных Киселевой и опубликованных в журналах «Коммуна» и «Славянская душа», то часть этих статей, имеющихся в Сети, и легли в основу моего рассказа. А также статья «Русская Матица в Сербии» Ларисы Битюцкой, очерк историка В.И. Косика о русских художниках в Белграде и биографические справки, которые я нашел на разных интернетных сайтах.

Елена Андреевна Киселёва

15 октября (27) 1878 года, Воронеж – 8 июля 1974, Белград



Елена Андреевна Киселёва (1878-1974) Автопортрет с вазой. 1910 г.

Русская и сербская (югославская) художница-портретистка.




О семье

Елена родилась в Воронеже в семье известного русского математика и педагога, автора популярного школьного учебника по геометрии, по которому училось не одно поколение школьников, Андрея Петровича Киселёва (12 декабря 1852 – 8 ноября 1940) и его жены Марии Эдуардовны (в девичестве – Шульц) (1854-?).



Андрей Петрович Киселёв

Андрей Петрович окончил с золотой медалью Орловскую гимназию, затем - физико-математический факультет Петербургского университета со степенью кандидата по математическому разряду и начал в Воронеже педагогическую деятельность. С 1875 года он преподавал механику и черчение в Воронежском реальном училище, затем в Воронежском кадетском корпусе, и в 1901 году вышел в отставку. До революции педагог занимался литературной работой, принимал активное участие в общественной жизни города - 7 раз избирался в городскую думу. В 1918-1921 годах Киселев преподавал математику в Воронежском институте народного образования, педагогических курсах, высших командных курсах, а в 1922 году переехал с супругой работать в Ленинград.
Мария Эдуардовна, на которой Андрей Петрович женился еще в студенческие годы, в 1874 году, была не только верным спутником жизни математика, но, помимо воспитания своих детей, занималась благотворительностью. В 1901 году Киселевы приобрели у землевладельца Плясова усадьбу Отрадное в хуторе Литаева (ныне часть села Хреновое), где Мария Эдуардовна с мужем открыла школу для крестьянских детей. Эта школа просуществовала до 1918 года, после чего усадьба Киселевых была национализирована и превращена в детский дом.
У Елены, которая была в семье старшей, были еще брат и сестра. Владимир тоже окончил Петербургский университет, но связал жизнь с флотом, а Надежда (в замужестве Замятина) в 1907 году закончила в Петербурге женский медицинский институт.



Елена Андреевна Киселёва (1878-1974) Портрет Андрея Петровича Киселева, отца художницы. 1906 г.

Супруги Киселевы жили в Воронеже на Садовой улице (ныне улица Карла Маркса). Уже в преклонном возрасте Елена Андреевна вспоминала о городе детства в письмах к Маргарите Луневой: «Помню нашу Садовую, помню театр, Дворянскую улицу, каток в городском саду, где мой отец устраивал когда-то электрическое освещение, а я раскатывала на коньках по большому кругу со своими поклонниками-гимназистами. А там где-то внизу был знаменитый монастырь, куда я бегала во время экзаменов помолиться за благополучное сдавание экзаменов. И базар, куда я бежала после катка, чтобы купить каленых орехов. А спуск вниз к реке, наш Яхт-клуб, деревянный мост к острову и там Петровский Яхт-клуб с ботиком Петра Великого. Там были купальни, там брали лодки, чтобы ехать кататься на шлюз. До сих пор помню запах этой реки Воронеж».

Первые учителя

Первым частным учителем юной девочки стал известный воронежский художник и фотограф Михаил Иванович Пономарев (1834- 28 апреля 1913). Пономарев родился в мещанской семье, которая в 1853 году была причислена к купечеству. В 1858 году Михаил в качестве вольноприходящего ученика поступает в Академию художеств, в класс профессора Маркова. Во время учебы Пономарев был награжден тремя серебряными медалями, и 29 марта 1862 года был удостоен звания художника 14-го класса. Вернувшись в Воронеж, Пономарев увлекся фотографией, продолжал заниматься живописью, организовал в феврале 1893 года в городе Кружок любителей рисования и Воронежское фотографическое общество. В 1897 году художника избрали гласным городской Думы, и он был активным и деятельным депутатом в течение 16 лет. В 1910 году Пономарев свой двухэтажный каменный дом, усадьбу и весь капитал пожертвовал рисовальной школе. На территории усадьбы, на деньги художника было построено новое здание школы, на фасаде которой висела табличка «Воронежская бесплатная рисовальная школа имени Михаила и Марии Пономаревых».
После уроков Пономарева Елена училась в Воронежской рисовальной школе, которой руководил художник Лев Григорьевич Соловьёв (1837-1919).



Лев Григорьевич Соловьёв

Родившись в крестьянской семье, он учился в иконописной мастерской в Воронеже, затем уехал в Санкт-Петербург, где в 1872-1878 годах посещал вольнослушателем занятия в Академии художеств. Вернувшись в родной город, работал как иконописец, писал жанровые картины и портреты, а 1893 году открыл частную художественную школу, которая просуществовала до 1907 года.
Елена, окончив школу Соловьева, в 1890 году продолжила учебу в Мариинской женской гимназии, поступив сразу во второй класс и окончив гимназию с золотой медалью.



Мариинская женская гимназия, г. Воронеж

В 1896 году девушка уехала в Санкт-Петербург, где поступила на математический факультет Бестужевских курсов. Девушка, по примеру отца, готовилась получить диплом педагога-математика, но в 1898 году оставила курсы и поступила в Академию художеств. Исследователи пишут, что окончить курсы и стать учителем Елена не смогла из-за болезни, она подхватила тиф, и врачи запретили умственные занятия. Причина уважительная, но, думается, кроме этого, девушка во время болезни решила, кем хочет стать в жизни.

Академия

Итак, в 1898 году Киселева стала студенткой Высшего художественного училища при Академии художеств, а с 1900 года стала учиться в самой Академии, в мастерской Ильи Ефимовича Репина (24 июля (5 августа) 1844 - 29 сентября 1930), по воспоминаниям многих, став одной из любимейших учениц известного живописца-профессора.



Серов Валентин Александрович (1865-1911) Портрет художника Ильи Репина. 1892 г.
Репин Илья Ефимович (1844-1930) Автопортрет. 1894 г.

В 1903 году Елена совместно с ученицей Репина Евгенией Марцелиновной Малешевской (позже в замужестве - Ровити, 10 (22) декабря 1868 - 11 марта 1958) была привлечена педагогом к работе над серией диорам к 200-летнему юбилею Петербурга, выполнив диораму «Ассамблея при Петре I».



Малешевская Евгения Марцелиновна (1868-1958) Автопортрет. 1910 г.

Отвлекусь на минуту, чтоб сообщить, что Евгения Малешевская родилась в Бессарабии, окончила гимназию в Киеве, а 1896-1903 годах училась в Академии художеств у Репина. Затем в течение трех лет художница продолжила учебу в Мюнхене, Париже и Риме, а с 1906 года жила и работала в Кишинёве, преподавая рисование в частных школах. Малешевская участвовала в выставках Бессарабскoгo художественнoгo обществa (1910-1928) и Общества любителей изящных искусств в Кишинёве. Работала в живописи, книжной и станковой графике, сценографии, испытала влияние символизма. Во время Второй мировой войны художница эмигрировала в Грецию и скончалась 11 марта 1958 года, похоронена она на Русском кладбище имени Королевы Эллинов Ольги Константиновны в Пирейе.
Возвращаясь к судьбе Киселевой, отмечу, что художница в 1903 году, еще во время учебы, впервые попала в Париж. Она познакомилась с новыми течениями и тенденциями живописи начала ХХ века, а вернувшись в Академию, заявила Совету академиков написанную во Франции картину «Парижское кафе», как эскиз дипломной работы. Работа не была утверждена с комментарием – «молодая художница, попав за границу, вместо изучения действительно художественных произведений, стала подражать крикунам-пачкунам, стремящимся хоть чем-нибудь обратить на себя внимание».



Елена Андреевна Киселёва (1878-1974) Портрет молодой дамы.

Это стало ударом для художницы, что привело к депрессии. Елена берет академический отпуск на год и снова возвращается в Париж. Девушка посещает там частную художественную школу живописца и графика Эжен Каррьера (Eugène Carrière, 1849-1906), которую он организовал в 1897 году и назвал Академия Каррьер (Acadèmie Carrière).



Eugène Carrière (French, 1849-1906) Self-Portrait. 1890 г.

В студенческие годы Киселева начала активно экспонироваться, участвовала в отчетных академических выставках (1904, 1907) и Весенних выставках в залах Академии художеств (1906, 1907, 1909, 1910). Выставляла свои работы на выставке Нового общества художников (1906) и Выставке рисунков и эстампов 1908 года в Академии художеств, где получила Первую премию.
В студенческие годы Елена Киселева, как говорят сейчас, «успела сходить замуж». Ее избранником стал сын председателя Воронежского городского суда Николай Александрович Черный-Перевертанный.



Елена Андреевна Киселёва (1878-1974) Автопортрет.
Елена Андреевна Киселёва (1878-1974) Портрет Н.А. Черного.

31 октября 1907 года Елена окончила Академию художеств и получила звание художника за дипломную картину «Невесты. Троицын день».



Елена Андреевна Киселёва (1878-1974) Невесты. Троицын день. 1907 г.

Конкурсная работа представляла собой групповой портрет крестьянских девушек в праздничных нарядах. Она была задумана под впечатлением от народного гуляния в деревне Пиясово-Юраково под Воронежем и частично выполнена в родительской усадьбе в селе Хреновом. Историки утверждают, что за дипломную картину Киселева – первой из русских женщин-выпускниц Академии, получила официальное пенсионерство, то есть возможность продолжить учебу за границей. Одна из петербургских газет даже написала: «Пенсионерство, данное Киселевой, можно только приветствовать. В ее лице Академия впервые венчает лаврами ученицу и по заслугам».

«Парижские сезоны»

В 1908 году художница снова уехала в Париж, но уже от Академии – на стажировку. На этом, как пишут биографы, и закончилась ее семейная жизнь. Николай Черный-Перевертанный не стал долго страдать без жены и завел роман, а потом женился на какой-то балерине. Забегая вперед, сообщу, что супруги при этом остались друзьями, да и развод с бывшим мужем был оформлен только 4 сентября 1923 года, когда у Елены давно уже была вторая семья. От трехлетнего первого брака остались лишь портрет мужа, да подписи на некоторых картинах художницы: Черная-Перевертанная или Киселева (Черная).



Елена Андреевна Киселёва

Два года (1908-1910) Киселева провела в Париже, посещая известную Академию Родольфо Жюлиана, в 1911 году художница совершила путешествие по Италии, а затем вернулась в Россию.



Rodolphe Julian (1839-1907)



Академия Жюлиана сегодня.

В Европе в течение этих двух лет Елена участвовала в выставках Нового общества и Союза русских художников, в международных выставках в Мюнхене (1909) и Риме (1911).



Елена Андреевна Киселёва (1878-1974) Портрет неизвестной в шали. 1910 г.



Елена Андреевна Киселёва (1878-1974) На балконе. 1910 г.

Кроме того, в 1910 году Киселева первой из женщин стала членом Общества архитекторов-художников (ОАХ). Это творческое объединение архитекторов Санкт-Петербурга было основано в декабре 1903 года, и упразднено в 1932 году в связи с образованием Союза советских архитекторов и созданием его Ленинградского отделения.
Среди ярких работ зарубежной стажировки искусствоведы называют двойной портрет «Мать и дочь», для которого Елене позировали колоритные итальянские натурщицы, и, конечно, «У себя. Автопортрет», написанный в 1908 году в своем парижском ателье.



Елена Андреевна Киселёва (1878-1974) Мать и дочь. 1911 г.
Елена Андреевна Киселёва (1878-1974) У себя. Автопортрет. 1908 г.

На Весенней выставке в Академии художеств в 1909 году этот портрет был удостоен премии имени А. И. Куинджи. Замечу, что еще во время учебы в Академии и после 1909 года художница несколько раз получала такую премию.
Интересно, что этот автопортрет художница подарила художнику и архитектору Николаю Борисовичу Бакланову (28 (15) мая 1881 – 8 мая 1959), будущему профессору и члену-корреспонденту Академии Наук СССР.



Николай Борисович Бакланов

Николай Бакланов родился года в Кутаиси, с 1900 года учился в Академии художеств. В 1910 году Бакланов окончил архитектурное отделение Высшего художественного училища (ВХУ) при Академии художеств и 22 мая 1910 года получил звание художника-архитектора за проект Государственной Думы. С 1911 года он в должности старшего преподавателя истории русского искусства работал в московском Строгановском училище до его расформирования в 1920 году. В 1912-1914 годах был помощником академика Алексея Викторовича Щусева по проектированию и постройке Казанского вокзала. В 1913 году Бакланов стал членом Комиссии по сохранению древних памятников Московского археологического общества, в 1914 году был избран членом-корреспондентом этого общества. С августа 1916 года архитектор преподавал на Московских политехнических курсах инженера М. К. Приорова и в Варшавском политехническом институте, эвакуированном в Москву. С 1917 года Бакланов был назначен хранителем Исторического музея и Кремлевских фондов, в 1928 году он переехал в Ленинград, где до конца своей жизни преподавал в Академии художеств.
Кстати, именно в Академии еще во время учебы Николай и познакомился с Еленой Киселевой. Существует версия, что после временного закрытия Академии во время студенческих волнений в 1905-1906 годах Бакланов уехал в Париж, где продолжил образование. Там же он снова встретился с Еленой.



Елена Андреевна Киселёва (1878-1974) Прогулка 1910 г.

После возвращения на родину они продолжали дружить и общаться, хотя Бакланов и жил в Москве. Дочь архитектора – Нина Николаевна писала искусствоведу Маргарите Луневой: «сколько я себя помню, этот портрет всегда висел у отца в гостиной, где часто бывала и сама Елена Андреевна – всегда с двумя беленькими собачками». Напоследок сообщу, что именно Нина Николаевна Бакланова передала в 1969 году автопортрет Киселевой в коллекцию Воронежского художественного музея.

Портретистка

Итак, после двух лет пребывания в Европе Елена Киселева вернулась на родину и продолжила заниматься творчеством. Историки пишут, что 1910-е годы считаются лучшим периодом в творчестве художницы. Это, действительно, так, поскольку именно до революции 1917 года художнице сопутствовал успех на выставках в России и за рубежом, она была полна творческих сил, ее высоко оценивали известные живописцы, и в первую очередь ее учитель Репин, о Киселевой писала пресса и критика. Известно, что несколько её картин приобрел для своей частной коллекции Максим Горький.



Елена Андреевна Киселёва (1878-1974) Автопортрет.

Елена продолжала активно экспонироваться, приняла участие в выставках Московского товарищества художников (МТХ) (1911), Союза русских художников (СРХ)(1910-1917), Нового общества художников (1910, 1912, 1913), выставке «Современный русский женский портрет» (1910), организованной редакцией журнала «Аполлон». Картины Киселевой печатались в журналах «Аполлон», «Столица и усадьба» и «Огонек». Замечу, что Киселева писала в основном портреты, как считают специалисты, «соединяя традицию русской реалистической школы с приемами постимпрессионизма».



Елена Андреевна Киселёва (1878-1974) Воронежские крестьянки. 1906 г.
Елена Андреевна Киселёва (1878-1974) Крестьянские девушки.

Сама художница в одном из писем, уже в зрелом возрасте, отметила: «Я всегда была портретисткой и страстно любила изображать красивых интересных женщин». Например, среди ярких работ Киселевой – «Портрет поэтессы Гофман» (1910), жены художника Исаака Израилевича Бродского Любовь Марковны Гофман, которая поразила художницу своей эффектностью и красотой.



Елена Андреевна Киселёва (1878-1974) Портрет Л.М. Гофман (жена И.И. Бродского). 1915 г.

Среди других картин – «La Belle Hortense» (1910), «Женщины в красном» (1913), «Рабыни» (1915), «Деревенские девушки» (приобретена Музеем Академии художеств), «Дачницы» (1916). Картину «Дачницы» Киселева написала в усадьбе своего учителя Ильи Репина в Куоккале и изобразила на ней Марию Андреевну и Веру Борисовну Киселевых. В каком родстве находилась художница со своими «моделями», я, увы, не знаю.



Елена Андреевна Киселёва (1878-1974) Рабыни. 1915 г.
Елена Андреевна Киселёва (Чёрная) (1878-1974) Дачницы. 1915 г.

Еще можно отметить портреты художника Михаила Степановича Ткаченко (1860-1916) и поэта Корнея Ивановича Чуковского (1882-1969), историка литературы и пушкиниста Павла Елисеевича Щёголева (1877-1931).



Елена Андреевна Киселёва (1878-1974) Завтрак. Портрет П.Е.Щеголева. 1911 г. Русский музей

Искусствоведы пишут, что стиль Киселевой близок творческой манере французской группы художников «Наби» и их теории о живописи, как комбинации разных красок на плоскости. Яркое тому подтверждение - портрет «Маруся», написанный в 1913 году. Эту картину сама художница считала самой лучшей в своем творчестве.



Елена Андреевна Киселёва (1878-1974) Маруся. 1913 г. Воронежский художественный музей им. И.Н. Крамского

В 1929 году работу передала в дар Воронежскому музею изобразительных искусств мать Елены – Мария Эдуардовна, живущая в то время в Ленинграде.

О личной жизни

В 1913 году произошли изменения в личной жизни Киселевой. Елена Андреевна в очередной раз отправилась в Париж участвовать в какой-то выставке и на этой выставке познакомилась со своим будущим вторым супругом – Антоном Дмитриевичем Билимовичем (8 (20) февраля 1879 – 17 сентября 1970), в будущем известным математиком. Отмечу, что в разных биографиях Билимовича указаны разные месяцы рождения – кроме февраля, еще июнь и июль…



Елена Андреевна Киселёва (1878-1974) Портрет А.Д. Билимовича. 1913 г. Воронежский художественный музей им. И.Н. Крамского

Родился Антон в Житомире, в семье военного врача. Начальную школу окончил во Владимире, затем семья вернулась в Житомир, а юноша поступил в Киевский кадетский корпус, который в 1896 году окончил с отличием. Обучение продолжил в Николаевском инженерном училище в Петербурге, но через некоторое время бросил военную карьеру и поступил на физико-математический факультет Университета Святого Владимира в Киеве. Этот резкий поворот в определении жизненного пути роднит Билимовича с Еленой.
Университет Антон окончил в 1903 году с золотой медалью и был оставлен при университете ассистентом на кафедре механики. Билимович занимался исследованиями в области дифференциальной геометрии, делал доклады на заседаниях Киевского физико-математического общества, публиковал свои работы в научных журналах. После защиты кандидатской диссертации в 1912 году Антон Дмитриевич был направлен на стажировку в Гетингенском университете и в Париже.
Во Франции, повторюсь, Билимович познакомился с Еленой Киселевой, и между 35-летней художницей и 34-летним математиком завязался роман. Вернувшись в Россию в 1914 году, Билимович получил профессорскую должность в Новороссийском университете в Одессе на кафедре прикладной математики. Он продолжил преподавать, готовил докторскую диссертацию, которая была опубликована в 1919 году.
Стоит заметить, что почти три «предреволюционных» года являются «белым пятном» в биографии художницы. Когда Киселева вернулась из Франции, где жила и работала до 1917 года, историки умалчивают. Есть упоминания, что в годы первой мировой войны Елена Андреевна переехала в Одессу, где и стала женой профессора Билимовича. В мае 1917 года у них родился сын Арсений (1917-1944).
В 1918 году Билимович был избран ректором Новороссийского университета. Несмотря на гражданскую войну в стране, он продолжал активно работать вместе с академиком А.М. Ляпуновым. Но в связи с приближением к городу Красной Армии в январе 1920 года, профессор с семьей был вынужден эмигрировать.

ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ...

b295a26142b9(147x40, 0 Kb)
Рубрики:  ЖЗЛ/Художники и скульпторы
Искусство/Портрет
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку