-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Feigele

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.04.2013
Записей: 7362
Комментариев: 2426
Написано: 10134


Мария Башкирцева – воплощение Музы

Суббота, 02 Апреля 2016 г. 11:12 + в цитатник
Цитата сообщения Dmitry_Shvarts

Мария Башкирцева – воплощение Музы
 

Мария Башкирцева

Что я такое? Ничто. Чем я хочу быть? Всем.
Дадим отдых моему уму, утомленному этими порывами к бесконечному.
Мария Башкирцева

Валентина Демидова-Кайма

Не Муза Великих, а воплощение Музы

Погружение в биографию Марии Башкирцевой, её картины, и, наконец, «Дневник» привело меня к необычному откровению, панорама которого с течением времени открывалась всё больше и становилась всё ярче и реальней. Вот как мне всё представляется.


Marie Bashkirtseff - муза

Свою Любовь доверил Нам Господь!

Боги Олимпа больше всего ценили, и, по-видимому, ценят и по сей день, Любовь и восхищение ….Смертных! История Олимпа свидетельствует, они сражались за эту Любовь, ради неё совершали подвиги и преступления. Почему? Потому что Творец свою Любовь доверил не богам, не ангелам, а Человеку. Более пространный ответ у меня сложился таким почти поэтическим образом.

Творить Любовь, где Небо и Земля – одно,
Ни Ангелам, ни Духам не дано,
Хоть ближе к небесам их песнопенья.

Свою Любовь доверил Нам Господь!
Из тлена поднимает выше Мира
Любовь, в которой всё сплелось,
И страсть земная, и возвышенная лира.

В Любви, где Человек – творец,
Вкус, запах и прикосновенье,
Звук, цвет и формы – всем им нет числа!

И надо лишь добавить нам
Своих сердец влюблённое биенье,
Созвучное мерцающему свету Звёзд
И Ангельскому песнопенью.

Родители ее ласково называли Мусей.

И вот на прекрасном Олимпе среди бессмертных одна из дочерей Мнемозины* возжелала получить эту земную Любовь и славу, восхищение и поклонение людей. Она мечтала о Любви больше и сильней других столь же прекрасных и одарённых талантами сестёр, как путник в пустыне мечтает о глотке воды.
И вознамерилась вкусить эту Любовь. Нет, она не захотела на этот раз вдохновлять смертных гениев, а, облачаясь в плоть человеческую, лично явить людям свои многочисленные таланты.
Подобно Русалочке, ей удалось вымолить у старших Богов человеческую жизнь. И, чтобы беспрепятственно заявить миру людей о своих талантах, просила дать ей возможность родиться в богатой аристократической семье, не чуждой высокого искусства.
И боги пошли ей навстречу. Но платой за дерзкую мечту стала хрупкость тела и условие, что о своём происхождении она всегда будет только догадываться, терзаясь сомнениями. Отважную Музу не остановила жестокость богов.
И вот, в богатой аристократической семье родилась очаровательная девочка, получившая по святкам имя Мария. Мама – красавица из старинного дворянского рода, а отец, занимавший пост предводителя полтавского дворянства, образованный человек, не лишенный литературного дарования.

Marie Bashkirtseff_21

Родные стали ласково называть её Мусей. Но учитывая, что мы уже знакомы с историей жизни нашей героини, где нам открылись её амбиции и немалые достижения, уйдём от подобной фамильярности и будем называть нашу героиню Марией.
И пришла Мария в мир людей с талантами, словно с букетом нераскрывшихся бутонов. Бутоны уже в раннем детстве становились чудесными цветами, даря ей восхищение и любовь близких и узкого круга друзей семьи. От неё ждали великих достижений, здесь и гадалка подлила масла в огонь, она предсказала суеверной матери, что дочь будет звездой.
Но Марии хотелось большего – всемирной славы, признания тысяч людей, Любви, Любви, Любви…

Marie Bashkirtseff_15

 

Свои многочисленные дарования небожитель, рождённая смертной, раскрывала в себе и для публики с самого раннего возраста, иногда как бы невзначай, иногда от отчаяния…
Она торопилась всю свою жизнь с раннего детства. Возможно, в душе, в бессознательной её глубине, Мария предчувствовала скоротечность своей жизни. А может быть, безрассудно в порыве так свойственных ей страстей, накликала, ставя Творцу условие: «Боже мой! Дай мне такую жизнь, какую я хочу, или пошли мне смерть…».

На какую бы область искусства Мария ни обратила бы свой взгляд и ни приложила бы свой труд, возникали, ни много ни мало, а достойные внимания Произведения.
Вы, дорогой читатель ещё сомневаетесь в её истинных корнях? Но откуда ещё как не с Божественного Олимпа у девочки не только таланты, но и строгие требования к себе, огромная, совсем недетская работоспособность, сила духа, непоколебимая воля и устремлённость к цели?
И это в те самые времена, о которых Пушкин говорил, что, дескать «мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь».

«Мне тринадцать лет, если я буду терять время,
то что же из меня выйдет?..»
Мария Башкирцева

Мария Башкирцева на фото  Рожер-Вьолле

 

В неполные тринадцать лет Мария сама составила список предметов, которые хотела освоить, сама выбрала учителей. Среди предметов кроме литературы и философии, были история и физика, анатомия, иностранные языки.

«Когда я кончу Тита Ливия, я примусь за историю Франции Мишле. Я знаю Аристофана, Плутарха, Геродота, отчасти Ксенофонта… Еще Эпиктета, но, право, все это далеко недостаточно. И потом Гомера — его я знаю отлично; немножко также — Платона»

Помимо всего с 12 лет Мария пишет свой дневник! И даже своему дневнику она предуготовила и славу, и вечность. Её «Дневник» стал известен всему миру как памятник эпохи.
В «Дневнике» она пишет, что решила заниматься по 9 часов в день: «Мне тринадцать лет, если я буду терять время, то, что же из меня выйдет? Так много дела в жизни, а жизнь так коротка!»
Обидно, но и понятно, что именно поверхностный, а скорее предвзятый взгляд (мол, что там может быть эдакого?), соотечественников, в её трудолюбии, самоотверженности усматривал лишь непомерное честолюбие, граничащее с тщеславием.
Но большинство обнаруживало между строк «Дневника» страстную душу великого Мастера, правдивую картину жизни, живой отклик на движения тел и душ человеческих.
Это тот самый «Дневник», который впоследствии был переведен на все европейские языки. «Дневник» был много раз переиздан, и с восторгом прочтён сотнями тысяч людей в Европе и в России.
Но элитой русской литературы, среди которой Лев Толстой, Иван Бунин, Антон Чехов, не столько прочтён, а скорее снисходительно пролистан. Марина Цветаева свой «Вечерний альбом» посвятила юной соотечественнице, в которой увидела многие дарования, кроме … литературных.
Вернёмся к короткой и блистательной жизни нашей героини.

Marie Bashkirtseff_14 Девушка, читающая на водопаде (около 1882г)

К 15 годам практически самостоятельно Мария овладела четырьмя современными и двумя древними языками. Это позволило ей, направляемой лишь внутренним компасом, знакомиться в оригинале (а может вспоминать?), произведения античных авторов и классиков мировой литературы, причём лучшие из лучших. Не была ли она лично Музой сих авторов?
В подтверждение – я не нашла у биографов имён наставников, которые бы составляли для Марии списки чтения. Значит, её вела незримая, но мудрая и вечная душа Музы.

«Я создана для триумфа и сильных ощущений,
поэтому лучшее, что я могу сделать, это сделаться певицей…»
Мария Башкирцева

Marie Bashkirtseff_22

С поразительной легкостью Мария, обладая абсолютным музыкальным слухом, научилась игре на различных музыкальных инструментах: арфе и рояле, мандолине и гитаре.
Мечта указывала ей самый короткий путь – на сцену. У неё обнаружился сильный, редкого тембра и большого диапазона голос, поставленный самой природой. При развитии и оттачивании это было гарантированным обещанием успеха. Именно здесь, на сцене, совершенно точно и сразу, воочию можно получить и любовь, и восторг, и поклонение.
Удивительное по чистоте меццо-сопрано, обещавшее славу оперной дивы, мелькнуло скользящей по небу звездой и обернулось после болезни горла потерей голоса и нарастающей глухотой…И это к всего лишь к 16 годам .

«Я хочу, чтобы моя живопись жила перед глазами»
Мария Башкирцева

 

Marie Bashkirtseff_7

 

В её последующем поступке я вижу несгибаемую волю и оптимизм. У меня лично для таких ситуаций сложилось правило в виде афоризма: падать в обморок можно – залёживаться нельзя!
И наша героиня бросилась учиться живописи, и ещё ученицей получила первую золотую медаль.
Современные в основном отечественные критики называют её полотна ничем не примечательными, якобы о них нельзя сказать ничего вразумительного.

Marie Bashkirtseff_1Сирень 1880г

Но я не критик, а зритель, восхищённый глубиной и красотой человеческой души, которую вижу в героях её картин. И сама эстетика портретов говорит о глубокой гармонии художника.
За 7 лет, которые были посвящены живописи (сюда входит и учёба) были написано более 150 картин, 200 рисунков, многочисленные акварели.
О многом говорит скульптура, которая некоторое время выставлялась в Париже, в Люксембургском дворце в начале 20 века: в руках крылатый гений держит табличку с именами тех, кто, несмотря на слишком рано оборвавшуюся жизнь, обессмертил себя. На ней можно было увидеть имя нашей героини – «Мария Башкирцева».
Многие работы во время второй мировой войны были утеряны (сгорели, похищены – концов не найти,увы).

Marie Bashkirtseff_3Совещание 1884

Но те единицы, которые сохранились, выставлены в лучших музеях Франции, Голландии, Англии, России…

В музее искусства XIX в. д’Орсе, год открытия в 1988 г., картинам Марии Башкирцевой был отдан целый зал. Кто-то сказал, цитируя её «Дневник», что она могла бы стать «Бальзаком живописи», если бы ей была дарована долгая жизнь.
Значит не я одна восхищённый зритель, в сердце которой повышается градус любви от её картин

Marie Bashkirtseff_9-Осень (1883)

Когда я умру, прочтут мою жизнь –
“Дневник” Марии Башкирцевой

Мария пришла на Землю с твёрдым намерением оставить о себе добрую, а лучше восхитительную память. И предвидя ранний уход, смело затевала переписку с живыми знаменитостями литературы, как будто ощущая равенство и надеясь с их помощью сохранить свой дневник как предмет искусства.
Она писала Эмилю Золя и Ги де Мопассану. Последний только после смерти отдал должное юной, талантливой и искренней Марии: «Это была единственная Роза в моей жизни, чей путь я усыпал бы розами, зная, что он будет так ярок и так короток!».

Портрет девочки, картины Марии Башкирцевой

 

Повторюсь, «Дневник», изданный после смерти Марии во Франции (написан на французском языке) расходился тысячными тиражами и многократно переиздавался.
В России «Дневник» был встречен более чем неоднозначно. Но сами имена разочарованных и восхищённых соотечественников, мнения которых значимы и сегодня, вызовут зависть у любого автора. Среди тех, кто снизошёл для чтения её опуса в тысячу страниц Лев Толстой и Антон Чехов, Владимир Брюсов и Велимир Хлебников.
Я выбираю фрагмент Велимира Хлебникова: «Заклинаю художников будущего вести точные дневники своего духа: смотреть на себя как на небо и вести точные записи восхода и захода звёзд своего духа…» .
«Дневник», о котором шла речь, был изначально подвергнут строгой цензуре со стороны близких родственников Марии. И тот, что выходил в печать имел большие пробелы и даже искажения. Поговаривают, что родственники не пожелали предавать всемирному обозрению пикантные подробности семейной истории.

 

картина Дождевой зонт 1883 Русский музей, Санкт-Петербург

 

Об этом стало известно, когда в архивах Национальной библиотеки Франции, приблизительно в 1985 году был обнаружен оригинальный, подлинный текст «Дневника», ранее считавшийся утраченным. Полное издание на французском языке по-новому раскрывает личность Марии Башкирцевой, а также несколько иначе освещает жизнь эпохи.
Я не читаю на французском, а то точно вцепилась бы в текст, жадно выискивая пропущенное, там где больше вибрирует божественная Душа Марии – самой Музы, пришедшей в наш Мир для пробуждения в людях Любви.

Валентина Демидова-Кайма.

Marie Bashkirtseff_6П. де Сант Марцейкс.


Мария Башкирцев покинула этот мир в 1884 году. Она боролась за жизнь до последнего дня, но скоротечный туберкулез не дал ей шансов. На ее последней картине, которую она так и не закончила, Мария нарисовала девушку в весеннем саду…

Marie Bashkirtseff_5_Vesna Последняя незаконченная картина

Цитаты Марии Башкирцевой из ее “Дневника”

Я, которая хотела бы сразу жить семью жизнями, живу только четвертью жизни… И потому мне кажется, что свеча разбита на четыре части и горит со всех концов…
*
С тех пор как я сознаю себя – с трехлетнего возраста – все мои мысли и стремления были направлены к какому-то величию.
*
Как разбивают сердца? Не любя или перестав любить.
*
Любовь дает возможность представить себе мир таким, каким он должен был быть…
*
«Столько стремлений, столько желаний, столько проектов, столько… чтобы умереть в 24 года на пороге всего!»

Marie Bashkirtseff_13

 

Нельзя допускать, чтобы люди, вам безразличные, могли заставить вас страдать.
*
Любовь уменьшается, когда не может больше возрастать.

 

Мария Башкирцева на фото

 

Самое простодушие внешних украшений заставляет чувствовать доброту и простоту русского народа. А нигилисты стараются совратить его, как Фауст, погубивший Маргариту. Пропаганда делает свое дело, и день, когда восстанет этот добрый народ, возмущенный и обманутый, будет ужасен: если в мирное и спокойное время он кроток и прост, как ягненок, то, восстав, он был бы свиреп до ярости, жесток до исступления.
*
Эта всемирная любовь не есть чувство чахоточной: я всегда была такая, и я помню как раз, десять лет тому назад, я писала (1874 г.), перечислив прелести различных времен года: «Напрасно захотела бы я выбрать: все времена года хороши, все возрасты – вся жизнь». «Надо все!» «Одним словом все в жизни мне нравится, мне все приятно и, прося счастья, я нахожу свою прелесть и в несчастье. Мое тело плачет и кричит, но что-то, что выше меня, радуется жизни, несмотря ни на что!»

 

Marie Bashkirtseff_4


Великим может быть только тот, кто откроет свой новый путь, возможность передавать свои особенные впечатления, выразить свою индивидуальность. Мое искусство еще не родилось.
*
Мне кажется, что никто не любит всего так, как я люблю: искусство, музыку, живопись; книги, свет; платья, роскошь, шум, тишину, смех, грусть, тоску, шутки, любовь, холод, солнце, все времена года, всякую погоду, спокойные равнины России и горы вокруг Неаполя, снег зимою, дождь осенью, весну с ее тревогой, спокойные летние дни и прекрасные ночи со сверкающими звездами… я все люблю до обожания. Все представляется мне со своих интересных и прекрасных сторон: я хотела бы все видеть, все иметь, все обнять, слиться со всем и умереть, если надо, через два года или в 30 лет, умереть с экстазом, чтобы изведать эту последнюю тайну, этот конец всего или божественное начало.
*
Незадолго до ее кончины, 25 июля 1884 года, в «Дневнике» появилась такая запись:

«Но если я ничто, если суждено быть ничем, почему эти мечты о славе с тех пор, как я сознаю себя? И что означают эти вдохновенные порывы к великому? Почему — с тех пор, как я была способна связать две мысли, с четырех лет, — живет во мне эта потребность в чем-то великом, славном, смутном, но огромном? Чем только я не перебывала в моем детском воображении! Сначала я была танцовщицей — знаменитой танцовщицей Петипа, обожаемой Петербургом. Каждый вечер я надевала открытое платье, убирала цветами голову и с серьезным видом танцевала в зале, при стечении всей нашей семьи. Потом я была первой певицей в мире. Потом я электризовала массы силой моего слова. Император женился на мне, чтобы удержаться на троне, я жила в непосредственном общении с моим народом, я произносила перед ним речи, разъясняла ему свою политику, и народ был тронут мною до слез. Словом, во всех направлениях, во всех чувствах и человеческих удовлетворениях — я искала чего-то неправдоподобно великого. До сих пор после дней ужасной тоски всегда находилось что-нибудь, вновь призывающее меня к жизни. Но в минуты горя или радости — первая мысль моя обращена к Богу».

 

Мария Башкирцева живопись

* Согласно классической греческой мифологии у верховного бога Зевса и Мнемозины, дочери титанов Урана и Геи, родились девять дочерей. Так как Мнемозина была богиней памяти, неудивительно, что её дочери стали назваться музами, в переводе с греческого это означает «мыслящие».



источник      

Рубрики:  ЖЗЛ/Художники и скульпторы
Литература/Воспоминания
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку