-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Feigele

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.04.2013
Записей: 7362
Комментариев: 2426
Написано: 10134


ЖЗЛ: АМРИТА ШЕР-ДЖИЛ. "ИНДИЯ ПРИНАДЛЕЖИТ МНЕ!"

Воскресенье, 31 Января 2016 г. 05:00 + в цитатник
Цитата сообщения Парашутов ЖЗЛ (АМРИТА ШЕР-ДЖИЛ. "ИНДИЯ ПРИНАДЛЕЖИТ МНЕ!")

Амрита Шер-Джил
Amrita Sher-Gil


30 января 1913, Будапешт - 5 декабря 1941, Лахор



Amrita Sher-Gil Self-Portrait.

Выдающаяся индийская художница.
Ее часто называют «индийской Фридой Кало». На сегодняшний день Шер-Джил считается в Индии самой известной и «самой дорогой женщиной-художницей ХХ века, чье наследие ценится наравне с мастерами Бенгальского Ренессанса.

Для справки:
Бенгальский Ренессанс (Bengal Renaissance) - общественное движение реформ в XIX – начале XX веков в области Бенгалии в Индии в период британского правления. Возрождение было начато религиозным и социальным реформатором Раджой Рамом Мохан Роем (1775-1833) и получило логическое завершение в творчестве Рабиндраната Тагора (1861-1941).
Жизнь Бенгалии в девятнадцатом веке была уникальной смесью религиозных и социальных реформ, появлением ученых, литераторов, политических деятелей, что ознаменовало переход Индии от средневековья к современности.

Амрита Шер-Гил родилась в столице Венгрии – Будапеште. Ее родителями были выходец из древнего рода сикхов из деревни Маятха, в Амритсаре, район Пенджаба, ученый по изучению санскрита и персидского языка Умрао Сингх Шер-Джил Маятхи и оперная певица еврейского происхождения родом из Венгрии Мария-Антуанетта Готтесманн.
Мать Амриты когда-то приехала в Индию в качестве компаньонки принцессы Бамбы Сазерленд, которая опубликовала в Лондоне объявление, что ищет компаньонку для путешествия с ней в Индию, на родину ее отца махараджы Дулипа Сингха и дедушки махараджи Ранджита Сингха.
Мария-Антуанетта познакомилась с будущим мужем Умрао в Шимле и вскоре вышла за него замуж. Они вместе отправились в Будапешт, где вскоре и родился их первый ребенок – дочь Амрита. Она была старшей из двух дочерей. Ее младшая сестра Индира Сундарам (урожденная Шер-Джил), мать современного художника Вивана Сундарама.






Amrita with Indira (foto Umrao Singh Sher-Gil) 1922 г.



Amrita und Indira (foto Umrao Singh Sher-Gil) 1924 г.

Амрита провела большую часть детства в Будапеште. В Венгрии жил и родной дядя Амриты - ученый-востоковед, специалист в области индологии (гуманитарная наука, изучающая историю, культуру, языки, литературу, идеологические воззрения этнических групп, проживающих на Индийском континенте) Эрвин Бактай. С пяти лет он стал заниматься с племянницей уроками рисования, пытаясь обучить ее академическим основам. Он также предлагал использовать прислугу в качестве моделей для ее первых рисунков.

Детство

В 1921 году семья Амриты переехала в Шимлу в провинции Пенджаб в Индии. Семья жила на склонах Саммер Хилл в Шимле и в Сарайя, селе в районе Горакхпур Уттар-Прадеш, где ее отец владел недвижимостью.
Красота окружающих гор и долин в сочетании с высокими гималайскими пиками на горизонте оказали большое впечатление на девочку. В возрасте восьми лет Амрита официально начала изучать живопись и учиться игре на фортепиано и скрипке. Уже в девять лет она вместе со своей младшей сестрой Индирой давала концерты и играла в спектаклях театра Shimla's Gaiety в Шимле.

В 1923 году мать девочки Мария-Антуанетта познакомилась с итальянским скульптором, который жил в то время в Шимле. Когда в 1924 году тот вернулся в Италию, мать Амриты, прихватив старшую дочь с собой, тоже поехала в Италию. Существует еще одна версия причины поездки в Италию. Якобы учитель музыки и английского языка, увидев исключительный талант Амриты, посоветовал матери отправиться с ней во Флоренцию – родину итальянского Ренессанса. Какая причина истинная – история умалчивает.

Во Флоренции девочка поступила в художественную школу Санта-Аннунциата. Правда, Амрита проучилась в этой школе недолго. Она обнаружила, что ежедневные религиозные служения, строгая дисциплина и жесткий учебный план школы «не подходят ее темпераменту». Таким образом, после завершения первого семестра, Амрита оставила школу и в этом же 1924 году вернулась с матерью в Индию, зато она смогла познакомиться с живописью итальянских мастеров Возрождения.

Париж

Тем не менее, девочка была «отравлена живописью» и хотела стать художницей. Поэтому в шестнадцать лет она снова с матерью отправилась теперь в Париж.
В апреле 1929 года Амрита поступила в известную художественную школу в Париже - Гранд Чаумьер (Grand Chaumiere), где училась у Пьера Вайллана (Pierre Vaillant). Проучившись (по традиции!) всего один семестр, девушка перевелась в Национальную школу изящных искусств (Ecole Nationale des Beaux Arts), где училась с 1930 по 1934 год. Девушка трудолюбиво изучала анатомию, перспективу и различные техники масляной живописи. Ее педагог Люсьен Симон (Lucien Simon) восхищался ее талантом, часто поощрял Амриту, чем стимулировал ее творческую энергию.

Пять лет, проведенные в Париже были периодом экспериментов, как в творчестве, так и в жизни. Амрита часто посещала художественные студии, галереи и музеи, изучая произведения великих мастеров и знакомясь с работами современников. В этот период Амрита была близко дружна с художником Борисом Таслицким, которого, очевидно, изобразила на «Портрете юноши».



Amrita Sher-Gil Portrait of a Young Man 1930 г.

Для справки:
_____________________________________________________________

Борис Таслицкий
Boris Taslitsky


1911, Париж – 9 декабря 2005, Париж



Борис Таслицкий Автопортрет.

Французский живописец и график.
Борис родился в Париже в 1911 году в семье русских евреев-эмигрантов. В семнадцать лет юноша поступил в Школу изящных искусств, где учился у художников Жака Липшица и Жана Люрса. Борис выставлялся с Пикассо, Леже и Матиссом в фойе театра "Альгамбра", иллюстрировал журнал Арагона, начал заниматься монументальной живописью. В 1933 году он вступил в Ассоциацию революционных писателей и художников, а в 1935 – в Коммунистическую партию Франции.

В 1939 году Таслицкого призвали на военную службу, в 1941 году интернировали. Во время второй мировой войны художник сражался в рядах французского Сопротивления. В 1944 году Таслицкий был схвачен полицией, передан гестапо и отправлен в Бухенвальд, мать Бориса погибла в Освенциме. По словам самого художника, в концлагере он выжил благодаря живописи. Он продолжал рисовать на листках писчей бумаги, украденных из лагерной канцелярии. В Бухенвальде заключенный номер 69022 - Борис Таслицкий - принял активное участие в подготовке знаменитого лагерного восстания 11 апреля 1945 года.
Спустя год после войны друг художника - поэт Луи Арагон на свои средства выпустил альбом с его рисунками, сделанными в Бухенвальде - сто одиннадцать портретов жертв и палачей.

Работы художника послевоенного периода часто вызывали раздражение крупных политических боссов, а художественное сообщество Франции относилось к Таслицкому весьма прохладно, упрекая его в прямолинейности и бескомпромиссности. Целые серии своих картин он посвятил режиму генерала Пиночета в Чили, американской кампании во Вьетнаме и войне, развязанной Францией в Алжире. Его работы не раз снимались с выставок за политическую некорректность по отношению к правительству.
В 1971 году Таслицкий стал профессором Национальной высшей школы декоративных искусств, а в 1997 году - кавалером ордена Почетного Легиона.
Работы Бориса Таслицкого хранятся во многих музеях и галереях мира — от лондонской галереи Тейт до музея имени Пушкина в Москве.

Скончался художник 9 декабря 2005 года в возрасте 94 лет в том же доме, где без малого сто лет назад родился. Он похоронен на самом престижном и дорогом некрополе французской столицы – кладбище Монпарнас.
Незадолго до смерти Таслицкий сказал: «Даже если я попаду в ад, я и там буду продолжать делать наброски. Впрочем, в аду я уже побывал».

Источники - 1 , 2, 3 .
______________________________________________________________________

Раннее творчествоfont>

Ранние работы Шер-Джил часто находят отражение академического стиля, которому она обучалась. Однако, она настойчиво экспериментировала и в новых направлениях и течениях, которые она узнавала, общаясь в кругах «художественной богемы» Парижа.
Жизнь художницы в Париже связана, прежде всего, со знакомством и увлечением творчеством Поля Сезанна и Поля Гогена. Изучая картины Сезанна, Амрита постигала методику компактных композиций и технику моделирования глубины пространства.



Одна из ранних картин Шер-Джил (увы, неатрибутированная).

Если Сезанн научил Амриту способам организации формы, то организации колорита и дизайн ярких цветов она позаимствовала у Гогена. Она нашла картины Гогена, написанные на Таити, особенно привлекательными своей чувствительностью рисунка и эффективным использованием цвета. Амрита просто восхищалась изображением Гогеном природы островов Южного моря и его стилистически упрощенными, но символическими обнаженными таитянками. Влияние Гогена особо очевидно в «Автопортрете в образе таитянки» (Self Portrait as Tahitian, 1934), на котором Шер-Джил изобразила себя обнаженной по пояс, что для девушки из Индии было просто «революционным прорывом в искусстве».



Amrita Sher-Gil Self-Portrait as Tahitian. 1934 г.

Многие из картин, написанные в начале 1930-х годов, представляют собой виды Парижа, ню, натюрморты, портреты друзей и сокурсников. Значительную часть этих работ составляют автопортреты. Автопортрет захватил художницу возможностью передавать множество настроений - от мрачного или задумчивого до радостного, и подчеркнул нарциссическую жилку ее натуры.



Amrita Sher-Gil Selfportrait in Green 1934 г.

Известно, что Амрита часто носила западную одежду, а иногда надевала сари, в полной мере осознавая свою "экзотическую" красоту. Увы, из большого количества автопортретов, о которых пишут источники, я нашел всего несколько!

В 1932 году Амрита написала одну из своих первых известных картин - «Молодые девушки» (Young Girls), на которой изобразила свою сестру Индиру с ее подругой.



Amrita Sher-Gil Young Girls 1932 г.

Благодаря этой работе и следующей картине «Спящая» (Sleep, 1933), на которой тоже была изображена сестра, Амрита была избрана кандидатом на участие в выставке Большого Салона в Париже в 1933 году.



Amrita Sher-Gil Gill Sleep 1932 г.

Уже этот факт принятия к рассмотрению жюри работ молодой художницы из Азии, можно считать получением признания. (Тем более, неизвестно – приняла художница участие в Салоне или нет). В 1934 году Шер-Джил получила Золотую медаль Школы.

Искусствоведы пишут, что еще за пару лет до этого счастливого дня Амрита все чаще начала думать об Индии и возращении на родину, в страну, которая была связана с ее детскими воспоминаниями и романтикой, которая все чаще заполняла ее мысли так же, как Гоген постоянно думал о Таити.
Художница позже писала: «Меня просто стало преследовать сильное желание вернуться в Индию. Я странным необъяснимым образом чувствовала, что там лежит моя судьба, как художника».
Вероятно, она хотела вернуться и, применив все свои навыки, полученные в Париже, изобразить свою сказочную страну с «объективностью» Сезанна, чтобы показать ее красоту и сочность красок.
Хотя она могла остаться во Франции, чтобы по-прежнему впитывать воздух ветвистых бульваров, сидеть в кафе, жить богемной жизнью художников, которая ей нравилась, тем более, ее картины были признаны и одобрены, но 22-летняя художница возвращается в Индию, чтобы стать первой и самой известной женщиной - художником Индии ХХ века.

Возвращение

Итак, Амрита получила диплом Национальной Школы изящных искусств и в ноябре 1934 года уехала в Индию. Там она поселилась в родной Шимле, в Западных Гималаях.
На этот раз, она смотрела на Индию глазами художника. Но она приехала сюда не как иностранка, которую привлекает "живописная" Индия с ее экзотическими видами и запахами.



Amrita and father.

Впрочем, вскоре и романтические видения Амриты своей родины, как "сладострастной, красочной и солнечной " (такой она вспоминала страну в Париже), сменились, по ее собственным словам, "видением пустынной зимы в Индии с бесконечными дорогами желтой земли, невероятно худыми мужчинами и женщинами, которые двигаются, молча, а в глазах царит тоска». Она действительно видела повсюду лица несчастных и удрученных, бедных и голодающих жителей. Социальные темы стали основными в первые годы после возвращения на родину.

Творчество

Несмотря на ее академическое обучение западному искусству, Шер-Джил понимала и глубоко уважала художественные традиции Индии, хотя никогда не была продуктом индийской или панджабской социально-культурной среды.

Когда Шер-Джил вернулась из Парижа, в искусстве Индии господствовал стиль Ренессанса Бенгальской школы. Источники вдохновения Амриты имели мало общего с живописью этой школы с ее изображениями богов и богинь, выполненными акварелью в двумерной форме. Амрита интерпретировала современную жизнь, рисуя маслом, используя светотени, линейные перспективы и трехмерную реальность.
Например, в отличие от Бенгальской школы, которая рисовала "Бхарат Мата" (олицетворение Матери Индии), придавая ей антропоморфные формы, Шер-Джил изображает свою "Мать-Индию" на картине "Продавцы фруктов" (Fruit Vendors) в виде несчастной женщины с анемичным сыном на коленях и болезненной дочерью, сидящей рядом. Так Амрита представляла свою страну в британской колониальной зависимости.



Amrita Sher-Gil Fruit Vendors 1937 г.

Историки пишут, что «гений художника», словно цветок, распустился только после ее возвращения на родину.



Amrita Sher-Gil in her studio in Shimla (photographed by father Umrao Singh Sher-Gil). 1937 г.

Поселившись в Шимле в начале 1935 года и работая там в своей студии, художница приняла важное решение – интерпретировать наглядно «жизнь особенно бедных слоев населения». Она, например, написала пахарей, которых встречала в окрестностях Саммер Хилла, где жила и местных женщин за работой.



Amrita Sher-Gil Hill Women. 1935 г.

Поскольку художница сама былаженщиной, она, естественно, больше интересовалась жизнью именно женщин. Будучи совершенно незнакомой с их положением, как социальным, так и семейным, Амрита была удивлена их жизнью, «словно в заточении», их движениями, «словно движутся тени», и эти минорные настроения преобладают в ее картинах. Не зря Шер-Джил утверждала, что «искусство страны отражает психологию его народа».



Amrita Sher-Gil Two Women.



Amrita Sher-Gil Woman on Charpai.

Несмотря на свои стилистические сходства с картинами Гогена, Шер-Джил пытается найти свой индивидуальный стиль, в котором большое внимание уделяется упрощению формы и устранению несущественных деталей.
Ее стиль и цветовая гармония представляет новое направление в индийской живописи того времени. При этом художница отказалась придерживаться единого стиля, чередуя конфигурацию экспрессионизма и виртуозность изображения реальной жизни.
Яркий пример этого – картина «Три девушки» (Three Girls, 1935), изображающая трех молодых женщин на пороге взрослой жизни и брака. Несчастное выражение лиц героинь картины указывает на сочувствие художницы их положению.



Amrita Sher-Gil Three Girls. 1935 г. National Gallery of Modern Art in New Delhi

Паломничество к святыням.

В семейном доме в Саммер Хилл художница жила до 1936 года. В этом году Амрита познакомилась с коллекционером и критиком Карлом Хандалавала (Karl Khandalavala), который поощрял ее интерес к истокам традиционного индийского искусства и предложил совершить паломничество к его святыням, чтобы увидеть воочию миниатюрную живопись Великих Моголов, наскальные рисунки в пещерах Аджанты и храм в Эллоре, вырезанный в скале.



Amrita Sher-Gil with its Model.

В этом же году художница отправилась в путешествие по южной Индии, посетила и Аджанту, и Эллор. Она была под большим впечатлением от увиденного, описывая позже фрески и рисунки, как "жизненно важные, яркие, тонкие и невыразимо прекрасные». Фрески Аджанты повлияли и на стиль художницы, и на цветовые схемы ее картин. После Аджанты Амрита несколько дней провела на мысе Коморин, где написала картину «Продавцы фруктов» (Friut Vendors).

Затем, уже в 1937 году, Амрита продолжила путешествие в штат Керала, где увидела великолепные фрески дворца Маттаншери (Mattancheri) в Кочине и посетила храм Падманабхапурам в Траванкоре. Карлу Хандалавала она написала: «Я редко видела такие мощные рисунки. Это даже превосходит то, что я видела в Аджанте». Кроме того, Амрита стала осваивать язык индийских миниатюр.
Посещение штата Керала вдохновляет художницу на создание в 1937 году монументальных картин «Туалет невесты» (The Bride's Toilet), «Брахмачари» (The Brahmacharis) и «Крестьяне южной Индии, идущие на рынок» (South Indian Villagers Going to Market), которые Шер-Джил назвала своей «Южно-индийской трилогией».



Amrita Sher-Gil Bride's Toilet. 1937 г.



Amrita Sher-Gil South Indian Villagers Going to Market. 1937 г.

Картины Амрита написала по возвращении в Шимлу. Эти три полотна считаются вершиной ее творчества, они наиболее известны из всех картин, которые Шер-Джил написала за всю свою короткую жизнь. Как пишут критики, в этой трилогии художница подошла достаточно близко к достижению сочувствия к своим героям Достоевского и поэтической реальности Сезанна.
Картины Шер-Джил следующих нескольких лет по-прежнему отражают ее растущее стремление создать современный стиль живописи, который был, как бы квинтэссенцией увиденного в этом путешествии.



Amrita Sher-Gil Tribal Women. 1938 г.

Замужество

Работы над трилогией вымотала Амриту эмоционально. Она пишет серию небольших картин «Женщина в красном» (Women in Red), «Сиеста» (Siesta), «Рассказчик древних историй» (Ancient Story Teller), «Купание слонов в зеленом бассейне» (Elephants Bathing in a Green Pool) и др.



Amrita Sher-Gil Ancient Storyteller.

А в июне 1938 года Шер-Джил отправляется к родственникам в Венгрию, где неожиданно (по крайней мере для историков) выходит замуж за своего двоюродного брата по материнской линии, доктора Виктора Егана (Victor Egan).
Медовый месяц пара провела в Европе, при этом Амрита продолжала писать. Ее работы этого периода, среди которых называют «Церковь Стипл в Венгрии» (Church Steeple in Hungary), «Зима» (Winter) и «Рождественское кладбище» (Merry Cemetry), показывают на взаимодействие и влияние венгерских художников, особенно колонии художников в Нагбанье (Nagybanya).



Amrita Sher-Gil Hungarian Market Scene. 1938 г.



Amrita Sher-Gil Merry Cemetry 1938 г.

Угроза надвигающейся второй мировой войны заставила супругов в июне 1939 года покинуть Будапешт. Они вернулись в Индию, в родительский дом Амриты в Шамле. Однако, враждебность матери по отношению к Виктору заставила молодую семью покинуть Шимлу и переехать в дом отцовской семьи в деревне Сарайе, в Горакхпуре, район Уттар-Прадеш. Виктора принял на работу врачом дядя Амриты Сундар Сингх Майитхи, который владел в Сарайе сахарным заводом.

В Сарайе у Амриты начался новый этап творчества. Художница чувствовала, что «приближается еще один переходный период, основанный на более сознательных картинах, более наблюдательный за природой и более стилизованный в отношении ее».
В этой, по сути, глухой деревне она напишет свою любимую (по ее признанию) картину «Красный слон» (Red Clay Elephant), натюрморты и деревенские виды, а также миниатюры в стиле живописи Моголов.
Многие работы написаны под влиянием картин Басохли, которые она видела в коллекции Карла Хандалавала, с которым продолжала общаться. Кроме того, она посещала музей Лахора во время своих «вылазок в свет».
Историки отмечают, что картины художницы этого периода отличаются от прежних работ более интенсивным цветом. «Я не могу контролировать свой аппетит к ярким цветам, и сама удивляюсь этому» - признавалась Амрита своей подруге. В результате этого «аппетита» появляются картины «Слон на прогулке» (Elephant Promenade), «Качели» (The Swing), «Лошадь и кучер» (Horse and Groom), «Верблюды» (Camels) и др.



Amrita Sher-Gil Shringaar 1940 г.



Amrita Sher-Gil Camels 1941 г.



Amrita Sher-Gil Two Elephants. 1940 г.

Трагическая смерть

Когда Амрите окончательно наскучило жить в захолустье, она уговаривает мужа переехать в Лахор, бывший к тому времени крупным культурным и художественным центром. Семья переезжает в Лахор в сентябре 1941 года и поселяется в особняке на Ганга Рам, 23, где на верхнем этаже Амрита обустраивает собственную студию. Виктор сразу же открывает собственную фирму и начинает заниматься медицинской практикой.
В Лахоре Амрита приступила к работе над картиной «Буйволы в пригороде», которая так и не была завершена. На последней завершенной картине Амрита изобразила вид из окна своей студии в доме, где они недавно поселился.

3 декабря 1941 года, за несколько дней до открытия ее первой персональной выставки в Лахоре, Амрита внезапно заболела и впала в кому. Через три дня, около полуночи, 6 декабря 1941 года она скончалась.
Истинная причина смерти никогда не была установлена. В качестве возможных причин называют результат неудачного аборта и последовавший за этим перитонит, а также эпидемию тропической бактериальной дизентерии. Наследники художницы настаивают на втором. Впрочем, это может быть правдоподобной версией, поскольку Индия не знала о пенициллине до середины сороковых годов. Кроме того, в некоторых источниках указано, что смерть могла наступить из-за неопытности мужа в борьбе с тропическими болезнями. Виктор пытался вылечить Амриту самостоятельно, а когда он обратился за помощью к врачам, было уже слишком поздно.
Амрите было всего 28 лет. Она была кремирована 7 декабря 1941 года в Лахоре.

Слова Салмана Рушди, сказанные о художнице, звучат, как эпитафия: «Ей было отказано в старости, но, ни ее жизнь, ни внешняя красота, ни работы, которые она создала, не содержат ничего, за что она должна была бы извиниться. Прошло время, а ее имя и ее искусство живы!»

Наследие

Без сомнения, все историки и критики заявляют, что творчество Шер-Джил оказало огромное влияние на индийское современное искусство наряду с творчеством Рабиндраната Тагора. Только спустя несколько лет после смерти Шер-Джил возникнет движение художников «Калькуттская группа» (Calcutta Group), организованное в 1943 году, а еще позже, в 1948 году, в Бомбее появится «Группа прогрессивных художников» (Progressive Artist's Group), учрежденная Фрэнсисом Ньютон Сузой и художниками Ара, Бакре, Гаде и Раза.



Amrita Sher-Gil.

Правительство Индии объявило картины Шер-Джил Национальным художественным сокровищем, большинство из них (более 100 работ) находятся в Национальной галерее современного искусства в Нью-Дели.
В 1978 года в Индии была выпущена почтовая марка изображением ее картины.
Одна из улиц в Лутейнс Дели носит имя художницы.
В 1993 году индийский драматург Джавед Сиддики написал пьесу на языке урду «Звезда Амриты» (Tumhari Amrita), в спектакле по этой пьесе сыграли звезды индийского кино Шабана Азми и Фарук Шейх.
Творчество художницы стало основой современного романа «Подделка» индийской писательницы Амриты Чоудхури.





Сцены из спектакля «Звезда Амриты».

Большую работу по популяризации художницы проводят племянники Амриты, дети ее сестры Индиры.
Художник писатель и ученый Виван Сундарам, родившийся через два года после ее смерти, более тридцати лет работает с архивами художницы. В результате он выпустил двухтомное издание «Амрита Шер-Джил: автопортрет в письмах и дневниках», основанное на ее переписке, письмах, дневниковых записях, семейных фотографиях, воспоминаниях современников и рассказах своей матери.



Amrita Sher-Gil

В 2001 году вместе со своей сестрой Навиной Сундарам, телевизионной журналисткой, который живет сейчас в Германии, Виван создал документальный 37 минутный фильм «Амрита Шер-Джил: Семейный альбом», основанный на серии фотомонтажей, в котором родственники Амриты также исследуют искусство и жизнь своей знаменитой тети. Отправной точкой фильма являются фотографии, сделанные отцом Амриты.



Амрита со своим автопортретом (фотоколлаж Вивана Сундарама).

В фильме есть намеки и на любовные романы Амриты – с художником Борисом Таслицким в Париже и даже будущим премьер-министром Индии Джавахарлалом Неру.

Была права Амрита Шер-Джил, дерзко написавшая в своем дневнике: «Европа принадлежит Пикассо, Матиссу, Браку и многим другим. Индия принадлежит только мне».

Источники – мои переводы зарубежных Википедий и статей с этих сайтов и блогов: 1 , 2, 3 , 4 , 5.

b295a26142b9 (147x40, 0 Kb)
Рубрики:  Искусство/Современная живопись
ЖЗЛ/Художники и скульпторы
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку